Научная статья на тему 'Особенности правового статуса спасателей в Арктике'

Особенности правового статуса спасателей в Арктике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового статуса спасателей в Арктике»

решать разные учебные задачи. Они помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению школьников с разным уровнем знаний.

Подобное занятие как форму контекстного обучения следует выбирать, прежде всего, для решения следующих педагогических задач:

- формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;

- приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;

- развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

- формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СПАСАТЕЛЕЙ В АРКТИКЕ

А.А. Смирнова, доцент, к.и.н., А.Ф. Воробьева, курсант, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,

г. Санкт-Петербург

Роль и значение Мирового океана в обеспечении устойчивого социально-экономического благополучия и развития для Российской Федерации и других стран мирового сообщества активно обсуждаются на сегодняшний день. Особенный интерес для мирового сообщества представляет Арктика, которая является особым регионом планеты. Арктических шельф является самым обширным континентальным шельфом планеты и, безусловно, вызывает стремление приарктических государств и других развитых стран обладать исключительным правом на расположенные в Арктике природные ресурсы.

В настоящее время идет активное освоение Арктики, и этот процесс, безусловно, отражается на развитии правовой политики государства в данном регионе, в том числе на развитии правовой политики в сфере обеспечения национальной безопасности Крайнего Севера.

В арктической зоне на сегодняшний день существует большое количество потенциально опасных объектов: ядерно- и радиационноопасных, пожаро- и взрывыоопасных, химически опасных, гидродинамически опасных, экологически опасных, способных вызвать техногенную катастрофу, а так же ко всему этому, опасный климатический характер: таяние вечной мерзлоты, обвалы, оползни, землетрясения, лавины, наводнения, ледяные заторы, пожары в тундре, снежные бури, которые могут привести к возникновению природной катастрофы.

Реализация крупных инвестиционных проектов, таких как освоение ресурсов, на шельфе арктических морей и континентальном шельфе Российской Федерации, создание новых промышленных объектов и транспортных коридоров, включая возрождение Северного морского пути и других проектов, приведет к увеличению источников чрезвычайных ситуаций и неизбежному возрастанию рисков их возникновения, прежде всего аварий с разливом нефти и аварий, связанных с эксплуатацией морских буровых платформ.

Нефтегазовая активность в обозримом будущем будет сопровождаться ростом объемов загрязняющих веществ, выбрасываемых в Мировой океан, поэтому риск освоения нефтегазовых месторождений в Арктическом шельфе довольно-таки высок, это обусловлено сложными природно-климатическими условиями и необходимостью применения уникальных технологий и оборудования.

Опасность и риск возникновения чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне будут возрастать с каждым разом, по мере освоения этого региона с его климатическими изменениями, и в целях реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период с 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации от 18.09.2008, Приказ № 1969, в МЧС России разработана информационная система мониторинга и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Арктической зоны Российской Федерации [1].

Предполагается создать 10 комплексных аварийно-спасательных центров, связанных единой информационно-аналитичекой подсистемой. Данные центры планируется разместить в населенных пунктах Арктического региона, обладающих транспортной и телекоммуникационной инфраструктурой и людскими ресурсами, с учетом риска возникновения ЧС природного и техногенного характера.

В настоящее время существует единый Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Глава третья данного нормативно-правового акта раскрывает права и обязанности, а так же социальные гарантии, распространяемые на спасателей любого региона по общему правилу [2].

На спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, обслуживающих организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством Российской Федерации. Существующий Федеральный закон № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит перечень социальных гарантий, которые распространяются и на сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера. В законе устанавливаются коэффициенты (районные, за

службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера; осуществляется оплата стоимости проезда к месту проведения основного отпуска на территории Российской Федерации и обратно, один раз в год; предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; в особом порядке исчисляется трудовой стаж [3].

В большинстве случаев, все гарантии, которые регламентируются данным законом, сотрудникам не предоставляются.

Так, например, Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Хабаровске гражданское дело по иску Белорукова Р.В. к Федеральному казенному учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании незаконным решения жилищной комиссии от и возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении по месту службы.

В обоснование заявленных требований Белоруков Р.В. указал на то, что он проходит службу в Главном управлении МЧС России по Амурской области в должности главного специалиста отдела нормативно-технического, лицензирования, сертификации управления надзорной деятельности главного управления МЧС России по Амурской области, состав семьи три человека, проживает вместе с семьей в квартире, которая принадлежит его отцу, своего жилья не имеет.

Решением жилищной комиссии ему было отказано в постановке на учет как подлежащего обеспечению жилым помещением в связи с проживанием и регистрацией по месту жительства в квартире, принадлежащей его отцу как член семьи собственника жилого помещения, решение незаконно, поскольку в данной квартире он проживает по соглашению с отцом временно до предоставления ему жилья уполномоченным территориальным органом МЧС России, с отцом он совместно не проживает и не ведет с ним общего хозяйства, отец проживает по иному адресу.

Истец уточнил свои требования, просил признать незаконным решение комиссии Дальневосточного филиала в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 06 ноября 2013 года исковые требования Белорукова Р.В. удовлетворены [4].

При анализе судебной практике, случаи нарушения законодательства в части обеспечения сотрудников жилыми помещениями встречаются довольно часто.

Известно, что существует проект закона «Об Арктической зоне в Российской Федерации», который планируют принять в 2015 году. Для такого района, как Арктика, следует разработать отдельное положение об особом

статусе спасателей в проекте данного закона. Поскольку как мы знаем, Арктика

- это особая зона, которая определяется такими факторами, как предельно низкая в зимний период температура воздуха и постоянно присутствующие на акваториях плывущие льды. Как во все времена, так и сейчас, лед и низкие температуры накладывают жесткие ограничения при работе в такой зоне. Работая в тяжелых условиях, спасатели постоянно подвергаются риску.

Для обеспечения безопасности и нормальных условий труда в районе Крайнего Севера, спасателям должны быть предоставлены особые социальные гарантии в рамках данного закона. Сотрудникам спасательных формирований необходимо предоставлять жилые помещения в собственность, размеры окладов денежного довольствия увеличивать по сравнению с теми, что существуют для спасателей, выполняющих должностные обязанности в районах с умеренно-климатическими условиями, обеспечивать дополнительные выплаты за работу в условиях Крайнего Севера, по приезду сотрудников на новое место службы осуществлять выплату подъемного пособия, осуществлять оплату стоимости проезда любым видом транспорта к месту лечения или медицинского обследования, предоставлять бесплатное медицинское обслуживание и санитарно-курортное лечение сотрудникам и их семьям, обеспечивать обязательное страхование сотрудников, осуществлять выплаты в целях возмещения вреда, причиненного выполнением служебных обязанностей. Для выполнения данных гарантий, государству необходимо проводить высокоэффективное финансирование.

Таким образом, активная и согласованная деятельность государства в области социально-экономического развития и обеспечения безопасности населения северных регионов является необходимым условием устранения негативных последствий и обеспечения устойчивого развития Севера в целях создания благоприятных условий для проживания и работы спасателей. Налаживание системы северных гарантий и компенсаций, является главным механизмом в обеспечении безопасности населения и территорий, а так же социально-экономического развития Арктики.

Список использованной литературы

1. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18 сентября 2008 г. № Пр-1969) // Российская газета. - 2009. - № 53.

2. Федеральный закон РФ от 22.08.1995 № 151-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»// Российская газета.

- 1995. - № 169.

3. Федеральный закон РФ от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Российская газета. - 2011. - № 157.

4. Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 24 января

2014 г. по делу № 33-475/2014 // [Электронный ресурс] URL. http: // ^^^^судебныерешения.рф.

СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПАСАТЕЛЯ МЧС: ПРИЧИНЫ, ОСОБЕННОСТИ

И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Ю.Г. Хлоповских, преподаватель, к.п.н., доцент,

А.В. Кравцов, курсант, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Синдром профессионального выгорания - психологическая категория, все чаще употребляемая в отношении представителей самых разных профессий, наряду с такими понятиями как «психоэмоциональное выгорание», «эмоциональное истощение».

Синдром профессионального выгорания непосредственно связан с профессиональным стрессом; ведет к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов организма. Причина этого - в накопившихся отрицательных эмоциях, которые вытесняются, подавляются, не находят выхода и, соответственно, не позволяют работнику продуктивно трудиться и ощущать себя эмоционально и физически комфортно.

Выделяют три стадии развития синдрома профессионального выгорания. На первой наблюдаются забывание каких-либо деталей и мелочей, некоторые сбои в процессе выполнения двигательных действий. Как правило, на эти симптомы мало кто обращает внимание, списывая их на общую усталость или индивидуальные особенности. В зависимости от рода деятельности, интенсивности нагрузок и психологических особенностей работника первая стадия может длиться от 3 до 5 лет.

Вторая стадия характеризуется существенной потерей интереса к работе и общению, причем как с коллегами, так и с членами семьи; повышенной раздражительностью; выраженной склонностью простудным заболеваниям. Рабочая неделя у такого специалиста длится невыносимо долго, к концу недели наступает апатия, проявляются такие соматические симптомы, как отсутствие сил, недостаток энергии, головные боли по вечерам и «мертвый» сон без сновидений. Эта стадия профессионального выгорания может проявляться с разной степенью интенсивности и, в зависимости от множества факторов, может длиться от 5 до 15 лет.

Третья стадия характеризуется полнейшим личностным выгоранием, сопровождаемым потерей всякого интереса к работе и жизни. Человеку свойственны эмоциональная индифферентность, безразличие, ощущение беспрерывного упадка сил и потеря остроты мышления. Такие люди стремятся к уединению, ограничивая внешние контакты домашними животными и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.