Научная статья на тему 'Особенности правового статуса педагогического работника в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации»'

Особенности правового статуса педагогического работника в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4983
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА / АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ / ОСОБЫЙ СТАТУС / СПЕЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛУЖАЩИЙ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОИСК ИСТИНЫ / LEGAL STATUS OF THE TEACHING STAFF / ACADEMIC RIGHTS AND FREEDOMS / THE SPECIAL STATUS / SPECIAL STATUS / PEDAGOGICAL WORKER / TEACHING EMPLOYEE / RESPONSIBILITY / SEARCH FOR TRUTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толоконников Валерий Константинович, Кожухова Светлана Валерьевна

Статья посвящена проблемам правового положения (статуса) педагогических работников в свете обсуждения законопроекта «Об образовании в Российской Федерации. Уделено особое внимание таким понятиям, как педагогический работник, правовой статус педагогического работника, ответственность работника образования, свободный поиск истины. Авторами приводится анализ новаций правового положения педагогического работника, отраженных в законопроекте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Толоконников Валерий Константинович, Кожухова Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the legal status of the teaching staff in the draft law "On Education in the Russian Federation"12Samara Regional Duma

The article deals with the problems of the legal status (status) of teachers in the light of the discussion of the draft law "On Education in the Russian Federation. The paper paid special attention to such notions as a pedagogical worker, the legal status of teaching staff, the responsibility of the employee education, free search for truth. The analysis of the innovations of the legal status of teaching staff, as reflected in the bill.

Текст научной работы на тему «Особенности правового статуса педагогического работника в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации»»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2013. № 1(13)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В ЗАКОНОПРОЕКТЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

© В. К. Толоконников © С. В. Кожухова

Толоконников Валерий Константинович

доцент кафедры уголовного права, процесса Самарская

гуманитарная академия

Статья посвящена проблемам правового положения (статуса) пелагогических работников в свете об-сужления законопроекта «Об образовании в Российской Фелерании». Улелено особое внимание таким понятиям, как пелагогический работник, правовой статус пелагогического работника, ответственность работника образования, своболный поиск истины. Авторами проволится анализ новаций правового положения пелагогического работника, отраженных в законопроекте.

Ключевые слова: правовой статус пелагогического работника, акалемические права и своболы, особый статус, специальный статус, пелагогический работник, пе-лагогический служащий, ответственность, поиск истины.

Кожухова

Светлана Валерьевна

главный специалист отдела законодательства в сфере социальной политики государственной службы и трудового законодательства Правового управления аппарата Самарской Губернской Думы

Принятый в 1992 году закон РФ «Об образовании», в связи с изменением политической системы, стабилизацией экономического положения, потребовал усовершенствования Российской системы образования, в том числе модернизации правового положения работника образования, которое бы соответствовало современным требованиям Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права.

Конституционные положения свидетельствует о том, что Россия является социальным государством, в котором образование является приоритетной формой политики [1], и качество системы образования должно принадлежать именно педагогическим работникам. Несмотря на то, что правовое положение (статус) педагогического работника и ре-

гулируется множеством законодательных актов, в них отсутствуют определения понятий, как самого педагогического работника, так и его правового статуса, с учетом особенностей его социального и правового положения.

Правовые понятия являются исходным материалом, ориентирами правотворчества и реализации юридических норм, а также средством аккумулирования знаний в юридической науке и практике [2]. Правовые дефиниции (понятийные формулировки) придают ясность и определенность правовым явлениям и обстоятельствам, их пунктуационная терминология предназначена для толкования (комментариев), как легальных (практических), так и доктринальных (научно-теоретических), рассчитанных на неизбежную перспективу развития норм права во времени [3].

Законопроект «Об образовании в Российской Федерации» является кодифицированным нормативно-правовым актом — по существу кодексом, в котором, впервые, на законодательном уровне, в п. 1 ст. 48, дается дефиниция правового статуса педагогического работника, являющегося одной из важнейших политико-правовых категорий, отражающий весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.

Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод, гарантированных государством, в том числе академических прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, а также ограничений, обязанностей и ответственности, установленных законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

По нашему мнению данная правовая дефиниция носит несколько декларативно-формальный (по содержанию и форме) характер, не отражает такого важного элемента общего (конституционного) статуса гражданина, гарантирующего права и свободы человека и гражданина, как общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленного в п. 1 ст. 17 Конституции РФ, а также особенностей содержания профессии педагога, и специфики правового регулирования общественных отношений в системе образовании, составляющих структуру правового статуса педагогического работника. Так, содержание правового статуса педагога, в частности, в системе общего образования, зависит от типа и вида образовательного учреждения, от статуса учредителя, от категории детей, с которыми занимается педагог, от внедрения инновационных технологий и т. п.

Таким образом, в определении отсутствуют отличительные черты, присущие правовому статусу педагогического работника, относительно правового статуса гражданина. На наш взгляд, единственным, по мнению разработчиков законопроекта, термином, относящим понятие правового статуса к педагогическим работникам, является выражение: «академических прав и свобод». Вместе с тем, из пяти значений слова «академический» [4], относительно «прав и свобод», наиболее приемлемы следующие значения этого термина: «соблюдающий установившиеся традиции» (в науке, искусстве) и «учебный» (применении к высшему учебному заведению). Таким образом, замысел разработчиков законопроекта, относительно

термина «академический», требует соответствующего комментария, а само понятие правового статуса педагогического работника нуждается в правовой корректировке.

В пункте 2 ст. 48 законопроекта закреплено, что государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Чем руководствовались разработчики законопроекта, признавая статус педагогического работника «особым»? В теории государства и права наиболее существенное значение имеют три вида правовых статусов: общий (конституционный); специальный (родовой) и индивидуальный правовой статус личности [5]. Понятие особого статуса отсутствует.

Право — наука точная, как математика, она неприемлет двойного толкования норм или правил. Термины «особый» и «специальный», несмотря на кажущееся сходство, понятия не равнозначные. Под первым понимается: «не обыкновенный, отдельный, независимый от других», под вторым, — «относящийся к отдельной отрасли чего-либо, присущий той или иной специальности» [6].

Правовой статус педагогического работника следует именовать, именно, специальным правовым статусом, так как он отражает особенности правового положения определенной категории людей — педагогов, которые базируясь, как на общем (конституционном), так и индивидуальном статусах, имеют свою специфику, дополнительные права, обязанности, предусмотренные законодательством.

Раскрывая правовое положение (статус) педагогического работника, разработчики законопроекта «забыли» дать определение самому субъекту правоотношений — педагогическому работнику. Почему педагога (учителя, преподавателя) назвали работником (человек, работающий в какой-то сфере трудовой деятельности), а не служащим (работник, занятый интеллектуальным, нефизическим трудом в разных сферах деятельности)? Преподавательская и воспитательская работа педагога является высоко умственной и духовной. На наш взгляд, работник сферы образования заслуживает определения — педагогического служащего. По аналогии, с понятием государственного служащего [7], нами сформулировано следующее определение педагогического служащего.

Педагогический служащий — гражданин Российской Федерации, специалист в области педагогики, взявший на себя обязательства по осуществлению деятельности в области образования.

Новацией законопроекта является указание в п. 4 ст. 48 на то, что предоставляемые академические права и свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения. Указанные положения законопроекта отсутствуют в действующем законе об образовании.

Вместе с тем, разработчики законопроекта не раскрывают понятия термина «истина», которая, согласно определению, — «известна лишь Богу». Вместе с тем поиск истины является не абстрактным, теоретичес-

ким понятием, а практическим, и разрешается, в настоящее время, как правило, не столько с научных, сколько с идеологических точек зрения. Поэтому, полагаем, включение в норму права следующего определения — «поиска научной истины», то есть основанной на достоверном установлении соответствующих фактов.

Другими новациями законопроекта, явились нормы, касающиеся обязанностей и ответственности педагогических работников. Действующим законом РФ «Об образовании» данные элементы правового положения работника образования не были закреплены [8]. Вместе с тем в норме не указывается, о какой ответственности идет речь. Полагаем, что речь должна идти не просто о необходимости, обязанности педагогического работника отдавать руководителю отчет в своих действиях или поступках, а именно, — о правовой, юридической ответственности (дисциплинарной, административной, гражданско-правовой). В связи с изложенным, п. 3 ст. 49 законопроекта, требует соответствующего дополнения.

В указанной статье нами не ставилась задача подробного исследования изменений и дополнений правового положения педагогического работника, отраженных в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации», однако, были затронуты правовые дефиниции, касающиеся ключевых свойств понятий и терминов, составляющих основу правового положения педагогического работника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации (с гимном России). — М. : Проспект, 2012. — Ст. 7, Ст. 43.

2. Элективы судебной экспертизы вреда здоровью (анализ экспертных эпизодов из практики правосудия) : монография / С. Н Куликов, С. В. Ардатов. — Самара : Сам-ЛюксПринт, 2012. — С. 27.

3. Власенко, Н. А. Неопределенность в праве: понятие и пути исследования // Российское правоведение. — 2006. — № 7. — С. 4—13.

4 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М. : ЭЛПИС, 2003. — С. 20.

5 Малька, А. В. Теория государства и права в схемах, определениях и коммен-

тариях : учеб. пособие. — М. : Проспект, 2010; Большой юридический словарь / под ред. А. В. Малько. — М. : Проспект, 2009.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и

фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М. : ЭЛПИС, 2003. — С. 463, 755.

7. ФЗ РФ от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. — 2004. — 31 июля.

8. Закон Российской Федерации «Об образовании»: по сост. на 2011г.: с ком-мент. к последним изменениям. — М. : Эксмо, 2011. — 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.