Научная статья на тему 'Особенности правового статуса благотворительных фондов'

Особенности правового статуса благотворительных фондов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6386
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФОНД / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД / ТРАСТ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА / БЛАГОПОЛУЧАТЕЛИ / ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ И ПОЖЕРТВОВАТЕЛЕЙ / ДОГОВОР ПОЖЕРТВОВАНИЯ / ГРАНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокофьева Екатерина Игоревна

Статья посвящена исследованию особенностей правового статуса благотворительных фондов, как одной из организационно-правовых форм юридических лиц, созданных для осуществления благотворительной деятельности. В статье исследовано современное состояние нормативно-правового регулирования их статуса по законодательству РФ и некоторых иностранных государств. Автором проанализированы источники формирования и порядок расходования имущества благотворительного фонда, специфика осуществления им своей деятельности. При этом обращено внимание на недопустимость использования в наименованиях других организационно-правовых форм слова «фонд». Сделаны выводы о наличии специфических особенностей, характеризующих благотворительные фонды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarity of the charity foundation legal statuses

The paper is devoted to the study of features of the legal status of charities, as one of the legal forms of legal entities established to carry out charitable activities. The paper investigated the current state of regulatory their status under the laws of the Russian Federation and some foreign countries. The author analyzes the sources and expenditure of the order of the property of the charity fund, the specific implementation of its activities. At the same time drew attention to the inadmissibility of the use in the names of other organizational and legal forms of the word "fund". The conclusions about the presence of specific features that characterize charities.

Текст научной работы на тему «Особенности правового статуса благотворительных фондов»

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ

Прокофьева Е.И.

3.6. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ

ФОНДОВ

Прокофьева Екатерина Игоревна, аспирант. Место учебы: Московский университет им. С.Ю.Витте. E-mail: kira548@rambler. ru

Аннотация: статья посвящена исследованию особенностей правового статуса благотворительных фондов, как одной из организационно-правовых форм юридических лиц, созданных для осуществления благотворительной деятельности. В статье исследовано современное состояние нормативно-правового регулирования их статуса по законодательству РФ и некоторых иностранных государств. Автором проанализированы источники формирования и порядок расходования имущества благотворительного фонда, специфика осуществления им своей деятельности. При этом обращено внимание на недопустимость использования в наименованиях других организационно-правовых форм слова «фонд». Сделаны выводы о наличии специфических особенностей, характеризующих благотворительные фонды.

Ключевые слова: некоммерческая организация, фонд, благотворительный фонд, траст, благотворительная деятельность, цели деятельности фонда, благополучатели, привлеченные средства благотворителей и пожертвователей, договор пожертвования, грант.

THE PECULIARITY OF THE CHARITY FOUNDATION LEGAL STATUSES

Prokofeva Ekaterina Igorevna, postgraduate student. Place of study: Moscow Witte University. E-mail: kira548@rambler.ru

Annotation: The paper is devoted to the study of features of the legal status of charities, as one of the legal forms of legal entities established to carry out charitable activities. The paper investigated the current state of regulatory their status under the laws of the Russian Federation and some foreign countries. The author analyzes the sources and expenditure of the order of the property of the charity fund, the specific implementation of its activities. At the same time drew attention to the inadmissibility of the use in the names of other organizational and legal forms of the word "fund". The conclusions about the presence of specific features that characterize charities.

Keywords: non-profit organization, the Foundation, a charitable foundation, trust, charitable activities, objectives of the fund beneficiaries, funds raised from benefactors and donators, the contract donation grant.

В настоящее время правовое положение фондов как разновидности некоммерческих организаций определяется целым рядом законодательных актов:

1) Гражданским кодексом Российской Федерации, который регламентирует основные положения создания, деятельности, реорганизации и ликвидации фондов;

2) Федеральным Законом от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который уточняет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации фондов как юридических лиц; вопросы формирования и использования имущества НКО, права и обязанности учредителей;

3) Федеральный закон от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

4) иные нормативные акты, регулирующие различные аспекты деятельности благотворительных фондов, в частности, Налоговый кодекс РФ. Кроме этого, т.к. благотворительная деятельность может регулироваться нормативно-правовыми актами субъектов РФ, к деятельности благотворительных фондов может применяться и региональное законодательство.

Фонд является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами или юридическими лицами, преследующей общественно - полезные цели. При рассмотрении вопросов деятельности фондов, и сравнивая его с зарубежным, можно заметить, что наибольшие различия проявляются при сравнении с англосаксонской системой права. Понятие «фонд», законодательство Великобритании, например, не использует, а вместо него употребляет термин «благотворительный траст», который довольно близок не только по значению, но и более конкретен для определения деятельности организации.

Благотворительным трастом, является организация, учреждаемая в благотворительных целях и подлежащая регистрации Комиссией по благотворительности, органом, непосредственно подчиненным парламенту. Данные трасты не платят подоходного налога, при соблюдении правил ведения деятельности, установленных Комиссией по благотворительности.

Существенные отличия фондов от трастов проявляются при рассмотрении вопросов структурного формирования. Фонды представляют собой корпоративные образования или юридические лица, а трасты - форму юридических отношений между бенефициарами и доверительными собственниками. Учреждение траста, подпадающего под квалификацию благотворительного, требует соблюдения всех условий, необходимых для учреждения любого другого траста. Однако для подтверждения благотворительности, существует особенность: выгодоприобретатель не указывается, вместо него указывается благотворительная цель, требующая учреждения траста.

На наш взгляд, особенности такой конструкции связаны именно со спецификой правовой системы стран общего права. Для них конструкция траста является традиционной и широко используемой, в то время, как законодательство стран, принадлежащих к романогерманской правовой семье, использует другие правовые институты. Таким образом, рассмотрение благотворительного фонда как разновидности юридического лица, является традиционным и обоснованным для российской правовой действительности. С функциональной точки зрения, частные фонды могут создаваться с целью защиты активов, планирования баланса имущества, трасты могут создаваться для этих же целей по соглашению сторон. Частные фонды призваны решить некоторые недостатки трастового законодательства. Законодательство закрепляет способность сохранения за учредителем фонда полномочий, без риска признания недействительности траста, персональная ответственность доверительных собственников траста не ограничена. Учредитель фонда, имеет ограниченные полномочия, по сравнению с учредителем траста.

Аналогичную ситуацию мы может увидеть и законодательстве Германии, где осуществление и финансирование благотворительных проектов осуществляется частными фондами непосредственно.

103

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

В тоже время, «фонд», как наименование, отражающее организационно-правовую форму юридического лица, представляется нам не совсем удобным, так как это же наименование имеют и другие организации (инвестиционные, компенсационные, жилые, страховые, внебюджетные и бюджетные фонды, фонды хозяйственных обществ и т.д.), что порождает собой некоторые коллизионные нюансы1. Существует целый ряд организаций, которые в своем наименовании содержат слово «фонд», при этом, не являясь фондом, как разновидностью некоммерческой организации и не соответствуя понятию фонда, который установлен ГК РФ и Законом о некоммерческих организациях. В частности, Пенсионный фонд РФ, который, согласно п.1 Постановления от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР», является самостоятельным кредитно - финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Однако, нельзя не отметить имеющиеся попытки, как законодателя, так и правоприменительных органов, выделить фонды, в отдельную правовую форму организации некоммерческих организаций.

Целесообразным представляется запрет на использование в своем наименовании другими юридическими лицами, кроме созданных в форме фонда, именно слова «фонд». Это будет способствовать формированию единого подхода к пониманию сущности фонда как некоммерческой организации, что, в свою очередь, повысит эффективность действия правовых норм1 2' Интересно, что законодательство ряда стран уже сформировано подобным образом. Так, ст.13 Закона Украины от 5 июля 2012 г. № 5073-VI «О благотворительности и благотворительных организациях» определяя организационно-правовые формы, в которых может создаваться благотворительная организация, в их числе в качестве самостоятельной формы называет благотворительные фонды3.

Существование различных видов фондов обусловило необходимость их классификации. Не закрепленная в российском законодательстве нормативно, она имеет большое практическое значение. Центр европейских фондов4 приводит классификацию фондов, учитывая: способ управления; источник финансирования деятельности; порядок распределения финансовых ресурсов. На основе указанных критериев выделяются такие виды как: независимые, корпоративные, поддерживаемые либо аффилированные с правительством, фонды местных сообществ. Данную классификацию мы можем применить и к российским условиям. Так, в качестве независимого (частного) фонда в России широко известен частный благотворительный фонд Михаила Прохорова, учрежденный в 2004 году. Главная цель Фонда - системная поддержка культуры российских регионов, их интеграция в общемировое культурное пространство, повышение интеллектуального уровня и творческого потенциала местных сообществ. Единственное исключение здесь составляют поддерживаемые Правительством фонды, так как, в

1 Ванеева Л.А. Права участников хозяйственных обществ и проблемы их защиты // Пробелы в российском законодательстве. 2012.№6. C.79-85

2 Волкова М.А. Эффективность формирования системы права в современных условиях // История государства и права. 2013. № 6. C.32

3 Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2013, № 25, ст.252 // СПС «КонсультантПлюс».

4 http://www.efc.be/ (дата обращения: 5 октября 2014 г.)

соответствии с российским законодательством (ст.8 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»5, органам государственной власти и местного самоуправления запрещено выступать учредителями благотворительной организации. Такой запрет действует как в отношении прямого участия, так и косвенного, распространяясь на государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения.

Однако нам представляется более актуальной другой критерий. Следует отметить, что Федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не имеет классификации благотворительных организаций (в частности фондов) по целям осуществляемой общеполезной деятельности (например, выделение экологических, образовательных, культурно-просветительских и других благотворительных организаций) или по кругу дестинаторов (например, классификацию благотворительных организаций на дома престарелых, сиротские приюты, инвалидные дома, дома трудолюбия, бесплатные столовые и другие благотворительные организации). Отсутствие данных разграничений не позволяет реализовывать индивидуальные меры поддержки в отношении отдельных видов благотворительных организаций, в частности, фондов, на федеральном, региональном, местном уровне.

Ст.14 Закона «О некоммерческих организациях» указывает в качестве необходимой информации, подлежащей включению в устав фонда, сведения о целях его деятельности. Однако, зачастую это выражается лишь в указании в названии фонда на то, что он является благотворительным. При этом следует различать такие понятия как «цель деятельности», имеющие общий характер, и «цель благотворительной деятельности». Последние перечисляются в от. 2 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», и их перечень является исчерпывающим. Предлагаем конкретизировать содержание п.3 ст.14 Закона «О некоммерческих организациях», указав в нем на необходимость в качестве обязательной информации указывать в уставе фонда на основную цель благотворительной деятельности, для которой он создается.

Пределы ресурсов государственного бюджета, довольно сложный механизм получения целевых ассигнований, добровольных взносов и пожертвований, определяют необходимость фондов вести предпринимательскую деятельность. Здесь следует отметить, что фонды обладают специальной правоспособностью и осуществляют свою деятельность в соответствии с теми целями, которые были закреплены в уставе при его создании. Таким образом, ограничены возможные формы предпринимательской деятельности фонда. Некоммерческая, да и коммерческая деятельность, которая не соответствует целям создания фонда, являющимися уставными целями, будет признана неуставной. Здесь считаем необходимым отметить, что Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях», а также и иные нормативно-правовые акты не имеют подробного указания на то, в каком случае предпринимательская деятельность будет не соответствовать целям деятельности НКО6 Подобная ситуа-

5 Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, от. 3340

6 Кицай Ю.А. Проблемы развития законодательства о некоммерческих организациях в России // Бизнес в законе. 2014.№1.

C.54-56

104

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ

Прокофьева Е.И.

ция приводит сложностям толкования данного оценочного понятия судами.

На наш взгляд, необходима более четкая законодательная регламентация в отношении соответствия предпринимательской деятельности целям деятельности некоммерческой организации - либо предпринимательская деятельность должна соответствовать целям деятельности НКО, и в вышеуказанном законе прописываются критерии определения ее таковой; либо предпринимательская деятельность может не соответствовать целям деятельности НКО.

Нам представляется предпочтительным второй вариант. Схожие рекомендации содержатся и в Перечне рекомендаций по совершенствованию законодательства о некоммерческих организациях, разработанному Международным центром некоммерческого права (The Internationa! Center for Non-for-profit Law)7. Подпункт «а» п. 1.6. указанного документа содержит рекомендации о допустимости любых видов деятельности, приносящей пользу (выгоду) как членам организации, так и обществу в целом.

Общественно-полезная деятельность фондов, благотворительная в том числе, требует определенных и постоянных материальных затрат, обеспечение которых, при отсутствии членских взносов затруднено, так как членство не предусмотрено структурой фонда, в связи с этим, участие фондов в предпринимательской деятельности закон предусматривает не только непосредственным образом, но и через создаваемые для уставных целей хозяйственные общества (п.4 ст.12 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В последнем случае на создаваемые хозяйственные общества будут распространяться нормы, действующие для коммерческих организаций, т.е., фактически, будут сняты все ограничения на осуществление предпринимательской деятельности. Аналогичной позиции придерживается и Г.А. Кудрявцева8, указывая на возможность несоответствия видов деятельности общественной организации и созданных ею коммерческих юридических лиц.

Отсутствие членства, а также имущества, сформированного за счет членских взносов, являются еще одними характерными признаками юридического лица, созданного в форме фонда. В литературе указывается на то, что имущество благотворительного фонда может формироваться из различных источников. Так, А. Толмасова, анализируя от. 15 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», анализирует такие источники, как доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности, а также поступления от деятельности по привлечению ресурсов. При этом автором справедливо делается вывод о существовании различий в этих понятиях. Организация благотворительным фондом развлекательных, культурных, и иных массовых мероприятий в рамках кампании по привлечению благотворителей и добровольцев, может рассматриваться как деятельность по привлечению ресурсов, а не предпринимательская деятельность. Особую важность имеет тот факт, что продажа благотворительной организацией пожертвований, поступивших от благотворителей, также следует считать деятельностью неком-

7 http://www.icnl.org/research/Nbrary/fNes/Transnational/checkNs-ten.pdf (дата обращения: 1 октября 2014 г.)

8 Кудрявцева Г.А. Федеральное законодательство России о праве общественных объединений на осуществление предпринимательской деятельности // Право и экономика. 1998. № 9. С. 37.

мерческого характера, если благотворитель указал,

9

что пожертвование надо продать .

Первый из указанных источников был рассмотрен нами выше. Остановимся подробнее на особенностях правового режима привлеченных денежных средств. Деятельность по их массовому привлечению в мировой практике носит название фандрайзинга. В переводе с английского языка: fund - фонд, денежные средства, raise - сбор, повышение, увеличение. Следовательно, фандрайзинг представляет собой способ (в широком смысле) поиска и сбора финансовых и иных средств для реализации социально значимых проектов. Специалисты благотворительных фондов проходят обучение эффективным методикам массового привлечения денежных средств на благотворительные проекты. О перспективах развития такого направления финансирования деятельности благотворительных фондов свидетельствует тот факт, что в 2013 г. в России была создана Ассоциация франдрайзеров России, насчитывающая на сегодняшний момент 33 участника. По данным Российского фонда помощи, на 2014 г. в РФ зарегистрировано 410 благотворительных фондов, у которых основной объем средств составили именно привлеченные публично (сбор пожертвований, лотереи и пр.) средства. Объем собранных ими средств в 2014 г. составил 1 224 352 827 рублей9 10, что доказывает высокую продуктивность их деятельности.

Нормативное закрепление этот источник финансирования получил в от. 15 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», относящей к нему такие мероприятия как проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями.

Интересно, что законодатель в ст.15 указанного Закона использует термин «пожертвование» применительно к разным источникам формирования имущества благотворительной организации. Наряду с указанным выше перечнем, он встречается в абзаце 4 ст.15 Закона, вводящем понятие «благотворительного гранта», т.е. благотворительного пожертвования, в том числе носящего целевой характер, предоставляемого гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме. На наш взгляд, введение такого термина в гражданское законодательство нельзя признать удачным. Само словосочетание «благотворительное пожертвование» является тавтологией, т.к., согласно п.1 ст.582 Гражданского кодекса РФ, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (каковыми нельзя не признать осуществление благотворительности). Дефиниция гранта содержится в ст.251 Налогового кодекса, где она раскрывается через перечисление ряда признаков (гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объедине-

9 Толмасова А. Правовое регулирование предпринимательской деятельности некоммерческих организаций // Законодательство об НКО. Информационный бюллетень. № 8. декабрь 2008. С.4.

10 По данным Российского фонда помощи // http://www.rus-fond.ru/navigator (дата обращения 6 октября 2014 г.)

105

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

ниями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан). Однако, согласно той же статье, это понятие может использоваться лишь в целях той главы Налогового кодекса, в которой содержится.

В литературе можно встретить мнение о необходимости законодательного закрепления договора гранта как разновидности договора пожертвования 11. При этом авторами выделяются следующие отличительные признаки: предоставление средств на конкурсной основе; исключительно целевой характер ресурсов вне зависимости от того, кому они выделяются (при пожертвовании донор по своему усмотрению решает вопрос об использовании по целевому назначению имущества, предоставляемого юридическим лицам); в качестве выгодоприобретателей могут выступать все некоммерческие организации, а не только те, что указаны в от. 582 ГК РФ.

Представляется, что указанные признаки, действительно присущие грантам, вполне коррелируются с имеющимся в Гражданском кодексе РФ определением пожертвования. Внимания заслуживает лишь один из указанных критериев - предоставление средств на конкурсной основе. Именно он, по-нашему мнению, и должен быть отражен в ст.15 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Таким образом, можно сделать вывод о существующей специфике правового статуса благотворительного фонда, отличающей его от иных фондов, имеющих статус некоммерческих организаций. Она обусловлена целями деятельности, и находит отражение не только в институциональных признаках, присущих благотворительным фондам как разновидности некоммерческих организаций, но и в порядке формирования и распределения имущества.

Список литературы

1. Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2013, № 25, ст.252 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Волкова М.А. Эффективность формирования системы права в современных условиях // История государства и права. 2013. № 6. C.32

3. Ванеева Л.А. Права участников хозяйственных обществ и проблемы их защиты // Пробелы в российском законодательстве. 2012.№6. C.79-85

4. Кицай Ю.А. Проблемы развития законодательства о некоммерческих организациях в России // Бизнес в законе. 2014.№1. C.54-56

5. Кудрявцева Г.А. Федеральное законодательство России о праве общественных объединений на осуществление предпринимательской деятельности // Право и экономика. 1998. № 9. С. 37.

6. По данным Российского фонда помощи // http://www.rusfond.ru/navigator (дата обращения 6 октября 2014 г.) 11

7. Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, от. 3340

8. Толмасова А. Правовое регулирование предпринимательской деятельности некоммерческих организаций // Законодательство об НКО. Информационный бюллетень. № 8. декабрь 2008. С.4.

9. Шугрин И.С. Составление договоров при получении целевых средств // БиНО: некоммерческие организации. 2001. N 8. С. 24; Мельник Т.Е. Правовое регулирование грантов в российском законодательстве. 2004 г // СПС «КонсультантПлюс».

10. http://www.efc.be/ (дата обращения: 5 октября 2014 г.)

11. http://www.icnl.org/research/library/files/Transnatio-nal/checklisten.pdf (дата обращения: 1 октября 2014 г.)

Рецензия

На статью «Особенности правового статуса благотворительных фондов» Прокофьевой Екатерины Игоревны

Научное направление работы: гражданское право.

Актуальность работы: Актуальность выбранной для написания статьи темы обусловлена ее малоизучен-ностью и отсутствием доскональной разработанности теоретико-правовой основы деятельности как фондов в целом, так и фондов, занимающихся благотворительной деятельностью.

Оценка достоверности представленных результатов: Теоретическая значимость данной статьи заключается в комплексном исследовании особенностей правового статуса благотворительных фондов, как одной из организационно-правовых форм юридических лиц, созданных для осуществления благотворительной деятельности.

Автором проанализированы источники формирования и порядок расходования имущества благотворительного фонда, специфика осуществления им своей деятельности.

Практическая значимость: автор, выделяя особенности, присущие благотворительным фондам как разновидности некоммерческих юридических лиц, отмечает имеющиеся коллизии правового регулирования, делает выводы по дальнейшему совершенствованию законодательства в этой области.

Характеристика статьи по оформлению: Материал статьи изложен последовательно.

Рекомендации к публикации: статья актуальна, представляющая научный практический интерес и может быть рекомендована к публикации.

Рецензент. д-р. юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Российского государственного социального университета Ситдико-ва Любовь Борисовна

11 Шугрин И.С. Составление договоров при получении целевых средств // БиНО: некоммерческие организации. 2001. N 8. С. 24; Мельник Т.Е. Правовое регулирование грантов в российском законодательстве. 2004 г // СПС «КонсультантПлюс».

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.