Научная статья на тему 'Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев и экологических мигрантов: сравнительно-правовой анализ'

Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев и экологических мигрантов: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5565
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МИГРАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МИГРАНТ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ВЫНУЖДЕННЫЙ МИГРАНТ / БЕЖЕНЕЦ / ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евтушенко В. И.

В статье проведен сравнительный анализ правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев и экологических мигрантов и сделан вывод о необходимости их сближения либо путем внесения соответствующих изменений в Федеральные законы Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах», распространяющих действие указанных законов на экологических мигрантов, либо путем разработки на основе Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» универсального законодательного акта, предусматривающего, в том числе, право на экологическую миграцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев и экологических мигрантов: сравнительно-правовой анализ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАИИП РЕГУЛИРОВАНИЯ

УДК 342.732

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МИГРАНТОВ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

В. И. Евтушенко

Белгородский

государственный

университет

e-mail:

77712@live.ru

В статье проведен сравнительный анализ правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев и экологических мигрантов и сделан вывод о необходимости их сближения либо путем внесения соответствующих изменений в Федеральные законы Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах», распространяющих действие указанных законов на экологических мигрантов, либо путем разработки на основе Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» универсального законодательного акта, предусматривающего, в том числе, право на экологическую миграцию.

Ключевые слова: экологическая миграция, экологический мигрант, правовой статус, вынужденный мигрант, беженец, вынужденный переселенец.

Термин «экологическая миграция» с начала 1990-х г. получает всё большее признание, и, по ряду оценок, высказанных, например, на Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), численность экологических мигрантов в 90-е гг. превысила численность «классических» беженцев, определяемых Конвенцией ООН 1951г. «О правовом статусе беженца» и Протоколом 1967 г. Поэтому вопросы конкретизации определения понятий «экологическая миграция», «экологический мигрант» становятся очень актуальными и все активнее обсуждаются юристами различных стран1.

Наиболее часто в юридической литературе «экологическую миграцию» определяют как разновидность вынужденной миграции. Такое определение экологической ми-

1 См., например: Булешева Д.Д. Экологическая миграция сегодня: проблемы и возможные решения // Управление персоналом (Москва). 2007. № 15. С . 56.; Костыря Е. А. Экология и миграция: проблемы правового регулирования // Экологическое право. 2006. № 2. С. 19.; Climate change is creating new refugees who deserve U.N. protection, says U.N. professor // IHT. 16.05.2007.

грации также все чаще звучит и на международных форумах, посвященных вопросам совершенствования правового регулирования международной миграции. Так, например, в докладе Глобальной комиссии по международной миграции дано следующее определение - «экологические мигранты - это люди, которые были вынуждены переселяться вследствие экологических катастроф»2. И действительно, сравнительный анализ основных составляющих правового статуса экологического мигранта и вынужденного мигранта (беженца и вынужденного переселенца) позволяет выделить много общего.

Так, например, в обоих случаях причиной миграции населения являются вполне обоснованные опасения за свою жизнь и здоровье или жизнь и здоровье своих близких. Понятие «...в силу вполне обоснованных опасений...», являющееся одним из важнейших элементов определения беженца, означает, что человек испытывает субъективные опасения, и это состояние подкреплено объективной ситуацией. В качестве объективной ситуации вполне может рассматриваться и произошедшая экологическая катастрофа, и постепенное ухудшение экологической обстановки в месте постоянного проживания экологических мигрантов, и ситуация в стране исхода беженца или района проживания вынужденного переселенца, вызывающая боязнь «.стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений»3.

Кроме того, рассматривая ситуацию с миграцией населения, связанной с техногенными и природными катаклизмами, и положения в странах массового исхода беженцев, можно сделать вывод об имеющем общие параметры усилении социальной напряженности в областях исхода мигрантов.

Социальная напряженность представляет собой некое состояние общественного сознания и поведения, ситуацию специфического восприятия и оценки действительности. Рассматривая данное понятие, обычно выделяют следующие виды социальной напряженности:

1. межличностная;

2. межгрупповая;

3. межнациональная;

4. глобальная напряженность в обществе.

Если первые три вида напряженности обычно приводят к появлению беженцев или вынужденных переселенцев, то глобальная напряженность, как правило, вызывается внешними, не связанными с конфликтной ситуацией в обществе, причинами. И, в случае, если внешняя причина - экологическая катастрофа или постепенное ухудшение в районе постоянного проживания экологической обстановки, это может вызвать в обществе общее усиление социальной напряженности, нарастание стрессовых ожиданий, подозрительного отношения к властям как на федеральном, так и на местном уровне, неуверенность в завтрашнем дне, и, как следствие, миграцию по экологическим причинам.

Социальная напряженность, являющаяся междисциплинарным понятием (термин «социальная напряженность» входит в категорийный аппарат социологии права, психологии, социальной философии, истории и политических наук) представляет собой «.эмоциональное состояние группы или общества в целом, вызванное давлением природной или социальной среды и продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени»4.

Но, несмотря на сходство в причинах, вызывающих миграцию, несмотря на эмоционально-психологическую и социальную близость ситуаций, при которых вынужденные (беженцы и вынужденные переселенцы) и экологические мигранты покидают места своего постоянного места жительства, наблюдается большое различие в правовом регулировании обоих видов миграции. В отличие от правового статуса беженца и вынужденного переселенца, которые детально проработаны как в российском законодательстве (в

2 Миграция во взаимосвязанном мире: новые направления деятельности: Доклад Глобальной комиссии по международной миграции: Пер. с англ. М.: «Оргсервис-2000», 2006. С. 64.

3 Конвенция 1951 г. о статусе беженцев: Принята конференцией полномочных представителей 25.07.1951 г. // Действующее международное право: В 3 тт. Т. 1. - М.: Издат. МНИМП, 1996.

4 Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003. С. 105.

1993 г. приняты Федеральные законы Российской Федерации «О беженцах»5 и «О вынужденных переселенцах»6), так и в международном праве (основополагающими здесь являются подписанные более чем 130 государствами два документа, ключевые положения которых восприняты национальными законодательствами большинства стран мира -Конвенция ООН 1951 г. «О правовом статусе беженца» и Протокол 1967 г. к нему), правовой статус жертв экологических катастроф и экологических мигрантов ни в международном праве, ни в законодательстве Российской Федерации не определен. Лишь отдельные правовые нормы в различных законодательных актах Российской Федерации частично регулируют некоторые юридические аспекты данной проблемы.

К таким законодательным актам относятся, в первую очередь, Конституция Российской Федерации, статья 42 которой гарантирует каждому «.право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»7. Данные положения Конституции Российской Федерации получили свое развитие в ряде нормативных актов. Определяющими здесь являются Закон Российской Федерации «О безопасности»8, Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»9, Федеральный закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения»10, ряд других нормативных актов, в том числе и региональных. Так, в Белгородской области принят Закон Белгородской области «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»11. В данных нормативных актах закреплены различные виды льгот проживающим в районах экологических бедствий, а также ликвидаторам, пострадавшим при устранении последствий произошедших экологических катаклизмов. Льготы, предусмотренные в данных нормативных актах, относятся, преимущественно, к категории социальных - на медицинское и пенсионное обеспечение, право на различного рода компенсации и другие материальные выплаты и т. д.

Еще одной группой нормативных актов, посвященных данной проблеме, является ряд законодательных актов России, посвященных ликвидации последствий конкретных аварий, нанесших особо крупный ущерб окружающей среде. К ним относятся Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиа-

5 Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. №4528-1 «О беженцах» (в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 № 95-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ, от 30.06.2003 № 85-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 18.07.2006 №121-ФЗ, от 30.12.2006 №266-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ, 25.03.1993, №12, ст. 425.

6 Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в ред. Федеральных законов от 20.12.1995 № 202-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, с изм. внесенными Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 21.11.2002 №15-П, Федеральными законами от 24.12.2002 №176-ФЗ, от 23.12.2003 №186-Фз) // Ведомости СНД и ВС РФ, 25.03.1993, №12, ст. 427.

7 Конституция Российской Федерации: Основной Закон Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

8 Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности» (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288, Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 26.06.2008 № 103-ФЗ) / / Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №15.

9 Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 № 129-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 04.12.2006 N 206-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.10.2007 № 241-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. №35. Ст. 3648.

10 Федеральный закон Российской Федерации от 09 января 1996 г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 141.

11 Закон Белгородской области от 23 сентября 1998 г. №41 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Законов Белгородской области от 03.03.2006 №166// Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 1998. №10.

ции вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»12, Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»13 и Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»14.

Помимо льгот социального характера, в названных нормативных актах законодательно предусмотрено право на экологическую миграцию (без упоминания в тексте самого термина) - возможность переселения из районов, которым произошедшей аварией нанесен серьезный экологический урон, и дальнейшее проживание в которых опасно для жизни. В законах предусмотрено разделение зоны экологического бедствия на следующие районы в зависимости от степени опасности проживания и пребывания в них человека:

- зона отчуждения;

- зона отселения;

- зона с правом на отселение;

- зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В качестве возмещения за утерянное жилье для граждан, проживавших в первых трех зонах и мигрировавших из них в принудительном или добровольном порядке предусмотрено право «.на возмещение вреда и меры социальной поддержки.».

В то же время, если рассматривать правовой статус беженца и вынужденного переселенца в том виде, в котором они зафиксированы в Российском законодательстве, можно сделать несколько конкретных выводов, которые должны быть учтены как направления дальнейшего совершенствования правового регулирования экологической миграции:

1. единообразный подход к беженцам и вынужденным переселенцам независимо от того, какой вид преследования и по какому признаку (расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений) послужил причиной вынужденной миграции с постоянного места жительства или места пребывания. Различия в правовом статусе прослеживаются только между беженцами и внутри перемещенными лицами. Последние не пересекали международную границу, и государство происхождения в силу верховенства своей власти над соответствующей территорией является единственным субъектом, осуществляющим юрисдикцию. Поэтому при всей схожести ситуаций беженцев и внутренне перемещенных лиц нахождение первых вне границ страны происхождения вносит принципиальное отличие в их статус. В России внутренне перемещенные лица получили наименование «вынужденные переселенцы». В отличие от беженцев, которым особый правовой статус не-

12 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона Рф от 18.06.1992 N 3061-1, Федеральных законов от 24.11.1995 N 179-ФЗ, от 11.12.1996 N 149-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 17.04.1999 N 79-ФЗ, от 05.07.1999 N 127-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2001), от 12.02.2001 N 5-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от

11.12.2002 N 168-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 26.04.2004 N 31-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред.

29.12.2004), от 02.02.2006 N 20-ФЗ, от 18.07.2006 N 112-ФЗ, от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами Российской Федерации от 26.11.1998 N 175-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от

19.06.2002 N 11-П, Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-Фз) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №21. ст. 699.

13 Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (в ред. Федеральных законов от 17.03.2004 N 14-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от

25.12.2008 N 281-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. №2. Ст. 128.

14 Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1998 г. №175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2001), от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред.

29.12.2004), от 23.07.2008 N 160-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. №48. Ст. 5850.

обходим в силу того, что они утратили защиту собственной страны и вынуждены искать ее на территории чужого государства, вынужденные переселенцы не нуждаются в таком статусе, поскольку остаются на территории собственного государства, являются его гражданами, и поэтому обладают теми же правами, что и остальные граждане. Они нуждаются лишь в предоставлении дополнительных гарантий, облегчающих реализацию этих прав и обустройство в ситуации вынужденного перемещения;

2. четкость юридической проработки правового статуса беженца и вынужденного переселенца, т. е. всех правовых взаимоотношений, связывающих человека и государство, всех прав, обязанностей и гарантий для данной категории лиц. Это особенно важно, так как изменение правового статуса производится только законодательным путем, то есть не сам человек определяет свой статус, а государство через определение статуса задает физическому лицу исходную правовую позицию, законодательно закрепляя ее в конституции и иных нормативно-правовых актах.

Проведенный анализ показывает необходимость сближения правового статуса вынужденного (беженца и вынужденного переселенца) и экологического мигранта. При этом возможно два пути:

- внесение соответствующих изменений в Федеральные законы Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах», которые распространят действие указанных законов на экологических мигрантов - лиц, которые вынуждены покинуть места своего постоянного места жительства в силу вполне обоснованных опасений причинения вреда здоровью вследствие произошедшей экологической катастрофы либо вследствие постоянно ухудшающейся экологической обстановки. Такие изменения позволят распространить меры социальной защиты и помощи как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан, ищущих убежище от экологических катаклизмов на территории нашей страны;

- разработка на основе Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как наиболее проработанном с точки зрения социальной защиты прав пострадавших при экологической катастрофе, универсального, не имеющего ни привязки к определенному виду экологических катастроф (радиационному, химическому и т. д.), не имеющего ни временной, ни территориальной привязки, законодательного акта, позволяющего распространить меры социальной защиты, и, в том числе, права на переселение по экологическим причинам и компенсацию за причиненный вред, на пострадавших от экологических и техногенных катастроф и катаклизмов различного рода.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: Основной Закон Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. №4528-1 «О беженцах» (в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 № 95-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от

07.08.2000 № 122-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ, от 30.06.2003 № 85-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 18.07.2006 №121-ФЗ, от 30.12.2006 №266-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ, 25.03.1993, №12, ст. 425.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в ред. Федеральных законов от 20.12.1995 № 202-ФЗ, от

07.08.2000 № 122-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, с изм. внесенными Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 21.11.2002 №15-П, Федеральными законами от 24.12.2002 №176-ФЗ, от 23.12.2003 №186-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ, 25.03.1993, №12, ст. 427.

4. Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности» (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288, Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от

02.03.2007 № 24-ФЗ, от 26.06.2008 № 103-ФЗ) / / Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №15.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 № 129-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от

04.12.2006 N 206-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.10.2007 № 241-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. №35. Ст. 3648.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 09 января 1996 г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 141.

7. Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона РФ от 18.06.1992 N 3061-1, Федеральных законов от 24.11.1995 N 179-ФЗ, от 11.12.1996 N 149-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 17.04.1999 N 79-ФЗ, от 05.07.1999 N 127-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2001), от 12.02.2001 N 5-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 11.12.2002 N 168-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 26.04.2004 N 31-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 02.02.2006 N 20-ФЗ, от 18.07.2006 N 112-ФЗ, от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от

08.11.2007 N 258-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от

25.12.2008 N 281-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами Российской Федерации от 26.11.1998 N 175-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П, Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от

23.12.2003 N 186-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №21. ст. 699.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (в ред. Федеральных законов от 17.03.2004 N 14-ФЗ, от

22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от

23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. №2. Ст. 128.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1998 г. №175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2001), от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 23.07.2008 N 160-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. №48. Ст. 5850.

10. Закон Белгородской области от 23 сентября 1998 г. №41 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Законов Белгородской области от 03.03.2006 №166// Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 1998. №10.

11. Булешева Д.Д. Экологическая миграция сегодня: проблемы и возможные решения // Управление персоналом (Москва). 2007. № 15.

12. Костыря Е. А. Экология и миграция: проблемы правового регулирования // Экологическое право. 2006. № 2.

13. Climate change is creating new refugees who deserve U.N. protection, says U.N. professor // IHT. 16.05.2007.

14. Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003. 320 с.

FEATURES OF LEGAL STATUS OF REFUGEES AND COMPELLED IMMIGRANTS AND ECOLOGICAL MIGRANTS: THE COMPARATIVE ANALYSIS

In article the comparative analysis of a legal status of refugees and the compelled immigrants and ecological migrants carried out and the conclusion about necessity of their rapprochement is made or by entering respective alterations into Federal laws of the Russian Federation «About the compelled immigrants» and « About refugees «, the specified laws distributing action on ecological migrants, or by development on the basis of the Law of the Russian Federation «About social protection of the citizens, undergone to influence of radiation owing to accident on the Chernobyl atomic power station» the universal act providing, including, the right on ecological migration.

Key words: ecological migration, the ecological migrant, a legal status, the compelled migrant, the refugee, the compelled immigrant.

V. I. Evtushenko

Belgorod State University

e-mail:

77712@live.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.