Научная статья на тему 'Особенности правового нигилизма современной российской молодёжи'

Особенности правового нигилизма современной российской молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / LEGAL NIHILISM / ПРАВО / LAW / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / HUMANISTIC OUTLOOK / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / INTERIORIZATION / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / ПРАВОСОЗНАНИЕ / SENSE OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко В.А., Ратникова И.Г.

В статье рассматриваются особенности правового нигилизма современной российской молодёжи, некоторые проблемные вопросы в сфере формирования правосознания российских граждан. Прослеживается прямая связь между педагогическим воспитанием и повышением уровня правовой культуры. Без успешного разрешения вопросов вытеснения правового нигилизма из сознания граждан в России невозможно полноценное построение правового государства и развитие гражданского общества. Представленный материал позволяет сделать вывод, что определение задач нравственно правового воспитания молодёжи, их решение путь для снижения остроты проблемы правового нигилизма, роста преступности, нравственной деградации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL NIHILISM OF MODERN RUSSIAN YOUTH

The paper studies features of legal nihilism of the modern Russian youth, some problem questions in the sphere of formation of legal consciousness of the Russian citizens. There is a direct connection between pedagogical upbringing and raising the level of legal culture. Without a successful resolution of the issues of ousting legal nihilism from the consciousness of citizens in Russia, a full-fledged building of the rule of law and the development of civil society is not possible. The presented material allows to conclude that the definition of the tasks of moral and legal education of the youth, their solution is the way to reduce the severity of the problem of legal nihilism, the growth of crime, moral degradation of an individual.

Текст научной работы на тему «Особенности правового нигилизма современной российской молодёжи»

получия при положительном восприятии одиночества. Он включил в себя следующие переменные: психологическое благополучие (0,949); баланс аффекта (-0,886); управление средой (0,856); цели в жизни (0,83); самопринятие (0,828); осмысленность жизни (0,797); общее переживание одиночества (-0,795); отчуждение (-0,792); уровень счастья (0,774); ценность собственного Я (0,659); личностный рост (0,641); самоощущение (-0,615); позитивные отношения (0,613); человек как открытая система (0,585); изоляция (-0,577); автономия (0,529). Второй фактор благосклонности мира включает в себя следущие переменные: благосклонность мира (0,584); общее отношение к благосклонности окружающего мира (0,514).

Третий фактор потребности в коммуникации при невозможности восприятия одиночества как позитивного феномена включает следующие переменные: зависимость от общения (0,849); потребность в компании (0,773); позитивное одиночество (-0,748); ресурс уединения (-0,703); дисфорсия (0,694), радость в уединении (-0,694); проблемное одиночество (0,659); здоровье (0,534); познание (-0,504). Четвертый фактор семейной счастливой жизни при отсутствии амбиций по самореализации в профессиональной деятельности состоит из переменных: счастливая семейная жизнь (0,719); интересная работа (-0,618); активная деятельная жизнь (-0,602); высокие запросы (-0,602); честность (0,584) [6].

Выводы исследования. С теоретической точки зрения рассмотрены представления о счастье как психологическом феномене. Особое место в статье уделено изучению особенностей представлений о счастье в юношеском возрасте. Показано, что существуют возрастные и половые различия в представлениях о счастье: для мужчин более важным является успешность в материальном плане и крепкие дружеские отношения, для женщин

Библиографический список

гармоничные отношения с окружающими и удовлетворенность партнерскими отношениями.

С эмпирической точки зрения выявлено, что для студентов с автономным стилем поведения характерно наличие ценности собственного Я. Для студентов с целями в жизни характерно благосклонное восприятие мира и восприятие доброты людей, вера в справедливость мира, непринятие случайности событий, восприятие ценности собственного Я и своей удачливости. Для студенток с положительным уровнем самопринятия характерно позитивное восприятие мира, восприятие людей как добрых по своей натуре. Девушки обладают самоконтролем, пресдтавляют себя как удачливых и ценят собственное Я. У юношей наблюдается высокий уровень психологического благополучия при наличии ориентиров в жизни, адекватной оценке своей личности и положительному отношению к окружающему миру, при этом юноши не воспринимают одиночество с негативной точки зрения, оно помогает молодым юношам в самореализации и связано с повышенным ощущением психологического благополучия. Девушки с повышенными показателями по шкале психологического благополучия имеют цели в жизни, позитивно настроены по отношению с окружающими, независимы, не испытывают негативных переживаний по отношению к одиночеству и имеют адекватную самооценку. Для юношей время, проведенное в одиночестве, оценивается как продуктивное, для девушек же важной потребностью является необходимость в компании, возможность общения. Для девушек одиночество не рассматривается как позитивный феномен, уединение не приносит радости, одиночество рассматривается скорее как проблема.

Результаты настоящего исследования планируется использовать на базе Кабинета психологической помощи РУДН в индивидуальном и групповом консультировании студентов для улучшения качества их жизни.

1. Galati D. & Sotgiu I. Happiness and Positive Emotions. In: A.Delle Fave (ed.) Positive Psychology. Special issue of Ricerche di Psicologia, anno XXVII, N 1, 2004; 41 - 62.

2. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл, 2003.

3. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2003.

4. Lucas R. Adaptation and the set point model of subjective well-being. Current Directions in Psychological Science. 2007, 75 - 79.

5. Татаркевич В.В. О счастье и совершенстве человека. Москва, 1981.

6. Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях молодёжи. Социологические исследования. Available at http://www.isras.ru/files/File/ Socis/2002-01/SKRIPT0UN0VA.pdf

References

1. Galati D. & Sotgiu I. Happiness and Positive Emotions. In: A.Delle Fave (ed.) Positive Psychology. Special issue of Ricerche di Psicologia, anno XXVII, N 1, 2004; 41 - 62.

2. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. Priroda, stroenie i dinamika smyslovoTreal'nosti. Moskva: Smysl, 2003.

3. Argajl M. Psihologiya schast'ya. 2-e izd. Sankt-Peterburg: Piter, 2003.

4. Lucas R. Adaptation and the set point model of subjective well-being. Current Directions in Psychological Science. 2007, 75 - 79.

5. Tatarkevich V.V. O schast'e i sovershenstve cheloveka. Moskva, 1981.

6. Skriptunova E.A., Morozov A.A. O predpochteniyah molodezhi. Sociologicheskie issledovaniya. Available at http://www.isras.ru/files/File/ Socis/2002-01/SKRIPT0UN0VA.pdf

Статья поступила в редакцию 01.06.18

УДК 340:316.346.32-053.6

Tereschenko V.A., senior lecturer, Siberian University of Consumer Cooperation (Novosibirsk, Russia),

E-mail: tereschenko.regina.54@ yandex.ru

Ratnikova I.G., senior teacher, Siberian University of Consumer Cooperation (Novosibirsk, Russia),

E-mail: ms.irina.ratnikova@mail.ru

FEATURES OF LEGAL NIHILISM OF MODERN RUSSIAN YOUTH. The paper studies features of legal nihilism of the modern Russian youth, some problem questions in the sphere of formation of legal consciousness of the Russian citizens. There is a direct connection between pedagogical upbringing and raising the level of legal culture. Without a successful resolution of the issues of ousting legal nihilism from the consciousness of citizens in Russia, a full-fledged building of the rule of law and the development of civil society is not possible. The presented material allows to conclude that the definition of the tasks of moral and legal education of the youth, their solution is the way to reduce the severity of the problem of legal nihilism, the growth of crime, moral degradation of an individual.

Key words: legal nihilism, law, legal education, humanistic outlook, interiorization, legal culture, sense of justice.

В.А. Терещенко, доц. Сибирского университета потребительской кооперации, г. Новосибирск,

Е-mail: tereschenko.regina.54@ yandex.ru

И.Г. Ратникова, ст. преп. Сибирского университета потребительской кооперации, г. Новосибирск,

E-mail: ms.irina.ratnikova@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ

В статье рассматриваются особенности правового нигилизма современной российской молодёжи, некоторые проблемные вопросы в сфере формирования правосознания российских граждан. Прослеживается прямая связь между педагогическим воспитанием и повышением уровня правовой культуры. Без успешного разрешения вопросов вытеснения правового нигилизма из сознания граждан в России невозможно полноценное построение правового государства и развитие гражданского общества. Представленный материал позволяет сделать вывод, что определение задач нравственно - правового воспитания молодёжи, их решение - путь для снижения остроты проблемы правового нигилизма, роста преступности, нравственной деградации личности.

Ключевые слова: правовой нигилизм, право, правовое воспитание, гуманистическое мировоззрение, интериориза-ция, правовая культура, правосознание.

Для России проблема правового просвещения очень актуальна, так как одной из целей нашей государственной политики является построение правового государства и развития гражданского общества. Действительно, только правовое государство может гарантировать своим гражданам полноценную социальную политику, защиту прав не только общества в целом, но и каждого отдельно взятого гражданина. Основа правового государства закладывается не только в законах, но и укореняется в сознании каждого человека [1].

Проблема формирования правосознания особенно актуальна для молодёжи. Часто молодые люди формально относятся к изучению права, не умеют защищать собственные права, не знают нормативных документов, охраняющих свободы человека. В реальной жизни молодые люди часто сталкиваются с множеством препятствий, ограничивающих их права, возможности и равноправие. К ним относятся несовершенство правовой системы, низкий уровень правового сознания, слабая правовая защищенность. Все это, в конечном итоге, проявляется в различных формах девиации в молодёжной среде. Это может привести к росту политического экстремизма среди молодёжи, протестных форм поведения.

Правовой нигилизм - это негативно-отрицательное, неуважительное отношение к праву, закону, нормативному порядку. Причины правового нигилизма - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности населения.

Позитивные изменения в обществе сопровождаются рядом негативных тенденций, к числу которых относятся правовой нигилизм, рост преступности вообще и молодёжной, в частности, нравственная деградация личности и др. Во все времена состояние преступности среди молодёжи являлось неотъемлемым элементом нравственно-правовой характеристики общества. Среди острых проблем современности, стоящих перед федеральными и региональными органами исполнительной власти РФ при реализации государственной молодёжной политики, названа криминализация молодёжной среды [2].

В сложившейся ситуации особо обостряется проблема нравственно-правового воспитания молодёжи, требующая от педагога-преподавателя глубоких знаний его теоретико-методических основ, а также высокого уровня нравственно-правовой культуры. Совершенно очевидно, что в современных условиях молодёжи не хватает:

- правовой и нравственной готовности жить и трудиться в новых для них условиях;

- инструментальных знаний, качеств характера и навыков, позволяющих

достойно выходить из сложных ситуаций, в которые ставит их жизнь;

- духовных установок и моральных принципов, оберегающих личность от неверного решения, деградаций [3].

Анализ трудов некоторых авторов позволяет заключить, что с позиций общей педагогики под нравственно-правовым воспитанием следует понимать организованный, управляемый, целенаправленный процесс развития нравственных и правовых убеждений, чувств, потребностей, привычек, нравственных качеств и нравственного правообеспеченного поведения людей данного общества.

Одна из ведущих задач нравственно-правового воспитания студентов - формирование таких волевых качеств, которые способны удержать его на правильных позициях, а именно: целеустремленности, т. е. умения выбирать общественно - полезные цели и достигать их, самостоятельности, способности мотивировать свои поступки и принимать решения, противостоящие негативным влияниям и воздействию ситуаций, исходя из внутренних

убеждений, поступать в соответствии с общегосударственными интересами, закрепленными в системе социальных норм.

Взаимодействие нравственного и правового воспитания раскрывается, по мнению многих ученых, в нескольких подходах, которые не только не отрицают, но и взаимно дополняют друг друга. Суть первого подхода состоит в первичности нравственного воспитания по отношению к правовому.

Во втором случае как нравственное, так и правовое воспитание в равных соотношениях ориентируют на поддержание адекватных интересам общества взаимоотношений между субъектами, а также допустимых возможностей самореализации воспитанника в общественно значимых видах деятельности.

Третий случай обусловлен собственно этическим подходом к исходному понятию права. Этот подход обращает внимание не только на изучение мотивов правомерного поведения личности, но и требует актуализации и осмысления целей, основных путей и наиболее эффективной системы практических действий в нравственно-правовых отношениях. Вместе с тем присущее им различие акцентирует внимание на необходимость осознания личностью как нравственных, так и правовых требований, соответствующих им способов поведения и поступков в нравственно-правовой сфере.

Как взаимосвязь, так и различие нравственного и правового воспитания свидетельствуют о целостном нравственно-правовом подходе к воспитанию личности.

Воспитательная работа является важнейшим компонентом процесса воспитания, его основной составляющей. От того, как эту работу проводят педагоги, преподаватели, насколько она адекватна актуальной педагогической ситуации, зависит успех педагогической деятельности вуза. В проводимой преподавателем воспитательной работе основное место занимает организаторская деятельность. Он реализует весь комплекс организаторских функций: целеполагание, планирование, координацию, анализ эффективности и др.

Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, можно выделить три группы воспитательных задач, которые ориентированы на результат воспитания будущего специалиста.

Первая группа задач связана с формированием гуманистического мировоззрения. В процессе решения этих задач происходит процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, формирование у студента гуманистических взглядов и убеждений. Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.

Третья труппа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулирование нравственного правообеспе-ченного поведения студентов. Если определены цели, задачи, то можно говорить о принципах нравственно-правового воспитания студентов.

Система принципов выражает основы теории нравственно-правового воспитания и, следовательно, систематизированную совокупность взглядов, показывающих необходимость применения практических и эффективных мер по формированию социальных форм поведения в любых ситуациях студенческой жизни.

Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения студента как высшей ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом,

социальном и психическом здоровье будущего специалиста. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у студентов прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого студента, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, включение студента в различные виды социально-правовой деятельности с учетом его особенностей, раскрытие потенциалов личности как в учебной, служебной, так и во внеучебной, внеслужебной работе, предоставление возможности каждому студенту для самореализации и самораскрытия.

Принцип создания воспитывающей среды требует создания в вузе таких отношений, которые формировали бы социальность будущего специалиста. Прежде всего, важна роль идеи единства коллектива вуза, кураторов, педагогов студентов, сплочения этого коллектива. В каждой группе, на каждом факультете должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимную помощь, способность вместе преодолевать трудности.

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманитарных ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека - интериоризация - ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психологические функции индивидуальности. Поэтому наиболее перспективной моделью нравственно-правового воспитания является та, которая вычленяет социальные (познавательный, поведенческий и т.д.) аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности [4].

В силу этого представляется возможным выделить три этапа, через которые проходит студент в своем нравственно-правовом становлении.

Первый характеризуется такой степенью сформированности морально-правовых качеств, при которой механизм нравственно-правовой саморегуляции «обязывает» студента к так называемому минимальному самоограничению. На этом этапе студент осваивает шкалу морально-правовых ценностей, убеждаясь в необходимости соблюдать социальные требования потому, что «так поступает большинство», «так принято в обществе, коллективе» и т.д. На этом уровне, скорее всего, срабатывает механизм внушения.

Для второго этапа характерным является процесс осознания моральных и правовых норм, принципов, критериев и пр., понимание их ценности, целесообразности и необходимости соблюдения, а так же следование им в своем поведении. На этом уровне у личности формируется социальная ориентация, происходит своеобразная «переоценка ценностей». Поведение свидетельствует о принятии моральных, правовых норм и ценностей, об отказе от совершения нарушений воинской дисциплины, других правонарушений. Третьему этапу присуще наличие сформировавшейся убежденности у воспитуемого в необходимости соблюдения всех правовых норм, а также устойчивой привычки в легитимном поведении. Этот этап, по нашему мнению, соответствует наличию у личности правовой культуры, которая слагается из убежденности, умения применять нравственно-правовые знания в жизненных повседневных ситуациях, а также готовности отстаивать эту убежденность и бороться с негативными проявлениями социальной, в том числе студенческой, среды. Конечно, охарактеризованные выше этапы отнюдь не изолированы друг от друга. Они входят в единый по своей сущности психолого-педагогический процесс социального становления личности.

На нравственно-правовое воспитание студентов влияет большое количество факторов, которые можно систематизировать в несколько групп:

1. Индивидуальные психические факторы: личностные черты характера, мотивационная сфера, разная сформированность социально приемлемого, активного общения.

2. Индивидуальные соматические факторы: соматические заболевания, не всегда достаточное физическое развитие.

3. Социальные учебные факторы: социально-психологический климат в коллективе, социальный статус в группе, уровень преподавания в учебном заведении.

4. Влияние микро- и макросреды.

При определении эффективности нравственно-правового воспитания студентов на каждом из названных этапов центральное место занимает вопрос о критериях и системе их показателей. Поиск путей повышения эффективности нравственно-правового воспитания студентов и его результатов позволили сделать вывод о необходимости реализации комплекса социально-педагогических условий как фактора, стимулирующего решение проблемы. К таким условиям относятся:

- формирование у студентов правовых норм как регуляторов нравственно-правового поведения;

- стимулирование самокоррекции воспитания нравственности и поведения у студентов;

- педагогическая подготовка кураторов студенческих групп к работе по нравственно-правовому воспитанию студентов.

Процесс нравственно-правового воспитания не может быть ограничен лишь усвоением определенной суммы знаний о праве и нравственности, а непременно должен обеспечивать постижение индивидом многообразных способов и приемов решения практических задач с нравственно-правовым содержанием. При этом сущность его состоит в том, что знания и практические умения - это взаимопроникающие стороны одного и того же процесса, способствующего активизации гражданской позиции студента. Такому заключению способствует нравственно-правовая по своему характеру и общественно значимая по результатам деятельность. Специфика ее состоит в активном и адекватном взаимодействии студента с доступной социально-педагогической средой, в ходе которого обучающийся выступает как субъект, воздействующий на совершенствование нравственно-правовых отношений.

С этой целью студенты должны:

- во-первых, принимать активное участие в процессе ее целостного осуществления: от постановки цели и задач, планирования средств и методов их реализации до координации, контроля и оценки;

- во-вторых, сама деятельность должна являться в достаточной степени сложной по структуре и интересной по содержанию, требующей адекватного напряжения интеллектуальных и эмоциональных сил обучающихся;

- в-третьих, специфика такой деятельности должна предполагать элементы самоуправления, допускающие свободный выбор и творческий подход к отбору средств и способов достижения конечной цели и желаемого результата;

- в-четвертых, деятельность должна быть организована с учетом и индивидуальных, и психолого-возрастных особенностей студентов, быть доступной и посильной, достаточно длительной и систематической, исключающей стихийность и фрагментарность [5].

Таким образом, деятельность как непременное условие практической реализации нравственно-правовых знаний в системе нравственно-правового воспитания занимает одно из приоритетных мест и создает реальную предпосылку к совершенствованию педагогического взаимодействия по включению студентов в разнообразные нравственно-правовые отношения. При глубоком рассмотрении нравственно-правового воспитания студентов можно выделить три уровня воспитательного воздействия на личность. Первый уровень представляет собой воспитательное, профилактическое, педагогическое воздействие системы нравственно-правового воспитания во всем многообразии ее форм. Сюда относятся содействие в социальной адаптации, помощь в овладении трудовыми навыками, повышении квалификации, а также устранение обстоятельств, оказывающих на него отрицательное влияние. На втором уровне проводится целенаправленная работа по воспитанию, осуществляемая в ходе образовательного процесса в вузе. Она заключается в назначении кураторов по воспитательной работе. На третьем уровне нравственно-правового воспитания эффект достигается от повседневной деятельности и человеческого общения. Они не планируемы, однако доступны косвенной регуляции, что позволяет уменьшить элемент стихийности (межличностные, межгрупповые контакты в коллективе, на отдыхе, улице). Итогом нравственно-правового воспитания студента является уровень сформированности его нравственно-правовой культуры. Таким образом, нравственно-правовое воспитание студентов в его многоаспектной теоретико-методологической характеристике представляет собой актуальную социально-педагогическую проблему, требующую активизации творческого потенциала педагогической общественности на поиск её эффективного решения.

Библиографический список

1. Захарцев С.И., Сальников В.П. Правовая культура и современное видение права. Москва, 2015.

2. Костина К.А. Правовой нигилизм как черта российской правовой культуры. Тамбовский государственный университет им. Г.Р Державина. Вестник ТГУ. 2012; 10 (114).

3. Бугаенко Ю.Ю. Правовой нигилизм как деформированный тип правовой культуры. Кубанский государственный аграрный университет. Историческая и социально-образовательная мыль. 2014; 5 (27).

4. Барынкин Н.П. Правосознание современной молодёжи. Москва, 2009.

5. Смоленский М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России Правоведение. 2003; 9.

References

1. Zaharcev S.I., Sal'nikov V.P. Pravovaya kul'tura i sovremennoe videnie prava. Moskva, 2015.

2. Kostina K.A. Pravovoj nigilizm kak cherta rossijskoj pravovoj kul'tury. Tambovskij gosudarstvennyj universitet im. G.R. Derzhavina. Vestnik TGU. 2012; 10 (114).

3. Bugaenko Yu.Yu. Pravovoj nigilizm kak deformirovannyj tip pravovoj kul'tury. Kubanskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya myl'. 2014; 5 (27).

4. Barynkin N.P. Pravosoznanie sovremennojmolodezhi. Moskva, 2009.

5. Smolenskij M.B. Pravovaya kul'tura, lichnost' i grazhdanskoe obschestvo v Rossii Pravovedenie. 2003; 9.

Статья поступила в редакцию 19.05.18

УДК 159

Medvedeva N.I., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: nigstav@mail.ru

Yungman I.V., postgraduate, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: yungmann.iris@list.ru

TO THE PROBLEM OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF FUTURE TEACHERS TO INNOVATIVE ACTIVITIES IN CONDITIONS OF UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article describes the factors and conditions of the educational environment of a university that contribute to the development of psychological readiness of future teachers to innovation. The success of forming students' willingness to innovate depends on the creation of conditions for the development of creativity in the educational process. The authors conclude that the innovative activity of a teacher in modern education system is the most important component of the educational process, targeted teaching activities aimed at the introduction of new teaching practices that improve the quality of education. The forming of readiness of a teacher to innovative activity takes place at the stage of professional training at a university.

Key words: psychological readiness, innovative activity, educational environment of university.

Н.И. Медведева, д-р психол. наук, проф., проф. каф. психологии, ГОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: nigstav@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.В. Юнгман, аспирант 1 курса обучения, кафедра психологии ГОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: yungmann.iris@list.ru

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

В статье раскрываются факторы и условия образовательной среды вуза, способствующие формированию психологической готовности будущих педагогов к инновационной деятельности. Авторы делают вывод о том, что инновационная деятельность педагога в современной системе образования является важнейшей составляющей образовательного процесса, целенаправленной педагогической деятельностью, направленной на внедрение новой педагогической практики, повышающей качество образования. Формирование готовности педагога к инновационной деятельности происходит еще на стадии профессионального обучения в вузе.

Ключевые слова: психологическая готовность, инновационная деятельность, образовательная среда вуза.

Система образования на современном этапе развития российского общества находится в постоянном поиске новых возможностей, путей интенсификации и оптимизации образовательного процесса во всех звеньях системы образования. Общество устало от стагнации в образовании, от неосознанных и необдуманных реформ и безрезультатного поиска эффективных путей. С решением этой проблемы могут справиться только ищущие, думающие педагоги, умеющие внедрять в образовательное учреждение инновационные формы, методы, активно пользоваться лучшим педагогическим опытом, грамотно и профессионально анализировать собственную деятельность. Решение этой проблемы начинается еще в вузе, когда происходит обучение будущего педагога, закладываются основы его профессионализма.

Переход системы высшего профессионального образования в нашей стране на инновационный путь развития повлиял на содержательную и организационно-методическую основу системы подготовки педагогических кадров в высших учебных заведениях. В государственных образовательных стандартах третьего поколения определены основные аспекты формирования у будущих педагогов компетенций инновационного характера, ориентирующих студентов на инновационную деятельность в условиях динамических социально-экономических изменений, в частно-

сти готовность к генерации и реализации инновационных идей и технологий в системе образования. Решение этой проблемы требует создания оптимальных условий для становления базовых характеристик психологической готовности будущего педагога к инновационной деятельности, качество которой определяется развитием у студентов мотивационной направленности на эту деятельность, сформированностью у них профессионально значимых качеств, удовлетворенностью теми сторонами учебной деятельности, которые более значимы в становлении профессионала, формированием когнитивного, операционального, эмоционально-волевого и коммуникативного компонентов готовности к инновационной деятельности.

Обеспечить готовность студентов педагогических вузов к инновационной деятельности достаточно сложная и многогранная цель, которая ставит на приоритетное место психологизацию обучения будущих педагогов. Студенческий возраст приходится на период юношества в онтогенезе. Рассмотрение проблемы формирования готовности студента к принятию требований времени и социального общества, опирается на структурно-содержательный компонент образования в вузе, рассматривается в ракурсе психологических новообразований возраста. Обеспечению сформированности готовности к инновационной деятельности в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.