Научная статья на тему 'Особенности повышения конкурентоспособности в промышленности'

Особенности повышения конкурентоспособности в промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
775
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ОТРАСЛЬ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ECONOMY / INDUSTRY / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGES / INDUSTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галямов Ю.Ю., Жуков А.В.

В статье рассмотрены особенности повышения конкурентоспособности в современной промышленности, определены условия ее модернизации и диверсификации. Определены характеристики социально-ориентированного типа роста различных отраслей промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COMPETITIVENESS IN INDUSTRY

This article features the competitiveness of modern industry, the conditions for its modernization and diversification. The characteristics of socially-oriented type of growth in various industries.

Текст научной работы на тему «Особенности повышения конкурентоспособности в промышленности»

- сокращении участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях;

- концентрации государственного предпринимательства, главным образом, в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, и развитием инфраструктуры;

- поддержании макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательном снижении уровня инфляции;

- развитии частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего, в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

- поддержке российских компаний на внешних рынках, в том числе, прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защите интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в зарубежных странах;

- расширении участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.

Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации должно быть ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономик регионов при обеспечении политического и правового единства страны.

Достижение этой цели планируется обеспечить в ходе реализации государственной региональной политики, нацеленной на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, создания равных возможностей для людей и содействия развитию человеческого потенциала, проведения целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, реформирования систем государственного управления и местного самоуправления.

Обобщая имеющийся мировой опыт разработки региональной политики, академик РАН А.Г. Гранберг пишет, что «цели региональной экономической (или социально-экономической) политики (РЭП) при всем разнообразии формулировок в разных странах выражают компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью» [3].

Экономическое развитие России должно опираться на углубляющуюся интеграцию с мировой экономикой, мощную инфраструктурную связь с рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона через развитую систему международного транспортного сообще-

ния, прежде всего, I, II, IX панъевропейских транспортных коридоров и евроазиатских (Север-Юг, Запад-Восток, Транссиб, Приморье-1, Приморье-2) транспортных коридоров, а в перспективе также Северный морской путь.

Инновационно- и социально-ориентированный путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития. Конфигурация пространственного развития становится более разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым зонам и финансовым центрам, появляются новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциала.

По результатам выполненного анализа можно сформулировать следующие выводы:

1) в настоящее время имеется осознание необходимости совершенствования взаимодействия участников процесса управления региональным промышленным комплексом на федеральном и региональных уровнях, включая разработку механизмов такого совершенствования, подготовку управленческих кадров высокой квалификации, мотивацию качественного исполнения возложенных управленческих функций;

2) хозяйственная практика свидетельствует, что даже при наличии самых передовых технологий, решающее значение имеет человеческий фактор, что обусловливает значительные инвестиции в развитие человеческого потенциала и делает человека самым дорогим ресурсом предприятия и государства в целом.

3) самое главное достоинство системного подхода заключается в том, что на его основе можно разработать систему управления региональным промышленным комплексом, ориентированную на результат, а это имеет принципиальное значение для повышения конкурентоспособности современной российской экономики.

Литература:

1. Белолипецкий В.Г. Системное и бессистемное в российском обществе / Россия великая держава. - Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. - М.: Управление информационного и документационного обеспечения Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2006. -с. 76.

2. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А.Г. Гранберг. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2000. - с. 163.

3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - 4-е издание. - М.: Издательский дом Государственного Университета - Высшей школы экономики, 2004. - с. 350.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Галямов Ю.Ю., к.э.н., профессор, Томский государственный архитектурно-строительный университет

Жуков А.В., к.э.н.

В статье рассмотрены особенности повышения конкурентоспособности в современной промышленности, определены условия ее модернизации и диверсификации. Определены характеристики социально-ориентированного типа роста различных отраслей промышленности.

Ключевые слова: экономика, отрасль, промышленность, промышленный комплекс, конкурентоспособность, конкурентные преимущества.

FEATURES OF COMPETITIVENESS IN INDUSTRY

Galyamov Y., Cand.Econ.Sci., professor, Tomsk State University of Architecture and Building

Zhukov A., Cand.Econ.Sci.

This article features the competitiveness of modern industry, the conditions for its modernization and diversification. The characteristics of socially-oriented type of growth in various industries.

Keywords: economy, industry, industries, industry, competitiveness, competitive advantages.

Важнейшей сферой реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10 - 15 лет будут базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. В этих секторах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами, и в то же время именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности. Интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики, опирающееся

уже на новые информационные нано- и биотехнологии является важнейшим условием успеха инновационного социально-ориентированного развития и успеха страны в глобальной конкуренции.

В настоящее время проекты в сфере высокотехнологичных отраслей и услуг не могут быстро обеспечить значимый вклад в рост ВВП в силу неразвитости этих сфер и недостаточно высокой конкурентоспособности их продукции. Все машиностроительные производства со-

здают около 3% ВВП, тогда как нефтегазовый комплекс и сырьевые отрасли - 28 - 30% ВВП.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1], перспективы структурной перестройки экономики и ее диверсификации определяются возможностью решения триединой задачи:

- обеспечения поступательного развития нефтегазового комплекса, перехода к новым технологиям добычи и переработки топлива, увеличения спроса на отечественные машины и оборудование;

- модернизации сырьевых и перерабатывающих производств, увеличения глубины переработки сырья, снижения энергоемкости производства и повышения его экологичности, расширения присутствия на мировых рынках сырьевых товаров;

- ускорения роста высоко- и среднетехнологичных производств, экономики интеллектуалоемких услуг, выхода предприятий на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией с высокой долей добавленной стоимости.

В среднесрочной перспективе особенно высок потенциал роста (в т.ч. и путем импортозамещения) в среднетехнологичных секторах: пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, деревообработке и целлюлозно-бумажной промышленности, а также экспортно-ориентированных химической промышленности и цветной металлургии. Нахождение оптимального баланса между экспортом и внутренним потреблением углеводородов создаст условия для мощного развития нефте-и газохимии.

Наибольшими потенциальными конкурентными преимуществами в высоко- и среднетехнологичных секторах Россия обладает в сфере оборонных производств (авиационных, судостроительных, ракетно-космической промышленности и т.д.). Однако отставание гражданских высоко- и среднетехнологичных отраслей (электроники, гражданского авиастроения, автомобилестроения и др.) не только лишает российскую промышленность перспектив прорыва на мировых рынках и эффективного импортозамещения, но и создает в долгосрочной перспективе угрозу утраты имеющихся заделов в оборонных производствах.

В этих условиях государство вынуждено принимать активные усилия не только по модернизации оборонного комплекса, но и стимулировать развитие двойных технологий, технологическое обновление таких массовых секторов как автомобилестроение, транспортное машиностроение, станкостроение и др., которые имеют решающее значение для повышения среднего технологического уровня промышленности и импортозамещения.

Масштаб накопившихся структурных диспропорций и сильная конкуренция иностранной продукции в условиях укрепления курса рубля и растущей стоимости энергии и рабочей силы препятствуют эффективной структурной диверсификации промышленности и экономики в целом. Успех диверсификации во многом зависит от становления инновационно-промышленной политики - оптимального сочетания программ и отдельных мероприятий по стимулированию конкуренции и предпринимательской инициативы, и государственной поддержки системных прорывных проектов, прежде всего, в рамках государственно-частного партнерства.

Требуемые изменения в структуре производства могут произойти только при усилении свободы действия конкуренции, предпринимательских инновационных элементов в поведении бизнеса, формировании как мощного слоя малого и среднего бизнеса, так и крупных российских компаний, играющих значимую роль на мировых рынках.

Проблема повышения конкурентоспособности российской экономики имеет предпосылки своего возникновения. Сегодня Россия сталкивается с рядом вызовов, ответом на которые должна стать модернизация экономики и диверсификация промышленности. Необходимыми условиями успешного развития становится социальное согласие в обществе, эффективная экономическая политика государства, мобилизация имеющегося потенциала.

Рассмотрим, какие именно вызовы стоят перед нашей страной.

Во-первых, усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

Во-вторых, новая волна технологических изменений, резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии.

В-третьих, возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

В-четвертых, исчерпание источников экспортно-сырьевого развития, базирующихся на форсированном наращивании топливного и

сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.

В-пятых, социальные и институциональные проблемы.

Важнейшие из них:

- высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;

- сохранение высокого уровня рисков ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе, высокий уровень коррупции и административных барьеров, недостаточная защищенность прав собственности, запутанная система земельных отношений, низкая корпоративная культура;

- слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;

- низкий уровень конкуренции на целом ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности;

- недостаточное развитие национальной инновационной системы, слабая взаимосвязь образования, науки и бизнеса.

Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

При оценке размещения новых и при реконструкции действующих производственных мощностей обязательным является комплексный подход, предполагающий учет капитальных и текущих затрат на само производство, на смежные и вспомогательные работы, на природоохранные мероприятия, на развитие инфраструктуры, а также в целом учет состояния балансов по ресурсам многоцелевого назначения (рабочая сила, топливо, вода, земля). Обязательно оценивается экономический эффект от размещения отдельных предприятий и отраслей, влияние на структуру и эффективность функционирования регионального промышленного комплекса, национального хозяйства в целом. Современная национальная экономика рассматривается не как монообъект, но «многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр - регионы) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий» [2].

Антикризисные меры ведущих стран мира включали достаточно широкую поддержку национальной промышленности, были запущены государственные программы по стимулированию спроса. Разнообразие условий регионов России обусловливает необходимость учета региональной специфики при разработке промышленной политики. Прогнозы развития Российской Федерации должны содержать территориальный разрез и подкрепляться «региональными прогнозами, отражающими интересы и возможности субъектов РФ» [3].

Академик РАН Д.С. Львов указывает на три важных элемента, которые необходимо учитывать при разработке промышленной политики, а именно, «во-первых, необходима четкая выработка стратегических приоритетов промышленной политики. Надо определиться, на какие сектора и производства мы делаем ставку в долгосрочной перспективе. Во-вторых, необходимо разработать экономический механизм запуска страны к экономическому росту. В-третьих, нужно отыскать источники роста, на которые мы можем опираться» [4].

Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов и высокой мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Это позволит России выдержать конкуренцию как с дешевой рабочей силой экономик Китая и Индии, так и с высококачественной и инновационной продукцией развитых стран Европы, США и Азии.

Инновационный путь развития позволяет повысить социальную устойчивость и справедливость в обществе, так как выигрыш от экономического роста получает не только узкий слой общества, участвующий в присвоении рентных и экспортных доходов, но и основные социальные группы, связанные с развитием инфраструктуры, аграрного комплекса, базовых отраслей промышленности и сферы произ-

водства. В этом случае усиление социальной ориентированности экономического развития опирается на повышение национальной конкурентоспособности и эффективности, а не на перераспределение имеющегося богатства и социальную конфронтацию.

Инновационный социально-ориентированный тип роста имеет ряд качественных и количественных характеристик.

Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее развитие высоких переделов, которые вплоть до 2020 года остаются ведущими секторами производства ВВП.

Во-вторых, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в ведущих секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3 - 5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6 - 1,8 раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40 - 50% (2007 год -8,5%), а доля инновационной продукции в объеме выпуска - до 25 -35% (2007 год - 5,5%).

В-третьих, формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, конкурентоспособной на мировом уровне.

В числе промышленных приоритетов современной России авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии, являются участниками жесткой глобальной конкуренции.

Остановимся на перспективах развития указанных отраслей промышленного комплекса подробнее.

Формирование конкурентоспособной авиационной промышленности предполагает:

- продвижение на рынок доработанных самолетов (Ту-204, Ту-214, Ил-96 и других), обладающих повышенной конкурентоспособностью;

- реализацию проектов создания «переходного продукта» - региональных пассажирских самолетов 881-100 и глубоко модернизированного Ту-204СМ;

- развертывание производства авиационной техники малой авиации, развитие которой связано с реализацией национальных проектов и освоением труднодоступных районов;

- создание авиационных двигателей нового поколения для «прорывных продуктов», вертолетов и малой авиации, модернизация моделей выпускаемых двигателей в соответствии с требованиями обеспечения конкурентоспособности авиационной техники;

- создание научно-технического задела, формирование и развитие промышленных (критических и базовых) технологий, обеспечивающих создание и производство перспективной авиационной техники, соответствующей мировому уровню 2015 - 2020 гг.

Ракетно-космическая промышленность во многом формирует имидж России как высокотехнологичной державы и создает стратегические конкурентные преимущества на мировом рынке.

Для повышения конкурентоспособности отрасли и расширения присутствия России на мировом космическом рынке предполагается развертывание и поддержание устойчивости спутниковой группировки системы ГЛОНАСС, создание навигационных космических аппаратов нового поколения с длительным сроком активного существования (не менее 10 лет) и улучшенными тактико-техническими характеристиками; создание и модернизация системы российского сегмента международной космической станции (МКС).

Судостроительная промышленность характеризуется высокой наукоемкостью конечной продукции, капиталоемкостью, высоким сроком окупаемости инвестиций, отрасль создает рабочие места в смежных отраслях, что способствует интеграции и кооперации промышленного производства.

Для повышения конкурентоспособности российской экономики необходимо вкладывать финансовые средства и концентрировать трудовые ресурсы на создании конкурентоспособной специализированной морской техники. Программа развития отрасли включает производство судов и плавательных средств для освоения шельфа и Северного морского пути, создание высокотехнологических средне-тоннажных (DW до 45 тыс. тонн) транспортных судов и судов обеспечения, высокотехнологических рыбопромысловых судов и морских и речных научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов.

Радиоэлектроника является одной из наиболее динамично развивающихся в мире отраслей промышленности. Конкуренция в отрасли

очень высока, скорость обновления продукции превосходит другие сферы промышленного производства.

В связи с этим для повышения конкурентоспособности российской промышленности необходимо развитие производства радиацион-но-стойкой электронной компонентной базы; сверхвысокочастотной электроники; микроэлектроники; электронных материалов и структур; микросистемной техники.

Атомный энергопромышленный комплекс также является наиболее перспективным направлением развития российской промышленности. В отрасли планируется ввод 19 - 20 ГВт к 2020 году, в том числе ввод в эксплуатацию в 2012 году энергоблока №4 Белоярской АЭС с реактором типа БН-800 и отработка на нем элементов замыкания топливного цикла; создание эффективной инфраструктуры обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами; создание на территории Российской Федерации международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение под контролем МАГАТЭ, на основе недискриминационного доступа развивающихся стран к атомной энергетике и соблюдения режима нераспространения.

Для повышения конкурентоспособности отрасли необходимы:

1) стимулирование исследований и разработок в области замкнутого топливного цикла (реакторы на быстрых нейтронах, фабрикация и рецикл новых типов ядерного топлива);

2) обеспечение поддержки перспективных разработок по высокотемпературным реакторам;

3) проведение исследований, направленных на разработку новых методов использования энергии атомного ядра;

4) обеспечение ускоренного развития сопряженных отраслей, прежде всего энергетического машиностроения, средств автоматизации, информационных, медицины и нанотехнологий.

С нашей точки зрения, повышению эффективности реализации принятых решений в отрасли может способствовать формирование организационных структур, обеспечивающих максимальную реализацию конкурентных преимуществ российской атомной энергетики и энергомашиностроительного комплекса на мировых рынках.

Приоритетной сферой развития современного общества являются информационно-коммуникационные технологии. Достижение цели повышения конкурентоспособности современной российской экономики напрямую связано с формированием единого информационного пространства, развитием единой сети электросвязи страны, что позволит оказывать гражданам социальные услуги на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, и повысит эффективность системы управления.

Таким образом, мы показали роль и значение региональных промышленных комплексов для повышения конкурентоспособности современной российской экономики, принимая во внимание следующие составляющие:

1) существующие перед Россией вызовы глобального уровня, включая необходимость сохранения национальной безопасности, конкурентоспособности продукции, эффективности системы управления;

2) неравномерность экономического развития регионов России, неравномерность размещения производительных сил и факторов производства;

3) приоритетные отрасли промышленности основаны на высоких технологиях, включая нано-, био, фармацевтические, космические, медицинские, телекоммуникационные технологии, продукция которых имеет высокую долю добавленной стоимости и конкурентоспособна на внутреннем рынке и за рубежом.

4) без снижения издержек оппортунизма сложно реализовать сформулированные стратегические задачи конкурентоспособного развития.

Литература:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р.

2. Минакир П.А. Системные трансформации в экономике. - Владивосток: Дальнаука, 2001. - с. 419.

3. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А.Г. Гранберг. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2000. - с. 163.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Львов Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки / Отделение экономики РАН. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. - с. 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.