Научная статья на тему 'Особенности поведения в реальной группе несовершеннолетних участников групповых преступлений'

Особенности поведения в реальной группе несовершеннолетних участников групповых преступлений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
418
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ УЧАСТНИКИ ГРУППОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В РЕАЛЬНОЙ ГРУППЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕНИЯ / MINORPARTICIPANTS OF GROUP CRIMES / FEATURES OF BEHAVIOR IN REAL GROUP / DIALOGUE ACTIVITY. THE LITERATURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осипян Наталья Борисовна

Показано, что у организаторов групповых преступлений основными тенденциями поведения в группе являются «независимость» и высокий уровень «принятия борьбы», достигающие выраженности устойчивых тенденций. При этом в группе «организаторов лидеров» более выражена тенденция «принятия борьбы», а у «организаторов не лидеров» тенденция к «независимости». В позициях лидеров преступных групп сочетаются противоположные тенденции «зависимости» и «независимости», а также «принятие борьбы» и «избегание борьбы», что определяется, по-видимому, многообразием функций лидера в группе. Наиболее отчетливой тенденцией поведения у них является высокий уровень «общительности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Осипян Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of behavior in real group of minor participants of group crimes

It is shown, that among organizers of group crimes the basic tendencies of behavior in group are "independence" and a high level of "struggle acceptance", reaching expressivenesses of steady tendencies. Thus in the group "organizers leaders" the tendency of "struggle acceptance" is more expressed and among the "organizers not leaders" the tendency to "independence" is more expressed. In positions of leaders of criminal groups the opposite tendencies of "dependence" and "independence", and "struggle acceptance"and "struggle avoiding"are combined, that is apparently determined by the variety of functions of the leader in group. The most distinct tendency of behavior among them is a high level of "sociability".

Текст научной работы на тему «Особенности поведения в реальной группе несовершеннолетних участников групповых преступлений»

особенности поведения в реальной группе несовершеннолетних участников групповых преступлений

Осипян Н.Б.

Показано, что у организаторов групповых преступлений основными тенденциями поведения в группе являются «независимость» и высокий уровень «принятия борьбы», достигающие выраженности устойчивых тенденций. При этом в группе «организаторов - лидеров» более выражена тенденция «принятия борьбы», а у «организаторов - не лидеров» - тенденция к «независимости». В позициях лидеров преступных групп сочетаются противоположные тенденции «зависимости» и «независимости», а также «принятие борьбы» и «избегание борьбы», что определяется, по-видимому, многообразием функций лидера в группе. Наиболее отчетливой тенденцией поведения у них является высокий уровень «общительности».

Ключевые слова: несовершеннолетние участники групповых преступлений, особенности поведения в реальной группе, деятельность общения.

Борьба с преступностью, выявление, устранение и предупреждение причин и условий, ее порождающих, входят в число приоритетных задач обеспечения национальной безопасности России. На этом фоне особое беспокойство вызывает резкий рост преступности несовершеннолетних. Причем, с одной стороны, выявляется тенденция активизации и омоложения преступности, с другой, обнаруживаются неблагоприятные тенденции в изменении структуры молодежной преступности, увеличении числа преступлений, совершенных с особой жестокостью и цинизмом. Все это определяет необходимость коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних.

Групповой способ совершения противоправных действий всегда был отличительным признаком преступности несовершеннолетних, однако, групповые противоправные действия несовершеннолетних, как и сами группы, меняют количественные и качественные характеристики в зависимости от объективных условий окружающей действительности. Существование подростковых групп явление неизбежное и объективное. В контексте нашего исследования непосредственный интерес представляют группы несовершеннолетних с асоциальной и криминальной направленностью.

Изучению механизмов объединения несовершеннолетних в группу, психологии внутригруппового общения, мотивов, побуждающих подростка к вступлению в ту или иную группу посвящено множество работ [4, 12, 18, 24 и др.]. Немало исследований

посвящено изучению закономерностей формирования и функционирования асоциальных, делинквент-ных и криминогенных групп несовершеннолетних и молодежи [1, 22, 26, 27 и др.].

Особое значение в рамках изучения проблематики подростково-молодежной преступности приобретает вопрос об особенностях их поведения в условиях неопределенности и риска, поскольку выбор несовершеннолетним противоправного варианта поведения всегда предполагает известный риск, связанный с возможностью наступления уголовной ответственности и последующего уголовного наказания.

Анализ факторов, влияющих на поведение субъекта в ситуациях неопределенности и детерминирующих его склонность к риску, позволяет условно разделить их на три группы: 1) характеристики ситуации и задачи; 2) особенности личности; 3) особенности взаимодействия в группе. В аспекте интересующей нас проблемы изучения особенностей преступного поведения несовершеннолетних мы остановились последнем виде влияний, поскольку ситуация (а именно - совершение преступления), в рамках которой проявляется склонность к риску, изначально ограничена объектом исследования.

Бесспорно, что степень проявления тех или иных свойств личности, и в частности, склонности выбирать рискованный вариант поведения, в значительной степени зависит от того, действует ли человек в условиях относительной изоляции или в атмосфере прямого контакта с другими людьми. На этом фоне особое значение приобретают работы, направленные

на изучение проблемы принятия групповых решений в ситуациях риска [6, 7, 10, 13, 16, 20, 28, 29].

Несомненную актуальность в контексте проблемы принятия групповых решений приобретает изучение особенностей процесса общения, которое в рамках подросткового периода основывается на переплетении двух противоречивых стремлений: стремления к приватизации (обособления) и стремления к аффи-лиации (потребности в принадлежности к какой-либо группе). Характерное для этого возраста обостренное чувство одиночества порождает стремление к общению со сверстниками. В их обществе подростки пытаются обрести то, чего не находят в общении с взрослыми: спонтанность, эмоциональное тепло, событийность, признание и подтверждение собственной значимости. Часто желаемое достигается путем нивелирования собственного мнения, подчинения его мнению большинства. Вследствие этого отчетливо проявляется конформность, которая является типичной чертой подростковых и юношеских групп. Отстаивая свою независимость от взрослых, участники неформальных групп часто абсолютно некритично относятся к мнению лидера и группы. Прослеживается закономерность: чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным отличиям [11].

Среди психологов и педагогов весьма распространенным является представление об общении как необходимом и всеобщем условии формирования личности [2, 3, 8, 19].

По мнению Д.Б. Эльконина (1982), общение с товарищем выделяется в совершенно особую деятельность, которая может быть названа деятельностью общения. Ведущий мотив такой деятельности - завоевать определенное положение в среде сверстников, получить их высокую оценку. Общество сверстников - важнейшая среда развития в подростковом и юношеском возрасте, которое является также наиболее распространенным и доступным специфическим каналом информации.

С точки зрения И.С. Кона (1989), общение со сверстниками является специфическим видом деятельности, где вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми. Ощущение принадлежности к группе дает чувство эмоциональной устойчивости, облегчает автономизацию от взрослых. Нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, становятся психологически более значимым, чем те, которые существуют у старших. Поэтому, можно констатировать, что в юношеском и подростковом возрасте поведение, по сути, является коллективно-групповым, где удельный вес сообщества сверстников больше, чем влияние родителей и учителей.

Согласно представлениям ряда авторов [5, 9, 14, 17 и др.], в подростковом возрасте общение со сверстниками протекает в двух типах групп: в группах, организованных взрослыми и в стихийных сообществах, так называемых «неформальных группах». Асоциальная группа заменяет семью и школу. Желание быть принятым, получить одобрение заставляет подростка рискованным асоциальным поступком искать расположения группы, ее согласия принять его в свой состав.

Анализируя подход Х. Ремшмидта (1994), мы позволим себе не согласиться с его мнением о том, что влияние референтной группы сверстников не ведет к изменению воспринятых в родительском доме ценностных представлений. Данное противоречие подчеркивается и во взглядах отечественных психологов (Божович Л.И., 1968; Кон И.С., 1989 и др.), согласно которым, в подростковом возрасте и количественно, и качественно общение со сверстниками играет большую роль, чем общение с родителями.

Н.Ф. Наумова (1988) отметила несколько особенностей в общении несовершеннолетних: во-первых, обычно все их поступки направлены на некую «воображаемую аудиторию», во-вторых, желание понравиться, быть принятым толкает их на преувеличение своих достоинств.

Представляется интересным исследования О.Ю. Михайловой (1982, 2000), посвященные особенностям принятия рискованных решений в стихийных группах подростков. По ее мнению, позиция лидера, ее соответствие групповым ценностям, как и любого члена группы, зависит от процессов групповой динамики, прочности его положения в группе и т.д. При этом лидер склонен принимать более рискованные решения в тех случаях, когда его доминирующее положение в группе непрочно. Будучи уверен в своем положении, он может отказаться от соучастия в преступлении, организатором которого является не он, и даже отговаривать от этого других членов группы [20].

Исходя из вышесказанного, одним из этапов нашего психологического анализа являлось изучение особенностей поведения в реальной группе у несовершеннолетних правонарушителей. Для реализации данной задачи нами была использована методика «О-сортировка», разработанная В. Стефансоном [23].

Объектом нашего исследования являлись несовершеннолетние осужденные мужского пола в возрасте 14-17 лет, отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение групповых преступлений (84 подростка). При формировании объекта исследования и последующем составлении групп мы руководствовались двумя критериями: психологическим - групповой статус подростка и правовым - роль

несовершеннолетнего в организации и совершении конкретного преступного деяния. В результате проведенного анализа были сформированы четыре группы несовершеннолетних мужского пола, участников групповых преступлений: организаторы - лидеры, исполнители - лидеры, организаторы - не лидеры и исполнители - не лидеры.

Проведенное исследование показало, что наиболее выраженной в обеих группах несовершеннолетних организаторов является тенденция к «независимости». Однако несовершеннолетние «организаторы - лидеры» все же отличаются более выраженным уровнем этой тенденции по сравнению с «организаторами - не лидерами», что свидетельствуют о большей степени внутренней независимости первых в отношении групповых стандартов и ценностей.

Кроме того, выраженность в группах организаторов тенденции к зависимости также подтверждает большую ориентацию на стандарты и ценности группы. Полученные результаты, на наш взгляд, объясняются степенью отождествления подростком себя с соответствующей общностью, поскольку в значительной мере взгляды несовершеннолетних формируются по мере их участия в деятельности группы. Качественный анализ материалов дел и результатов беседы свидетельствует о том, что в группу «организаторов - не лидеров» вошли, с одной стороны, члены группы, конкурирующие с лидером, а с другой, подростки, не являющиеся членами группы, но стремящиеся войти в нее. Можно полагать, что и те, и другие по разным основаниям не полностью включены в систему групповых ценностей. Напротив, «организатор - лидер» не только задает своим поведением ценности и стандарты поведения, но и сам отражает позицию, которую занимает его группа. Это и обнаруживается в выраженности стремления к принятию групповых стандартов и ценностей.

Интересно, что тенденция к принятию «борьбы» (то есть, активное стремление участвовать в групповой жизни и добиваться высокого статуса) также более выражена у несовершеннолетних «организаторов - лидеров», по сравнению с «организаторами - не лидерами». Полученные данные могут свидетельствовать о том, что высокий групповой статус «организаторов - лидеров» связан с их активным участием в групповом взаимодействии и стремлением поддерживать свой статус. В силу этого позиция «принятия борьбы» достигает у них выраженности устойчивой тенденции. Выраженность тенденции к «избеганию борьбы» в группе «организаторов - не лидеров» объясняется, по-видимому, отсутствием у части представителей этой группы статусных притязаний: они ориентированы не столько на статус в группе, сколько вообще на включение в группу.

В исследовании также были обнаружены различия между рассматриваемыми группами и по тенденции «общительность - необщительность». Согласно полученным данным, несовершеннолетние «организаторы - лидеры» отличаются преобладанием тенденции к общительности, что свидетельствует о преобладании у них стремления к контактам и образованию эмоциональных связей в группе.

Можно полагать, что низкий групповой статус представителей группы «организаторов - не лидеров», в значительной степени определяется их недостаточной способностью устанавливать контакты и эмоциональные связи с членами своей группы.

Наиболее выраженной тенденцией поведения в реальной группе у «исполнителей - лидеров» является «общительность», что свидетельствует не только о контактности таких подростков, но и о стремлении образовывать в группе эмоциональные связи.

В позициях лидеров преступных групп также сочетаются противоположные тенденции: «принятие борьбы», указывающая на активное стремление таких подростков к участию в групповой жизни и доминированию в группе, и почти столь выраженная тенденция «избегания борьбы», свидетельствующая об их стремлении уходить от групповых конфликтов (а точнее стать над конфликтами, сохранив объективность) или разрешать с помощью компромиссов. По-видимому, такое сочетание разнонаправленных тенденций определяется многообразием функций лидера в группе. Можно полагать, что активное «принятие борьбы» и вынужденное вступление в конфликт будут связаны реализацией лидером дисциплинарной функции, например, в ситуации возникновения угрозы занимаемому статусу вследствие появления оппозиционера или несоответствия поведения членов группы ее ожиданиям. С другой стороны, эффективность выполнения лидером его функций связана с его способностью разрешать конфликты, возникающие в группе, не включаясь в них эмоционально и сохраняя объективность, что, по-видимому, и находит выражение в тенденции к «избеганию борьбы».

Таким образом, полученные в этой группе несовершеннолетних результаты свидетельствуют об известной избирательности и тактической гибкости поведения лидеров.

И, наконец, представителей группы «исполнители - не лидеры» отличает выраженная тенденция к зависимости, свидетельствующая о стремлении таких несовершеннолетних к принятию групповых стандартов и ценностей. В свою очередь показатели тенденции к независимости подтверждают склонность таких подростков ориентироваться в своем поведении на группу членства.

Тенденция к общительности у представителей данной группы свидетельствует о выраженном

стремлении подростков образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. В то же время противоположная тенденция «необщительность» также достаточно выражена. Полученные результаты можно объяснить гетерогенным составом рассматриваемой группы. В нее вошли как несовершеннолетние с достаточно высоким (хотя и нелидерским), так и низким групповым статусом, а также подростки - не члены группы, более или менее случайно оказавшиеся участниками группового преступления.

Группа «исполнителей - не лидеров» отличается также выраженностью тенденции «избегания борьбы», что свидетельствует о характерном для таких подростков уходе от взаимодействия в ситуациях групповых споров и конфликтов, а также желании сохранить нейтралитет (только около 10% из них склонны отстаивать свой групповой статус).

В ходе дальнейшего анализа было выявлено, что несовершеннолетние организаторы групповых преступлений независимо от их группового статуса существенно отличаются от исполнителей более высокой степенью выраженности тенденций к «независимости» и «принятию борьбы». При этом в группе «организаторов - лидеров» более выражена тенденция «принятия борьбы», а у «организаторов -не лидеров» - тенденция к «независимости».

Полученные результаты свидетельствуют о том, что для несовершеннолетних организаторов характерны ориентация на собственные нормы поведения и пренебрежение стандартами и ценностями, принятыми в группе. Можно полагать, что группа будет выступать для таких подростков в большей степени как инструмент удовлетворения потребности в самоутверждении в системе межличностных взаимоотношений.

Представляются интересными показатели, свидетельствующие о том, что для организаторов процесс группового взаимодействия представляет интерес не с позиции получения эмоциональных контактов, а опосредован организацией противоправной деятельности, осуществляемой группой.

В свою очередь, несовершеннолетних исполнителей отличает высокая выраженность тенденции к общительности, достоверно отличающаяся от аналогичных показателей организаторов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что для исполнителей характерно стремление к эмоциональным связям, как в своей группе, так и за ее пределами.

Интересно, что исполнителей отличает высокий уровень ориентации на групповые ценности и нормы поведения, с одной стороны, и стремление к установлению и поддержанию эмоциональных связей в группе - с другой, что может приводить таких подростков к совершению преступления

«заодно», чтобы не выглядеть «белой вороной» и т.п. В то же время у представителей данной группы обнаруживается высокий уровень выраженности тенденции к избеганию «борьбы», что может приводить к тому, что исполнители решаются участвовать в совершения преступления, не желая противоречить группе и возможно, пытаясь избежать последующих конфликтов.

Помимо того, совершение преступления в составе группы расценивается как возможность для части рядовых членов - заслужить одобрение товарищей и поднять свой групповой статус, для лидеров - возможность его подтвердить, особенно в случаях появления оппозиции. Эти возможности и обнаруживается в том, что тенденция «принятия борьбы» у представителей этой группы также достаточно выражена.

Продолжая анализ, рассмотрим полученные результаты с точки зрения группового статуса изучаемых нами несовершеннолетних участников групповых преступлений. Полученные результаты свидетельствуют о том, что несовершеннолетних лидеров отличает большая независимость при формировании стандартов и ценностей, поскольку такие подростки, зачастую сами являются «эталоном» поведения для группы, задавая определенную «планку» для рядовых ее членов.

Кроме того, основной тенденцией поведения в группе подростков, обладающих статусом лидера, является общительность, то есть, одной из главных характеристик лидеров является их умение и стремление к активному установлению контактов.

Анализ тенденции к принятию «борьбы» свидетельствует о ее доминировании у лидеров, по сравнению с не лидерами. На наш взгляд, очевидна логичность полученных данных, поскольку несовершеннолетним лидерам приходиться прикладывать немало усилий для получения и последующего поддержания группового статуса. В свою очередь выраженная, хотя и в меньшей степени, данная тенденция у не лидеров может, как мы полагаем, опосредоваться желанием некоторых рядовых членов повысить свой групповой статус. Кроме того, организаторы преступлений, вошедшие в группу не лидеров, также могут проявлять стремление к завоеванию более высокого статуса в группе, чем, собственно говоря, может объясняться их инициативность в организации группового противоправного деяния.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что организаторы групповых преступлений несовершеннолетних характеризуются выраженностью двух основных тенденций в поведении: «принятием борьбы» (0,59) и «независимостью» (0,84). При этом в группе «организаторов - лидеров» тенденция «принятия борьбы» более выражена и сочетается

с отрицательными значениями показателя «избегание борьбы» (-0,25). В группе «организаторов - не лидеров» такое сочетание обнаруживается в тенденциях «независимость» - «зависимость».

Основной тенденцией поведения в группе подростков, обладающих статусом лидера, является общительность (0,74). Они более ориентированы на установление контактов и эмоциональных связей в группе. Кроме того, в их позиции сочетаются противоположные тенденции «зависимости» (0,07) и «независимости» (0,80), а также «принятие борьбы» (0,62) и «избегание борьбы» (0,10). На наш взгляд, это лидерам справляться с многообразием их функций в группе. В этом плане их поведение характеризуется большей избирательность и гибкостью.

В свою очередь, несовершеннолетние не лидеры отличаются повышенным уровнем тенденции «избегания борьбы» (0,46) и необщительностью (0,40), хотя и противоположные тенденции у них также выражены.

Таким образом, в зависимости от социально-психологических характеристик несовершеннолетних участников групповых преступлений различаются и их типичные тенденции поведения в реальной группе. Полученные результаты позволяют заключить, что особенности основных тенденций поведения несовершеннолетних в группе отличаются в зависимости от группового статуса и их роли в организации преступления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абубакиров Ф.М. Уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия организованной преступной деятельности несовершеннолетних. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М.: Ак. МВД РФ, 1995.

2. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Наука, 1981. - С. 218-241.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 2002.

4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. -М.: Апрель Пресс, 2000.

5. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности). - М.: Прометей, 1993.

6. Бовина И.Б. Социально-психологический анализ группового решения задач. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998.

7. Богомолова С.Н. О принятии решений в ситуации неопределенности и риска (подход к анализу преступного поведения) // Личность преступника как объект психологического исследования. - М., 1979. - С. 110-119.

8. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные психологические труды. - 2-е издание. - М.: Международная пед. академия, 1995.

9. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. - М.: Юрид. лит., 1986.

10. Галлам С., Московиси С. Теория принятия коллективных решений в иерархических и неирар-хических группах // Психологический журнал. -1992. - № 6. - С. 93-104.

11. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. - М.: Академия МВД СССР, 1974.

12. Долгова А.И. Проблемы профилактики криминогенных групп несовершеннолетних / Вопросы борьбы с преступностью. - Вып. 32. - М.: ВНИИСЗ, 1980. - С. 3-16.

13. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, 1976. - С. 254-277.

14. Забрянский Г.И. Механизм формирования антисоциальных подростковых и юношеских групп // Криминологи о неформальных молодежных объединениях. - М.: Юридическая литература, 1990. - С. 36-42.

15. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.

16. Костинская А.Г. Зарубежные исследования группового принятия решений, связанных с риском // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 248-256.

17. Кофырин Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи // Социологические исследования. - 1991. - № 1. - С. 82-86.

18. Коэн А.К. Отклоняющееся поведение и контроль за ним / Американская социология: Перспективы, проблемы, методы: Пер. с англ. В.В. Воронин, Е.В. Зиньковский. - М.: Прогресс, 1972. - С. 282296.

19. Леонтьев Д.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999.

20. Михайлова О.Ю. Некоторые вопросы принятия решений в стихийных группах несовершеннолетних правонарушителей // Дальнейшее укрепление законности и правопорядка в свете решений XXVI съезда КПСС. Сб. науч. трудов. - М., 1982. - С. 81-86.

21. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. -М.: Наука, 1988.

22. Попова Г.М. Классификация групп несовершеннолетних правонарушителей и предупреждение их преступных проявлений / Криминологическая

характеристика и предупреждение групповых преступлений. - М, 1976. - С. 33-37.

23. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004.

24. Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступника. - М., 1981.

25. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.

26. Шестаков С.В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений участников

молодежных группировок по месту жительства. Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М.: Ак. МВД РФ, 1996.

27. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. - М.: Юрид. лит., 1971.

28. Janis I.L., Mann L. Decision making: A psychological analysis of conflict, choice and commitment. - N.Y.: Free Press, 1977.

29. Klein G., Orasanu J., Calerwood R., Zsambook C. (Eds) Decision- making in action: models and methods. -New-Jersey, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.