Научная статья на тему 'Особенности построения лекционных занятий в процессе психолого-педагогической подготовки студентов технического вуза'

Особенности построения лекционных занятий в процессе психолого-педагогической подготовки студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
822
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бибалова Саида Аслановна

В статье на примере курса «Психология и педагогика» рассматриваются некоторые особенности построения лекционных занятий, учет которых позволяет преподавателю расширить возможности в достижении поставленных дидактических целей, повысить эффективность совместной деятельности преподавателя и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности построения лекционных занятий в процессе психолого-педагогической подготовки студентов технического вуза»

УДК 378:37.016 ББК 74.58 Б - 59

Бибалова Саида Аслановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и социологии факультета новых социальных технологий Майкопского государственного технологического университета, тел.:(8772)529044.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

(рецензирована)

В статье на примере курса «Психология и педагогика» рассматриваются некоторые особенности построения лекционных занятий, учет которых позволяет преподавателю расширить возможности в достижении поставленных дидактических целей, повысить эффективность совместной деятельности преподавателя и студентов.

Ключевые слова: психолого-педагогическая подготовка, формы обучения, лекционное занятие, методы обучения, проблемное обучение.

Bibalova Said Aslanovna, Candidate of Pedagogics, associate professor of the chair of philosophy and sociology of the faculty of new social technologies, Maikop State Technological University, tel.: (8772) 529044.

FEATURES OF CONSTRUCTION LECTURES IN PSYCHO-PEDAGOGICAL TRAINING OF STUDENTS IN HIGH TECHNICAL SCHOOL

In the article some of the features of building lectures (on by the example of "Psychology and Pedagogy" cycle), which enable the lecturer to achieve teaching goals and enhance collaborative activities of teacher and students have been explored.

Keywords: psychological and pedagogical training, forms of training, lectures, teaching methods, problem education.

Традиционными формами организации аудиторной учебной работы в высшем учебном заведении, которые характерны для дисциплин гуманитарного цикла, являются лекции, семинарские и практические занятия. Для объективной оценки целесообразности чтения лекций по любой дисциплине (в том числе и по психологии и педагогике) необходимо четко представлять, что такое лекция, ее назначение и задачи, функции, а также определение доли лекционного материала во всем учебном курсе. Необходимо отметить, что лекция - это не только логически стройное, систематически последовательное и конкретное изложение определенного научного вопроса, но и форма творческого общения со студентами, которая позволяет передать учебную информацию и создать предпосылки для развития у них творческого мышления. Здесь важен момент четкого осознания преподавателем собственной позиции в учебном процессе, носящем «субъект - субъектный» характер и ориентированным на личность каждого студента.

Огромную роль в формировании личности студента играет живое и непосредственное взаимодействие с аудиторией, эмоциональная окраска лекции, способность лектора заинтересовать, мотивировать слушателей, а также его личное обаяние. Основной дидактической целью лекции является «формирование ориентировочной основы для последующего усвоения обучаемыми учебного материала и обобщение на более высокой ступени абстракции материала, проработанного самостоятельно» (1, с.17). Достижение этой цели возможно с помощью изложения основных научных фактов, положений, раскрытия общих подходов, закономерностей, принципов и методов научного поиска и т.д.

Лекция в вузе должна обеспечить реализацию в процессе обучения определенных функций: информативную, ориентирующую, методологическую, развивающую, воспитывающую. Исходя из сказанного, в курсе «Психологии педагогики» используются разные виды лекционных занятий: вводные (по темам «Предмет психологии. Методы психологического исследования», «Педагогика как наука»), информационные («Ощущения. Восприятие», «Память. Внимание», «Эмоционально-волевые процессы», «Педагог и педагогическая деятельность», «Процесс обучения», «Управление образовательными учреждениями»), проблемные («Психика и ее эволюция. Возникновение сознания», «Деятельность», «Личность», «Темперамент», «Характер», «Способности», «Общение», «Личность и группа. Лидерство и руководство», «Конфликты в процессе общения и деятельности», «Воспитание и социализация личности»), обзорные («Психология малых групп и коллективов», «Образование как общечеловеческая ценность. Система образования в России», «Государственный характер управления системой образования»).

Необходимо помнить, что одним из факторов, затрудняющим чтение лекции преподавателю и, в свою очередь, восприятие информации обучаемыми, является отсутствие опыта конспектирования у студентов, поскольку учебный курс по психологии и педагогике стоит в учебных планах специальностей преимущественно на первых курсах. Исходя из закономерностей и особенностей психики, психологи утверждают, что человек в одно и то же время не способен качественно выполнять два вида новой деятельности, то есть воспринимать новый учебный материал и конспектировать лекцию. Поэтому при изложении материала целесообразно чередование записей с организацией восприятия и усвоения.

Прибегая к помощи технических средств, хорошо продуманных примеров, ситуаций в контексте изложения теоретического материала, приемов обратной связи, преподаватель имеет возможность содержательно разнообразить лекцию, создать условия для поддержания активного интереса со стороны студентов и более качественного усвоения учебного материала.

В психолого-педагогической подготовке студентов технического вуза целесообразно делать упор на методы и соответствующие формы проблемного обучения, которые являются эффективными способами повышения мыслительной активности и побуждения студентов к творческому усвоению знаний. Основой проблемного обучения как подхода является проблемная ситуация, в результате создания и разрешения которой и происходит усвоение знаний.

По мнению М.И. Махмутова, проблемное обучение не является непрерывной цепью самостоятельного открытия учащимися новых законов, правил, а представляет собой оптимальное сочетание их репродуктивной и творческой деятельности по усвоению системы научных понятий и приемов, способов логического мышления, осмыслению изучаемого материала (2).

Применение в учебном процессе проблемных ситуаций, по мнению Матюшкина А.М., требует соблюдение следующей последовательности:

1) постановка теоретического или практического задания, решение которого способствует открытию для обучаемого подлежащее усвоению знания;

2) поставленное задание должно быть адекватно интеллектуальному уровню обучаемых;

3) задание должно предшествовать объяснению усваиваемого материала;

4) как проблемную ситуацию можно применять практические задания, которые требуют дополнительную информацию из области знаний других наук;

5) одну и ту же ситуацию могут создавать различные типы заданий;

6) возникшую проблемную ситуацию должен формулировать преподаватель посредством указания на причины невыполнения практического задания или невозможности объяснить те или иные факты (3).

А.М. Матюшкин считает проблемность в обучении важнейшим мотивационным и интеллектуальным фактором, который сам по себе не носит личностного характера относительно студента и преподавателя, а также всего коллектива вуза. Новшеством является разработка диалогических форм данного вида обучения, которые предполагают открытость самого преподавателя как носителя профессиональных и нравственно-психологических качеств и свойств личности, ее культуры.

Студенты будут иметь возможность приобретать кроме знаний нечто большее, если каждая лекция будет не просто прочитанным текстом, а процессом размышлений, рассуждений лектора вместе со студентами. В этом случае обучаемые могут овладеть тем стилем творческого мышления, которым обладает преподаватель. Иначе же лекция представляет собой «мертвый» процесс, в котором активен только преподаватель, а обратная связь сведена к минимуму. Поэтому важно использование такого вида учебного занятия как лекция, имеющая диалогичный характер. Стимулятором внутреннего диалога студента здесь выступает именно речь лектора. Этот внутренний диалог, характер которого определяется алгоритмом изложения материала и неповторимым стилем мышления лектора, разворачивается на уровне слушателя. В его процессе личность как бы открывает знания для себя и включает их в уже существующую общую систему собственных знаний. Оценивание эффективности подобной лекции проводится не столько исходя из запомнившегося и записанного студентом, сколько из тех «разумных и содержательных вопросов, которые он может поставить перед преподавателем в итоге лекции». Причем не всякую лекцию так можно оценить, но ко всему циклу в целом такой подход может иметь место (4).

Выбор методов обучения для конкретной лекции обусловлен характером познавательной деятельности студентов (имеется в виду степень их активности и самостоятельности), а также внешними формами организации познавательной деятельности студентов, которые определяются целями, спецификой информации и уровня подготовки аудитории. Исходя из этого, на лекциях могут быть использованы такие методы, как объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение и эвристическая беседа.

В заключении приведем пример. Так, в курсе «Психологии и педагогика» при изучении темы «Личность» занятие можно построить в форме проблемной лекции, на которой создается проблемная ситуация с целью усиления познавательной активности студентов. Здесь преподаватель может сформулировать вопрос по типу: «Какой из факторов, биологический или социальный, является наиболее важным, определяющим в формировании человека как личности, становлении его индивидуальности?» Постановка вопроса рассчитана на возникновение у студентов различных точек зрения на проблему, столкновение мнений. Преподаватель должен внимательно следить за ходом размышлений, акцентировать внимание студентов на логике аргументов оппонирующей стороны. Решить ситуацию можно, не только показывая причины противоречий между спорящими сторонами и подводя студентов к готовому решению, но и решая поставленную проблему совместно, усилиями всей группы, путем рассуждений, опираясь на уже имеющиеся знания, взвешивая положительные и отрицательные стороны возникающих доводов.

Литература:

1. Основы педагогики высшей школы: учеб. пособие / под ред. Е.Л. Белкина. М., 1989. 102 с.

2. Махмутов, М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ТГЖИ, 1993. 88с.

3. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 208

с.

4. Как сформировать творческую личность? // Вестник высшей школы. 1986. №2. С.

72-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.