Научная статья на тему 'Особенности политики налогового учета в производственных подсистемах АПК'

Особенности политики налогового учета в производственных подсистемах АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
политика / налоговый учет / производственные организации / налоговый Кодекс / налогообложение / policy / tax accounting / production organizations / tax Code / taxation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брянцева Л.В., Полозова А.Н., Маслова И.Н.

Рассмотрена роль системы налогового учета для обеспечения информацией пользователей; изложены требования, предъявляемые к налоговой политике производственных организаций; обоснованы условия выбора вариантов учета для целей налогообложения; представлен перечень основных элементов учетной налоговой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe role of system of tax accounting for providing users with information is considered; requirements imposed to a tax policy of the production organizations are stated; conditions of a choice of versions of the account for the taxation purposes are proved; the list of basic elements of an accounting tax policy is submitted.

Текст научной работы на тему «Особенности политики налогового учета в производственных подсистемах АПК»

Брянцева Л.В., Полозова А.Н., Маслова И.Н.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОДСИСТЕМАХ АПК

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, Институт менеджмента, маркетинга и финансов

Ключевые слова: политика; налоговый учет; производственные организации; налоговый Кодекс; налогообложение.

Аннотация: рассмотрена роль системы налогового учета для обеспечения информацией пользователей; изложены требования, предъявляемые к налоговой политике производственных организаций; обоснованы условия выбора вариантов учета для целей налогообложения; представлен перечень основных элементов учетной налоговой политики.

Keywords: policy; tax accounting; production organizations; tax Code; taxation.

Abstract: the role of system of tax accounting for providing users with information is considered; requirements imposed to a tax policy of the production organizations are stated; conditions of a choice of versions of the account for the taxation purposes are proved; the list of basic elements of an accounting tax policy is submitted.

Развитие современного бизнеса в РФ ведет к существенному расширению роли учета и его политики. Это связанно с расширением круга причастных сторон, принимающих финансовые и прочие экономические решения и опирающихся при этом на данные налогового учета [2]. Соответственно, меняются и требования, предъявляемые к учетной политике для целей налогообложения [3].

Основной целью системы налогового учета в настоящее время становится обеспечение полной достоверной информацией пользователей, заинтересованных в экономической деятельности организации. Поэтому, с одной стороны, совокупность избранных организацией способов осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущих расчетов и итогов, связанных налогообложением фактов хозяйственной жизни в налоговом учете должна быть отражена в учетной политике организации для целей налогообложения.

С другой стороны, финансовая отчетность не может быть составлена без взаимодействия финансового, управленческого и

налогового учета. Каждый из этих видов требует соблюдения определенных принципов, правил и положений для формирования исходной информации, используемой для составления отчетов. Таким образом, ученая налоговая политика становится специальным внутрифирменным документом, представленным совокупностью нормативных актов организации. Она содержит практические способы и приемы, принятые в соответствии с основами, изложенными национальными нормативно - правовыми документами.

Как известно, организация должна формировать две политики учета: одну — для целей бухгалтерского учета, другую - для целей налогового учета. Они могут быть оформлены, как в виде отдельных документов (приказов), так и в виде разделов общего приказа об учетной политике организации. Первая форма предпочтительнее, особенно в тех случаях, если организации занимается несколькими видами деятельности или имеет множество подразделений.

В настоящее время разработка (формирование, раскрытие, оформление) положений учетной политики для целей налогообложения является одной из ключевых задач, стоящих перед бухгалтерией организации, поскольку в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ всем организациям, независимо от организационно-правовой формы, права собственности и осуществления видов экономической деятельности, необходимо составить учетную политику для целей налогообложения [1]. Поэтому разработка учетной политики для целей налогообложения является важной и ответственной процедурой, которая влияет на подготовку и представление налоговой отчетности.

Таким образом, учетная политика для целей налогообложения (при ее правильном формировании) обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие всех управленческих структур организации, участвующих в учетном процессе, и позволяет оптимизировать расходы (материальные, трудовые, временные) на принятие преобразующих управленческих решений.

Для эффективного и сбалансированного руководства экономической деятельностью организации, в том числе производственных подсистем АПК, представляющих собой весьма сложные социально-экономические хозяйствующие субъекты, необходимо располагать полной, объективной и релевантной информацией [4;5]. Формирование информационной базы менеджмента происходит, в первую очередь, в сфере учета.

Учетный процесс названных организаций включает несколько видов: бухгалтерский (финансовый и управленческий),

производственный, статистический и налоговый. Последний из перечисленных является наиболее важным для обеспечения управленческих решений в ходе экономической деятельности.

Учёт для целей налогообложения в организациях связан с их обязательствами перед государством. По сути своей он, во-первых, является системой, ограничивающей отдельные расходы или доходы организации в тех случаях, если какие-либо факты хозяйственной жизни создают для бизнеса преимущества, не обоснованные с точки зрения государственных интересов. Во-вторых, система налогового учета формируется организацией самостоятельно, опираясь на принципы последовательности применения соответствующих норм и правил от одного налогового периода к другому.

Однако, как показывает практика, некоторые организации до сих пор не уделяют должного внимания этой сфере учетной деятельности и не выработали соответствующие обоснованные направления политики для целей налогообложения. Поэтому, как правило, именно в этих организациях возникают ошибки и путаница в налоговом учете имущества, его источников, доходов и расходов из-за недостаточной проработанности использования отдельных, установленных законодательно правил, имеющих варианты направлений. Тем не менее, учетная политика для целей налогообложения, если она сформирована целесообразно, грамотно и обоснованно, охватывает все составляющие налогового учета в производственной организации. Поэтому сфера практического применения учетной налоговой политики очень широка, особенно в части ее влияния на конечные финансовые результаты организации путем оптимизации.

Основными требованиями к налоговой политике являютсяследующие:

1) формирование полной и достоверной информации о доходах, расходах, имуществе, обязательствах для целей налогообложения;

2) раскрытие основных положений налогового учёта в форме политического выбора применяемого способа ведения учётного процесса;

3) обеспечение необходимой информацией внутренних и внешних пользователей налоговой отчетности для контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов, своевременностью их уплаты.

Термин «учетная политика для целей налогообложения» впервые появился в налоговом законодательстве в 2001 году в связи с вступлением в силу главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ, хотя значение этого понятия тогда раскрыто не было. Позднее (в 2002 году), с введением главы 25 «Налог на

прибыль организаций» Налогового кодекса РФ, была озвучена обязательность ведения такого вида учета, как налоговый. Поэтому в настоящее время необходимо признать самостоятельность права на существование как бухгалтерского, так и налогового учета, призванных способствовать исполнению одной цели - выведению финансового результата, но предоставляющих соответствующую информацию разным потребителям: первый - собственникам организации, второй - государственным органам.

Учетная политика для целей налогообложения определяется как совокупность способов ведения налогового учета. При этом альтернативные варианты, отражающие суть тех или иных учетных способов, формируются по соответствующим правилам и регулируются различными нормативно-правовыми актами. Выбор варианта из альтернативных, как правило, осуществляется, учитывая три условия: реализация возможностей снижения налогооблагаемой базы, разрешенных нормами права; использование льготных режимов налогообложения, предусмотренных действующим

законодательством; выполнение специальных расчетов для обеспечения экономии в виде высвобождаемых денежных средств при выборе варианта учета.

В учетную политику для целей налогообложения включают, как правило, следующие основные элементы, содержащие варианты (правила) учета: порядок ведения налогового учета по каждому налогу (формы регистров налогового учета); порядок раздельного учета фактов хозяйственной жизни, облагаемых налогами по разным ставкам; порядок раздельного учета фактов хозяйственной жизни, облагаемых и не облагаемых налогами; порядок формирования налоговой базы по каждому налогу.

Исполнение вышеперечисленных правил является обязательным, так как для свободной (рыночной) экономики это особенно важно. Очевидно, что в современных условиях политика налогового учета должна отражать достоверную и полную информацию об исполнении обязательств организации. Последняя же не только необходима для принятия адекватных управленческих решений в ходе налогового мониторинга, но и должна быть доступной к пониманию всеми заинтересованными пользователями. Поэтому несоблюдение названных требований искажает сущность экономического и финансового положения организации и квалифицируется как неверное ведение налогового учета.

Кроме того, нужно отметить, что принятые организацией в учетной политике для целей налогообложения варианты (правила) не являются

унифицированными элементами учетного процесса, так как они устанавливают лишь основные моменты в построении системы налогового учета.

Грамотно составленная учётная налоговая политика может способствовать устранению многих спорных практических ситуаций хозяйственной жизни. Кроме того, в случае возникновения споров с налоговой службой и невозможностью досудебно разрешить их в пользу организации, учётная политика для целей налогообложения послужит в суде решающим аргументом в пользу правомочности действий организации.

Таким образом, оптимально разработанная учётная налоговая политика решает несколько задач:

1) действенность налогообложения, поскольку применение различных способов учёта даёт разный экономический результат;

2) выбор оптимальных для данной организации способов налогового учёта, позволяющих на законных основаниях приблизить налоговую нагрузку к безопасному порогу;

3) сокращение риска споров с налоговыми органами;

4) гармонизация налогового и бухгалтерского учёта, повышает эффективность работы бухгалтерии (минимизация расходов) и усиливает импульс наглядности.

Список литературы

1. Налоговый Кодекс РФ// Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года

2. Надточий Е.В. История становления и развития стратегических ориентиров государственной налоговой политики// Налоги и налогообложение. 2013. № 4. С. 286-299.

3. Никитина В.Ю. поправки в Налоговый кодекс РФ// Бухгалтерский учет. 2015. № 9. С. 8-12.

4. Оробинская И.В. Методические рекомендации по оптимизации налогообложения горизонтально-интегрированных объединений АПК// Налоги и налогообложение. 2013. № 10. С. 730-741.

5. Сташ З.Н., Тимченко Е.Ю. Повышение степени инвестиционной активности экономики путем совершенствования функции налогового стимулирования// Экономика и предпринимательство. 2015. №4. (ч.1). С.46-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.