Научная статья на тему 'Особенности подготовки специалистов в области регионального природопользования (на примере приморского региона арктического бассейна)'

Особенности подготовки специалистов в области регионального природопользования (на примере приморского региона арктического бассейна) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ПРИМОРСКИЙ РЕГИОН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / REGIONAL NATURE MANAGEMENT / MARITIME REGION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / STUDENTS TRAINING / COMPETENCE APPROACH / ECOLOGICAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL STANDARD / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисов Владимир Васильевич, Митина Елена Гарисоновна, Светлова Марина Всеволодовна

Статья посвящена проблеме подготовки специалистов в области регионального природопользования. Природопользование в условиях приморских регионов Российской Федерации имеет свои особенности, связанные с включением морской акватории в процессы добычи природных ресурсов, охраны и восстановления их запасов. Рынок труда приморских регионов требует от бакалавров и магистров, прошедших обучение по направлениям подготовки «Экология и природопользование» и «География», понимания приморского региона как особой геосистемы. Методологическая разработка модели подготовки позволяет определить вектор развития профессиональной компетентности студентов в сфере регионального природопользования. Авторы статьи представляют свое видение такой модели, включающей обоснование подходов, определение принципов, постановку целей, отбор содержания, организацию процесса обучения и оценку результатов подготовки экологов и географов в условиях приморского региона. Системный и средовой подходы, по мнению авторов, позволяют наиболее эффективно включать процесс подготовки студентов в деятельность профессионального сообщества, Результаты обучения студентов экологов и географов в рамках предлагаемой модели соответствует запросам рынка труда приморского региона, и могут войти в основу разработки профессионального стандарта «Специалист в сфере рационального природопользования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисов Владимир Васильевич, Митина Елена Гарисоновна, Светлова Марина Всеволодовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of training specialists in the field of regional nature management (on the example of maritime region of Arctic basin)

The paper is devoted to the problem of training specialists in the field of regional environmental management. Environmental management in maritime regions of the Russian Federation has its own characteristics related to the inclusion of marine areas in the processes of natural resources extraction, protection and restoration of their reserves. The labor market of maritime regions requires bachelors and masters majoring in «Ecology and Nature» and «Geography», understanding of the maritime region as a special geosystem. Methodological development of the training model allows us to define the vector of students’ professional competence development in the field of regional environmental management. The authors present their vision of this model, including justification of approaches, definition of principles for establishing the objectives, selection of content, organization of learning process and evaluation of results of training of ecologists and geographers in maritime region. The authors think that system and environmental approaches most effectively enable the training of students in activities of professional communities. Learning outcomes of students ecologists and geographers within the framework of the proposed model meet the needs of the labor market of the maritime region, and may be the basis for the development of the professional standard «Specialist in the field of environmental management».

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки специалистов в области регионального природопользования (на примере приморского региона арктического бассейна)»

метных действий в широком плане - и пальцевых, и кистевых, а также приемов оптико-тактильной методики.

Таким образом, неполноценность слухового восприятия слов является основной причиной непонимания речи, а также нарушений ее артикуляционного плана и в рамках повторной, и в рамках спонтанной речи.

Диссоциация, состоящая в способности повторять слова и неспособности говорить их от себя, является достаточно частой. В первую очередь, она следствие неполноценности речевой слуховой агнозии на разных уровнях ее реализации.

Всегда следует иметь в виду, что состояние слухового восприятия является базисным показателем способности говорить, а коррекция спонтанного артикулирования - особая задача, состоящая, помимо слуховой стимуляции, в активизации процессов не только фонетической, но и фонематической обработки слов.

В целом коррекционная работа при речевой слуховой агнозии сходна с той, которая применяется в сурдологии и отчасти в тифлопедагогике. Это еще раз демонстрирует то, что разделы дефектологии знаменуют единство этой дисциплины, а также необходимость владения приемами каждого из них дефектологом, независимо от основного профиля его специализации.

Список литературы:

I. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека М.: МГУ, 1962. 504 с.

FEATURES OF REMEDIAL WORK WITH DISORDERS OF SPEECH PERCEPTION BY EAR

©2018

Vizel Tatiana Grigorievna, doctor of psychological sciences, leading researcher of Special (Defectological) Education Department Moscow Institute of Psychoanalysis (Moscow, Russian Federation)

Abstract. The paper touches upon the problem of auditory agnosia, and first of all, speech. The author discusses its place in the series of defects of auditory perception, the output of a specific hierarchy from hearing loss to violations of the understanding of speech phonetically. It is emphasized that the children mechanisms, for which speech auditory agnosia takes place, may have origins in the inferiority of the processes of perception of nonverbal sounds. A special place is given to the problems of differential diagnostics of various abnormalities of auditory perception as well as to the fact that the absence of one's own articulated speech in a child directly depends on how well he perceives the speech of others. Thus, it has been affirmed that children articulatory apraxia is not primary. This must be considered in the construction of correctional education programs. Unlike primary hearing loss, the symptoms of speech auditory agnosia can be eliminated or reduced as a measure due to the use of special corrective techniques.

Keywords', impaired perception of speech on hearing; auditory agnosia; sensory alalia; auditory perception; stages of development of auditory perception; brain mechanisms; interzonal connections; conducting tracts; compensation; correction; alternate methods; safe analyzer system; sensory integration.

УДК 378. 147

Статья поступипа в редакцию 01.12.2017

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО РЕГИОНА АРКТИЧЕСКОГО БАССЕЙНА)

©2018

Денисов Владимир Васильевич, доктор географических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории океанографии и радиоэкологии Мурманский морской биологический институт Кольского научного центра РАН (г. Мурманск, Российская Федерация) Митина Елена Гарисоновна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры естественных наук

Светлова Марина Всеволодовна, кандидат географических наук, доцент кафедры естественных наук Мурманский арктический государственный университет (г. Мурманск, Российская Федерация)

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки специалистов в области регионального природопользования. Природопользование в условиях приморских регионов Российской Федерации имеет свои осо-

2. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987. 288 с.

3. Цвегкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М.: Педагогика, 1972. 269 с.

4. Визель Т.Г. Значение процессов полушарного взаимодействия в патогенезе нарушений речи // Асимметрия. 2010. № 4. С. 9-22.

5. Визель Т.Г. Приобретение и распад речи / под ред. О.Ю. Цвирко. Барнаул: АлтГПУ. 2016. 289 с.

6. Скворцов И. А. и др. Исследование профиля развития психоневрологических функций детей до 7 лет и психологическая коррекция нарушений: методическое пособие. М.: Тривола, 2002. 28 с.

7. Елисеева М.Б., Вершинина Е.А., Рыскина В.Л. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. Иваново: ЛИСТОС, 2016. 76 с.

8. Kinsbourne М. The development of Cerebral Dominance // Handbook of clinical neurophysiology / Ed. S. Filskov, T. Boll, N.V. Wiley, 1981. P. 399-417.

9. Семенович A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.

10. Покровский П.В. Вклад H.A. Pay в развитие дошкольного обучения и воспитания глухих // Вопросы теории и практики сурдопедагогики: Межвузовский сб. науч. трудов. Вып. 1. М., 2000. С. 77-81.

бенности, связанные с включением морской акватории в процессы добычи природных ресурсов, охраны и восстановления их запасов. Рынок груда приморских регионов требует от бакалавров и магистров, прошедших обучение по направлениям подготовки «Экология и природопользование» и «География», понимания приморского рег иона как особой геосистемы. Методологическая разработка модели подготовки позволяет определить вектор развития профессиональной компетентности студентов в сфере регионального природопользования. Авторы статьи представляют свое видение такой модели, включающей обоснование подходов, определение принципов, постановку целей, отбор содержания, организацию процесса обучения и оценку результатов подготовки экологов и географов в условиях приморского региона. Системный и средовой подходы, по мнению авторов, позволяют наиболее эффективно включать процесс подготовки студентов в деятельность профессионального сообщества, Результаты обучения студентов - экологов и географов в рамках предлагаемой модели соответствует запросам рынка труда приморского региона, и могут войти в основу разработки профессионального стандарта «Специалист в сфере рационального природопользования».

Ключевые слова: региональное природопользование; приморский регион; устойчивое развитие; подготовка студентов: компетентностный подход; эколого-образовательная среда; профессиональное развитие: профессиональный стандарт; Федеральный государственный образовательный стандарт.

Согласно известному определению Ю.Ф. Реймер-са, «объектом природопользования как науки служит комплекс взаимоотношений между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием. Предметом природопользования можно считать оптимизацию этих отношений, стремление к сохранению и воспроизводству среды жизни» 11 ]. Таким образом, стержневой проблемой современной экологической географии является разработка теоретической модели глобального природопользования, а наиболее развитым в географической науке выступает региональный подход. Именно он рассматривает региональную науку как одно из подмножеств на пересечении множества географических дисциплин [2].

Комплексирование общего глобального взгляда на проблему природопользования с региональной эколого-географической конкретикой ставит перед преподавателями и студентами очень сложную задачу овладения региональной спецификой природопользования. В связи с этим встает задача проектирования процесса подготовки студентов, содействующего профессиональному становлению студентов в соответствии с требованиями рынка труда региона и сообщества работодателей.

Ориентиром в понимании требований к результатам обучения студентов в этом контексте могут выступить профессиональные стандарты. В настоящее время такие стандарты для направлений подготовки «Экология и природопользование», «География» не разработаны. Именно отсутствие в настоящее время профессионального стандарта «Специалист в области регионального природопользования» послужило главным поводом к написанию данной статьи.

Приморский регион для изучения этого вопроса представляет особый интерес в связи с тем, что требует от преподавателей комплексного понимания своих задач: с одной стороны - федерального кругозора, а с другой - местного (регионального) взгляда на проблему. Приморский регион - это особая геосистема, включающая в себя территорию суши и морскую акваторию. В функциональном плане границы приморского региона несколько шире его административно-территориальных границ. Это связано с тем, что экономика приморского региона функционально связана с морем (развитие рыбных промыслов, морские транспортные грузопотоки и т.д.) [3]. Отсюда возникает необходимость для будущих выпускников соответствующего профиля понимать фе-

деральные и одновременно отстаивать региональные интересы и проблемы в зоне общего (федерального и регионального) стратегического интереса [4].

К приморским относят ряд регионов нашей страны, в том числе: Калининградскую область, г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область, Республику Карелия. Мурманскую и Архангельскую области и др.

Рассмотрим модель подготовки студентов экологов и географов арктического университета как будущих специалистов в сфере рационального природопользования в условиях Мурманской области -приморского региона арктического бассейна.

Предлагаемая модель подготовки студентов арктического университета видится как целостная система, как модель профессионального развития, ориентирующая студента на активность, способность принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор и осуществляемые действия [5]. Методологическим основанием предлагаемой модели выступают идеи географического детерминизма, основы учения о географическом положении [6-9], концепция устойчивого развития [10], методологии средового и компетентностного подходов в образовании [11: 12]. Авторы данной статьи имеют научно-педагогический опыт в развитии и применении этих двух подходов [2; 13-16].

Суть идеи географического детерминизма заключается в определяющем влиянии природных условий территории (географического положения, рельефа, климата, водных, почвенных, биологических и минерально-сырьевых ресурсов) на ее социально-экономическое развитие. Начало философского осмысления обусловленности жизни общества природными условиями восходит к периоду античности. Как система взглядов концепция географического детерминизма оформилась в XVIII веке.

К середине XIX века зависимость человечества от природы стала осознаваться учены ми-географам и как обоюдоострая. Одним из первых, кто на это обратил внимание, стал американский ученый Дж.П. Марш. В 1864 году он опубликовал книгу «Человек и природа, или О влиянии человека на изменение физико-географических условий», в которой были предложены идеи гармонизации взаимоотношений человека и природы, экологически грамотного ведения хозяйства, расширенного воспроизводства на базе рационального природопользования [17].

Чуть более 100 лет по требовалось человечеству, чтобы осознание эколого-географических проблем

13.00.00 - педагогические науки взаимодействия человека и природы стало общезначимым в мировом масштабе. В докладе X. Брунд-ланд «Наше общее будущее» (1992 г.) был принят главный тезис, что «у самой системы Земля как колыбели обитаемой жизни существуют рубежи, которые не могут быть преодолены без угрозы основам единства самой системы». Именно тогда появилось само понятие «устойчивое развитие», альтернативы которому в мире нет [18]. Видоизмененное учение о географическом детерминизме обогатилось необходимостью анализа не только природной компоненты, но других компонентов окружающей среды: биосферы, экосистем, ландшафтов, территориальных производственных комплексов, теории «центральных мест», «полюсов роста» и «центров развития», а также необходимостью развития региональных исследований.

В XX веке в англоязычных странах концепция географического детерминизма нашла свое продолжение в энвайроментализме - научном направлении, определяющем решающую роль географической среды как совокупности условий (географического положения, границ региона, в том числе морских, климата и др.) в развитии общества, развитии и размещении хозяйства.

Понятие «регион» в специальной литературе трактуется очень широко, в то же время универсального определения данного понятия не существует. «Более того, его не может быть, ибо, по справедливому утверждению американского ученого У. Изар-да, понятие «регион» обычно детерминируется тем вопросом, изучением которого занимается исследователь» [19, с. 6]. А.Г. Г'ранберг [20, с. 6] описывает регион как определенную территорию, «отличающуюся от других территорий по ряду признаков и обладающую некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов». Применительно к России под регионом понимается часть ее территории, обладающая общностью природных, социально-экономических национально-культурных и иных условий [6; 21 ].

На рубеже ХХ-ХХ1 веков средовой подход в образовании, базирующийся на упомянутой выше эн-вайроменгальной парадигме, приобрел особую актуальность. В настоящее время среда, в которой функционируют образовательные системы, рассматривается в качестве совокупности разнородных природно-климатических, демографических, экологических, социально-политических факторов, оказывающих влияние на внутренний характер образовательной системы того или иного региона [22]. Эколого-обра-зовательиая среда региона рассматривается нами как особая образовательная среда, которая характеризуется образовательным потенциалом, обусловленным экологическими особенностями территории региона и возможностями его применения в образовательных целях [15].

В качестве принципов проектирования модели подготовки студентов предлагаем рассмотреть:

- принцип включенности обучения студентов в эколого-образовательную среду региона заключается в целенаправленном использовании учебных площадок региона;

— принцип ориентации подготовки специалистов в области регионального природопользования на двойственность целей и комплексность результатов предполагает отбор содержания эколого-географи-ческого образования в университете, нацеленный на формирование профессиональных компетенций студентов, востребованных в различных сферах деятельности человека в приморском регионе. Указанные методологические основания позволяют проектировать подготовку студентов в направлении освоения образовательных ресурсов территории, развивать территориальный подход, заложенный еще в требованиях ФГОС общего образования [23].

Мотивационно-целевые установки подготовки студентов сопрягаются с компетентностной моделью выпускника, которая формируется в условиях взаимодействия сообществ работодателей, педагогов и самих обучающихся. Целенаправленная подготовка таких кадров в приморском регионе может, на наш взгляд, осуществляться в рамках соответствующего профиля бакалавриата, магистерской программы «Региональное природопользование», аспирантуры «Науки о Земле».

Содержание компетентностно-орнептироваиного высшего образования в единстве его компонентов ценностно-смыслового, знаниево-ориентировочного, операционального и индивидуально-стилевого. Структура содержания образования включает ориентировочную основу компетентного исполнения деятельности на основе образа создаваемого продукта и логики его создания, концептуального знания о сущности процесса и продукта деятельности, набора апробированных в собственном опыте способов деятельности, опыта выполнения этой деятельности в проблемных условиях, опыта рефлексии и самоконтроля своих действий на основе знания образцов и критериев эффективности [И]. Компетенции - способность специалиста применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [24].

В предлагаемой модели подготовки специалиста в сфере регионального природопользования содержание подготовки представлено фундаментальными знаниями о геосистемной концепции, геоэкологиче-скиом подходе, понятиями о море, о типах морей, о морском климате, о контактной зоне «суша - море», о прибрежных зонах и комплексном управлении ими, о видах морской деятельности, о морских особо охраняемых природных территориях. К способам деятельности можно отнести умение студентов поставить цель и задачи исследования приморского региона, пользоваться морскими картами и атласами, работать с глобусом, проводить расчеты индекса загрязнения вод, а также высказывать свою точку зрения на экологические проблемы приморского региона и другие. Система ценностей, норм и правил восприятия взаимоотношений человека и природы обусловливается пониманием выпускниками ценности природы, необходимости сохранения приморских ландшафтов и морских экосистем. Опыт выполнения этой деятельности в проблемных условиях у студентов формируется в результате решения заданий на составление комплексной характеристики примор-

екого региона, составление экологического каркаса приморской территории, обоснования выделения морских особо охраняемых природных территорий), кейс-заданиями с описаниями экологических проблем приморских регионов и предложениями найти возможные пути их решений. Условия для формирования опыта рефлексии и самоконтроля своих действий могут быть созданы в процессе написания студентом рефлексивного эссе по результатам проведения экспертных оценок экологического состояния прибрежных зон в рамках прохождения производственной практики. В содержании эссе указываются степень полноты, всесторонности и комплексности оценок, обоснованность выбора методов и методик, соблюдение нормативно-правовых требований к их составу и проведению, а также достижения и трудности, возникающие в ходе экспертной работы, приобретенные профессиональные компетенции и направления профессионального саморазвития.

По нашему мнению, реализация процессуального компонента подготовки студентов наиболее эффективна в условиях «сетевой» организации с использованием возможностей учебных площадок эколого-образователыюй сети региона. В качестве таких площадок выступают структуры, деятельность которых обеспечивает устойчивое развитие Мурманской области как приморского арктического региона: производственные предприятия и природоохранные организации, выступающие в качестве баз производственных практик студентов; организации, предоставляющие свои площадки для учебных тренировок студентов в качестве волонтеров, например. Аварийно-спасательное формирование «ЭкоСервис», учебная площадка которого расположена на побережье Кольского залива и предназначена для подготовки эковолонтеров для участия в мероприятиях по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН); организации, одним из направлений деятельности которых является научно-просветительская. например, музей Полярного научно-исследова-тельского института морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича, музей компании «Арктикморнефтегазразведка», Мурманский областной краеведческий музей, ряд экспозиций которого представлен морской тематикой, заповедник «Пасвик», «Лапландский заповедник», на которых проводятся экскурсии для студентов; Мурманский морской биологический институт, на базе которого проводятся конференции, на которые приглашаются студенты и аспиранты Мурманского арктического государственного университета в качестве участников и слушателей и другие организации. Наиболее соответствующие целям подготовки современные организационные формы обучения студентов представлены в табл. 1.

Включение в учебный процесс таких разнообразных форм позволяет активизировать деятельность студентов, организовать процесс с учетом современных тенденций развития педагогической науки, эффективно использовать возможности эколого-обра-зовательной среды региона для подготовки специалистов в области регионального природопользования.

13.00.00- педагогические науки Процесс организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода предусматривает организационную, методическую и педагогическую составляющие [25]. Организационная составляющая предполагает создание учебных материалов, позволяющих студентам понять логику построения изучаемой дисциплины (учебный план направления подготовки «Экология и природопользование»). Методическая составляющая включает разработку заданий для самостоятельной работы студентов, применяемых в различных формах организации учебного процесса (ситуационные задачи, эссе, проекты). Педагогическая составляющая определяется организацией форм взаимодействия со студентами, стимулирующих мотивацию профессионального обучения и творческую активность студентов (индивидуальная или групповая при выполнении проекта).

Таблица 1 - Примерные темы занятий

Организационная форма Тема

Бинарная лекция Технологии проведения российских морских ОВОС

Продвинутая лекция Проблемы проектирования экологического каркаса прибрежных зон

Заданный практикум Задачи на расчет индекса загрязненности вод (ИЗВ)

Тренинг Разработка программы природоохранных мероприятий по снижению антропогенной нагрузки на прибрежные зоны

Репетиция Репетиция выступления на общественных обсуждениях в рамках экологической экспертизы Плана ликвидации аварийных разливов нефти при их транспортировке во внутренних морских водах и в территориальном море

Консультация Индивидуальная консультация по работе над тематическим порт фолио «Устойчивое развитие территории приморского региона»

Научная школа Исследователи Арктики

Деловая игра Экологическая экспертиза проекта разработ ки нефтегазового месторождения на шельфе Баренцева моря

Мастерские наставников Разработка проектов под руководством приглашенных специалистов (проект ландшафтного дизайна прибрежной рекреационной территории)

Особое внимание следует уделить разработке и применению новых и уже имеющихся средств обучения: учебников и учебных пособий по проблематике проведения оценок воздействия на окружающую среду морских отраслей хозяйства, применению ГИС-технологий при проведении таких оценок; региональных экологических атласов прибрежных зон. электронных коллекций картографической информации о местах обитания, миграциях морских видов животных.

Применение ситуационных задач на всех этапах обучения позволяет создать условия для осознания студентами смысла, последовательности и состава действий в условиях профессиональной деятельности. Особое внимание следует уделить созданию «банка» таких задач при подготовке программы итоговой государственной аттестации. Содержание задач могут включать, например, предложения составления плана оценки воздействия на окружающую среду проекта разработки шельфового нефтегазового месторождения, включая выделение объектов и факторов воздействия, выбора методов оценки воздействия и постпроектных природоохранных мероприятий.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что проектируемая модель подготовки специалистов в области регионального природопользования соответствует современным запросам рынка груда приморского региона.

Сопряжение системного, компетентностного и средового подходов в подготовке специалиста способствует становлению широкого профессионального кругозора студентов, созданию установки на профессиональное развитие.

Реализация модели востребует образовательный потенциал научных, производственных и учебных заведений региона, будет способствовать развитию подготовки студентов как системы в условиях региональной среды.

Активное и целенаправленное использование возможностей эколого-образовательной среды региона в обучении студентов является неотъемлемой составляющей устойчивого развития приморского региона.

Разработка профессионального стандарта «Специалист в области регионального природопользования» обусловлена особенностями приморских регионов как особых геосистем, имеющих «двойственную» природу.

Список литературы:

1. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.

2. Хаггет П. География: Синтез современных знаний. М.: Прогресс, 1979. 674 с.

3. Светлова М.В. Актуальные проблемы эколого-географического положения Мурманской области и прибрежных акваторий // Ученые записки МГПУ. Географические и экологические науки / Науч. ред. B.C. Захаренко. Мурманск, 2010. Вып. 3. С. 14-23.

4. Денисов В.В., Ильин Г.В. Управление морским природопользованием как основа устойчивого развития и экологической безопасности Баренцево-Карс-кого региона // Ученые записки МГПУ. Географические и эколог ические науки / науч. ред. B.C. Захаренко. Мурманск, 2010. Вып. 3. С. 24-38.

5. СыманюкЭ.Э., Шемятихина Л.Ю., СиняковаМ.Г. Компетентностный подход в подготовке отраслевых специалистов // Фундаментальные исследования. 2009. №5. С. 141-146.

6. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 659 с.

7. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведе-ние. М.: Гардарики, 2003. 384 с.

8. Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н., Носонов A.M. Теория и методология географической науки. М.: ВЛАДОС, 2005. 463 с.

9. Мироненко U.C. Страноведение: Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2001. 268 с.

10. Brundtland G.H. Report Our common future [El. resource] // Documenting America's Race to Global Technotalitarianism. -http://channelingreality.com/Documents/Brundtland_Sea rchable.pdf.

11. Коняхина И.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) // Вестник томского государственного педагогического университета. 2012. №11(126). С. 68-71.

12. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 192 с.

13. Денисов В.В. Эколого-географические основы устойчивого природопользования в шельфовых морях (экологическая география моря). Апатиты: Изд-во КПП РАН, 2002. 502 с.

14. Денисов В.В. География в XXI веке (мировая география): предпосылки становления, объекты и предмет исследования // Ученые записки МГПУ. Географические и экологические науки / науч. ред. B.C. Захаренко. Мурманск, 2010. Вып. 3. С. 3-13.

15. Митина Е.Г. Эколого-образовательная среда региона. Мурманск: МГГУ, 2010. 100 с.

16. Светлова М.В. Эколого-географнческое положение Мурманской области: основные аспекты // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Естественные науки». 2011. №21 (116). Вып. 17. С. 183-190.

17. Богучарсков В.Т. История географии. М.: Академический проект, 2006. 560 с.

18. Даиилов-Данильян В.Н. Устойчивое развитие - будущее Российской Федерации // Устойчивое развитие. М.: ВИНИТИ, 1998. № I. С. 4-7.

19. Иванова М.В., Штанько М.А. Введение в ре-гионоведение. Методы регионоведческих исследований. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2007. 98 с.

20. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУВШЭ, 2003. 495 с.

21. Указ Президента РФ «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 03.06.1996 № 803 // Российская газета. № 109, 11.06.1996.

22. Коджаснирова Г.М., Коджасниров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: Март, 2005. 445 с.

23. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. №9.28.02.2011.

24. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 112 с.

25. Макаров С.И., Бунтова Е.В. Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода обучения // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, №4 (21). С. 231-234.

PECULIARITIES OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF REGIONAL NATURE MANAGEMENT (ON THE EXAMPLE OF MARITIME REGION OF ARCTIC BASIN)

©2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Denisov Vladimir Vasilyevich. doctor of geographical sciences, professor, chief researcher of Oceanography and Radioecology Laboratory Murmansk Marine Biological Institute of Kola Scientific Center of Russian Academy of Sciences

(Murmansk, Russian Federation) Mitina Elena Garisonovna. doctor of pedagogical sciences, professor of Natural Sciences Department Svetlova Marina Vsevolodovna, candidate of geographical sciences,

associate professor of Natural Sciences Department Murmansk Arctic State University (Murmansk, Russian Federation)

Abstract. The paper is devoted to the problem of training specialists in the field of regional environmental management. Environmental management in maritime regions of the Russian federation has its own characteristics related to the inclusion of marine areas in the processes of natural resources extraction, protection and restoration of their reserves. The labor market of maritime regions requires bachelors and masters majoring in «Ecology and Nature» and «Geography», understanding of the maritime region as a special geosystem. Methodological development of the training model allows us to define the vector of students' professional competence development in the field of regional environmental management. The authors present their vision of this model, including justification of approaches, definition of principles for establishing the objectives, selection of content, organization of learning process and evaluation of results of training of ecologists and geographers in maritime region. The authors think that system and environmental approaches most effectively enable the training of students in activities of professional communities. Learning outcomes of students - ecologists and geographers within the framework of the proposed model meet the needs of the labor market of the maritime region, and may be the basis for the development of the professional standard «Specialist in the field of environmental management».

Keywords', regional nature management; maritime region; sustainable development; students training; competence approach; ecological and educational environment; professional development: professional standard; Federal state educational standard.

УДК 372.87

Статья поступила в редакцию 03.03.2017

«АРТ-МАСТЕРСКАЯ» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© 2018

Калинина Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара, Российская Федерация)

Аннотация. В статье охарактеризована инновационная форма организации учебной художественно-твор-ческой деятельности школьников - «арт-мастерская». Автор обращается к обоснованию концепции «арт-мастерской» в контексте актуальных идей теории и практики художественного образования. Противоречие между содержанием творчества обучающегося в XXI веке и распространенными в практике традиционными формами приобщения детей к искусству может быть снято за счет структурирования занятий в соответствии с фазами творческого процесса. Материалы статьи представляют собой вклад в решение более масштабной проблемы ранней диагностики одаренности, так как, предположительно, данное качество личности проявляется чаще и заметнее именно в условиях художественно-творческого процесса. Сформулировано определение «арт-мастерской», выделены ее особенности: полихудожественный характер деятельности детей, продуктивной и направленной на постижение смыслов реальности через творческий опыт: привлечение элементов выразительности из «арсенала» современных композиторов, художников, поэтов. Подразумевается, что педагог способен воспринимать окружающее с непосредственностью ученика, направляя, но не ограничивая коллективное творчество. Проведенная работа дает возможность ориентировать учителей музыки, изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, студентов педагогического вуза на приобщение детей к творчеству в соответствии с их интересами, мировоззрением и способностями.

Ключевые слова: художественное образование; музыкальное образование; творчество учащихся; учебная художественно-творческая деятельность; синтез искусств; арт-композиция; арт-мастерская; постижение смыслов реальности через творческий опыт: современное искусство; мировоззрение современного школьника.

Постиндустриальное общество бросает человеку, живущему в нем, небывалые ранее вызовы. Стремительно меняясь, мир XXI века больше не поддается освоению как линейное, подчиненное конкретным правилам пространство. Быть готовым к новому, быстро ориентироваться в «хаосе» незнакомых обстоятельств - вот что требуется для успешной соци-

ализации школьника. Формы учебной деятельности должны быть соответствующими, поэтому:

-отражать веяния времени и ценный педагогический опыт;

-обеспечивать реализацию возможностей худо-жественно-творческой деятельности как средства личностного развития:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.