Научная статья на тему 'Особенности подготовки магистров педагогического образования в рамках дисциплины «Технологии дистанционного образования»'

Особенности подготовки магистров педагогического образования в рамках дисциплины «Технологии дистанционного образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопова Н.С.

В статье раскрывается содержание программы учебной дисциплины «Технологии дистанционного образования». Внесение данной дисциплины в учебные планы подготовки магистров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (программа «Информационные технологии в образовании») помогает обучающимся на высоком уровне овладеть информационными технологиями, использовать их в своей предметной области, но при этом остается нерешенной проблема организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки магистров педагогического образования в рамках дисциплины «Технологии дистанционного образования»»

УДК 20.01.45

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

© 2016 Н. С. Прокопова

канд. пед. наук, доцент кафедры компьютерных технологий и информатизации образования e-mail: Chernomordova@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье раскрывается содержание программы учебной дисциплины «Технологии дистанционного образования». Внесение данной дисциплины в учебные планы подготовки магистров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (программа «Информационные технологии в образовании») помогает обучающимся на высоком уровне овладеть информационными технологиями, использовать их в своей предметной области, но при этом остается нерешенной проблема организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, система непрерывного образования, дистанционные технологии образования, подготовка магистров педагогического образования.

В настоящее время практически все будущие педагоги изучают дисциплины «Технические и аудиовизуальные средства (или технологии) обучения» и «Информационные технологии в образовании». К числу таких дисциплин можно добавить встречающиеся в вузах курсы «Образовательные ресурсы Интернет», «Теория и практика педагогических измерений и оценивания результатов обучения», «Проектирование содержания образования в области информатики в условиях ФГОС» и другие дисциплины.

Анализ их содержания показывает, что использование современных информационных технологий также активно внедряется в многочисленные курсы, освещающие методику обучения различным дисциплинам, которые не могут не учитывать стремительно развивающийся процесс информатизации обучения отдельным предметам школьной" и вузовской программы.

Такая точка зрения связана с рассмотрением вопросов информатизации в рамках перечисленных дисциплин подготовки магистров, имеет несколько явно выраженных проблем, наличие которых просматривается при изучении специфики определенной магистерской программы.

Основная проблема связана с отсутствием межпредметных связей между выше перечисленными дисциплинами, читаемыми, как правило, разными преподавателями, что приводит к дублированию одних и тех же тем различных предметов. В качестве примера можно привести тему «Этапы разработки образовательных электронных изданий и ресурсов», разрабатываемых для размещения в сети Интернет, изучение которой присутствует практически во всех перечисленных курсах.

Существует особенность, порождаемая существующей" системой" разделения содержания обучения, которая заключается в том, что даже по своему названию указанные дисциплины ориентированы прежде всего на изучение средств, используемых в обучении, а не на подготовку магистров к профессиональной"

деятельности с использованием таких средств там, где это действительно может повлечь за собой" повышение эффективности.

При этой образовательной траектории процесс изучения современных информационных технологий всецело нацелен на изучение конкретных классов информационных технологий с разбором их устройства и основных функций, что стоит рассматривать как пустую трату времени, учитывая тот факт, что скорость развития и модернизации информационных и коммуникационных технологий только нарастает и устаревание информации является неизбежным процессом. При этом у обучающихся всегда встает вопрос незнания принципов работы с конкретным устройством или средством обучения.

Решением данной проблемы может стать создание единого комплекса по направлению подготовки и переподготовки педагогов, в котором должны быть содержательно и методически объединены характерные именно для магистратуры принципы знакомства магистров с сущностью и спецификой информатизации образования. При этом учебная дисциплина «Технологии дистанционного образования» может выступать в роли достаточно обширной по содержанию и фундаментальной по характеру, систематизирующей материал вышеназванных учебных дисциплин, уже сегодня включенных в программы подготовки магистров педагогических вузов [Богданова 2011; Григорьев и соавт. 2009].

Из всего вышеназванного стоит сделать вывод, что информатизация образования может лечь в основу нового направления подготовки магистров.

Кафедра компьютерных технологий и информатизации образования, работающая на базе факультета физики, математики, информатики ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», начиная с 2013 года предприняла попытку осуществить на базе ряда вышеназванных дисциплин учебного плана подготовку магистров с учетом основ информатизации образования. Для этого осуществлен поиск целей и принципов обучения, которые позволили бы систематизировать подготовку магистров, сделать содержание более фундаментальным и менее зависимым от постоянно изменяющихся и развивающихся средств информатизации [Богданова 2011].

Информационные технологии в образовании (в качестве отдельной дисциплины или направления подготовки магистров) обладают рядом особенностей, основной из которых является отсутствие привязанности к персональному компьютеру или другим подобным устройствам. Таким образом, создание и использование изданий, опубликованных традиционным способом на бумаге, также является полноценным фактором информатизации образования, а особенности построения традиционных изданий, формирование их содержания и сам процесс обучения с их использованием также должен рассматриваться в соответствующем курсе или блоке учебных дисциплин. Стоит отметить, что обучение конкретному направлению, связанному с использованием печатных изданий, хорошо знакомо магистрам, получившим эти знания еще на этапе освоения программы бакалавриата в рамках различных дисциплин и опираясь на собственный жизненный опыт. В связи с этим основной акцент при изучении информационных технологий в образовании должен быть сделан на изучении ресурсов и изданий, работа с которыми возможна благодаря использованию программного и аппаратного обеспечения.

Приоритетным направлением при подготовке магистров должен стать переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов.

Прокопова Н. С. Особенности подготовки магистров педагогического образования в рамках дисциплины

«Технологии дистанционного образования»

Современный педагог должен не только обладать знаниями в области информационных и телекоммуникационных технологий, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в бакалавриате педагогических вузов, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности.

Основными целями подготовки магистров в области информатизации образования должны стать:

- изучение положительных и отрицательных аспектов использования информационных и коммуникационных технологий в образовании;

- формирование представления о роли и месте информатизации образования в информационном обществе, видовом составе и областях эффективного применения средств информатизации образования, технологий обработки, представления, хранения и передачи информации;

- знакомство с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения, внеучебной, научной и организационной деятельности учебных заведений;

- формирование знаний о требованиях, предъявляемых к средствам информатизации образования, основных принципах оценки их качества, обучение магистров стратегии практического использования средств информатизации в сфере образования;

- обучение формирующемуся языку информатизации образования.

Несмотря на то что содержание обучения в магистратуре по данной программе

находится в стадии формирования, уже сейчас ясны приоритеты доступного разъяснения педагогам основных понятий и сущности процессов внедрения информационных технологий в образование.

Целью изучения дисциплины является формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области дистанционных технологий образования.

Задачи изучения дисциплины:

- освоить основы дистанционных технологий в образовании и обучении, их классификации, формы и сферы применения;

- познакомиться с традиционными и инновационными подходами в образовании;

- изучить преимущества дистанционного обучения в сочетании с широкими возможностями информационных технологий;

- научиться анализировать информацию в контексте непрерывно меняющихся дистанционных технологий.

Структура дисциплины: история развития технологий дистанционного обучения, дистанционное образование в современном обществе, основы дистанционного обучения (ДО), организационные формы дистанционного обучения, принципы реализации технологии дистанционного обучения, проектирование и экспертиза технологий дистанционного обучения.

Используются следующие основные образовательные технологии: объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения, группового обучения, личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления.

Применяются активные и интерактивные формы проведения занятий: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-презентация, практическая работа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, приёмы визуализации информации, круглый стол, научная дискуссия.

Одно из первостепенных мест в содержании обучения магистров должны занять вопросы актуального, оправданного и эффективного использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Рассмотрим более подробно содержание дисциплины. Модуль 1. История развития технологий дистанционного обучения Возникновение и развитие дистанционного образования за рубежом. Корреспондентские школы. Курсы по переписке. Образовательное телевидение. Этапы становления дистанционного образования в России. Народные университеты в дореволюционной России. Развитие системы самообразования в Советской" России. Создание системы заочного образования.

Модуль 2. Дистанционное образование в современном обществе Модели дистанционного обучения. Понятие модели дистанционного обучения. Различные подходы к осуществлению классификаций моделей дистанционного обучения. Классификация моделей дистанционного обучения по структуре организации учебного процесса.

Дистанционное обучение в контексте концепций открытого образования. Открытое образование. Принципы открытого образования. Отличие открытого образования от традиционного. Направления формирования открытой системы образования. Концепция открытого образования как парадигма его гуманизации.

Дистанционное обучение как фундамент реализации идей непрерывного образования. Объективная необходимость непрерывного образования. Характерные особенности системы непрерывного образования. Конвергенция образования как формирование международной образовательной среды. Глобализация международной образовательной среды.

Модуль 3. Организационные формы дистанционного обучения Организационные формы применения технологий дистанционного обучения. Применение технологий дистанционного обучения в общеобразовательной школе, в дополнительном образовании детей. Организация профильного обучения с использованием дистанционных технологий. Применение технологий дистанционного обучения в подготовке специалистов с высшим образованием без «отрыва от производства». Образовательные учреждения дистанционного образования в России.

Нормативно-правовое обеспечение дистанционного обучения. Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки РФ (лицензионные, аттестационные и аккредитационные нормы и правила, законодательные акты, стандарты, приказы, распоряжения и др.), а также внутренние нормативные документы организаций, осуществляющих дистанционное обучение, регламентирующие подготовку и проведение учебного процесса на основе дистанционных технологий обучения.

Модуль 4. Принципы реализации технологии дистанционного обучения Дидактические принципы и их реализация в системе дистанционного обучения. Дидактические принципы дистанционного обучения. Специфика реализации общедидактических принципов в дистанционном обучении. Частная дидактика дистанционного образования.

Психолого-педагогические особенности взаимодействия субъектов дистанционного обучения. Коммуникация и общение в системе дистанционного обучения. Сущность и требования к культуре общения в дистанционном обучении. Особенности общения и правил эффективного речевого поведения в среде Интернета. Интернет как коммуникационная среда участников процесса дистанционного обучения. Учебные сообщества Интернета. Специфика использования технологии сотрудничества в малых группах при дистанционном обучении.

Прокопова Н. С. Особенности подготовки магистров педагогического образования в рамках дисциплины

«Технологии дистанционного образования»

Функционально-профессиональная характеристика преподавателя

дистанционного обучения. Преподаватель дистанционного обучения, преподаватель-тьютор, преподаватель-консультант, их функциональные обязанности.

Профессиональное самосознание и самоопределение преподавателя дистанционного обучения. Требования к знаниям и умениям преподавателя дистанционного обучения. Общие знания и умения преподавателя в области психологии и педагогики, ИКТ в образовании, интернет-технологий, новых педагогических технологий. Основные концепции тьюторской деятельности.

Проблемы организации контроля при дистанционном обучении. Формы контроля учебной деятельности учащихся при дистанционном обучении. Проблема идентификации личности обучаемого. Проблема легитимности формального образования в структурах дистанционного обучения.

Модуль 5. Проектирование и экспертиза технологий дистанционного обучения

Полагаем, что введение в учебные планы подготовки магистров педагогического образования по программе «Информационные технологии в образовании» учебной дисциплины «Технологии дистанционного обучения» позволит подготовить магистров в области использования дистанционных технологий в профессиональной деятельности.

Специфика проектирования и экспертизы мультимедиапрограмм в системе дистанционного образования. Компоненты процесса создания дистанционных курсов. Особенности процесса построения содержания дистанционного курса, процесса создания дистанционного курса и их функциональные характеристики. Особенности организации учебного материала. Типология дистанционных курсов. Структура и основные компоненты дистанционного курса. Особенности организации и проведения экспертизы созданного дистанционного курса.

Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки и способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения дисциплин «Информационные технологии», «Инновационные процессы в образовании».

Требования к результатам освоения модуля (дисциплины). Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных: способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач.

б) общепрофессиональных: готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках;

в) профессиональных:

- готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;

- готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;

- готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;

- способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта;

- готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения.

Четкие требования ФГОС ВПО по данной дисциплине не сформулированы, курс является авторским, при этом он может рассматриваться как самостоятельная учебная дисциплина и вместе с тем использоваться в системе повышения квалификации преподавателей, выступая в качестве одного из модулей в рамках подготовки кадров для системы открытого и дистанционного образования.

Библиографический список

Богданова А.В. Модель формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих бакалавров педагогического образования с использованием технологии учебных полей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 3. С. 298-303.

Борисова Л.В. Методические аспекты учебных материалов в дистанционных образовательных технологиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 53-56.

Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Кузнецов А.А. Образовательные электронные издания и ресурсы: метод. пособие. М.: Дрофа, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.