Научная статья на тему 'Особенности подготовки курсантов юридических институтов МВД России к работе по профилактике женской преступности'

Особенности подготовки курсантов юридических институтов МВД России к работе по профилактике женской преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ / CADETS' PROFESSIONAL TRAINING / PREVENTIVE WORK / SOCIAL AND EDUCATIONAL CONDITIONS / METHODS AND MEANS OF PREVENTIVE WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мальченкова В. В.

В статье раскрываются особенности, характер и причины женской преступности; определяются направления, условия, методы и средства, которые апробированы в опытно-экспериментальной работе; обосновывается программа по подготовке курсантов юридических институтов к работе по профилактике женской преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF CADETS' TRAINING FOR THE WORK CONCERNING WOMEN'S CRIME PREVENTION

The peculiarities, essence and reasons of womens crime are revealed in this article; the ways, methods and means of this work are experimentally verified; the programme of cadets training for the work concerning womens crime prevention is considered.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки курсантов юридических институтов МВД России к работе по профилактике женской преступности»

Библиографический список

1. Министерство Образования и науки. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего образования по направлению подготовки 21 б - «Психология» (проект) // Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), 21.05.09, № 088 - 1/5809; Министерство Образования и науки. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего образования по направлению подготовки 23б - «Юриспруденция» (проект) // Федеральное Агентство по образованию. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Университет Дружбы народов» (РУДН), 25.02.2009г., № 01- 04/91; Министерство Образования и науки. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего образования по направлению подготовки 61 б - «Экономика» (проект) // Государст-венный Университет Высшая Школа Экономики, 25.05.2009 № 31-09/ 1597.

2. Буланкина, Н.Е. Методологические основы гуманизации полиязыкового образовательного пространства: монография. - Новосибирск, 2004; Буланкина, Н.Е. Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании/монография / Н.Е. Буланкина, Е.А. Соколков. - М.: Университетская книга; Логос, 2008.

З.Загорул, Т.Б. Актуализация толерантных свойств личности в образовательном процессе: автореф. дис.. ..канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005.

4. Погодина, А.А. Урок толерантности. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа «Проблема толерантности в современном мире» // his.1september.ru/2002/11/2.htm

5. Миронова, М. С. Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе. -Красноярск, 2005. // cultus.org.ru/

6. Ковынева, М. В. Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования: автореф. дис..канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2007.

7. Свинцова, О.А.Интеграционный потенциал толерантности в российском обществе (региональный аспект): автореф. дис..канд. соц. наук. -Волгоград, 2008.

8. Степанов, П.В.Педагогические условия формирования толерантности у школьников -подростков: автореф. дис..канд. пед. наук. - Москва, 2002.

9. Ильинская, Е.А.Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально - культурной деятельности: автореф. дис..канд. пед. наук. - Санкт -Петербург, 2009.

10.Буланкина, Н.Е.Совершенствование познавательной деятельности старшеклас-сников средствами развивающих заданий: автореф. канд. дис. . канд. пед. наук. - Спб., 1980; Буланкина, Н.Е. Педагогические стратегии становления личностного полиязыкового пространства // Сибирский учитель. - 2001. - № 3.

Статья поступила в редакцию 18.06.10

УДК 378.634:37.016

В.В. Мальченкова, соискатель БЮИ МВД РФ, г. Барнаул, Е-таИ: fizmetod@buimvd.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ МВД РОССИИ К РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

В статье раскрываются особенности, характер и причины женской преступности; определяются направления, условия, методы и средства, которые апробированы в опытно-экспериментальной работе; обосновывается программа по подготовке курсантов юридических институтов к работе по профилактике женской преступности.

Ключевые слова: профилактическая работа, социально-педагогические условия, методы и средства профилактики, профессиональная подготовка курсантов.

В настоящее время одной из актуальных выдвигается проблема профилактики женской преступности, так как количество преступлений, совершаемых данной категорией возрастает, а также следует учитывать особое положение и роль женщины в обществе, которые оказывают существенное влияние на его духовно-нравственное состояние, что определяет актуальность раскрываемой темы.

Успешное предупреждение различных форм преступности предполагает предварительный глубокий анализ ее специфических составных частей, современных тенденций, процессов, особенностей категорий преступников и учет всех этих факторов в практической деятельности. Поэтому следует уточнить характер преступности сегодня, какие основные источники питают женскую преступность в целом, в чем причины преступного поведения данной категории, что способствует подобным действам, и определить направления и специфику подготовки будущих сотрудников ОВД по ее профилактике.

Статистика преступности на протяжении последних лет свидетельствует о том, что женская преступность возрастет, меняется ее содержание, она характеризуется большей динамикой по сравнению с мужской преступностью [1, с. 30-31]. Однако необходимо отметить, что преступное поведение женщин оказывает гораздо более негативное влияние на все институты общества, особенно на семью и подрастающее поколение, а также на нравственную атмосферу в целом. Состояние женской преступности является важным показателем здоровья общества, его отношения к базовым общечеловеческим ценностям.

Все чаще преступления совершаются несовершеннолетними женского пола, они активнее вовлекаются в пьянство, наркоманию, проституцию. Происходит «омоложение»

женской преступности в целом, что служит тревожным симптомом для общества и государства. Следует отметить, что эта тенденция продолжает усиливаться в немалой степени из-за возрастающего дефицита духовности, нравственности, распространения моделей безнравственного поведения. Криминологические исследования фиксируют наличие групп молодежи, в которых молодые женщины отрицают большинство нравственных и моральных ценностей. По данным специалистов, их число возрастает и на сегодня они составляют около 30%, это свидетельствует об увеличении потенциала бездуховности в обществе [2, с. 45].

В большинстве работ преступность раскрывается с социальных, психиатрических и психологических позиций. Преступность женщин отличается от преступности мужчин своими масштабами, характером и их последствиями, сферой в которой она имеет место, ролью, которую выполняют при этом женщины, выбором жертвы преступного посягательства, влиянием на правонарушения семейно-бытовых и сопутствующих им обстоятельств. Эти особенности связаны с исторически обусловленным местом женщины в системе общественных отношений, ее социальными ролями и функциями, биологической и психологической спецификой.

Социальные условия, образ жизни и роль женщин меняются, в связи с чем меняется характер и способы их преступного поведения. Так, по данным ГИАЦ МВД России, если в 1998 г. доля женщин-преступниц составляла 10,6% в общей массе зарегистрированных преступников, то в 2001 г. -14,7%, в 2002 г. - 15,1%, в 2003 г. - 16,3%, в 2004 г. - 16,9%, в 2005 г. - 17,8%, в 2006 г. - 16,6%, в 2007 г. - 13,4%, в 2008 г. - 13,8%, в 2010 г. - 15,1% [3]. За последние десятилетия значительно возросло число краж, совершенных женщинами -почти вдвое. Следует отметить, что каждая пятая выявленная

преступница - воровка. В последние годы женщины стали активнее участвовать в квартирных кражах, беря на себя обязанности наводчиц, непосредственных исполнительниц.

Природа наделила женщин такими качествами, как нежность, доброта и чуткость. Однако жизнь вносит свои коррективы, и сейчас женщины совершающие преступления уже не кажутся чем-то невероятным. Необходимо уточнить, что насильственные преступные действия в большинстве случаев совершаются женщинами на почве семейно-бытовых конфликтов, интимных переживаний, социальной незащищенности. Удельный вес лиц женского пола среди совершивших такие преступления составляет 16-17% и постоянно возрастает. Среди виновных в убийствах они составляют 7%, причинивших тяжкие телесные повреждения - 3,5%, телесные повреждения средней тяжести - 19,7%, легкие телесные повреждения - 20% [4].

Ослабление основных социальных институтов, психологическое неблагополучие, социальная несостоятельность, аморальный образ жизни, наркомания, алкоголизм - все это приводит к тому, что от рук женщин, в том числе и матерей, погибает все больше детей. Женщин, совершающих такого рода преступления, толкают на это, в первую очередь, их психологические отклонения, в которых прослеживаются либо стойкие асоциальные черты, либо социальная незрелость и отсутствие возможности самостоятельно вырастить и воспитать ребенка. Нередко эти преступления совершаются женщиной в состоянии психофизиологического расстройства.

Таким образом, преступность женщин представляет собой самостоятельный вид преступности в силу их своеобразия и специфики структуры, влияния на нравственнопсихологическую атмосферу общества и на другие составные части преступности. Женская преступность в период социальной и экономической нестабильности возрастает как за счет корыстных, так и насильственных преступлений, поэтому необходима разработка специальной программы предупреждения женской преступности, выработка особых приемов и методов воздействия на нее при проведении профилактической работы в системе правоохранительных органов. Для этого уточним содержание основных причин женской преступности.

Причинами преступности в самом общем плане следует признать совокупность субъективных и объективных обстоятельств как закономерное проявление социальных последствий [5, с. 5-7]. Субъективные причины преступности тесно связаны с конкретной личностью и определенными, конкретными условиями жизни, которые могут и негативно влиять на состояние нравственности отдельных людей, их установок и типов реакций на складывающиеся жизненные ситуации и конфликты. Одной из важнейших причин антиобщественного поведения является обеднение семейных обязанностей женщин и сужение их возможностей по выполнению воспитательных функций.

Анализ различных источников [1; 3; 4] позволил выделить следующие основные причины, способствующие росту преступности женщин: расслоение общества по материальному и социальному положению, низкий уровень жизни для значительного количества населения; размытость ценностных установок в воспитательной работе в общеобразовательных и социокультурных учреждениях; ослабление социальных институтов, в первую очередь семьи; рост антиобщественных явлений, таких как наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество и попрошайничество; возросшая напряженность в обществе, возникновение в нем конфликтов и враждебности; активное и с другой стороны слабо регламентированное участие женщин в общественном производстве.

Все перечисленные причины тесно переплетаются друг с другом, и сама преступность культивирует их. С точки зрения возможностей активизации педагогических воздействий по противодействию этим процессам уточним содержание основных из них.

Существенной причиной, влияющей на преступность женщин, выделяется ослабление воспитательного воздействия социальных институтов, особенно семьи, где является первичные социальные и нравственные ценности, влияющие на характер отношений и деятельность во взрослой жизни.

Ежегодно из-за разводов остаются без одного из родителей в среднем 470 тыс. детей; увеличивается число детей, рожденных вне брака (около 23% от числа всех родившихся). По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, сегодня в России около 3 млн. беспризорников и 657 тыс. детей-сирот, это сравнимо с количеством, которое было после Гражданской и Великой Отечественной войн [6, с. 59-71].

Немаловажной причиной, порождающей преступность, является социальное расслоение, возросшая напряженность в обществе, тревожность людей. Именно эти явления не редко вызывают со стороны людей агрессию, которая для них приобретает форму защиты от возможного нападения, внешней угрозы или форму деструктивного самоутверждения.

Напряженность в обществе порождается конфликтными отношениями между людьми, дефицитом материальных и духовных благ, кризисом в гарантированном обеспечении многих социальных прав. Наше общество оказалось в условиях резкого расслоения по объему и качеству материального обеспечения и услуг. В тяжелое положение попали пожилые люди, их авторитет и воспитательное воздействие существенно снизились, неблагополучное социально-экономическое положение значительной части молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей способствует ее криминализации.

На преступления и проступки женщин пагубное влияние оказывает современное состояние общественной нравственности. Происходит стирание граней между добром и злом, дозволенным и недозволенным, достойным и недостойным, похвальным и постыдным. В результате у многих членов общества отсутствует чувство стыда, переживание своей вины по поводу содеянного, желание осмыслить свои поступки с точки зрения нравственных ценностях отсутствует.

Подводя итог анализа причин преступности женщин, нужно сказать, что они тесно связаны с противоречиями общественного развития, эти причины также отличаются своей спецификой, которая связана с индивидуально-личностными особенностями женщин-преступниц.

Для организации воспитательной и профилактической работы с данной категорией необходимо учитывать выделенные причины и условия, формирующие черты, присущие преступницам. На сегодняшний день профилактическая деятельность рассматривается как одно из средств социального регулирования общественных отношений в целях устранения причин преступности, как взаимодействие мер экономикосоциального, воспитательного, организационного и правового характера, как сочетание различных уровней предупреждения преступлений.

Предупреждение преступности состоит из нескольких связанных между собой задач. Первая из них - профилактическое воздействие на динамику, структуру и причины преступности в целом. Вторая - предупреждение видов и форм преступного поведения, предупреждение преступлений в определенных сферах общественной жизни (педагогическая профилактика); предупреждение преступлений отдельными социальными группами лиц и т.д. (криминологическая профилактика). Третья задача состоит в предупреждении совершения преступлений отдельными лицами (индивидуальнопсихологическая профилактика).

Работа по предупреждению преступности женщин должна охватывать, прежде всего, те сферы жизнедеятельности, в которых формируются негативные черты их личности и в которых они чаще совершают преступления, здесь следует выделить быт и производство. Существенное значение имеет воспитание женственности, женского, а не мужского типа поведения. Все это требует особой подготовленности, мастерства воспитателей, которым должны обладать и сотрудники ОВД.

В первую очередь необходимо уделить внимание семейному воспитанию и дать соответствующую подготовку будущим сотрудникам ОВД по педагогическому обеспечению проводимой ими профилактической работе с социально неблагополучной категорией женщин следует уточнить, что в этом процессе существенную роль играет государство путем проведения ряда реформ в социальной сфере, которые должны реа-

лизовываться в том числе и через профилактическую работу ОВД.

Для формирования готовности курсантов к работе по предупреждению и профилактике женской преступности была разработана программа, в которой выделены: цель, задачи, особенности женской преступности (объективные и субъективные причины их возникновения, виды женской преступности по направленности); специфика работы по предупреждению и профилактике женской преступности (принципы, меры профилактики и виды работы); меры профилактики (социальные, правовые и воспитательные); процесс формирования готовности курсантов к работе по предупреждению и профилактике женской преступности (педагогические условия, этапы, направления подготовки, виды занятий, критерии оценки, уровни готовности и результат).

В программе выделены основные направления для различных отделов и служб, по которым осуществлялась подготовка сотрудников ОВД. Особое значение для профилактики преступности женщин имеет помощь семьям со стороны правоохранительных органов, в том числе в рамках специальных проектов. Акцент на профилактику, при которой объектом выступает семья ребенка, отнюдь не означает игнорирование предупредительных усилий в отношении самих девушек и их матерей. Эта работа должна включать: оказание государственной и общественной помощи женщинам, оказавшимся в силу отчуждения в неблагоприятных условиях и допускающим антиобщественные поступки. Сюда нужно отнести весь комплекс индивидуальных воспитательных мероприятий, установление опеки и попечительства, направление в детские дома, спецшколы, училища, школы-интернаты, устройство на работу или учебу и т.д., а также оказание медицинской помощи.

Большую роль в предупреждении преступности женщин призваны сыграть инспекции по делам несовершеннолетних, поскольку воспитательное воздействие на девушек-подростков является эффективным способом борьбы со взрослой преступностью. Сюда входят и меры убеждения в виде различных бесед (воспитательная, предупредительная), и меры помощи (в т.ч. бесплатное лечение от наркотической и алкогольной зависимости), и меры принуждения (постановка на учет). Сотрудники службы вооружаются знаниями педагогики и психологии, умением выявлять склонных к преступлениям женщин и оказывать им необходимую профилактическую помощь.

Программа формирования готовности к работе по предупреждению и профилактике женской преступности предусматривает внедрение целесообразные методы, подходы и оптимизировать процесс профессиональной подготовки курсантов. В основу ее положены личностно ориентированный, компетентностный, деятельностный, квазипрофессиональный и модульный подходы к организации образовательного про-

Библиографический список

цесса с применением активных методов обучения, координации межпредметных связей психолого-педагогических и юридических дисциплин, а также введение спецкурса «Психологические особенности женской преступности и меры по ее профилактике».

Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности программы проводилась на базе ФГОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России», в ней принимало участие 146 курсантов. Для проведения эксперимента были выделены контрольная (71 человек) и экспериментальная (75 человек) группы. На констатирующем этапе были получены данные об однородности этих групп, в дальнейшем экспериментальная группа проходила подготовку по предложенной программе. Готовность к работе по профилактике женской преступности оценивалась по следующим критериям: когнитивный, коммуникативный, конструктивный и организаторский. Для их оценки были разработаны квалиметрические характеристики, а также применялись стандартные тесты. Анализ результатов формирования готовности курсантов юридических институтов МВД России показал, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной рост когнитивного уровня составил 28,8%, коммуникативного - 25,9%, конструктивного - 27,2%, а организаторского - 26,1%, обобщенный показатель составил 25,1% с учетом оценки минимально возможного значения показателей для каждого испытуемого.

Анализ результатов эксперимента показал, что процесс подготовки курсантов вузов МВД России к работе по предупреждению и профилактике женской преступности будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: 1) отбор содержания психолого-педагогического образования должен соответствовать совокупности теоретических положений, необходимых для компетентного осуществления специфической работы по профилактике женской преступности; 2) внедрение спецкурса по формированию готовности курсантов к работе по предупреждению и профилактике женской преступности; 3) обеспечение поэтапного формирования готовности к работе с данной категорией; 4) выполнение комплексных квалифицированных заданий и проектов в процессе профессиональной подготовки; 5) применение активных и интерактивных методов подготовки курсантов; 6) координация содержания дисциплин психолого-педагогической и юридической подготовки; 7) выделение в специальное направление работы профилактики женской преступности при прохождении практики.

Активизация воспитательной работы по профилактике и предупреждению женской преступности сотрудниками ОВД будет способствовать укреплению законности и правопорядка в нашем государстве, очищению нравственной атмосферы в обществе и улучшению воспитания подрастающего поколения.

1. Серебрякова, В.А. Преступность среди женщин как объект криминологического изучения. - М., 2005.

2. Антонян, Ю.М. Личность преступника / Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. - СПб., 2004.

3. Состояние преступности в России. ГИАЦ МВД России. - М., 2008.

4. Состояние преступности в России. ГИАЦ МВД России, 2010.

5. Антонян, Ю.М. Изучение личности преступника. - М., 2002.

6. Ромашова, Р. А. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде / Р. А. Ромашова, Е. Г. Шукшина // Правовая культура.- 2006. -№ 1.

Статья поступила в редакцию 18.06.10

И.М. Трофимова, проф. МИУ, г. Москва, E-mail: trofimovai@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

В работе описываются теоретические подходы педагогов и психологов по проблемам творчества, творческого потенциала личности, креативности. Объективная потребность формирования творческого потенциала руководителей в процессе переподготовки по Президентской программе управленческих кадров требовала практического решения. Экспериментально доказано, что целенаправленное обучение с применением активных методов развивает творческий потенциал руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.