Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокуратура СССР / кадровая политика / обучение с отрывом от производства / юридическое образование / система подготовки кадров / Prosecutor's Office of the USSR / personnel policy / on-the-job training / legal education / personnel training system

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Войта Ульяна Алексеевна

в статье рассмотрены основные кадровые проблемы, вставшие перед органами прокуратуры во второй половине XX века. Представлены механизмы их разрешения, предпринятые советским руководством, например, путем введения обязательного юридического образования. Изучены особенности распределения кадров на руководящие должности. Сделаны выводы об эффективности и преемственности системы внутренней подготовки кадров органов прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING OF PERSONNEL OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN THE SECOND PART OF THE XX CENTURY

the article examines the main personnel problems faced by the prosecutor's office in the second half of the 20th century. The mechanisms of their resolution, undertaken by the Soviet leadership, are presented. The peculiarities of the distribution of personnel to senior positions have been studied. Conclusions are drawn about the effectiveness and continuity of the internal training system of the prosecutor's office.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

УДК 340

Войта Ульяна Алексеевна

Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева

Институт прокуратуры Россия, Екатеринбург lcfbi@mail.ru Voita Yliana

Ural State Law University named after V. F. Yakovlev

Institute of Prosecutor's Office Russia, Ekaterinburg

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В

Аннотация: в статье рассмотрены основные кадровые проблемы, вставшие перед органами прокуратуры во второй половине XX века. Представлены механизмы их разрешения, предпринятые советским руководством, например, путем введения обязательного юридического образования. Изучены особенности распределения кадров на руководящие должности. Сделаны выводы об эффективности и преемственности системы внутренней подготовки кадров органов прокуратуры.

Ключевые слова: прокуратура СССР, кадровая политика, обучение с отрывом от производства, юридическое образование, система подготовки кадров.

FEATURES OF TRAINING OF PERSONNEL OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN THE SECOND PART OF THE XX CENTURY Annotation: the article examines the main personnel problems faced by the prosecutor's office in the second half of the 20th century. The mechanisms of their resolution, undertaken by the Soviet leadership, are presented. The peculiarities of the distribution of personnel to senior positions have been studied. Conclusions are

СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

drawn about the effectiveness and continuity of the internal training system of the prosecutor's office.

Key words: Prosecutor's Office of the USSR, personnel policy, on-the-job training, legal education, personnel training system.

Как и после любого глобального конфликта, после Великой Отечественной войны обострились другие значительные проблемы, которые стали следствием долгих годов лишений, титанических усилий и жертв и мешали восстановлению страны. Исключением не стало и обострение проблемы преступности. Это было вызвано рядом факторов, в том числе трудным экономическим положением, большим количеством оружия, оказавшегося на руках у гражданского населения, тяжелым эмоциональным состоянием у прошедших оккупацию жителей, ростом беспризорности и другими. Для борьбы с преступностью были мобилизованы в той или иной степени все государственные структуры и в первую очередь правоохранительные органы. Среди них важнейшее место отводилось советской прокуратуре (надзор за соблюдением законности, возбуждение уголовных дел, поддержание государственного обвинения в суде, производство по некоторым категориям уголовных дел) [8, с. 28].

Указывая на особое положение прокуратуры в обеспечение борьбы с преступностью в послевоенный период, отдельно стоит отметить приказ Генерального прокурора СССР «О введении участковой системы работы следователей» от 18 июля 1949 года (далее - «Приказ») [4], предполагающий усиление личной ответственности прокурорских следователей за общее состояние преступности на закрепляемых участках.

Отчасти в качестве причины издания Приказа можно указать то, что большое количество дел возвращалось судами на доследование в связи с некачественной работой следователей. Выражалось это, по мнению экс-заместителя Генерального прокурора и историка А.Г. Звягинцева, в частности в

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

том, что следователь ограничивался «недопустимо поверхностным выяснением обстоятельств дела» или же вообще допускал пренебрежение соблюдением важнейших требований процессуального закона, а надзирающий прокурор «не замечал или не хотел замечать такого рода безобразий» [3, с. 330].

Все эти факторы: высокий уровень преступности, особое положение органов прокуратуры в системе государственной власти и возложенные на них задачи, низкая профессиональная квалификация рядовых сотрудников органов прокуратуры первичного звена, - требовали проведения кардинальных изменений в системе подготовки кадров.

Соответственно, перед государством и руководящим аппаратом органов прокуратуры встал вопрос о качественном повышении уровня профессиональной подготовки как уже действующих сотрудников, так и впервые поступающих на службу в органы прокуратуры на должности следователей, помощников прокуроров.

В 1946 году был поднят вопрос наличия высшего юридического образования у сотрудников органов прокуратуры занимающие руководящие должности. В соответствии постановлением ЦК ВКП (б) от 5.10.1946 г. «О расширении и улучшении юридического образования в стране» в прокурорские работники второго звена, а также прокуроры первичного звена в крупных городах и районах к концу четвертой пятилетки должны были иметь высшее юридическое образование, а все остальные прокурорско-следственные работники, как минимум, среднее юридическое образование [1].

Прием студентов на юридические факультеты университетов и в юридические институты СССР производился в соответствии с Правилами приема в высшие учебные заведения СССР, ежегодно утверждаемыми Министерством высшего и среднего специального образования СССР. В соответствии с ними подготовка кадров была возможна несколькими способами: с отрывом от производства на дневном обучении, и без отрыва от производства на вечернем и заочном обучении[2].

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

Согласно этим Правилам на юридические факультеты университетов и в юридические институты принимались и женщины, и мужчины, которые имели оконченное среднее образование. Для обучения с отрывом от производства существовало возрастное ограничение - до 35 лет, а вот обучение без отрыва от производства (заочное и вечернее) - такого ограничения не имело. Лица, успешно сдавшие вступительные экзамены, проходили также и конкурсный отбор, на котором старались выбрать наиболее достойных, подготовленных и способных кандидатов, представивших положительные характеристики для поступления в высшее учебное заведение.

Следовательно, действующие работники органов прокуратуры, нуждавшиеся в получении высшего юридического образования, могли без отрыва от профессиональной деятельности на курсах повышения юридических кадров заочно получить его. В свою очередь, подготовка молодых специалистов требовала дополнительных усилий перед поступлением на службу.

В связи с тем, что работа, на которую направлялись по окончании ВУЗа выпускники юридических факультетов и институтов, требовала от них наличия жизненного опыта, а в ряде случаев (например, при избрании на должность прокурора) и установленного законом возраста. На обучение с отрывом от производства на специальность «Правоведение» принимались только лица, имеющие стаж практической работы не менее двух лет (или демобилизованные из Советской Армии и Военно-морского флота после нахождения на действительной военной службе также не менее двух лет) [7, с. 7]. В стаж практической работы входили любые периоды трудовой деятельности кандидата независимо от того, совмещалась ли работа с получением среднего профессионального образования или нет. Интересно также, что помимо этого в стаж засчитывалась и срочная служба в Советской армии.

Таким образом, для поступления в высшее юридическое учебное заведение было необходимо обладать определенным практическим и

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

жизненным опытом, что по окончании обучения, с учетом полученной квалификации, давало молодому специалисту необходимые навыки работы в органах прокуратуры.

Необходимо учесть, что как таковой целевой подготовки кадров в отличие от современных реалий в органах прокуратуры не было. Однако существовало повсеместное трудовое распределение молодых специалистов, окончивших высшие учебные заведения независимо от специальности. Поэтому молодые специалисты, в том числе и из юристов, окончившие судебно-прокурорские факультеты должны были отработать не менее 3 лет по профессии.

Таким образом, во второй половине XX века свое закрепление нашло одно из основных требований, предъявляемых кандидатам в органы прокуратуры и сегодня - наличие высшего юридического образования как показателя надлежащей квалификации сотрудника.

С 1948 года в целях отбора лучших действующих сотрудников внутри органов прокуратуры начало проводиться изучение прокурорско-следственных кадров посредством: а) анализа материалов комплексных ревизий и целевых проверок работы; б) стажирования работников; в) личных бесед с работником и личных наблюдений за его работой; г) анализа дел и документов, исходящих от работника; д) ознакомления с другими документами, характеризующими работника. Во время аттестации комиссией делался вывод о качествах работника по результатам анализа характеризующих документов и собеседования.

По итогам успешного прохождения всех проверочных мероприятий кандидат из числа действующих сотрудников зачислялся в резерв. Сотрудник, включенный в резерв кадров, назначался на должность, «на одну ступень выше должности, занимаемой лицом, зачисляемым в резерв». Например, следователь мог быть назначен на должность старшего следователя. На более высокие должности могли в качестве исключения претендовать сотрудники,

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

обладающие большим практическим опытом работы и исключительными личными качествами [6, с. 283].

Подбор и расстановка кадров производилась по политическому и деловому признаку, акцент делался на систематическом повышении идейно -политического и культурного уровня, деловой квалификации. Система изучения прокурорско-следственных кадров стимулировала у сотрудников потребность повышать квалификацию, учиться и совершенствоваться [6, с. 282].

Таким образом, во второй половине XX века была построена мощная система подготовки кадров органов прокуратуры. Разработана система повышения квалификации уже действующего состава работников органов прокуратуры, основанную на самообучении, регулярных проверках квалификации и создания системы стажировок для лиц, стремящихся попасть в резерв кадров, претендующих на руководящие должности.

Эта система показывает свою результативность уже на протяжении практически 75 лет, так как многие положения по внутренней работе как с молодыми кадрами, поступающими в органы прокуратуры, так и с действующим составом нашли свое отражение в ведомственных актах Генеральной прокуратуры РФ. Так, например, в Приказе Генерального прокурора РФ от 11.07.2013 года № 286 «Об утверждении Положения о кадровом резерве для выдвижения на руководящие должности в органах прокуратуры Российской Федерации» (в ред. от 09.08.2023) учтены замечания к подготовке сотрудников, данные еще в 1948 году [5].

Список литературы:

1. В ЦК ВКП(б). О расширении и улучшении юридического образования в стране // Советское государство и право. 1946. № 11—12. С. 50—52.

2. Законы и постановления о народном образовании. 1969-1974 гг. // URL: http://музейреформ.рф/node/13899 (дата обращения 10.02.2024 года)

^ ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

3. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Неизвестная Фемида. Документы. События. Люди. М., 2003. С. 329-331.

4. О введении участковой системы работы следователей: приказ Генерального прокурора СССР от 18 июля 1949 г. // Советская прокуратура: сб. документов / сост. И.Н. Ширяев, Г.А. Метелкина. М., 1981. С. 137-138.

5. Приказ Генерального прокурора РФ от 11.07.2013 года № 286 «Об утверждении Положения о кадровом резерве для выдвижения на руководящие должности в органах прокуратуры Российской Федерации» // "Законность", N 10, 2013.

6. Сивцев Н. И. Подготовка кадров для советской прокуратуры в конце 1940-х годов XX века: историко-правовой аспект // Образование и право. 2019. №9. С. 279-285.

7. Шебанов А.Ф. Студенты юридических вузов в СССР. Правила приема и условия обучения в юридических вузах в СССР // Новый ракурс. 2016. №15. С. 5-15.

8. Шеуджен Н. А., Яблонский И. В. Организационно-правовые основы деятельности советской прокуратуры в борьбе с преступностью в послевоенные годы // Общество и право. 2016. № 3 (57). С. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.