Научная статья на тему 'Особенности подготовки и проведения учебных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий'

Особенности подготовки и проведения учебных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2271
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / THE STUDIES WITH THE USE OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / METHODS OF INTENSIFICATION OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагаева Ирина Александровна

В статье рассматриваются особенности педагогической деятельности в условиях развития информационного общества, а также особенности инновационных процессов в педагогике. Ввиду важности вопроса выделены методы активизации обучения. Особое внимание уделяется основным педагогическим технологиям при организации занятий с использованием дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of preparation and carrying out studies with use of distant educational technologies

The Abstract: In article features of pedagogical activity in the conditions of development of information society, and also feature of innovative processes in pedagogics are considered. In view of importance of a question identified methods of intensification of training. The special attention is given to to the major pedagogical technologies in organization of studies with the use of distance educational technologies.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки и проведения учебных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий»

Нагаева Ирина Александровна

Nagaeva Irina НОУ ВПО ИГУПИТ/IGUPIT Доцент/the associate professor Теория и методика обучения и воспитания

i.a.nagaeva@yandex.ru

Особенности подготовки и проведения учебных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий

Features of preparation and carrying out studies with use of distant educational

technologies

Аннотация: В статье рассматриваются особенности педагогической деятельности в условиях развития информационного общества, а также особенности инновационных процессов в педагогике. Ввиду важности вопроса выделены методы активизации обучения. Особое внимание уделяется основным педагогическим технологиям при организации занятий с использованием дистанционных образовательных технологий.

The Abstract: In article features of pedagogical activity in the conditions of development of information society, and also feature of innovative processes in pedagogics are considered. In view of importance of a question identified methods of intensification of training. The special attention is given to to the major pedagogical technologies in organization of studies with the use of distance educational technologies.

Ключевые слова: Занятия с использованием дистанционных образовательных технологий, педагогические технологии, методы активизации обучения.

Keywords: The studies with the use of distance educational technologies, pedagogical technologies, methods of intensification of training.

***

Развитие всемирной сети оказывает влияние на культуру учебной деятельности. Дистанционное обучение (сетевое обучение, электронное обучение) - это обучение, опосредованное сетью, Интернетом.

Гудьир П. утверждает, что сетевое обучение - это обучение, при котором информационно-коммуникационные технологии используются для организации связи между обучаемыми. При этом связь с контентом не является определяющей, главное - взаимодействие между обучаемыми, между обучаемым и преподавателем [1].

Обучаемый может смотреть другие лекции, получить консультацию другого преподавателя в реальном времени. Обучающая деятельность, которая является контролирующей учебную деятельность, чтобы управлять ею, таковою здесь не является.

В новых условиях мы должны по-другому посмотреть на учебную деятельность для управления ею. Преподавателю необходимо выполнить определённую подготовительную работу. В частности, он должен определить1:

1. Тему и учебные вопросы занятия, а также содержание учебного материала, который студенты должны были изучить самостоятельно, и который необходимо будет отработать на занятиях с использованием дистанционных образовательных технологий.

2. Дидактические и воспитательные цели учебного занятия (например, формирование и развитие навыков и умений поиска решений проблемных ситуаций, отработка практических умений и навыков профессиональной деятельности, выработка модели поведения при определённых условиях и т.д.) в зависимости от содержания и общих целей учебного предмета.

3. Метод проведения учебного занятия (деловая или ролевая игра, тренинг, «мозговой штурм», презентация, анализ учебных ситуаций, «круглый стол», конференция, защита проекта и др.).

4. Порядок использования технических средств при проведении учебного занятия с целью повышения его эффективности, обеспечения наглядности, сокращения времени на усвоение учебного материала.

5. Организационно-педагогические методы, приёмы и средства создания благоприятного психологического климата на учебном занятии.

Желательно, чтобы тема, цели и форма учебного занятия были чётко определены и доведены до обучаемых заранее, чтобы они могли самостоятельно организовать свою подготовку. Если занятие с использованием дистанционных образовательных технологий проводится в форме ролевой или деловой игры, представляется целесообразным обсудить и распределить роли с членами группы, чтобы по возможности предоставить каждому ту роль или ту часть работы, которая ему была бы не только наиболее интересна, но и наиболее соответствовала его индивидуальным интеллектуальным и психологическим особенностям.

Следует отметить, что одним из важнейших факторов высокой результативности проведения занятия с использованием дистанционных образовательных технологий является использование таких активных методов обучения, как интеллектуальная разминка, сократическая беседа, «мозговая атака (штурм)», учебная тематическая дискуссия и др. Их дидактическими, воспитательными и развивающими особенностями являются:

• активизация мышления и творческих способностей обучаемых в процессе подготовки и проведения учебных занятий;

•непрерывное педагогическое взаимодействие и сотрудничество студентов друг с другом и с преподавателем в планировании и реализации всех этапов учебного занятия, от определения целей до оценки результатов;

•самостоятельное творческое и инициативное участие каждого обучающегося в поиске и осмыслении необходимой учебной информации, выработке решения проблемы и, если это возможно, её реализации на практике;

•максимальная приближённость результатов обучения к сфере практической профессиональной деятельности обучаемых, возможность их оперативного использования и практического внедрения;

1 Нагаева И. А. Дистанционное обучение. Инновации в образовании. Саарбрюкен, Германия: LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 168 с. - с. 82.

2

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

• высокая учебная и профессиональная мотивация, положительная эмоциональность от хода и результатов учебного занятия;

•развитие методов, приёмов и средств эффективного инновационного обучения.

Основной целью использования активных методов обучения в проведении занятий с использованием дистанционных образовательных технологий является формирование и развитие у обучающихся познавательного интереса (мотивации учебной деятельности), а также навыков и умений практической профессиональной деятельности.

Опыт показывает, что при отсутствии первичной мотивации невозможно побудить студентов принять активное участие в учебной деятельности. Поэтому преподавателю целесообразно непрерывно заботиться о создании и поддержании у обучающихся познавательного интереса. Одним из путей этой работы является приближение учебного материала к реальной профессиональной деятельности выпускника или адекватной жизненной ситуации. Не менее важным является обеспечение доступности учебного материала.

Методы активизации обучения условно можно разделить на две группы.

Во-первых, это методы, при реализации которых руководящая роль принадлежит преподавателю (например, проблемный семинар, семинар-практикум, коллоквиум и др.). Преподаватель назначает роли, распределяет материал, определяет порядок выступлений и т.д. Такие занятия легче организовать, они требуют меньше подготовительной работы и сводятся к воспроизведению подготовленного материала и, в лучшем случае, организованной преподавателем дискуссии.

Представляется, что наиболее приемлемы данные приёмы при проведении занятий с использованием дистанционных образовательных технологий на младших курсах обучения студентов или на первых встречах преподавателя с учебной группой, когда уровень подготовки обучающихся ещё не позволяет им легко и свободно обсуждать сложные проблемы. Эти методы целесообразно использовать на занятиях по циклу общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин.

Вторая группа - это методы, предполагающие более тесное учебно-воспитательное взаимодействие студентов учебной группы между собой и с преподавателем в процессе подготовки и проведения учебного занятия (например, ролевая игра, метод «круглый стол» и др.). Реализация данных методов наиболее оправдана на старших курсах обучения по циклу общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин, когда уровень подготовки обучающихся и степень их взаимодействия в учебной группе относительно выше, чем ранее.

Общее направление, связанное с организацией учебно-воспитательного взаимодействия студентов в малой группе, получило название «обучение в сотрудничестве». Организация такого обучения при проведении занятия с использованием дистанционных образовательных технологий является более сложной, чем традиционное обучение. Оно требует от преподавателя глубоких знаний, развитых навыков и умений не только в предметной области, но и в области общей психологии и педагогики, психологии и педагогики высшей школы (педагогической психологии). Однако, как свидетельствует практика, если преподавателю удалось организовать учебное занятие с использованием активных методов обучения, то его эффективность будет намного выше результатов, полученных при традиционном обучении. При совместной учебной деятельности студенты учатся взаимодействовать в коллективе, у них развиваются навыки и умения общения, аргументации, творческого и критического мышления, уважительного отношения и терпимости друг к другу.

Обучение в сотрудничестве особенно эффективно при подготовке специалистов, уже имеющих определённый жизненный и профессиональный опыт. Они могут поделиться своим

опытом с другими, получив, в свою очередь, новые сведения. Это относится к студентам второго высшего профессионального образования.

При организации занятия с использованием дистанционных образовательных технологий в сотрудничестве могут применяться следующие основные педагогические технологии2:

1. Кооперативное обучение, когда каждый обучаемый выполняет конкретную часть учебной работы для решения общей задачи. При этом задачу каждому обучаемому определяет преподаватель, исходя из индивидуальных особенностей и интересов.

2. «Метод пилы». Данная технология предполагает, что преподаватель задает тему семинара (практического занятия), ставит учебные вопросы, а обучаемые структурируют задание, делят его на части (шаги, порции, модули) и сами определяют, кто и что выполняет. Затем каждый обучаемый должен поделиться с другими тем, что он узнал.

3. Технология проблемного обучения. Её суть заключается в том, что обучаемые овладевают предметными знаниями, профессиональными навыками и умениями, развивают свои мыслительные способности в результате решения проблемных ситуаций. Проблема должна быть актуальной для студентов и общества, иметь связь с жизнью и будущей профессиональной деятельностью специалистов.

4. Метод проектов как одна из технологий обучения при проведении занятия с использованием дистанционных образовательных технологий позволяет получить в результате совместной деятельности обучающихся и преподавателя какой-либо профессионально важный, как правило, материализованный, продукт. Данная технология предоставляет им больше свободы в реализации имеющихся знаний, навыков и умений, проявлении самостоятельности и творчества в своей учебной деятельности.

Необходимо отметить такую позитивную особенность технологии проектного обучения, которая связана с реализацией исследовательского подхода в учебной деятельности, так как в основе проектного обучения лежат принципы проведения научного исследования: определение проблемы и задач исследования; сбор, анализ и синтез эмпирических и теоретических данных; выдвижение гипотезы; обсуждение и разработка методов и методики исследования; проведение опытно-экспериментальной работы; оформление результатов в соответствии с предъявляемыми требованиями; подведение итогов, формулировка теоретических выводов и практических рекомендаций.

5. Кейс-технология (case - здесь: случай, ситуация). В соответствие с данной технологией преподаватель предлагает обучаемым для рассмотрения реальные или вымышленные ситуации профессиональной деятельности специалиста. Задача обучаемых заключается в том, чтобы разобраться в сути данного случая (ситуации), проанализировать всю имеющуюся информацию и предложить возможные варианты решения, а при необходимости - выбрать лучший из них.

Организация и проведение учебных занятий в форме занятия с использованием дистанционных образовательных технологий имеет ряд особенностей. Это требует от обучающего умения сочетать опыт традиционного преподавания с новыми педагогическими техноло-

2 Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с. - с. 106.

гиями. При этом преподавателю необходимо осуществить определённую методическую работу.

Особое внимание следует уделять подготовке к занятиям с использованием дистанционных образовательных технологий. На стадии продумывания и определения темы занятия преподаватель должен выделить самое важное, а также виды деятельности, которые могут вызвать затруднения при самостоятельном овладении или, невозможны без участия преподавателя.

При отборе учебного материала преподаватель придерживается того же принципа: проработке на занятии подлежит только тот материал, который не может быть освоен самостоятельно или с применением технических средств.

При подготовке и проведении занятия также необходимо принимать во внимание, что оно ограниченно по времени. Поэтому все вопросы и задания должны быть четко сформулированы, чтобы не требовалось их объяснения обучаемым. Формы и методы выбираются так, чтобы за минимальное время и с минимальными затратами провести максимально эффективное занятие. При этом немаловажной представляется также постановка задач и ориентация на следующий период обучения.

После установочной лекции студенты получают кейс - пакет учебных материалов, включая учебные модульный программы, рабочие учебники (модули), тесты и другое учебнометодическое обеспечение по дисциплине. Календарный план изучения дисциплины поможет студенту рационально распределить свое время и организовать самостоятельное изучение учебного материала. В установленное время студенты встречаются с преподавателем на занятиях on-line. Занятия с использованием дистанционных образовательных технологий проводятся в соответствии с расписанием практических занятий, как правило, после самостоятельного изучения студентами какого-либо раздела или темы учебной дисциплины.

Таким образом, занятия с использованием дистанционных образовательных технологий имеют целью активизировать познавательную деятельность обучаемых, вызвать у них проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. Кроме этого, они способствуют приданию инновационного характера процессу обучения в современных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гудйеар П., Джоунз К. Сетевое обучение в высшей школе: студенческие ожидания и реальное положение вещей. Goodyear P. and Jones C. Networked learning in higher education: students expectations and experiences // Higher education: The international journal of higher education and educational planning. 2005. October.vol. 50, № 3. Р.471-508.

2. Нагаева И. А. Дистанционное обучение. Инновации в образовании. Саарбрюкен, Германия: LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 168 с.

3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

4. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учебное пособие. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 357с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.