Научная статья на тему 'Особенности подготовки будущих педагогов профессионального обучения по специальности «Дизайн»'

Особенности подготовки будущих педагогов профессионального обучения по специальности «Дизайн» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКЦИЯ / КОНСТРУКТОР / МЕТОД / ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ / ТВОРЧЕСКИЙ / ТЕХНОЛОГИЯ / УЧИЛИЩЕ / ЭСКИЗ / COLLECTION / DESIGNER / METHOD / INSTRUCTION / PROJECT / PROFESSIONAL / CREATIVE / TECHNOLOGY / JUNIOR TECHNICAL COLLEGE / SKETCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова Оксана Валерьевна

В статье рассматривается подготовка педагогов профессионального обучения для системы начального и среднего профессионального образования. С учетом особенностей подготовки учащихся в учреждениях системы НПО-СПО предложена методика обучения студентов с применением метода проектов. Представлены этапы проектной деятельности студентов по созданию коллекции моделей одежды с использованием различных видов декоративно-прикладного творчества, направленные на формирование и развитие творческих способностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of Training Future Teachers of Design for Vocational School

The article dwells upon training teachers for the system of primary and secondary vocational education. Taking into account the specificity of training at the institutions of primary and secondary vocational education, we suggest the training technique based on the method of projects. We present the stages of students' project activity on creating a collection of clothing designs with usage of various kinds of decorative and applied arts, which are intended for formation and development of students' creativeness.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки будущих педагогов профессионального обучения по специальности «Дизайн»»

- развитость толерантности у студентов;

- активное ценностное отношение педагогов к проблеме подготовки студентов к волонтерской деятельности.

5. Уровень подготовленности студентов к волонтерской деятельности определяется с помощью основных критериев:

- сформированность мотивации к достижению успеха в волонтерской деятельности;

- осознание и принятие ценностей волонтер-ства как жизненно важных;

- стремление студентов-волонтеров к гуманистически-ориентированному взаимодействию.

6. В результате проведенной экспериментальной работы значительно изменились все показатели уровня подготовленности к волонтерской деятельности, прослеживается устойчивая динамика.

7. Результаты экспериментальной проверки подтвердили мысль о том, что комплексная реализация педагогических условий подготовки к волонтерской деятельности оптимизирует процесс личностного становления будущего специалиста, стимулирует его самореализацию.

УДК 378

О. В. Богомолова

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН»

В статье рассматривается подготовка педагогов профессионального обучения для системы начального и среднего профессионального образования. С учетом особенностей подготовки учащихся в учреждениях системы НПО-СПО предложена методика обучения студентов с применением метода проектов. Представлены этапы проектной деятельности студентов по созданию коллекции моделей одежды с использованием различных видов декоративно-прикладного творчества, направленные на формирование и развитие творческих способностей студентов.

The article dwells upon training teachers for the system of primary and secondary vocational education. Taking into account the specificity of training at the institutions of primary and secondary vocational education, we suggest the training technique based on the method of projects. We present the stages of students' project activity on creating a collection of clothing designs with usage of various kinds of decorative and applied arts, which are intended for formation and development of students' creativeness.

Ключевые слова: коллекция, конструктор, метод, обучение, проект, профессиональный, творческий, технология, училище, эскиз.

Keywords: collection, designer, method, instruction, project, professional, creative, technology, junior technical college, sketch.

Уровень требований к профессиональной подготовке будущих педагогов системы начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) постоянно повышается в связи с развитием техники и технологии в сфере производства.

Предприятия отрасли, изготовляющие одежду, требуют от будущих специалистов профтехобразования приобретения не только соответствующих знаний и умений, но и развития творческого мышления, необходимого для создания современной одежды и развития направления моды.

Традиционно сложившемуся педагогическому процессу в системе НПО-СПО, в основном, присуще предъявление знаний, фактов в готовом виде и деятельность учащихся, совершаемая по шаблону или образцу. Все виды контроля исключительно направлены на проверку степени усвоения определенного объема информации, зачастую отсутствует творческий характер обучения. Такой подход формирует у учащегося репродуктивное мышление, приводит к пассивности, безынициативности, потребительскому отношению

© Богомолова О. В., 2010

к обучению. Традиционная система не предусматривает обучение учащихся методикам творчества и, как следствие, часто наблюдается низкая способность учащихся к «творческой профессиональной деятельности», независимо от требований к необходимости решения конструкторских и технологических задач в будущей конкретной профессии.

Стандарт НПО предусматривает использование учебных элементов с указанием уровня их усвоения:

1-й уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с опорой (с подсказкой).

2-й уровень - самостоятельное выполнение по памяти типового действия.

3-й уровень - продуктивное действие, т. е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типовых действий.

Возрастающие требования к профессиональной подготовке специалистов приводят к необходимости выявления и применения наиболее эффективных подходов к организации и проведению занятий в учебных заведениях системы высшего профессионального образования.

Подготовка педагогов профессионального обучения осуществляется путем внедрения дисциплин психолого-педагогического и инженерно-технического компонентов образования, т. е. будущий специалист должен быть подготовлен к тому, чтобы вести обучение как на производстве, так и в профессионально-образовательных учреждениях. В соответствии с многоаспектностью процесса подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профтехобразования используются методы теоретического и производственного обучения.

Учебный процесс в учебных заведениях профтехобразования сочетает три цикла подготовки -общеобразовательный, профессионально-теоретический (преподавание технических предметов) и профессионально-практический (производственное обучение).

Более того, на процесс обучения квалифицированных рабочих в учреждениях НПО-СПО определенное влияние оказывают специфические особенности обучения:

- процесс обучения происходит в условиях ориентированности учащихся на получение конкретной профессии: это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес учащихся к изучению специальных предметов, к производственному обучению; решение творческих задач может способствовать повышению мотивации и соответственно приводить к повышению уровня квалификации рабочего;

- существует тесная связь обучения с производственным трудом учащихся, что определяет общую прикладную профессиональную направленность учебного процесса, ориентацию на овладение учащимися применять знания для решения практических профессиональных задач и способных решать нестандартные задачи;

- учащиеся в профессиональных училищах, как правило, получают образовательную и профессионально-техническую подготовку, что обуславливает необходимость осуществлять учебный процесс на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Учащиеся, обучающиеся в общеобразовательной школе, выполняют задания по учебному проектированию, а сверстники, обучающиеся в системе НПО-СПО, с данным методом не сталкиваются и соответственно развитие творческих способностей может быть заторможено.

Учитывая особенности подготовки учащихся в профессиональных училищах, подготовку педагогов профессионального обучения целесообразно осуществлять, применяя метод проектов, так как он позволяет преподавателю и мастеру в процессе организации учебно-производственной деятельности создавать творческие ситуации, побуждающие учащихся активизировать мыслительный аппарат и способствующие ускорению реализации их идей. Метод проектов отражает новые требования, предъявляемые к квалифицированному специалисту, и ориентирует учащихся на развитие следующих профессиональных качеств: умение творчески мыслить, выделять проблему, накапливать, перерабатывать и использовать полученную информацию, самостоятельно принимать решения, планировать свою работу, самостоятельно контролировать этапы выполняемой работы, проводить несложную исследовательскую работу, формулировать выводы, овладевать коммуникативными навыками сотрудничества в коллективе.

На основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в Курском государственном университете при подготовке педагогов профессионального обучения организуются квалификационные практики на I, II, III курсах. Данные практики направлены на формирование практических знаний о процессах швейного предприятия, технологиях дизайна и оборудовании дизайнерского производства, приобретение умений практической работы изготовления поясных (юбка, брюки) и плечевых (блузка, платье) изделий. Конкретное изделие на квалификационных практиках выполняется индивидуально каждым студентом. Творческий дизайнерский проект (коллекцию моделей одежды) студенты выполняют на технологической практике (IV курс) совместно всей

группой, а это очень поздно для развития творческой деятельности в области дизайна. Поэтому выполнение творческих проектов мы начинаем раньше со II курса в рамках факультативных занятий, своим содержанием связанных с практикой.

Для выполнения творческих дизайнерских проектов необходимо изучение декоративно-прикладного творчества, так как при подготовке коллекций к различным конкурсам важнейшими задачами, стоящими перед студентами в дизайне костюма, является не только новизна предлагаемой формы, разработанной конструкции, используемого материала, но и новизна применяемых техник, технологий, колористики и декора. На основании учебного плана специальности «Профессиональное обучение(дизайн)» декоративно-прикладное творчество изучается в рамках факультативных занятий на II курсе. Задача преподавателя на данных занятиях - научить студентов не только владению различными видами декоративно-прикладного творчества: «батик», «бисероплетение», «вышивка», «макраме», «художественная обработка кожи» и др., - но и научить умению применять данные техники для оформления моделей одежды в процессе их изготовления.

С учетом опыта творческой деятельности студентов специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» очевидно, что всю деятельность студентов по созданию творческого дизайнерского проекта целесообразно распределить на 5 этапов:

1. Поисковый.

2. Конструкторский.

3. Технологический.

4. Аналитический.

5. Презентация (рис. 1; 2; 3; 4; 5).

Как видно из приводимых рисунков, этапы проектной деятельности включают в себя различные виды деятельности.

Рис. 1. Содержание деятельности студентов на поисковом этапе

На данном этапе студенты определяются с темой коллекции моделей одежды. Пример:

1. Изготовить коллекцию моделей одежды с элементами вязания на тему «Паломничество на Руси».

2. Изготовить коллекцию моделей одежды с элементами техники бисероплетения на тему «Петровские реформы».

3. Изготовить коллекцию моделей одежды с декоративными цветами на тему «Времена года в творчестве А. Вивальди» и т. д.

Затем определяют номинацию коллекционного представления: повседневная мода (pret-a-porter); высокая мода (haute couture); авангард (experimental fashion) и количество моделей одежды в коллекции (от 5 и до 12). Каждая модель состоит из нескольких комплектов одежды.

Поиск информации происходит в процессе изучения журналов мод, Интернета, телевидео-радиоинформации, окружающей действительности (природа, архитектура, музыка, живопись и т. д.)

Этот этап накопления информации, изучение и анализ материала способствуют творческому раскрытию темы и возникновению творческих замыслов.

Модели в эскизах должны отличаться достаточным разнообразием (разнообразие вносится различными формами карманов, воротников, видами декоративной отделки, использованием ткани, разнообразных рисунков и т. д.), быть взаимосвязаны, составлять единое целое. Эскизы выполняются с использованием самых различных изобразительных средств. Они должны быть выразительны, лаконичны, доступны для восприятия.

Выбирая материал (ткань) для создания коллекции моделей одежды, студенты должны учитывать тему творческого проекта, силуэтную форму, механические, физические, гигиенические, технологические свойства выбранных материалов, их плотность, массу, упругость, ширину, цвет и т. д. Жесткая ткань рекомендуется для четких форм, лишенных мягких, гибких складок и драпировок. Мягкие широкие полотнища тканей позволяют создать более сложные, разнообразные по форме изделия.

Экономический расчет материалов для пошива моделей основан на учете стоимости основных и вспомогательных материалов и фурнитуры, применяемых при изготовлении творческого проекта.

В процессе конструирования изделия студентам предоставляется свобода в выборе системы конструирования одежды: муляжная, пропорционально-расчетная или единая система конструирования. Для построения конструкции изделия студенты используют все размерные признаки

1 г 1 г 1'

Эскизное проектирование Подбор материалов, фурнитуры и обоснование выбора материалов Отражение конструкторской идеи в графической или знаковой форме

+ + + * * * * *

0

« «

1 0

и ^ Ч «

ч ч

се а

« 5

8 и

V «

о Ч

СО О

Н «

I §

Н Н

о 2

Он&

л

Й 0 и к н Я о и ю и ев Ч

о о ч «

К эК

И и § к

и

У о

еп

иО

в

I

¡^ а Й N

о

Л

I

и

Он О

ю н О

05 Н О

н и

е

о о о

а

к а ч и

0

1 й К

ев4 И И 3К 0)

¡5!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К се

В

&! ю ч о

С

3

4

о §

х

<а X

ч о

1=1

3

чЧ

« к о И

4 в

Он 0>

Й Н

я §

Он

о ю ч о

с

се н

Й5К и1 0)

се и о. ч о

2 се

РО

К 0

о

1=1

о

и

о «

и 0) ¡г N

О И о

И о «

и О к §

Э Е

» Я

и а

се зК 8 8 К л

Й £

й § Он к

§ и 3 к

Он«

н и о к

X о ю о и о

я

3

И

о §

ю

се

Он

о ю

я

ЕВ и N

я о И и о ю О

N N

1=Г £

&

о № о

И «

О п о

Й ю се

В

о ю

се &

8 Я

и

И

и и эК Г)

и X о Й

о X

■с

§

ч о

се

В

о ю се

Он

X

Я м со

I &

И и ч N

§ «

и Ч X

а

я о

я

ю се м н о ю се

3

Ин

8

К ?

н X

«

о ч

ЭК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О *

и

Он

о

£ &

о X о М се

В

о ю се

Й Он

Рис. 2. Содержание деятельности студентов на конструкторском этапе

фигуры (измерения, мерки), результаты заносят в таблицу. Учитывают прибавки на свободу облегания. Следующим этапом построения конструкции (модели) является проведение расчетов и собственно построение на листе формата А1 с последующим моделированием.

Правильная организация рабочего места способствует повышению производительности труда и высокого качества работы. Перед тем как кроить детали, проверяют наличие текстильных пороков на ткани и места их расположения, проводят декатировку ткани, определяют направление рисунка, ворса и долевой нити.

При раскладке на ткани лекал соблюдают ряд технических условий: располагают лекала в соответствии с направлением нитей основы и рисунка. Раскладку начинают с крупных деталей, между ними располагают мелкие, т. е. соблюдают экономичную раскладку лекал на ткани. Для нанесений линий на ткань пользуются мылом (мелом). На деталях располагают все контрольные знаки и линии. Распределяют величины припуска на швы по срезам деталей в зависимости от типа среза изделия. Студенты выполняют отделочные детали в технике декоративно-прикладного творчества, затем трудовые

операции, предусмотренные технологическим процессом.

На этом этапе студенты делают вывод о проделанной работе, сравнивают полученные результаты с основной идеей (темой) коллекции. Проводят рабочую репетицию. Осуществляют окончательную доработку коллекции. Выбирают музыкальное сопровождение в соответствии с темой коллекции, разрабатывают режиссуру показа.

Творческие проекты студенты демонстрируют на профессиональных конкурсах различных уровней, например, областном фестивале «Студенческая весна соловьиного края», Всероссийском - «Экзерсис», международных - «Русский силуэт», «Кутюрье года», на конференциях, выставках. Работы оцениваются высококвалифицированными специалистами, членами Союза дизайнеров России, членами Российской ассоциации Высокой моды и рге1-а-ро^е, членами Международного фонда развития моды.

Изготовление коллекции моделей одежды с применением техник декоративно-прикладного творчества по разработанным нами этапам дает положительные результаты, так как, с одной стороны, позволяет закреплять и совершенствовать

Подготовка к работе

Раскрой моделей

Технология изготовления моделей коллекции одежды

«

М

ё О о о в

и

N &

В я

я

и &

в-

и И К л И

я о

о

В

К &

се И Я О

н о и ч о

с

§

со о

к &

о ю о

ей

а я

8

о &

о С

я §

£

ев а О О

3| § 5

8 И

Я ч

и и н

о "

Я с

ч И

и й Рн

« К о к и Й

г <3 О И ® н

§ I

о 3

ё 4 &

и «

и я

о &

я

а

а

св Я а а и

е'Я

В и и к

н и

ч

Я я я

V

я

5

и Я Я и

3

э

6

о

о &

и §

« «

о &

и св Рн

>4

я

я

а

о в

и «

о &

и §

ч

св X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я о н о и ч о

с

н И

ч:

и я я

и № Ч О

с а т

и и

Он и

Я &

«

о и

Рн

57

С

М 5«

и Ч и

ч о

се к я

о &

о К

)Я о « и

я р-

<ц Я ч о

и Я

ч и о и Я

Я Я и

я ч

о я

н п

И н

и п

1-н

п> к

ч Я

<|> я

я кн

я V

и Он

я и

& г я

о >> &

и И

57 Я

=Я о

Рн

я о И 58

и

3

4 о

се м я о н о и ч о

с

I

Рн

5? Я к

«

о &

и ч и о

в «

и ч

и §

г

и Я X

<0

к

и ч

и

ч о

се И

5

£ о

я я ч

и

ё № я о и О

Рис. 3. Содержание деятельности студентов на технологическом этапе

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1 Г 1 Г 1 г

Анализ на соответствие цели и задачам проектирования Доработка моделей коллекции Доработка документации Подбор и анализ музыкального сопровождения

1 Г 1 Г 1 г 1 г 1 Г 1 г

Сравнение полученного результата с основной идеей коллекции Сравнение полученных результатов с эскизным проектированием Просмотр и окончательная доработка моделей коллекции Доработка и оформление документации Выбор музыкального сопровождения Разработка режиссуры показа

Рис. 4. Содержание деятельности студентов на аналитическом этапе

ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА _(КОЛЛЕКЦИЮ_

Выставки Конкурсы Кош »еренции Праздники

Рис. 5. Презентация

знания студентов, с другой - обеспечивает выполнение трудовых процессов различной степени сложности и способствует развитию творческих способностей.

Как отмечалось выше, подготовка педагогов профессионального обучения интегрирует в себе педагогическую и профессиональную составляющие. Специалист должен знать особенности проектирования швейных изделий, иметь практические профессиональные навыки, поскольку он готовится к проведению как теоретического, так и практического обучения.

Таким образом, профессионально-педагогическое образование является специфическим, интегративным видом образования, принципиально отличающимся от педагогического и традиционного профессионального образования. Ин-тегративность образования означает то, что специалист-педагог в состоянии не только самостоятельно овладевать новой предметной областью в рамках соответствующей отрасли, но и создавать методики их преподавания.

В подготовке будущих педагогов профессионального обучения целесообразно применение метода проектов, который показал высокую эффективность его применения в учебном процессе вуза. Учитывая особенности обучения квалифицированных рабочих в учреждениях НПО-СПО, можно заключить, что данный метод наиболее удачно подходит для обучения учащихся и в профессиональных училищах.

УДК 373-3

Н. М. Полевая

ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ПРАКТИК И УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению возможности интеграции различных видов практик, общепрофессиональных и специальных дисциплин в рамках профессиональной подготовки будущего специалиста социальной работы в вузе. Исследование основано на идее о том, что, интегрируя в своем содержании основные компоненты целостной структуры осваиваемой профессии на примере специальности «Социальная работа», практика обеспечивает логическую завершенность профессиональной подготовки будущих специалистов.

The article presents the results of the research devoted to studying the possibilities of integration of various kinds of practice, general professional and special academic courses within the limits of vocational training of the future social work specialists in higher school. The research is based on the idea that, integrating the basic components of complete structure of the mastered profession, practice provides logical completeness of vocational training of future specialists.

Ключевые слова: интеграция, интеграция обучения, социальная работа, практика, профессиональная деятельность, практическая деятельность, учебный процесс.

Keywords: integration, integration of education, social work, practice, professional activities, practical work, educational process.

Актуальность исследования

На современном этапе развития системы образования особого внимания заслуживает трансформация высшего профессионального образования, т. е. переход с двухступенчатой системы на трехступенчатую систему обучения. В связи, с этим возникает необходимость пересмотра структуры научного знания, уровней интеграции и выработки новых подходов к образованию в сфере профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе. Интегрированный подход к обучению, воспитанию и развитию представляется одним из наиболее эффективных, так как позволяет решать задачи гуманизации, гуманитаризации и непрерывного образования путем создания интегрированных курсов (по базовым дисциплинам) [1].

Исследователи и практические работники (В. Г. Бочарова, С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. А. Сластенин, Е. И. Холостова, Т. Ф. Яркина, Н. Д. Шмелева, И. В. Серопегина, Ю. А. Янсон, М. Г. Шубик, В. П. Симонов, Т. И. Воронкова,

© Полевая Н. М., 2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.