Научная статья на тему 'Особенности педагогического общения в вузе'

Особенности педагогического общения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4205
1091
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / КОММУНИКАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочергина О.А.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного высшего образования. Обосновывается специфика педагогического общения и его коммуникативной составляющей как необходимого условия результативной профессиональной деятельности педагога высшей школы. Статья предназначена для преподавателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN THE HIGHER SCHOOL PECULIARITIES

The article is devoted to one of the most important problems of modern higher education. Specific character of pedagogical communication and its communicative part as a necessary condition of successful professional work of a high school pedagogue is based. The article is aimed to the university lecturers.

Текст научной работы на тему «Особенности педагогического общения в вузе»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (06). Сентябрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 378 ББК 74.5 К755

О. А. Кочергина Таганрог, Россия

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ВУЗЕ

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного высшего образования. Обосновывается специфика педагогического общения и его коммуникативной составляющей как необходимого условия результативной профессиональной деятельности педагога высшей школы. Статья предназначена для преподавателей вузов.

Ключевые слова: общение, педагогическое общение, коммуникация, педагогическая коммуникация, коммуникативная компетентность, коммуникативные технологии.

Kochergina Olga

Taganrog, Russia

PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN THE HIGHER SCHOOL

PECULIARITIES

The article is devoted to one of the most important problems of modern higher education. Specific character of pedagogical communication and its communicative part as a necessary condition of successful professional work of a high school pedagogue is based. The article is aimed to the university lecturers.

Key words: communication, pedagogical communication, communicative competence, communicative technologies.

© Кочергина О. A., 2015

При рассмотрении специфики профессиональной деятельности педагога особое внимание следует уделять межличностным отношениям участников образовательного процесса, учитывая информационную основу их построения. Это особенно актуально для студентов педагогических вузов, так как реализовать идеи реформирования образования в России, совмещая традиции и инновации, смогут только специалисты, соответствующие требованиям, предъявляемым к современному педагогу.

Основная функция педагогического вуза - формирование личности будущего учителя. Преподаватель высшей школы оказывает значительное влияние на профессиональную компетентность будущих учителей на всех этапах обучения. Осуществляя образовательную деятельность, он должен демонстрировать общую культуру поведения, в частности, общения и коммуникации, студен-там,которые затем будут реализовывать свою коммуникативную культуру в профессиональной деятельности, общаясь с участниками образовательного процесса в школе. Следует отметить, что именно преподаватель высшей школы должен понимать последствия некорректной организации педагогического общения и сложности решения проблем коммуникации.

Приведем примеры высказываний студентов педагогического вуза о деятельности преподавателя. «Педагог должен уметь выслушать, дать совет, при этом учесть мнение каждого студента». «Педагог в вузе должен справиться со сложной задачей общения, кроме того он обязан учитывать мнение студента; преподавателю регулярно приходится выступать перед большим количеством студентов, имеющих разнообразные мнения, решая возникающие конфликты. Ему надо непринужденно общаться со студентами, с коллегами и вообще со всеми людьми. Он должен эмоционально воздействовать на студентов». «Педагог - это не только транслятор знаний, это человек, который становится организатором развивающего и воспитывающего пространства. Он включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные отношения с теми, с кем его сталкивает жизнь и работа». Данные высказывания

подтверждают значимость личности преподавателя высшей школы и его роль в организации общения в процессе подготовки будущих специалистов.

Среди качеств, которыми должен обладать современный преподаватель высшей школы, особое значение имеют те, которые оказывают влияние на профессиональную и коммуникативную компетентность студентов. В частно-сти,на достижение их взаимопонимания в процессе педагогического общения, поддержание целесообразных отношений, повышение культуры общения, так как именно педагогическое общение является основой профессиональной деятельности вузовского преподавателя. Кроме того, такие личностные качества, как вежливость, доброжелательность, умение выслушать и понять собеседника, быть готовым помочь ему, используя вербальные и невербальные средства, оказывают влияние на студентов, мобилизуя их внутренние творческие силы на активизацию саморазвития, что способствует сознательному личностному росту будущих учителей.

Образовательный процесс в высшем учебном заведении станетнаиболее результативным в том случае, если в ходе подготовки специалистов особое внимание будет уделяться системе взаимоотношений преподавателей и студентов на протяжении всего процесса обучения. Высшее учебное заведение отличается от школы содержанием, методами и формами обучения и воспитания, системой отношений между участниками образовательного процесса.Студент, поступивший в вуз, проходит этап адаптации к новым условиям, формам учебной деятельности и контроля, социальному статусу. Включение студента в процесс освоения профессиональной деятельности с самого начала его обучения в вузе должно стать обязательным условием.

Именно преподаватель должен быть инициатором общения, уметь организовывать и управлять им при помощи практического инструментария. Общение является ключевым понятием в педагогическом процессе и отличается своей спецификой и потенциалом. Проблемами педагогического общения занимались А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, В. Я. Ляудис, А. В. Мудрик и другие. Наиболее актуальным является подход к педагогическому

общению как к взаимодействию сторон, их сотрудничеству, предполагающему конструктивные варианты решения возникающих проблем, позволяющему максимально использовать возможности речевой коммуникации, строить отношения на условиях партнерства, создавать положительно-эмоциональный психологический климат, доброжелательную образовательную среду. Воздействие преподавателя в процессе многостороннего педагогического общения характеризуется как сложная система отношений, представленная широким спектром участников. От его коммуникативной компетентности в общении зависит результативность установления контактов с другими людьми, эффективность решения различных проблем.

И. А. Зимняя отмечает, что педагогическое общение есть «форма учебного взаимодействия», «личностно и социально ориентированное взаимодействие». Оно «одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств» [Зимняя, 2002, с. 332]. Содержанием такого общения является оптимизация процессов обучения и воспитания, обмен информацией, организация совместной деятельности преподавателя и студента и др. Педагог выступает инициатором этих действий, организует, управляет, корректирует их.

В зависимости от степени внутренней включенности участников в ситуацию педагогического взаимодействия оно осуществляется на разных уровнях: на уровне коммуникации происходит целенаправленный обмен сведениями; на уровне общения - межличностный диалог, на уровне события проявляется духовное единение.

В настоящее время понятие «коммуникация» имеет три основные интерпретации: 1) рассматривается как средство связи любых объектов материального и духовного мира, то есть как определенная структура; 2) как общение, в процессе которого люди обмениваются информацией; 3) как передача и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты [Шарков, 2004, с. 17].

Коммуникация в широком смысле определяется как система, в которой осуществляется взаимодействие; как способ общения, позволяющий создавать, передавать, принимать и обрабатывать информацию; как специфический обмен осмысленной информацией; как процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.

На основе определенных признаков выделяют различные подходы к типологии коммуникаций:

- по масштабности процесса и массовости вовлекаемых в него лицопреде-ляют массовую, среднего уровня, локальную, внутригрупповую, межгрупповую, межличностную, внутриличностную коммуникации;

- по способу установления и поддержания контактавыделяют непосредственные (прямые) и опосредованные (дистанционные) коммуникации;

- по инициативности коммуникаторов коммуникации бывают активными и пассивными;

- по степени организованностикоммуникации бывают случайными и неслучайными (организованными);

- в зависимости от направленности потока информациикоммуникации делятся на горизонтальные, которые осуществляются между членами группы, имеющими равный статус, и вертикальные, происходящие между субъектами коммуникации, находящимися в подчиненных отношениях;

- в зависимости от используемых знаковых систем выделяют вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) коммуникации, взаимосвязанные и дополняющие друг друга, при помощи которых информация становится более многоплановой, усиливается или ослабляется речевое воздействие коммуникаторов, выявляются намерения участников коммуникации.

В процессе педагогического взаимодействия формируются коммуникативные отношения, которые имеют свою специфику. Педагогические отношения характеризуются следующим образом:

1. Осознание и принятие участниками своей позиции в системе «учительства - ученичества». (Эффект «оборачиваемости» этих позиций в рамках гума-

нистической педагогики проявляется в готовности педагога учиться и субъективности позиции учащегося).

2. Понимание человека как ценности и цели педагогической деятельности, но не как ее средства.

3. Профессиональная установка на работу с человеческими свойствами и разнообразными проявлениями человеческой природы.

4. Готовность участников педагогического взаимодействия к взаимоизменению.

5. Наличие предметного содержания, имеющего образовательный смысл, как основы для педагогического взаимодействия [Колесникова, 2007, с. 27].

По мнению И. А. Колесниковой, педагогическая коммуникацияпредставля-ет собой информационное взаимодействие субъектов образовательного процесса, имеющее педагогические содержание и смысл. Именно такая коммуникация при помощи различных знаковых систем способствует передаче информации, необходимой в образовательном процессе. Следует отметить, что коммуникация обеспечивает формирование информационной основы педагогического взаимодействия.

Освоение специфики коммуникативного аспекта в общении - обязательное условие результативной деятельности педагога. Коммуникативная направленность в общении преподавателя и студента предполагает диалог субъектов образовательного процесса, способствующий взаимообогащению и взаиморазвитию их отношений.Преподаватель вуза играет значительную роль в раскрытии коммуникативного потенциала будущего учителя, то есть возможностей, которые и определяют качество его общения.

Важной целью и основной функцией современной коммуникации становится объединение людей на основе общности доступа необходимой информации. Осуществляется не просто трансляция информации в одном направлении, не только воздействие, а взаимодействие. Педагогическое общение, предполагающее обмен учебной и иной информацией, наполняет ее человеческими смыс-

лами и ценностями. Таким образом, по мнению специалистов, педагогическое общение имеет коммуникативную основу.

Вузовское педагогическое общение сочетает в себе взаимоотношения типа «ведущий-ведомый» и взаимоотношения типа «сотрудничество обучающего и обучаемого». Без признания преподавателем партнерства, сотрудничества, дву-сторонности и диалогичности построения отношений со студентамисложно активизировать их самостоятельную работу ,привить интерес к профессии, воспитать профессиональную направленность личности в целом.

Преподаватели педагогического вуза должны выстраивать свои отношения со студентами, опираясь на такие позиции, как:

- формирование чувства коллегиальности, профессиональной общности студентов и преподавателей;

- ориентирование педагогического общенияна взрослых людейс развитым самосознанием и профессиональной направленностью;

- использование профессионального и личностного интереса студентовкак основы учебной, воспитательной и научной работы;

- создание коммуникативной среды, отличающейся благоприятным психологическим климатом во всех подразделениях вуза и способствующей развитию потенциала студентов.

Особые требования предъявляются к этико-психологической основе взаимодействия педагога и студентов, которое складывается постепенно. Это зависит от педагогической направленности личности преподавателя, его творческой индивидуальности, социального и учебного опыта студентов, традиций учебного заведения и т.д. Готовность преподавателя вуза стать на место студента, понять причины сложностей взаимоотношений и найти способы их преодоления, создать условия для личностного и профессионального роста - все это способствует формированию у студента педагогической позиции, развитию его внутренней профессиональной мотивации, подготавливает его к рефлексии личностного и профессионального поведения, ориентирует на диалогическую форму общения.

Педагогическое взаимодействие должно быть систематическим и непрерывным, так как сочетание научной и педагогической деятельности является основополагающим в социально-психологической структуре педагогического общения, результатом чего должно статькоммуникативное пространствосов-местной познавательно-интеллектуальной деятельности преподавателя и студента.

Этому способствуют различные направления организации взаимодействия со студентами:

- включение их в учебно-воспитательную деятельность;

- организация совместного общения в работе с различными учреждениями (участие в заседаниях кафедры, конференциях, публичных лекциях, выступления в печати и др.);

- совместная научно-исследовательская работа;

- неформальные отношения, беседы, дискуссии на различные темы;

- участие преподавателей в организации студенческого досуга;

- привлечение студентов к совместной научной, творческой, благотворительной деятельности.

Таким образом, оценивая роль педагогического общения и определяя его специфику в вузе, можно сделать вывод о том, что преподаватель, постоянно включенный в процесс разнообразных взаимоотношений, должен создавать условия для успешной педагогической коммуникации, быть ориентированным на организацию совместной деятельности со студентами, использовать различные методы и технологии развития их коммуникативной компетентности, обладать высокой профессиональной и коммуникативной культурой, способствующей созданию целостной системы подготовки будущего учителя.

Библиографический список

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя.2-е изд.,доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.

2. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова / под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский цент «Академия», 2007. 336 с.

3. Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс):учебник. 2-е изд. М.: «РИП-Холдинг», 2004. 246 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.