-т
SCIENCE TIME
ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Беспальчая Анжела Викторовна, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30, г. Армавира Краснодарского края
E-mail: [email protected]
Аннотация. «Что такое патриотизм»? в разные времена ответ на этот вопрос пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как "преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу". Г.Бакланов писал, что это "...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство". Так же патриотизм включает чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантному отношению к другим людям.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, методология, нравственное поведение.
Многие ученые считают, что кризис происходит в душах людей. Поэтому одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания детей. Общая цель патриотического воспитания, по мнению Г.К.Селевко - воспитать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за свою Отчизну. Патриотизм появляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно в духовно нравственной сфере жизни. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками взрослых отсюда и детей. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается [2].
Академик Д. С. Лихачев говорил: "Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого- с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно
расширять, эту любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству"
Старинная мудрость напоминает нам "Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего". Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социальной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и не заметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова [1].
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу
Взрослый (педагог и родители) должны учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу, а значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.
Методы и приемы патриотического воспитания, используемые в воспитании могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника:
- экскурсии и целевые прогулки (экскурсии в краеведческий музей, парк славы, к мемориалу вечного огня, знаменитые улицы города и т.д.);
- рассказы и беседы;
- наблюдения;
- показ иллюстраций, фото, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, края, города, исполнение песен народного хора и др.);
- исполнение фольклорных произведений;
- знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов;
- ознакомление с народным творчеством;
- организация тематических выставок (совместная работа родителей и детей);
- участие в общественных праздниках;
- участие в посильном общественно полезном труде;
- игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые;
- встречи с интересными людьми [3].
Участие детей во всех этих мероприятиях конечно способствует
SCIENCE TIME
расширению кругозора, повышению познавательной активности, чувства гордости за свой город и его жителей. Участие способствует и положительной направленности поведения, проявляющейся в усвоенных нормах и правилах поведения в дошкольном учреждении, общественных местах; сплочению родителей и детей; формированию доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками. Эти чувства будут сопровождать наших детей всю жизнь.
Литература:
1. Белоганов В. А. Патриотическое воспитание молодежи: организационно -методические основы. Чита, 2010. 180 с.
2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. 169 с.
3. Царковская М.Ч. Дошкольное детство. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2010, 114 с.