Научная статья на тему 'Особенности "пакетного" рассмотрения и принятия законов и иных нормативных правовых актов в Республике Казахстан'

Особенности "пакетного" рассмотрения и принятия законов и иных нормативных правовых актов в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
327
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ПАКЕТНЫЙ» ПРИНЦИП / ПАКЕТНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ / ЗА-КОНОТВОРЧЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РИСКИ / ПЛАНИ-РОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СТАБИЛЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКОНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Конусова Венера Тулеутаевна, Сабиров Камал Канаткалиевич, Лямбекова Арман Каиргельдиновна

В статье проанализирован «пакетный» принцип рассмотрения и приня-тия законодательных и иных нормативных правовых актов.Вопрос совершенствования законотворческого процесса актуален в свете интенсив-ных социально-экономических преобразований, требующих адекватного и качественного законодательного регламентирования. Важность, затронутой в статье проблематики подчеркнута в Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства, где в качестве одного из приоритетов определен механизм быстрой, отла-женной разработки, рассмотрения и принятия законов.Основной целью, представленной вниманию читателей статьи, является рассмотре-ние возможности использования «пакетного» принципа в законотворчестве. В статье обращается внимание на теоретические разработки в этой сфере, а также приводится обзор зарубежного опыта. Особое внимание уделено опыту Республики Беларусь, где при-няты Методические рекомендации по применению пакетного принципа подготовки и при-нятия проектов нормативных правовых актов.Обращаясь к опыту Казахстана, в статье приведены отельные примеры фрагментар-ного применения «пакетного» принципа в законотворчестве. Рассматривая перспективу внедрения «пакетного» принципа в законотворчестве авторы выделяют возможные риски его реализации с учетом специфики законотворческого процесса Казахстан. К числу та-ких рисков отнесены: проблемы планирования, затягивание сроков разработки, опасность принятия «непопулярных» законов и сроки принятия. Результаты исследования могут быть восприняты для усовершенствования законо-творческого процесса Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Конусова Венера Тулеутаевна, Сабиров Камал Канаткалиевич, Лямбекова Арман Каиргельдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности "пакетного" рассмотрения и принятия законов и иных нормативных правовых актов в Республике Казахстан»

УДК 340.136

ОСОБЕННОСТИ «ПАКЕТНОГО» РАССМОТРЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Конусова Венера Тулеутаевна

Начальник отдела гражданского, гражданско-процессуального

и исполнительного производства Института законодательства Республики Казахстан, к.ю.н. г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: konussova@mail.ru

Сабиров Камал Канаткалиевич

Научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального и исполнительного производства Института законодательства Республики Казахстан, магистр юридических наук, г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: sabirov.k@gmail.com

Лямбекова Арман Каиргельдиновна

Научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального и исполнительного производства Института законодательства Республики Казахстан, магистр юридических наук, г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: dream_14_02@mail.ru

Ключевые слова: «пакетный» принцип; пакетное рассмотрение законопроектов; законотворчество; гражданское право; законодательство; законодательные риски; планирование и прогнозирование; стабильность законодательства; эффективность закона.

Аннотация. В статье проанализирован «пакетный» принцип рассмотрения и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов.

Вопрос совершенствования законотворческого процесса актуален в свете интенсивных социально-экономических преобразований, требующих адекватного и качественного законодательного регламентирования. Важность, затронутой в статье проблематики подчеркнута в Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства, где в качестве одного из приоритетов определен механизм быстрой, отлаженной разработки, рассмотрения и принятия законов.

Основной целью, представленной вниманию читателей статьи, является рассмотрение возможности использования «пакетного» принципа в законотворчестве. В статье обращается внимание на теоретические разработки в этой сфере, а также приводится обзор зарубежного опыта. Особое внимание уделено опыту Республики Беларусь, где приняты Методические рекомендации по применению пакетного принципа подготовки и принятия проектов нормативных правовых актов.

Обращаясь к опыту Казахстана, в статье приведены отельные примеры фрагментарного применения «пакетного» принципа в законотворчестве. Рассматривая перспективу внедрения «пакетного» принципа в законотворчестве авторы выделяют возможные риски его реализации с учетом специфики законотворческого процесса Казахстан. К числу таких рисков отнесены: проблемы планирования, затягивание сроков разработки, опасность принятия «непопулярных» законов и сроки принятия.

Результаты исследования могут быть восприняты для усовершенствования законотворческого процесса Республики Казахстан.

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА ЗАЦДАР МЕН ЭЗГЕ ДЕ НОРМАТИВТ1К ;¥;ЬЩТЬЩ АКТ1ЛЕРД1 «ТОПТАМАЛЬЩ» КАРАУ МЕН КАБЫЛДАУДЫЦ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1

Венера Телеутай^ызы Коныс

Казацстан Республикасыныц Зацнама институты азаматтыц,

азаматтыц w жYргiзу зацнамасы жэне атцарушылыц iс ЖYргiзу бвлiмiнiц бастыгы, з.г.к. Астана ц., Казахстан Республикасы; e-mail: konussova@mail.ru

Камал Канаткали^лы Сабиров

Казацстан Республикасыныц Зацнама институты азаматтыц, азаматтыц w ЖYргiзу зацнамасы жэне атцарушылыц к ЖYргiзу бвлiмiнiц зылыми цызметкерi, зац зылымдарыныц магистрi; Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail: sabirov.k@gmail.com

Арман ^айыргелдщызы Лямбекова

Казацстан Республикасыныц Зацнама институты азаматтъщ, азаматтыц ic ЖYргiзу зацнамасы жэне атцарушылыц ic ЖYргiзу бeлiмiнiц зылыми yurnemKepi, зац зылымдарыныц магиcmpi; Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail: dream_14_02@mail.ru

TYÜiH свздер: «топтамалыц» цагида; зац жобаларын топтамалыц царастыру; зац шыгармашылыгы; азаматтыц цуцыц; зацнама; зацнамалыц тэуекел; жоспарлау жэне бол-жамдау; зацнамалыц турацтылыц; зацныц тшмдыт.

Аннотация. Мацалада зацнамалыц жэне езге де нормативтт цуцыцтыц актыерд1 царау жэне цабылдаудыц «топтамалыц» цагидасы талданды.

Зац шыгару удершн жетглдгру мэселес дэлме-дэл жэне сапалы зацнамалыц регламенттеуд1 талап ететт царцынды элеуметтт-экономикалыц цайта цурулар аясында езектг болып табылады. Мацалада цозгалган мэселелертщ мацыздылыгы «Казацстан-2050» стратегиясында: «цалыптасцан мемлекеттщ жаца саяси багыты, онда басымдыцтарыныц бгрг реттде зацдарды жылдам, утымды жобалау, царау жэне цабылдау тетт айцындалган» деп атап ет1лд1.

Оцырман назарына усынылган мацаланыц басты мацсаты зац шыгармашылыцта «топтамалыц» цагидасын пайдалану мумктдтн царастыру болып табылады. Мацалада осы саладагы теориялыц эз1рлемелерге назар аударылады, сондай-ац шетелдт тэж1рибенщ шолуы келт1ршед1. Ерекше назар нормативтт цуцыцтыц актшердщ жобаларын цабылдау жэне эдгстемелж усынымдарды цолдану бойынша топтамалыц цагидасын дайындауды цабылдаган Беларусь Республикасыныц тэж1рибес1не аударылды.

Казацстанныц тэж1рибес1не суйене отырып, зац шыгармашылыцта «топтамалыц» цагидасын узгндг реттде цолданудыц жекелеген мысалдары мацалада келт1р1лген. Зац шыгармашылыцца «топтамалыц» цагидасын енг1зу келешегт царап, авторлар Казацстан зац шыгармашылыц процеснц ерекшелтн ескере, оны гске асырудыц мумкгн тэуекелдерт белт царайды. Мундай тэуекелдердщ цатарына жоспарлау мэселелер1, дамыту уацытын созу, «танылмаган» зацдарды цабылдау цаут жэне цабылдау мерз1м1 жатады.

Зерттеу нэтижелер1 Казацстан Республикасыныц зац шыгармашылыц процест жацсарту ушгн цабылдануы мумкгн.

SOME FEATURES OF THE «PACKAGE» PRINCIPLE OF CONSIDERATION AND ADOPTION OF LAWS AND OTHER LEGAL ACTS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Konussova, Venera T.

Head of civil, civil procedural legislation and executive proceedings department of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, Candidate of legal sciences, Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: konussova@mail.ru

Sabirov, Kamal K.

Researcher of civil, civil procedural legislation and executive proceedings department of the SI «Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan», Master of legal sciences; Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: sabirov.k@gmail.com

Lyambekova, Arman K.

Researcher of civil, civil procedural legislation and executive proceedings department of the SI «Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan», Master of legal sciences; Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: dream_14_02@mail.ru

Keywords: «package» principle of lawmaking; «package» principle in the adoption of laws; legislative drafting; civil law; legislation; legislative risks; planning and forecasting; legal stability; effectiveness of law.

Abstract. The article describes the practices and characteristics of the «package» principle in drafting and adoption of laws and other legal acts.

The issue of improving the legislative process is relevant in the light of the extensive social and economic reforms that require adequate and quality legislative regulation. The issue highlighted in the article is important in the light of the «Kazakhstan-2050» Strategy: a new policy of the

established state. One of the priorities of this strategy is to define a new mechanism for fast, streamlining development, review and adoption of laws.

The main purpose of the presented article is to examine the possibility of«package» principle in lawmaking. The article draws attention to the theoretical developments in this area, as well as an overview of international experience. Particular attention is paid to the experience of the Republic of Belarus, which adopted Guidelines on the application of the principle of package preparation and adoption of draft regulations.

Referring to the experience of the Republic ofKazakhstan article contains examples of «package» principle in the adoption of laws. Considering the prospect of the introduction of a «package» principle in legislation system of the Republic ofKazakhstan and taking into account the specifics ofKazakhstan's legislative process the authors identify possible risks of its implementation. These risks include: planning problems, delays in development time, risk of adoption of the «unpopular» laws and the terms of acceptance.

The results can be taken into account in improving process of the legislation of the Republic of Kazakhstan.

Вопрос совершенствования законотворческого процесса весьма значим для обеспечения качественной проработки законопроектов и подготовки наиболее совершенных законодательных актов. В связи с масштабными правовыми реформами и задачами, поставленными Лидером Нации в свете реализации Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства, особую важность приобретает механизм быстрой и отлаженной разработки, рассмотрения и принятия законов.

В свете происходящих политико-правовых преобразований весьма важно продолжать поиск путей совершенствования законотворческого процесса с учетом наиболее эффективных методик.

Так, одним из актуальных и наиболее обсуждаемых в разных странах является вопрос о необходимости законодательного закрепления «пакетного» принципа принятия и рассмотрения законодательных актов.

Данное правовое явление является новым для нашего государства. В этой связи вопрос о необходимости законодательного закрепления «пакетного» принципа принятия законов в Республике Казахстан требует детального анализа. Полагаем, что внедрение пакетного принципа в казахстанскую практику позволит сократить количество самих законопроектов, время работы над ними, а также сэкономит большое количество финансовых и трудовых ресурсов.

В Республике Казахстан отсутствует практический опыт и законодательное закрепление принципа «пакетного» рассмотрения и принятия нормативных правовых актов.

Однако необходимость пакетного рассмотрения законодательных актов поднималась в трудах ученых-юристов. Так, еще в 2000 году бывший Председатель Конституционного Совета Республики Казахстан (1996-2000) Ким Ю.А. высказывался о необходимости применения в законотворческом

процессе «пакетного» принципа рассмотрения законопроектов. В частности, им было отмечено, что законы, которые требуют для реализации принятия подзаконных нормативных актов, не должны вводиться в действие до тех пор, пока они не будут подготовлены [1].

В 2006 году профессор Е.М. Абайдельди-нов высказывался о необходимости применения «пакетного» принципа законотворчества, когда одновременно с законопроектом представляются все другие нормативные правовые акты, необходимы для его реализации [2].

Позже в 2014 году Б.К. Омарова выразила приверженность аналогичной позиции о необходимости обеспечить согласованность отраслей и комплексов законодательства между собой, выраженную в «пакетном» принципе подготовки законов [3].

Таким образом, ученые-юристы поднимали вопрос о «пакетном» принципе законотворчества в части пакетного рассмотрения законопроектов, сопутствующих законопроектов и подзаконных актов.

Одно из наиболее поздних упоминаний о комплексном подходе к законотворчеству приведено в статье Ж.У. Тлембаевой «Концептуальные подходы к законотворчеству и систематизации законодательства академика М.Т. Баймаханова», опубликованной в 2016 году. В статье автор, выделяя ряд важнейших выводов академика М.Т. Баймаханова, подчеркивает значимость комплексного подхода к законотворчеству [4].

Следует отметить, что в настоящее время в Республике Казахстан существует практика подготовки и принятия вместе с проектом нормативного правового акта «основного вида», сопутствующего закона, если для реализации норм права готовящегося проекта законодательного акта Республики Казахстан, нормативного правового указа Президента Республики Казахстан, нормативного

правового постановления Правительства Республики Казахстан, необходимо внести изменения и (или) дополнения в нормативные правовые акты одного или нижестоящего уровня (п.7 ст. 18 Закона РК «О правовых актах»). Однако говорить полноценном применении принципа «пакетной» разработки и принятия законов, то есть совместной работы над законами, затрагивающими одну сферу общественных отношений, либо имеющих сходную цель принятия, - нельзя. Между тем, в международной практике данный принцип успешно применяется.

Обращаясь к зарубежному опыту следует отметить, что в июле 2016 года в Российской Федерации был принят, так называемый «пакет Яровой», который состоял из двух законов: Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» и Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Оба закона являются самостоятельными законами, так, первый закон дополнил уголовный кодекс России тремя новыми составами преступления, а второй закон обязал операторов связи хранить звонки и сообщения абонентов за период, определяемый Правительством Российской Федерации. Однако в связи с общей целью принятия (антитеррористическая направленность), они разрабатывались и рассматривались единым «пакетом».

Необходимость пакетного принятия поправок в системообразующие законы нередко становилась предметом дискуссии в Российской Федерации. В частности, в декабре 2013 года председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству, профессор Владимир Плигин предложил использовать в законотворческой практике пакетное принятие поправок1.

Ранее В. Плигин совместно с членом Совета Федерации, профессором А.А. Кли-шасом поднимали этот вопрос, указывая на необходимость регламентного определения круга нормативных правовых актов, поправ-

ки к которым должны принимать в пакетном режиме, причем не чаще одного раза в сессию. К числу таких нормативных правовых актов было предложено отнести все кодексы, а также законы системообразующего характера. Эта инициатива была поддержана ведущими юристами РФ, профессорами: В.Б. Исаковым, В.В. Лазаревым, А.Е. Постниковым [5]. Идея не получила законодательного закрепления.

Рассмотреть эффективность данного принципа можно и на примере Проекта Плана законопроектных работ на 2017 год. На сегодняшний день Министерством национальной экономики разработана Концепция проекта Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет и таможенном регулировании» (Налогово-таможенный кодекс)2.

Данной Концепцией предусматривается необходимость одновременного приведения 84 законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом. В данном перечне предусматривается внесение поправок в ряд важнейших законодательных актов - Гражданский кодекс, Экологический кодекс, Таможенный кодекс, Земельный кодекс, Лесной кодекс, Бюджетный кодекс, Закон «О государственных закупках», в Закон «О недрах и недропользовании», Закон «О естественных монополиях и регулируемых рынках» и т.д.

Концепция проекта Кодекса «О недрах и недропользовании»3, предусматривает перечень законодательных актов во многом аналогичный Концепции проекта Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет и таможенном регулировании».

Вместе с тем проект Плана законопроектных работ на 2017 год также предусматривает разработку Закона «О естественных монополиях» (в новой редакции) (разработчик - МНЭ, с примерным сроком внесения в правительство - март, в Мажилис - май месяцы) и разработку Кодекса «О недрах и недропользовании» (разработчик - МИР, данный кодекс планируется внести в Правительство июле, в Мажилис в сентябре).

В этой связи считаем, что требуют пересмотра существующие подходы к организации формирования Планов законопроектных работ.

Для достижения более эффективного рассмотрения законопроектов, полагаем це-

1 Официальный сайт партии ЕДИНАЯ РОССИЯ https://er.ru/news/109239/

2 Официальный интернет-ресурс Министерства национальной экономики РК http://economy.gov.kz/ru/ ministerstvo/detail.php?ELEMENTJD=69358&sphrase_id=15006969

3 Официальный интернет-ресурс Министерства по инвестициям и развитию РК http://mid.gov.kz/ru/ pages/koncepciya-proekta-kodeksa-respubliki-kazahstan-o-nedrah-i-nedropolzovanii

лесообразным предусмотреть внесение указанных проектов законодательных актов в Правительство и Парламент путем пакетного принципа.

Обратимся к опыту Республики Беларусь, где «пакетный» принцип успешно интегрирован в правовую систему.

В пункте 19 Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь утвержденной Указом Президента РБ от 10.04.2002 г. №205, указывается о необходимости «пакетного» принципа подготовки нормативных правовых актов, который заключается в одновременной разработке и принятии комплекса (пакета) нормативных правовых актов, регламентирующих конкретные общественные отношения.

В рамках реализации данного принципа директором Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, являющегося центральным государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов правовых актов4, были утверждены Методические рекомендации по применению пакетного принципа подготовки и принятия проектов нормативных правовых актов, от 10 августа 2006 года, №33.

Согласно данным рекомендациям при разработке и согласовании государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов работники Национального центра законопроектной деятельности должны изучать возможность применения «пакетного» принципа в отношении проектов законов и иных законодательных актов, предлагаемых для включения в государственные программы, ежегодные планы подготовки законопроектов.

При этом, как было указано выше, решение о подготовке «пакета» проектов принимается в случае, если проектом основного закона предполагается урегулировать общественные отношения, ранее не урегулированные, либо существенно изменить действующее правовое регулирование общественных отношений, либо если для обеспечения действия норм проекта основного закона необходимо подготовить проекты новых законов и (или) дополнить, признать утратившими силу другие законы.

Рассматривая перспективу применения «пакетного» принципа в законотворчестве следует учитывать возможность возникновения некоторых рисков, к которым, по нашему мнению, можно отнести следующие:

1. Проблемы планирования. Пакетное рассмотрение нормативных правовых актов,

требует организации процедуры планирования. Могут возникнуть сложности на стадии разработки концепций и проектов нормативных правовых актов и распределения законопроектов по группам («пакетам»). К тому же применение пакетного распределения законопроектов лишь в рамках плана законопроектных работ принимаемого на год - проблематично, так как многие реформы могут занять период в несколько лет.

2. Сроки разработки. В настоящее время на разработку и внесение законопроектов в Парламент устанавливаются сроки. Так, согласно пп. 2) п. 7 ст. 16 закона РК «О правовых актах» текущие планы законопроектных работ Правительства Республики Казахстан должны содержать сроки разработки проекта закона и представления его в Парламент Республики Казахстан. Пакетное рассмотрение законопроектов, несомненно, увеличит сроки их разработки.

Разработанные проекты нормативных правовых актов, не будут вноситься в Парламент, дожидаясь разработки других нормативных правовых актов, идущих с ними в одном «пакете». К тому же, учитывая, что законопроекты перед их внесение в Парламент должны получить положительное заключение Правительства, может возникнуть риск того, что разные законопроекты, идущие в одном «пакете» могут получить различное заключение. В отдельных случаях это может вызвать сложности с принятием срочных законопроектов, которые из-за «пакетного» дополнения будут отложены на значительный срок. Поэтому необходимо увеличить сроки разработки концепций законопроектов, идущих единым «пакетом», так как за короткий период времени разработчики не могут учесть всех проблемных вопросов, возникающих в процессе работы над самим законопроектом.

3. Опасность принятия «непопулярных» законов. Внесение законопроектов в Парламент одним «пакетом» может вызвать сложности с анализом представленных проектов. Депутаты и члены рабочей группы могут пропустить непопулярные нормы и/или массово принимать предложенные изменения, не вникая в их суть ввиду большого числа предложенных позиций. Велика вероятность «проглядеть» нормы, могущие вызвать большой общественный резонанс.

Так, во время работы над законами, поступившими в Парламент в рамках Плана Нации «100 конкретных шагов» по причине сжатости сроков не был произведен надлежащий анализ отдельных норм Закона РК

4 О создании Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь / Указ Президента Республики Беларусь 28 июля 1997 г. N 407

«О внесении изменений и дополнений в Земельный Кодекс Республики Казахстан», вызвавших больших общественных резонанс после его принятия.

4. Сроки принятия. Законопроекты, входящие в Парламент единым пакетом будут рассматриваться вместе, между тем, различные законы требует различных сроков рассмотрения. В конечном итоге большие по объему законы будут приниматься слишком быстро, а принятие небольших законов будет затягиваться. Законодательное закрепление «пакетного» принципа принятия законов, также вызовет сложности с разработкой и принятием срочных законопроектов в рамках реформ Президента Республики Казахстан. Все это, безусловно, скажется на качестве самих проектов нормативных актов.

Также стоит отметить, что частое внесение изменений и дополнений в законодательные акты может свидетельствовать об отсутствии единого подхода к планированию законотворческой деятельности. Как отмечают российские правоведы, новеллы в законодательстве могут быть признаками просчетов в правотворческой политике, при-

водящими к несоответствию содержания нормативных правовых актов целям и задачам, поставленным правотворческим органом [6, с.133].

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос планирования законопроектных работ. Данный вопрос поднимался еще в 1999 году в монографии С.А. Табано-ва, которым рассматривались проблемные аспекты правотворческой деятельности, в том числе и вопросы планирования и прогнозирования законодательных актов [7]. Данные вопросы также поднимались в 2003 году и в диссертации А.Р. Тойжановой [8].

Таким образом, учитывая что «пакетный» принцип применяется к нормативным правовым актам, носящим системообразующий характер, целесообразно реализовывать его на долгосрочную перспективу, в рамках Концептуального плана законотворческой работы. К моменту работы над Планом законопроектных работ на год, государственные органы уже должны иметь представление о применении «пакетного» принципа в отношении тех или иных законопроектов.

Литература

1. Ким Ю. Роль Конституции Республики Казахстан как Основного Закона в обеспечении законности и правопорядка//Правовая реформа в Казахстане. №1(5), 2000. С.3-7.

2. Абайдельдинов Е.М. Соотношение международного и национального права Республики Казахстан (проблемы становления приоритетности) / Е.М. Абайдельдинов / Алматы: «Юридическая литература», 2006, - с. 141.

3. Омарова Б.К. Совершенствование законодательства в свете совершенствования Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года https://www.zakon.kz/4622874-sovershenstvovanie-zakonodatelstva-v.html (Дата обращения: 22.12.2016)

4. Тлембаева. Ж.У. Концептуальные подходы к законотворчеству и систематизации законодательства академика М.Т. Баймаханова // Вестник Института законодательства РК. -2016.-№4 (45).-С. 25-35.

5. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации / Отчет, подготовленный в соответствии с решением Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации от 25 апреля 2013 года / Ответ. ред.: A.A. Клишас, В.Н. Плигин.

6. Юридическая техника: учебное пособие по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов органами исполнительной власти / Ин-т законодательства и сравн. Правоведения при Правительстве Российской Федерации: под ред. член-корр. Т.Я. Хабриевой, проф. НА. Власенко. - М.: Эксмо, 2010. - 272 с.

7. Табанов СА. Совершенствование законодательства: теория и опыт Республики Казахстан. Aлматы. 1999.

8. Тойжанова A.R Эффективность законотворческого процесса в Республике Казахстан: вопросы теории и практики. Aвтореф. дисс... канд. юрид. наук. Aлматы. 2003.

References

1. Kim Yu. Rol Konstitutsii Respubliki Kazahstan kak Osnovnogo Zakona v obespechenii zakonnosti i pravoporyadka//Pravovaya reforma v Kazahstane. #1(5), 2000. S.3-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Abaydeldinov E.M. Sootnoshenie mezhdunarodnogo i natsionalnogo prava Respubliki Kazahstan (problemyi stanovleniya prioritetnosti) / E.M. Abaydeldinov / Almatyi: «Yuridicheskaya literatura», 2006, - s. 141.

3. Omarova B.K., Sovershenstvovanie zakonodatelstva v svete sovershenstvovaniya Zakona Respubliki Kazahstan «O normativnyih pravovyih aktah» ot 24 marta 1998 goda https://www. zakon.kz/4622874-sovershenstvovanie-zakonodatelstva-v.html (Data obrascheniya: 22.12.2016)

4. Tlembaeva Zh.U., Kontseptualnyie podhodyi k zakonotvorchestvu i sistematizatsii zakonodatelstva akademika M.T. Baymahanova // Vestnik Instituta zakonodatelstva RK. - 2016.-#4 (45).-S. 25-35

5. Rossiyskoe zakonodatelstvo: 20 let razvitiya v rusle novoy Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii / Otchet, podgotovlennyiy v sootvetstvii s resheniem Soveta zakonodateley pri Federalnom Sobranii Rossiyskoy Federatsii ot 25 aprelya 2013 goda / Otvet. Red.: A.A. Klishas, V.N. Pligin.

6. Juridicheskaja tehnika: uchebnoe posobie po podgotovke zakonoproektov i inyh normativnyh pravovyh aktov organami ispolnitel'noj vlasti / In-t zakonodatel'stva i sravn. Pravovedenija pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii: pod red. chlen-korr. T.Ja. Habrievoj, prof. N.A. Vlasenko. -M.: Jeksmo, 2010. - 272 s.

7. Tabanov S.A. Sovershenstvovanie zakonodatel'stva: teorija i opyt Respubliki Kazahstan. Almaty. 1999.

8. Tojzhanova A.R. Jeffektivnost' zakonotvorcheskogo processa v Respublike Kazahstan: voprosy teorii i praktiki. Avtoref. diss... kand. jur nauk. Almaty. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.