Научная статья на тему 'Особенности овладения общими и профессиональными компетенциями студентами педагогического колледжа в процессе обучения'

Особенности овладения общими и профессиональными компетенциями студентами педагогического колледжа в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ / COMPETENCE / GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / PERSONAL POINT OF VIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепенникова Наталья Андреевна, Черная Елена Васильевна

В статье приведена характеристика базовых понятий, используемых в компетентностном подходе. Автор приводит описание примера выполнения практического задания для студентов, полученного в процессе изучения профессионального модуля 02 (ПМ.02) "Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников" (в области научно-познавательной деятельности), составленного преподавателем в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черепенникова Наталья Андреевна, Черная Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES’ ACQUISITION BY STUDENTS OF TEACHERS TRAINING COLLEGE IN THE PROCESS OF EDUCATION

In the article there is given a characteristics of basic concepts which are used in a competence-based approach. The author presents the description of an example of a practical task completion for students, which is obtained in the process of study of a professional module 02 (PM.02) “Organization of extracurricular activities and communication of primary school pupils” (in the field of scientific and educational activity) prepared by a lecturer according to Federal State Educational Standard, specialization 050146 “Teaching in primary school”.

Текст научной работы на тему «Особенности овладения общими и профессиональными компетенциями студентами педагогического колледжа в процессе обучения»

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ОБЩИМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Черепенникова Наталья Андреевна

студент II курса Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета, РФ, г. Южно-Сахалинск

Черная Елена Васильевна преподаватель высшей квалификационной категории, руководитель научно-методического центра Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета, РФ, г. Южно-Сахалинск

E-mail: elena_cherrnaya@mail. ru

PECULIARITIES OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES'

ACQUISITION BY STUDENTS OF TEACHERS TRAINING COLLEGE IN

THE PROCESS OF EDUCATION

Natalia Cherepennikova

2nd year student of Yuzhno-Sakhalinsk Teachers Training College, Sakhalin State

University, Russia Yuzhno-Sakhalinsk

Elena Chernaya

lecturer of Higher Qualification Grade, Head of Research Methodological Center of Yuzhno-Sakhalinsk Teachers Training College, Sakhalin State University, Russia

Yuzhno-Sakhalinsk

АННОТАЦИЯ

В статье приведена характеристика базовых понятий, используемых в компетентностном подходе. Автор приводит описание примера выполнения практического задания для студентов, полученного в процессе изучения профессионального модуля 02 (ПМ.02) "Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников" (в области научно-познавательной деятельности), составленного преподавателем в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.

ABSTRACT

In the article there is given a characteristics of basic concepts which are used in a competence-based approach. The author presents the description of an example of a practical task completion for students, which is obtained in the process of study of a professional module 02 (PM.02) "Organization of extracurricular activities and

communication of primary school pupils" (in the field of scientific and educational activity) prepared by a lecturer according to Federal State Educational Standard, specialization 050146 "Teaching in primary school".

Ключевые слова: Компетентность; общие и профессиональные компетенции; внеурочная деятельность; личностная позиция.

Keywords: competence; general and professional competences; extracurricular activities; personal point of view.

В настоящее время в РФ обучение строится на основе компетентностного подхода, предполагающего формирование у выпускника помимо знаний и умений, опыта практической деятельности уже в период обучения в учебном заведении. Компетентность — это своего рода критерий оценивания знаний, умений и опыта лиц социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем [2].

В число компетенций входят общие и профессиональные компетенции. Под общими компетенциями понимают умения, основанные на знаниях, опыте, ценностях, которые получают во всех типах образовательной практики. Их ещё можно назвать базовыми или ключевыми. А профессиональные компетентности — это связанные с областью деятельности навыки, соответствующие методы и технические приемы, свойственные различным предметным областям.

Бесспорно, личностная позиция студента играет ключевую роль в готовности и способности к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию, что в конечном итоге ведет к формированию компетенций.

Одной из дисциплин, изучаемых студентами второго курса ЮжноСахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета в процессе овладения профессией учителя начальных классов,

является ПМ.02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» (в области научно-познавательной деятельности) [1]

Напомним, что цель внеурочной деятельности состоит в формировании у учащихся своих интересов на основе свободного выбора, усвоении духовно-нравственных ценностей и общекультурных традиций.

Спектр направлений внеурочной деятельности достаточно широк и одним из направлений является научно-познавательное. Естественно, специфика самого направления уже во многом предопределяет активность и продуктивность деятельности студента: он просто не может занимать пассивную позицию, чтобы выполнить учебную программу. Заметим, что работа по подготовке и оформлению данной статьи также направлена на развитие целого ряда компетенций, о которых будет сказано ниже.

Формированию такой позиции и осознанию общественной значимости выбранной профессии педагога помогают специальные упражнения, направленные на самоанализ направленности учебно-профессиональной деятельности. К примеру, на одном из первых практических занятий студентам преподаватель предложил студентам заполнить таблицу, в которой следовало рядом с наименованием той или иной компетенции [2] вписать конкретные виды деятельности для её развития, которые студент должен был выбрать для себя сам. Примеры таких заданий представлены в табл. 1 и 2:

Таблица 1.

Виды деятельности студента для развития общих компетенций в процессе изучения ПМ.02 "Организация внеурочной деятельности и общения

младших школьников" (в области научно-познавательной деятельности)

Код ОК Наименование результата обучения Виды деятельности для развития компетенций Отметка о выполнении

1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Читать профессиональную литературу. Выступать на конференциях. Учиться писать научные статьи.

2. Организовывать собственную деятельность, Самостоятельно выполнять учебные задания. Учиться и самоконтролю в

Код ОК Наименование результата обучения Виды деятельности для развития компетенций Отметка о выполнении

определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество учебной деятельности. Уметь искать и находить нужную информацию. Учиться ценить любой полученный практический опыт работы.

3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях Учиться анализировать потенциально рискованные ситуации (конфликты), оценивать обстановку и выбирать оптимальный вариант решения. Участвовать в деловых играх и отрабатывать навыки принятия решений.

4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Создавать электронный банк данных для конкретного вида внеурочной деятельности. Учиться уверенно использовать средства ИКТ.

5. Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности Учиться грамотно работать в текстовом редакторе (создавать, редактировать, оформлять печатные работы с использованием требований технического регламента). Учиться выполнять проекты в разных программах (Publisher и др.) Учиться использовать современные возможности интернет-ресурсов: создавать сайт, участвовать в интернет-конференциях и т. д.).

6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и Учиться позитивному общению с людьми, стремиться поддерживать позитивные деловые и межличностные отношения.

Код ОК Наименование результата обучения Виды деятельности для развития компетенций Отметка о выполнении

социальными партнерами Учиться вести деловую беседу, переписку с использованием электронных источников. Участвовать в волонтёрской деятельности.

7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса Учиться определять конкретные цели в профессиональной деятельности и ставить пошаговые задачи по её достижению. Участвовать в подготовке, организации и проведении студенческих конкурсов, конференций, чтобы получить опыт их проведения.

8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Выступать с докладами на семинарах, конференциях. Систематически читать профессиональную литературу, самостоятельно пополнять свои теоретические знания, перенимать положительный опыт работающих педагогов. Учиться писать и оформлять научные статьи.

9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий Принимать новое знание, опыт и учиться критически их оценивать. Читать профессиональную литературу. Посещать и участвовать в прведении мастер-классов педагогов.

10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей Уметь оказывать первую медицинскую помощь. Быть готовой преодолевать возможные экстремальные ситуации в рабте с детьми.

11. Строить Изучить основные

Код ОК Наименование результата обучения Виды деятельности для развития компетенций Отметка о выполнении

профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм нормативные документы, требуемые для организации внеурочной работы с детьми

12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) Проявлять гражданскую позицию, участвовать в патриотических мероприятиях.

Таблица 2.

Виды деятельности студента для развития профессиональных компетенций в процессе изучения ПМ.02 "Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников" (в области научно- познавательной деятельности)

Код ПК Наименование результата обучения Виды деятельности для развития компетенций Отметка о выполнении

2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия Научиться предвидеть конечный результат деятельности (цель). Учиться определять пошаговые действия для достижения цели (задачи). Учиться различать процессы постановки цели и задач. Учиться современным технологиям целеполагания, планирования, моделирования, проектирования внеурочной деятельности.

2.2. Проводить внеурочные занятия Учиться подбирать интересное и познавательное содержание материала в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Учиться работать с детским коллективом.

Код ПК Наименование результата обучения Виды деятельности для развития компетенций Отметка о выполнении

2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся Получить теоретические знания о проведении педагогического контроля во внеурочной деятельности. Учиться проводить контроль во внеурочной деятельности на практике, используя различные формы.

2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий Учиться анализировать внеурочные занятия, в том числе, с использованием ИКТ: видео, интернет и др. Регулярно проводить самоанализ деятельности в ходе прохождения производственной практики.

2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников Изучить и апробировать в процессе учебной и производственной практики доступную для заполнения (оформления) документацию: планы и конспекты занятий, грамоты, дипломы и др.

4.1. Выбирать учебно- методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся Учиться грамотно отбирать методические материалы под руководством педагога. Учиться самостоятельно разрабатывать программы по внеурочной деятельности, используя требования нормативных документов и опыт педагогов.

4.2. Создавать в кабинете предметно- Наблюдать, изучать опыт учителей начальных классов

Код ПК

Наименование результата обучения

Виды деятельности для развития компетенций

Отметка о выполнении

развивающую среду

и учиться создавать комфортные условия для занятий в классе в период прохождения

производственной практики.

4.3.

Систематизировать и оценивать

педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения

профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Изучать профессиональную литературу, создавать учебно-методическую копилку полезных источников.

Учиться проводить анализ работы педагогов и оформлять его результаты в процессе прохождения производственной практики. Пробовать писать научные статьи по результатам своих исследований. Учиться самостоятельно находить источники для публикации своих работ.

4.4.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Учиться технологии написания и оформления всех видов исследовательских работ с соблюдением требований нормоконтроля. Публично выступать с результатами своих учебных исследований: на семинарах, конференциях, конкурсах.

4.5.

Участвовать в исследовательской и проектной

деятельности в области

начального

образования

Принимать активное участие в семинарах, конференциях, конкурсах. Учиться проводить исследования, разрабатывать и реализовывать учебные исследовательские проекты.

Следует отметить, что данная работа представляет немалую трудность для студентов, поскольку предполагает самостоятельность, вдумчивость, осознанность, умение прогнозировать, а также критически оценивать свой

стиль учебной деятельности. Вместе с тем собственный опыт показывает, что дальнейшая реализация выбранных видов деятельности позволяет самому студенту отчетливо видеть свои реальные достижения и соотносить их с необходимыми компетенциями.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://window.edu.ru/resource/624/70624/files/373.pdf (дата обращения: 1.04.2014).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm535-1n.pdf (дата обращения: 1.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.