Научная статья на тему 'Особенности оценки стоимости ИТ-компаний'

Особенности оценки стоимости ИТ-компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2439
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / МНОГОПРОФИЛЬНАЯ КОМПАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ / INFORMATION TECHNOLOGY / VALUATION / INTANGIBLE ASSETS / DIVERSIFIED COMPANY / ASSESSMENT FEATURES / IT COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьев Кирилл Андреевич

Рассмотрены проблемы оценки ИТ-компаний, проведен анализ особенностей оценки многопрофильных компаний. Автор выделил принципы оценки ИТ-компании в зависимости от размеров компании и целей оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ESTIMATION OF COST OF IT COMPANIES

The article considers the problems of assessment of it companies, the analysis of the peculiarities of the assessment of the multi-business company. The author devotes the principles of assessment of the it company, depending on the size of the company and assessment purposes

Текст научной работы на тему «Особенности оценки стоимости ИТ-компаний»

2. Официальный сайт украинской версии журнала PC Week http://www.pcweek.ua (дата обращения 03.04.2013).

3. Информационный портал, посвященный ИТ-технологиям http://www.tadviser.ru (дата обращения 09.04.2013).

Кондратьев Кирилл Андреевич, аспирант, kir.msu@gmail.com, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,

Колесников Александр Михайлович, профессор кафедры экономики и финансов, Suai-dep81@yandex.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

TRENDS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE GLOBAL IT MARKET

K.A. Kondratiev, A.M. Kolesnikov

This article analyzes the major trends in the IT market at the present stage, the problems that hinder the development dynamics of the market. The trends highlighted as a problem for the global IT market in general, andfor the IT market of the Russian Federation in particular.

Keywords: IT-market, information technologies, development of the market, tendencies of development, problems of development

Kondratiev Kirill Andreevich, graduate student, kir.msu@gmail.com, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg State University of aerospace instrumentation,

Kolesnikov Alexandr Michailovich, professor of department of economy and finance, Suai-dep81@yandex.ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg State University of aerospace instrumentation

УДК 338

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ИТ-КОМПАНИЙ

К.А. Кондратьев

Рассмотрены проблемы оценки ИТ-компаний, проведен анализ особенностей оценки многопрофильных компаний. Автор выделил принципы оценки ИТ-компании в зависимости от размеров компании и целей оценки.

Ключевые слова: информационные технологии, оценка стоимости, нематериальные активы, многопрофильная компания, особенности оценки

Проблемы оценки стоимости компании возникают в условиях рыночной экономики перед ИТ-компаниями довольно часто, что обусловлено динамикой развития этого рынка. С точки зрения рыночных процессов наиболее частыми случаями оценки стоимости компании являются:

- предоставление акционерам полной и достоверной информации о состоянии компании и ее перспектив развития;

- оценка соответствия рыночной стоимости компании ее реальной стоимости;

- подготовка компании к совершению операций слияния - поглощения.

Рыночную стоимость компании определяет четыре группы факторов:

- финансовые показатели (рентабельность; рост дохода, прибыли до выплаты процентов и налогов; экономическая прибыль и др.);

- внутренняя стоимость компании (дисконтированный денежный поток; стоимость реальных опционов);

- нефинансовые факторы стоимости (рыночная доля; удельные издержки; ценность НИОКР и др.);

- курсовая динамика акций.

На современном этапе в теории оценки стоимости существует ряд проблем, и как справедливо отмечают ученые и специалисты, и ряд вопросов, которые однозначно не решены, основные из которых: определение истинной стоимости, а также время, необходимое для того, чтобы цены к ней приближались.

Поскольку компания может быть монопрофильна и многопрофильна, то в связи с этим в рамках компании могут существовать различные бизнесы, каждый из которых характеризуется своими параметрами, своим жизненным циклом, в этом случае оценка бизнеса необходима для определения перспектив этого бизнеса в дальнейшем в рамках данной компании. Бизнес-единицы в рамках предприятия могут иметь одинаковые бизнесы, но быть территориально разобщенными, что позволяет проводить сравнительную оценку эффективности управления каждой бизнес-единицей. Поскольку одним из основных понятий финансового менеджмента является понятие актива, то оценка активов фирмы является самостоятельной задачей, которая может проводиться на любом уровне. Для ИТ-компаний каждая из указанных составляющих имеет свои особенности, и является более значимой, или менее значимой в силу такого особенного фактора, как виртуальный характер активов, имиджа, которым располагает фирма. При этом оценка стоимости с точки зрения отдельных направлений должна соотноситься с:

а) размерами компании;

б) степенью диверсификации бизнеса;

в) финансовыми результатами деятельности компании;

в) задачами оценки.

Крупная компания, это компания с большими оборотами, и если для реального сектора крупной компании соответствуют большие материальные активы, то для ИТ-компаний, ситуация кардинально меняется. Для ИТ-компаний роль активов в оценке принципиально трансформировано, поскольку для ИТ-компаний материальные активы играют подчиненную, вторичную роль, и на первый план выходят нематериальные активы.

Поскольку вопросы оценки нематериальных активов в целом характеризуются особой сложностью, что связано с тем, что принципы и ал-

горитмы оценки нематериальных активов существенно отличаются от оценки материальных активов.

В целом, растущая компания, как правило, характеризуется диверсификацией бизнеса, появлением новых бизнес-единиц, увеличением активов, в связи с чем, по мере роста компании целесообразно оценивать все ее составляющие.

Таким образом, при оценке стоимости крупной ИТ-компании, необходимо руководствоваться следующими принципами.

1) эффективный менеджмент основывается на умении использовать необходимую информацию;

2) в состав необходимой информации должны быть включены данные о стоимости компании;

3) степень детализации информации об оценке компании и ее составных элементов зависит от степени сложности и уровне диверсификации компании;

4) оценка компании и ее составляющих должна основываться на реальной отчетности, для чего необходим эффективный управленческий учет;

5) оценка должна проводиться регулярно и служить основой для принятия управленческих решений;

6) привлечение аудиторских или консалтинговых компаний для оценки бизнеса целесообразно в случае открытого акционерного общества. При этом это не исключает наличие специалистов в компании, в обязанности которых включена оценка и мониторинг стоимости компании и ее основных направлений;

7) цели оценки могут меняться, в зависимости от изменения стратегии компании или внешних и внутренних факторов;

8) затраты на проведение оценки должны быть увязаны с оценкой общей эффективности деятельности компании, ее бизнес-единиц, подразделений;

9) для каждой компании должны быть свои уникальные методики, основанные на общих методических и теоретических положениях по особенностям оценки ИТ-бизнеса.

Для средних ИТ-компаний также возможны различные бизнесы, создание бизнес единиц, которые могут быть либо однопродуктовыми, либо многопродуктовыми. Особенность оценки стоимости для компаний данного вида будет заключаться в том, что:

1) затраты на проведение оценки должны быть достаточно жестко нормированы;

2) цели оценки в каждый конкретный период должны соответствовать стратегии развития компании.

Для малых ИТ-компаний оценка компании должна отвечать следующим критериям:

1) простота,

2) качество,

3) реальный временной горизонт,

4) оптимальность затрат на проведение оценки.

Таким образом, вне зависимости от размеров ИТ-компании, оценка является необходимым компонентом системы современного финансового менеджмента. При этом необходимо учитывать, что:

1) алгоритм оценки компании, активов, бизнес-единиц, бизнеса в целом основывается для каждой ИТ-компании на общих методологических принципах;

2) при поэлементной оценке стоимость компании не является суммой отдельных стоимостей, в связи с чем, каждый этап оценки базируется на информации, соответствующей структурной задаче.

Следующим важным элементом, который необходимо учитывать, проводя оценку стоимости ИТ-компании, является четкое определение цели оценки, поскольку именно цель определяет:

- направление оценки;

- объем анализируемой информации;

- состав конкретных данных о деятельности компании.

Следующим вопросом, требующим теоретического обоснования,

является вопрос о тех принципах, которыми необходимо руководствоваться, при оценке стоимости ИТ-компаний.

В зависимости от цели оценки необходимо строго придерживаться соответствующих принципов оценки.

Понимая принципы, как определенные выявленные закономерности деятельности в той или иной сфере, разделим принципы оценки в соответствии с основными субъектами оценки:

- принципы, основанные на представлениях собственника;

- принципы, связанные с организацией работы ИТ-компании;

- принципы, обусловленные действием внешней среды.

Рассмотрим отдельно каждую из групп принципов.

Для собственника (собственников), который организовал ИТ-компанию, инвестировал в нее определенные средства, важно, насколько эффективен бизнес в текущем и долгосрочном периоде. Для этой оценки собственник должен оценивать компанию с точки зрения оценки эффективности вложенных средств. Для того, чтобы вывод об эффективности или неэффективности компании основывался не только на финансовой отчетности, которая отражает деятельность прошлых периодов, собственнику необходима оценка рыночной стоимости компании. Учитывая, что стоимость и рыночная цена, как правило, не совпадают, поэтому степень достоверности оценки стоимости компании в любом случае является относительной, в связи с чем, оценка, полученная расчетным путем, если и отклоняется от аналогичных предложений на рынке, то для собственника эта оценка является индикатором, отражающим текущие и будущие возможности компании. Таим образом, первый принцип возможно сформулировать, как достоверность оценки,

что означает, что полученные оценки должны с определенной степенью вероятности соответствовать рыночной цене компании.

Оценка стоимости компании является ориентиром не только для собственника для принятия решения о будущем финансировании компании, о качестве топ-менеджмента, но и может являться ориентиром для рынка, на котором могут действовать как добросовестные приобретатели, так и рейдеры. Если стоимость компании существенно возрастает, это может послужить сигналом для захвата компании. Если стоимость компании в результате оценки существенно снизилась, это может служить основанием для пессимистических ожиданий сотрудников, дебиторов и кредиторов компании и может привести к форс-мажорной ситуации, в результате которой временные трудности компании могут привести к ее банкротству. Кроме того, если собственник выставляет компанию на продажу и предлагаемая покупателем цена превышает оценку стоимости компании, то в результате утечки информации о компании, собственник может потерять часть доходов при продаже компании. В связи с этим, вторым принципом, которым должен руководствоваться собственник, является конфиденциальность результатов оценки, что означает доступность информации об оценке для ограниченного круга лиц, для обеспечения экономической безопасности компании.

Создание или приобретение ИТ-компании ставит целью получение прибыли, но окупаемость инвестиционных вложений или проектов является длительным, как правило, процессом, и, кроме того, законы инвестирования и финансирования определяют необходимость окупаемости финансовых вложений с определенной степенью рентабельности, что в большей степени учитывается в цене приобретенного (или созданного) актива. Таким образом, третий принцип оценки, которым должен руководствоваться собственник, является повышение стоимости компании, как одна из целей создания или приобретения компании.

Оценка стоимости компании в значительной степени зависит от особенностей бизнеса (для ИТ-компании - это преобладание нематериальных активов), в котором позиционируется компания. В связи с этим первым принципом оценки стоимости для ИТ-компании является учет особенностей активов ИТ-компании, которые в основном являются нематериальными.

Стоимость компании зависит от того, насколько адекватные методы выбираются для оценки компании, в связи с чем вторым принципом оценки стоимости для ИТ-компаний является выбор методов оценки стоимости, учитывающих специфику ИТ-компании. На стоимость компании в существеннейшей степени влияет внутренняя среда: организация ее деятельности; персонал, который работает в компании; методы, которые используются для достижения конкурентных преимуществ, что определяется тем, как сформированы внутренние управленческие и технологические процессы. Таким образом, третьим принципом оценки стоимости является учет влияния менеджмента на стоимость компании.

В условиях, когда финансовая отчетность характеризуется множественностью, противоречивостью и разнонаправленностью динамик отдельных показателей, интегральным показателем эффективности менеджмента может являться показатель стоимости компании, что определяет необходимость регулярной оценки стоимости с целью принятия необходимых управленческих решений. В связи с этим, четвертым принципом оценки стоимости является мониторинг стоимости компании, что означает необходимость регулярной оценки стоимости компании, сравнения результатов и принятия необходимых управленческих действий.

Помимо внутренней среды на стоимость компании влияет внешняя среда. Так, в период финансовых кризисов цена компаний может падать в силу различных факторов. Переоценка компаний может быть вызвана завышенными ожиданиями на рынке. Значительное влияние на стоимость могут оказывать риски, связанные с уровнем развития экономики. Поэтому при оценке стоимости ИТ-компании первым принципом является оценка внешних факторов и рисков ведения ИТ-бизнеса, что означает, что параметры, используемые при расчете стоимости компании должны учитывать внешние факторы и риски.

Важной составляющей, которая должна учитываться в составе внешней среды самостоятельно, является законодательство, которое динамично, допускает различные толкования, обладает низкой степенью судебной защиты. Кроме того, с учетом особенностей ИТ-бизнеса, главной компонентой которого является интеллектуальная составляющая, а законодательство в этой области является одним из новых направлений в отечественной юриспруденции, что определяет необходимость специального отслеживания новаций в этой области. В связи с этим, вторым принципом оценки стоимости является учет законодательства в целом, и в частности в области ИТ-технологий с целью обеспечения прозрачности ведения бизнеса и тем самым обеспечения более полного соответствия стоимости компании ее цене.

Список литературы

1. Информационный портал, посвященный ИТ - технологиям http://www.tadviser.Ru ( дата обращения 09.04.2013).

2. Официальный сайт аналитического агентства Gartner http://www.gartner.com (дата обращения 03.04.2013).

Кондратьев Кирилл Андреевич, аспирант, kir.msu@gmail.com, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

PECULIARITIES OF ESTIMATION OF COST OF IT COMPANIES

K.A. Kondratiev

The article considers the problems of assessment of it companies, the analysis of the peculiarities of the assessment of the multi-business company. The author devotes the principles of assessment of the it company, depending on the size of the company and assessment purposes

Keywords: information technology, valuation, intangible assets, diversified company, assessment features, it company

Kondratiev Kirill Andreevich, graduate student, kir.msu@gmail.com, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg State University of aerospace instrumentation

УДК 502:338

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ВЕНЧУРНЫХ ФОНДОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

И.В. Миронова

Данная статья посвящена разработке выводов и рекомендаций по составлению модели создания меморандума «зеленого» венчурного фонда непосредственно в условиях российского рынка. Проанализированы основные организационные формы создания венчурных фондов в России, рассмотрена методика формирования инвестиционных стратегий венчурных фондов, ориентированных на экологические проекты. Также в статье представлена непосредственно методика создания подобного фонда, включая структуру модели меморандума фонда, а также его инвестиционную стратегию..

Ключевые слова: венчурный фонд, «зеленые инвестиции», инвестиционная стратегия, меморандум фонда, организационные формы, источники финансирования, бизнес-ангелы, инвестиционные риски.

Венчурный фонд может быть образован либо как самостоятельная компания, либо существовать в качестве незарегистрированного образования как ограниченное партнерство. В некоторых странах под термином "фонд" понимают скорее ассоциацию партнеров, а не компанию, как таковую.

В России существует возможность создания венчурного фонда в форме юридического лица (ЗАО, ОАО, ООО). При этом доходы облагаются налогом по ставке 24 %, создавая ситуацию двойного налогообложения, либо в форме - закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФ) особо рисковых (венчурных) инвестиций. Эта форма не образует юридического лица, и позволяют инвесторам избежать двойного налогообложения и для России это новинка.

На начальном этапе создания венчурных фондов их учредители выпускают меморандум, где подробно описаны: тематическая направленность и узкая специализация (например, водородная энергетика или топливные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.