Научная статья на тему 'Особенности оценки качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы'

Особенности оценки качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куриленко Л.В., Вохрышева М.Г.

Социальная сфера, включающая в себя такие важные составляющие. как образование, здравоохранение, систему социальной защиты населения, культуру, предъявляет серьезные требования к уровню подготовки специалистов. Это связано со все более обостряющимися противоречиями между социальным заказом общества на будущих специалистов для социальной сферы и несовершенством системы их подготовки; с необходимостью разработки системы качества подготовки специалистов для социальной сферы и отсутствием конкретных критериев оценки качества подготовки. В статье исследуется проблема профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы, раскрываются ее цели, задачи, особенности, в частности, среди основных называются ее мегатеоретический характер и практико-ориентированная направленность. Проблема качества профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы определяется как проблема, требующая тщательного исследования. С этой целью дается определение качества, вскрывается сущность понятия качества образования, что позволяет выявить доминирующие тенденции в оценке качества подготовки специалистов для социальной сферы. Отмечается, что органическое единство интеллектуальных, эмоциональных, духовных свойств и качеств, коммуникативных, технологических, праксеологических и других знаний, умений и навыков, которые будущий специалист способен эффективно реализовывать в своей профессиональной деятельности, выступает основным показателем качества профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы. Кроме того, выделяются объективные и субъективные критерии оценки качества профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы. К первым относят реальные изменения положения человека, общества в целом, которое ими же и оценивается. К субъективным критериям можно причислить оценку качества деятельности преподавателей и оценку качества деятельности студентов будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EVALUATION OF QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS OF SOCIAL SPHERE

The social sphere, which includes such important components. as education, health care, the system of social protection of population, culture, makes serious demands on the level of training of specialists. This is due to the increasingly escalating contradictions between the social order of society for future specialists for the social sphere and the imperfection of their training system; the need to develop a quality system for training specialists for the social sphere and the lack of specific criteria for assessing the quality of training. In the article the problem of professional training of specialists for the social sphere is investigated, its goals, tasks, and features are revealed, in particular, its mega-theoretical character and a practical orientation are named among the main ones. The problem of the quality of professional training of specialists for the social sphere is defined as a problem that requires careful study. For this purpose, the article provides a definition of quality, reveals the essence of the concept of the quality of education, which allows us to identify the dominant trends in assessing the quality of training specialists for the social sphere. It is noted that the organic unity of intellectual, emotional, spiritual properties and qualities, communicative, technological, praxeological and other knowledge and skills that the future specialist is able to effectively implement in his professional activity is the main indicator of the quality of professional training of specialists for the social sphere. In addition, there are objective and subjective criteria for assessing the quality of professional training of specialists for the social sphere. The first include the real changes in the position of man, society as a whole, which they also estimated. Subjective criteria include an assessment of the quality of teachers’ activities and an assessment of the quality of the work of future students.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы»

DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-3-76-82 УДК 387.147

Дата поступления статьи: 22/VIII/2018 Дата принятия статьи: 5/IX/2018

Л.В. Куриленко, М.Г. Вохрышева

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

© Куриленко Людмила Васильевна — доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и технологии социальной работы, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: srludmila@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8602-0659

© Вохрышева Маргарита Георгиевна — доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой документоведения и библиографоведения, Самарский государственный институт культуры, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167.

E-mail: mgvohr@mail.ru. E-Library ID: 291832.

Социальная сфера, включающая в себя такие важные составляющие. как образование, здравоохранение, систему социальной защиты населения, культуру, предъявляет серьезные требования к уровню подготовки специалистов. Это связано со все более обостряющимися противоречиями между социальным заказом общества на будущих специалистов для социальной сферы и несовершенством системы их подготовки; с необходимостью разработки системы качества подготовки специалистов для социальной сферы и отсутствием конкретных критериев оценки качества подготовки.

В статье исследуется проблема профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы, раскрываются ее цели, задачи, особенности, в частности, среди основных называются ее мегатеоретический характер и практико-ориентированная направленность. Проблема качества профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы определяется как проблема, требующая тщательного исследования. С этой целью дается определение качества, вскрывается сущность понятия качества образования, что позволяет выявить доминирующие тенденции в оценке качества подготовки специалистов для социальной сферы.

Отмечается, что органическое единство интеллектуальных, эмоциональных, духовных свойств и качеств, коммуникативных, технологических, праксеологических и других знаний, умений и навыков, которые будущий специалист способен эффективно реализовывать в своей профессиональной деятельности, выступает основным показателем качества профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы. Кроме того, выделяются объективные и субъективные критерии оценки качества профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы. К первым относят реальные изменения положения человека, общества в целом, которое ими же и оценивается. К субъективным критериям можно причислить оценку качества деятельности преподавателей и оценку качества деятельности студентов — будущих специалистов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка специалистов социальной сферы, профессиональная деятельность специалистов социальной сферы, оценка качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, объективные и субъективные критерии оценки профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.

Цитирование. Куриленко Л.В., Вохрышева М.Г. Особенности оценки качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы // Вестник Самарского университета. История, педагогика,

филология. 2018. Т. 24. № 3. С. 76-82. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-3-76-82.

АННОТАЦИЯ

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License Which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0)

DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-3-76-82 UDC 387.147

Submitted: 22/VIII/2018 Accepted: 5/IX/2018

L.V. Kurilenko, M.G. Vokhrysheva

FEATURES OF EVALUATION OF QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS OF SOCIAL SPHERE

© Kurilenko Lyudmila Vasilievna — Doctor of Pedagogical Sciences, professor, head of the Department of Theory and Technology of Social Work, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

E-mail: srludmila@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8602-0659

© Vokhrysheva Margarita Georgievna — Doctor of Pedagogical Sciences, professor, head of the Department of Document Science and Bibliography, Samara State Institute of Culture, 167, Frunze Street, Samara, 443010, Russian Federation.

E-mail: mgvohr@mail.ru. E-Llibrary ID: 291832.

ABSTRACT

The social sphere, which includes such important components. as education, health care, the system of social protection of population, culture, makes serious demands on the level of training of specialists. This is due to the increasingly escalating contradictions between the social order of society for future specialists for the social sphere and the imperfection of their training system; the need to develop a quality system for training specialists for the social sphere and the lack of specific criteria for assessing the quality of training.

In the article the problem of professional training of specialists for the social sphere is investigated, its goals, tasks, and features are revealed, in particular, its mega-theoretical character and a practical orientation are named among the main ones. The problem of the quality of professional training of specialists for the social sphere is defined as a problem that requires careful study. For this purpose, the article provides a definition of quality, reveals the essence of the concept of the quality of education, which allows us to identify the dominant trends in assessing the quality of training specialists for the social sphere.

It is noted that the organic unity of intellectual, emotional, spiritual properties and qualities, communicative, technological, praxeological and other knowledge and skills that the future specialist is able to effectively implement in his professional activity is the main indicator of the quality of professional training of specialists for the social sphere. In addition, there are objective and subjective criteria for assessing the quality of professional training of specialists for the social sphere. The first include the real changes in the position of man, society as a whole, which they also estimated. Subjective criteria include an assessment of the quality of teachers' activities and an assessment of the quality of the work of future students.

Key words: professional training of specialists in the social sphere, professional activity of specialists in the social sphere, evaluation of the quality of vocational training of specialists in the social sphere, objective and subjective criteria for assessing the professional training of specialists in the social sphere.

Citation. Kurilenko L.V., Vokhrysheva M.G. Osobennosti otsenki kachestva professional'noi podgotovki spetsialistov sotsial'noi sfery [Features of evaluation of quality of professional training of specialists of social sphere]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2018, Vol. 24, no. 3, pp. 76-82. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-3-76-82.

Введение

Образование, здравоохранение, система социальной зашиты населения, культура — четыре основные составляющие, образующие внешнюю оболочку социальной сферы, которые напрямую влияют на благосостояние и благоденствие общества в целом и отдельного человека в частности. В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании оценки качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы. Эта необходимость порождена по крайней мере тремя факторами: возрастанием требований к контролю за процессом профессиональной подготовки специалистов социальной сферы со стороны общества и государства, актуализацией вопроса положительного воздействия их деятельности на граждан, удовлетворением их потребностей и интересов.

Подготовка специалистов социальной сферы. Оценка качества

Сущность современной социальной политики Российского государства заключается в устойчивом, многоуровневом, последовательном развитии как отдельного гражданина, так и общества в целом. Достижение данной цели возможно при условии совершенствования интеллектуальных и творческих способностей граждан, что, безусловно, позволит повысить благосостояние каждого и благосостояние общества, с одной стороны, а с другой — укрепить связи и взаимодействие с социумом. Последствия такого развития проявятся в качественном изменении самого общества, предназначение которого будет заключаться в удовлетворении запросов и потребностей человека во все периоды его

жизни. Эти задачи призваны решать специалисты социальной сферы, цель которых в данном контексте — «управление социальными процессами на всех уровнях организации и структур общества, выражающих социальную составляющую жизни общества, человека» [Сухинин 2014].

Обозначенная таким образом высокая миссия специалистов социальной сферы предъявляет серьезные требования к их подготовке, поскольку профессиональная деятельность специалистов социальной сферы отличается от профессиональной деятельности специалистов других сфер тем, что осуществляется в учреждениях, которые призваны оказывать помощь гражданам на макро- и микроуровнях в различных направлениях: социальном планировании, социальной поддержке, социально-правовой защите, информационном обеспечении, консультационной практике, реабилитации, адаптации, профилактике, образовании, медицинском обслуживании и т. д.

Таким образом понимаемая миссия специалистов социальной сферы предъявляет серьезные требования к их подготовке: во-первых, она должна носить мегатеоретический характер, что позволит в процессе профессиональной деятельности методологически грамотно и с позиций критического мышления анализировать актуальные проблемы общества, социальную деятельность с целью разработки инновационных концепций и парадигм социального развития, выявлять как тенденции и перспективы, так и препятствия, факторы торможения и пробуксовки социального развития. Очевидно, что в этом случае профессиональная подготовка специалистов социальной сферы должна включать не только знания особенностей политической, экономической, социальной сфер жизни общества, но и ее духовной, культурной составляющих. Следовательно, подготовка специалиста ориентируется на философский, социологический, культурологический аспекты, что позволяет овладевать «опытом социального мышления, умениями системного анализа, навыками социального прогнозирования» [Соловова 2013].

Вместе с тем она должна носить практико-ори-ентированный характер, что может выражаться в разработке учебных курсов с тенденцией на решение задач, связанных с действительным поиском выхода из проблемной ситуации, в которую попал гражданин; на овладение методикой профессиональной деятельности.

Имея это в виду, можно предположить необходимость смены подхода к оценке качества такой подготовки с субъективного, когда в оценке качества участвует только вуз, на объективный, согласно которому в оценке качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы активное участие принимают руководители и специалисты социальных служб, организаций и учреждений, что представляет определенную проблему в разработке критериев оценки качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы [Горшенина 2006].

Кроме того, помимо учета характера профессиональной подготовки специалистов социальной сфе-

ры, следует принять во внимание и факт наличия функционально-ролевого богатства специалистов, что объясняется полинаправленностью их деятельности, которую можно считать единственной в своем роде, поскольку обращения в социальные службы, учреждения и организации осуществляются не только отдельными гражданами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, но и группами граждан и даже целыми сообществами. Это влечет за собой необходимость соотносить свои действия, во-первых, с индивидуальными особенностями каждого гражданина, его потребностями, уровнем культуры; во-вторых, с системой ценностей, возможностями, жизненным опытом, конфессиональными предпочтениями определенной группы граждан или сообществ. Все это накладывает отпечаток некой особости на профессиональную деятельность специалистов социальной сферы, благодаря чему они выступают своего рода «агентами перемен» как в жизни общества, так и в жизни каждого гражданина, сама же профессиональная деятельность специалистов социальной сферы представляет собой «взаимосвязанную систему ценностей, теории и практики» [Руднева, Храмцова, Храмцов 2017].

Учитывая, что характер профессиональной подготовки специалистов социальной сферы теоретико- и практико-ориентированный, имеет смысл в данном контексте говорить о системе ценностей как о сложной структуре, включающей в себя, наряду с профессиональными ценностями, ценности государства, составляющие основу системы, ценности общества как связующее звено с ценностями отдельного гражданина, представляющими собой центр целостной системы ценностей.

Анализируя все вышесказанное, приходим к выводу о важности разработки иной модели подготовки специалиста социальной сферы. Она отличается от сложившейся, во-первых, своей направленностью: традиционная модель профессиональной подготовки специалистов социальной сферы ориентировалась на формирование базовых и специфических знаний, умений и навыков и носила ярко выраженный знаниевый характер. Современная модель профессиональной подготовки специалистов социальной сферы направлена прежде всего на запросы общества и те конкретные ситуации, решение которых представляет определенную трудность для отдельного гражданина.

Во-вторых, отличие коснулось и личностной составляющей современной модели: помимо уже определенных профессиональными этическими кодексами специалистов социальной сферы личностных качеств, которые должны быть сформированы в процессе подготовки, данная составляющая пополняется качествами личности специалиста, которые рекомендуют непосредственно работники социальных служб, учреждений и организаций. Таким образом, принципиальное отличие новой модели профессиональной подготовки специалистов социальной сферы от традиционной заключается в ее практической направленности и ориентации на запросы работодателей, что в полной мере отвечает задачам Болонского процесса, опре-

делившего основную цель как организацию единого европейского образовательного пространства.

Согласно данной цели профессиональная подготовка специалистов социальной сферы должна опираться на компетентностный подход, который, в отличие от традиционного, знаниевого, провозглашает курс на тесную связь с практикой, на взаимодействие с работодателями, что позволяет «расширять содержание подготовки и обогащать личностными качествами будущих специалистов» [Вербицкий 2004], в связи с чем проблема качества подготовки становится вновь актуальной.

Напомним, что в социальной сфере понятие «качество» трактуется неоднозначно: одни понимают под качеством соответствие деятельности стандартам, другие — соответствие деятельности запросам граждан. По-видимому, следует суммировать эти два толкования, поскольку качество представляет собой, с одной стороны, некий идеальный образ услуги, удовлетворяющий всех субъектов деятельности, с другой — фактическое воплощение этой услуги. Естественно, у каждого субъекта деятельности будет свой идеальный образ качественной услуги, в этом случае важно установить общие стандарты качественного продукта [Современные подходы... 2013].

Адаптируя такое понимание качества к системе образования, ученые под качеством образования подразумевают «интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [Кобазова 2010].

Учитывая направленность и ориентацию модели профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, а также представленное толкование качества образования, считаем, что качество подготовки специалиста социальной сферы должно определяться уровнем сформированности компетенций, которые в совокупности представляют собой триединство общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, причем каждый из видов компетенций имеет трех-компонентную структуру, где один из компонентов — знания, другой — умения, а третий — владение опытом деятельности. Анализ содержания представленных видов компетенций и их структуры позволяет сделать вывод о том, что качество профессиональной подготовки специалистов социальной сферы должно определяться уровнем сформи-рованности знаний, позволяющих судить об общей культуре специалиста; умений, делающих возможным иметь представление о его деловых качествах, и степенью владения опытом деятельности, демонстрирующего эффективность профессиональной деятельности.

Такой подход к проблеме качества профессиональной подготовки специалиста социальной сферы и к его оценке соотносится с запросами общества, с системой социальных ценностей, согласно которым специалист социальной сферы действует во благо как отдельного гражданина, так и общества в целом. Вероятно, что результативность та-

кой деятельности должна определяться, во-первых, оценками специалиста, а во-вторых, оценками самих граждан на основе анализа изменения ситуации. Только в этом случае могут быть обеспечены объективность и непредвзятость, и только в этом случае можно избежать субъективности и односторонности в оценке качества профессиональной подготовки специалиста социальной сферы.

Таким образом, если за профессиональную подготовку специалистов социальной сферы принять процесс формирования компетенций, представляющих собой триединство общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, то в этом случае качество такой подготовки будет измеряться как степенью благополучия отдельного гражданина, так и благосостоянием общества в целом. В этом случае, по словам ученых, слагаемыми качества профессиональной подготовки специалиста социальной сферы могут выступить компоненты, чье «содержание будет зависеть от подходов к определению качества подготовки данных специалистов» [Оценка результативности... 2007].

Вместе с тем качество профессиональной подготовки специалистов социальной сферы отражает суть профессиональных стандартов и стандартов профессионального обучения. Именно в них содержатся требования, предъявляемые к современной профессиональной деятельности специалистов социальной сферы. Имея это в виду, Г.Н. Мотова и В.Г. Наводнов выделяют следующие параметры, подлежащие оценке качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: «...образовательные стандарты и программы обучения, определяющие объем знаний, положенных будущему специалисту; соответствие вузов требованиям государственных и региональных стандартов; компетентность, знания и опыт преподавателей; обеспечение учебного процесса методической, учебной и научной литературой, учебными пособиями нового поколения и новейшими техническими средствами обучения» [Мотова, Наводнов 2005]. Обобщая перечисленные параметры, приходим к выводу, что данные параметры — не что иное, как объективные критерии оценки качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, которые применяются на макроуровне, со стороны государства.

Однако следует подчеркнуть, что особость профессиональной деятельности специалистов социальной сферы требует критериев оценки, отражающих качество конкретной продукции, в нашем случае — уровень сформированности компетенций будущих специалистов, т. е. уровень сформиро-ванности знаний, умений и степень владения опытом деятельности. В этом случае критериями оценки качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы выступают компоненты компетенций, и они применяются на мезоуровне, со стороны вуза и работодателей.

Особость профессиональной деятельности специалистов социальной сферы заключается в том, что они взаимодействуют с гражданами, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Насколько оперативно и гибко будут действовать специалис-

ты, настолько их действия будут соответствовать требованиям профессионального стандарта, социальному заказу, запросу граждан. Микроуровень критериев оценки качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы составляют требования, предъявляемые к ним гражданами, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Резюмируя все вышесказанное, критерии оценки качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, выявленные нами на макро-, мезо- и микроуровнях, можно условно разграничить на объективные и субъективные критерии.

С этой точки зрения роль объективных критериев могут сыграть критерии макроуровня, т. е. требования, предъявляемые государством и обществом к качеству профессиональной подготовки специалистов социальной сферы. Следует отметить, что своего рода «критиками» в этом случае, помимо профессиональных экспертов, выступают различные социальные службы, учреждения, организации, которые на основе оценки образования, квалификации и др. показателей выявляют достоинства и недостатки профессиональной подготовки.

Роль субъективных критериев играют критерии мезо- и микроуровня, т. е. требования, предъявляемые к качеству профессиональной подготовки специалистов социальной сферы со стороны вуза и непосредственно со стороны граждан. Каждый вуз имеет свою систему оценки качества профессиональной подготовки специалиста социальной сферы, как правило, это фонды оценочных средств, аккумулирующие результаты сформированности компетенций. Но субъективная оценка качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы включает и показатели, выражающие оценку граждан. На взгляд исследователей, такие оценки могут быть получены посредством проведения анкетных опросов, интервью с фокус-группами, блиц-опросов, бесед и др. Средствами оценки качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы могут «выступить книга отзывов, в которой свои записи оставляют сами клиенты, устные сообщения, высказанные благодарности, сиюминутные положительные реакции, беседа администрации социальных учреждений и организаций с клиентами и т. д.» [Горше-нина, Кривушкин, Сухинин 2007].

Следует обратить внимание на возможные трудности оценки качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы. Во-первых, это субъективность ряда оценок со стороны преподавателей, которые, с одной стороны, должны руководствоваться в своей деятельности профессиональными нормами и требованиями, а с другой стороны, регулировать деятельность сохранением индивидуальности как своеобразной нормы. На взгляд ученых, эта норма очень важна, так как «...одинаковость, единодушие имеют склонность вырождаться в единообразие, а это — один из признаков надвигающейся опасности» [Андронов 2012; Руднева, Рубцова 2018].

С целью избегания шаблонов в профессиональной деятельности следует принимать во внимание современную парадигму подготовки специалистов социальной сферы, стремиться к творческой и инновационной деятельности, что будет проявляться в периодических научных публикациях преподавателей, в разработке комплексов инновационного учебно-методического обеспечения процесса подготовки, в организации публичных лекций с приглашением заинтересованных лиц, в периодическом мониторинге удовлетворенности студентов качеством преподавания, во включении студентов в научно-исследовательскую деятельность, в регулярном повышении своего мастерства и др. [Скок 2003; Суслов 2005].

Во-вторых, это субъективность ряда оценок со стороны граждан, обратившихся в социальные службы, учреждения и организации. В этом случае возникает необходимость в супервизорстве, функция которого сводится к функции консультирования с целью обучения специалистов социальной сферы рефлексии своих профессиональных действий и поведения.

В-третьих, это предвзятость ряда граждан к профессиональным действиям специалистов социальной сферы, в этом случае востребованными могут быть так называемые независимые наблюдатели, которые оценивают эффективность оказываемых услуг [Позднякова 2016].

Выводы

Итак, при выделении трех уровней оценки качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы (макроуровень — государство, мезоуровень — вуз, микроуровень —граждане) становится очевидным тот факт, что оценка качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы на мезоуровне представляет собой начальный и важный этап оценки, поскольку именно в процессе профессиональной подготовки возможно выявить ее позитивные стороны, укрепить успех и обратить внимание на негативные стороны и осуществить корректировку действий, причем в деятельности как преподавателей, так и студентов.

Последующие этапы оценки качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы позволяют вносить изменения и дополнения в единый процесс, что в совокупности делает возможным совершенствовать систему профессиональной подготовки на основе принципов целостности и комплексности.

Подчеркивая необходимость принципа объективности при оценке качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, следует отметить основные требования к критериям оценки: они должны отвечать условиям валиднос-ти, непредвзятости, стабильности и доступности.

Имея в виду определенную системность в оценке качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, выражающуюся в мно-гоуровневости, представляется возможным выявить

актуальные методологические основания оценки качества: во-первых, системно-деятельностный подход к содержанию и организации оценки качества, что означает выделение основных результатов подготовки в контексте уровня сформированности знаний, умений и степени владения опытом деятельности; во-вторых, соблюдение принципа гуманизма, позволяющего учитывать условия, в которых протекает процесс подготовки; в-третьих, праксиологический характер оценки качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, предполагающий разработку политики оценки качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, ее стратегии и тактики.

Заключение

Таким образом, особость профессиональной деятельности специалистов социальной сферы наложила отпечаток на процесс оценивания качества их профессиональной подготовки, в связи с чем определился ряд проблем, требующих разрешения: во-первых, ярко выраженный практико-ориенти-рованный характер подготовки предполагает тесное взаимодействие вузов с социальными службами, учреждениями и организациями и в этом случае гарантированный контроль за протеканием учебного процесса как со стороны вузов, так и со стороны работодателей; во-вторых, программы профессиональной подготовки должны быть прозрачны и понятны как для преподавателей, студентов, так и для работодателей; в-третьих, сочетание «теория/практика» должно находиться в центре внимания всех, кто включен в орбиту профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.

Разрешение указанных проблем возможно в совершенствовании относительно новой отрасли системы образования — менеджмента качества образования, выделившегося в настоящее время в самостоятельную профессию, представители которой разрабатывают стратегии оценки системы качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, подходы и методы в этой области, тактику подготовки специалистов, отвечающих запросам граждан, «в этом перспектива развития теории и практики профессиональной подготовки специалистов социальной сферы» [Сухинин 2014; Соколова 2014].

Библиографический список

Андронов В.П. Оценка качества профессиональной подготовки студентов университета. Саранск: Изд-во Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, 2012.

Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

Горшенина М.В., Сухинин В.П., Чернова Ю.К. Реализация основных принципов менеджмента качества в социальных системах образования //

Проблемы качества образования: материалы XVI всерос. науч.-метод. конф. «Акгуал. проблемы качества образования и пути их решения в контексте европ. и мировых тенденций» / М-во образования и науки Рос. Федерации; Федер. агентство по образованию, Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов Моск. гос. ин-та стали и сплавов (технол. ун-та); Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2006.

Горшенина М.В., Кривушкин Ю.Н., Сухинин В.П. Основы проектирования образовательных систем с позиций качества. М.: Открытый мир, 2007.

Кобазова Ю.В. Методика оценки качества работы педагогических работников образовательных учреждений // Управление качеством образования. 2010. № 2. С. 58-62.

Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Экспертиза качества образования: европейский подход. М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2005.

Оценка результативности, эффективности и качества деятельности учреждений социальной поддержки населения / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой [и др.[. Саратов: ООО «Изд-во "Научная книга"», 2007.

Позднякова О.К. Балльно-рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов вуза // Новая стратегия оценивания учебной деятельности. Самара: Самарский государственный технический университет; Архитектурно-строительный институт, 2016. С. 397-404.

Руднева Т. И., Храмцова А. Б., Храмцов Е.Б. Качество профессиональной подготовки: методологические аспекты // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы докладов Междунар. научно-практич. конф. / под ред. Г.А. Берулава. М., 2017. С. 38-40.

Руднева Т.И., Рубцова Т.П. Внутривузовский мониторинг качества обучения // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 2. С. 70-76. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-70-76.

Скок Г.Б. Некоторые нормы качества деятельности преподавателя // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 3Б(26). С. 84-90. URL: http://www.umj.ru/ index.php/pub/inside/362.

Соловова Н.В. Качество результатов обучения студентов. // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2013. № 2 (103). С. 170-174. URL: http://journals.ssau.ru/index.php/hpp/ article/view/3360.

Современные подходы к оценке качества подготовки специалистов в условиях реализации ФГОС: технологические и методические аспекты: материалы областной научно-практической конференции, 4 октября 2012 года / М-во образования Нижегородской обл., Гос. бюджетное образовательное учреждение доп. проф. образования «Нижегородский ин-т развития образования»; [отв. ред. Л. Н. Казакова]. Нижний Новгород: Нижегородский ин-т развития образования, 2013.

Соколова И.Ю. Условия обеспечения качества образовательного процесса // Фундаментальные исследования. 2014. № 11 (Ч. 5). С. 1172-1178. URL: https: / / fundamental - re search.ru/ru/article /view?id=35699.

Суслов А.Г. Система оценки качества подготовки специалиста // Качество. Инновации. Образование. 2005. № 3. С. 58-61.

Сухинин В.П., Горшенина М.В. Управление качеством проектирования образовательной среды вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 3 (23). С. 192-197. URL: http://vestnik-pp.samgtu.ru/article/view/id/435.

References

Andronov V.P. Otsenka kachestva professional'noi podgotovki studentov universiteta [Evaluation of quality of vocational training of university students]. Saransk: Izd-vo Mordovskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.P. Ogareva, 2012 [in Russian].

Verbitsky A.A. Kompetentnostnyi podkhod i teoriia kontekstnogo obucheniia: Materialy k chetvertomu zasedaniiu metodologicheskogo seminara 16 noiabria 2004 g. [Competence approach and the theory of contextual learning: materials for the fourth meeting of the methodological seminar November 16, 2004]. M.: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004 [in Russian].

Gorshenina M.V., Sukhinin V.P., Chernova Yu.K. Realizatsiia osnovnykh printsipov menedzhmenta kachestva v sotsial'nykh sistemakh obrazovaniia [Realization of the basic principles of quality management in social education systems]. In: Problemy kachestva obrazovaniia: materialy XVI vseros. nauch.-metod. konf. «Aktual. problemy kachestva obrazovaniia i puti ikh resheniia v kontekste evrop. i mirovykh tendentsii» [Problems of the quality of education: materials of the XVI all-Russian research and methodological conference «Topical issues of the quality of education and ways to solve them in the context of European and the world tendencies»]. M-vo obrazovaniia i nauki Ros. Federatsii, Feder. agentstvo po obrazovaniiu, Issled. tsentr problem kachestva podgot. spetsialistov Mosk. gos. in-ta stali i splavov (tekhnol. un-ta), Ufim. gos. aviats. tekhn. un-t. M.: Issled. tsentr problem kachestva podgot. spetsialistov, 2006 [in Russian].

Gorshenina M.V., Krivushkin Yu.N., Sukhinin V.P. Osnovy proektirovaniia obrazovatel'nykh sistem s pozitsii kachestva [Basics of designing educational systems in terms of quality]. M.: Otkrytyi mir, 2007 [in Russian].

Kobazova Yu.V. Metodika otsenki kachestva raboty pedagogicheskikh rabotnikov obrazovatel'nykh uchrezhdenii [Methodology for assessing the quality of work of pedagogical staff of educational institutions]. Upravlenie kachestvom obrazovaniia [Management of the quality of education], 2010, no. 2, pp. 58-62 [in Russian].

Motova GN, Navodnov V.G. Ekspertiza kachestva obrazovaniia: evropeiskii podkhod [Examination of the quality of education: European approach]. M.: Natsional'noe akkreditatsionnoe agentstvo v sfere obrazovaniia, 2005 [in Russian].

Otsenka rezul'tativnosti, effektivnosti i kachestva deiatel'nosti uchrezhdenii sotsial'noipodderzhki naseleniia. Pod red. E.R. Iarskoi-Smirnovoi i dr. [Evaluation of effectiveness, efficiency and quality of the activities of social support institutions. E.R.Yarskaya-Smirnova et al. (Eds.)]. Saratov: OOO Izd-vo «Nauchnaia kniga», 2007 [in Russian].

Pozdnyakova O.K. Ball'no-reitingovaia sistema otsenki kachestva uchebnoi raboty studentov vuza [Grade-rating system for assessing the quality of academic work of university students]. In: Novaia strategiia otsenivaniia uchebnoi deiatel'nosti [New strategy for evaluating learning activities]. Samara State Technical University, Institute of

Architecture and Civil Engineering, 2016, pp. 397—404 [in Russian].

Rudneva T.I., Khramtsova A.B., Khramtsov E.B. Kachestvo professional'noi podgotovki: metodologicheskie aspekty [Quality of vocational training: methodological aspects]. In: Sostoianie i perspektivy razvitiia vysshego obrazovaniia v sovremennom mire. Materialy dokladov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Pod red. G.A. Berulava [The state and prospects of development of higher education in the modern world. Proceedings of the International Research and Practical Conference. G.A. Berulava (Ed.)]. M., 2017, pp. 38-40 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rudneva T.I., Rubtsova T.P. Vnutrivuzovskii monitoring kachestva obucheniia [Intramural training quality monitoring]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2018, Vol. 24, no. 2, pp. 70-76. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-70-76 [in Russian].

Skok G.B. Nekotorye normy kachestva deiatel'nosti prepodavatelia [Some norms of the quality of the teacher's activity]. [University Management: Practice and Analysis], 2003, no. 3B (26), pp. 84-90. Available at: http:// www.umj.ru/index.php/pub/inside/362 [in Russian].

Solovova N.V. Kachestvo rezul'tatov obucheniia studentov [Quality of results of students' learning]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 2(103), pp. 170-174. Available at: http://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/ view/3360 [in Russian].

Sovremennye podkhody k otsenke kachestva podgotovki spetsialistov v usloviiakh realizatsii FGOS: tekhnologicheskie i metodicheskie aspekty [Modern approaches to assessing the quality of training specialists in the context of FSES implementation: technological and methodological aspects]. Materialy oblastnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 4 oktiabria 2012 goda. M-vo obrazovaniia Nizhegorodskoi obl, Gos. biudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie dop. prof. obrazovaniia «Nizhegorodskii in-t razvitiia obrazovaniia»; [otv. red. L.N. Kazakova] [Materials of the regional research and practical conference, October 4, 2012. Ministry of Education of the Nizhny Novgorod Region, State budgetary educational institution of further professional education «Nizhny Novgorod Institute of the Education Development»; [L.N. Kazakova (Ed.)]. Nizhny Novgorod: Nizhegorodskii in-t razvitiia obrazovaniia, 2013 [in Russian].

Sokolova I.Yu. Usloviia obespecheniia kachestva obrazovatel'nogo protsessa [Conditions for ensuring the quality of the educational process]. Fundamental'nye issledovaniia [Fundamental research], 2014, no. 11 (part 5), pp. 1172-1178. Available at: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35699 [in Russian].

Suslov A.G. Sistema otsenki kachestva podgotovki spetsialista [System for assessing the quality of specialist training]. Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie [Quality. Innovation. Education], 2005, no. 3, pp. 58-61 [in Russian].

Sukhinin V.P., Gorshenina M.V. Upravlenie kachestvom proektirovaniia obrazovatel'noi sredy vuza [Quality management design of the educational environment of the university]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Vestnik of Samara State Technical University. Psychological and Pedagogical Sciences Series], 2014, no. 3 (23), pp. 192-197. Available at: http://vestnik-pp.samgtu.ru/article/view/id/435 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.