Научная статья на тему 'Особенности освещения «Цветных революций» в СМИ'

Особенности освещения «Цветных революций» в СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
307
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / СМИ / COLOR REVOLUTION / MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Суховеева И. А., Альаззави Г.А.Р.

В последние годы наша повседневная речь все больше пополняется такими понятиями как оппозиция, свержение власти, вооруженный конфликт, протесты, миротворческий контингент и т.п. Этим мы обязаны распространению протестных или «революционных» настроений, которым подвержены все больше и больше стран по всему миру и конечно средствам массовой информации, которые, с присущим им рвением, хватаются за возможность открыть выпуск новостей «горячей» информацией о конфликтах, баррикадах или применении силовых методов. И в этой статье я хотел бы рассмотреть, как именно подходит к донесению новостей о вышеупомянутых событиях основной рупор и источник информации современного мира: телевизионные, печатные и электронные СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«COLOR REVOLUTIONS» IN THE MEDIA

In recent years, our everyday speech more updated concepts such as opposition to overthrow the power, armed conflict, protests, peacekeepers, etc. We owe this to spread the protest or 'revolutionary' moods, which are subject to more and more countries around the world and of course the media, which, with their zeal, grab the opportunity to open a news release "hot" information about conflicts, barricades or application of force. And in this article I would like to see how it comes to news about Dispatches from the main mouthpiece of the above events and information source of the modern world : the television, print and electronic media.

Текст научной работы на тему «Особенности освещения «Цветных революций» в СМИ»

Типы метафор, выявленных в романе "Собственник. Сага о Форсайтах”

Дж.Голсуорси

Антропоморфная

40%

Милитарная 3% Финансовая 5%

Флористическая

19%

Анималистическая

13%

Пространственная

11%

Рис. 1

На основе представленной диаграммы, можно сделать вывод о том, что большая часть метафор - это антропоморфные и флористические метафоры, которые составляют 40% и 19% от общего числа рассмотренной выборки. Метафоры анималистические и пространственные составили примерно одинаковое количество случаев - 13% и 11% каждого типа от общего количества метафор соответственно. Метафоры, которые характеризуют цветовые, милитарные и финансовые понятия в качестве вспомогательного субъекта, представлены в наименьшем количестве.

Исходя из представленной структуры, можно сделать вывод, что Дж. Голсуорси при написании романа наиболее часто использовал сравнения с человеческими качествами, олицетворяя те или иные предметы, явления. Помимо данного сравнения, применялись также методы отождествления с животным миром и миром растений, т.е. объектами живой природы, что также говорит об образности и приближенности метафор к живым процессам, приданию выразительности образам за счет их способности жить, цвести, развиваться и умирать, разрушаться. Также была использована цветовая метафора как повсеместно используемое средство выражения экспрессии через цветовосприятие читателя и сложившейся традиционной эмоциональной наполняемости цветовой палитры. Так как главные герои романа относятся к буржуазному обществу, имеющему крупные денежные вложения, которые были достигнуты упорным трудом не одного поколения семьи, данное обстоятельство не могло не отразиться на мировосприятии жизненных событий и устоев главными героями через призму финансовых законов и готовность отстаивать свою позицию в бою, что отразилось через ряд милитарных метафор.

Литература

1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: учеб. для вузов. - 6-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 384 с.

2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М: Языки русской культуры, 1998. - 895 с.

3. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. - М., 1990. - С. 387-416.

4. Москвин В. П. Русская метафора: учеб. пособие. - М.: МПУ, 1997. - 92 с.

5. Телия В. Н. Метафоризация и её роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке / Язык и картина мира. - М.: Сигма-Пресс, 1988. - 273 с.

Суховеева И.А.1, Аль-аззави Г.А.Р.2

'Кандидат филологических наук, Научный руководитель,преподаватель кафедры СМК, Южный Федеральный Университет, 2магистрант кафедры СМИ, Южный Федеральный Университет ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ» В СМИ

Аннотация

В последние годы наша повседневная речь все больше пополняется такими понятиями как оппозиция, свержение власти, вооруженный конфликт, протесты, миротворческий контингент и т.п. Этим мы обязаны распространению протестных или «революционных» настроений, которым подвержены все больше и больше стран по всему миру и конечно средствам массовой информации, которые, с присущим им рвением, хватаются за возможность открыть выпуск новостей «горячей» информацией о конфликтах, баррикадах или применении силовых методов. И в этой статье я хотел бы рассмотреть, как именно подходит к донесению новостей о вышеупомянутых событиях основной рупор и источник информации современного мира: телевизионные, печатные и электронные СМИ.

Keywords: цветная революция, сми.

Suhoveeva LA.1, Al- Azzawi G.A.R.2

'PhD, Supervisor , lecturer QMS , Southern Federal University , 2MA student Department of media, Southern Federal University "

«COLOR REVOLUTIONS» IN THE MEDIA

Abstract

In recent years, our everyday speech more updated concepts such as opposition to overthrow the power , armed conflict, protests , peacekeepers , etc. We owe this to spread the protest or 'revolutionary' moods, which are subject to more and more countries around the world and of course the media , which , with their zeal, grab the opportunity to open a news release "hot" information about conflicts , barricades or application of force . And in this article I would like to see how it comes to news about Dispatches from the main mouthpiece of the above events and information source of the modern world : the television , print and electronic media .

Keywords: color revolution , media.

Вторая половина 80-х годов XX века ознаменовала собой целый ряд так называемых «новых» революций. Во-первых, это период «бархатных» преобразований в Восточной Европе, которые окончили царство коммунистического режима; во-вторых, это

115

«цветная» волна, захватившая постсоветское пространство; наконец, это события в Северной Африке в начале 2011 года и совсем недавние процессы в Украине. Но ставить знак равенства между этими событиями невозможно, ибо они имеют различную природу. Немаловажным является и тот факт, что кроме коренного различия в самих процессах, существует и разница в «подаче» материала, а именно процесс освещения происходящих событий в различных средствах массовой информации. Однако при этом они демонстрируют целый ряд схожих черт. Можно сказать, что отличительной чертой «новых» революций, является новая по своей природе форма взаимодействия между всеми участниками и сторонними наблюдателями революционного процесса.

Итак, в первую очередь, стоит дать определение самому термину. «Цветными революциями» принято называть ненасильственное свержение власти. В результате цветных революций произошла смена политических режимов в ряде постсоциалистических стран (на территории бывшего СССР и Восточной Европы) и стран арабского мира.

В настоящее время отсутствует консенсус по вопросу о том, какое именно событие можно считать цветной революцией. Практически все исследователи единодушны в том, что Революция роз в Грузии и Оранжевая революция на Украине были цветными революциями. Многие исследователи вопроса относят Бульдозерную революцию в Югославии к числу цветных революций15.

Если говорить о цветных революциях как феномене, то важно более подробно рассмотреть некоторые типические черты, о которых говорилось ранее. Для каждой подобной революции существует сценарий, определенная последовательность событий. В первую очередь, предпосылкой к революции является проведение выборов, результат которых известен еще до их начала -оппозиция заранее проиграет, ввиду целого ряда причин: ввиду практики фальсификации результатов голосования, либо слабости самой оппозиционной силы. Революция начинает зарождаться в условиях невозможности победы оппозиции на собственных выборах.

Следующий шаг - это непризнание результатов выборов и начало активной протестной деятельности, а именно агитации людей и попытки митингов. Иногда именно на этом этапе формируется лидерство революции, например, так, как это было в Грузии, но иногда лидер меняется по ходу событий.

Дальше следует период давления и волевой игры, результатом которых может быть либо победа оппозиции, если правящая власть слаба и сдается, либо же, ситуация возвращается к своему началу. Далее создается миф о революции для внешнего потребления, и она начинает обсуждаться повсюду - либо как пример для подражания, либо как способ давления и запугивания.

У революции, как явления сложного и имеющего множество факторов не может быть одной причины, это некий комплекс событий - борьба между различными объединениями внутри политической верхушки, попытки извне привести к власти выгодный для себя режим или социально-экономические противоречия - имеющих ряд схожих моментов. Основным орудием в этой войне начинают выступать СМИ, занимающиеся активизацией протестных настроений, преподнесением немногих как всего общества, оказанием давления на власть, с целью избежать силового решения конфликта. От революции к революции подобные задачи выполняются СМИ с явным успехом, причем, традиционные средства, такие как телевидение или пресса уступают место новым способам распространения информации, а именно интернету.

Ярким примером влияния СМИ в политических процессах страны являются события «Бархатной» революции в Чехословакии в 1989 году. В это время в стране было крайне мало СМИ, оппозиционных коммунистической партии. Все средства распространения информации находились под контролем государства. В первый день революции, 17 ноября, с применением силы, была разогнана студенческая манифестация. Единственным чешским источником, который критически отзывался о действиях властей, было Восточноевропейское информационное агентство, которое заявило о жестоком отношении сил правопорядка по отношению к митингующим. Это агентство было единственным, которое распространяло адекватную информацию в стране и за ее пределами. Действия Восточноевропейского информационного агентства привели к тому, что данная информация была передана в западные новостные агентства и уже в ближайшее время в Праге появились иностранные корреспонденты, писавшие о событиях «из первых рук». Иностранные журналисты возложили на себя обязанности выполнять функции, недоступные местным СМИ -создавать ауру легитимности вокруг событий, происходящих в стране, обеспечивать поддержу общественного мнения во всем мире. Тем самым, корреспонденты Запада не давали возможности властям применить силу. Кроме того, иностранными журналистами в большом количестве были использованы национальные символы - печатные СМИ пестрили сюжетами с использованием чешского флага, проведением исторических аналогий борьбы чешского народа и т.п. Подобные действия являются основной частью революционной коммуникации.

Событием, кардинально изменившим общественное мнение, стала смерть одного из бастующих студентов, во время разгона полицией манифеста 17 ноября. Особо стоит отметить тот факт, что информация об этой смерти была заведомо ложной, а об ее источнике до сих пор идут споры. Однако передана эта информация, а точнее слух была через уже упомянутое независимое информагентство.

Только с 25 ноября, почти в самом конце первого этапа революции, чешские СМИ, ориентированные на вещание в стране начали трезво оценивать происходящие события. Можно отметить, что в случае падения авторитета и значимости правящей верхушки, общественное доверие к ее источникам коммуникации, а именно государственным СМИ, также снижается, следовательно, информация, предоставляемая из официальных источников представляется заведомо ложной и в конце концов отвергается полностью.

Таким образом, события, произошедшие в Чехословакии, являются наиболее точной иллюстрацией влияния различных СМИ на общественное мнение и невозможности отрыва источников коммуникации от политических действий.

«Оранжевая» революция, которая происходила в ряде городов Украины с 22 ноября 2004 года по январь 2005 года, была спровоцирована укреплением мировых жизненных стандартов. Распространенное СМИ мнение о том, что «жизнь в США куда лучше, чем здесь», сыграло не менее важную роль. Если принять во внимание тот факт, что основными оппозиционными силами «новых» революций являются молодёжные организации, то лозунг - «В случае победы нашего кандидата вы будете жить, как в США» - является самым эффективным.16

Как отмечает Георгий Почепцов, на Украине власть в большей степени контролировала «традиционные» СМИ, а оппозиция «электронные».17 К сообщениям официальных источников информации доверия не было: житель Киева мог просто сравнить то, что происходит на его глазах, и то, как это преподносится в выпусках новостей. Сравнение это было не в пользу телевидения и печатных изданий. Стоит обратить внимание на тот факт, что, по сравнению с «Бархатной» революцией, произошел сильный сдвиг в сторону использования «новых» СМИ - а именно, интернета и мобильной связи. Распространение информации в Интернете подвергнуть цензуре фактически невозможно. Контроль даже десятка утративших доверия телеканалов не может сравниться с парой сотен людей, продвигающих «дело революции» на просторах Интернета, даже учитывая то, что ориентировано оно не на всё общество, а только на его часть, хоть и самую активную. В самой Украине через СМИ передавались слухи, в том числе, и про смерть журналиста Г еоргия Г ангадзе, и причастности к этому администрации Леонида Кучмы, который, в свою очередь, открыто поддерживал Виктора Януковича, и опасности возможного применении властями силы. В 2004 году западные СМИ выполняли те

15 Нарочницкая Н. А. «Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека», 2008

16 Почепцов Георгий. Революция.сом... C. 31.

17 Михаил Погребинский. Как Украина шла к «оранжевой революции» // «Оранжевая революция». Украинская версия: Сборник. / Сост. М.Б.Погребинский - М.: Издательство «Европа», 2005 - С. 123-136.

116

же функции, что и 1989 году: оказание давления на власть, блокировка силового сценария развития событий, внешняя легитимизация. Далее можно рассмотреть отзывы западных СМИ о событиях 2004-2005 гг. на Украине:

Мирные выступления жителей Украины против массовых нарушений на президентских выборах 21 ноября и их требование пересмотреть итоги голосования приблизили страну с 48-миллионным населением к подлинной, плюралистической демократии. Если это пробудившееся народное движение будет доведено до своей логической кульминации, в истории не только Украины, но и России наступит поворотный момент.

— Boston Globe

Оранжевая революция в Киеве располагает удивительной инфраструктурой... Столь массовые протесты подобного рода без финансовой и стратегической поддержки из США были бы невозможны. Протесты в Киеве напоминают 'революцию роз' год назад в Грузии, действительно поддержанную со стороны США, и массовые протесты в Сербии в 2000 году.Появился палаточный городок на 7000 человек, там организован вывоз мусора, контролируется соблюдение порядка. Для размещения людей выделены также четыре служебных здания, в том числе бывший Музей революции и здание администрации мэра города. Там раздают также горячие напитки и питание. Есть также бюро, где можно снять в аренду жилье, есть палатки, где можно воспользоваться услугами врачей и массажистов.

— Der Standart

После пяти дней мирного уличного возмущения факт является неопровержимым. Избирательное мошенничество, определенное и обличенное на международном уровне высшими политическими руководителями Вашингтона и Брюсселя, наконец, признано и Верховным Судом Киева...Это — уже третья попытка борьбы за независимость, которую в новейшей истории украинцы, именуемые также 'малороссами', ведут, защищаясь от лап 'великороссов' и теней двусмысленной и парадоксальной истории, в которой они время от времени выступали в роли повивальных бабок и жертв российского государства.

— La Stampa

И в самом деле, Россия полагает, что Белоруссия, Украина и Молдавия, три страны, входившие некогда в состав СССР, будут по-прежнему располагаться по периметру ее политической и экономической безопасности и что и речи быть не может о том, что европейцы сунут туда свой нос. А именно это они и пытаются сделать. В 2003 году Брюссель предложил разработать «план действий», цель которого — распространить на три бывшие советские республики большую часть европейских политических задач: «Со временем они станут членами ЕС, но без участия в его политических органах», — рассуждает французский дипломат. Это постоянно заботит Союз: как установить стабильность на его внешних границах, не приглашая к вступлению. Всегда это было его самым мощным орудием.

— Liberation

В течение всего того времени, когда Украина была независимой, Россия, ее старая колониальная хозяйка, пыталась всеми силами вернуть себе господство над этими землями.

— The Independent

Стоит так же отметить, что центральным моментом всех «цветных» революций является процедура выборов. Так, западные и оппозиционные украинские СМИ, в том числе, местный «Пятый канал», стали еще до подведения итогов выборов заявлять о победе Виктора Ющенко, как единственно возможном варианте развития событий, задавая тем самым рамки для мирового общественного мнения. Подобные заявления были призваны оказать давление как внутри страны, так и за её пределами. Далее начались массовые акции протеста, подготовленные оппозицией, с требованием пересмотра результатов выборов.

В завершении необходимо остановиться на событиях начала 2011 года в Северной Африке. «Жасминовая» революция в Тунисе и «Финиковая» в Египте показывают нам возрастающую роль сети Интернет. В случае с Тунисом той искрой, которая разожгла костер народного возмущения, стал сайт Викиликс (Wikileaks)18, а в случае со следующей, египетской революцией, социальные сети Фейсбук и Твиттер ( Facebook, Twitter)19. Стоит обратить внимание на то, что огромная часть населения Египта, живущая на два доллара США в день20, не имела доступа к подобным информационным ресурсам. Социальные сети стали главным распространителем официальной информации, слухов, страхов и даже пособий по противодействию полиции. Сети Интернет удалось вытеснить традиционные СМИ, оставив им лишь функцию внешней легитимизации происходящего. Однако наибольший интерес вызывает то, что попытки властей блокировать революционную коммуникацию, которая, в данном случае, осуществлялась через сеть, провалились. На попытку властей закрыть доступ в Интернет, IT-компании откликнулись новой голосовой услугой -«голосовой Твиттер», осуществляемой через мобильной телефон. Это подтверждает, с одной стороны, то, что бороться с такой формой коммуникации очень сложно. С другой то, что в среде революционеров широко распространилось применение новых технологий, дающих возможность почти мгновенно обмениваться информацией и координировать свои действия. Специфика событий 2011 года в том, что Интернет не просто взял на себя большую часть функций у «традиционных» СМИ, но и стал той силой, которая вывела людей на площади, перехватив эту функцию у политических партий. Этот тезис ярко подтверждают волнения мирового сообщества, связанные с «ситуацией на Украине», которые интенсивно развиваются в настоящее время. Заголовки топ-новостей всех без исключения основных мировых информагенств, представляющих как Евросоюз, так и западный мир, а следовательно и их интересы, связаны с кризисом власти в Украине. Это лишний раз подтверждает необходимость углубленного исследования темы влияния информационного поля на развитие событий в международных политических и вооруженных конфликтах.

В современном мире происходит интенсивное и экстенсивное развитие информационных источников. Количество источников информации увеличивается. Наряду с «традиционными» СМИ появляются «новые», набирающие силу и популярность, «электронные» СМИ, что является закономерной частью технологического развития. Однако происходит и качественное изменение информативных сообщений, и их подачи. Сообщения все больше насыщаются символизмом, призванным оказать влияние на бессознательное внутри нас. Можно смело констатировать, что в революции, вне зависимости от её природы, преимущество получает та сторона, которая контролирует информационные потоки и предлагает более совершенный способ коммуникации.

Литература

1. Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты/ Пер. с англ. С.И.Остнек. - Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2010. - С. 232.

2. Троцкий Л. Перманентная революция. - СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. - С. 93.

3. Лиллекер Д. Политическая коммуникация. С. 228.

4. «Бархатная» революция в Чехословакии: настоятельность новых интерпретаций/«История Антикоммунистических революций конца ХХ века : Центральная и Юго-Восточная Европа / [отв.ред. Ю.С.Новопашин] ; Ин-т славяноведения РАН. - М.: Наука, 2007. - с. 193-280.

5. Вячеслав Никонов. «Жасминовая революция» привела к эффекту «Домино» // Известия. 2011. №13. 27 января 2011. - С. 06.

18 «Восстание в стране фараонов» // Известия. 2011. №13. 27 января 2011. - С. 05.

19 Марина Алешина. «Когда интернет не идет к Магомету» // Известия. 2011. №1. 2 февраля 2011. - С. 05.

20 По данным интервью журнала Foreign Policy c египетским писателем Тареком Османом. Режим оступа: http://www.foreignpolicy.com/artides/2011/02/08/egypt_over_the_brink

117

6. Межуев Б. «Оранжевая революция»: восстановление контекста» //Концепт «Революция» в современном политическом дискурсе / под. Ред. Л.Е.Бляхера, Б.В.Межуева, А.В.Павлова. - СПб.: Алетейя, 2008.- С. 196 - 216.

7. Почепцов Георгий. Революция.сом. Основы протестной инженерии. -М.: «Европа», 2005. - С. 55.

8. Robert L.Helvey. On strategic Nonviolent Conflict: Thinking About the Fundamentals. The Albert Einstein Institution Boston 2004. -P. 79-80.

9. Задорожнюк Э.Г. «История «бархатной революции». 17 ноября - 29 декабря 1989г» // Чехия и Словакия в ХХ веке: очерки истории: в 2 кн. / [отв. ред. В.В. Марьина] ; Ин-т славяноведения. - М. : Наука, 2005. - (ХХ век в документах и исследованиях). - С. 263-332.

10. Howard G. CHUA-EOAN. “An Irresistible Tide” // Time International. 1989. Vol. 48. November 27 . - P. 12-14. & Scott Sullivan. “Now It’s the Czechs” // Newsweek. 1989. Nov. 27 . - P. 8-10.

11. Задорожнюк Э.Г. «История «бархатной революции»... C. 263-332.

12. Apple R.W. “Czech riddle; who’ll lead ?” // The New York Times. 1989. November 26 . №48067. - P. A11. & John Lloyd. “Czech communist Party Leaders quit as Dubcek Returns”// Financial Times. № 31008. 1989. November 25\26.-Р.1.

13. Лиллекер Д. Политическая коммуникация. С. 88.

14. Жильцов С.С. Неоконченная пьеса для «оранжевой» Украины. По следам событий. - М.: Междунар. отношения, 2005. - C. 50.

15. Почепцов Георгий. Революция.сом... C. 31.

16. Михаил Погребинский. Как Украина шла к «оранжевой революции» // «Оранжевая революция». Украинская версия: Сборник / Сост. М.Б.Погребинский - М.: Издательство «Европа», 2005 - С. 123-136.

17. Вячеслав Никонов. «Жасминовая революция» привела к эффекту «Домино» // Известия. 2011. №13. 27 января 2011. - С.

06.

18. «Восстание в стране фараонов» // Известия. 2011. №13. 27 января 2011. - С.05.

Хусайнова Р.Ш.

Студентка V курса факультета русской филологии и журналистики, Елабужского института, Казанского (Приволжского)

Федерального Университета

ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В РОМАНЕ Н.ИЗМАЙЛОВА «УБЫР»: СУБЪЕКТНЫЕ И

ОБЪЕКТНЫЕ

Анноатция

Цель данной работы - раскрыть особенности творчества Ш.Идиатуллина через исследование специфики форм воплощения идеалов писателя в его творческой деятельности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Теоретически осмыслить авторскую позицию в исследуемом романе.

2. Проанализировать роман «Убыр» в избранном теоретическом аспекте, на основе соотношения субъектных и объектных форм выражения авторской позиции.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что текст романа «Убыр» впервые анализируется как художественное целое в избранном теоретическом аспекте.

Ключевые слова: образ автора, субъектные и объектные формы, персонаж, герой.

Khusainova R.S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fifth-year student of the faculty of Russian Philology and journalism, Elabuga Institute, Kazan (Volga) Federal University FORMS OF IMPLEMENTATION OF THE AUTHOR'S POSITION IN THE NOVEL N. IZMAILOVA "UBER": SUBJECT

AND OBJECT

Abstract

The aim of this paper is to reveal the peculiarities of creativity W. Idiatullina through study of the specific forms of embodiment of the ideals of the writer's creative activity.

To achieve this goal the following tasks:

1. To interpret theoretically the author's position in the analyzed novel

2. To analyze the novel "Uber" certain theoretical aspect, the ratio between subject and object forms of expression of the author's position

Scientific novelty of the study due to the fact that the text of the novel "Uber" first parsed as artistic unity in the chosen theoretical aspect.

Keywords: image of the author, subject and object form, hero, character.

В художественной литературе, особенно в прозе, кроме автобиографического произведения, автор непосредственно в тексте находиться не может. Сущность автора определяется его «вненаходимостью», в результате чего в тексте он всегда «опосредован» — субъектными или внесубъектными формами. Формы присутствия автора в произведении разнообразны. Главными «изображающими» субъектными формами выражения авторской позиции в прозаическом произведении являются такие формы,

1. «образ автора»

2. «повествователь»

3. «рассказчик», или, используя термины современного западного (особенно немецкого) литературоведения, «имплицитный автор»

4. «нарратор» и другие.

С этими разными «высказывающими» формами теснейшим образом связаны проблема точки зрения (Б.А.Успенский), слова «своего и чужого» (М.М.Бахтин), то есть проблема повествования и стиля в художественном тексте. «Образ автора», «повествователь», «рассказчик» — до сих пор литературоведы трактуют эти термины неоднозначно, иногда даже противоречиво. Нередко само понятие «автор» смешивается с этими понятиями. По мнению Б.О.Кормана, «по мере того, как субъект становится и объектом сознания, он отдаляется от автора». Другими словами, по Б.О.Корману, «чем в большей степени субъект сознания становится определенной личностью со своим особым складом речи, характером, биографией, тем в меньшей степени он выражает авторскую позицию»[4, с.174]. Как мы видим, здесь подразумеваются лишь внешняя дистанция и несходство между автором и другими субъектами сознания. Авторское художественное намерение, или его намеренная «вненаходимость», как нам кажется, не учитывается.

В понятие «образ автора», который введен в литературоведение В.В.Виноградовым, разными учеными вкладывается разное содержание. Так, трактовка М.М. Бахтина может быть применена не только к художественной литературе. «Образ автора» — одна из форм существования автора в своем творении, но «в отличие от реального автора созданный им образ автора лишен непосредственного участия в реальном диалоге, он может участвовать в нем лишь через целое произведение. Однако он может участвовать в сюжете произведения и выступать в изображенном диалоге с персонажами». Здесь акцентируется вторичность этого образа и отличие его от реального автора. Значит, существует некая иерархическая система: «автор реальный», который не может

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.