Научная статья на тему 'Особенности осуществления организации практики'

Особенности осуществления организации практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТ / ПРАКТИКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ДОГОВОР / EDUCATION / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / STANDARD / COMPETENCE / CONTRACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведенко М. Ю.

В связи с тем, что сегодня профессиональная конкурентоспособность выступает основным показателем уровня профессиональной квалификации любого специалиста, в данной статье раскрываются особенности организации учебной, производственной и преддипломной практик студентов, обучающихся на факультете сервиса и туризма Сахалинского государственного университета по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», как в Сахалинской области, так и за пределами Российской Федерации. Также в статье определяются задачи для каждого вида практики и описываются компетенции, формирующиеся при прохождении каждого вида практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведенко М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION PRACTICES

According to the fact that today professional competitiveness is the main figure of the level of the professional qualification of any specialist characteristics of the organization of educational, intership and undergraduate practice of students, studying in the faculty of service and tourism of Sakhalin State University (100103.65 «Social-Cultural Service and Tourism») both in Sakhalin region and outside the Russian Federation are described in this article. Also the tasks for each practice are defined and competences that are formed during the passage of each type of practices are described in this article.

Текст научной работы на тему «Особенности осуществления организации практики»

ний северо-западного рынка труда и отдельных работодателей, зования. Четкое определение содержания учебной работы

в рамках этого направления развития деятельности СПГУВК с обеспечением последующих связей имеет большое теорети-

актуальным является и разработка учебного плана для магист- ческое и практическое значение. Преемственность содержания

ратуры, и программ по круизному туризму. профессионального образования реализуется в учебной лите-

В заключение отметим, что в образовательном комплексе ратуре, в методических пособиях и материалах к учебным заня-

ФГОУ ВПО СПГУВК следует развивать не только преемствен- тиям, в оборудовании лабораторий и объектов производствен-ность между программами обучения ФГОС ВПО и ФГОС СПО, ной практики преподавателей вуза.

но и создать концепцию преемственности в нормативном и Преемственность в содержании профессиональных обра-

учебно-методическом сопровождении формирования вариатив- зовательных программ предусматривает согласованность тех-

ной составляющей ОПОП; внедрить в учебный процесс преем- нологий, форм и методов обучения. Именно содержательный

ственные образовательные технологии, обеспечивающие фор- компонент обусловливает выбор средств, методов и приемов

мирование квалифицированного компетентного специалиста. обучения; ориентирует на создание определенных педагогиче-

Содержательная преемственность обеспечивается по- ских условий; обеспечивает связь в целях, содержании, средст-

средством согласования содержания образования на уровнях вах, методах и приемах, формах обучения; исключает случай-

среднего и высшего, постдипломного профессионального обра- ность и стихийность образовательного процесса.

Библиографический список

1. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. - М., 2005.

2. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) [Э/р]. - Р/д:

http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm

3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионо-вой. - СПб., 2004.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. - № 1662-р.

5. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения - СПб., 2004.

Bibliography

1. Bayjdenko, V.I. Kompetentnostnihyj podkhod k proektirovaniyu gosudarstvennihkh obrazovateljnihkh standartov vihsshego professionaljnogo obrazovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosih): metodicheskoe posobie. - M., 2005.

2. Gosudarstvennihe obrazovateljnihe standartih vihsshego professionaljnogo obrazovaniya (GOS VPO) [Eh/r]. - R/d:

http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm

3. Kompetentnostnihyj podkhod v pedagogicheskom obrazovanii: Kollektivnaya monografiya / pod red. prof. V.A. Kozihreva i prof. N.F. Radionovoyj. -SPb., 2004.

4. Koncepciya dolgosrochnogo socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii na period do 2020 goda // Rasporyazhenie Praviteljstva Rossiyjskoyj Federacii ot 17 noyabrya 2008 g. - № 1662-r.

5. Khutorskoyj, A.V. Praktikum po didaktike i sovremennihm metodikam obucheniya - SPb., 2004.

Статья поступила в редакцию 08.07.11

УДК 378

Medvedenko M.Y. FEATURES OF ORGANIZATION PRACTICES. According to the fact that today professional competitiveness is the main figure of the level of the professional qualification of any specialist characteristics of the organization of educational, intership and undergraduate practice of students, studying in the faculty of service and tourism of Sakhalin State University (100103.65 «Social-Cultural Service and Tourism») both in Sakhalin region and outside the Russian Federation are described in this article. Also the tasks for each practice are defined and competences that are formed during the passage of each type of practices are described in this article.

Key words: education, higher professional education, standard, competence, contract.

М.Ю. Медведенко, ст. преподаватель каф. теории и методики сервисной деятельности и туризма ГОУ

ВПО ««Сахалинский государственный университет»,г. Южно-Сахалинск, E-mail: m1m2m3@list.ru

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ

В связи с тем, что сегодня профессиональная конкурентоспособность выступает основным показателем уровня профессиональной квалификации любого специалиста, в данной статье раскрываются особенности организации учебной, производственной и преддипломной практик студентов, обучающихся на факультете сервиса и туризма Сахалинского государственного университета по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», как в Сахалинской области, так и за пределами Российской Федерации. Также в статье определяются задачи для каждого вида практики и описываются компетенции, формирующиеся при прохождении каждого вида практики.

Ключевые слова: образование, высшее профессиональное образование, стандарт, практика, компетенция, договор.

В условиях параллельного существования государственного и негосударственного (частного) образования складывается конкуренция за качество выпускаемых специалистов, способных занять достойное место на современном рынке труда. Профессиональная конкурентоспособность выступает сегодня стержневым показателем уровня профессиональной квалификации любого специалиста. Требования, предъявляемые к квалификации выпускников, постоянно меняются. Особенно это стало очевидным в последнее десятилетие, когда специалисты все в большей мере нуждаются в междисциплинарных знаниях и умениях, которые дают им возможность анализировать, моделировать, трансформировать и использовать информацию применительно к разным ситуациям и системам. Приемлемы не

общие критерии качества подготовки специалистов («должен быть готов к...», «понимать...», «иметь представление о...», «знать...» и т. д.), а конкретно сформулированные, необходимые в данном квалификационном формате качества специалиста [2, с. 84].

Профессиональная компетентность специалистов сервиса и туризма обеспечивается не только реформированием содержания профессионального образования, но и реформированием организационных методик, когда очевидна необходимость формирования устойчивой взаимосвязи образования с производством. Именно эта взаимосвязь позволяет обеспечить развитие высшего образования, адекватного потребностям производства на современном этапе.

Не секрет, что ни одна, даже самая мощная теоретическая подготовка специалистов не заменит практических навыков, которые, как правило, приобретаются путем проб и ошибок. В целях реализации государственного образовательного стандарта образовательные программы любого учебного заведения включают в себя в том числе и производственную практику (п. 6.1 ст. 9 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.92 «Об образовании») [3]. О необходимости прохождения практики говорится также в пункте 5 статьи 5 Федерального закона от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее - Закон № 125-ФЗ) [4].

Требования к организации практики определяются Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, в частности, по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм».

Основными видами практики студентов факультета сервиса и туризма Сахалинского государственного университета являются:

• учебная;

• производственная;

• преддипломная.

Учебная практика, как правило, проводится на втором курсе.

К основным задачам учебной практики следует отнести:

- знакомство с основами будущей профессиональной деятельности;

- получение сведений о специфике избранной специальности;

- владение первичными профессиональными умениями и навыками.

В процессе прохождения учебной практики происходит формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, толерантно относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способность к межкультурным коммуникациям в гостиничной и туристической индустрии;

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы в туризме, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

- способность к работе в трудовых коллективах предприятий гостиничной индустрии и сферы туризма [9].

Производственная практика для студентов факультета сервиса и туризма СахГУ проводится на 2 (3 года обучения) и 3 (5 лет обучения) курсах.

Существенными задачами производственной практики являются:

- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

- приобретение необходимых практических умений и навыков, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускника.

В процессе прохождения производственной практики происходит формирование вышеперечисленных общекультурных и профессиональных компетенций:

- готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, толерантно относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способность к межкультурным коммуникациям в гостиничной и тур индустрии;

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы в туризме, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

- способность к работе в трудовых коллективах предприятий гостиничной индустрии и сферы туризма, а также:

- готовность к реализации проектов в гостиничной индустрии и сфере туризма;

- готовность к разработке гостиничного и туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий;

- готовность к применению инновационных технологий в гостиничной индустрии и сфере туризма [9].

Преддипломная практика подводит итоги всего обучения и, как правило, проводится на 3 курсе (3 года обучения) и 5 (5 лет обучения) курсах.

К основным задачам преддипломной практики необходимо отнести:

- проверку и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин;

- приобретение практических знаний и опыта работы по специальности;

- проверку профессиональной готовности будущего специалиста в самостоятельной трудовой деятельности;

- сбор материала для выполнения выпускной квалификационной работы.

В процессе прохождения преддипломной практики происходит окончательное формирование вышеперечисленных общекультурных и профессиональных компетенций.

Учебная, производственная и преддипломная практики, предусмотренные государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляются на основе договоров между образовательными учреждениями и различными предприятиями, организациями.

На основании таких договоров любые организации, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию (п. 9 ст. 11 Закона № 125-ФЗ) [4].

Порядок прохождения практики студентами регулируется программой и положением по организации и проведению практики студентов факультета сервиса и туризма Сахалинского государственного университета.

Во время прохождения всех видов практик практикант обязан вести календарно-тематический план и составлять по ее окончании отчет, в котором будут отражены результаты его работы. Форма и вид отчетности определяются методическими указаниями и рекомендациями, разработанными преподавателями кафедры теории и методики сервисной деятельности и туризма факультета сервиса и туризма СахГУ. В разработанных документах специалисты организации, осуществляющие руководство практикой студентов, делают соответствующие записи и оценивают работу студентов. Они отмечают и успехи студентов, и посещаемость и т. д.

Оценка по практике или зачет приравниваются к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитываются при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Руководители практики высшего учебного заведения:

- разрабатывают тематику индивидуальных заданий;

- принимают участие в распределении студентов по рабочим местам или по видам работ;

- несут ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;

- осуществляют контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

- оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной (квалификационной) работе;

- оценивают результаты выполнения студентами программы практики.

В трудовом договоре устанавливается продолжительность рабочего дня студентов на время практики:

- для получения первичных профессиональных умений и навыков, связанных с выполнением производительного (физического) труда на производственном объекте, студентам в возрасте от 15 до 16 лет - не более 24 часов в неделю, а в возрасте от 16 до 18 лет и старше - не более 35 часов в неделю в силу ст. 92 ТК РФ [7];

- при прохождении практики по профилю специальности и преддипломной практики для студентов в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю, а в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ) [7].

С момента заключения трудового договора на студента-практиканта распространяется трудовое законодательство, и он подлежит государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками. Несчастный случай, произошедший с практикантом, подлежит расследованию в установленном ст. ст. 227-230.1 ТК РФ порядке [7]. Также на весь период производственной практики на студента-работника распространяются правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда и иные локальные нормативные акты организации.

При решении вопроса о необходимости заключения договора со студентом-практикантом нужно все-таки исходить из того, возникают ли трудовые отношения между организацией и студентом либо студент при прохождении практики только обучается.

Как известно, трудовыми признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором (ст. 15 ТК РФ) [7].

Таким образом, если при прохождении практики студенту с его согласия поручается выполнение трудовой функции (выполнение работы по какой-либо должности, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работы) и студент обязуется подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, такие отношения должны быть квалифицированы как трудовые и оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Профессиональную подготовку специалистов сферы сервиса и туризма можно рассматривать как процесс овладения знаниями, навыками и умениями, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности и имеющими

целью ускоренное приобретение навыков, необходимых для выполнения работы или группы работ, и не предусматривающими повышение образовательного уровня обучающегося.

Факультет сервиса и туризма СахГУ сотрудничает с 45 предприятиями сферы сервиса и туризма Сахалинской области. Кроме этого, студенты имеют возможность осуществлять все виды практик за пределами Российской Федерации:

- Китай: посещение предприятий сферы сервиса и туризма, туристских объектов городов Харбин, Пекин, Далянь, Выйхай, Байдайхэ;

- Южная Корея: остров Чеджу, города Сеул, Пусан;

- Таиланд: обучение в Азиатском Университете. Данный вид практики осуществляется в летний период, по окончании обучения студенты проходят контрольный тест и получают международный сертификат;

- Южная Корея: обучение в ДОНГСО Университете. Данный вид практики осуществляется в течение шести месяцев (зимне-весенний период). По окончании обучения студенты проходят контрольный тест и получают международный сертификат.

Необходимо отметить, что главной задачей социального взаимодействия традиционно является поддержание баланса интересов работодателей, который постоянно изменяется под воздействием научно-технического прогресса, конкуренции и других основополагающих тенденций современного социального и экономического развития современного рынка труда.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Инструктивное письмо «Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 03.08.2000. - № 14-55-484 ин/15.

2. Медведенко, Н.В. Основные параметры, характеристика и требования к педагогическому контролю будущих менеджеров в вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4.

3. Об образовании: Федеральный закон от 10.07.92 № 3266-1: сб. законов РФ.

4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 г. - № 125-ФЗ: сб. законов РФ. - № 36.

5. СТП 1.001-2003 Система вузовской учебной документации. Основные положения.

6. СТП 1.002-2003 Система вузовской учебной документации. Формы организации учебного процесса.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. - № 197-ФЗ.

8. Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сахалинский государственный университет» от 20.01.2011. - № 01/2011.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Bibliography

1. Instruktivnoe pisjmo «Rekomendacii po organizacii praktiki studentov obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj vihsshego professionaljnogo obrazovaniya» ot 03.08.2000. - № 14-55-484 in/15.

2. Medvedenko, N.V. Osnovnihe parametrih, kharakteristika i trebovaniya k pedagogicheskomu kontrolyu buduthikh menedzherov v vuze // Sibirskiyj pe-dagogicheskiyj zhurnal. - 2008. - № 4.

3. Ob obrazovanii: Federaljnihyj zakon ot 10.07.92 № 3266-1: sb. zakonov RF.

4. O vihsshem i poslevuzovskom professionaljnom obrazovanii ot 22 avgusta 1996 g. - № 125-FZ: sb. zakonov RF. - № 36.

5. STP 1.001-2003 Sistema vuzovskoyj uchebnoyj dokumentacii. Osnovnihe polozheniya.

6. STP 1.002-2003 Sistema vuzovskoyj uchebnoyj dokumentacii. Formih organizacii uchebnogo processa.

7. Trudovoyj kodeks Rossiyjskoyj Federacii ot 30.12.2001. - № 197-FZ.

8. Ustav federaljnogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovateljnogo uchrezhdeniya vihsshego professionaljnogo obrazovaniya «Sakhalinskiyj gosu-darstvennihyj universitet» ot 20.01.2011. - № 01/2011.

9. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 100400 «Turizm» (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr»).

Статья поступила в редакцию 01.10.11

УДК 378.1+37.018.46

Melnikova N.S. CONCEPT OF IMPROVING THE QUALITY OF PUBLIC OFFICERS EDUCATION(TRAINING) BASED ON INNOVATIVE POTENTIAL OF THE MOTIVATIONAL PROGRAMM - ORIENTED APPROACH TO MANAGEMENT. The article presents the conceptualizing of quality training improvement of public servants by using the innovative potential of motivational program-oriented approach to management as an integrative result of both global systems in management science directions: be-haviorist and rationalistic one. Now it is high time to develop two biggest directions: public service and high education system. Innovative technologies intensify this process and precipitate the successful integration of Russia in the Bologna process. The modern society needs high qualified experts and it gives us an opportunity to use the innovative potential of motivational program-oriented approach to management to profit the both systems.

Key words: motivational program-oriented approach to management, high education system, modernization, the technology, innovative potential, public service, lifelong learning, competence, competent approach, conceptualizing, management technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.