Научная статья на тему 'Особенности орнаментации костяных изделий средневековых памятников Пермского Предуралья'

Особенности орнаментации костяных изделий средневековых памятников Пермского Предуралья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
985
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРМСКОЕ ПРЕДУРАЛЬЕ / ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / ЛОМОВАТОВСКО-РОДАНОВСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕЗЬБА ПО КОСТИ / ДЕКОР / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ / PERM CIS-URALS / MIDDLE AGES / LOMOVATOVO-RODANOVSKAYA CULTURE / BONE CARVING / DECORATION / GEOMETRICAL ORNAMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маврина Е.А.

В статье рассматриваются вопросы орнаментации средневековых изделий из кости и рога Пермского Предуралья на примере предметов туалета и украшениях. Описывается систематизации основных элементов геометрического орнамента и их соотнесение с резным декором костяных изделий чепецких городищ. Представлены некоторые аспекты орнаментации, характерные для культуры финно-угров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF ORNAMENTATION OF BONE ARTIFACTS FROM MEDIEVAL ARCHEOLOGICAL SITES OF THE PERM CIS-URALS

Тhe article deals with ornamentation of medieval items of clothing and adornments made of bones and horns found on the territory of the Perm Cis-Urals. Basic elements of geometric ornament are systematized and compared to the bone carved decorations from Chepetsk settlements. Certain aspects of ornamentation characteristic of the Finno-Ugric culture are described.

Текст научной работы на тему «Особенности орнаментации костяных изделий средневековых памятников Пермского Предуралья»

Труды КАЭЭ ПГГПУ

выпуск 10

Пермь, 2015

Маврина Е.А.

(Пермский филиал Российской академии живописи, ваянния и зодчества, Пермь)

ОСОБЕННОСТИ ОРНАМЕНТАЦИИ КОСТЯНЫХ ИЗДЕЛИИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПАМЯТНИКОВ ПЕРМСКОГО ПРЕДУРАЛЬЯ

Ключевые слова: Пермское Предуралье, эпоха Средневековья, ломоватовско-родановская культура, резьба по кости, декор, геометрический орнамент.

В статье рассматриваются вопросы орнаментации средневековых изделий из кости и рога Пермского Предуралья на примере предметов туалета и украшениях. Описывается систематизации основных элементов геометрического орнамента и их соотнесение с резным декором костяных изделий чепецких городищ. Представлены некоторые аспекты орнаментации, характерные для культуры финно-угров.

Mavrina E.A.

(Perm Branch of the Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture, Perm)

SPECIFICITY OF ORNAMENTATION OF BONE ARTIFACTS FROM MEDIEVAL ARCHEOLOGICAL SITES OF THE PERM CIS-URALS

Keywords: Perm Cis-Urals, Middle Ages, Lomovatovo-Rodanovskaya culture, bone carving, decoration, geometrical ornament

ne article deals with ornamentation of medieval items of clothing and adornments made of bones and horns found on the territory of the Perm Cis-Urals. Basic elements of geometric ornament are systematized and compared to the bone carved decorations from Chepetsk settlements. Certain aspects of ornamentation characteristic of the Finno-Ugric culture are described.

При изучении археологического материала, в частности, изделий из кости и рога, исследователь никогда не обходится без тщательного описания декора предметов (разумеется, при его наличии). Это необходимо для классификации предметов, определения их этнической принадлежности, семантической нагрузки и культовой значимости вещи. Систематизация орнаментальных мотивов, изучение способов их нанесения являются необходимой частью археологической реконструкции. Хотя в данной области исследований археологам не редко приходится прибегать к методам и терминологической базе искусствоведения и этнографии.

Любой исследователь изделий косторезного производства, будь то описание технологического процесса или рассмотрение вопроса специализации ремесла, обращается к проблеме определения разновидностей декора и его мотивов. В работах ученых, рассматривающих изделия из кости и рога по материалам средневековых памятников Древней Руси и приграничных территорий, орнамент прорабатывался на разном уровне. Элементы декора могут упоминаться как часть описания предметов (Давидан, 1966, с. 103-115; Шовкопляс, 1954, с.27-32) или являться объектом специального исследования (Арматынская, 1995, с.84-97; Флёрова, 1998, с.86-99; Флёрова, 2001, с. 125-132). В большинстве публикаций орнамент выступает в роли источника информации для выявления характера косторезного производства.

- 152 -

Труды КАЭЭ ПГГПУ

выпуск 10

Пермь, 2015

Достаточно полно в литературе описаны предметы из кости и рога, относящиеся к ремесленным центрам Древней Руси. В монографии Б.А. Рыбакова определены отдельные мотивы орнамента, получившие наибольшее распространение, названы инструменты и способы нанесения декора (Рыбаков, 1948, с. 414-416). В специальном исследовании по технологии обработки кости С.А. Изюмовой (Изюмова, 1949, с.15-25) техника художественного

декорирования предметов описывается более подробно, определяется инструментарий резчика. Достаточно основательно описаны этапы изготовления костяных предметов в Волжской Болгарии, в том числе, и декорирование изделий (Закирова, 1988, с.236-237).

Наиболее изученные категорий изделий косторезного производства - гребни и копоушки. Подробно описаны древнерусские гребни и расчески. По материалам Старой Ладоги (Давидан, 1968, с.54-63; Давидан, 1962, с.95-108) и Новгорода Великого (Бочаров, 1969, с.97-107; Колчин, 1958, с. 101-108; Рыбина, 1997, с.19-22) проведена типологизация находок, их хронологизация и искусствоведческий анализ. Широко освещены в научных изданиях и финно-угорские материалы (Голубева, 1979, с.58-60; Иванова, 1998, с. 155-195; Кондратьева, 2011; Фехнер, 1963, с.39-42).

Попытку классифицировать орнамент по основным элементам орнамента и способу его нанесения предприняла В.Е. Флёрова в своей монографии (Флёрова, 2001, с. 125—132). Автор разделяет орнамент костяных изделий по техническим приемам резьбы на следующие виды: резной, циркульный, пропильной, точёный, рельефный и прорезной. Видам нанесения соответствуют свои типы орнамента. Например, в резном декоре выделяются элементы: зигзаг, «ёлочка», насечки и т.д.

О.В. Арматынской (Арматынская, 1995, с.84-97) проведена систематизация орнамента коллекции чепецкой резной кости, состоящей более чем из пятисот декорированных изделий. Были выделены базовые фигуры геометрического орнамента: точки, «чешуйка», «флажки», заштрихованные полосы, треугольники, ромбы, ломаные полосы и др. Данная система использовалась М.Г. Ивановой в труде, обобщающим результаты исследований городища Иднакар (Иванова, 1998, с. 155-194).

При рассмотрении орнаментации костяных изделий ломоватовско-родановских памятников, и их сравнительном анализе с материалами ближайших территорий, также заселенных финно-угорским населением (чепецкие городища), выявились определенные закономерности и аналогии в категориях цельных односторонних гребней с зооморфными мотивами на спинке и копоушках. Вследствие этого выводы О.В. Арматынской могут быть применимы и для классификации костяных изделий Пермского Предуралья. Характерным для местных изделий будет элемент «флажок» (рис. 1/1, 18, 19, 22; рис. 3/2:7), «чешуйка» (рис.1/4-6, 12; рис.3/2: 6). Для предметов ломоватовско-родановской культуры будут применимы и другие элементы.

В работах Г.Т. Ленц рассматриваются вопросы становления ремесленного производства по материалам родановских памятников, уделяестя особое внимание анализу основных групп предметов из кости и рога и описанию технологического процесса (Ленц, 2004, с.58-77; Ленц, 2002, с. 217-242). К более детальному изучению орнамента и описанию основных закономерностей его расположения обращается Н.Б. Крыласова. Изучая особенности материальной культуры средневековых жителей Прикамья, автор подробно останавливается на классификации костяных предметов, детально описывает основные типы предметов, их орнаментики, обращается к вопросам о мифологическом значении

- 153 -

Труды КАЭЭ ПГГПУ

выпуск 10

Пермь, 2015

декора находок (Крыласова, 2007, с. 216-223, с. 248-289; Крыласова, 2004, с.47-57; Крыласова, 2007б, с.78; Материальная культура., 2010, с. 137-139, с.150-166).

Полученные данные и разработанные исследователями методики работы с предметами из кости и рога могут служить основательной базой для дальнейшей систематизации элементов орнамента и изучению инструментов их нанесения. Помощь в разработке классификации орнамента могут оказать издания, посвященные истории и типологии орнамента (Фокина, 2000, с. 5-10) и справочники, разработанные для музейных работников (Система научного..., 2003, с.389-391). В данных изданиях приводится система разделения декора по характеру изображения, описываются основные составные элементы орнамента.

Продемонстрировать базовые элементы, являющиеся типичными для местного косторезного производства, лучше всего можно на группе предметов туалета и украшений: гребни, копоушки, пуговицы, подвески (Ленц, 2002, с.229).

В изделиях из кости и рога данной группы встречаются два основных типа декора: геометрический орнамент и изобразительные мотивы, выполненные в различных техниках художественной резьбы.

Техника художественной резьбы, наиболее подходящим материалом для которой служит кость (Виды., 1959, с.239), на местных изделиях представлена двумя видами: контурная резьба (гравировка) и прорезная или ажурная резьба. Техника контурной резьбы характерна для геометрического орнамента, охватывающего все группы косторезных изделий. Ажурная резьба представлена относительно небольшими по сравнению с общим количеством костяных и роговых предметов категориями зооморфных гребней и копоушек. В технике прорезной резьбы выполнены зооморфные изображения на верхнем крае гребня и небольшие детали на копоушках.

Из предметов туалета и украшений наиболее разнообразной по декору является группа гребней, которая подразделяется по количеству составных частей (цельные/ составные) и рядов зубьев (односторонние/ двухсторонние).

Цельные односторонние гребни с зооморфными мотивами на спинке наиболее характерны для населения Пермского Предуралья (Материальная культура., 2010, с.150). Гребни выполнены из роговых пластин и имеют отверстие для подвешивания. Верхний край пластины украшен парными изображениями животных, которые исследователями определяются как силуэты коней, куниц или соболей (Ленц, 2002, с.234). Более крупные изображения трактуются как фигуры медведя или лося (Крыласова, 2007а, с. 249-250).

В зооморфном декоре прослеживаются два основных мотива. В первом варианте (рис. 1/1, 4, 5, 7) на спинке располагаются прорезные силуэты двух обращенных друг к другу животных. Второй вариант расположения (рис. 1/6, 8; рис. 2/10) - головы животных (коней) обращены в противоположные стороны.

По форме гребни условно можно разделить на близкие к трапеции и прямоугольнику (Материальная культура., 2010, с. 249). Вне зависимости от формы, расположение самих животных на гребнях схожее. Композиционно фигуры направлены вверх, навстречу друг к другу, соединяясь передним лапами.

Характерной особенностью гребней с первым вариантом расположения зооморфных изображений служит геометрический орнамент, заполняющий большую часть роговой пластины. Сам декор, нанесенный в технике гравировки, орнаментальными полосами или сетками (равномерное заполнение поверхности орнаментом), образует косую решетку, составленную из чередующихся заштрихованных и «пустых» треугольников (вариант негативно-позитивного

- 154 -

Труды КАЭЭ ПГГПУ

выпуск 10

Пермь, 2015

орнамента), или элемента «чешуйка» (рис.3/2: 6, 16). Н.Б. Крыласова отмечает особенность расположения этих элементов на некоторых гребнях. Так, на одной стороне гребня, как правило, помещен чешуйчатый орнамент, а с другой стороны - «негативно-позитивный» (Материальная культура..., 2010, с. 151).

Еще один вариант орнамента - сетка, образованная повторяющимся элементом «флажок». На гребне с Саламатовского городища (рис. 1/1) этот элемент с двух сторон гребня образует орнаментальные полосы. С одной стороны орнамент дополнен арочными (чешуйчатыми) элементами, с другой стороны дополнительный декор образует трехъярусную пирамиду из флажковых элементов, схожих с элементами на гребне из Старой Ладоги (Кондратьева, 2011, рис. 4).

Базовые элементы геометрического орнамента («чешуйка» прямолинейные элементы, сетка из заштрихованных треугольников) данного типа односторонних гребней и их размещение на пластине объединяют изделия с различных территорий, населяемых финно-уграми: Прикамье, Башкирия, центральная Россия (рис. 1/1, 2, 4, 5, 7). Сходство композиционно-стилистического оформления рассматриваемого типа гребней отмечала О.А. Кондратьева (Кондратьева, 2011, с. 23-24). По находкам с данных территорий можно говорить об определенной целостности в орнаментике изделий из кости и рога финских племен, что подтверждается при рассмотрении декора других категорий предметов.

При рассмотрении отличий орнаментики одной стороны от другой в гребнях с изображением двух обращенных друг к другу животных в полный рост, сделать выводы о наличии определенной закономерности в финно-угорском косторезном производстве пока не представляется возможным.

Второй распространенный вариант размещения на гребне (компоновки) зооморфного декора - две обращенные в противоположные стороны головки коней. Подобные изделия близки друг другу по форме, но имеют свои особенности по степени стилизации и трактовки головок коней (подгруппа 2 по предложенной Н. Б. Крыласовой классификации (Крыласова, 2007б, с. 75-77)).

В данной группе гребней элементы контурной резьбы представлены более широким вариативным рядом элементов декора и их сочетаний. Линейный орнамент представлен прямолинейными и чешуйчатыми элементами. Поперечные орнаментальные пояски составлены из различных комбинаций горизонтальных и наклонных линий (выстроены по типу плетенки, ломаной линии, волны), негативно-позитивным мотивом (зигзаги, ромбы, зубчатые линии, выстроенные из гладких и заштрихованных треугольников) и горизонтальными линиями с насечкой. Чешуйчатые элементы выстраиваются по типу сетки в несколько ярусов. Сочетания первого и второго типов на гребнях образуют отдельные горизонтальные полоски «чешуйчатых» элементов и заполненных треугольников (рис. 1/6).

Еще одна особенность данной группы односторонних цельных гребней -наличие орнаментальных полос с насечками вдоль шей коньков, напоминающих стилизованное изображение гривы (рис. 1/6, 8).

Набор базовых элементов будет однороден для местных изделий и находок с чепецких городищ. О полном совпадении говорить невозможно, т. к. не встречено примеров полностью совпадающих по основным мотивам и расположению орнамента. Но сохраняется однородность мотивов. В целом, гребни с различных территорий вписываются в общую стилистику косторезного промысла финно-угров.

- 155 -

Труды КАЭЭ ПГГПУ

выпуск 10

Пермь, 2015

Более простая по способам декорирования группа изделий - арочные односторонние гребни (рис. 2/12, 14, 15, 17-19). Для них характерна стандартная форма в виде полуовала с небольшим расширением книзу у окончания зубьев. На небольшом расстоянии от верхнего края имеется отверстие для подвешивания. Декор арочных гребней представлен различными сочетаниями элементов циркульного орнамента (рис.3/3: 1, 2, 4), состоящих из одной или двух окружностей с точкой посередине. Циркульный («глазковый») орнамент не несет какой-либо этнической окраски. Рыбаков определяет его как «наиболее употребляемый орнамент для костяных изделий всех народов во все времена» (Рыбаков, 1948, с.414). В местных изделиях циркульные элементы также появляются в декоре рукоятей, амулетов - подвесок, разновидностей цельных двухсторонних гребней, составных расчесок и других изделий.

Наиболее типичная комбинация для арочных гребней - расположенные в ряд на одной линии три циркульных элемента с одинарной, реже с двойной окружностью. Еще один распространенный вариант - три группы из трех «глазковых» элементов с одной окружностью. Элементы в группе образуют пирамидку (рис. 2/15, 17, рис.3/3: 2). Встречаются гребни, где циркульные элементы заполняют всю поверхность костяной пластины (рис. 2/14, 18). Элементы распределяются равномерно по сетке или повторяют силуэт предмета.

Составные односторонние гребни (расчески) представлены небольшими изделиями из рога с футлярами (рис. 2/1-7), состоящими из орнаментированных накладок, полукруглых в сечении. Гребни декорированы геометрическим линейным орнаментом, в котором наиболее характерным элементом можно назвать косую решетку (рис. 2/4-6), образованную пересечением сдвоенных наклонных линий. Её место мог занимать зигзагообразный элемент, также из двойных линий (рис. 2/1, 3). Эти элементы обрамлялись вертикальными линиями, образующими орнаментальные полосы.

На расческе второго типа из Рождественского городища (рис. 2/2) накладки орнаментированы двумя аналогичными группами, напоминающими элемент «ёлочка» из двойных линий (рис.3/ 2: 14).

Цельные двухсторонние гребни (рис. 2/8, 11, 13, 16) подразделяются на прямоугольные различных пропорций: узкие, широкие, и гребни, у которых ширина значительно превышает высоту, и трапециевидные (Крыласова, 2007а, с.275-279). Каждая группа двухсторонних гребней отличается лаконичным декором и небольшим набором элементов орнамента.

Для большинства двухсторонних гребней определяющим является наличие прочерченных вдоль начала зубьев линий, от одной до четырех (рис.3/2: 2). На узких (вытянутых по высоте) гребнях горизонтальные линии дополнены двумя рядами циркульных элементов ближе к центру пластины.

Трапециевидные гребни отличаются большим разнообразием декора. Помимо вариантов с прочерченными вдоль основания зубьев линиями, встречается мотив, где горизонтальные линии дополнены насечками. Направленные внутрь и расположенные в шахматном порядке, насечки и продольные линии образуют подобие шнурового орнамента (рис. 2/8; рис.3/ 2: 4).

Из группы составных двухсторонних гребней найден небольшой трапециевидный гребень с орнаментированными накладками и фрагмент прямоугольного гребня. В первом изделии - поверхность накладки покрыта замысловатым орнаментом из заштрихованных треугольников, вертикальных линий и четырех «глазковых» элементов. На фрагменте с накладкой виден ряд кружковых элементов. По форме накладки (трапециевидной в сечении) и декору

- 156 -

Труды КАЭЭ ПГГПУ

выпуск 10

Пермь, 2015

фрагмент прямоугольного наборного гребня аналогичен изделиям, найденным при раскопках древнерусских городов (Кондратьева, 2011, рис. 28/1,2; рис. 31).

Еще одна распространенная категория предметов туалета для ломоватовско-родановских памятников - копоушки, которые по набору элементов геометрического орнамента, изобразительного декора и видам резьбы близки к односторонним цельным роговым гребням с зооморфными изображениями на спинке. Для копоушек типичен тот же набор базовых элементов: «чешуйки», заштрихованные треугольники, «флажки», косая решетка, «ёлочка», зигзагообразные линии и «плетенки», насечки, точечные и циркульные элементы. Небольшие детали зооморфного декора в виде стилизованных звериных голов с «ушками» (Материальная культура..., 2010, с.164), выполненные в технике контурной резьбы с небольшой моделировкой объема, также отсылают нас к гребням с зооморфным декором на спинке.

При сравнительном анализе копоушек местного происхождения и находок с чепецких памятников, прослеживаются аналогии по композиционному строю и набору базовых элементов (рис. 1/12-25). Так, типичным будет орнамент из двух симметрично расположенных рядов заштрихованных треугольников, иногда дополняемых продольными линиями или линиями с насечками, образующими «шнур» (рис. 1/12-16). Отдельные экземпляры будут почти идентичны. В построении орнамента преобладает зеркальная симметрия с осью, проходящей вдоль изделия (посередине), что было отмечено и для чепецких костяных изделий (Арматынская, 1995, с. 86).

Еще один объединяющий фактор - широкое применение элементов «флажок» и «чешуйка» (рис. 1/12, 18-20, 22-25). Элемент «флажок» присущ костяным изделиям финно-угорских народов разных территорий, охватывая не только Прикамье, но и территории центральной России (Фехнер, 1963, с. 40-42). Например, орнаментация копоушек из ярославских курганов (Фехнер, 1963, рис. 23/1-9) будет идентична изделиям с городища Иднакар (Иванова, 1998, рис.67-68). Сам флажковый элемент на представленных находках стандартен, образован двумя деталями - флажками, совмещающимися при повороте на 180°.

В целом по материалам городища Иднакар (Иванова, 1998, рис. 67-68) можно обозначить стремление к графичности и интерес к позитивно-негативным мотивам и элементам, работающим на контрасте гладкой и заштрихованной поверхности. В копоушках ломоватовско-родановских памятников прослеживается стремление к легкости в декоре и частое обращение к мотиву «ёлочка» (рис. 1/21).

После сравнения костяных изделий финно-угорского населения соседних территорий можно говорить о схожести орнаментации, близком наборе базовых элементов, их композиционном расположении. Декор отдельных типов копоушек аналогичен или полностью идентичен чепецким изделиям, но выделяются и местные особенности декора.

Элементы крепления костюма (пуговицы и подвески)

К предметам туалета и украшениям можно отнести и различные пуговицы или застежки и приспособления для ношения в костюме орудий труда (рис. 2/20-28). В этой группы предметов декор представлен контурной резьбой геометрических элементов.

На стержневые пуговицы с выемкой или отверстием посередине наносился линейный декор - вертикальные, опоясывающие по всей ширине изделия, линии. На пуговице из коллекции Теплоуховых (рис. 2/25) поверхности между линиями заполнены косой решеткой.

- 157 -

Труды КАЭЭ ПГГПУ

выпуск 10

Пермь, 2015

Многочисленны находки подвесок, предназначенных для крепления съемных деталей. К этой категории предметов относят подвески («костыльки») в виде плоских дугообразных планок или с плавным «М»-образным изгибом спинки (Материальная культура..., 2010, с. 137; Крыласова, 2007а, с.216-221). На внутренней стороне пластины «костыльков» в подтреугольном или подтрапециевидном выступе высверлено отверстие для подвешивания. Поверхности плоских планок, прямоугольных или трапециевидных в сечении, декорировались с двух сторон.

Гравированный декор представлен основными группами элементов геометрического орнамента: точки, прямые или изогнутые линии, циркульные элементы (рис.3/ 1: 1-4; 2: 5, 8, 9, 12; 3: 3). Точки могут образовывать небольшие скопления (Материальная культура., 2010, рис. 84/24, 31), складываются в зигзагообразные (рис. 2/27) или изогнутые линии, повторяющие контур подвески.

Наиболее распространен орнамент из прямых линий - косая решетка (рис. 2/21), зигзагообразные элементы, образованные секторами одинарной линии (рис. 2/24), комбинациями наклонных линий, близкие к мотиву плетенки (рис. 2/22, 23, 26, 28). Мотив плетенки мог обрамляться линией, повторяющей контур предмета.

Кружковые элементы на предметах располагаются по линии контура изделий (Материальная культура., 2010, рис. 84/28-29), либо достаточно плотно покрывают всю плоскость (Материальная культура., 2010, рис. 84/30).

Изучение особенностей орнаментации категорий предметов туалета и украшений показало распространение геометрического прямолинейного орнамента, как основного вида декорирования. Широко применялись элементы косой решетки, ломаной линии, плетенки, шнурового мотива и другие комбинации линейного орнамента. В цельных двухсторонних гребнях линейный орнамент мог дополняться циркульными элементами, что возможно связано с применением одного инструмента для их нанесения (двузубца). Для арочных односторонних гребней характерны различные вариации циркульного орнамента.

По рассмотренной выше группе предметов можно выделить и другие особенности декора: на изделиях присутствуют два вида художественной резьбы и соответствующие им виды декора - контурный (нанесение геометрического орнамента) и прорезной (изобразительные зооморфные мотивы). При этом контурный декор будет присутствовать на подавляющем большинстве орнаментированных изделий, а прорезной - только на двух категориях предметов (зооморфные гребни и копоушки).

Геометрический орнамент во многом является определяющим для костяных изделий. При его систематизации базовые элементы можно разделить на три основные группы: точечный, линейный и циркульный орнамент. Причем превалирующей будет линейная группа, к которой относятся наиболее часто используемые мотивы «косая решетка», «поперечные (горизонтальные) линии», «чешуйки», различные комбинации заштрихованных треугольников и т. д.

Следует отметить, что по характеру орнаментации рассматриваемая группа предметов близка костяным изделиям чепецких городищ. Проводя аналогии с категориями предметов туалета и украшений, по материалам О.В.Арматынской (Арматынская, 1995, с. 84-97) и М.Г. Ивановой (Иванова, 1998, с. 155-195), было замечено, что декор копоушек подобен находкам с гор. Иднакар. По набору базовых элементов близка и орнаментика зооморофных гребней. Но при сходстве декора отдельных категорий нельзя говорить о полной идентичности орнамента резной кости чепецких и ломоватовско-родановских памятников.

- 158 -

Труды КАЭЭ ПГГПУ

выпуск 10

Пермь, 2015

В целом, можно отметить постоянство основных мотивов декора средневековых костяных изделий финно-угорского населения Удмуртии и Пермского Предуралья, что прослеживается на зооморфных гребнях и копоушках. На средневековых изделиях Пермского Предуралья выделяются и свои отличительные особенности, что связано с наибольшим распространением мотива косой решетки и «ёлочки».

Литература:

Арматынская, 1995. - Арматынская О.В. Орнамент резной кости чепецких городищ // Материалы исследований городища Иднакар IX-XIII вв. - Ижевск, 1995. - С.84-97.

Бочаров, 1969. - Бочаров Г.Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. - М.: Наука, 1969. - 256 с.: ил.

Виды..., 1959. - Виды изобразительного искусства / К.П. Духанин, Ф.И. Егоров, Б.П. Лукинов, К.М. Седов, Я.Я. Чарнецкий. - Л.: УЧПЕДГИЗ, 1959.

Голубева, 1979. - Голубева JI. А. Зооморфные украшения финно-угров // САИ. -М., 1979. - EI-59 - 112 с.

Давидан, 1962. - Давидан О.И. Гребни Старой Ладоги.//АСГЭ. - Л.: ГЭ, 1962. -Вып. 4. - С. 95-108.

Давидан, 1966. - Давидан О.И. Староладожские изделия из кости и рога. // АСГЭ, вып. 8, Л., 1966. - С. 103-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Давидан, 1968. - Давидан О.И. К вопросу о происхождении и датировке ранних гребенок Старой Ладоги // АСГЭ. - 1968. - №10. - С. 54-63.

Закирова, 1988. - Закирова И.А. Косторезное дело Болгара // Город Болгар. Очерки ремесленной деятельности. - М.: Наука, 1988. - С. 220-243.

Иванова, 1998. - Иванова М.Г. Иднакар. Древнеудмуртское городище IX XIII вв.: Могорафия. - Ижевск: УдИИЯЛ УрО РАН, 1998. - 294 с.: ил.

Изюмова, 1949. - Изюмова С.А. Техника обработки кости в дьяковское время и в древней Руси // КСИИМК. -М.-Л.: АН СССР, 1949. - Вып. 30. - С. 15-25.

Колчин, 1958. - Колчин Б.А. Хронология новгородских древностей // СА - 1958. -№2.- С. 92-111.

Кондратьева, 2011. - Кондратьева О.А. Гребни IX-XIX вв. в быту, обрядах, фольклоре, ремесле и художественном творчестве Древней Руси - России. Археологические и этнографические очерки. Российский этнографический музей.

- СПб., 2011. - 244 с.: ил.

Крыласова, 2004. - Крыласова Н.Б. Гребни из материалов Рождественского городища на р. Обва как показатель этнокультурных связей // Путями средневековых торговцев. - Пермь: ПГПУ. - С.47-57.

Крыласова, 2007а. - Крыласова Н.Б. Археология повседневности: материальная культура средневекового Предуралья: монография. - Пермь: ПГПУ, 2007. -352 с.: ил.

Крыласова, 20076. - Крыласова Н.Б. Зооморфные роговые гребни в материальной культуре севера Восточной Европы // Археология, этнография и антропология Евразии. - Новосибирск, 2007. - № 1(29) - С. 73-80.

Ленц, 2002. - Ленц Г.Т. Косторезное производство в Верхнем Прикамье // Очерки археологии Пермского Предуралья: Учебное пособие для студентов и аспирантов.

- Пермь: ПГПУ, 2002. - С. 217-242.

Ленц, 2004. - Ленц Г.Т. Гребни городища Анюшкар // Путями средневековых торговцев. - Пермь: ПГПУ, 2004. - С.58-77.

- 159 -

Труды КАЭЭ ПГГПУ

выпуск 10

Пермь, 2015

Материальная культура..., 2010. - Материальная культура средневекового Предуралья. Учебное пособие. Ч.1. Культура жизнеобеспечения / Н.Б. Крыласова, Ю.А. Подосенова. - Пермь: ПГПУ, 2010. - 183 с., ил.

Рыбаков, 1948. - Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. - М.: АН СССР, 1948. -793 с.: ил.

Рыбина, 1997. - Рыбина E.H., Розенфельт P.J1. Гребни, расчески // Археология СССР. Древняя Русь. Быт и культура. - М., 1997. - С. 19-22.

Система научного., 2003. - Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. Справочник. - СПб.: Арт-люкс, 2003. -408 с.

Фехнер, 1963. - Фехнер М.В. Изделия косторезного производства // Ярославское Поволжье X-XI вв. - М., 1963. - С.39-42.

Флёрова, 1998. - Флёрова В.Е. Орнаментированные костяные изделия Саркела-Белой Вежи: проблема специализации ремесла // РА. - 1998. - №2. - С. 86-99. Флёрова, 2001. - Флёрова В.Е. Резная кость юго-востока Европы IX-XII веков: Искусство и ремесло. По материалам Саркела - Белой Вежи из коллекции Государственного эрмитажа. - СПб.: «Алетейя», 2001. - 352 с.: ил.

Фокина, 2000. - Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. - 96 с.: ил.

Шовкопляс, 1954. - Шовкопляс A.M. Некоторые данные о косторезном ремесле в древнем Киеве // КСИА АН УССР. -1954 - Вып. 3. - С. 27-32.

- 160 -

Труды КАЭЭ ПГГПУ

выпуск 10

Пермь, 2015

Рис. 1. Гребни (1-11), Копоушки (12-26). 1 - Соломатовское г., 2,3,9-11,13,15,16,23-25-Иднакар, 4 - Редикарский м., 5,7 - Плесинский м., 6 - Лаврятское гор., 8 - Баяновский м., 10 - Лаврятское гор., 14,19-21, 22- Рождественское гор., 18 - Кудымкарское гор.

- 161 -

Труды КАЭЭ ПГГПУ

выпуск 10

Пермь, 2015

Рис. 2. Гребни (1-18), Пуговицы (25), «Костыльковые» подвески (20-24,26-28). 13,9,17,24,28 - Рождественское гор., 4-8,11-13,15,18-21 - Анюшкар, 10,14,16,22,26 -Кудымкарское с., 23,25 - Кудымкарское гор., 27 - Саламатово гор.

Рис. 3. Таблица базовых элементов геометрического орнамента. 1 - точечный, 2-

линейный, 3 - циркульный

- 162 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.