Научная статья на тему 'Особенности организаций занятий со студентами-инвалидами в группах инклюзивного обучения'

Особенности организаций занятий со студентами-инвалидами в группах инклюзивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ИНВАЛИДЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STUDENTS WITH HEALTH DISABILITIES / TECHNICAL TRAINING AIDS AND REHABILITATION / DISTANCE LEARNING / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гапченко Е. В., Прохорова И. Н., Птушкин Г. С.

В статье представлены особенности в организации занятий со студентами инвалидами, обучающимися в группах инклюзивного обучения. Одним из подходов к организации занятий со студентами с особыми образовательными потребностям, является интеграция дистанционного обучения и традиционной формы обучения. Дистанционная форма обучения является самым востребованным для студентовинвалидов, не имеющих возможность обучаться на очной форме. Тем не менее, в условиях аудиторной работы есть возможность использования специальных средств обучения и реабилитации. Благодаря, комбинированию дистанционной и традиционной форм обучения появляется возможность создавать специальные образовательные условия. Таким образом, образовательный процесс для студента инвалида становится возможным и комфортным при соблюдении определенных условий в организации занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF STUDIES FOR DISABLED STUDENTS IN INCLUSIVE EDUCATION GROUPS

The paper presents the results on the research on the features in the organization of classes for disabled students learning in groups of inclusive education. One approach to the organization of classes with students with special educational needs is the integration of distance learning and traditional forms of learning. Distance learning is the most popular for students with disabilities, who do not have the opportunity to study on a full-time dasis. However, there is the opportunity to use special means of training and rehabilitation conditions of class-room activities. The possibility of combining the distance form and traditional forms of training allows you to create special educational conditions. To sum up, the learning process for disabled students becomes possible and comfortable due to certain conditions in the organization of the training.

Текст научной работы на тему «Особенности организаций занятий со студентами-инвалидами в группах инклюзивного обучения»

документов, вопросов преподавания предметов с учетом особенностей региона, владение основной терминологией; умения планировать учебный процесс с учетом регионального (национально-регионального) компонента; моделировать, проводить и анализировать регионально ориентированные уроки, внеклассные мероприятия, применять в практической деятельности современные педагогические технологии, пропагандировать национально-региональные обычаи и традиции.

Эффективность развития этнорегиональной компетентности учителей обеспечивается рядом условий: специальной деятельности всех структурных подразделений факультета (института) по отбору содержания, форм и методов, необходимых для его реализации; поддержка данного направления методическим советом вуза; использование в полном объеме потенциальных возможностей регионального компонента в содержании образования и др.

Усиление содержания образования региональным характером должно способствовать приобретению студентами необходимых социальных компетенций, что в конечном итоге облегчает процесс адаптации выпускников к региональному социуму при выборе личностного типа поведения.

Исследование проблемы интеграции этнонациональной культуры в современное межкультурное, мультикультурное пространство показало, что образовательный процесс способствует как успешной, так и неуспешной социализации личности. Учебные программы по этнопедагогике, истории и культуре народа, истории национального искусства и др. должны актуализировать знания о нравственных нормах, ценностных установках, сферах

Библиографический список

компетенции исторического прошлого в соответствии с требованиями современных духовно-ценностных парадигм. Сегодня уже недостаточна романтическая актуализация основ традиционной этики, сформировавшихся в доиндустриальный период развития общества, т. к. это может препятствовать межкультурному взаимопониманию, ведет к формированию представления об изолированности национальной культуры.

В учебных программах должно уделяться большое внимание истории и культуре повседневности, культуре заимствования, механизмам культурной диффузии и трансформаций в культурах, акцентироваться внимание на сравнительных кросс-культурных явлениях, объективно имеющих место и создающих реальное социокультурное пространство региональной культуры.

Особенностью программ по культуре и искусству региона должно стать тематическое структурирование внутренне целостной культуры региона. Программы должны содержать темы о культурном единстве региона, отражать то, что будет способствовать взаимообогащению, межкультурному диалогу, культурной интеграции. Необходима установка на межкультурное общение как средство взаимозаимствования, взаимокоррекции и обмена потребностями народов друг в друге в целях осуществления макросоциопроцессов.

Отказ от унифицированного содержания образования на региональном уровне, учет процессов глобализации, интеграции и регионализации позволяет сконструировать содержание непрерывного профессионального образования, отвечающего всем требованиям современного мирового образовательного пространства.

1. Харисов, Ф. Образовательная политика реализуется в практических делах // Народное образование. - 2007. - №1.

2. Иванова, Е.О. Допредметное содержание образования как объект конструирования / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская, И.В. Шалы-гина // Педагогика. - 2006. - № 7.

3. Коротаева, Е.В. Качество подготовки будущего педагога // Педагогика. - 2006. - № 9.

4. Громыко, Ю. Концепция прогноза развития образования до 2015 года / Ю. Громынко, И. Давыдов [и др.] // Народное образование. -1993. - № 1.

5. Белогуров, А. Этногенез и «национально-региональный компонент» // Высшее образование в России. - 2002. - № 6.

6. Греханкина, Л.Ф. Модели включения регионального содержания в учебный процесс // География в школе. - 2000. - № 5.

7. Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова. - М.; Воронеж, 2002.

Bibliography

1. Kharisov, F. Obrazovateljnaya politika realizuetsya v prakticheskikh delakh // Narodnoe obrazovanie. - 2007. - №1.

2. Ivanova, E.O. Dopredmetnoe soderzhanie obrazovaniya kak objhekt konstruirovaniya / E.O. Ivanova, I.M. Osmolovskaya, I.V. Shalihgina // Pedagogika. - 2006. - № 7.

3. Korotaeva, E.V. Kachestvo podgotovki buduthego pedagoga // Pedagogika. - 2006. - № 9.

4. Gromihko, Yu. Koncepciya prognoza razvitiya obrazovaniya do 2015 goda / Yu. Gromihnko, I. Davihdov [i dr.] // Narodnoe obrazovanie. -1993. - № 1.

5. Belogurov, A. Ehtnogenez i «nacionaljno-regionaljnihyj komponent» // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2002. - № 6.

6. Grekhankina, L.F. Modeli vklyucheniya regionaljnogo soderzhaniya v uchebnihyj process // Geografiya v shkole. - 2000. - № 5.

7. Gosudarstvennihe i obrazovateljnihe standartih v sisteme obthego obrazovaniya. Teoriya i praktika / pod red. V.S. Ledneva, N.D. Nikandrova, M.V. Rihzhakova. - M.; Voronezh, 2002.

Статья поступила в редакцию 22.10.14

УДК 376

Gapchenko Ye.V, Prokhorova I.N., Ptushkin G.S. FEATURES OF THE ORGANIZATION OF STUDIES FOR DISABLED STUDENTS IN INCLUSIVE EDUCATION GROUPS. The paper presents the results on the research on the features in the organization of classes for disabled students learning in groups of inclusive education. One approach to the organization of classes with students with special educational needs is the integration of distance learning and traditional forms of learning. Distance learning is the most popular for students with disabilities, who do not have the opportunity to study on a full-time dasis. However, there is the opportunity to use special means of training and rehabilitation conditions of class-room activities. The possibility of combining the distance form and traditional forms of training allows you to create special educational conditions. To sum up, the learning process for disabled students becomes possible and comfortable due to certain conditions in the organization of the training.

Key words: students with health disabilities, technical training aids and rehabilitation, distance learning, professional education.

Е.В. Гапченко, магистрант Института Детства, Новосибирского гос. педагогического университета, г. Новосибирск, Е-mail: kir-2009.87@mail.ru; И.Н. Прохорова, нач. отдела специальных средств обучения и реабилитации Института Социальной Реабилитации Новосибирского гос. технического университета, г. Новосибирск, Е-mail: skkprohorova@mail.ru; Г.С. Птушкин, канд. тех. наук, директор Института Социальной Реабилитации Новосибирского гос. технического университета, г. Новосибирск, Е-mail: ptushkin@isr.dnsalias.org

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ-ИНВАЛИДАМИ В ГРУППАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье представлены особенности в организации занятий со студентами - инвалидами, обучающимися в группах инклюзивного обучения. Одним из подходов к организации занятий со студентами с особыми образовательными потребностям, является интеграция дистанционного обучения и традиционной формы обучения. Дистанционная форма обучения является самым востребованным для студентов- инвалидов, не имеющих возможность обучаться на очной форме. Тем не менее, в условиях аудиторной работы есть возможность использования специальных средств обучения и реабилитации. Благодаря, комбинированию дистанционной и традиционной форм обучения появляется возможность создавать специальные образовательные условия. Таким образом, образовательный процесс для студента - инвалида становится возможным и комфортным при соблюдении определенных условий в организации занятий.

Ключевые слова: студенты-инвалиды, технические средства обучения и реабилитации, дистанционное обучение, профессиональное образование.

Обучение инвалидов является важнейшим элементом рационных систем, таких, как экранная клавиатура, с помощью комплексной реабилитации, которая обеспечивает полную которой можно вводить текст, настройка действий при вводе тек-самостоятельность и экономическую независимость. В наи- ста, изображения с помощью клавиатуры или мыши). более развитых странах современного мира проблеме обеспече- Главное, что в аудитории есть возможность использовать

ния доступа инвалидов к профессиональному образованию уде- технически средства для более плодотворного проведения за-ляется большое внимание. В данное время профессиональное нятий:

обучение инвалидов в России получает поддержку со стороны - FM-система Phonak для глухих студентов - позволяющую

государства. Инвалидам предоставляется возможность полу- синхронизовать частоту приемников слуховых аппаратов для бо-чить образование в государственных учебных заведениях, как в лее четкого понимания речи преподавателя ;включающая переспециализированных, так и в обычных колледжах и университе- дачик - микрофон «DunaMic»- динамический , многочастотный тах. передатчик микрофон для работы в составе многопользователь-

Студенты-инвалиды - контингент с определенными ограни- ской сети Inspiro, объединенным многопользовскую сеть, уча-ченными возможностями здоровья (нарушение слуха, зрения, щиеся могут слышать и понимать речь до 10 однокурсников или опорно-двигательного аппарата, психические расстройства). преподавателей одновременно , синхронизатор частоты для FM Именно у таких студентов есть возможность для получения зна- приемников WailPilot - устройство позволяющее автоматически ний и будущей профессии, благодаря специфическим сервисам синхронизовать частоты FM- приемников студентов при входе в и специальным средствам обучения и реабилитации. В Инсти- аудиторию.

туте социальной реабилитации НГТУ одна студенческая группа - Портативный дисплей Брайля Fo^s-80 для слабовидящих

может сочетать студентов-инвалидов с различной патологией, студентов - позволяет беспрепятственно незрячим освоиться в поэтому возникает вопрос: как в одной группе организовать за- среде Windows и понимать подачу материала; а так же считыва-нятия, чтобы удовлетворить образовательные потребности всех ющая - читающая машина SavaSL - позволяющая распознавать категорий учащихся? К таким специфическим сервисам можно материал и автоматически рассказывать информацию по мате-отнести дистанционное обучение, присутствие переводчика рус- риалу (читает) и увеличитель ONYX Deskset XL - компактный ского жестового языка, применение различных технических средств и т.п.

Многие специалисты считают, что современное образование, связанное с обучением инвалидов, должно учитывать индивидуальные особенности учащихся и выстраивать обучение по индивидуальным образовательным траекториям. Прежде всего, важно для студентов-инвалидов создать все условия получения образования, в том числе материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Например, для обучения инвалидов из числа лиц с нарушениями слуха необходимо наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема - передачи учебной информации в доступных формах. Также для глухого студента неотъемлемым требованием к качеству учебному процессу в профессиональном образовании является присутствие переводчика русского жестового языка.

На рис. 1 представлены средства традиционного обучения. Работа в учебном кабинете, позволяет преподавателю традиционно преподносить материал, используя различные плакаты, учебники и доску.

Для студентов с нарушением зрения: - наличие компьютерной техники, использующей систему Брайля (рельефно-точечного шрифта), электронных луп, видеоувеличителей, программ не визуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи. Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата - использование альтернативных устройствам ввода информации (рекомендуется использовать специальные возможности опе-

Рис. 1. Средства традиционной формы обучения.

автономный увеличитель, увеличивает информацию в несколько раз для четкого и удобного просмотра информации слабовидящими студентами.

Именно в аудитории используются представленные технические средства, и студентам-инвалидам с различной патологией комфортно получать знания, что положительно отражается на успехах учащихся. Обучение не может быть полноценным без подбора эффективных средств, важно использовать все возможности подачи материала с использованием технических средств и знаний педагога.

В то же время, в соответствии с Федеральным Законом № 3185-1 от 02.07.1992 года «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» инвалиды с психическими расстройствами так же могут предъявить свое право на профессиональное образование. Зачастую в образовательных организациях преподаватель остается один на один с таким студентом. Студент с психическим расстройством должен

обучаться в группе наравне с другими учащимися. Государство не предусматривает для такого студента особых условий. Однако, прежде чем приступить к занятиям, преподаватель обязан ознакомиться с индивидуальными рекомендациями психолога к проведению занятий по каждому студенту, имеющему психические нарушения. Студент с психическими нарушениями обязан соблюдать дисциплину, правила поведения в группе. Если студент не в состоянии контролировать соматические проявления (шизофазия, эхолалия), которые могут помешать другим студентам учиться или проводить занятия, для них следует предусмотреть место в классе, чтобы исключить такую вероятность максимально. Студента, имеющего выраженные поведенческие расстройства, которые могут ущемить других студентов, рекомендуется перевести на дистанционные on-line занятия.

В период проведения занятий должны присутствовать дополнительные сотрудники (таблица 1):

Таблица 1

Дополнительные сотрудники в сопровождении учебного процесса «до», «во время» и «после занятия»

Дополнительные сотрудники До занятия Во время занятия После занятия

Тьютор Сопровождение до места Контролирование учебного процесса студента-инвалида Консультирование обратная связь с родителями

Инженер Настройка оборудования Техническая поддержка Техническая поддержка студентов дистанционного обучения

Коррекционный педагог Подготовка графика наблюдения за группой (знакомство с психолого-педагогической характеристики группы) Наблюдение за учебным процессом. Оценивает профессиональную деятельность преподавателя и учебную деятельность студента Составление рекомендаций по организации работы педагога с данной категорией студентов

Переводчик РЖЯ Просмотр материала для сурдоперевода Сурдоперевод по теме занятия для студентов с нарушением слуха Сурдоперевод пояснений к домашнему заданию

Специалист по специальным средствам обучения и реабилитации Подготовка рекомендаций по использованию оборудования; настройка оборудования, Решает вопросы оснащения кабинетов средствами реабилитации Техническая поддержка Оценивает специальные потребности студента при осуществлении учебной деятельности. Оценивает необходимость использования специальных средств обучения и реабилитации в профессиональной деятельности педагога Корректировки в настройке оборудования. По необходимости вносит изменения в рекомендации. Осуществляет переоснащение.

Необходимо помнить, что большая ответственность ложится на родителей (опекунов), которые должны сопровождать недееспособных студентов с психическими расстройствами, при необходимости организовать доставку к месту учебы студентов-опорников. На опекунов ложится ответственность и при дистанционном обучении: они следят за присутствием своих опекаемых на виртуальных занятиях в видео-чате ооУоо.

Образовательный процесс должен быть построен с уклоном на потребности и интересы учащихся, включая их индивидуальные особенности. Зачастую инвалиды I и II группы не имеют возможности систематически посещать занятия (причины - отдаленность места проживания от места учебы, потребность в систематических медицинских мероприятиях, сложности с самообслуживанием), но в тоже время для большинства инвалидов по слуху, с нарушением зрения или центральной нервной системы, предпочтительно выбирать занятия в аудитории.

В этой связи, объединение традиционной и дистанционных форм обучения является необходимостью, обусловленной потребностями студентов-инвалидов в получении необходимой информации и контроля качественной подачи материала. По данным опросов, дистанционная форма обучения инвалидов -

это новый рывок к получению профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, и уже проявляется, наравне с очной и заочной формами, своей универсальностью [1, с. 4].

Для решения проблемы, представленной выше, объединению двух форм обучения может помочь соединение двух видов подачи информации (дистанционной и традиционной) - см. рис. 1, 2.

На рис. 2 представлены средства дистанционного обучения. Возможность обучения студентов-инвалидов с помощью «вебинаров» представляет собой синхронный вид занятия, когда все его участники (преподаватель и учащиеся) получают доступ к Интернет-семинарам, где есть возможность не только визуально видеть преподавателя и демостратировать свои ответы на вопросы в устном и письменном варианте, но и задавать вопросы по темам занятия, участвовать в групповых обсуждениях, быть реальными участниками учебного процесса [2, с. 20].

Для этих целей применяются технические средства: видео-чат ооУоо - одноимённая программа-клиент для организации видеоконференций и мгновенного обмена сообщениями в Интернете, позволяющая проводить занятия на высоком уровне с

Рис. 2. Cредства дистанционной формы обучения

инвалидами - при демонстрации учебных материалов и объяснениях преподавателя; виртуальная лаборатория (VirtualLab) -программно-аппаратный комплекс по разработке виртуальных лабораторных работ для учащихся по физике, химии, биологии, экологии. Виртуальные лабораторные работы реализованы при помощи технологии Flash. Отличаются узкой специализацией, в большинстве случаев линейностью опыта (вся последовательность действий и результаты опыта заданы заранее). Благодаря VirtualLab студенты-инвалиды могут проводить опыты без непосредственного контакта с реальной установкой, имеют дело с

так называемой лабораторной установкой с удаленным доступом, в состав которой входит реальная лаборатория, программно-аппаратное обеспечение для управления установкой и оцифровки полученных данных, а также средства коммуникации (четкого инструктажа преподавателя) [3, с. 67].

СДО Моо<Ле - это система дистанционного обучения, которую еще называют системой управления курсами, системой управления обучением и виртуальной обучающей системой. С точки зрения использования в образовательном процессе ресурсы Moodle достаточно разнообразны и позволяют осуществлять непрерывный контроль усвоения материала темы, что значительно увеличивает эффективность обучения. Кроме того, учащиеся, пропустившие занятия, или желающие повторить, разобраться со сложной темой, получают дополнительную возможность для изучения материала пройденной темы, что существенно повышает эффективность обучения [1, с. 6]. Для студентов-инвалидов это имеет ключевую значимость, в виду того, что каждый получает возможность обучаться в соответствии с индивидуальными особенностями, в удобном для себя темпе.

Интеграция 2-х форм обучения и использование технических средств позволяет объединить студентов-инвалидов с различной этиологией в одной группе. Благодаря этому возникает возможность вовлечь студентов- инвалидов, обучающихся дистанционно, в комплексное сопровождение образовательного процесса, включающее: инклюзию, высокую экономическую эффективность и также организационно-педагогическое сопровождение, направленное на контроль учебы студента-инвалида в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования.

Таким образом, комбинирование традиционного и дистанционного обучения позволяет реализовать все возможные подходы и методы, включая в себя технические средства, позволяющие осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от патологии.

Библиографический список

1. Анисимов, А.М. Работа в системе дистанционного обучения: учеб. пособ. - Харьков, 2009.

2. Абдалова, О.И. Технология организации и проведения вебинаров / О.И. Абдалова, А.В. Гураков, О.Ю. Исакова, С.В. Сметин, Д.С. Шульц // Открытое дистационное образование. - 2013. - № 2(50).

3. Трухин, А.В. Об использовании виртуальных лабораторий в образовании // Открытое и дистанционное образование. - 2002. -№ 4(8).

Bibliography

1. Anisimov, A.M. Rabota v sisteme distancionnogo obucheniya: ucheb. posob. - Kharjkov, 2009.

2. Abdalova, O.I. Tekhnologiya organizacii i provedeniya vebinarov / O.I. Abdalova, A.V. Gurakov, O.Yu. Isakova, S.V. Smetin, D.S. Shuljc // Otkrihtoe distacionnoe obrazovanie. - 2013. - № 2(50).

3. Trukhin, A.V. Ob ispoljzovanii virtualjnihkh laboratoriyj v obrazovanii // Otkrihtoe i distancionnoe obrazovanie. - 2002. - № 4(8).

Статья поступила в редакцию 22.10.14

УДК 378.147

Slugina N.L. COLLECTIVE TRAINING AND RESEARCH PROJECT CONTEXT TYPE AS A PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF DESIGN COMPETENCE FOR THE FUTURE BACHELOR OF INFORMATION TECHNOLOGY DESTINATIONS. This article discusses the condition of formation of design competence in the future bachelors of information technology areas. The definition of design competence. The requirements for teaching and research projects, and the general idea of the project activities in the context of the formation of professional competencies. Describes the organizational scheme of joint work of the students on the project. Describes the role of students and teachers in this process. Analyzes the main aspects and conditions aimed at creating reflective-design competence, the advantages of joint project activities. Draw the conclusion that the implementation of the students - the future bachelor of information technology direction of collective teaching and research project during the course of professional disciplines can contribute to a reflexive and design competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.