Научная статья на тему 'Особенности организационной культуры государственной службы'

Особенности организационной культуры государственной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3716
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Логвинова Т.В.

Статья посвящена особенностям организационной культуры государственных служащих; выделяются специфические характеристики государственных органов в сфере организационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF PUBLIC SERVICE

Article is devoted to features of organizational culture of public servants; specific characteristics of public authorities in the sphere of organizational culture are selected.

Текст научной работы на тему «Особенности организационной культуры государственной службы»

Логвинова Т. В.

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

г. Тамбов, Россия

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация: статья посвящена особенностям организационной культуры государственных служащих; выделяются специфические характеристики государственных органов в сфере организационной культуры.

Ключевые слова: организационная культура, государственная служба, статус государственного служащего.

Logvinova T. V.

Tambov branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration,

Tambov, Russia

FEATURES OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF PUBLIC SERVICE

Abstract: article is devoted to features of organizational culture of public servants; specific characteristics of public authorities in the sphere of organizational culture are selected.

Keywords: organizational culture, public service, status of the public servant.

Рассматривая особенности организационной культуры, следует отметить специфические характеристики государственных органов. Среди этих характеристик выделяют:

- Зависимость деятельности государственного органа, а также решение кадровых вопросов, от выборных должностных лиц. Они определяют стратегические направления деятельности, осуществляя изменения, и тем

самым, воздействуя на состояние организационной культуры государственной службы.

- Государственный орган имеет многоуровневую иерархическую структуру, должность в которой связана с уровнем власти, размером денежного содержания, возможностями карьеры.

- Государственное управление организовано на принципах функционального разделения - решение отделено от исполнения, исполнение разделено по функциям, функции сконцентрированы в подразделениях, которые разбиты на должности, сведенные к конкретным задачам, задачи закреплены в инструкциях [2].

- Государственные структуры близки к монополии. Они практически не испытывают давления со стороны конкурентов и потребителей их услуг.

- В процессе осуществления государственным органом функций по обеспечению органической связи государства и общества формируется особый срез общественных отношений, характер которых определяет условия деятельности государственного органа.

Следует также отметить, что статус государственных служащих как профессиональной группы определяет особенности организационной культуры государственной службы. В настоящее время деятельность государственных служащих опирается на специальное законодательство, представляющее собой совокупность юридических норм, правил, процедур, регулирующих отношения, связанные с государственной службой. Нормативно закрепляются принципы внутриорганизационных взаимоотношений и взаимодействия с институтами гражданского общества, с населением, с государственными органами и учреждениями. Законодательство определяет социально-правовой статус государственных служащих. Обеспечивая исполнение полномочий государственных органов, и превалируя по численному составу, государственные служащие определяют доминирующую организационную культуру.

Таким образом, существование доминирующей субкультуры позволяет говорить о сплоченности государственных служащих и выделении признаков сильной и слабой организационных культур. К признакам сильной культуры следует отнести более четкое определение приоритетов и оказание большего влияния на поведение членов организации. Как правило, ценности при такой культуре одобряются, а также реализуются большинством членов организации. Для слабой культуры, соответственно, характерно отсутствие четких представлений о ценностях и общих убеждений. Ценности с такой культурой имеют место быть, но согласия, что в настоящий момент является важным и правильным не существует. Если рассматривать сильную и слабую организационные культуры относительно возможности их изменения, то необходимо отметить, что сильная организационная культура является не только преимуществом для организации, но и препятствием для ее развития. Ощущая свою силу, члены организации считают себя лучшими, а собственный успех само собой разумеющимся. Руководство не видит необходимости изменять принципы деятельности организации, прикладывая для этого дополнительные усилия. В результате - сильная организационная культура является определенным препятствием на пути проведения изменений.

Характеристики органа государственной власти и статус государственных служащих как профессиональной группы определяют существование специфических характеристик организационной культуры государственной службы. Если государственную службу рассматривать как организационный институт, то в качестве сущностных особенностей определяются такие характеристики, как:

- автономная специализированная группа людей, выполняющая функцию управления, ориентированная на достижение государственной пользы, осуществляющая совместные скоординированные действия на основе соответствующей подготовки;

- совокупность организационных норм, способов, процедур, правил,

стандартов и традиций, упорядочение, регулирование и координация совместной деятельности государственных служащих, придание взаимодействию компонентов государственной службы согласованность для достижения ее целей;

объединение и регламентации деятельности как средство реализации целей государственной службы.

Таким образом, государственная служба, являясь организационным институтом, регламентирует и обеспечивает упорядочение, согласованность и направленность деятельности государственного аппарата, а ее организационная культура способствует качественному выполнению общегосударственных задач.

В настоящее время в России в рамках реформирования государственной службы наблюдается тенденция перехода к новому типу взаимодействия государственных служащих, государственного аппарата и населения, потребителей его услуг. Такая тенденция обусловлена преобладанием отношения недоверия населения, которое проявляется в негативном имидже государственной службы и ее представителей. Следовательно, изменение общества влечет за собой изменение организации государственной службы, что предполагает не только трансформацию применяемых технологий, но и типа организационной культуры [3].

Следует также отметить, что особенности организационной культуры государственной службы, определяются тремя группами факторов. Первая группа связана со специфическими характеристиками государственных органов и статусом государственных служащих как профессиональной группы. Вторая обуславливается статусными признаками государственного органа: уровнем, видом государственной службы, функциями, которые он выполняет, а также его способностью адаптироваться к внешней среде. Третья группа факторов связана с внешней средой функционирования государственного, органа и обуславливается уровнем развития мирового сообщества, российского общества, конкретного региона.

Для примера можно привести российские принципы служебного поведения, которые зафиксированы в Указе Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего [1].

Однако возможности формирования нового типа организационной культуры государственной службы ограничены спецификой деятельности государственных органов, ориентированных на бюрократические доминанты, историей развития государственной службы России, характеристикой сложившейся в ней организационной культуры. Реализация имеющихся возможностей связана с необходимостью разработки собственно типологии организационной культуры государственной службы, определением условий формирования того или иного типа в органах государственной власти. При

отсутствии такой типологии новый тип организационной культуры государственной службы связывается с повышением открытости и эффективности деятельности государственного аппарата, отзывчивости государственных служащих на потребности населения и другими показателями служения обществу и государству.

Список литературы

1. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст. 3196; 2007, N 13, ст. 1531.

2. Козлов, В.Д. Управление организационной культурой. / В.Д. Козлов. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 124 с.

3. Черепанов, В. В., Иванов, В.П. Основы государственной службы и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов. / В.В.Черепанов, В.П. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. -575 с. (320).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.