Научная статья на тему 'Особенности организации занятий спортивно-оздоровительным туризмом со школьниками'

Особенности организации занятий спортивно-оздоровительным туризмом со школьниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1261
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБЩАЯ ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожаев Роман Вячеславович, Якимова Елена Алексеевна

В работе рассматриваются особенности организации занятий спортивно-оздоровительным туризмом с детьми школьного возраста. Изучен опыт работы секции по спортивному туризму на базе Центра молодёжной политики и туризма г. Рузаевка Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожаев Роман Вячеславович, Якимова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации занятий спортивно-оздоровительным туризмом со школьниками»



I

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ТУРИЗМОМ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Кожаев Роман Вячеславович, Якимова Елена Алексеевна, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

-------------------- E-mail: jakimovalena@mail. ru

Аннотация. В работе рассматриваются особенности организации занятий спортивно-оздоровительным туризмом с детьми школьного возраста. Изучен • опыт работы секции по спортивному туризму на базе Центра молодёжной политики и туризма г. Рузаевка Республики Мордовия.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, рекреационный туризм, туристская подготовка, планирование тренировочного процесса, физическое воспитание, физическая культура, учебно-тренировочные занятия, тренировочный процесс, общая туристская подготовка, специальная туристская подготовка.

В мировой практике развитие спортивно-оздоровительного туризма как самодеятельного туристского движения представляет собой уникальное общественное явление. Феноменом этого движения является то, что при минимальной поддержке государства оно успешно может существовать в сложных экономических условиях сегодняшнего дня. Этому способствует высокая доступность, в том числе и материальная, оздоровительных видов туризма для всех категорий и возрастных групп населения, а также пригодность большой части территории Российской Федерации для проведения туристских мероприятий [6].

Участие в туристских мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности способствует развитию таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность. Наибольшую пользу здоровью приносят виды туризма, в которых используются активные средства передвижения. Пешие и лыжные походы и путешествия способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной

394

о

Щ SCIENCE TIME Щ

систем, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время путешествий нормализуют деятельность центральной нервной системы, способствует восстановлению работоспособности. В туристских походах получают непосредственное применение изученные на уроках физкультуры двигательные навыки (преодоление препятствий, водных преград, лазание, ходьба и др.), по-новому звучат приобретенные на уроках географии, биологии, астрономии знания [5].

В литературе представлен достаточно обширный материал по различным аспектам использования средств спортивно-оздоровительного туризма в практической деятельности. Данные, накопленные в результате практического опыта, наблюдений, экспериментов, служат основой для полной и всесторонней оценки спортивно-оздоровительного туризма как одного из важнейших средств физического воспитания школьников. Однако занятия туризмом в системе физического воспитания выделены в особую группу, поскольку позволяют в наибольшей степени, по сравнению с другими видами, овладевать знаниями, умениями и навыками, нужными в жизни каждому человеку [2, 7].

Являясь составной частью российской системы физического воспитания, туризм успешно решает специфические задачи физической культуры: образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные и оздоровительнореабилитационные задачи. Спортивно-оздоровительный туризм, кроме того, оказывает и значительное воспитательное воздействие, что приобретает особо важное значение для подрастающего поколения. В процессе проведения походов воспитательная задача решается непосредственно воздействием на каждого участника со стороны коллектива, когда происходит формирование чувства коллективизма, умения подчинять личностные интересы общественным. Наряду с этим, длительность передвижения в походных условиях, постепенное повышение физических нагрузок воспитывают выносливость и волевые качества человека.

В связи с изложенным выше, нами предпринята попытка изучения особенностей организации занятий по спортивно-оздоровительному туризму с детьми школьного возраста. С этой целью был изучен опыт работы секции по спортивному туризму, функционирующей на базе Центра молодёжной политики и туризма г. Рузаевка Республики Мордовия.

Секция спортивного туризма была создана в 2012 году по инициативе М. А. Шлыкова, заместителя начальника отдела развития туризма и организации отдыха названного Центра, который стал ее первым инструктором. Чуть позже в штат Центра на должность инструктора был принят Р. В. Кожаев, студент факультета физической культуры ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный

о

Щ SCIENCE TIME Щ

педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».

После нескольких занятий стало понятно, что затея с развитием спортивного туризма в городе удалась. Спустя год секция стала популярной в городе, ее стали посещать учащиеся многих городских школ. В настоящее время в секции занимается 47 человек, и количество желающих посещать занятия по спортивно-оздоровительному туризму с каждым днём увеличивается.

В процессе проведения занятий осуществляется общая туристская и специальная туристская подгот овка [1].

При этом в общей туристской подготовке преобладает формирование теоретических знаний по следующим вопросам: охрана окружающей среды; содержание, организация и проведение туристских слетов и соревнований, современное состояние и пути развития туризма, проведение туристских слетов и соревнований. Отдельные разделы этой подготовки предполагают формирование практических умений и навыков у юных туристов в конкретных условиях природной среды, в связи с чем, программа занятий в секции по спортивному туризму предусматривает проведение практических занятий не только в аудитории, но и непосредственно в условиях туристского похода _

() т

(пешего или велосипедного).

Специальная туристская подготовка реализуется по следующим основным направлениям: организационная подготовка, топографическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка, психологическая подготовка, подготовка по обеспечению безопасности. В рамках перечисленных направлений школьники испытывают свои силы на скалодроме, постигают азы спортивного ориентирования, учатся оказывать первую медицинскую помощь. В холодное время года учебно-тренировочные занятия проходят в актовом зале Центра, который разбит на небольшие участки (зоны). Пока одни покоряют скалодром, другие оттачивают жумаринг - особую технику подъёма по вертикально закреплённой верёвке с помощью специального снаряжения, которое используют профессиональные альпинисты, спелеологи и спасатели.

В теплое время года практические занятия переносятся на открытый воздух. Самым долгожданным моментом для детей, занимающихся в секции спортивного туризма, является открытие сезона. Помимо занятий на улице, когда наиболее подготовленные выполняют спуск с крыши Молодёжного центра (высота - 35 м), регулярно осуществляются пешие и велопоходы, а также тренировки на базе верёвочного городка в Детском оздоровительном лагере им.

В. Дубинина Рузаевского района. Перед прохождением специализированной трассы, состоящей из 16 препятствий, расположенных на высоте 6 метров от земли, квалифицированные инструкторы проводят инструктаж по технике безопасности и выдают специальное снаряжение (шлем, специальные перчатки, страховка с карабинами).

396

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Опыт функционирования спортивной секции показал, что обеспечение всестороннего физического развития, воспитания высоких моральных качеств, овладение туристской техникой и тактикой, приобретение необходимых знаний по теории и методике физического воспитания, совершенствование спортивного мастерства в процессе занятий спортивно-оздоровительным туризмом возможно лишь при комплексном решении основных задач на всех учебно-тренировочных занятиях. При этом лучшие результаты дают тренировки, на которых учитывается фактическое усвоение спортивных навыков при соответствующем дозировании конкретных задач, поставленных тренером.

Естественно, что успешное осуществление учебно-тренировочного процесса с детьми школьного возраста требует обязательного выполнения принципов научности, всесторонности, сознательности и активности, повторности и систематичности, постепенности, доступности, коллективности в сочетании с индивидуализацией, наглядности и прочности [3, 4].

Принцип научности предполагает обоснованность элементов тренировки и всего тренировочного цикла в целом. В практике занятий спортивнооздоровительным туризмом примером научного подхода к обучению технике страховки может быть теоретический расчет силы рывка и демонстрация его последствий при различной технике страховки.

Принцип всесторонности предусматривает всестороннее развитие занимающегося, которое обеспечивает формирование у детей школьного возраста множества двигательных навыков, значительно повышающих общий уровень их физического развития, что, в свою очередь, обеспечивает качественное выполнение специальных приемов техники и тактики туризма.

Принцип сознательности и активности заключается в понимании целей и задач тренировки, сознательном и активном использовании средств учебнотренировочного процесса. Принцип сознательности на учебно-тренировочных занятиях по спортивно-оздоровительному туризму особенно важен при выполнении приемов, связанных с техникой страховки.

Принцип повторности и систематичности обеспечивает закрепление и развитие полученных знаний в процессе регулярных тренировок на протяжении недели, месяца, года, ряда лет. В процессе занятий спортивно-оздоровительным туризмом с детьми школьного возраста тренировки должны проводиться по системе «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Перерыв в занятиях отрицательно сказывается на результатах. Особенно быстро забываются школьниками наиболее сложные элементы техники страховки и скалолазания.

Принцип постепенности предполагает равномерное нарастание нагрузки в период тренировки, оптимальное увеличение объема и интенсивности выполняемой работы, постепенное усложнение решаемых задач и выполняемых

397

о

Щ SCIENCE TIME Щ

двигательных действий.

Принцип доступности определяет зависимость системы учебнотренировочных занятий от уровня физического развития и степени подготовленности школьников.

Принцип коллективности в сочетании с индивидуализацией имеет наибольшее значение в процессе подготовки туристских команд, когда учет индивидуальных особенностей, занимающихся является обязательным условием эффективности коллективных тренировок.

Принцип наглядности особенно важен в процессе занятий спортивнооздоровительным туризмом с детьми школьного возраста, поскольку значительно повышает качество и быстроту обучения. При этом, в начале обучения целесообразнее использовать показ приема, выполненного в совершенстве; далее - показ приема в том виде, как его выполняют занимающиеся на тренировках; после выявления и исправления ошибок -сравнительный анализ различных особенностей выполнения приема.

Принцип прочности определяет устойчивость накопленных знаний и уровня физической и технической подготовленности.

Спортивно-оздоровительный туризм, благодаря своему характеру, большому образовательно-воспитательному потенциалу, значительным

возможностям формирования положительных эмоций, удовлетворения стремления школьников к передвижению, романтике, риску является одним из оптимальных средств формирования у них ценностной ориентации на здоровый образ жизни. Поэтому поиск оптимальных путей организации деятельности детей школьного возраста в условиях окружающей среды средствами спортивнооздоровительного туризма с целью формирования у них ценностной ориентации на здоровый образ жизни представляет исключительно актуальную задачу, решение которой позволит не только сохранить, но и значительно преумножить здоровье детей.

Литература:

1. Вяткин, Л. А. Туризм и спортивное ориентирование : учеб. пособие / Л. А. Вяткин, Е. В. Сидорчук, Д. Н. Немытов. - М. : Советский спорт, 2001. - 124 с.

2. Горшков, И. Д. Спортивно-оздоровительный туризм : текст лекций / И. Д. Горшков ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2014. - 60 с.

3. Игнатьев, М. А. Организационно-нормативные основы туризма : учеб.-метод. пособие для студентов факультета физической культуры / М. А. Игнатьев, А. М. Игнатьев - Чебоксары : ГОУ ВПО ЧГПУ, 2007. - 128 с.

4. Константинов, Ю. С. Детско-юношеский туризм : учеб.-метод. пособие / Ю. С. Константинов. - М. : ФЦДЮТиК, 2006. - 86 с.

398

о

Щ SCIENCE TIME Щ

5. Сергеева, С. А. Туризм как эффективное средство физического и нравственного воспитания школьников : дис. ... канд. пед. наук / Сергеева Светлана Анатольевна. - М., 1996. - 185 с.

6. Федотов, Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм : учеб. пособие / Ю. Н. Федотов. - М. : СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001. - 292 с.

7. Федотов, Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм : учебник / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков. - М. : Советский спорт, 2008. - 464 с.

о

о

399

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.