Научная статья на тему 'Особенности организации воспитательной работы с иностранными военнослужащими на подготовительном курсе'

Особенности организации воспитательной работы с иностранными военнослужащими на подготовительном курсе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ВОСПИТАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ВТОРИЧНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайнанова Лилия Муллануровна

В статье рассматриваются особенности организации процесса воспитания иностранных военнослужащих на подготовительном факультете в военном вузе на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации воспитательной работы с иностранными военнослужащими на подготовительном курсе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

личностью преподавателя, его владением современными педагогическими технологиями, умением отбирать, комбинировать приемы и методы в зависимости от содержания и направленности учебной дисциплины, а также стремлением обучающихся проявлять инициативность и самостоятельность [3].

Список использованной литературы: 1. Бичева И.Б. Формирование образованности обучающихся как способ вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии // Современные научные исследования и инновации. 1014. № 11-3 (44). С. 174-178. URL: http://web.snauka.ru/issues/1014/11/40883 (дата обращения: 14.10.1015).

1. Бичева И.Б. Использование системы Moodle как средства повышения эффективности образовательной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 1015. № 5-4 (49). С. 108-111. URL: http://web.snauka.ru/issues/1015/05/46485 (дата обращения: 14.10.1015).

3. Бичева И.Б., Китов А.Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности // Интернет-журнал Науковедение. 1014. № 6 (15). С. 45. URL: http://naukovedenie. ru/PDF/45PVN614.pdf (дата обращения: 10.10.1015).

4. Бичева И.Б., Царева О.С. Рефлексия как условие развития личностных и профессиональных качеств обучающихся // РОЛЬ НАУКИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. Уфа, 1015. С. 111-114.

5. Казначеева С.Н., Гриценко Д.И. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Вестник Мининского университета. 1015. № 1 (9). С. 14. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/sovremennye-metody-razvitiya-poznavatelnoy-aktivno/ (дата обращения: 15.10.1015).

6. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития и основа будущего прогресса // Вестник Мининского университета. 1014. № 4 (8). С. 34. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/f11/34-obrazovanie-kak-neobkhodimoe-uslovie-dostizheniya-ustoychivogo.pdf (дата обращения: 10.16.1015).

© И.Б. Бичева, А.Е. Голубева , И.А. Царева, 1015

УДК 37.061.1

Гайнанова Лилия Муллануровна,

канд. филол. наук, преподаватель русского языка ВКА им. А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург, РФ

Е-mail: prep14@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ КУРСЕ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации процесса воспитания иностранных военнослужащих на подготовительном факультете в военном вузе на уроках русского языка.

Ключевые слова

Иностранные военнослужащие, воспитание, адаптация, вторичная языковая личность.

На сегодняшний день для российских военных вузов традиционной становится практика подготовки иностранных военнослужащих, поскольку это является важным направлением военно-технического сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации с зарубежными странами [5].

ВКА им. А.Ф. Можайского активно работает в данном направлении уже семьдесят лет, начиная с 1945 года. Перед специальным факультетом и непосредственно преподавателем русского языка возникает вопрос организации как учебной, так и воспитательной работы с иностранными военнослужащими. Иностранному

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

курсанту в процессе обучения русскому языку необходимо освоить культуру, традиции русского народа. В этом смысле процесс обучения пересекается с процессом воспитания.

По мнению исследователя Киселёва Г.Б. традиционно в воспитательном процессе каждого военного вуза диалектически взаимодействуют явно выделяемые три его субъекта: командир -воспитатель, подчинённые ему курсанты, воинский коллектив [4, с. 64]. Однако в условиях работы с иностранными военнослужащими на подготовительном курсе, несомненно, большая часть ответственности за воспитательный процесс возложена на преподавателей русского языка как иностранного.

Воспитание, в отличие от социализации, является целенаправленной и сознательно контролируемой социализацией: обучающиеся находятся под непосредственным влиянием, как курсового офицера, так и преподавателя русского языка. Следует отметить, что воспитательный функционал курсовых офицеров и преподавателей русского языка как иностранного, безусловно, различается. Для первых конечной целью является воинское воспитание, под которым понимается «процесс систематического и целенаправленного воздействия на психологию личности военнослужащего в целях формирования и развития таких военно -профессиональных и морально-боевых качеств, которые необходимы ему для выполнения служебных обязанностей» [3, с. 181]. Иными словами, реализация воинского воспитания носит локальный характер, ограничиваясь рамками военного вуза или воинской службы.

Перед преподавателем русского языка стоит более широкая задача знакомства иностранцев с культурой, историей, традициями страны, в которой им предстоит жить и учиться. Под воспитанием иностранных военнослужащих мы понимаем систему мер, направленную на формирование личностных и профессиональных качеств обучающихся в целях их подготовки как к учебному процессу в военном вузе, так и к общественно-культурной жизни в соответствии с заданными в обществе нормами и моделями поведения.

Уже на начальном этапе обучения и воспитания преподавателю РКИ необходимо работать над формированием уважительного отношения к России и российскому народу с целью дальнейшего сотрудничества с курсантами-иностранцами как представителями союзных стран в будущем, позитивного отношения к учебному заведению, в котором им предстоит учиться.

Несомненно, первым шагом к достижению данной цели является налаживание позитивного дружественного контакта с группой. Прежде, чем начать работу с национальной группой, ведущему преподавателю необходимо познакомиться с этнопсихологическими особенностями группы, изучить культуру, историю, традиции, иметь представление о национальных праздниках иностранных курсантов.

Обучение русской культуре, традициям должно строиться по принципу диалога культур: необходимо отталкиваться от общих моментов. Через изучение русского языка, как «чужого», неродного для иностранных военнослужащих, происходит формирование вторичной языковой личности. Иными словами, это личность, приобщённая к культуре народа, язык которого изучается [ 1, 56]. Этот процесс связан не только с освоением новой языковой системы, но и с появлением в сознании иностранных курсантов картины мира, характерной для носителей языка. Исходя из сказанного выше, отметим, что формирование вторичной языковой личности это не только образовательная задача, но, также, и воспитательная, поскольку образовательный процесс (в данной ситуации - обучение русскому языку) не может быть полностью реализован без диалога культур. Таким образом, формирование у иностранных курсантов вторичной языковой личности, то есть способности к иноязычному адекватному общению на межкультурном уровне является приоритетной задачей преподавателя русского языка как иностранного.

Воспитательный процесс как неотъемлемая часть образовательного процесса реализуется, прежде всего, на занятиях по русскому языку. Само занятие может иметь различную форму:

• урок;

• урок-экскурсия;

• тематическое мероприятие;

• конкурс, викторина;

• конференция;

• посещение музеев, выставок, театров, исторических мест.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Различные жанры учебного занятия позволяют познакомить иностранных курсантов с предстоящими для них видами учебной деятельности и дают представление о социальных моделях поведения в различных учебных ситуациях. Речь идёт о воинском этикете (рапорте, с которого начинается каждое занятие, правилах приветствия преподавателей, офицеров), правилах поведения на различных занятиях, а также в общественных местах.

Особое значение в воспитании иностранных военнослужащих имеет первый год обучения -подготовительный курс. На наш взгляд, данный этап обучения содержит наибольший воспитательный потенциал, что связано с естественными процессами адаптации и социализации иностранных курсантов в новых условиях. На подготовительном курсе обучающиеся знакомятся с новой системой образования, условиями учебной деятельности и быта.

Проблема воспитания иностранных военнослужащих на ПК находится также в одной плоскости с проблемой адаптации, и решение первой неразрывно связанно с поисками путей решения второй. Адаптация (от лат. adaptare - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям, которое имеет два аспекта: биологический и психологический [ 1]. Очевидно, что иностранцам требуется определенное время для биологической адаптации в новых климатических условиях. В Военно-космическую академию им. А.Ф. Можайского прибывают курсанты не только из стран СНГ, но и из стран Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, это обстоятельство необходимо учитывать на начальном этапе работы с данным контингентом.

Под психологической адаптацией мы понимаем, прежде всего, социализацию инофонов: смену привычного социокультурного пространства, обретение нового социального статуса и связанных с этим обязанностей. Курсанты-иностранцы испытывают переизбыток поступающей извне информации, как в учебном процессе, так и вне его, и в то же время коммуникативные проблемы ввиду незнания русского языка, а также проблемы бытового плана. Многие исследователи-социологи отмечают, что иностранные обучающиеся на начальном этапе вхождения в новую среду оказываются в состоянии стресса схожего с состоянием шока, что осложняет учебный процесс. Поэтому одной из основных задач преподавателя русского языка является ослабление и нивелирование социально-психологического стресса.

Безусловно, адаптация биологическая и психологическая - сложный взаимосвязанный процесс, который длится на протяжении нескольких лет, поэтому весь подготовительный курс можно считать адаптационным. Нужно отметить, что данный процесс несколько осложнён рамками высшего военного учебного заведения, поскольку иностранные курсанты попадают в ситуацию жёсткой воинской дисциплины, с которой некоторые учащиеся сталкиваются впервые.

Особенностью процесса обучения в военном вузе является погружение обучающихся с первых дней в условия воинской дисциплины: обучение, воспитание, быт которых подчинены воинскому режиму. Иностранные курсанты с самого начала пребывания в вузе слышат команды на незнакомом языке, которые они обязаны выполнять по подражанию или интуитивно.

Введение военной терминологии уже на первых уроках может реально ослабить стресс обучающихся. В рамках урока русского языка возможно проведение пятнадцатиминутного изучения воинских команд с привлечением курсовых офицеров. Впоследствии лексический пробел по данной теме решает предмет «Специальная лексика».

В целом воспитательная работа должна вестись непрерывно на протяжении всего подготовительного курса, пока инофоны не познакомятся со всеми этапами и особенностями учебного процесса в данном учебном заведении, усвоят необходимые нормы и модели поведения в различных общественных местах.

Список использованной литературы:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб., 1999.

2. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 1003.

3. Завизионов Ю. Г. Сущность и содержание воинского воспитания курсантов вузов ВВ МВД России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 1007. №31

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

4. Киселев Г. Б. Локальная система воспитания современного военного вуза как средство формирования личностных и профессиональных качеств курсантов // Историческая и социально-образовательная мысль. 1011. №1-1.

5. О военно-техническом сотрудничестве Российской федерации с иностранными государствами: Федеральный закон РФ.19 июля 1998 г. № 114-ФЗ.

© Л.М. Гайнанова, 1015

УДК 371.16

Гордиенко Ольга Александровна Каламис Ольга Викторовна Каламис Татьяна Викторовна

студенты 3-го курса информационно-технического факультета Новосибирский Государственный университет экономики и управления

г. Новосибирск, РФ E-mail: vnb67@mail.ru

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Неотъемлемая часть учебной деятельности - диагностика уровня подготовки студентов при дистанционной подготовке. Тестирование - направление на стыке педагогики, теории измерений, математической статистики с использованием современных и перспективных средств вычислительной техники.

Ключевые слова

Автоматизированный, диагностика, дистанционный, контроль, тест.

Дистанционное образование вместе с контролем его уровня способно удовлетворить потребности людей, стремящихся к обучению, но по каким-либо причинам не имеющих такой возможности [1, с. 143]. Используя современные средства вычислительной техники и доступ к Интернету, каждый может получить качественное образование, независимо от места проживания и уровня занятости. К преимуществам дистанционного образования относят следующие его особенности: обучение большого количества студентов; создание единой образовательной среды; снижение затрат на проведение обучения; повышение качества обучения за счет применения современных высокопроизводительных сетевых средств обучения и контроля [1, с. 161].

Выделяют следующие характеристики дистанционного образования:

- структура курса (качественная программа дистанционного образования не просто копирует лекционную программу, предоставляя возможность прочитать их на электронном экране. Курс должен быть организован так, чтобы целенаправленно вовлекать студента в образовательный процесс, структура курса должна предоставлять возможности управлять процессом обучения с использованием современных многопроцессорных комплексов [3, с. 6]);

- средства и способы коммуникации (программа дистанционного образования предполагает набор способов доставки и обработки информации, включая почту, телефон, Интернет, электронную почту, интерактивное телевидение, телеконференции, гетерогенные интегрированные сетевые средства [4, с. 39];

-поддержка и контакт со студентами (качественная программа подразумевает множество способов для создания атмосферы взаимодействия).

Одной из эффективных форм проверки качества дистанционного обучения являются тестовые задания, получившие широкое распространение в дистанционном обучении [5, с. 79]. Это современная,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.