Научная статья на тему 'Особенности организации военной мобилизации в России в 1914 г'

Особенности организации военной мобилизации в России в 1914 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3392
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / РОССИЯ / 1914 Г / MILITARY MOBILIZATION / MILITARY AND CIVIL BODIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казаков Александр Евгеньевич

Рассматриваются специфические трудности организации военной мобилизации в 1914 г. Автор делает вывод об относительно успешной работе военных и гражданских учреждений на первом этапе войны при неоднозначной реакции населения на войну и мобилизацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Казаков Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Military Mobilization in Russia in 1914

The specific difficulties of the military mobilization in 1914 are considered. The author comes to conclusion about rather successful work of military and civil bodies at the first stage of the war, when the reaction of the population to war and mobilization was not positive.

Текст научной работы на тему «Особенности организации военной мобилизации в России в 1914 г»

ББК 63.3(28)523

А.Е. Казаков

Особенности организации военной мобилизации в России в 1914 г.

Ключевые слова: военная мобилизация, Россия, 1914 г

Keywords: military mobilization, military and civil bodies.

В результате реформ 1860-1870-х гг. в Российской империи сложилась особая система военного управления, которая просуществовала до 1918 г. Ее основными особенностями были разделение полномочий между министерством внутренних дел и военным министерством, наличие военно-окружной системы [1, с. 41-55]. К 1914 г. структура учреждений МВД, обеспечивающая ход призывов населения и поставок от населения лошадей и автомобилей, выглядела следующим образом: управление воинской повинности (УПВ) - губернские, городские по воинской повинности присутствия - уездные, окружные по воинской повинности присутствия.

Структура военного ведомства имела следующий вид: мобилизационный отдел главного управления Генштаба (ГУГШ) - штабы военных округов - начальники местных бригад - уездные воинские начальники [2, с. 1-34]. Завершающим звеном для обеих этих вертикалей были призывные и военно-конские участки, сборные и сдаточные пункты [3, с. 154-169].

Для военных и гражданских учреждений на начальном этапе Первой мировой войны наиболее важным оказались два фактора: всеобщая мобилизация 18 июля и вступление России в войну 20 июля 1914 г. [4, л. 1-2].

Первоначально ряд военных округов получил телеграмму о начале мобилизации 17 июля 1914 г., что и было использовано как непосредственное руководство к действию (составлялись призывные списки, назначались места сбора призываемых и т.п.). Однако ее официальное начало было перенесено на 18 июля. В мобилизационной телеграмме за подписью военного, морского министров и министра внутренних дел, направленной Генштабу 17 июля 1914 г., говорилось: «Высочайше повелено привести армию и флот на военное положение и для сего призвать чинов запаса и поставить лошадей согласно мобилизационному расписанию 1910 г. точка первым днем мобилизации следует считать 18 сего июля 1914 г.» [5, л. 907]. Именно с этой телеграммы можно вести отсчет времени работы ГУГШ и УПВ МВД по организации всеобщей мобилизации. Таким образом, первый фактор задействовал прежде всего силы мобилизационного отдела Генштаба с подчиненными ему структурами (штабами округов, воинскими начальниками) и силы

управления воинской повинности МВД с системой воинских присутствий. В первую очередь призывались запасные нижние чины и поставлялись от населения лошади. Второй фактор способствовал переходу всех государственных учреждений на особый режим работы в условиях войны - значительное ограничение расходования средств на нужды учреждений (например, отменялись практически все командировки), перевод имеющихся средств на военные нужды, приостановление строительных и ремонтных работ и т.п. [6, л. 111-111об.].

Проблема организации мобилизации достаточно сложна и включает в себя ряд частных вопросов. Работу государственных учреждений по проведению мобилизации можно разделить по административному критерию. Для высшего звена (УПВ и ГУГШ) на первом этапе войны главными задачами были назначение призывов и поставок; распределение средств для оптимальной работы призывных участков; определение районов мобилизации исходя из нужд военного времени и объективных возможностей губерний; разделение мобилизационной работы на местах, при необходимости, на отдельные этапы; общий контроль и руководство за деятельностью подчиненных учреждений. Работу среднего и низшего звена можно представить следующим образом. Во-первых, получение уведомления о начале призывов и поставок по телеграфной связи и отправка нарочных в отдаленные районы. Во-вторых, после получения этих документов - составление списков призываемых, организация сборных пунктов и оповещение населения. В-третьих, освидетельствование призываемых приемными комиссиями (осмотр и определение годности в случае поставок лошадей) и отправка их в военные части [7, с. 1079-1081]. Следует заметить, что полномочия органов военного управления были ограничены сферой организации призывов и работы на сборных пунктах. Явка или доставка в приемные комиссии целиком возлагалась на призываемого или владельца лошади.

Военную мобилизацию также можно разделить на отдельные этапы в зависимости от: а) типа призыва (призыв запасных, новобранцев, ратников ополчения, поставки лошадей и автомобилей); б) формы призыва (общие по империи, дополнительные в отдельных округах и губерниях); в) влияния других военных факторов (количества военнопленных и беженцев).

Такая классификация позволяет выявить специфику организационной работы органов военного управления. Так, мобилизация практически всех запасных прошла именно в первые месяцы войны, характеризовалась большими масштабами (например, в Казанском военном округе было призвано более 640 тысяч человек) и превышением числа добровольцев над уклонившимися от призыва [8, л. 253-256об.]. Судя по архивным документам, к таким явлениям и событиям (например, большому числу добровольцев, широкой волне погромов) государственные органы были либо плохо, либо совсем не подготовлены. Сказывалось отсутствие необходимой документации и процедур для учета добровольцев. В случае с погромами и нападениями нижних чинов зачастую просто не хватало сил для того, чтобы предотвратить такие инциденты или остановить их. Призывы новобранцев только в 1914 г. были проведены в соответствии с действовавшим военным законодательством. В 1915-1917 гг. они были досрочными, т.е. призывались лица младше 20 лет [9, с. 3-10].

Другая проблема - организация движения маршевых команд от места призыва до воинской части. Архивные и делопроизводственные материалы свидетельствуют о том, что зачастую такое движение было недостаточно хорошо организовано как на пеших участках пути, так и на железной дороге. Отсутствие своевременного горячего питания на промежуточных пунктах, нехватка поездов, недостаточный контроль над командами были обычными явлениями. Усугубляли такое положение дел и широкая волна грабежей, разбоев, нападений на местное население призванных [10, д. 138, 141].

В целом призыв новобранцев, во-первых, был менее масштабным (за лето-осень 1914 г. запасных было призвано в несколько раз больше). Во-вторых, по имеющимся у нас данным департамента полиции о движениях в войсках и настроениях населения по губерниям, большинство выступлений призванных были протестами запасных нижних чинов. Новобранцы же там практически не упоминаются. Значит, вполне справедливым выглядит вывод о значительно меньшем количестве протестов и конфликтов со стороны новобранцев как в ходе освидетельствования приемными комиссиями, так и после поступления на военную службу.

В условиях войны значительно изменился порядок призыва новобранцев. Было приостановлено действие ряда норм призывного законодательства, другие же потребовали частичной либо полной замены. Так, циркуляром управления воинской повинности МВД №86 от 3 сентября 1914 г., адресованном губернаторам, устанавливались подобные ограничения и изъятия из устава о воинской повинности. В частности, в связи с поступлением на военную службу большого количества запасных и ратников значи-

тельное число молодых людей приобрело право на льготу по семейному положению первого разряда. С учетом необходимости увеличить контингент новобранцев на 130 тыс. человек по сравнению с 1913 г. жеребьевка отменялась, так как именно льготные первого разряда проходили через эту процедуру. Поэтому призывались лица, внесенные в призывные списки в последовательном порядке номеров. В тех случаях, когда в уездах имелось много призываемых, новобранцы разделялись на две очереди, для удобства работы присутствий и ускорения комплектования воинских частей. Переносился конечный срок приема на военную службу за призыв 1914 г. с 15 февраля на 1 апреля 1915 г. Студенты, обучавшиеся в иностранных учебных заведениях, обязывались вернуться в пределы империи, и отсрочка устанавливалась только для старшекурсников. В местностях, находившихся в театре военных действий, допускались некоторые отступления от требований устава [11, л. 127-130].

Особые меры касались обеспечения порядка на призывных пунктах и в воинских частях, которые были естественным продолжением мер, предпринимавшихся МВД в призывы 1906-1913 гг. Губернаторам в частности предписывалось в целях «пресечения новобранцам, в особенности из числа фабричных и заводских рабочих и лиц, находившихся в отхожих промыслах, возможности приносить с собою в войсковые части преступные прокламации и вообще нелегальную литературу... сделать распоряжение о производстве чинами полиции отдельных осмотров вещей тех из призывных, относительно коих возникает подозрение.» [11, л. 78]. Местными властями собирались сведения о судимости и политической благонадежности новобранцев. Внештатные сотрудники жандармерии наблюдали за настроениями населения.

Поставка лошадей по военно-конской повинности проходила с самого начала в условиях скрытых протестов населения (недоставка на сборный пункт, самовольная замена). Многие случаи неквалифицированной работы приемных комиссий не получали должной оценки со стороны центральных учреждений. Многочисленны были факты злоупотреблений на уездном и губернских уровнях [12, л. 1]. Если на центральные учреждения возлагалось обязанность определения общих вопросов мобилизации [13, л. 2-2об.], то основная практическая работа легла на губернский и уездный уровни. Штабы округов настаивали, главным образом на выполнении количественной стороны плана [13, л. 158-159об.]. В такой ситуации многочисленны были случаи злоупотреблений чиновников государственных учреждений. Отдельные поставки разделялись на две-три очереди с недельными и более промежутками между собой, продолжительность пополнения недобора лошадей могла достигать месяца и более. Кроме этого, существенными

факторами, определявшими успех мобилизации, были погодные условия, отдаленность районов, где проходили поставки, загруженность транспортных узлов, плачевное состояние «конского населения» уездов [14, л. 1-2].

Очень важно рассмотреть особенности организации мобилизации на примере Казанской губернии как центра военного округа и как одного из ключевых регионов Российской империи. Заметим, что в Казани из-за переноса первого дня мобилизации возник ряд проблем. Согласно рапорту казанского полицмейстера, «. по распоряжению Казанского городского головы, считавшего, согласно второй телеграммы, полученной 17 июля, первым днем мобилизации 18-е сего июля, были внезапно прекращены [действия приемных комиссий] и доставленные на означенные пункты лошади, повозки и упряжь владельцами их уведены и увезены обратно» [15, л. 9-9об.]. Итак, владельцы лошадей, чьи животные должны были приниматься в первую очередь, ушли со сборных пунктов, однако в результате принятых мер были возвращены обратно полицейскими. Данный случай показывает, что любая замена в плане приводила в ряде случаев к сбою в военно-мобилизационной работе.

Для целостной характеристики мобилизации в данном регионе важна хроника событий, представленная в сборнике «Великая отечественная война. Казанская губерния. Краткий очерк за первый год. 1914 19/УП - 1915 г.» [16, с. 4-11]. Итак, в документе подчеркивается, что для руководства губернии с самого начала войны одним из главных предметов заботы стала согласованность действий различных учреждений, часты были призывы к объединению усилий и тесному сотрудничеству общественных деятелей, отдельных корпораций и организаций для объединения народа в тяжелых условиях войны. Особую роль в этом сыграли обращения губернатора П. М. Боярского к жителям города Казани, акцент в которых делался на религиозные и нравственные принципы. Как сообщает источник: «. еще в июле месяце 1914 г., когда, после всенародного молебствия о даровании успеха русскому оружию, он, Начальник губернии, призвал всех к единению, так как в этом должен быть залог возвеличения Родины, в силу и мощь [которой] должен верить каждый подданный». В целом, согласно рассматриваемому источнику, мо-

билизация в Казанской губернии в 1914 г. прошла спокойно, что подтверждается архивными источниками. В то же время автор книги отмечает ряд специфических проблем. Например, введение нового мобилизационного расписания в течение всего 1914 г. постоянно откладывалось, и присутствия работали по расписанию 1910 г. Надо сказать, что это было общероссийской проблемой. Первоначально планировалось ввести в действие новое расписание еще в начале марта 1914 г., позднее, уже во время войны, эта дата постоянно отодвигалась вплоть до 1 декабря 1914 г. В чем причина такой задержки? Документы из фонда главного управления Генштаба не дают точный ответ, а лишь свидетельствуют о неготовности учреждений в этом вопросе. Таким образом, на первом этапе войны военным учреждениям приходилось работать по довоенному расписанию. При проведении пяти мобилизаций в Казанской губернии в 1914 г. положительным исключением оказались призывы нижних чинов запаса, коих было призвано со значительным превышением наряда (см. ниже), подобная ситуация повторилась при призыве ратников. Определенные трудности встречались и с поставками лошадей. Отрицательную роль играл недостаток офицеров и нижних чинов для приема, охраны и отправления лошадей. Прием больных и изнуренных животных по причине недосмотра чиновников имел место и в уездах, и в самой Казани. Для выполнения наряда приходилось переносить поставки лошадей с одного уезда на другой. Отмечалось значительное несоответствие данных военно-конской переписи 1912 г., на основании которых и проходила мобилизация, реальному состоянию «конского населения» уездов. Таким образом, ход мобилизации в Казанской губернии показателен для изучения данной проблемы во всероссийском масштабе.

Военная мобилизация в России в 1914 г. показала как сильные, так и слабые стороны организационной работы военных и гражданских учреждений, ответственных за призывы населения и поставки для армии. Данный период, с одной стороны, характеризуется относительно успешным проведением призывов и поставок, с другой, именно в 1914 г. обозначились основные трудности в военно-мобилизационной работе, которые в 1915-1917 гг. приобретут характер кризиса.

Библиографический список

1. Устав о Воинской повинности 1915 года. - Пг., 1915.

2. Инструкция по поставке в войска лошадей, других рабочих животных и повозок с упряжью. - СПб., 1913.

3. Устав о Земских повинностях // Свод законов Российской империи. - СПб., 1899. - Т. 4. - Кн. 2. - Гл. 4.

4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. 601. - Оп. 1. - Д. 551.

5. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). - Ф. 2000. - Оп. 3. - Д. 1156.

6. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). - Ф. 304. - Оп. 1. - Д. 1877.

7. Наставление присутствиям по воинской повинности для руководства при освидетельствовании телосложения и здоровья лиц, призываемых к исполнению сей повинности : Приказ по военному ведомству 1913 г. №289 // Приказы по военному ведомству 1913 г - СПб., 1913.

8. РГВИА. - Ф. 1720. - Оп. 3. - Д. 233.

9. Приказ по военному ведомству 1915 г. №2 // Приказы по военному ведомству 1915 г. - Пг., 1915.

10. ГАРФ. - Ф. 102. - Оп. 123.

11. НАРТ. - Ф. 304. - Оп. 1. - Д. 1877.

12. НАРТ. - Ф. 304. - Оп. 1. - Д. 1881.

13. РГВИА. - Ф. 2000. - Оп. 3. - Д. 1270.

14. Казаков, А.Е. Особенности реализации военноконской повинности в Российской империи в годы Первой мировой войны / А.Е. Казаков // Ломоносов : материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. - М., 2008.

15. НАРТ. - Ф. 304. - Оп. 1. - Д. 1878.

16. Великая отечественная война. Казанская губерния. Краткий очерк за первый год. - Казань, 1915.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.