Новый университет. 2013. № 11 (33)
ISSN 2221-7347
ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
УДК 657
Н.В. Щербакова
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Статья посвящена проблеме учета затрат на оказание автотранспортных услуг. Основное внимание уделяется анализу финансовых показателей автотранспортных организаций.
Ключевые слова: учет, затраты, анализ, транспорт.
Деятельность автотранспортных организаций характеризуют итоговые финансовые показатели, отражаемые в годовой бухгалтерской отчетности. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности, поэтому автотранспортные организации стараются наиболее эффективно управлять процессом перевозок грузов и пассажиров, а также выполнением прочих работ.
Значительная роль при этом отводиться бухгалтерскому учету, который в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ признает затраты организации, осуществляющей автомобильные перевозки при выполнении определенных условий. К таким условиям можно в частности отнести обоснованность произведенных затрат, документальное подтверждение произведенных затрат, связь с доходами организации.
Порядок признания и учета доходов и расходов при перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом, а также при осуществлении и оказании прочих работ и услуг, в том числе связанных с транспортно-экспедиционным обслуживанием, погрузо-разгрузочными работами и прочими видам работ и услуг, определяется для целей бухгалтерского учета приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июня 2003 г. № 153 «Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте».
В бухгалтерском учете расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [1].
В соответствии с законодательством в области бухгалтерского учета для выявления фактически израсходованных в производственном процессе материальных, трудовых и финансовых ресурсов, определения потребности организации в данных ресурсах для осуществления перевозок автомобильным транспортом, выполнения работ (услуг), связанных с транспортноэкспедиционным обслуживанием должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
1) материальные расходы;
© Щербакова Н.В., 2013.
28
ISSN 2221-7347
Экономика и право
2) расходы на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация;
5) прочие расходы.
Среди расходов автотранспортного предприятия значительный удельный вес приходится на материальные расходы, которые в силу специфики деятельности организации данной отрасли, отличаются ещё и по составу. Поэтому остановимся более подробно на составе материальных расходов автотранспортного предприятия.
В составе расходов на материалы автотранспортного предприятия отражается стоимость расходуемых при техническом обслуживании подвижного состава и других технических средств и устройств покупных материалов (обтирочных, смазочных, лакокрасочных, изоляционных, электротехнических, крепежных материалов, различных минеральных и органических масел), автомобильных шин, запасных частей, используемых для ремонта подвижного состава и других технических средств.
В составе материальных затрат учитываются также расходы на топливо, которые включают стоимость всех видов топлива, приобретенного со стороны и расходуемого на эксплуатационные нужды автомобильного транспорта.
По автотранспортным средствам расходы на топливо включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в пределах утвержденных норм. Нормы расхода утверждены распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены, прежде всего, для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, а также для определения себестоимости перевозок, планирования потребности предприятий в обеспечении топливом, для осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемого топлива, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами и т.д.
Автотранспортным предприятиям рекомендуется устанавливать нормы расхода топлива для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей. Нормы расхода топлива должны соответствовать определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Они включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортной деятельности. Расход топлива на внутрихозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав утвержденных норм не включен и устанавливается отдельно.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
Vn = 0,01 * (Nm * R+ Nu * U) * (1 + 0,01 * K), (1)
где
Vn - нормативный расход топлива, л;
R - пробег автомобиля или автопоезда, км;
Nu - норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т.км;
U - объем транспортной работы, т.км: U = Mgr x Rgr (где Mgr - масса груза, т; Rgr - пробег с грузом, км);
K - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Nrn - норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза.
29
Новый университет. 2013. № 11 (33)
ISSN 2221-7347
При этом норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза (Nm) рассчитывается как:
Nm = Nr + Ng * Gpr, л/100 км, (2)
где:
Nr - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Nm = Nr, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача).
Ng - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т.км;
Gpr - собственная масса прицепа или полуприцепа, т.
При этом норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза рассчитывается как:
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) для дизельного топлива - до 1,3 л;
При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) дизельного топлива - до 1,3.
В соответствии с инструктивными материалами нормы расхода топлива могут быть повышены определенных условиях. Кроме того, на основании распоряжения руководителя автотранспортного предприятия допускается дополнительное увеличение норм расхода топлива (Рис. 1).
Для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масла и смазки при обосновании потребности в них для автотранспортных предприятий предназначены нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте. Нормы расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) уславливаются на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для определенного автомобиля.
Нормы расхода масла устанавливаются в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазочных материалов рекомендуется устанавливать в килограммах на 100 л расхода топлива. Для транспортных средств после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет нормы расхода масла могут быть увеличены до 20%. При капитальном ремонте агрегатов автомобилей нормы расхода смазочных материалов рекомендуется устанавливать в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки определенного агрегата. Нормы расхода тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяются исходы из количества и объема заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации.
В пределах норм включаются также в состав материальных затрат расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин. Нормы пробега шин транспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации. При этом данные нормы могут учитывать дорожно-транспортные и другие эксплуатационные факторы. Учет данных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов к величине среднестатистического пробега шин.
Таким образом, норма эксплуатационного пробега шины (Pi) получается умножением среднестатистического пробега шины на поправочные коэффициенты:
Pi = N * A1 * A2, (3)
где:
P - среднестатистический пробег шины, тыс. км;
A1 - поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации
30
ISSN 2221-7347
Экономика и право
автотранспортного средства;
A2 - поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства.
О
о
Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны
Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются)
Перевозка нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движение в колоннах и при сопровождении:
- с пониженной средней скоростью движения автомобилей 20 - 40 км/ч,
-с пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч
При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта
При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, а также при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия
В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем
При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях
При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной - до 10%; при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии - до 15%; при перегоне-буксировке в строенном состоянии - до 20%.
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км, - до 5%; более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%.
5 - 20%
до 10%
до 15%
до 35%
до 10% до 10%
до 10%
до 35% 50%
На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий - до1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах)
Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью и не V отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлив в тех же размерах, что и для базовой модели Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только ^ собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.)
I
I
3
Рис. 1. Условия для увеличения норма расхода топлива
31
Новый университет. 2013. № 11 (33)
ISSN 2221-7347
Следует учитывать, что норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шины.
Для новых моделей шин и новых марок транспортных средств, для которых не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия может ввести временную норму. Данная норма вводится в действие приказом руководителя предприятия и разрабатывается на основании средних пробегов списанных шин. Следует учитывать, что срок действия временных норм не должен превышать два года. В течение этого периода проводится проверка соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины данного типоразмера и модели для конкретного транспортного средства, а также уточнение значения нормы.
Подводя итог стоит отметить, что расходы на горюче-смазочные материалы и шины занимают значительный объем в составе затрат автотранспортных организаций. От того, насколько правильно и грамотно организован учет данных активов, зависит не только эффективная работа автотранспортной организации, но и ее финансовое благополучие.
Библиографический список:
1. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
3. Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 31121991085-02.
Статья поступила в редакцию 13.10.2013.
ЩЕРБАКОВА Наталья Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет.
32