Научная статья на тему 'Особенности организации тушения крупных лесных пожаров в многолесных районах Сибири'

Особенности организации тушения крупных лесных пожаров в многолесных районах Сибири Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
1577
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации тушения крупных лесных пожаров в многолесных районах Сибири»

мальных решений на различных этапах тушения и уровнях управления. Именно принятие оптимальных решений в указанных случаях обеспечивает высокую экономическую эффективность процесса тушения КЛП в целом.

Литература

1. Главацкий Г.Д. Горимость лесов Красноярского края // Профилактика и тушение лесных пожаров.

- Красноярск: 1998. - С. 38 - 45.

2. Отраслевые методические указания по определению экономической эффективности использования в лесном хозяйстве новой техники, изобрете-

ний и рационализаторских предложений. -- М.: ВНИИЛМ, 1978.- 182 с.

3. Овчинников Ф.М., Груманс В.М. Определение экономической эффективности новой лесопожарной техники // Лесные пожары и борьба с ними.-М.: ВНИИЛМ, 1987.-С.164- 170.

4. Овчинников Ф.М., Груманс В.М. Скорость локализации в тактических расчётах тушения лесного пожара // Лесное хозяйство. - 1988. - №8. - С. 52 -53.

5. Методика определения экономической эффективности новой лесопожарной техники. - Красноярск: ВНИИПОМлесхоз, 1991. - 102 с.

6. Груманс В.М. Критерии эффективности мероприятий по борьбе с лесными пожарами // Методы и средства борьбы с лесными пожарами. - М.: ВНИИЛМ, 1986. - С.87 - 94.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ КРУПНЫХ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ В МНОГОЛЕСНЫХ РАЙОНАХ СИБИРИ

Г.Д. ГЛАВАЦКИЙ, к.т.н., академик МАНЭБ, В.М. ГРУМАНС, к.с.-х.н., ВНИИПОМлесхоз

Лесные пожары наносят значительный экологический и экономический ущерб. Особенно велики потери от пожаров в районах Сибири и Дальнего Востока, где ежегодно пройденная огнем площадь достигает сотен тысяч гектаров. С регулярным постоянством чрезвычайные пожарные ситуации повторяются в различных регионах Сибири (Читинская область, Республика Бурятия, Красноярский край, Иркутская область). Так, в Красноярском крае высокая горимость лесов зафиксирована в 1990, 1992, 1994, 1996 годах, когда число пожаров ежегодно превышало 1200 штук, а пройденная огнем площадь достигала ста и более тысяч гектаров. Величина прямого ущерба оценивалась сотнями миллионов рублей. При этом в сумму ущерба не включались потери от уничтожения продуктов побочного пользования и не учитывался экологический ущерб, связанный с утратой ряда полезных функций леса В некоторых регионах периоды чрезвычайной пожарной опасности продолжаются 2 -3 месяца. Для борьбы с пожарами привлекаются тысячи людей, сотни единиц техники. Од-

ВНИИПОМлесхоз,

нако в отдельных случаях эти усилия не приносят желаемого результата, и пожары удается ликвидировать лишь после выпадения осадков.

Опыт борьбы с лесными пожарами в подобных ситуациях позволяет выявить основные причины низкой эффективности работы лесной охраны и привлекаемых сил и средств пожаротушения. Главными из них, по мнению Э.Н. Валендика [1], является низкий уровень организации работ на пожаре, тактические ошибки в процессе тушения и недостаточная эффективность использования технических средств. При тушении крупных лесных пожаров возникают проблемы в управлении и взаимодействии сил и средств, связанные с их рассредоточенностью по территории и фактором неопределенности поведения пожара.

Вопросы организации борьбы с лесными пожарами выходят за рамки лесной отрасли. Возникающие почти ежегодно напряженные пожароопасные ситуации в том или ином регионе страны привлекают внимание многих отраслей к этой проблеме. По мнению спе-

циалистов, существенный резерв повышения уровня охраны и снижения горимости наших лесов заключается в последовательном решении организационных и тактических вопросов тушения лесных пожаров. При борьбе с крупными пожарами эти вопросы неразрывно связаны друг с другом, отражая различные стороны одного и того же процесса. При тушении таких пожаров принимаемые тактические решения в значительной степени определяют систему осуществляемых организационных мероприятий: доставку сил и средств, обеспечение продовольствием и горюче-смазочными материалами, местоположение лагерей, формирование лесопожарных подразделений. С другой стороны, выбор тактики тушения исходит не только из лесорастительных условий и параметров пожара, но и из возможностей решения ряда организационных вопросов (наличия ресурсов, их мобилизации, доставки и др.).

Снижение горимости многолесных районов Сибири тесно связано с тушением крупных лесных пожаров (КЛП), на которые приходится 80-90 % пройденной огнём площади и ущерба от лесных пожаров. По нашему мнению, успешная борьба с крупными пожарами возможна при решении двух задач [2,3]:

1. Организация оперативного тушения лесных пожаров на начальных стадиях и предотвращения перехода мелких и средних пожаров в крупные.

2. Организация эффективного тушения пожаров, перешедших в крупные.

Для решения первой задачи наряду с профилактическими мероприятиями и оперативным обнаружением лесных пожаров важнейшую роль играет их локализация на ранней стадии с использованием малогабаритных технических средств пожаротушения и ручных инструментов, что обеспечивает достаточно высокую эффективность при сравнительно небольших затратах [4, 5]. Во втором случае на первый план выходят вопросы эффективного использования ресурсов пожаротушения, включая мобильные энергонасыщенные лесопожарные агрегаты различного типа, тактику их применения, организацию работ на пожаре [6]. По мнению многих специалистов лесного хозяйства весьма эффективной организационной

формой борьбы с лесными пожарами в многолесных районах Сибири являются механизированные отряды, укомплектованные специальной техникой и обученным персоналом. Важное значение при организации работ на пожаре, выборе тактики борьбы с ним является учет параметров лесного пожара, условий его распространения и развития.

Разнообразие условий распространения и развития КЛП приводит к различиям по виду, интенсивности и скорости распространения горения. Крупный пожар, как правило, представлен различными видами лесного пожара на разных по лесорастительным условиям участках. Наряду с пирологическими характеристиками лесного участка определяющее значение для процесса горения имеют метеорологические факторы. Этим обуславливается тот факт, что на участках с одинаковыми пирологическими свойствами лесных горючих материалов процесс горения может иметь различные характеристики и, наоборот, пожары с близкими параметрами могут развиваться в существенно различных лесорастительных условиях. При планировании работ по тушению КЛП в каждом конкретном случае необходимо учитывать как характеристики прилегающей территории, так и параметры пожара. Таким образом, поскольку, на различных участках КЛП действуют различные виды лесных пожаров, рассмотрим некоторые их классификации.

Большинство известных классификаций лесных пожаров в своей основе имеют разделение на низовые, верховые и подземные, причем первые два класса разбиваются по характеру горения на беглые и устойчивые. Более сложную дифференцированную классификацию предложил И.С. Мелехов, в основу которой положен вид сгорающего в огне материала [7]. По этой классификации все лесные пожары делятся на следующие виды и подвиды: низовые (подстилочно-гумусовые, напочвенные, поддесно-кустарниковые, валежные и пневые, верховые (вершинные, повальные, стволовые) и подземные (торфяные). В свою очередь, каждый подвид (кроме подстилочно-гумусовых, стволовых и торфяных) дифференцируется на устойчивые и беглые.

Наиболее обоснованной считается классификация ландшафтных пожаров в лесном фонде, предложенная Н.П. Курбатским [8], в которой в качестве определяющего признака принята степень повреждения биогеоценоза. Автором выделен класс лесных пожаров, который состоит из простых и сложных. Простые лесные пожары разделены на три подкласса: низовые, верховые, почвенные. В группе низовых пожаров выделены напочвенные, подле-сочные, валежниковые. Верховые пожары могут быть повальные и вершинные; почвенные разделяются на подстилочные и торфяные. Эта классификация основана на глубоком изучении природы лесных пожаров и является наиболее согласованной и последовательной.

Согласно ГОСТ 17.6.01-83 пожары делятся на низовые (распространяющиеся по нижним ярусам растительности, лесной подстилке, опаду), верховые (охватывающие полог леса) и торфяные (при которых горит торфяной слой заболоченных и болотных почв). В «Указаниях по обнаружению и тушению лесных пожаров» (1995) особо рассматриваются подстилочные пожары. На практике и в пирологиче-ской литературе широко используется деление пожаров по скорости распространения и интенсивности горения. Низовые пожары различаются по скорости распространения на беглые (У>0,5 м/мин) и устойчивые (К<0,5 м/мин), а по высоте пламени, отражающей интенсивность горения, на слабые (к < 0,5 м), средние (0,5 < к < 1,5) и сильные (Ь >1,5 м).

Такое разделение пожаров хотя и отражает лишь внешние признаки процесса горения, тем не менее, полезно при решении практических задач по выбору способов и средств тушения, а также при разработке плана борьбы с пожаром.

Несколько отличается классификация, предложенная Г.П. Телицыным [9] и рекомендованная им для практики тушения. Согласно этой классификации лесные пожары разделены на низовые, верховые, подземные (торфяные). Низовые пожары подразделяются на беглые, устойчивые (подстилочногумусовые) и валежные. Верховые пожары

разбиты на три вида: беглые, устойчивые и повальные.

Согласно классификации, предложенной М.А. Шешуковым с соавторами [10] с учётом связи лесных пожаров с горючими материалами и периодами пожароопасного сезона, выделяются верховые (беглые и повальные), низовые (устойчивые и беглые) и почвенные (подстилочные, торфяные, дерновые). Эта классификация является составной частью генетической системы «лесные горючие материалы лесные пожары».

Проведённый анализ классификаций лесных пожаров указывает на необходимость при оценке эффективности различных способов тушения лесных пожаров учитывать тип лесных горючих материалов, параметры процесса горения (скорость и ширина кромки, высота пламени), а также технологические условия использования технических средств. Наиболее подходящей, на наш взгляд, является классификация, предложенная Н.П. Курбатским, с дополнительным разделением низовых пожаров по высоте пламени (интенсивности) на слабые, средние и сильные. В отдельных случаях необходимо учитывать скорости распространения горения.

Таким образом, важное значение для определения основных параметров пожара, а, следовательно, для организации тушения, выбора методов, средств и тактики борьбы с КЛП, имеют тип и характер лесных горючих материалов (ЛГМ). В процессе разработки плана тушения КЛП типы горючих материалов учитываются при оценке динамики распространения пожара, определении необходимого количества сил и средств, вероятного ущерба и т. п.

Существуют различные классификации лесных горючих материалов, особенности которых обуславливают пожарную опасность лесных участков, а в случае распространения по ним горения наряду с метеорологическими факторами определяют параметры пожара и возможный ущерб [11,12,12,14]. Наиболее известной из них является классификация ЛГМ, предложенная Н.П. Курбатским [15]. В основе этой классификации лежит разделение ЛГМ на группы: I группа - мхи, лишайники и мелкие растительные остатки; II - подстилка, торф;

III - травы и кустарнички; IV - крупные древесные остатки; V - подрост, кустарники; VI -хвоя и листва растущих деревьев вместе с мелкими веточками до 7 мм; VII - стволы растущих деревьев и живые сучья толще 7 мм. Первая и вторая группы являются проводниками горения, поскольку образуют непрерывный слой, по которому в случае его высыхания может распространяться горение.

Авторы работ [16,17], учитывая особую роль I группы горючих материалов, предложили называть их основными проводниками горения (ОПТ), которые были разделены на две подгруппы, восемь типов и четыре подтипа. В один тип ОПТ (в пределах подгруппы) объединены такие проводники горения, которые достигают пожарной зрелости в пределах одного из классов засухи при типовых условиях освещения и затенения. Идентификация лесных участков по типам ОПТ имеет важное практическое значение при борьбе с лесными пожарами как при определении очерёдности созревания (выявления негоримых участков), так и при прогнозировании скорости распространения горения.

Известна также генетическая классификация лесных горючих материалов, представленная в упомянутой ранее работе М.А. Шешу-кова с соавторами [10]. В этой классификации объекты горения и лесные пожары формируют открытую взаимоувязанную лесопирологиче-скую систему, в которой горючие материалы образуют исходную подсистему, непрерывно изменяющуюся по своему количественному и качественному состоянию. Классификация ЛГМ - четырёхступенчатая и включает в себя два класса: исходные (первичные) и трансформированные (вторичные). Исходные включают древесный, подлегочный и кустарниково-травяно-моховой ярусы лесной растительности, а производные - мёртвый напочвенный покров (опад и отпад) и органогенную часть почвы (подстилку, торф, дернину). Далее производится разделение по типам горючих материалов, тесно связанных с определёнными типами и группами типов лесов, а также по видам ЛГМ, которые в сочетании с режимом погодных условий и характеристики рельефа определяют

шримость леса, природу лесных пожаров, способы и тактику их тушения.

Для решения проблемы успешной борьбы с лесными пожарами используется лесопожарное районирование, с помощью которого возможно: оценивать территории Гослес-фонда по степени горимости лесов, обобщать характер развития лесных пожаров по однородности условий их возникновения и распространения, разрабатывать и применять соответствующие способы борьбы с лесными пожарами. Наиболее удачным является лесопожарное районирование Гослесфонда СССР, разработанное М.А. Софроновым [18], согласно которому вся территория страны разделена на лесопожарные области, а последние - на лесопожарные округа. В основу районирования в качестве главных признаков были положены: 1) лесистость территории; 2) породный состав лесов (преобладающие породы); 3) характер рельефа (горный или равнинный); 4) климатические особенности. Кроме того, для уточнения границ выделенных областей и округов автором рекомендуется составлять лесопирологическую характеристику территории, которая включает следующие компоненты: среднюю за многолетний период величину потенциального ущерба, оценку территории по условиям борьбы с лесными пожарами, фактическую горимость лесов, пирологическую оценку климатических условий.

Лесопожарное районирование территории позволяет учитывать региональные особенности лесопожарных областей и округов по горимости лесного фонда и тем самым является основой планирования и организации охраны лесов. Однако на практике при тушении пожаров очень важно учитывать конкретные лесорастительные условия отдельного лесного участка, совокупная характеристика отдельных частей которого определяет природную пожарную опасность. Основным пи-рологическим признаком насаждений (лесных участков) является скорость пожарного созревания, которая является индикаторным признаком очерёдности загораний лесных участков [18]. Располагая данными о природной пожарной опасности насаждений, можно вести борьбу с лесными пожарами.

При борьбе с КЛП важное значение имеет уровень организации охраны лесов на территории рассматриваемого региона. Высокая эффективность тушения пожаров в начальной стадии создаёт благоприятные предпосылки для успешной борьбы с КЛП.

Первой формой комплексной организации лесопожарных работ в нашей стране явились пожарно-химические станции (ПХС). В настоящее время практически в каждом лесхозе страны имеется по одной или несколько ПХС. При этом по целевому назначению, уровню оснащения, структуре, порядку комплектования создаются три типа ПХС.

ПХС первого типа (ПХС-1) оснащены, в основном, средствами пожаротушения и предназначены для быстрой ликвидации загораний на обслуживаемой территории, а также для тушения совместно с пожарно-химическими станциями второго типа (ПХС-2) развившихся пожаров. ПХС-1 обычно организуются при лесничествах, а команды формируются на пожароопасный сезон. Обслуживаемая территория достигает 25- 30 тыс. га. ПХС-2 оснащены средствами транспорта и пожаротушения, а также мощной техникой (тракторы, бульдозеры) и предназначены как для ликвидации лесных пожаров на обслуживаемой территории в начальной стадии, так и для тушения крупных пожаров на всей территории лесхоза. Кроме того, мощная техника позволяет производить профилактические и дорожностроительные работы. ПХС-2 создаются, как правило, при лесхозах и контролируют площадь лесного фонда до 40-50 тыс. га. Команды организуются как постоянного, так и сезонного формирования.

Пожарно-химические станции третьего типа (ПХС-3) являются специализированными подразделениями при управлениях лесами или при лесхозах, находящихся в центре пожароопасного региона, для ликвидации КЛП. ПХС- 3 организуются по согласованию со службой лесного хозяйства России руководителем территориального органа по управлению лесами. Они оснащаются мощной техникой, транспортом для её оперативной доставки, средствами тушения, связи, инвентарём и прочим имуществом. Команды организуют-

ся как постоянные круглогодичные формирования.

К сожалению, степень технической оснащённости ПХС не позволяет в полной мере выполнять возложенные на них функции. Проведённый анализ работы ПХС показал, что лишь в редких случаях работа этих подразделений лесной охраны удовлетворяет предъявляемым к ним требованиям, в большинстве же своём ПХС в Сибири являются местами сосредоточения пожарного инвентаря и техники и гораздо в меньшей степени - подразделениями по тушению лесных пожаров.

Другой формой организации технических средств пожаротушения явились механизированные отряды в составе территориальных баз авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства. В соответствии с «Положением о механизированных отрядах службы авиационной охраны лесов» основной задачей механизированных отрядов, представляющих собой специализированные подразделения, является борьба с лесными пожарами в районах наибольшей пожарной опасности с применением эффективных технических средств пожаротушения.

Анализ опыта работы мехотрядов при тушении лесных пожаров свидетельствует о том, что такая форма организации сил и средств при определённых условиях могла быть эффективной. Механизированные отряды, находясь в непосредственном подчинении авиа-лесоохраны, могли бы оперативно привлекаться для ликвидации пожаров, обнаруженных с борта самолёта. Однако вопросы эффективного функционирования мехотрядов в системе авиационной охраны лесов не были решены из-за ряда организационно-технических причин:

низкие параметры технических средств по мощности, проходимости и мобильности;

отсутствие в составе мехотрядов необходимого количества трейлеров для оперативной доставки техники к местам работы;

слабая ремонтная база для обеспечения высокой технической готовности средств тушения на пожаре;

недостаточная оснащённость подразделений мехотряда средствами связи.

В силу указанных причин, а также из-за трудностей с финансированием, авиабазы стали расформировывать мехотряды, а технику передавать непосредственно авиаотделениям. Таким образом, существенного влияния на снижение горимости лесов механизированные отряды службы авиационной охраны лесов не оказали. В настоящее время предпринимаются отдельные попытки организовать механизированные отряды в системе лесохозяйственных предприятий, однако проблема по-прежнему остаётся нерешённой.

Заслуживает внимания опыт борьбы с крупными лесными пожарами в лесах сырьевых баз леспромхозов, сложившийся в системе Дальлеспрома и научно обоснованный ДальНИ-ИЛХом [19]. Основу организационной структуры технических средств пожаротушения составляет тяжёлая бульдозерная техника класса 75 кВт и более, на базе которой формируются экспедиционные механизированные отряды. В состав экспедиционного механизированного отряда рекомендуется включать два мощных бульдозера, не менее двух лесопожарных тракторов, а также ремонтную передвижную мастерскую, транспортную автомашину и бензовоз на шасси автомобиля повышенной проходимости или на гусеничном ходу. Для оперативной доставки гусеничной техники по дорогам к местам пожаров за экспедиционным механизированным отрядом закрепляется необходимое количество трейлеров. Один такой мехотряд способен в средних лесорастительных и погодных условиях локализовать пожар площадью 300 - 500 га. Организация и технология тушения крупных лесных пожаров с помощью таких механизированных отрядов способствует решению задачи борьбы с крупными лесными пожарами. Однако недостатком являются следующие факторы: потребность в большом количестве трейлеров для доставки тракторной техники; невысокая эффективность при работе в условиях высокой захламлённости из-за низкой мощности бульдозеров; формирование и доставка экспедиционных механизированных отрядов начинается лишь в период, когда крупные лесные пожары разошлись и распространились на большой площади.

При борьбе с КПП организационные проблемы возникают на различных уровнях. В периоды высокой горимости в ряде регионов страны решаются вопросы межбазового маневрирования силами и средствами авиале-соохраны [20]. Нередко практикуется переброска людей и техники в пределах территории, охраняемой одной авиабазой, с одного авиаотделения на другое. Эти вопросы Центральной базой авиационной охраны лесов и территориальными авиабазами в целом решаются эффективно. Наибольшее значение для успешной борьбы с КЛП, по-нашему мнению, имеет высокий уровень решения организационных проблем в масштабе отдельных административных районов. Успешность борьбы с КЛП зависит от различных факторов: принятой для данного района стратегии охраны лесов; организации сил и средств региона; регламентации работы сил пожаротушения и организации тушения отдельного пожара. Важное значение имеют мероприятия, направленные на предотвращение условий, благоприятствующих развитию КЛП. Однако, как показывает отечественный и зарубежный опыт, полностью исключить КЛП не удаётся.

Наиболее актуальными в проблеме борьбы с крупными лесными пожарами остаются вопросы организационной структуры тушения КЛП, взаимодействия привлекаемых ресурсов пожаротушения в пределах административного района. При этом одной из основных задач является организация тушения конкретного пожара. Только объединение участвующих в тушении сил и средств в гибкую динамичную организационную систему, способную адаптироваться к изменениям лесопожарной обстановки, создание специальных служб и подразделений, обеспечивающих целенаправленную деятельность по ликвидации пожара, является необходимой предпосылкой для выработки правильных решений и их реализации в ходе тушения пожара

Во второй половине 80-х годов Г.П. Телицыным предложено несколько вариантов организационной структуры тушения КЛП для условий Дальнего Востока, разработана структура управления силами пожаротушения на основе экспедиционного механизированного

отряда [9, 19]. Согласно этой структуре руководитель тушения осуществляет управление тушением через руководителей секторов. Заместитель руководителя отвечает за работу групп связи, ремонта и обеспечения питания и других бытовых услуг. Ответственный за разведку, безопасность работ и ведение документации имеет в своем распоряжении соответствующие группы и подчиняется непосредственно руководителю тушения пожара.

Более сложная организационная структура сил тушения рассмотрена в статье [21]. Авторы рассматривают различные типы организации в зависимости от размеров пожара и условий борьбы. Для крупных пожаров, площадь которых достигает несколько тысяч гектаров, предложена четырёхступенчатая организация (бригада, команда, отряд, группа отрядов). Предусмотрено также создание при руководителе тушения штаба по борьбе с лесным пожаром, включающего в себя службы связи, разведки и прогноза, обеспечения питанием, материально-технического снабжения и другие.

Большое внимание вопросам организации борьбы с КЛП уделяется в работах Э.Н. Вален-дика [1, 22]. По мнению автора в основе борьбы с КЛП должна находиться организационная структура, способная в течение нескольких часов объединить привлекаемые из различных отраслей и предприятий силы и средства пожаротушения, обеспечить эффективное управление ими в условиях постоянно изменяющейся лесопожарной обстановки. Положительные результаты достигаются там, где своевременно создаются комиссии по борьбе с лесными пожарами областного (краевого) и районного уровня. При комиссии образуется оперативный штаб борьбы с пожарами, в который входят представители административных и лесохозяйственных органов, противопожарной службы и службы общественного порядка, а также представители промышленных предприятий и средств информации. Такие комиссии, возглавляемые заместителем главы администрации края (области, района), могут оперативно решать все вопросы, связанные с обслуживанием тушения крупных и массовых лесных пожаров рабочими-тушилыциками, техникой,

продуктами питания, медицинской помощью и т.д. Основной целью комиссий и их штабов является стратегическое планирование борьбы с пожарами в крае (области, районе), бесперебойное материально-техническое снабжение, обеспечение нормальных условий для работающих на пожаре. Тактическое же планирование конкретного КЛП должен осуществлять руководитель тушения данного пожара и его оперативный штаб. Для решения этой и других задач, возникающих при тушении конкретного пожара, автором предлагается следующая организационная структура.

Руководителем тушения пожара может быть главный лесничий лесхоза или штатный руководитель тушения КЛП при авиазвене территориальной базы авиационной охраны лесов. В его обязанности входит подбор членов штаба тушения и организация их работы.

В штаб тушения входит группа планирования тушения и группа обслуживания. Группа планирования состоит из радиста-дежурного по сбору и обработке информации, диспетчера и инструктора по планированию тушения пожара. Инструктор по планированию тушения является одновременно начальником штаба и заместителем руководителя тушения КЛП. Группу обслуживания возглавляет хозяйственный руководитель авиазвена и в неё входит инструктор парашютно-пожарной службы, инструктор десантной службы и начальник оперативного отделения. Руководитель тушения пожара назначает руководителя тушения на линии пожара, который находится непосредственно на пожаре и руководит тушением согласно подготовленному плану. Последнее не мешает ему разрабатывать и реализовывать собственную тактику тушения на отдельных участках пожара и проводить маневрирование силами и средствами тушения.

Поскольку крупный пожар, как правило, не имеет замкнутого контура, его предлагается разделять на несколько зон тушения. Руководители зон назначаются из числа лесничих или инструкторов авиапожарной службы руководителем на пожаре. В каждой зоне обычно действуют два-три отряда, которые состоят из двух-трёх бригад. В составе отряда могут быть механизированные звенья. Кроме

того, для тушения сложных пожаров предлагается в состав лесопожарных сил и средств включать сформированный из опытных специалистов авиалесоохраны оперативный отряд, в задачу которого входит остановка быстро распространяющихся и интенсивно горящих участков пожара. Этот отряд подчиняется непосредственно руководителю на линии пожара и является также его резервом. Для осуществления маневра силами и средствами в распоряжении руководителя на линии должно быть 1 - 2 вертолёта.

Несмотря на ряд особенностей, рассмотренные выше организационные структуры тушения КЛП принципиально не различаются. Общим их признаком является некоторая идеализация самих структур, что обуславливает их сложность для применения в практике тушения КЛП в новых хозяйственноэкономических условиях при ежегодно снижающемся государственном финансировании лесного хозяйства.

Исследования, выполненные ВНИИ-ПОМлесхозом по проблеме лесных пожаров, анализ организации тушения лесных пожаров показали, что для успешной борьбы с КЛП в многолесных районах Сибири в условиях дефицита финансирования и материально-технического обеспечения лесного хозяйства при переходе к рыночным методам регулирования производственных отношений необходимы оптимальные решения организационных вопросов различного уровня, начиная с организации лесной охраны района и заканчивая организацией работ на отдельном участке КЛП. Разработанная организационная структура борьбы с КЛП (см. рисунок) является оптимальной для сложившихся условий финансового и материально-технического обеспечения лесной охраны в настоящее время, учитывает опыт и результаты исследований по проблеме КЛП, прогрессивные тенденции в совершенствовании лесопожарной службы на местах. Такая схема организации борьбы с крупными пожарами включает в себя мероприятия по созданию единой лесопожарной службы на уровне административного района. При этом органы исполнительной власти посред-

ством созданной при администрации района комиссии по борьбе с лесными пожарами проводят организационное объединение всех сил и средств тушения в единую лесопожарную службу района. В её состав помимо штатных ресурсов лесной охраны, которые тушат пожары в обычных условиях входят силы и средства предприятий и организаций района, которые привлекаются для борьбы с пожарами в периоды высокой пожарной опасности. Необходимость такого подхода обусловлена крайней неравномерностью возникновения пожаров в течение пожароопасного сезона. Существующая в течение ряда лет практика привлечения трудовых и материальных ресурсов для тушения КЛП во многих случаях недостаточно эффективна. Это выражается в низкой профессиональной подготовленности привлекаемых рабочих, плохой оснащённости спецодеждой, продовольствием, задержками при мобилизации. При создании единой лесопожарной службы возникают условия для преодоления имеющихся недостатков и для постепенного совершенствования охраны лесов.

Основным лесопожарным подразделением на тушении КЛП является бригада. По степени оснащённости техническими средствами выделяются механизированные бригады. В состав таких бригад должны входить агрегаты на базе тракторов или автомобилей, в то время как обычные бригады используют ручные инструменты и малогабаритную технику. Исходя из особенностей технологических операций, бригада может делиться на несколько звеньев.

Важное значение при разработке планов тушения имеет выделение секторов пожара. Под сектором понимается часть территории, прилегающей к лесному пожару, на который действуют силы и средства тушения в количестве двух-четырёх лесопожарных бригад, включающих 1-2 механизированных звена, и объединённые единым руководством. При выделении секторов необходимо учитывать следующие положения:

- в качестве границ секторов целесообразно использовать естественные и искусственные рубежи (водные преграды, негоримые

участки леса, дороги, элементы противопожарного устройства);

- в качестве отдельных секторов можно выделять изолированные части пожара;

- характер горения и условия работ и их объёмы в секторе должны соответствовать возможностям действующих в нём лесопожарных подразделений.

Несколько бригад, работающих в одном секторе, объединяются в пожарный отряд, который возглавляет руководитель сектора. Если численность секторов не превышает четырёх, то их руководители непосредственно подчиняются руководителю тушения пожара. При большем числе секторов выделяются зоны пожара. В каждой зоне работают два - четыре пожарных отряда, и назначается руководитель тушения в зоне. Структура основных сил оп-

ределяется размерами пожара и наращивается или сокращается в зависимости от конкретной ситуации.

Для обеспечения ритмичной работы и взаимодействия различных подразделений на пожаре создаётся группа управления, руководитель которой подчиняется непосредственно руководителю тушения пожара и является его заместителем. В состав группы управления входят специалисты по планированию, связи, материально-техническому снабжению, технике безопасности. Главной задачей группы управления является обеспечение целенаправленного взаимодействия основных сил тушения, оптимального использования имеющихся ресурсов, нормальных условий труда и отдыха занятых на пожаре людей.

Рис. 1. Организационная структура борьбы с крупными лесными пожарами для многолесных районов Сибири

Для проведения разведки, транспортных работ, оперативного маневрирования, управления силами и средствами руководителю тушения пожара придаётся группа авиационного обеспечения, в состав которой входят один или несколько летательных аппаратов с лётчиками-наблюдателями.

Основные выводы

1. Проведённый анализ опыта борьбы с лесными пожарами показал актуальность поиска в сложившихся хозяйственно-экономических условиях новых организационных форм охраны лесов, совершенствования структуры организации сил тушения на пожаре, разработки новых способов и приёмов тушения, а также расчётных методов обоснования принимаемых тактических решений. Учитывая, что в условиях Сибири гори-мость лесов определяется прежде всего количеством и площадью крупных лесных пожаров, предлагается основное внимание уделять с одной стороны предупреждению крупных пожаров, с другой - организации и тактике их тушения.

2. Разработана организационная структура сил и средств тушения КЛП, оптимальная для сложившихся в настоящее время условий финансового и материально-технического обеспечения лесной охраны, учитывающая взаимодействие районной комиссии по организации тушения лесных пожаров и её оперативного штаба с руководителем тушения КЛП и включающая обоснованный перечень функциональных подразделений. Перспективной организационной формой борьбы с КЛП в многолесных районах Сибири являются мобильные механизированные отряды, создаваемые на базе энергонасыщенной высокопроходимой техники и способные за короткое время осуществлять локализацию пожаров площадью в несколько сот гектаров.

Литература

1. Валендик Э.Н. Борьба с крупными лесными пожарами. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1990. -193 с.

2. Главащий Г.Д. Актуальные направления совершенствования лесной охраны Сибири // Материалы Международной конференции «Пожары в лесу и на объек-

тах лесохимического комплекса. Возникновение, тушение и экологические последствия». - Томск-Красноярск, 10-15 июля 1999 г.

3. Забелин А.И., Главацкий Г.Д. Стратегия охраны лесов Красноярского края // Лесное хозяйство. -1998. -№1.

4. Главацкий Г.Д., Филимонов Э.Г., Плывч В.Ф. Применение воздуходувок ВЛП-2,5 на тушении лесных пожаров // Лесное хозяйство. - 1996. - №

3.

5. Главацкий Г.Д., Королёв Г.М., Забелин А.И. Управляемый огонь под пологом леса // Лесное хозяйство. - 2000. - № 2.

6. Главацкий Г.Д, Филимонов Э.Г., Мартыщенков В.В, Орловский С.Н. Агрегат АЛТ-55 на тушении лесных пожаров // Лесное хозяйство. - 1996. - № 3.

7. Мелехов И.С. Природа леса и лесные пожары. - Архангельск: 1947. - 60 с.

8. Курбатский Н.П. Классификация лесных пожаров // Вопросы лесоведения. - Красноярск: ИЛ и Д СО АН СССР, 1970. - С. 171 - 230.

9. Телицын Г.П. Лесные пожары, их предупреждение и тушение в Хабаровском крае. - Хабаровск: ДальНИИЛХ, 1988.-96 с.

10. Шешуков М.А., Савченко А.П., Пешков В.В. Лесные пожары и борьба с ними на севере Дальнего Востока.

- Хабаровск: ДальНИИЛХ, 1992. - 96 с.

11. Арцыбашев Е.С. Лесные пожары и борьба с ними. -М.: Лесная промышленность, 1974. -147 с.

12. Конев Э.В. Физические основы горения растительных материалов. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1977.-239 с.

13. Мелехов И.С. Лесная пирология: Учебное пособие для студентов лесохозяйственных факультетов. -М.: МЛТИ, 1979. — 80 с.

14. Шешуков М.А. Классификация лесных горючих материалов //Лесные пожары и борьба с ними. - М.: ВНИИЛМ, 1988.-С. 55-65.

15. Курбатский Н.П. Исследование количества и свойств лесных горючих материалов // Вопросы лесной пирологии. - Красноярск: 1970. - С. 5 - 58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Софронов М.А., Волокитина А.В. Типы основных проводников горения при низовых пожарах // Лесной журнал. - 1985. -№ 5. - С. 12 - 17.

17. Софронов М.А., Волокитина А.В. Пирологическое районирование в таежной зоне. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение. 1990.-205 с.

18. Софронов М.А. Принципы лесопожарнош районирования // Прогнозирование лесных пожаров. - Красноярск: ИЛ и Д СО АН СССР, 1978. - С. 108 - 122

19. Телииьш Г.П. Рекомендации по борьбе с крупными лесными пожарами на Дальнем Востоке. - Хабаровск: ДальНИИЛХ, 1987.-48 с.

20. Коровин Г.Н., Андреев Н.А. Авиационная охрана лесов. - М.: Агропромиздат, 1988. -223 с.

21. Шешуков М.А., Любякин А.П. Организационная структура сил тушения при борьбе с лесными пожарами//Лесное хозяйство.- 1985.-№7.-С. 67-70.

22. Валендик Э.Н. Крупные лесные пожары, их предупреждение и тушение // Оперативное управление охраной лесов (Тез. докл. Всесоюзного научно-техни-ческого совещания). - Красноярск: ВНИИПОМлесхоз, 1984. С. 27 - 29.

23. Курбатский Н.П. Техника и тактика тушения лесных пожаров. - М.: Гослесбумиздат, 1962. -154 с.

24. Курбатский Н.П. Некоторые вопросы стратегии, тактики и техники охраны лесов от пожаров // Вопросы

лесной пирологии. - Красноярск: ИЛ и Д СО АН СССР, 1972.-С. 119-130.

25. Курбатский Н.П. Итоги и перспективы исследований природа лесных пожаров // Горение и пожары в лесу.

- Красноярск: ИЛ и Д СО АН СССР, 1973. - С. 3 -18.

26. Валендик Э.Н. Особенности распространения крупных лесных пожаров // Лесные пожары и борьба с ними. - М.: ВНИИЛМ, 1987. - С. 28 - 42.

ЛЕСОВОДСТВЕННОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПРОМЫСЛОВОМУ ВОСПРОИЗВОДСТВУ БРУСНИКИ И ГРИБОВ В БОРАХ И СУБОРЯХ

Л.Ю. КЛЮЧНИКОВ, д.с.-х.н., профессор кафедры лесоводства и подсочки леса МГУЛа, И.Л. КЛЮЧНИКОВ, к.с.-х.н., директор Вологодского комбината пищевых продуктов леса

В годы перехода экономики на рыночные отношения уровень использования пищевых ресурсов леса в целом возрастает. Увеличилась доля заготовок коммерческими фирмами, частными предпринимателями и населением, но снизилась доля заготовок государственными структурами, в том числе предприятиями лесного хозяйства. Запасы ягод и грибов оцениваются как весьма значительные, хотя за прошедшие 40 лет они снизились в несколько раз из-за проведения механизированных главных рубок, осушения площадей клюквы, повторяющихся крупных лесных пожаров. И теперь в условиях рыночной экономики при лесохозяйственных работах не принимается никаких мер к сохранению ягодных и грибных угодий. Основная часть промысловых заготовок проводится на землях лесного фонда. Сложилась возможность увеличения доходов лесного хозяйства, как за счет собственных заготовок, переработки и реализации, так и за счет упорядочения сбора лесных податей и арендной платы при заготовке коммерческими фирмами и частными предпринимателями. Поэтому лесохозяйственные работы, в том числе рубки ухода, имеющие целью выращивание лучшего качества древесины, одновременно следует направлять на воспроизводство ресурсов ягод и грибов на площадях промысловых заготовок. Дополнительных затрат по сравнению с обычным

порядком выполнения работ при этом не требуется.

В условиях Русской равнины брусника обычно произрастает на слабо- и среднеподзолистых супесчаных и песчаных почвах свежих или сухих. Высокоурожайные ягодники чаще всего встречаются в сосняках брусничниковой группы лесов, в живом покрове которых наряду с брусникой характерны зеленые мхи, вереск, вейник наземный и др. Оптимальный световой режим для плодоношения в лесу с сомкнутостью древесного полога 0,3 - 0,4. Брусника хорошо растет и дает высокие урожаи на открытых местах. Такая особенность биологии и способность к интенсивному вегетативному возобновлению обосновывает восстановление покрова и промысловое плодоношение брусники в короткий срок после сплошных рубок [5].

Для воспроизводства промысловых ягодников на вырубках решающее значение имеет технология лесосечных работ и сезон рубки. Так, после летней разработки лесосеки машинами ЛП-19, ТБ-1, ЛТ-157 с укладкой деревьев под углом к волоку сохранилось 10% покрова брусники, а неповрежденная почва осталась всего на 5 % площади [5]. Минерализация почвы лесозаготовительной техникой на 70 % площади и более в сосняках брусничниковых приводит к образованию вырубок вейникового типа (с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.