Научная статья на тему 'Особенности организации санитарно-эпидемиологического надзора в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе - курорте Сочи'

Особенности организации санитарно-эпидемиологического надзора в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе - курорте Сочи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
375
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
САНИТАРНЫЙ НАДЗОР / ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР / ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА / ИММУНОПРОФИЛАКТИКА / ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕКРЕТИРОВАННЫХ КОНТИНГЕНТОВ / САНИТАРНО-КАРАНТИННЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА / ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / HEALTH SURVEILLANCE / EPIDEMIOLOGICAL SURVEILLANCE / LABORATORY DIAGNOSTICS / IMMUNOPROPHYLAXIS / EXAMINATION OF DECREED CONTINGENTS / SANITARY AND QUARANTINE CHECKPOINTS / EPIDEMIOLOGICAL INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Онищенко Г. Г., Попова А. Ю., Кузькин Б. П., Гуськов А. С., Иванов Г. Е.

В статье представлены базовые принципы организации деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.-к. Сочи. Рассмотрены особенности организации эпидемиологического надзора в предолимпийский период, в период проведения игр и состояние заболеваемости в регионе после Олимпиады. Приводятся данные по отдельным направлениям работы органов и учреждений Роспотребнадзора по противоэпидемическому обеспечению мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Онищенко Г. Г., Попова А. Ю., Кузькин Б. П., Гуськов А. С., Иванов Г. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the organization of sanitary-epidemiological surveillance during the period of preparation and hosting of the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games in the Resort City of Sochi in 2014

In the paper there are presented the basic principles of the organization of activities for the assurance of the sanitary-epidemiological welfare in the period of preparation and hosting of the XXII Olympic Winter Games andXI Paralympic Winter Games of 2014 in the Resort City of Sochi. There are consideredfeatures of the organization of epidemiological surveillance in the pre-Olympic period, the period of the games and the state of the morbidity rate in the region after the Olympics. There are presented data on certain directions of the work of organs and institutions of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare on the disease control of the event.

Текст научной работы на тему «Особенности организации санитарно-эпидемиологического надзора в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе - курорте Сочи»

Проблемные статьи

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.4:796(470.620)

Онищенко Г.Г.1, Попова А.Ю.2, Кузькин Б.П.2, Гуськов А.С.2, Иванов Г.Е.2, Пакскина Н.Д. 2, Клиндухов В.П.3, Николаевич П.Н.3, Гречаная Т.В.3, Балаева М.И.3, Бирюков В.А.3, Божко И.И.3, Тешева С.Ч.3, Дараган Ю.Г.3, Пархоменко В.В.4, Рафеенко Г.К.4, Куличенко А.Н.5, Манин Е.А.5, Малецкая О.В.5, Василенко Н.Ф.5, Ефременко Д.В.5, Оробей В.Г.6, Елдинова В.Е.7, Пиликова О.М.7, Малай В.И.7, ЮничеваЮ.В.7

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ XXII ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР И XI ПАРАЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР 2014 ГОДА В ГОРОДЕ - КУРОРТЕ СОЧИ

'Российская академия наук, 117218, г Москва, Россия; 2Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 101000, г. Москва, Россия; 'Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, 350000, г. Краснодар, Россия; 4ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» Роспотребнадзора, 350000, г. Краснодар, Россия; 5ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора, 355035, г. Ставрополь; Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г.-к. Сочи, 354000, г.-к. Сочи, Россия; 7ФКУЗ «Причерноморская противочумная станция» Роспотребнадзора, 353919, г. Новороссийск, Россия

В статье представлены базовые принципы организации деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпий-ских зимних игр 2014 г. в г.-к. Сочи. Рассмотрены особенности организации эпидемиологического надзора в предолимпийский период, в период проведения игр и состояние заболеваемости в регионе после Олимпиады. Приводятся данные по отдельным направлениям работы органов и учреждений Роспотребнадзора по противоэпидемическому обеспечению мероприятия.

Ключевые слова: санитарный надзор; эпидемиологический надзор; лабораторная диагностика; иммунопрофилактика; обследование декретированных контингентов; санитарно-карантинные пункты пропуска; эпидемиологическое расследование.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(2): 5-9.

Onishchenko G. G.1, Popova A. Yu.2, Kuzkin B. P.2, Guskov A. S.2, Ivanov G. E.2, Pakskina N.D.2, Klindukhov V. P.3, Nikolaevich P. N.3, Grechanaya T. V.3, Balaeva M. I.3, Biryukov V. A.3, Bozhko 1.1.3, Tesheva S. Ch.3, Daragan Yu.G.3, Parkhomenko V. V.4, Rafeenko G. K.4, Kulichenko A. N.5, Manin E. A.5, Maletskaya O. V.5, Vasilenko N. F.5, Efremenko D. V.5, Orobey V. G.6, Eldinova V.E.7, Pilikova O. M.7, Malay V. I.7, Yunicheva Yu.V.7 FEATURES OF THE ORGANIZATION OF SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL SURVEILLANCE DURING THE PERIOD OF PREPARATION AND HOSTING OF THE XXII OLYMPIC WINTER GAMES AND XI PARALYMPIC WINTER GAMES IN THE RESORT CITY OF SOCHI IN 2014

1Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, 117218; 2Federal Service for Supervision of Consumer Rights protection and Human Welfare, Moscow, Russian Federation, 127994; 3Directorate of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights protection and Human Welfare in the Krasnodar Krai, Krasnodar, Russian Federation, 350000; 4Center for Hygiene and Epidemiology in the Krasnodar Krai of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights protection and Human Welfare, Krasnodar, Russian Federation, 350000; 5Stavropol Research Anti-Plague Institute of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights protection and Human Welfare, Stavropol, Russian Federation, 355035; 6Territorial department of the Directorate of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights protection and Human Welfare in the Krasnodar Krai in the Resort City of Sochi, Sochi, Russian Federation, 354000; 7The Black Sea Anti-Plague Station of the Federal Service for Supervision of Consumer. Rights Protection and Human Welfare, Novorossiysk, Russian Federation, 353919.

In the paper there are presented the basic principles of the organization of activities for the assurance of the sanitary-epidemiological welfare in the period of preparation and hosting of the XXII Olympic Winter Games andXI Paralympic Winter Games of 2014 in the Resort City of Sochi. There are consideredfeatures of the organization of epidemiological surveillance in the pre-Olympic period, the period of the games and the state of the morbidity rate in the region after the Olympics. There are presented data on certain directions of the work of organs and institutions of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare on the disease control of the event.

Key words: health surveillance; epidemiological surveillance; laboratory diagnostics; immunoprophylaxis, examination of decreed contingents; sanitary and quarantine checkpoints; epidemiological investigation.

For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(2): 5-9. (In Russ.) Введение Олимпийские игры как самые масштабные между-

Обеспечение здоровья и санитарно-эпидемиологиче- родные ^рт^ш-т^шые мероприятия всегда с°-ского благополучия населения в период проведения мас- пряжены с формированием условий дая возникновения

совых мероприятии с международным участием - одна из важнейших задач страны-организатора.

эпидемиологических рисков в связи с кратковременным увеличением плотности населения, существенным повышением нагрузки на коммунальные системы жизне-Для корреспонденции: Манин Евгений Анатольевич, обеспечения, объекты питания и медицинские службы snipchi@mail.stv.ru [1, 2]. В связи с этим во время подготовки и проведения

For correspondence: Manin Evgeniy, snipchi@mail.stv.ru. XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских

зимних игр 2014 г. в г.-к. Сочи (далее - Олимпийские игры) основной задачей Роспотребнадзора было совершенствование системы санитарно-эпидемиологического надзора с учетом особенностей мероприятия, включающее: определение приоритетных направлений деятельности; создание необходимой нормативно-методической базы; планирование профилактических программ; реализация мер, направленных на улучшение и охрану здоровья населения.

1. Базовые принципы организации деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты от биологических угроз при проведении Олимпийских игр

1.1. Усиление кадрового потенциала Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (КК)

В период проведения Олимпийских игр для работы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на территории города-курорта Сочи были привлечены специалисты органов и ряда учреждений Роспотребнадзора. Основной состав был представлен сотрудниками Управления Роспотребнадзора по КК (107 человек) и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КК» (282). В целях усиления санитарно-карантин-ного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ были задействованы 10 специалистов Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. Для обеспечения радиологической безопасности дополнительно были привлечены радиологи ФБУН «Санкт-Петербургский НИИРГ им. профессора П.В. Рамзаева» - 8 человек. Также были задействованы специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ) ФКУЗ «Ставропольский противочумный институт» Роспотребнадзора - 53 человека, которые в свою очередь были усилены специалистами ФКУЗ РосНИП-ЧИ «Микроб» Роспотребнадзора - 6 человек, ФБУН ГНЦПМБ (п. Оболенск) - 6, ФКУЗ «Причерноморская противочумная станция» Роспотребнадзора, включая Сочинское противочумное отделение - 32, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в СКФО» - 9. Всего в работе по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия было задействовано 526 человек.

1.2. Укрепление и модернизация лабораторной базы

На модернизацию лабораторной базы ФБУЗ «Центр

гигиены и эпидемиологии в КК» в 2010-2013 гг. было потрачено 58 874,7 тыс. руб. из средств федерального бюджета и 29 394,6 тыс. руб. из внебюджетных источников. Эти средства были направлены на модернизацию лабораторий, приобретение оборудования и расходных материалов, оснащение бригад быстрого реагирования и оперативного штаба Роспотребнадзора, а также мест временного размещения приписных специалистов (40 мест).

Всего приобретено более 100 единиц нового оборудования для экспресс-исследований продуктов питания и питьевой воды на микробиологические и санитарно-хими-ческие показатели, атмосферного воздуха на взвешенные частицы. Также были закуплены тест-системы для определения гормонов и регуляторов роста в животноводческой продукции, мини-экспресс-лаборатории, альфа- и бетара-диометры для измерения малых активностей. Приобретение оборудования позволило внедрить новые методики и расширить область аккредитации лабораторий.

1.3. Создание нормативно-методической базы

В период подготовки разработан ряд нормативно-методических документов по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия при проведении массо-

вых мероприятий и непосредственно Олимпийских игр в г.-к. Сочи, утвержденных руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в их числе основные:

1. Методические рекомендации (4 документа):

• МР 3.3.1.0058-12 «Профилактическая иммунизация лиц, принимающих участие в массовых международных спортивных мероприятиях на территории Российской Федерации»;

• МР 4.2.0079/1-13 «Организация лабораторной диагностики инфекционных болезней, лабораторного контроля объектов окружающей среды при проведении массовых мероприятий»;

• МР 3.1.0079/2-13 «Организация санитарно-проти-воэпидемического обеспечения массовых мероприятий с международным участием»;

• МР 3.5.0071-13 «Организация и проведение дезинфекционных мероприятий на различных объектах в период подготовки и проведения массовых мероприятий».

2. Документы, регламентирующие порядок действий (4 документа):

• Порядок лабораторного обеспечения диагностики инфекционных болезней в период проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр в г.-к. Сочи;

• Порядок выявления, учета, госпитализации больных с подозрением на инфекционное заболевание и проведения противоэпидемических мероприятий в ходе проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Пара-лимпийских зимних игр 2014 г. в г.-к. Сочи;

• Порядок лабораторного обеспечения исследований проб окружающей среды в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.-к. Сочи;

• Порядок учета и отчетности о случаях инфекционных и/или паразитарных заболеваний (подозрений ни них) во время проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г.-к. Сочи.

Кроме того, было разработано методическое пособие «Организация и порядок лабораторной диагностики инфекционных болезней в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.-к. Сочи», которое было распространено среди работников медицинской сети и специалистов по лабораторной диагностике инфекционных болезней [3].

2. Организация и осуществление эпидемиологического надзора в предолимпийский период

Одним из приоритетных направлений в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия гостей Олимпийских игр и населения г.-к. Сочи был контроль состояния инфекционной заболеваемости. Для выполнения поставленных задач деятельность учреждений Роспотребнадзора по КК осуществлялась по следующим направлениям:

• постоянная и объективная оценка масштабов, характера распространенности наблюдаемых инфекционных болезней и их возможного «вклада» в ухудшение санитарно-эпидемиологического благополучия в г.-к. Сочи;

• оценка темпов динамики и изменчивости эпидемического процесса (оценка колебания уровня заболеваемости, появления групповых инфекционных болезней во времени);

• районирование территорий г.-к. Сочи с учетом территориальной дифференциации по эпидемиологическим рискам;

• мониторинг инфекционных заболеваний и эпидемических ситуаций;

• организация электронной системы учета и анализа эпидемиологических данных.

2.1. Иммунизация населения г. Сочи

Проведение специфической профилактики инфекционных болезней стало важной составляющей в обеспечении эпидемиологического благополучия населения. Первоначально были определены перечень инфекционных болезней, контингенты групп риска, а также число людей, подлежащих иммунизации. Работники, задействованные в организации общественного питания (всего 9605 человек), и лица, занятые в сфере обслуживания (всего 10 429 человек) подлежали вакцинации против вирусного гепатита А, дизентерии Зонне, гриппа, кори. Иммунопрофилактику против вирусного гепатита А, дизентерии Зонне, гриппа и брюшного тифа проводили работникам, обслуживающим водопроводные и канализационные сооружения, оборудование и сети, а также сотрудникам предприятий по санитарной очистке населенных мест (всего 712 человек). Лиц, занятых в обслуживании гидротехнических сооружений, прививали против гриппа, кори, брюшного тифа, лептоспироза (всего 150 человек). Медицинские работники вакцинировались против кори (всего 260 человек). Волонтеры, проживающие в Краснодарском крае, были привиты против гриппа (4000 человек) и против кори (450 человек). Волонтеров, прибывших из других субъектов Российской Федерации, иммунизировали по месту жительства [4].

Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю был установлен строгий ежемесячный контроль выполнения плана профилактических прививок, безопасности иммунизации, соблюдения условий транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов. Совместно с АНО «Оргкомитет "Сочи 2014"» был обеспечен контроль наличия у лиц, привлекаемых к обслуживанию участников и гостей Олимпийских игр, сведений в сертификатах об иммунизации (против кори, столбняка, дифтерии, гриппа, гепатита А, дизентерии) [5].

2.2. Учет и регистрация инфекционных болезней

В январе-феврале 2014 г. уровень регистрируемой

инфекционной заболеваемости характеризовался как стабильный и не превышал среднемноголетние показатели, в том числе среднесуточные. Не регистрировалась заболеваемость дифтерией, брюшным тифом, геморрагическими лихорадками, клещевым энцефалитом, бешенством, лептоспирозом. По данным оперативного анализа отмечено снижение уровня суммарной инфекционной заболеваемости на 47% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Снижена заболеваемость ветряной оспой в 2 раза, туберкулезом в 2 раза, ОРВИ на 66%, гриппом в 8 раз, внебольничными пневмониями на 28%, инфекционным мононуклеозом в 2,5 раза. Заболеваемость острыми кишечными инфекциями снизилась на 38%, в том числе неустановленной этиологии - в 2,4 раза. Благодаря улучшению качества клинической и лабораторной диагностики в 5,6 раза улучшилась расшифровка (определение этиологии) случаев заболевания острыми кишечными инфекциями.

2.3. Проведение эпидемиологического расследования

При получении экстренных извещений о случаях

инфекционных заболеваний немедленно проводилось эпидемиологическое расследование. Для осуществления данной работы были задействованы 6 эпидемиоло-

гических бригад и 3 бригады быстрого реагирования. Общее число привлеченных специалистов составило 40 человек, в их распоряжении находилось 9 единиц автотранспорта.

За период Олимпийских игр в очагах инфекционных болезней было проведено 381 эпидемиологическое расследование. Своевременная организация противоэпидемических мероприятий позволила не допустить распространения инфекций и возникновения случаев групповых и вспышечных заболеваний.

В целях профилактики заболеваемости легионелле-зом в период подготовки, а также во время проведения Олимпийских игр проводился лабораторный мониторинг систем централизованного водоснабжения объектов проживания и спортивных объектов на наличие легионелл. Всего было обследовано 105 объектов. В пробах воды, отобранных на 37 объектах, была обнаружена ДНК легионелл. Эти объекты находились на контроле до получения отрицательных результатов лабораторного исследования проб воды после проведенных профилактических мероприятий в системах горячего водообеспечения [6, 7].

3. Проведение усиленного эпиднадзора в период проведения Олимпийских игр

3.1. Учет и регистрация инфекционных болезней

Во время проведения Олимпийских игр отмечена нестабильная ситуация по кори. В первую очередь этому способствовал значительный приток иностранных туристов из стран Европы, Азии и сопредельных территорий (Республика Абхазия), эндемичных по данной инфекции. Всего за весь период было зарегистрировано 16 случаев заболевания корью, связанных с заносом с территории других государств. По эпидемическим показаниям в очагах кори было вакцинировано 4930 человек.

Несмотря на наличие на территории региона г.-к. Сочи активных природных очагов ГЛПС, риккетсиозов (Ку-лихорадка и марсельская лихорадка), бешенства, иксодового клещевого боррелиоза, за время проведения Олимпийских игр случаев заболевания данными инфекциями не зарегистрировано.

В целом в результате разработанного и осуществленного комплекса мероприятий по профилактике инфекционных болезней, по данным оперативного и ретроспективного анализа, отмечено снижение суммарной заболеваемости кишечными и респираторными инфекциями по сравнению со среднедневным многолетним уровнем соответственно в 1,5-3 раза по сравнению с регистрируемым историческим максимумом (в 4-5,5 раза).

3.2. Применение географических информационных систем (ГИС) при организации эпидемиологического надзора

Для повышения эффективности санитарно-эпидемиологического надзора, а также поддержки принятия решений учреждениями Роспотребнадзора в КК в период подготовки и проведения Олимпийских игр использовалась разработанная в ФКУЗ «Ставропольский противочумный институт» Роспотребнадзора программа ГИС-мониторинга в виде приложения, созданного на основе программного обеспечения ArcGIS 10.2 (серверная версия с Web-интерфейсом).

С помощью программы ГИС-мониторинга выполнялись следующие задачи:

• проводилось ранжирование эпидемически значимых объектов (ЭЗО) с отображением полученных результатов в табличном, графическом и картографическом видах;

• осуществлялась стратификация региона проведения Олимпийских игр по эпидемиологическим рискам ОКИ различной этиологии;

• выполнялся мониторинг инфекционных болезней в регионе проведения Олимпийских игр и странах-участниках;

• в режиме реального времени отражалась загруженность диагностических лабораторий.

В результате выполнения поставленных задач были получены следующие результаты:

• картировано 629 объектов, из них 259 точек питания г.-к. Сочи;

• проанализированы плотность и распределение ЭЗО относительно плотности населения и Олимпийских объектов с оценкой рисков заболевания людей и оптимизацией эпиднадзора, картированы ЭЗО по легионеллезу;

• ежедневно рассчитывался динамический эпидемиологический порог для ОКИ различной этиологии, ОРВИ, кори и ветряной оспы с передачей данных в оперативный штаб;

• картированы и отображены в виде слоев электронной карты данные о случаях заболевания иксодовым клещевым боррелиозом, ГЛПС, иерсинеозом, малярией с 2009 по 2013 г., а также места отлова грызунов с определением у них антител к перечисленным инфекциям;

• с целью текущего мониторинга создана база данных по 1511 экстренным извещениям.

Все получаемые сведения концентрировались на одном портале, информация с которого была доступна в режиме реального времени всем специалистам, участвовавшим в обеспечении эпидблагополучия, что уменьшало цепочку передачи данных и сокращало время реагирования на изменение санитарно-эпидемиологической ситуации.

3.3. Обследование декретированных контингентов

С целью выявления возможных источников инфекции и недопущения возникновения заболеваемости на объектах, осуществлявших питание гостей и участников Олимпийских игр, с 31.01.2014 проводились внезапные обследования сотрудников пищеблоков. Проведен отбор материала от 996 человек и по результатам лабораторных исследований 25 работников были отстранены от профессиональной деятельности. Это позволило снизить риск возможного возникновения и распространения кишечных инфекций.

Для своевременного выявления лиц с признаками инфекционных и гнойничковых болезней было организовано ежедневное медицинское освидетельствование работников предприятий общественного питания. Осмотрено более 6900 человек и по его результатам выявлено и отстранено от работы 27 человек, что также позволило снизить риск возникновения инфекционных заболеваний.

3.4. Санитарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу и на железнодорожных объектах

В период проведения Олимпийских игр был организован круглосуточный контроль в пунктах пропуска через государственную границу, дополнительно привлечено к работе 5 бригад из состава специалистов, осуществлявших санитарно-карантинный контроль, осмотрено более 25 тыс. пассажиров, в том числе более 7 тыс. пассажиров на круизных лайнерах. Во время Пара-лимпийских игр работу выполняли 4 бригады, осмотрено более 7 тыс. пассажиров. За весь период больных и подозрительных лиц не выявлено.

Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту проведено 81 контрольно-надзорное мероприятие на 116 стационарных объектах и 78 транспортных средствах. Проводилось ежедневное динамическое наблюдение за вокзалами, медпунктами, предприятиями общественного питания и торговли, условиями труда и питания работников.

Железнодорожным транспортом перевезено 37 организованных детских групп в количестве 4245 детей из 59 субъектов Российской Федерации. В пути следования среди детей и сопровождавших лиц случаев инфекционных болезней зарегистрировано не было.

В железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу санитарно-карантинный контроль осуществлялся в соответствии с законодательством Таможенного союза. Всего контролю подвергнуто 138 954 человека, выявлено 3 человека с инфекционными заболеваниями. Случаев особо опасных инфекционных болезней не зарегистрировано.

3.5. Контроль водоснабжения

Во время проведения Олимпийских игр функционировало 11 водозаборных сооружений, из них в Горном кластере - 9, в Прибрежном кластере - 2. Для обеззараживания воды использовались химический, физический и комбинированный методы водоподготовки. В целях предотвращения распространения массовых инфекционных болезней Управлением Роспотребнадзора по КК было выдано предписание хозяйствующим субъектам, осуществлявшим водоснабжение, о доведении концентрации остаточного хлора в водозаборных сооружениях от 0,8 до 1 мг/л, в разводящей сети - от 0,5 до 0,7 мг/л [8].

Всего на санитарно-химические и микробиологические показатели исследовано 10 350 проб питьевой воды, отобранных на водозаборах, и 13 455 - из разводящей сети. По содержанию железа не соответствовало гигиеническим нормативам 19 проб (12 из водозаборных сооружений, 7 - из разводящей сети). Хозяйствующим субъектам направлены предписания о необходимости снижения концентрации железа в питьевой воде.

В соответствии с порядком лабораторного обеспечения исследования проб из объектов окружающей среды на всех водозаборных сооружениях двукратно выполнены исследования питьевой воды на наличие в ней ДНК/ РНК-вирусов [8]. Нестандартных проб не выявлено.

3.6. Организация питания

Во время проведения Олимпийских игр организованное питание осуществлялось на 1200 объектах. Общее количество посадочных мест 26 123. Управлением Роспотребнадзора по КК ежедневно осуществлялся мониторинг за соблюдением требований санитарного законодательства на объектах, занятых организацией питания всех клиентских групп, особое внимание уделялось эпидзначимым объектам. Был разработан план лабораторного контроля с указанием конкретных организаций общественного питания, кратности отбора, видов исследований. Лабораторному контролю подлежали около 420 предприятий. За весь период было исследовано 4096 проб пищевых продуктов, из них 59 не соответствовали гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. Также 1 раз в неделю во всех стационарных организациях и выборочно в нестационарных проводился отбор дезинфицирующих средств; всего исследовано около 1000 проб, и все они соответствовали нормативным требованиям.

Управлением Роспотребнадзора по КК осуществлялся постоянный мониторинг за качеством и безопасностью

продовольственного сырья и пищевых продуктов на потребительском рынке края, в том числе в г.-к. Сочи. Ситуация по данному направлению оставалась стабильной.

4. Проведение эпидемиологического надзора после Олимпийских игр с целью выявления заболеваний с длительным инкубационным периодом

Заболеваемость социально-значимыми инфекционными болезнями в г.-к. Сочи в предолимпийский период (2013 г.) превышала среднекраевые показатели. Проведенные профилактические мероприятия в период подготовки и проведения Олимпийских игр позволили добиться снижения общего уровня заболеваемости, за исключением ВИЧ. Так, за 7 мес 2014 г. показатель заболеваемости на 100 000 населения (ИП) туберкулезом снизился на 33,6% относительно показателя за аналогичный период 2013 г., бациллярными формами туберкулеза - на 28%. В 2013 г. в г.-к. Сочи выявлено 6 случаев острого вирусного гепатита В (ОГВ). В этот же период заболеваемость острым вирусным гепатитом С (ОГС) не регистрировалась. За 7 мес 2014 г. заболевания ОГВ не диагностированы, но выявлен 1 случай заболевания ОГС.

Однако уровень заболеваемости некоторыми социально-значимыми инфекциями в г.-к. Сочи в 2014 г. увеличился. Так, например, ИП ВИЧ-инфекцией за 7 мес 2014 г. был больше на 16,5%, чем за такой же период 2013 г. Уровень заболеваемости хроническими вирусными гепатитами (ХГ) вырос: 46 случаев в 2013 г., из которых 20 - ХГВ и 26 - ХГС; 96 случаев в 2014 г., из которых 13 - ХГВ и 83 - ХГС.

В 2014 г. заболеваемость хроническими вирусными гепатитами в г.-к. Сочи была в 2-3 раза выше показателей 2013 г. и регистрировалась на уровне 46 случаев, в том числе ХГВ - 20 случаев и ХГС - 26 случаев. В 2014 г. всего отмечено 96 случаев ХГ, в том числе 13 случаев ХГВ и 83 случая ХГС.

Заключение

Организация санитарно-эпидемиологического надзора в период подготовки и проведения Олимпийских игр представляла собой скоординированную систему мер по мониторингу инфекционных заболеваний, профилактике и минимизации последствий возможных негативных ситуаций санитарно-гигиенического и эпидемиологического характера. Главными особенностями организации санитарно-эпидемиологического надзора в период подготовки и проведения Олимпийских игр были:

• разработка нормативно-методической базы, регламентирующей проведение лабораторной диагностики и профилактических мероприятий, порядок внутри- и межведомственного взаимодействия;

• привлечение дополнительного персонала из ведущих НИИ и учреждений Роспотребнадзора;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• модернизация и укрепление материальной базы лабораторий Роспотребнадзора Краснодарского края;

• обеспечение оперативности в работе и комплексный подход при решении возникающих проблем эпидемиологического характера;

• использование современных информационных систем при мониторинге инфекционных заболеваний и принятии управленческих решений.

Таким образом, в период подготовки и проведения Олимпийских игр все поставленные перед Рос-потребнадзором задачи по организации санитарно-эпидемиологического надзора были выполнены, что способствовало предотвращению возникновения и рас-

пространения инфекционных болезней среди гостей и

жителей города-курорта Сочи.

Литер атур а

1. Онищенко Г.Г. , Кузькин Б.П., Ежлова Е.Б., Смоленский В.Ю., Демина Ю.В., Пакскина Н.Д. и др. XXVIIВсемирная летняя универсиада 2013 года в Казани. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия: коллективная монография. Тверь: ООО «Издательство "Триада"»; 2013.

2. Онищенко Г.Г., Балахонов С.В., Чеснокова М.В., Андаев Е.И., Косилко С.А., Никитин А.Я. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в период подготовки и проведения саммита АТЭС-2012: коллективная монография. Новосибирск: Наука-Центр; 2013.

3. Организация и порядок лабораторной диагностики инфекционных болезней в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.-к. Сочи: методическое пособие. Ставрополь; 2014.

4. О проведении иммунизации населения города Сочи и лиц, принимающих участие в обслуживании, питании участников и гостей Олимпиады [Электронный ресурс]. Постановление Администрации города Сочи, от 13. 08. 2013 г. №№ 1864. Available at: http://www. sochiadm.ru/upload/iblock/dc0/dc09f56c210cb09b-de37a7823b84320c.pdf (дата обращения 12 ноября 2014).

5. СП 3.3.2342-08. Обеспечение безопасности иммунизации: санитарно-эпидемиологические правила. М.; 2008.

6. СП 3.1.2.2626-10. Профилактика легионеллеза: санитарно-эпидемиологические правила. М.; 2010.

7. МУ 3.1.2.2412-08. Эпидемиологический надзор за легионел-лезной инфекцией: методические указания. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора; 2009.

8. СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснаб-жения: санитарные правила и нормы. М.: Минздрав России; 2002.

Поступила 20.11 14

References

1. Onishchenko G.G. , Kuz'kin B.P., Ezhlova E.B., Smolenskiy V.Yu., Demina Yu.V., Pakskina N.D. et al. XXVII World Summer Universiade 2013 in Kazan. Ensuring Health and Disease: a Collective Monograph [XXVII Vsemirnaya Letnyaya Universiada 2013 goda v Kazani. Obespechenie Sanitarno-Epide-miologicheskogo Blagopoluchiya: Kollektivnaya Monografiya]. Tver': OOO «Izdatel'stvo «Triada»; 2013. (in Russian)

2. Onishchenko G.G., Balakhonov S.V., Chesnokova M.V., An-daev E.I., Kosilko S.A., Nikitin A.Ya. Providing Health and Disease in the Period of Preparation and Holding of the APEC Summit-2012: Collective Monograph [Obespechenie Sanitarno-epidemiologicheskogo Blagopoluchiya v Period Podgotovki i Provedeniya Sammita ATES-2012: Kollektivnaya Monografiya]. Novosibirsk: Nauka-Tsentr; 2013. (in Russian)

3. The organization and procedure of laboratory diagnosis of infectious diseases during the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games of 2014 in-C. Sochi: handbook. Stavropol';2014. (in Russian)

4. On the immunization of the population of the city of Sochi and the persons involved in the service, meals for participants and guests of the Olympiad. Resolution of the Administration of Sochi, on 13. 08. 2013 № 1864. Available at: http://www.sochiadm. ru/upload/iblock/dc0/dc09f56c210cb09bde37a7823b84320c.pdf (date accessed 12 November 2014). (in Russian)

5. SR 3.3.2342-08. Ensuring the safety of immunization: sanitary-epidemiological rules. Moscow; 2008. (in Russian)

6. SR 3.1.2.2626-10. Prevention of Legionnaires' disease: the san-itary-epidemiological rules Moscow; 2010. (in Russian)

7. MG 3.1.2.2412-08. Surveillance of Legionella infection: guidelines. Moscow: Federal Center of Hygiene and Epidemiology; 2009. (in Russian)

8. SRandN 2.1.4.1074-01. Drinking water. Hygienic requirements for water quality of centralized drinking water supply systems. Quality control. Hygienic requirements to ensure the safety of hot water systems, sanitary rules and norms Moscow: Russian Ministry of Health; 2002. (in Russian)

Received 20.11.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.