Научная статья на тему 'Особенности организации розничной сети в малых городах'

Особенности организации розничной сети в малых городах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ ГОРОД / СЕТЕВАЯ ТОРГОВЛЯ / ГОСУДАРСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / SMALL TOWN / NETWORK COMMERCE / GOVERNMENT / BUSINESS / MANAGEMENT / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Есипенко Михаил Алексеевич

В статье рассматриваются особенности организации розничной торговой сети в условиях малых городов, в том числе отношения с местными властями, конкурентами, поставщиками, производителями и покупателями. Отдельно рассмат-риваются особенности успешного предприятия отрасли на конкретном примере с дальнейшим выделением его особенностей. В конце статьи приводится прогноз развития сетевой торговли в малых городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Есипенко Михаил Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of retail network in small towns

The article discusses the features of the organization of retail outlets in small towns, including relations with local authorities, competitors, suppliers, manufacturers and buyers, are considered separately particularly successful enterprises are a specific example with a further release of its features. The article presents forecast of development of a network of trafficking in small towns.

Текст научной работы на тему «Особенности организации розничной сети в малых городах»

12.7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ СЕТИ В МАЛЫХ ГОРОДАХ

Есипенко Михаил Алексеевич, аспирант, кафедра экономики и управления на предприятиях, Российский Государственный Торгово-Экономический Университет Контакты автора: mayesip@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации розничной торговой сети в условиях малых городов, в том числе отношения с местными властями, конкурентами, поставщиками, производителями и покупателями. Отдельно рассматриваются особенности успешного предприятия отрасли на конкретном примере с дальнейшим выделением его особенностей. В конце статьи приводится прогноз развития сетевой торговли в малых городах.

Ключевые слова: малый город, сетевая торговля, государство, предприятие, регулирование, развитие

FEATURES OF RETAIL NETWORK IN SMALL TOWNS

Esipenko Michael A., graduate department of economics and management at the enterprises of the Russian State Trade-Economic University

Annotation: The article discusses the features of the organization of retail outlets in small towns, including relations with local authorities, competitors, suppliers, manufacturers and buyers, are considered separately particularly successful enterprises are a specific example with a further release of its features. The article presents forecast of development of a network of trafficking in small towns.

Keywords: small town, network commerce,

government, business, management, development

Как известно, становление и развитие розничных торговых сетей в РФ идет быстрыми темпами. Начиная с 90-х гг. прошлого века и по сегодняшний день у нас расположились некоторые международные сети, появилось несколько крупных национальных сетей и множество небольших региональных и городских. Страна успешно перенимает западные технологии розничной торговли. Но зададимся вопросом, так ли они похожи: крупные ритейлеры типа «Магнит», «Седьмой континент» и мелкие провинциальные сети.

Ответ напрашивается такой - похожи, да не во всем. Организация розничной сети в малых городах имеет ряд нюансов. Большинство из них связаны с особенностями формирования малых городов, среди которых наиболее заметны следующие признаки:

- одно — три градообразующих предприятия;

- выраженное влияние местной элиты (административный пресс);

- низкая плотность заселения

- невысокая покупательная способность населения;

- отсутствие полноценной логистической инфраструктуры

Последнее время изучению особенностей торговли в малых городах стали уделять все больше внимания. Ведь в малых городах проживает значительная часть населения РФ, доходы которого далеки от аналогич-

ных показателей в городах миллионниках. Например, среднемесячная заработная плата работника малого города меньше в 2 — 7 раз зарплаты работника из областного центра или столицы. Следовательно ритейлеры не могут рассчитывать на такую-же сумму чека и товарооборот с квадратного метра. Между тем опыт местных сетей показывает, что торговая деятельность даже в таких условиях может быть выгодной.

Торговая инфраструктура большинства малых городов сформировалась в советские годы. Именно тогда была построена подавляющая часть магазинов, складов. Существовавшие торговые организации (ОРСы, КООПы и ТОРГи) принадлежали или градообразующим предприятиям или администрации. После распада СССР торговые площади были приватизированы местными предпринимателями (зачастую в том же составе, что и в ОРСе или КООПе), в розничной торговле возник обширный предпринимательский слой. Однако и малые города не остались в стороне от современных тенденций. Началось и идет быстрыми темпами формирование местных торговых сетей и разорение «независимых» предпринимателей. Предприниматели активно скупали недвижимость, доли в предприятиях. Стало очевидно, что держать одну торговую точку не выгодно, поэтому большинство так называемых «независимых» магазинов было закрыто, а сами объекты были проданы или сданы в аренду. Таким образом, наиболее успешные из них обзавелись собственными площадями, а наименее успешные покинули бизнес. Постепенно возникшие сети набирали обороты, стали появляться новые торговые площади, а собственники наименее привлекательных торговых площадей из старого фонда стали искать им применение. Одним из таких применений стала сдача помещений для сферы услуг и офисов. Между тем частью подобных торговых точек заинтересовались и федеральные сетевые компании. Но, незнание местного рынка заставило их действовать методом проб и ошибок. Первоначально федеральные сети брали в аренду практически любую доступную коммерческую недвижимость. Со временем, анализируя результаты деятельности точки, они стали избавляться от наименее рентабельных из них.

При создании новой сети или расширении существующей сегодня учитывается ряд факторов (с учетом местных особенностей): месторасположение торговой точки, организационно-правовой статус торговой точки; особенности применяемого режима налогообложения и др. Только правильное сочетание факторов может привести компанию к успеху и развитию.

Открытие торговой точки требует тщательного анализа конъюнктуры рынка. В частности анализ необходимости торговой точки в том или ином районе города. При этом необходимо учитывать демографическую составляющую районов. В частности, большинство городов с промышленными предприятиями имеют более или менее выраженную модель расселения населения

— есть историческая часть города, промышленные и спальные районы. Подобное расселение является следствием многолетней программы развития городских поселений РСФСР. Согласно этой программе работники одного предприятия селились в конкретном районе. Поэтому сохранилась возможность ожидать от конкретного района соответствующий уровень жизни и платежеспособность населения, что может стать серьёзным подспорьем в выборе места для торговой точки.

Бизнес в законе

2'2011

Одной из важных составляющих городской инфраструктуры является транспортная составляющая. Раз-ветвленность дорог, их состояние определяют способы товарообеспечения предприятий. Многое зависит от того находится ли малый город на федеральной трассе (т.е. через него движется поток транспорта) или нет. Этот фактор более значим, нежели фактор удаленности населенного пункта от областных центров. Города, через которые движется транспорт являются, более интересными для оптовой торговли. Оптовики могут сэкономить на складских площадях за счет более частых поставок. В конечном итоге большинство малых городов имеют десятки представительств оптовых компаний, что значительно облегчает вопрос поставок товаров для предпринимателей. Также необходимо учитывать и стратегических поставщиков - местные производящие предприятия. Для продовольственной торговли такими являются оставшиеся от СССР хлебные, молочные, мясные и другие комбинаты.

Также целесообразно изучить другие особенности городской инфраструктуры. Например, какие улицы являются основными, а какие второстепенными, нет ли прилегающих к торговой точки правительственных зданий или памятников архитектуры. Из подобных мелочей может складываться благополучие будущего магазина. Опытные предприниматели знают, что в отличие от второстепенных, центральные улицы городов находятся в лучшем состоянии, лучше освещены и в первую очередь очищаются от снега, не говоря уже о транспортных потоках покупателей. Историческая застройка может не только мешать различным операциям магазина (например, общий двор может мешать разгрузке товара), но и увеличивать стоимость отделочных работ - за счет требований администрации к использованию особых элементов декорирования. Все эти мелкие нюансы понятны местным предпринимателям - они имеют возможность длительное время наблюдать за жизнью города, делиться опытом и общаться с официальной властью. В свою очередь компаниям желающим открыть торговую точку в другом городе, скорее всего, придется найти консультанта знакомого с особенностями конкретного населенного пункта.

Отдельно стоит уделить внимание особенностям организационных структур региональных торговых сетей. Для примера, рассмотрим организационную схему конкретной сети:

Директор

Зам. по торговле

Отдел кадров : і

Зам. По безопасности

Ш

Юрист

Директора

магазинов

Главный

бухгалтер

Зам. По ОХЧ

- -I- [ Автопарк І

I Бухгалтерия | I ^ ^

АУТСОРСИНГ

Охрана

Техподдержка

Строительно-

ремонтные

службы

Склад

Схема 1

Пример организационной структуры предприятия.

Данная схема - пример линейной линейно -функциональной организационной структуры. Как правило, эта схема адекватна потребностям региональ-

ных сетей. Им не требуются более сложные матричная и дивизиональная структуры.

В основном принятая иерархия подчинений полностью линейна исключением можно считать отдел кадров, который подчиняется заместителю директора по торговле или по безопасности.

Также необходимо обратить внимание на то, что последнее время все чаще применяется аутсорсинг -привлечение сторонних специалистов для выполнения некоторых функций предприятия. Мы считаем, что для нужд продовольственной региональной сети аутсорсинг необходим в отношении службы компьютерной поддержки, охраны и автотранспортных услуг.

Продолжая тему персонала, хотелось бы отметить сложности законодательства РФ относительно различных пособий. Другими словами, пока работник исправно работает с его зарплаты отчисляются начисления, но стоит ему взять больничный или отпуск по уходу за ребенком, как нагрузка на отдел персонала и предприятие в целом возрастает. В частности необходимо вести дополнительные расчеты, составлять отчеты и ведомости.

Особенности организационной схемы зависит и от наличия собственных складских площадей. В современных условиях небольшие торговые сети могут позволить себе минимизировать товарные запасы за счет прямых поставок от поставщиков. Но, в любом случае наличие торгового отдела для учета товародвижения необходимо.

В последнее время все больше внимание предприятиями малых городов уделяется вопросам формирования ассортимента. В первую очередь применяются технологии крупных сетей. Например, ориентация на быстрое оборачивание товарных запасов делает ассортиментную матрицу жестче - не ходовые позиции устраняются из ассортимента. Все чаще применяется политика продажи полок поставщикам, а также различные бонусы за продажи. Между тем существует негласное влияние на ассортимент со стороны администрации региона. В частности, в продовольственной торговле делается упор на продажи местной продукции, особое место уделяется продажи алкогольной продукции, так как акцизы являются одной из основ бюджета областей. Директора предприятий приглашаются в администрацию для бесед, суть которых сводится к тому, что в ассортименте сети местная продукция должна составлять не менее определенной доли, а в случае нарушения этого правила будут применены карательные меры (например, приостановка или отзыв лицензии). Пример из практики - на полках сети местная вино-водочная продукция должна занимать не менее 80%. Проверкой данного условия является сдача официального ежемесячного отчета в администрацию области о закупках и продаже виноводочной продукции. В отчете указывается количество закупленной и проданной продукции в декалитрах, а также поставщики у которых производится закупки. За несвоевременное предоставление отчета предусмотрен штраф, а за повторную задержку — приостановка действия лицензии. Помимо отчетов, соблюдение вне-гласной договоренности проверяется официальные выездными проверками торгового отдела администрации области. Подобный вид лоббизма может показаться возмутительным, но местным предпринимателям приходится соглашаться с подобным положением вещей.

В любом случае, не стоит недооценивать потенциал региона в котором находится бизнес. Руководство ме-

стных торговых сетей хорошо знают ассортимент продукции производимой в регионе, а так же предпочтения населения. Это является одним из основных преимуществ местных сетей над федеральными. Зачастую продукция местных предприятий пользуется большим спросом у населения, нежели импортированная из других регионов. Но, к сожалению, цена на такую продукцию может быть выше. Примером может служить говядина. В настоящее время можно наблюдать, что импортированная из Бразилии и Аргентины говядина может стоить до 35% дешевле говядины с подворий регионов.

Одной из причин высоких цен на продукцию регионов может быть высокая стоимость кредитных ресурсов. В частности банки дают кредиты под 15-17% годовых, плюс всевозможные сборы. Для большинства компаний использование подобных ресурсов невыгодно. Но, сетевые предприятия могут использовать иную форму кредитования, не зависимую от банков, речь идет о товарном кредите, т.е. когда поставщик предоставляет отсрочку платежа за товар более чем установленные законодательством сроки. В частности товарный кредит дается для заполнения новой торговой точки товаром. На подобные операции может потребоваться более двух недель, следовательно, отсрочка платежа может быть увеличена до 35-45 дней. Также товарный кредит может использоваться и в других ситуациях, поэтому не стоит недооценивать подобную возможность.

Для повышения эффективности работы предприятия все чаще применяется оптимизация налогообложения. До сих пор самый комфортный налоговый режим для розничной торговли - единый налог на вмененный доход. По сравнению с классической и упрощенной системами, ЕНВД более прост в расчете и не требует составления дополнительных отчетов, что ни может не привлекать предпринимателей. Но, для применения ЕНВД предприятие должно удовлетворять ряду критериев. Основные из них - численность персонала не должна превышать 100 человек, площадь торговой точки не должна превышать 150 м2. Следовательно, для возможности применения ЕНВД, предприятия разделяются, зачастую каждая торговая точка представляет собой отдельное юридическое лицо. Для уменьшения численности сотрудников создаются предприятия - поставщики персонала (аутстафферы). Подобная оптимизация помогает не только облегчить работу бухгалтерского персонала, но и уменьшить налоговые отчисления более чем в два раза, что положительно сказывается на финансовом состоянии предприятия. В конечном счете высвобожденные средства необходимы для обеспечения, улучшения и развития торговой сети. Приятно заметить, что все меньше руководителей частных предприятий используют высвободившееся ресурсы для личного использования и используют их для развития бизнеса.

В заключении стоит отметить, что изучая историю развития сетей в малых городах напрашивается вывод, что скорее всего произойдет очередной исторический виток и отрасль будет похожа на то, что она представляла из себя двадцать лет назад. Останется 2-4 крупные розничные сети (наподобие ОРСов, ТОРГов), производящие большую часть товарооборота и незначительная часть независимых предпринимателей. Из этих сетей, 2-3 будут федеральными (возможно транснациональными), и одна сеть будет местной. Конечно, как и в советское время, будет существовать рынок, как место реализации сельскохозяйственной

продукции собственного производства и перепродажи комиссионных товаров. Данная модель является одной из возможных, и представляется наиболее реалистичной.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации; Электронная версия.

2. Зыкова Т. Чем грозит “захват” российских регионов федеральными торговыми сетями // Газета Абакан-Москва (Электронная версия). и^: http://www.abakan-

gazeta.ru/node/672

РЕЦЕНЗИЯ

На статью «Особенности организации розничной сети в малых городах» аспиранта кафедры экономики и управления на предприятиях РГТЭУ Есипенко Михаила Алексеевича.

Автор данной статьи акцентирует внимание на нюансах отрасли торговли в малых городах. Также рассматриваются особенности малых городов, история развития инфраструктуры и делаются выводы о направлении развития отрасли в будущем.

Актуальность исследования заключается в рассмотрении ключевых особенностей развития сетевой торговли в малых городах на конкретном примере. В статье акцентируется внимание на организационную структуру типичного сетевого предприятия, его товароснабжение и отношения с властью и поставщиками.

Автор справедливо отмечает реалии ведения бизнеса в малых городах схожие с мнениями экспертов отрасли. А также выделяет особенности свойственные сетевой торговли малых городов.

Данная статья соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода и может быть рекомендована к публикации.

к.э.н., доц. Чеглов В.П

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.