Научная статья на тему 'Особенности организации революционных потрясений и их применение в контексте событий «Арабской весны»'

Особенности организации революционных потрясений и их применение в контексте событий «Арабской весны» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
414
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АРАБСКИХ СТРАН / ПОЛИТИЧЕСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ / "АРАБСКАЯ ВЕСНЫ"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Букин Алексей Валерьевич

Термин «цветная революция» прочно вошел в политологический словарь. Однако метода ее проведения в настоящее время претерпели коренные изменения. Современное общество представляет собой более сложную систему, нежели несколько лет назад. И именно это дает возможность для манипуляции и проведения революционных потрясений. События «арабской весны» наглядно подтверждают данный факт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации революционных потрясений и их применение в контексте событий «Арабской весны»»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕВОЮЦИОННЫХ ПОТРЯСЕНИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОБЫТИЙ

«АРАБСКОЙ ВЕСНЫ»

Революционные процессы пронеслись ураганом по государствам Ближнего Востока. Процесс революционной смены власти не нов по своей сути, цветные революции будоражили умы людей после окончания «Холодной войны». Произошла смена власти в Восточной Германии, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Грузии, Таджикистане, Киргизии. Современные события в Украине приковывают все больше внимание со стороны мировой общественности. Однако стоит отметить, что политические изменения не решили проблем данных государств. В настоящее время страны Ближнего Востока находятся в точке бифуркации, которая должна определить дальнейший вектор движения. В сложившейся ситуации революционный процесс перешел на новый, более сложный уровень, и те процессы демократизации, которые происходили после распада Советского Союза, уже не могут служить эталоном и иметь успех в современных условиях. Общество стало представлять собой более сложную систему, в которой прочно укрепился технологический прогресс и для оказания влияния нужно применять совсем другие инструменты. Современному обществу невозможно навязать симпатию к универсальности модели западной демократии, поэтому в ход идут все «подручные средства» от прямого финансирования определенного движения до различных интеллектуально-информационных методов, особенно возросло влияние сети Интернет. Согласно исследованию американской неправительственной организации в сфере защиты гражданских и политических прав и свобод «Freedom House» только 2 % из 395 миллионов населения региона Ближнего Востока и Северной

Африки относится к категории людей, которые могут назвать себя «свободными» [3]. Под данный критерий попадает только население Израиля, остальные арабские государства находится под жесткой диктатурой властей. Очевидно, что современные «прогрессивные» страны должны всячески оказывать поддержку населению в его борьбе с диктатурой и государства Ближнего Востока непосредственно столкнулись с данной проблемой.

Современные государства находятся в режиме политических, экономических и социальных преобразований. Изменения, которые происходят в арабских обществах, могут привести к изменению направления не только в сторону демократии, но и заставить новую власть обратится к Исламу, и его принципам организации общества.

Общества, которые на протяжении долгого периода находятся в рамках недемократических условий, осознают единственную возможность преобразования путем насильственного свержения существующей власти. Стоит сразу отметить, что преимущество в этой ситуации находится в руках действующей власти, которая хорошо организована и любыми способами будет пытаться сохранить свое доминирование в обществе. Результатом являются огромные человеческие жертвы среди населения, и только вмешательство иностранных государств может помочь в борьбе оппозиционных сил внутри страны. Военный переворот способен наиболее быстро сломать существующую структуру власти, однако его последствия могут обернуться ужесточением репрессий против населения.

Конечно, нельзя упускать из внимания возможность проведения выборов, благодаря которым оппозиционные силы могут прийти к власти. Но сразу отметим, что честные выборы - это достаточно редкое явление в современной политической жизни, особенно в арабских странах. Зачастую если кандидат от оппозиционных сил доходит до конца и побеждает, результаты выборов просто аннулируются.

Поэтому существенным фактором в борьбе оппозиции с диктаторским режимом выступают другие иностранные государства и различные международные организации, все это объясняется неспособностью местного населения вести борьбу на должном уровне с «машиной власти», которая обладает всеми рычагами подавления и принуждения. В этой связи общество активно принимает помощь другого иностранного государства, но и в этой ситуации так же надо учитывать некоторые возможные негативные варианты. Иностранные государства могут помогать существующему режиму в целях защиты своих экономических интересов, так Джин Шарп считает, что иностранные государства могут предать угнетенный народ, не сдержав своих обещаний [1]. Внешний участник может вмешаться в конфликт исходя из своих интересов при условии наличия определенной выгоды. Нельзя упускать из внимания стадию, на которой иностранное государство вмешалось в конфликт, учитывая силу оппозиционного движения. Еще одним фактором может служить создание оппозиционной силы внутри страны из-за рубежа, и его активная поддержка, ради достижения определенной цели.

По Шарпу свержению власти служат всего четыре условия: наличие решимости у угнетаемого народа, укрепление независимости социальных групп, создание мощной силы сопротивления, выработка четкой стратегии [1].

Одним из путей ненасильственной смены власти могут служить переговоры между властью и оппозицией. Но переговоры могут достичь определенного эффекта при наличии консенсуса. Когда речь идет о фундаментальных противоречиях переговоры не принесут результатов. Переговоры могут отличаться различной степенью влияния на участников конфликта: если позиции власти достаточно прочны, то она вряд ли она будет идти на уступки оппозиции, но если общество измучано гражданской войной, принесшей огромные жертвы среди мирного

населения, то определенное смягчение позиции конечно возможно. Когда же оппозиция достаточно сильна, власть готова пойти на уступки для сохранения своих полномочий и преференций. Что касается принципов власти и справедливости в ходе переговоров, то стоит отметить, что результат переговоров зависит от наличия реальной власти у какой-либо из сторон, справедливость не является фактором его достижения. Невозможно достичь результата в ходе переговоров, основываясь на критериях справедливости.

Сам по себе результат переговоров понятие относительное, так как нет никаких гарантий от того, что какая-либо из сторон конфликта не отступит от своих обещаний. Защита фундаментальных интересов осуществляется лишь путем упорного сопротивления и борьбы.

Переговоры нередко инициируются третьими участниками конфликта, например, Катар активно вмешивался в конфликт под видом посредника в Судане, Ливане, Йемене. Поводом служили амбиции государства превратиться в одного из ключевых игроков на Ближнем Востоке. Политика Катара в этих странах была первой апробацией тех действий, которые он будет затем предпринимать в Ливии и Сирии. В этой связи стоит отметить, что участие третьей стороны в конфликте нередко как легитимизирует власть диктатуры и придает ей определенный статус, так и наоборот.

Конечно, переговоры и их способность разрешить вооруженный конфликт - это определенные черты утопии. Основным критерием для достижения результата служит сила. Источники политической власти состоят из авторитета, человеческих ресурсов, определенных знаний для выполнения поставленных задач, психологических факторов для подчинения людей, материальных ценностей, и легитимного насилия, применяемого властью для подавления любого сопротивления.

Властям необходимо как можно чаще вести диалог с народом, так как разрыв связи с населением грозит ослаблением ее ресурсов. Степень диктаторства в определенном взятом обществе зависит от способности народа терпеть насилие. Поэтому существуют три основных фактора, от которых зависит контроль власти над народом: способность народа устанавливать границы применения насилия; способность различных социальных институтов блокировать определенные действия власти; способность населения отказаться от поддержки и не соглашаться с властью.

Власть представляет собой жесткую структуру, нацеленную на достижение своих интересов путем применения насилия. Однако у любой власти есть свои слабости, благодаря которым можно ее устранить. Слабыми точками выступают множество факторов, но в первую очередь следует отметить особую роль идеологии, которая может не соответствовать окружающей действительности, или попросту «морально» устареть. Неправильные действия власти могут до предела накалить социальную обстановку в обществе, запустив необратимый процесс. Нельзя упускать из внимания позицию интеллигенции, которая всегда может остро отреагировать на ошибки властей. Огромную роль в обществе играет армия, одной из функций которой является защита самой власти от посягательств. В том случае если армия полностью переходит на сторону оппозиции, у власти нет шанса на сохранение своего статуса. Современные арабские общества состоят из ограниченной группы людей, так называемой элиты, поэтому «человеческий фактор» в принятии решений так же может становиться катализатором революционной реакции.

Наиболее безболезненным методом свержения власти может служить политическое неповиновение. Термин, который активно использует Роберт Хелви [2], означающий принцип ненасильственной борьбы или отказ от выполнения действий. Именно оно помогает

населению определенной страны освободиться от ненавистного ему режима. Неповиновение власти отличается от насильственных методов. Мы знаем, что наиболее эффективным способом устранение или сокращение власти является вооруженное сопротивление, однако стоит понимать, что сопротивление порой бьет не по слабым местам власти, а наоборот. Так соперничать с властью на путях вооруженного сопротивления невозможно без поддержки извне. Ненасильственное сопротивление - это проведение забастовок, массовых протестов, которые необходимы для демонстрации властям определенной назревшей проблемы. Политическое неповиновение стало первой стадией в революционных движениях арабского мира. Именно с него начались массовые протесты в Тунисе, Египте, Ливии, но и оно не привело бы к результатам без появления вооруженного сопротивления. Отметим, что современное вооруженное противостояние в Сирии так же началось с массовых демонстраций в сирийских городах. Однако они так и не привели к необходимому результату оппозиции, без открытых вооруженных боев на улицах городов.

Методы ненасильственного противостояния могут различаться в зависимости от различных критериев. Если существуют проблемы в политической области, то необходимо использовать политические методы - прежде всего это проведение открытых массовых демонстраций. Если слабость власти в экономической сфере, то следует использовать различные забастовки, бойкоты, которые нарушали бы функционирование экономики страны. Джин Шарп в своей книге «От диктатуры к демократии» высказывает мнение, что население может менее явными способами выражать свою антиправительственную позицию, действовав скрыто без проведения забастовок, пикетов, митингов, демонстрирую привычный образ деятельности, нарушая при этом производственный процесс на предприятиях [1]. Наряду с этим, происходит формирование

«политического подполья», которое в условиях секретности, пытается вести партизанскую войну, распространяя агитационные материалы и т.д. В большинстве случаев данные секретные организации спонсируются другими странами. В ситуации на Ближнем Востоке особую роль сыграл Катар, используя рычаги влияния телевизионного канала «Аль-Джазира». В отличие от насилия, политическое неповиновение подразумевает использование различных инструментов от экономических, политических, социальных вплоть до психологических. Особенностью политического неповиновения является возможность блокирования источников власти.

Политическое неповиновение очень сложный и многогранный процесс, поэтому для достижения необходимого результата нужно использовать четко выстроенную стратегию. Борьба по свержению диктаторского строя в большинстве случаев сопровождалась акциями, не имеющими четко выстроенной стратегии, что не приносило ожидаемых результатов. Несмотря на это именно спонтанные акции всегда будут играть важную роль в революционных процессах. В качестве примера можно привести события в Тунисе, которые послужили толчком для «арабской весны», когда произошел акт самосожжения в ответ на действия властей, результатом чего стало выход огромного количества человек на улицу. Выбор стратегии - дело не простое и в нем нужно учитывать ряд факторов, которые в итоге дадут результат. Использование насилия может привести к появлению новой формы диктатуры; концентрация и зацикливание на внутренних проблемах могут аннулировать вероятную возможность применения диктатурой «внешнего» фактора.

Джин Шарп также вводит такое понятие как «генеральная стратегия», именно она, по мнению автора, является концентрацией всех имеющихся ресурсов у общества для достижения определенных целей и задач. «Генеральная стратегия» направлена на определение слабой стороны действующей власти, и на выбор момента, когда необходимо

нанести удар. Именно она создает рамки и границы для поиска более узкого механизма организации борьбы, а стратегия в ее усеченной версии служит для достижения конкретных целей и задач с максимальным результатом. Но не стоит отказываться от тактики, которая также играет огромную роль в современном революционном движении. Тактика направлена на эффективное использование имеющихся ресурсов с наибольшей выгодой в абсолютно бесперспективной ситуации. Поэтому необходимо грамотно сочетать тактические действия со стратегическими задачами. Именно тактические бои - залог успеха нанесения удара по противнику. Тактические действия неразрывно связаны с методами борьбы. Метод есть ничто иное, как конкретный инструмент или средство, которое используется в определенной борьбе.

Существует огромное количество различных методов и способов устроить акции неповиновения существующей власти - забастовки, символические акции и т.д.

После прихода новой власти ей следует обратить особое внимание на создание новой политической системы. Сторонники старой власти могут произвести государственный переворот и перехватить инициативу в свои руки. Для предотвращения данной ситуации необходимо оборвать все контакты и сотрудничество со старой администрацией, используя те же методы борьбы, что и с диктатурой. Для наиболее комплексной консолидации власти необходима разработка нового основного закона государства, который должен регламентировать и закреплять все основные права и свободы граждан, взаимодействие всех ветвей власти, действия полиции и других спецслужб. Также нельзя не учитывать «внешний» фактор, который может сыграть важную роль в возврате к старой политической системы. Революционная борьба может ослабить страну изнутри, что может послужить причиной военной интервенции, в связи с

чем необходимо укрепить позиции национальной армии для отпора внешним силам.

Список литературы

1. Шарп Джин. От диктатуры к демократии. М. Новое издательство, 2012

2. Интервью Роберта Хелви интернет изданию «A force more powerfull» http://www.aforcemorepowerful.org/films/bdd/story/otpor/robert-helvey.php

3. Официальный сайт неправительственной организации «Фридом Хаус» http://www.freedomhouse.org/regions/middle-east-and-north-africa/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.