Научная статья на тему 'Особенности организации работы в современных СМИ в условиях конвергенции (по итогам социологического исследования)'

Особенности организации работы в современных СМИ в условиях конвергенции (по итогам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1886
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ИНТЕРНЕТ / ВЕБ 1.0 / ВЕБ 2.0 / ТЕХНОЛОГИИ КОММУНИКАЦИИ / БЛОГЕРЫ / ГРАЖДАНСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / JOURNALISM / MASS MEDIA / POLITICAL INSTITUTE / INTERNET / WEB 1.0 / WEB 2.0 / COMMUNICATION TECHNOLOGIES / BLOGGERS / CIVIL JOURNALISTS / SOCIAL INSTITUTE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юферева А.С.

В настоящей статье анализу подлежит конвергенция как процесс, оказывающий значительное влияние на развитие средств массовой информации. Детальному рассмотрению подлежит организационный уровень конвергенции, который означает процесс «перестройки» редакции средств массовой информации. Необходимость в осмыслении такого феномена является необходимым для того, чтобы обозначить основные тенденции и закономерности изучения стратегического поведения издания на рынке, которым нужно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней конкурентной среды. Цель данной статьи заключается в описании особенностей функционирования региональных изданий в условиях конвергенции. Получение первичных данных для анализа было осуществлено автором в результате проведения самостоятельного качественного социологического исследования в форме глубинного полуструктурированного интервью со специалистами: главные редакторы, заместители главных редакторов, обозреватели, корреспонденты, преподаватели факультетов журналистики (ноябрь-декабрь 2016 г., г. Екатеринбург) и др. Всего было опрошено 20 человек. Кроме того, автор использовал метод включенного наблюдения в 17 конвергентных СМИ г. Екатеринбурга. Метод позволил отразить особенности институциональных трансформаций в средствах массовой информации: изменение организационных структур редакций, способов подготовки и распространения контента. В результате проведенного анализа определены ключевые направления развития современных средств массовой информации как социального института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF WORK IN MODERN MEDIA UNDER THE CONVERGENCE CONDITIONS (BY RESULTS OF SOCIAL RESEARCH)

This article deals with convergence as the process which affects the sphere of mass media. The organizational level of convergence is being analyzed in more detail because this level allows us to reflect the main tendencies in the development of news media. The main aim of this article is to describe peculiarities of organization of work in modern media under the convergence conditions. In order to investigate the heart of the matter in more detail, the author carried out the social research. The main aim of this research was to bring out particular characters of the organizational level of convergence. In accordance with this goal, the directive interviews with 20 mass media professionals have been conducted in November December 2016. Besides, the author used the method of method of included surveillance to denote the crucial directions of development of news media. This research reveals the regularities in the development of mass media as an institution.

Текст научной работы на тему «Особенности организации работы в современных СМИ в условиях конвергенции (по итогам социологического исследования)»

УДК: 070

ББК: 80:66.042

Юферева А.С.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ В УСЛОВИЯХ КОНВЕРГЕНЦИИ (ПО ИТОГАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ)

Yufereva A.S.

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF WORK IN MODERN MEDIA UNDER THE CONVERGENCE CONDITIONS (BY RESULTS OF SOCIAL RESEARCH)

Ключевые слова: журналистика, средства массовой информации, политический институт, интернет, веб 1.0., веб 2.0., технологии коммуникации, блогеры, гражданские журналисты, социальный институт.

Keywords: journalism, mass media, political institute, Internet, Web 1.0., Web 2.0., communication technologies, bloggers, civil journalists, social institute.

Аннотация: в настоящей статье анализу подлежит конвергенция как процесс, оказывающий значительное влияние на развитие средств массовой информации. Детальному рассмотрению подлежит организационный уровень конвергенции, который означает процесс «перестройки» редакции средств массовой информации. Необходимость в осмыслении такого феномена является необходимым для того, чтобы обозначить основные тенденции и закономерности изучения стратегического поведения издания на рынке, которым нужно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней конкурентной среды.

Цель данной статьи заключается в описании особенностей функционирования региональных изданий в условиях конвергенции.

Получение первичных данных для анализа было осуществлено автором в результате проведения самостоятельного качественного социологического исследования в форме глубинного полуструктурированного интервью со специалистами: главные редакторы, заместители главных редакторов, обозреватели, корреспонденты, преподаватели факультетов журналистики (ноябрь-декабрь 2016 г., г. Екатеринбург) и др. Всего было опрошено 20 человек. Кроме того, автор использовал метод включенного наблюдения в 17 конвергентных СМИ г. Екатеринбурга. Метод позволил отразить особенности институциональных трансформаций в средствах массовой информации: изменение организационных структур редакций, способов подготовки и распространения контента.

В результате проведенного анализа определены ключевые направления развития современных средств массовой информации как социального института.

Abstract: this article deals with convergence as the process which affects the sphere of mass media. The organizational level of convergence is being analyzed in more detail because this level allows us to reflect the main tendencies in the development of news media.

The main aim of this article is to describe peculiarities of organization of work in modern media under the convergence conditions.

In order to investigate the heart of the matter in more detail, the author carried out the social research. The main aim of this research was to bring out particular characters of the organizational level of convergence. In accordance with this goal, the directive interviews with 20 mass media professionals have been conducted in November - December 2016. Besides, the author used the method of method of included surveillance to denote the crucial directions of development of news media.

This research reveals the regularities in the development of mass media as an institution.

Конвергенция - слово латинского жаюсь», «схожусь». Данное понятие ис-происхождения, которое означает «прибли- пользуется для описания магистральных

преобразований в сфере масс-медиа, возникающих вследствие меняющихся условий информационно-коммуникационной среды.

Конвергенция - комплексный процесс, охватывающий различные уровни организации работы современных средств массовой информации. Помимо вовлечения изданиями новых технологий коммуникаций (официальный сайт, мобильные приложения, социальные медиа), также отмечаются другие тенденции и закономерности, в основе которых лежат конвергентные процессы: установление взаимоотношений между разными типами изданий (Е.Л. Вартанова

[6], А.В. Вырковский [10], Д. Джин [23], Карпенко [12] и др.), «перестройка» работы внутри редакции (Е. Баранова [1], А.С. Макшакова [14]), изменение профессиональных компетенций журналистов (А.А. Бастрон [2], П.З. Бостонова [5], А. Фа-герйорд [18]). Дополнительному анализу подвергаются аспекты, связанные как с умением готовить материал в разных форматах (И.И. Волкова [9], Д.И. Кальнова [11], М.Г. Шилина [17]), жанрах (М.И. Бондарен-ко [4], Е.Г. Власова [8], В.С. Виноградский

[7], Л.Б. Темникова [16]), так и навыками, которые касаются smm-продвижения контента (В.А. Бейненсон [3], Н.М. С.И. Симакова [15]).

Обобщая содержание вышеизложенных исследований, конвергенцию следует определять, как совокупность процессов сближения, слияния и взаимопроникновения технологических и социальных элементов в рамках института средств массовой информации. Виды конвергенции представляются следующим образом:

- технологическая конвергенция означает вовлечение средствами массовой информации новых технологий коммуникаций (официальные сайты, социальные медиа), используемых для создания и распространения информации;

- организационная конвергенция предполагает слияние в рамках одного ме-диахолдинга нескольких одноформатных и (или) разноформатных средств массовой информации (газеты, журналы, радиостанции, телекомпании и т.п.); «перестройку» редакции с точки зрения появления новых отделов (digital-отдел, smm-отдел, техниче-

ский отдел и т.п.).

- профессиональная конвергенция предполагает овладение профессиональными журналистами новыми знаниями, умениями, навыками.

- коммуникативная конвергенция отличается появлением новых типов взаимодействий между профессиональными журналистами и другими социальными субъектами (акторами).

Конвергенция включает процессуальные и институциональные компоненты, выстраивается на отдельно взятых элементах, которые в совокупности составляют содержание института средств массовой информации. Считаем целесообразным остановиться на анализе организационного уровня конвергенции, поскольку данный уровень способен определить стратегическое поведение издания на рынке, повысить уровень конкурентоспособных преимуществ и сделать СМИ более гибким по отношению к внешним условиям.

С целью обеспечения целостного понимания об организационной конвергенции СМИ автором было проведено качественное социологическое исследование. Его цель заключалась в том, чтобы выявить особенности институциональных трансформаций в редакциях и оценить их влияние на характер функционирования СМИ.

Качественное социологическое исследование конвергентных СМИ проведено автором в г. Екатеринбурге в ноябре-декабре 2016 г. в форме глубинного полуструктурированного интервью.

В интервью приняло участие 20 человек: 5 сотрудников печатных СМИ (2 респондента из газетных изданий; 3 - из журнальных изданий); 3 сотрудника с радиостанций; 4 - с телекомпаний; 3 - из информационных агентств; 2 - работают на городских порталах; 3 преподавателя факультета журналистики (2 респондента работают на кафедре периодической печати Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета, 1 - на факультете теле-, радиожурналистики Гуманитарного университета).

Интервью проходило анонимно. Автор исследования фиксировал пол, возраст, образование (направление подготовки), опыт

работы в журналистике, должность.

В опросе участвовали 15 мужчин и 5 женщин различных возрастных категорий: в возрасте от 20 до 29 лет - шесть респондентов, в возрасте от 30 до 39 лет - шесть респондентов, в возрасте от 40 до 49 лет -пять респондентов, в возрасте от 50 лет и выше - три респондента.

16 респондентов имеют высшее журналистское образование (двое из них имеют второе высшее образование по специальностям экономика и политология). 2 респондента имеют высшее экономическое образование. 2 информатора имеют высшее образование по специальностям - филология и культурология соответственно.

Два респондента имеют опыт работы в журналистике от 1 до 4 лет, два респондента - от 5 до 9 лет, семь респондентов - от 10 до 14 лет, два респондента - от 15 до 19 лет, четыре респондента - от 20 до 24 лет, два респондента - от 25 до 29 лет, один респондент - от 30 и больше.

Согласно принципу содержательной направленности, в выборку были включены следующие СМИ: девять общественно-политических СМИ (две газеты, один журнал, три информационных портала и три телеканала), один развлекательный телеканал, два СМИ экономической направленности, два музыкально-информационных и одна информационно-разговорная радиостанция, а также два информационных портала.

Раскрыть особенности конвергентных средств массовой информации позволяет анализ организационной конвергенции, которая предполагает: слияние в рамках одного медиахолдинга нескольких одноформат-ных и (или) разноформатных средств массовой информации (газеты, журналы, радиостанции, телекомпании и т.п.); «перестройку» редакции с точки зрения появления новых отделов (digital-отдел, smm-отдел, технический отдел и т.п.). Рассмотрим каждый из перечисленных аспектов детальнее.

Что касается «слияния» на базе одного медиахолдинга нескольких средств массовой информации, то среди 17 средств массовой информации Екатеринбурга данный вид конвергенции зафиксирован среди семи

изданий, которые являются частью крупной медийной структуры.

Первый медиахолдинг объединяет две ежедневные газеты, которые также представлены в Интернете. Они имеют официальные сайты, контент на которых обновляется ежедневно.

Второй медиахолдинг включает несколько печатных изданий - два журнала и один гид (только один из них имеет в Интернете официальный сайт) - и три самостоятельных Интернет-проекта, которые не имеют печатных аналогов.

Третий медиахолдинг представлен федеральным журналом и общественно-политическим порталом.

Четвертый - объединяет более пяти радиостанций, которые осуществляют вещание в различных городах России.

На базе пятого медиахолдинга функционируют информационное агентство и портал.

Шестой медиахолдинг считается одним из крупнейших в Екатеринбурге, так как компании, которые в него входят, функционируют в восьми федеральных округах России и включают информационные агентства, журнал, городской портал и др.

Седьмой - представляет собой объединенную редакцию двух Интернет-порталов, один из которых является региональным представителем федерального информационного агентства.

Исследование организационных

структур 17 средств массовой информации с точки зрения появления новых отделов показало, что критичнее всего адаптация к конвергенции происходит у печатных изданий, как у наиболее традиционной формы подачи контента. Данный тип СМИ, в отличие от других, чувствительнее всего реагирует на происходящие в рамках информационно-коммуникационной среды изменения как технологического, так и социального характера. Для поддержки конкурентоспособности печатные издания вынуждены изменять организационную структуру в сторону большей гибкости, эффективности. Данная тенденция зафиксирована в трех изданиях из пяти.

Показательным примером выступают интеграционные процессы - «слияние» ра-

нее разобщенных отделов (digital-отдела и основного отдела, в котором осуществлялась подготовка материалов для печатного носителя) в один общий. В результате -стирается грань между специализациями, поскольку журналисты начинают готовить материалы для печатной версии издания и цифровых каналов коммуникации одновременно.

Так, в одном из пяти печатных изданий г. Екатеринбурга процессы интеграции завершились недавно и были обусловлены в большей степени социальным фактором -внутренней конкуренцией журналистов обоих отделов. После того, как было принято решение о создании единого отдела, руководство редакции сделало выбор в пользу веб-сайта, который в настоящее время активно развивается.

Для другого издания г. Екатеринбурга характерна противоположная стратегия. Несмотря на то, что редакция располагает одним редакционным отделом, журналисты которого готовят материал для журнала и официального сайта, руководство не заинтересовано в развитии веб-версии по той причине, что на данный момент большую прибыль приносит именно печатный носитель. Опыт издания показателен в том смысле, что несколько лет назад редакция активно инвестировала в развитие официального сайта СМИ, проводила корпоративное обучение для журналистов, которое включало в себя насыщенную образовательную программу, посвященную особенностям написания текстов для Интернета. Однако, по словам заместителя главного редактора, ощутимой финансовой выгоды от работы в данном направлении получено не было. После этого в редакции пришли к выводу, что делать ставку на Интернет-версию бессмысленно, поскольку журнал приносил и продолжает приносить подавляющую часть доходов.

Из пяти печатных изданий Екатеринбурга только в одном была зафиксирована ситуация, связанная с наличием в редакции двух самостоятельных отделов, журналисты которых в одном случае готовят материалы для печатной версии издания, в другом -для цифровых каналов. Несмотря на то, что журналисты создают материалы для разных

типов носителей, взаимодействие между ними налажено за счет оптимальной организации рабочего помещения. Работают журналисты в составе единого «ньюсрума» (newsroom). Данный формат предполагает открытое пространство, в котором сосредоточено большое количество рабочих мест. Отсутствие стен и прочих перегородок улучшает коммуникацию между сотрудниками, укрепляет командный дух, способствует оперативному решению актуальных вопросов.

«Две редакции сосредоточены в одном пространстве, что позволяет нам своевременно решать вопросы. Если сайт специализируется на оперативной публикации новостей, то журнал - на размещении аналитических материалов. При этом, если на сайте появляется текст, который интересен нам, то журналисты нашей редакции могут использовать эту новость как основу для написания глубокого материала. К примеру, в журнале предусмотрена рубрика «журналистское расследование», в которой мы представляем позицию нескольких разных спикеров. Для такой рубрики на сайте никогда не найдется место, поскольку специфика восприятия текстов другая. Здесь ценится оперативность, сиюминутность информации» (мужчина, 56 лет, опыт работы в журналистике -34 года, шеф-редактор журнала два высших образование, направление подготовки -журналистика и политология).

Адаптация к конвергенции у радиостанций и телекомпаний сопровождается несущественными институциональными последствиями по сравнению с печатными изданиями. По итогам опроса респондентов, которые работают на радиостанциях и в телекомпаниях, стало очевидным, что журналисты продолжают использовать прежние способы подготовки контента для выпуска в эфир. Целенаправленное создание дополнительных видеоматериалов, формат которых соответствовал бы формату социальных медиа (к примеру, речь идет о сокращении длительности видеосюжетов, которые выходят в эфире) - это, скорее, исключение, чем правило. Данная практика значительно отличается от практик, которые зафиксированы в печатных изданиях. В частности,

имеется в виду появление digital-отделов, журналисты которых адаптируют свои тексты для официального сайта путем уменьшения объема, подбора более броского заголовка и др. В то же время на страницах газет или журналов выходят материалы, которые отличаются большим объемом.

Единственное изменение в работе, на которое единогласно указали сотрудники радиостанций и телеканалов, связано с расширением спектра источников информации. В связи с появлением Интернета и, в частности, социальных медиа, найти информационные поводы для эфира стало значительно легче. Достаточно часто аудитория самостоятельно направляет в редакцию сообщения по конкретной теме, которые впоследствии ложатся в основу программы на телевидении или на радио.

Аналогичная ситуация обстоит с информационными агентствами и порталами, в которых нет потребности в digital-отделах, так как журналисты осуществляют производство и распространение контента для разных цифровых каналов.

Другое направление связано с появлением в организационной структуре редакции smm-отделов (smm - social media marketing -Прим. автора). В компетенцию сотрудников данных отделов входит: поиск площадок с высокой концентрацией целевой аудиторией, адаптация контента (заметки, статьи, интервью, репортажи и др.) под различные форматы каналов («ВКонтакте», «Facebook», «Twit-ter» и т.п.), обеспечение грамотного позиционирования сообщества СМИ в социальных сетях, привлечение подписчиков и др.

Smm-отдел предусмотрен в 10 из 16 изданий г. Екатеринбурга (выводы по этому вопросу были сделаны на основе высказываний 16 респондентов, так как один респондент затруднился дать ответ - Прим. автора).

В редакциях должность специалиста smm-отдела называют по-разному. Из десяти три респондента подчеркнули, что работу с социальными медиа осуществляет контент-менеджер, шесть респондентов - smm-специалист и один - администратор сайта.

Из десяти респондентов только один -сотрудник информационного агентства - отметил, что smm-специалист в их редакции работает на удаленной основе.

В 6 из 16 изданий должность втт-специалиста отсутствует. Среди основных причин респонденты назвали следующие: нехватка финансовых ресурсов и обладание журналистами всеми необходимыми навыками для продвижения материалов СМИ в социальных сетях, блогах и др.

Исходя из ответов респондентов, в числе основных обязанностей smm-специалистов были выделены следующие: размещение и продвижение материалов в социальных медиа; мониторинг повестки дня в социальных сетях в целях формирования списка тем для будущих материалов журналистов; взаимодействие с целевой аудиторией издания.

В качестве примера сошлемся на описание специфики работы smm-специалиста в одном из информационных агентств г. Екатеринбурга:

«Размещением материалов в социальных сетях занимаются два smm-специалиста. Они продвигают тексты издания во «ВКонтакте», в «Facebook», «Одноклассниках» и «Instagram». Smm-специалисты могут предлагать журналистам темы для материалов. Их предложения формируются, исходя из мониторинга пользовательского контента в социальных сетях с одной стороны и запросов аудитории с другой. Читатели текстов в социальных сетях и на сайте - разные люди. Материалы на сайте читают бизнесмены, политики. В социальных сетях сосредоточена в большей степени молодежная аудитория, которая от политики далека. Чтобы привлечь больше молодых читателей, мы размещаем не только политические новости, но и тексты, посвященные другим сферам - экономической, социальной и пр. Мы замечаем значительный прирост пользователей при помощи социальных сетей, как самостоятельного медиаканала» (мужчина, 27 лет, опыт работы в журналистике -14 лет, шеф-редактор информационного агентства, образование - высшее, направление подготовки - журналистика).

Другой представитель информационного агентства подчеркнул, что в процессе выбора канала коммуникации для продвижения журналистского материала необходимо руководствоваться данными об аудитории (социально-демографическими характеристиками), которая сосредоточена в той или иной соци-

альной сети.

«8тт-специалисту нужно четко представлять, какие данные будут интересны аудитории «БасвЪоок», а какие - «Одноклассников». Существует ошибочное мнение по поводу того, что, если раскидать ссылки на материалы в пять социальных сетей, то будет рай. На самом деле, нет. Этот человек должен понимать специфику людей, которым будет адресован контент. Так, в «ВКонтакте» сидит, в основном, школота, которую интересует музыка, в «БасвЪоок» -умные люди и некоторые депутаты. Если входить в «ВКонтакт» и оставлять новость с заголовком, в котором есть такие слова, как «макроэкономические показатели», «транзакция», то очень мало людей на это «кликнет». А если написать, что «студентам в следующем году дадут больше денег», то они кликнут. Нужно понимать, что одну и ту же вещь нужно подавать по-разному так, чтобы читатель этот текст прочитал» (мужчина, 32 года, опыт работы в журналистике - 13 лет, главный редактор информационного агентства, образование высшее, направление подготовки - журналистика).

При этом наиболее заинтересованными в использовании социальных медиа оказались три респондента (если первые два - сотрудники информационных агентств, то третий -сотрудник радиостанции) из шестнадцати опрошенных. Следует отметить, что данные средства массовой информации имеют достаточно солидный опыт с точки зрения организации работы smm-отдела. Так, на протяжении длительного времени в этих изданиях проводились разнообразные эксперименты, связанные с определением количества smm-специалистов в штатном расписании редакции, разработкой и реализацией стратегий и тактик продвижения журналистских материалов в Интернете, способов и технологий взаимодействия с подписчиками.

Примечательно, что один из 16 респондентов выразил скептическое отношение к продвижению в социальных медиа. Обоснована такая позиция тем, что до последнего времени в издании занимались социальными медиа недостаточно эффективно в связи с нехваткой профессиональных кадров, знаний. Отсюда - низкая активность пользователей и

низкий трафик соответственно.

«Мы пользуемся социальными сетями недостаточно часто. Основная причина состоит в отсутствии ресурсов для ведения такой работы. Надо сказать, что на данном этапе в социальные сети мы не верим. Возможно, наша вина в том, что мы с ними мало работаем и поэтому не умеем ими заниматься. (...) Знаний и кадров недостаточно. Для того чтобы продвижение в социальных сетях было эффективным, нужен отдельный человек. Такой человек в нашей редакции появился месяц назад. Он будет заниматься исключительно Интернет-продвижением. Мы ожидаем, что наша работа в Интернете станет более эффективной, и мы получим дополнительные дивиденды. Хотя до последнего момента никакого «выхлопа» от того, что наш журнал появлялся в социальных сетях, мы не получали - к нам не приходят новые рекламодатели. Приток новых читателей через социальные сети растет, но медленными темпами. Как раньше у нас была посещаемость сайта в 1500 человек в сутки, на таком же уровне она и осталась» (мужчина, 30 лет, опыт работы в журналистике - 13 лет, заместитель главного редактора журнала, руководитель проектного направления аналитического центра, образование -высшее, направление подготовки - журналистика; на данный момент - магистрант экономического факультета).

Общим почти для всех 17 изданий стало наличие в организационной структуре технического отдела, специалисты которого обслуживают официальный сайт средства массовой информации.

Технический отдел оказался не типичным для двух изданий - журнала и телекомпании.

В редакции журнала сообщили, что обслуживанием сайта занимаются специалисты из другой компании:

«Бессмысленно держать в штате сотрудников для выполнения этой задачи. Слишком дорого» (мужчина, 30 лет, опыт работы в журналистике - 13 лет, заместитель главного редактора журнала, руководитель проектного направления аналитического центра, образование - высшее, направление подготовки - журналистика; на данный момент - магистрант экономического

факультета).

В телекомпании пояснили, что техническое обслуживание сайта осуществляет специалист, который также по совместительству занимает должность контент-менеджера. При этом в его обязанности входит как размещение материалов на сайте, так и написание текстов для социальных медиа.

Таким образом, организационная конвергенция предполагает, с одной стороны, сближение одноформатных и (или) разноформатных средств массовой информации на базе одного медиахолдинга, с другой -трансформацию организационных структур редакций с точки зрения появления в них новых отделов.

В первом случае организационная конвергенция стала наблюдаться до появления Интернета. В большей степени она направлена на укрепление финансового состояния средств массовой информации за счет объединения нескольких сходных носителей (например, газет или радиостанций разной тематической направленности), реализации принципа диверсификации: выпуск информационных продуктов на разных носителях (печать, радио, телевидение). Два обозначенных направления оказались свойственными для семи средств массовой информации Екатеринбурга, которые были проанализированы в рамках качественного социологического исследования.

Другое направление организационной конвергенции, связанное с изменением структуры редакции, стало характерным для средств массовой информации в период развития Интернета и, в частности, появления дополнительных каналов (официальный сайт, социальные медиа). Организационная конвергенция может представлять собой специфическую форму адаптации редакции к тем технологиям коммуникации, которые данная редакция начинает вовлекать в процесс создания и распространения сообщений. Отсю-

да появление новых требований к функционированию отделов (режим работы 24/7) и к журналистам СМИ. Однако далеко не во всех случаях отмечается корреляционная зависимость между появлением цифровых каналов и соответствующих отделов, направленных на работу с ними. Нередко интеграционные процессы происходят по причине факторов социального характера. Так, в одной редакции печатного издания объединение отделов связано именно с внутренней конкуренцией между журналистами разных отделов.

Исходя из результатов социологического исследования, следует отметить, что каждый из видов средств массовой информации - печать, телевидение, радио, информационное агентство, портал - адаптируется к меняющемуся информационно-коммуникационному пространству по-разному. Трансформации большего масштаба характерны для печатных изданий и сопровождается появлением digital-отделов, к журналистам которых предъявляются дополнительные требования, связанные с созданием и трансляцией контента в том числе для Интернета. Одновременно с этим, digital-отдел является нетипичным для радиостанций, телеканалов.

Сходным для всех видов СМИ считается появление в структуре редакции технических отделов и smm-отделов. В последнем случае появление отдела обусловлено потребностью в организованной работе с социальными медиа, которая отличается рядом специфических особенностей. Следует подчеркнуть, что более глубокое понимание необходимости создания smm-отдела в структуре редакции свойственно сотрудникам информационных агентств, которые лучше всего понимают стратегии и тактики работы в Интернете, который для них является основным каналом для распространения информации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 269 с.

2. Бастрон, А.А. Желудева, Е.В. Медиаконвергенция в СМИ: проблемы и перспективы их решения в журналистском // Вестник РГГУ. - 2016. - № 4. - С. 133-142.

3. Бейненсон, В.А. Продвижение СМИ в социальных сетях: возможности и проблемы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2016. - № 5. - С. 239-243.

4. Бондаренко, М.И., Витвинчук, В.В. Лонгрид как новый жанр отечественной журна-

листики // NOVAINFO.RU. - 2016. - № 46. - С. 287-290.

5. Бостонова, П.З. Технические и технологические компетенции мультимедийного журналиста // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. - 2012. - Т. 26. - С. 43-46.

6. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 335 с.

7. Виноградский, В.С. Конвергентные жанры в современной периодике // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - № 3. - С. 370-381.

8. Власова, Е.Г. Районные газеты и социальные сети: жанровые аспекты взаимодействия (на материале СМИ пермского края) // Знак: проблемное поле медиаобразования. -2017. - № 3 (25). - С. 120-126.

9. Волкова, И.И. Игровые форматы мультимедийной журналистики // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2014. - № 1. - С. 105-112.

10. Вырковский, А.В. Конвергенция в российской ежедневной прессе: экономические особенности и перспективы // Вестник московского университета. - 2012. - № 5. - С. 36-49.

11. Кальнова, Д.И. Формы представления контента в федеральных и региональных Интернет-СМИ // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2016. - № 14. -С. 226-227.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Карпенко, И.И. Конвергенция в медиасреде: понятие и типы // Научные ведомости.

- 2013. - № 13 (156). - С. 190-194.

13. Кузьмина, М.А. Фролова, Н.М. SMM и журналистика: реалии и перспективы // В сборнике: Основные проблемы гуманитарных наук: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 50-52.

14. Макшакова, А.С. Конвергентные редакции СМИ как фактор формирования профессиональных компетенций журналиста: сборник научных статей и материалов VIII Международной научно-практической конференции «Мультимедийная журналистика Евразии. 2014: интегративные медиапроекты, медийная коммуникация и информационализм в условиях интеллектуализации общества Востока и Запада. Евразия молодая». - 2015. - С. 286-290.

15. Симакова, С.И. Современная журналистика и социальные сети // С.И. Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2012. - № 9. - С. 16-18.

16. Симакова, С.И., Исакова, Т.Б. Мультимедийный логрид в самостоятельной работе студентов-журналистов // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2017. -№ 3. Том 2. - С. 255 - 267.

17. Темникова, Л.Б. О многообразии медиа жанров в современной российской и зарубежной журналистике // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 115. - С. 999-1008.

18. Шилина, М.Г. Big data, open data как новые форматы информации: сущность, характеристики, особенности применения в журнализме // Вестник Тверского государственного университета. - 2015. - № 3. - С. 235-244.

19. Fagerjord, A. After Convergence: YouTube and Remix Culture. - URL: http://faculty.georgetown.edu (дата обращения - 22.05.2015).

20. Jenkins, H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. - New York: New York University Press, 2006. 308 p.

21. Jenkins, H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. - New York. -New York University Press, 2006. 308 p.;

22. Jenkins, H. Fans, Bloggers, and Gamers: Exploring Participatory Culture. - New York: New York University Press, 2006. 279 p.;

23. Jenkins, H. Rethinking Media Change: The Aesthetics of Transition. Media in transition.

- Cambridge, Mass.: MIT Press, 2003. 404 p.

24. Jin, D.Y. De-Convergence of Global Media Industries. N.Y: Publisher: Routledge, 2013. 165 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.