Научная статья на тему 'Особенности организации поставок газа сахалинских проектов промышленным потребителям Востока России'

Особенности организации поставок газа сахалинских проектов промышленным потребителям Востока России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
106
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТАВКА ГАЗА / ГАЗОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / GAS INFRASTRUCTURE / СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ / PRODUCTION SHARING AGREEMENT / ПРОЕКТ "САХАЛИН-2" / PROJECT "SAKHALIN-2" / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / INDUSTRIAL PRODUCTION / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / GAS DELIVERY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хилов Денис Александрович

В статье рассматриваются вопросы организации поставок газа на внутренний рынок в рамках реализации Соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин2». Подчеркивается важность проведения маркетинговых исследований по формированию прогнозного спроса на газ как необходимого фактора для создания эффективной газовой промышленности в Дальневосточном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORDANIZATION OF GAS DELIVER! ES OF THE SAKHALIN PROJECTS TO BUSINESS CUSTOMER OF THE RUSSIAN EAST

The problems of organization of gas deliveries to the internal market within the limits of realization of the Production Sharing Agreement under the project «Sakhalin-2» are considered. The importance of carrying out of marketing researches on formation of forward looking demand for gas as necessary factor for creation of the effective gas industry in Far East region is underlined.

Текст научной работы на тему «Особенности организации поставок газа сахалинских проектов промышленным потребителям Востока России»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАВОК ГАЗА САХАЛИНСКИХ ПРОЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ВОСТОКА РОССИИ

УДК 332.142.4

Денис Александрович Хилов

аспирант кафедры маркетинга и коммерции, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Тел. +7 (916) 535-87-12, Эл. почта: D.Khilov@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы организации поставок газа на внутренний рынок в рамках реализации Соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин2». Подчеркивается важность проведения маркетинговых исследований по формированию прогнозного спроса на газ как необходимого фактора для создания эффективной газовой промышленности в Дальневосточном регионе.

Ключевые слова: поставка газа, газовая инфраструктура, Соглашение о разделе продукции, проект « Сахалин-2», промышленное производство, экономическое развитие.

Denis A. Khilov

Post-graduate student, the Department of Marketing and Commerce, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics

Тел.: +7 (916) 535-87-12, E-mail: D.Khilov@mail.ru

FEATURES OF ORDANIZATION OF GAS DELIVERIES OF THE SAKHALIN PROJECTS TO BUSINESS CUSTOMER OF THE RUSSIAN EAST

The problems of organization of gas deliveries to the internal market within the limits of realization of the Production Sharing Agreement under the project «Sakhalin-2» are considered. The importance of carrying out of marketing researches on formation of forward looking demand for gas as necessary factor for creation of the effective gas industry in Far East region is underlined.

Keywords: gas delivery, gas infrastructure, Production Sharing Agreement, project «Sakhalin-2», industrial production, economic development.

1. Введение

Восток России является уникальным по своему природному потенциалу и богатой природно-сырьевой базе регионом.

Соседство восточных регионов России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), являющимися лидерами мирового экономического роста в течение последних десятилетий, имеет особое значение в геополитической позиции России в АТР.

Стремительное развитие стран АТР, обусловленное смещением в их сторону экономической мощи основных отраслей промышленности, на которые приходится большая часть производства мирового валового внутреннего продукта, диктует необходимость расширения экономического присутствия России в АТР.

Выгодное экономико-географическое положение Дальневосточного федерального округа дает широкие перспективы достижения целей, находящихся в сферах экономических и геостратегических интересов страны.

Стоит отметить, что уровень социально-экономического развития восточных регионов России остается невысоким. Среди основных причин низкой эффективности ряда отраслей экономики Дальнего Востока можно выделить инерционность развития округа и дефицит инвестиционных ресурсов, наблюдавшиеся на протяжении длительного периода, высокие транспортную и энергетическую составляющие себестоимости товаров и услуг.

В сложившихся условиях, решение вопросов формирования необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальневосточного региона будет способствовать повышению уровня социально-экономического развития всей России [5].

2. Перспективы развития отраслей экономики Дальнего Востока

Одним из приоритетных направлений создания условий для динамичного социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока является формирование в регионе эффективной газовой промышленности [2]. В рамках решения данной задачи Правительством Российской Федерации была принята «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона» (далее - Восточная газовая программа).

Функции координатора деятельности по реализации Восточной газовой программы Правительство России возложило на ОАО «Газпром» [3], работа которо -го на Дальнем Востоке направлена на приоритетное удовлетворение спроса на газ российских потребителей и, тем самым, на создание в регионе условий для устойчивого экономического роста.

Использование газа открывает широкие возможности для развития практически всех отраслей промышленности. Прежде всего - энергетики. Перевод тепловых станций на природный газ позволяет сделать энергоснабжение бесперебойным, экологически безопасным.

Однако приход природного газа на Дальний Восток - это не только повышение эффективности энергокомплекса региона, но и возможности для роста деловой активности и создания новых производств, что, в свою очередь, приводит к образованию новых рабочих мест.

Реализация Восточной газовой программы наряду с газификацией региона обеспечит существенный рост производства энергоресурсов и формирование энергетической базы, способствующей повышению темпов социально-экономического развития Дальневосточного региона.

3. Ресурсная база и основные объекты газовой инфраструктуры Дальнего Востока

Промышленная добыча газа на Дальнем Востоке начинается с наиболее подготовленных к эксплуатации месторождений шельфа о. Сахалин (проекты «Саха-лин-1» и «Сахалин-2»).

Важно отметить, что ОАО «Газпром» обладает лицензией на освоение и раз-

работку Киринского газоконденсатно-го месторождения, а также Киринского, Ляшского и Восточно-Одоптинско-го блоков, находящихся в рамках проекта «Сахалин-3».

Основные запасы и ресурсы газа проекта «Сахалин-3» сконцентрированы на Киринском блоке. Газ проекта «Сахалин-3» станет основной ресурсной базой для газотранспортной системы «Сахалин - Хабаровск - Владивосток».

Магистральный газопровод «Сахалин - Хабаровск - Владивосток» является базовым проектом для развития Российского Дальнего Востока, обеспечивающий поставку газа с месторождений шельфа острова Сахалин. Для Приморского края строительство газопровода «Сахалин - Хабаровск - Владивосток» является одним из приоритетных инвестиционных проектов. В рамках газификации Приморского края планируется перевод энергомощностей края на использование газа, в том числе - для энергообеспечения объектов саммита АТЭС [1].

В настоящее время ОАО «Газпром» не имеет собственного газа на Сахалине, поэтому дальневосточные регионы будут получать газ, принадлежащий РФ в рамках исполнения положений Соглашения о разработке Пильтун-Астохско-го и Лунского месторождений нефти и газа (проект «Сахалин-2») на условиях раздела продукции (далее - СРП) в части платы за пользование недрами (роялти) и доли прибыльной продукции.

На первом этапе газ этого проекта будет являться единственным источником для газоснабжения городов Владивостока и Южно-Сахалинска.

4. Формы получения доходов от реализации Соглашения о разделе продукции

Указанное СРП было подписано Российской Федерацией и компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компа-ни Лтд.», являющейся оператором проекта «Сахалин-2», акционерами которой являются ОАО «Газпром» (50% плюс одна акция), Royal Dutch/Shell (27,5% минус одна акция) и японские Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%).

Согласно условиям СРП предусматривается порядок, при котором плата за пользование недрами (роялти) и доля прибыльной продукции распределяется компанией «Сахалин Энерджи Ин-вестмент Компани Лтд.» в пользу Российской Федерации в натуральной форме за счет предоставления объемов

природного газа, подаваемого на внутренний рынок.

Российским законодательством также предусматривается возможность получения Российской Федерацией своей доли от реализации проектов СРП в натуральной форме [6, 7].

Доходы в натуральной форме, получаемые государством от исполнения СРП, на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, являются государственной собственностью.

Ввод в эксплуатацию в 2011 году газотранспортной системы «Сахалин -Хабаровск - Владивосток» и объектов газоснабжения городов Южно-Сахалинска и Владивостока, предоставил техническую возможность получения Российской Федерацией доходов от проекта «Сахалин-2» в натуральной форме (природным газом) и организовать поставки газа на внутренний рынок.

Важным преимуществом данной формы получения доходов является стабильное обеспечение поставок газа потребителям Дальневосточного региона, поскольку форма уплаты роялти и доли государства в прибыльной продукции в денежной форме не подразумевала обязательств оператора проекта «Сахалин-2» перед российской стороной по обеспечению поставок газа на внутренний рынок. При таком варианте оператор вправе направить все объемы добываемого газа на экспорт.

5. Организация поставок газа потребителям Дальнего Востока

Правительством Российской Федерации было выпущено распоряжение, предусматривающее получение в период с сентября 2011 г. по декабрь 2014 г. (включительно) доходов в натуральной форме (природный газ) от реализации Соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», причитающихся Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти), для поставок природного газа потребителям, расположенным на территории Дальневосточного федерального округа по договорам поставки газа [4]. Принятое решение обеспечит поступление газа в газотранспортную систему «Сахалин - Хабаровск - Владивосток».

Указанное распоряжение предусматривает единый подход к определению цены на природный газ, используемой для проведения расчетов с конеч -ными потребителями Дальневосточного федерального округа. В частности,

подразумевается, что размер конечной цены на природный газ, реализуемый потребителям Дальневосточного федерального округа в 2011 году, будет определяться исходя из стоимости замещаемого газом видом топлива с учетом энергетического эквивалента, экологических и технологических преимуществ газа, а в 2012 и последующих годах, исходя из цены на газ для конечных потребителей, индексируемых к предыдущему году с учетом изменения тарифов на вырабатываемые с использованием природного газа тепло- и электроэнергию.

Кроме того, в целях однозначного определения размера средств, причитающихся к перечислению в бюджет проектом распоряжения, установлено, что этот размер определяется как разница между оптовой ценой на газ, определяемой в установленном порядке и вычетом, связанным с затратами на транспортировку газа по магистральным трубопроводам. При этом величина данного вычета также определена распоряжением. Для Приморского края она составляет 2250 руб./тыс. куб. м, а для Сахалинской области - 100 руб./тыс. куб. м.

Данным распоряжением Правительство Российской Федерации поручает Минэнерго России заключить договор уступки прав Российской Федерации по СРП по проекту «Сахалин-2» на получение природного газа, причитающегося Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) и доли прибыльной продукции, с ОАО «Газпром», поскольку Минэнерго России является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе в области газоснабжения и газификации в Российской Федерации и в сфере реализации соглашений о разделе продукции.

Указанный договор будет регулировать отношения между Российской Федерацией и указанной организацией (как единственным исполнителем) по уступке права по СРП на получение объемов природного газа, причитающегося Российской Федерации от проекта «Сахалин-2».

ОАО «Газпром», контролирующим акционером которого является Российская Федерация, и которое, как владелец и эксплуатирующая организация создаваемых на Дальнем Востоке газо-

№6, 2011

96

транспортных систем, будет иметь техническую возможность осуществления замера объемов поступающего от проекта «Сахалин-2» природного газа и осуществления его физической поставки потребителям Дальнего Востока.

После реализации объемов газа уполномоченной организацией потребителям ДФО доходы от проекта «Сахалин-2» поступят в бюджет Российской Федерации в денежной форме.

Таким образом, принятие Правительством России решения о получении доходов от реализации проекта «Сахалин-2» в натуральной форме (газом) позволит обеспечить гарантированную поставку газа проекта для Сахалинской области и Приморского края, включая объекты саммита АТЭС-2012 во Владивостоке [4].

Ввод Киринского газоконденсатно-го месторождения в эксплуатацию планируется провести до 2014 года, а с выводом его на проектную мощность газ по роялти с сахалинских проектов перестанет быть необходимым для поставки российским потребителям.

6. Направления проведения маркетинговых исследований

С приходом газа на Восток России особо актуальными становятся вопросы, связанные с проведением маркетинговых исследований в части определения потенциальных потребителей газа и прогнозного спроса на газ в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Стоит отметить целесообразность проведения маркетинговых исследований по ряду направлений.

Одно из них - выявление уже существующих потенциальных потребителей газа. Особое внимание здесь необходимо уделить крупным промышленным предприятиям, прежде всего, тепло- и электроэнергетического сектора, а также других отраслей с большой потребностью в топливных ресурсах.

Необходимо отметить важную роль фактора планирования наращивания производства потребителем, что соответственно дает перспективу увеличения объемов газопотребления.

Другое - изучение перспектив строительства и ввода новых производственных мощностей. Здесь необходимо учитывать уровень заинтересованности потенциальных потребителей газа, зависящий в частности от удаленности планируемых объектов производства от источников газа и рынков сбыта, наличия необходимой транспортной инфра-

структуры, наличия ресурсов газа по приемлемой цене.

Прирост запасов, а также увеличение объемов добычи газа на Востоке России, создают благоприятные условия для создания на территории региона новых крупных производств, таких как газохимическое и газоперерабатывающее, а также предприятий по производству минеральных удобрений и иных отраслей, использующих газ не только как топливо, но и в качестве сырья.

Проведение маркетинговых исследований будет способствовать синхронизации газодобывающих проектов с проектами по созданию газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры, газоперерабатывающих и газохимических мощностей, проектами развития производства потребителей газа других отраслей, а также позволит уже в начальный период поставок газа в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока обеспечить максимально возможную эффективность реализации газа.

Нельзя не отметить тот фактор, что строительство объектов газотранспортной инфраструктуры, а также реализация проектов строительства объектов распределения газа, позволит обеспечить эффективную подачу газа потребителям, расположенным по трассе магистрального транспорта газа и будет способствовать строительству новых котельных, оснащенных современным газопотребляющим оборудованием, что, в свою очередь, позволит постепенно выводить из эксплуатации существующие морально и технически устаревшие котельные.

Получаемые в результате маркетинговых исследований данные о прогнозном спросе на газ в субъектах Восточной Сибири и Дальнего Востока требуют регулярного уточнения и имеют значение при составлении графиков ввода первоочередных объектов газификации и планов мероприятий по развитию газификации.

В свою очередь, в целях обеспечения синхронизации выполнения работ по подготовке потребителей Востока России к приему газа необходимо осуществлять планирование объемов газа, направляемых в регион на ближайшую и долгосрочную перспективу, что также требуется для планирования работ по вводу или модернизации производственных мощностей потребителей газа.

7. Заключение

Первоочередное газоснабжение потребителей Восточной Сибири и Дальнего Востока позволит получить большой макроэкономический эффект для развития региона и будет способствовать успешному осуществлению региональных программ развития, в том числе федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», а также разработанной Минрегионом России Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2025 года.

Подача природного газа, причитающегося Российской Федерации от проекта «Сахалин-2», в Дальневосточный федеральный округ будет способствовать ускоренному социально-экономическому развитию региона, его модернизации, улучшению экологической ситуации в городах Владивосток и Южно-Сахалинск, повышению инвестиционной привлекательности региона. Тем самым будут созданы условия для достижения целей, поставленных в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года, Подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» в составе федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и Федеральным законом РФ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатс-ко -Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Совместные усилия государства и бизнеса дадут мощный импульс социально-экономическому развитию Дальнего Востока, способный привести в будущем этот край к благополучию и процветанию.

Литература

1. Пресс-конференция на тему «Газпром» на Востоке России, выход на рынки стран АТР». Стенограмма. - 21 июня 2011 г. - М.: ОАО «Газпром». - 15 с. (http ://www.gazprom. ru/f/po sts/8 9/

063726/gazprom-east-stenogramma-2011-06-21.pdf).

2. Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 3 сентября 2007 г. № 340 «О Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР».

3. Распоряжение Правительства РФ от 16 июля 2002 г. № 975-р.

4. Распоряжение Правительства РФ от 06 сентября 2011 г. №2 1539-р.

5. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. № 2094-р).

6. Федеральный закон «О недрах» от 21.02.1992 №> 2395-I.

7. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 г. №> 225-ФЗ.

References

1. Press conference on a theme «Gazprom» in Eastern Russia, Entry into Asia-Pacific Markets». The shorthand report. - June, 21st, 2011 - М: JSC «Gazprom». -15 p. (http://www.gazprom.ru/f/posts/89/ 063726/gazprom-east-stenogramma-2011-06-21.pdf).

2. The order of the Ministry of the industry and power of the Russian Federation «About Development Program for an integrated gas production, transportation and supply system in Eastern Siberia and the Far East, taking into account poten-

tial gas exports to China and other Asia-Pacific countries» from September, 03rd , 2007 № 340.

3. The Order of the Government of the Russian Federation from July, 16th, 2002 № 975-p.

4. The Order of the Government of the Russian Federation from September, 06th, 2011 № 1539-p.

5. Strategy of social and economic development of the Far East and the Baikal region for the period till 2025 (The Order of the Government of the Russian Federation from December, 28th, 2009 № 2094-p).

6. The Federal Law «About bowels» from February, 21st 1992 № 2395-I.

7. The Federal Law «About Production Sharing Agreement» from December, 30th 1995 № 225.

№6, 2011

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.