Научная статья на тему 'Особенности организации обучения дисциплине «География» с учетом требований ФГОС СПО'

Особенности организации обучения дисциплине «География» с учетом требований ФГОС СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1366
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солонец Ирина Владимировна

Статья посвящена вопросам организации обучения общеобразовательным дисциплинам в рамках системы среднего профессионального образования. В статье дается сопоставительный анализ требований ФГОС СПО и ФГОС среднего общего образования применительно к обучению географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солонец Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации обучения дисциплине «География» с учетом требований ФГОС СПО»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 377.031.4

Солонец Ирина Владимировна

канд. пед. наук, доцент, ГБПОУ КК ССХТ, г. Славянск-на-Кубани, РФ E-mail: ira-solonec@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОГРАФИЯ» С УЧЕТОМ

ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО

Аннотация

Статья посвящена вопросам организации обучения общеобразовательным дисциплинам в рамках системы среднего профессионального образования.

В статье дается сопоставительный анализ требований ФГОС СПО и ФГОС среднего общего образования применительно к обучению географии.

Ключевые слова

Федеральный государственный образовательный стандарт, общие компетенции, предметные результаты,

метапредметные результаты, личностные результаты

Вопрос стандартизации образования не является в современных условиях чем-то новым, удивительным или уникальным. Главная задача концепции стандартизации образования состояла в реализации двух основных принципов: единства и преемственности. Единство образовательного пространства нашей страны должно было создавать равные условия для обеспечения преемственности вертикали образования: основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.

Система среднего профессионального образования по сути своей является уникальной в части структуры освоения обучающимися содержания сразу двух стандартов: стандартов среднего общего образования (ФГОС СОО) и стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

В этой связи возникает ряд практических вопросов:

- как в преподавании общеобразовательных дисциплин в системе СПО уйти от «школьной» модели обучения и ориентировать обучающихся на получение профессии;

- как при этом правильно подобрать педагогические технологии и дидактические приемы обучения;

- как одновременно учитывать требования сразу двух стандартов и при этом обеспечивать качество результатов образования.

В мировой практике существует два способа оценки результатов образования - критериальный (эталонный) и экспертный (рамочный) [3]. В первом случае обучающиеся должны соответствовать неким заданным параметрам, выраженность или не выраженность которых может определять степень успешности. Во втором случае речь идет о некой экспертной оценке качества, которая по определению носит субъективный характер и может быть использована только в условиях множественности экспертов.

Современная концепция стандартизации предполагает ориентированность на результат, который в двух стандартах несколько отличается. Федеральные государственные образовательные стандарты СПО построены по модели критериальной оценки результатов. Показателями этой оценки выступает сформированность общих и профессиональных компетенций. А федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования построены по эталонной модели. В их основе лежат показатели развития личности - предметные, метапредметные и личностные. Обе группы результатов - компетенции и показатели развития - не исключают, а скорее дополняют друг друга.

Оценить возможности преемственности и взаимодополнения требований к результатам ФГОС СОО и ФГОС СПО мы намерены в данной статье.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

С целью оценки сопоставимости двух групп результатов нами был проведен сравнительный анализ требований к результатам ФГОС СОО и ФГОС СПО (таблица 1). Взяв за основу общие компетенции ФГОС СПО [1], мы постарались согласовать с ними личностные и метапредметные результаты [2]. Предметные результаты и профессиональные компетенции нами в данном сопоставлении не рассматривались, поскольку они в большей мере являются узкоспециализированными и узкопредметным.

За основу анализа мы взяли соответствие личностных и метапредметных результатов общим компетенциям.

Таблица 1.

Сравнительный анализ ФГОС СОО и ФГОС СПО

ФГОС СПО ФГОС СОО

ОК Личностные (Л) Метапредметные (Мп)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Л -1. сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину [■■■]; Л-2 [■..] осознание своего места в поликультурном мире; Л-5 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов [■..]; Мп-6 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Л-4 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Мп-1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Л-6 сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. Мп-2 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Мп-6 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Л-4 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Мп-3 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий. Л-4 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Мп-4 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

Продолжение таблицы 1

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Л-3 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; Мп-5 владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Л-5 [...] отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; Мп-6 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Л-4 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Мп-1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Л -1. сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину [■■]; Л-2 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире Мп-2 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Анализ данных позволил нам сделать вывод о том, что, на каждую компетенцию приходится несколько компилируемых с ней личностных и метапредметных результатов ФГОС СОО. Обе группы результатов ориентированы на определенные обобщенные навыки и умения, которые могут лечь в основу изучения различных тем курса географии.

Следующим нашим шагом было распределение всех видов результатов (ОК, предметных, метапредметных и личностных) по темам и разделам программы дисциплины «География» (таблица 2).

Таблица 2

Матрица изучения дисциплины «География» с учетом реализации возможностей

формирования общих компетенций

№ Название раздела, темы Результаты Основные формы работы обучающихся на занятии

П Мп Л ОК

1 2 3 4 5 6 7

1. Раздел «Общая характеристика мира»

1 Научные основы социально-экономической и политической географии 1 2 2 ОК-3 ОК-9 ^ Нестандартные (проблемные) задания ^ Коллизийные задания

2 Политическая карта мира ПЗ-1. Политическое устройство мира 5 3 4 ОК-4 ^ Работа с различными источниками географической информации

2. Раздел «Региональная характеристика мира»

3 Демографическая ситуация в разных странах мира 6 6 2 ОК-1 ОК-3 ОК-7 ОК-9 ^ Ориентированность содержания на профессию ^ Нестандартные (проблемные) задания ^ Групповая работа с самооценкой (ролевая игра) ^ Коллизийные задания

1 2 3 4 5 6 7

4 География населения мира 6 5 2 ОК-2 ОК-6 ОК-9 ■ Самостоятельная работа с самооценкой результатов ■ Парная/групповая работа ■ Коллизийные задания

5 География мировых природных ресурсов 3 2 6 ОК-3 ОК-9 ■ Нестандартные (проблемные) задания ■ Коллизийные задания

6 Территориальное сочетание природных ресурсов и ресурсообеспеченность ПЗ-2. Оценка природно-ресурсного потенциала стран мира. 5 1 3 ОК-1 ОК-6 ОК-8 ■ Ориентированность содержания на профессию ■ Парная/групповая работа ■ Оценка самостоятельной домашней работы (проект)

7 Мировое хозяйство и его отраслевая структура 3 3 5 ОК-1 ОК-4 ОК-7 ■ Ориентированность содержания на профессию ■ Работа с различными источниками географической информации ■ Групповая работа с самооценкой (ролевая игра)

8 Современные особенности развития мирового хозяйства П3-3. Оценка уровня экономического развития отдельных стран мира в условиях мирового хозяйства 4 3 2 ОК-3 ОК-4 ОК-9 ■ Нестандартные (проблемные) задания ■ Работа с различными источниками географической информации ■ Коллизийные задания

9 Международная специализация и кооперирование 2 2 2 ОК-3 ОК-9 ■ Нестандартные (проблемные) задания ■ Коллизийные задания

10 География основных производств мирового хозяйства ПЗ-4. Экономико-географическая характеристика стран мира 5 1 3 ОК-2 ОК-6 ОК-8 ■ Самостоятельная работа с самооценкой результатов ■ Парная/групповая работа ■ Оценка самостоятельной домашней работы (проект)

3. Раздел «Россия в современном мире. Глобальные проблемы человечества»

11 Геополитическое и геоэкономическое положение России в современном мире 7 4 1 ОК-1 ОК-5 ОК-9 ■ Ориентированность содержания на профессию ■ Подготовка и защита презентационных материалов ■ Коллизийные задания

12 Роль России в развитии мирового хозяйства 4 5 1 ОК-1 ОК-6 ОК-9 ■ Ориентированность содержания на профессию ■ Парная/групповая работа ■ Коллизийные задания

13 Географические аспекты глобальных проблем человечества 8 4 3 ОК-5 ОК-6 ■ Подготовка и защита презентационных материалов ■ Парная/групповая работа

14 Современная стратегия устойчивого развития 7 6 4 ОК-1 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-7 ОК-8 ■ Ориентированность содержания на профессию ■ Нестандартные (проблемные) задания ■ Работа с различными источниками географической информации ■ Подготовка и защита презентационных материалов ■ Групповая работа с самооценкой (ролевая игра) ■ Оценка самостоятельной домашней работы (проект)

Распределение шло от требований ФГОС СОО. Взяв за основу тематику курса, мы для каждой из 14 тем последовательно выделили предметные, затем - метапредметные и личностные результаты. Если в предыдущем сопоставлении предметные результаты нами не рассматривались, то в данном случае они стали основополагающими, поскольку напрямую связаны с содержанием тем курса. А уже после этого подбирались соответствующие тематике метапредметные (как обобщенные показатели деятельности) и личностные (как обобщенные показатели личностных качеств) результаты.

Далее, используя данные таблицы 1, для каждой темы нами были выделены компетенции, освоение которых может быть обеспечено в рамках ее изучения. Поскольку в таблице 1 не всегда метапредметные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

(Мп) и личностные (Л) результаты описывали одну и ту же общую компетенцию, то мы выбирали все ОК, в сопоставлении которых были соответствующие Мп и Л. В итоге на одну тему у нас приходится по одному предметному, метапредметному и личностному результату и по несколько общих компетенций.

Рассматривая компетенцию как готовность или способность к осуществлению деятельности, мы для каждой компетенции с учетом специфики дисциплины выделили дидактические приемы работы с обучающимися на занятиях, в рамках которых компетенции могут формироваться и оцениваться. Принимая в качестве приоритета требования ФГОС СОО и понимая универсальность общих компетенций, мы несколько упростили условия формирования и оценки ОК.

Таким образом, у нас сформировалась своего рода матрица дисциплины «География», позволяющая включить в структуру обучения не только требования ФГОС СОО, но и компетенции.

Более того, выполнение требований графы 7 «Основные формы работы обучающихся на занятии», наглядно демонстрирует разнообразие возможностей для использования различных педагогических технологий или их элементов.

Для удобства представления технологических аспектов реализации матрицы нами была адаптирована технологическая карта урока (таблица 3), в которой нашли отражение все ее компоненты.

Таблица 3

Фрагмент технологической карты урока с учетом формирования компетенций

Тема Научные основы социально-экономической и политической географии

Цель Сформировать общее представление о сущности и структуре социально-экономической и политической географии

Задачи 1. Оценить уровень остаточных знаний из предшествующих курсов географии и заложить базовые понятия нового курса. 2. Продолжить воспитание сознательного отношения к учебному труду 3. Продолжить формирование мировоззрения

Основное содержание темы 1. Вводный экспресс-контроль остаточных знаний по географии и общей географической осведомленности 2. Структура, сущность и содержание социально-экономической географии 3. Основные источники географической информации

Планируемый результат Предметные Метапредметные Личностные

П-1. Владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества Мп-2. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Л-2. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

Основные формы работы на занятии

ОК-3 - нестандартные (проблемные) задания ОК-9 - коллизийные ситуации

Межпредметные связи Основной вид учебной деятельности Ресурсы

История, экономика сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач Презентация, политическая карта мира, глобус, тестовые материалы, учебник

В результате сопоставительного анализа у нас сформировался своего рода паспорт компетенций для изучения дисциплины с обобщенными педагогическими приемами его формирования. Каждая компетенция формируется в ходе сразу нескольких тем, что в целом отвечает требованиям их формирования во ФГОС СПО (рис.1).

ОК-1

(Ж-Ч

OK 2

OK 8

OK 3

■2.90%

OK 7

OK-4

42.90%

OK б

OK 5

Рисунок 1 - Доля тем в формировании ОК в ходе изучения географии

Таким образом, при организации обучения географии в рамках системы СПО возможно учитывать не только требования ФГОС СОО, но и ориентироваться на формирование общих компетенций с целью обеспечения преемственности двух стандартов. Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки России от 17.05.2012 г. №413, (ред. от 29.12.2014).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), укрупненной группы 38.00.00 «Экономика и управление», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 683 от 02.08.2013 г. и зарегистрированного Министерством юстиции России, регистрационный номер № 17241 от 17.05.2010.

3. Олейникова, О.Н. Модернизация СПО: европейская версия / О.Н. Олейникова // Аккредитация в образовании. - 2011. - № 7. - 25 - 28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Топакова Валерия Валерьевна,

студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна, к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ УТОЧНЕНИЯ КАТЕГОРИИ «ФАСИЛИТАЦИЯ» В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ПЕДАГОГАМИ-БАКАЛАВРАМИ

Аннотация

В статье рассматриваются возможности уточнения категории «фасилитация» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика», определяются широкий, узки, локальный и унифицированный смыслы детерминации.

© Солонец И.В., 2016

УДК 378.1; 371.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.