Научная статья на тему 'Особенности организации действий спасательных центров МЧС России по защите критически важных объектов закрытых административно-территориальных образований при тушении крупного лесного пожара'

Особенности организации действий спасательных центров МЧС России по защите критически важных объектов закрытых административно-территориальных образований при тушении крупного лесного пожара Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
299
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ ПОЖАР / СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР МЧС РОССИИ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОЖАРНОЙ ОБСТАНОВКИ В ЛЕСУ / РАСЧЕТ СИЛ И СРЕДСТВ / FOREST FIRE-RESCUE / CENTER THE EMERCOM'S CENTER OF RUSSIA / FORECASTING OF THE FIRE SITUATION IN THE FOREST / CALCULATION OF FORCES AND MEANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заусаев Александр Александрович, Симонов Виталий Валерьевич, Гимазетдинов Руслан Раифович

В статье рассматриваются способы повышения эффективности оперативного реагирования спасательных центров МЧС России во время локализации и ликвидации крупного лесного пожара при решении задач гражданской обороны, предложен один из способов защиты от крупных лесных пожаров силами спасательного центра МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACTIONS ORGANIZED BY RESCUE CENTERS OF EMERCOM OF RUSSIA FOR THE PROTECTION OF CRITICAL OBJECTS, CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL FORMATIONS WHEN FIGHTING A MAJOR FOREST FIRE

The article discusses the ways of increasing the effectiveness of the operational response of the Emercom center of Russia in the localization and liquidation of a major forest fire carrying out ciril defence tasks offers a me thud of protection against major forest fires by rescuers of Emercom of Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности организации действий спасательных центров МЧС России по защите критически важных объектов закрытых административно-территориальных образований при тушении крупного лесного пожара»

201713(34)

УДК 614.841.42

Заусаев A.A., Симонов В.В., Гимазетдинов P.P.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЙ СПАСАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ МЧС РОССИИ ПО ЗАЩИТЕ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ

ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПРИ ТУШЕНИИ КРУПНОГО ЛЕСНОГО ПОЖАРА

В статье рассматриваются способы, повышения, эффективности оперативного реагирования, спасательных центров МТ1С России во время локализации и ликвидации крупного лесного пожара при решении задач гражданской обороны, предложен один из способов защиты, от крупных лесных пожаров силам,и спасательного центра МТ1С России.

Ключевые слова: лесной пожар, спасательный центр МТ1С России, прогнозирование пожарной обстановки в лесу, расчет сил, и средств.

Zausaev A. A., Simonov V. V., Gimazetdinov R.R.

FEATURES OF ACTIONS ORGANIZED BY RESCUE CENTERS OF EMERCOM

OF RUSSIA FOR THE PROTECTION OF CRITICAL OBJECTS, CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL FORMATIONS WHEN FIGHTING A MAJOR

FOREST FIRE

The article discusses the ways of increasing the effectiveness of the operational response of the Emercom center of Russia in the. localization and liquidation of a major forest fire carrying out ciril de. fence, tasks offers a me thud of protection against major forest fires by rescuers of Emercom of Russia.

Keywords: forest fi,re-rescue., center the Eme.rcom's center of Russia, forecasting of the fire situation in the forest, calculation of forces and means.

В настоящее время стихийные бедствия сил природы пока мало подвластны человеку. Лесные пожары, наводнения, землетрясения, оползни, обвалы, сели, бури и ураганы наносят огромный ущерб экономике и самой природе. Особое значение для нашей страны в этом перечне имеют лесные пожары, которые представляет собою неуправляемый ох'онь в лесу

Лесные пожары наносят не только огромный ущерб природе, но и представляют большую опасность для большинства территорий регионов России. Особую опасность они

представляют для закрытых административно-территориальных образований (далее ЗАТО) [1]. Большая часть ЗАТО расположены в лесной зоне, на территории которых вследствие применения противником средств поражения создается угроза отдельным критически важным объектам, а также людям, находящимся на них и проживающим вблизи их (Рисунок 1). На таких территориях, при определенных условиях, мемут возникать огневые штормы [2|, которые имели место при лесных пожарах в Российской Федерации в 2010 г.

Под критически важными объектами следует понимать объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики страны, субъекта или административно-территориальной единицы, или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающих) на этих территориях, на длительный период времени [3].

При тушении лесных пожаров, возникших от воздействия средств поражения противника, требуется оперативное вмешательство значительных, предварительно подготовленных сил и средств пожаротушения. В эти силы входят и спасательные воинские формирования МЧС России (далее СВФ МЧС России), привлечение которых является актуальным в настоящее время. Отечественная практика тушения крупных лесных пожаров показывает, что во многих случаях от СВФ МЧС России применяются авиационно-спасательные центры МЧС России (далее авиация МЧС России) и спасательные центры МЧС России (далее СЦ МЧС России), которые являются основными тактическими подразделениями, способными выполнять аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее АСДНР) в соответствии

со своим предназначением как в полном составе, так и отдельными подразделениями в составе аэромобильного подразделения (далее АМ11)| !|.

В период непосредственной угрозы агрессии и в военное время [5, 6] вблизи некоторых ЗАТО могут проводиться диверсионные (террористические) акты и применяться оружие массового поражения, в результате действия которых возможно и возникновение крупных лесных пожаров, последствия которых могут нанести значительный ущерб объектам, находящимся в ЗАТО, и населению, проживающему вблизи их, образованию вторичных поражающих факторов.

Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, является одной из основных задач в области гражданской обороны (ГО) [7]. Следовательно, силы ГО [8] должны быть готовы к выполнению данной задачи. Проблемным вопросом является организация оперативного реагирования сил по защите отдельных критически важных объектов и населения, находящихся на территории ЗАТО от крупных лесных пожаров. Для решения части данного вопроса предложена последовательность организации действий СЦ МЧС России при локализации и ликвидации крупного лесного пожара (Рисунок 2).

Действия начальника СЦ МЧС России по принятию решения на реализацию спланированных работ

Определение замысла действий Определяшеобъектов сосредоточения основных усилий

Определашезадач подразделениям, ответственным исполнителям

Определение порядка построения сил и средств

Определение основных вопросов управления, взаимодействия и обеспечения Определение последовательности и способов выполнения задачи

Распределение сил и средств

Рисунок 2 Последовательность организации действий СЦ МЧС России при локализации и

ликвидации крупного лесного пожара

2017'3(34)

Данная последовательность организации действий позволяет заблаговременно и качественно представить и оценить пожарную обстановку в лесу а также подготовить необходимую группировку сил и средств и своевременно приступить к выполнению задачи.

В зависимости от складывающейся пожарной обстановки около или на отдельном объекте защиты СЦ МЧС России, находящегося в зоне ответственности, может действовать в полном составе или в сокращенном АМП. Данное АМП в своем составе может иметь до 100 человек из различных подразделений СЦ МЧС России, имеющих специальную технику, снаряжение и оборудование [9].

Согласно сводному плану тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ силы СЦ МЧС России входят в состав общей группировки сил и средств по ликвидации лесных пожаров на территории субъекта РФ и имеют зону ответственности радиусом 3-х часового движения от пункта постоянной дислокации [10].

Ввиду особой важности вопросов по обеспечению безопасной работы критически важных объектов ЗАТО и защите населения, проживающего вблизи их от крупных лесных пожаров, предлагается применять следующий порядок действий СЦ МЧС России в период подготовки к борьбе с крупными лесными пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. В подготовительный период необходимо осуществлять уточнение плана действий СЦ МЧС России и подготовку сил и средств АМП СЦ МЧС России к применению при возникновении лесных пожаров. С личным составом проводить тактическую, тактико-специальную подготовку и тактико-специальные учения. Проводить мероприятия предупреждающего характера в зоне ответственности СЦ МЧС России.

Проанализировав методику формирования рациональной группировки сил различной ведомственной принадлежности для тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ [11], следует отметить, что несмотря на различную ведомственную принадлежность участвующих в тушении лесных пожаров сил, их оснащение, приемы, способы и методы тушения лесного по-

жара в основном традиционные. Этого бывает недостаточно для защиты отдельных критически важных объектах, расположенных в ЗАТО, окруженных лесным массивом.

Для таких объектов и вблизи расположенных к ним населенных пунктов при угрозе нанесения ударов противника, способных вызвать лесные пожары, для эффективной противопожарной защиты предлагается применять способ защиты, в основу которого положено применение взрывного способа тушения лесного пожара с использованием авиационного средства пожаротушения массой 500 кг (АСП-500), которое разработало АО НПО «Базальт», (ранее ФГУП «Базальт») [12]. АСП-500 состоит из пластмассового корпуса, не дающего опасных осколков при взрывном разрушении, центрального цилиндрического заряда тротила, емкости объемом свыше 400 л, заполненной огнегасящей смесью (огнегасящее средство и вода), хвостового стабилизатора и головного диска для аэродинамической стабилизации. При подрыве АСП-500 высота облака одного заряда - до 5 м, радиус действия огнегасящего вещества - до 17 м, площадь пожаротушения одного заряда - до 1000 м2.

Предлагается рассматривать применение АСП-500 не с помощью авиации, а с помощью подрыва АСП-500 после их наземной установки на пути распространения лесного пожара. Изделия предлагается устанавливать на расстоянии 30 м друг от друга. При подходе лесного пожара к заградительной полосе производится подрыв АСП-500. Открытое пламя сбивается ударной волной и давлением потока смеси воздуха с частицами огнегасящей смеси (Рисунок 3). Ударная волна АСП-500 и капельно-воздушный поток сбивают и тушат открытое пламя, временно ликвидируют восходящий поток горячего воздуха. Наибольшая эффективность пожаротушения может быть достигнута при комбинированном использовании АСП-500 и последующего дотушивания традиционными способами.

Для применения данного способа пожаротушения в АМП СЦ МЧС России предлагается применение групп ликвидации лесного пожара, которые должны пройти заблаговременно подготовку (обучение) для применения данного способа.

Командир АМП СЦ МЧС России при расчете необходимого количество си.л и средств для производства заградительной полосы взрывным способом с применением АСП-500 может

воспользоваться программой для ЭВМ «Компьютерная программа прогнозирования пожарной обстановки в лесу, расчетов сил и средств для тушения лесного пожара» [9].

Рисунок 3 Пример применения АСП-500 при обустройстве заградительной полосы

В целом данная программа предназначена для поддержки принятия решения руководителем тушения лесного пожара (командира АМП СЦ МЧС России) с целью:

заблаговременного представления возможной обстановки в очаге лесного пожара;

значительного сокращения времени на производство расчетов но оценке обстановки;

обоснования принимаемого управлен чеекого решения на основе проведенных расчетов (Рисунок 4).

Рисунок 4 Программа для ЭВМ при расчете необходимого количество сил и средств для производства заградительной полосы взрывным способом с применением АСП-500

Таким образом, следует отметить, что предложенный в статье способ позволит эффективнее выполнять одну из основных задач гражданской обороны по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных конфликтов или впоследствии этих конфликтов. Кроме того, предложенный способ и предложенные силы и средства СЦ МЧС России возможно использовать и в мирное время для защиты от лесных

пожаров и обеспечения безопасности отдельных территорий, на которых находятся критически важные объекты, от лесного пожара. Причем расстановка АСП-500 с привлечением сил и средств СЦ МЧС России на территории объектов ЗАТО, а также перед ними может быть выполнена как заблаговременно, в соответствии с разработанными документами предварительного планирования, так и непосредственно при ту-

2017'3(34)

шении лесного пожара по решению руководителя тушения пожара. Данные мероприятия позволят не только рационально применять привлекаемые силы и средства для тушения крупных лесных пожаров, но и сократить время для

тушения данных пожаров, обеспечив необходимый противопожарный режим объектов, а также безопасность людей, находящихся на них и проживающим в ЗАТО.

Литература

1. Указ Президента РФ от 20 декабря 2016 г. № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года». Собрание законодательства Российской Федерации от 26.12.2016 №52 (частьV). С. 7611.

2. Федеральный закон от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне»: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998 г. №7. С. 799.

3. Пучков В. А. МЧС 2030: современные технологии государственного управления в сфере безопасности жизнедеятельности населения. Семинар с руководящим составом МЧС России. - М.: МЧС России, 2015.

4. Приказ МЧС России от 30 декабря 2015 года № 710 «Об утверждении Устава федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». - Химки: АГЗ МЧС России, 2015. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.amchs.ru. (дата обращения: 06.09.2017)

5. Положение Института развития МЧС России Академии гражданской защиты МЧС России. - Химки: АГЗ МЧС России, 2015. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.amchs.ru. (дата обращения: 06.09.2017)

6. Положение об Институте специальной подготовки Академии гражданской защиты МЧС России. -Химки: АГЗ МЧС России, 2015. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.amchs.ru. (дата обращения: 06.09.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.