Научная статья на тему 'Особенности обучения сочинениям отдельных видов в содержании работы учителя начальных классов'

Особенности обучения сочинениям отдельных видов в содержании работы учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1438
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЧИНЕНИЕ / ВИДЫ СОЧИНЕНИЙ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / COMPOSITION / TYPES OF ESSAYS / PRIMARY SCHOOL TEACHER / JUNIOR SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чередниченко Любовь Анатольевна

Раскрыты особенности работы над отдельными видами сочинений, которые получили широкое распространение в практике работы учителя начальных классов. К ним относятся сочинения по картинам, сочинения по личным наблюдениям, сочинения по прочитанным произведениям. Представлены методические аспекты работы над повествовательным сочинением по серии картин и по одной картине, а также по описанию пейзажной картины. Дана характеристика деятельности учителя по организации наблюдений младших школьников с целью накопления и отбора необходимого материала для последующего написания сочинения. Рассмотрена специфика обучения написания отзывов о прочитанной книге, а также раскрыты особенности работы над отдельными их типами в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING ESSAYS OF CERTAIN TYPES IN THE WORK OF PRIMARY SCHOOL TEACHER

Mastering the skills of proper, meaningful, logical, rich and expressive speech is fundamental to the child’s personality formation and its development has its own arsenal of methodological means used in elementary school, where the most important is learning to write essays. This type of work is aimed at improving monologue speech of children, enrichment of practical experience of their speech activity and formation on this basis of communicative-speech skills. The article reveals the peculiarities of work on various types of essays, which are widespread in the practice of primary school teachers. These are the essays on paintings, on personal observations, on the books read. The methodical aspects of working on a narrative composition on a series of paintings and one picture, as well as a description of a landscape picture, are presented. The characteristic is given of the activities of the teachers on the organization of observations of primary school children with the purpose of accumulation and selection of material for the subsequent writing of essays. The types of exercises that you can use when preparing children to write essays based on personal observations are listed. Specificity of learning to write reviews about a book you’ve read, and the features of work on types of feedback in primary school is given. The sequence of the work on writing the essays in the second and third classes is characterized. This article is addressed to primary school teachers and can also be useful to teachers of higher educational institutions and educational organizations of additional professional education, students of pedagogical universities, methodologists of primary education.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения сочинениям отдельных видов в содержании работы учителя начальных классов»

УДК 373.3.016

00! 10.23951/1609-624Х-2018-3-50-54

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ В СОДЕРЖАНИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Л. А. Чередниченко

Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования,

Симферополь

Раскрыты особенности работы над отдельными видами сочинений, которые получили широкое распространение в практике работы учителя начальных классов. К ним относятся сочинения по картинам, сочинения по личным наблюдениям, сочинения по прочитанным произведениям. Представлены методические аспекты работы над повествовательным сочинением по серии картин и по одной картине, а также по описанию пейзажной картины. Дана характеристика деятельности учителя по организации наблюдений младших школьников с целью накопления и отбора необходимого материала для последующего написания сочинения. Рассмотрена специфика обучения написания отзывов о прочитанной книге, а также раскрыты особенности работы над отдельными их типами в начальной школе.

Ключевые слова: сочинение, виды сочинений, учитель начальных классов, младший школьник.

Овладение навыками грамотной, точной, последовательной, обогащенной и выразительной речи имеет первостепенное значение для становления личности ребенка, а ее развитие имеет свой арсенал методических средств, используемых в начальной школе, где наиболее важное - это обучение написанию сочинения. Данный вид работы направлен на совершенствование монологической речи детей, обогащение практического опыта их речевой деятельности и формирование у них на этой основе коммуникативно-речевых умений. Достижения младших школьников в связной речи способствуют развитию полноценного навыка чтения и основ орфографической грамотности, расширению и обогащению словарного запаса, а также являются тем наилучшим инструментом, которое оживляет уроки русского языка, делает их более увлекательными и познавательными [1].

Следует отметить, что сочинения реализуют воспитательную функцию, так как побуждают ребенка к выражению собственного отношения к происходящим событиям, развивают любознательность, учат анализировать и оценивать явления и ситуации окружающей действительности, сравнивать, делать необходимые выводы и, по утверждению М. Р. Львова, «дисциплинируют мысль», делают ее более четкой, лаконичной и точной [2]. Поэтому в настоящее время все больше возрастает необходимость в преобразовании системы работы учителя по развитию речи детей, начиная уже с начальной школы [3].

Современная методика раскрывает многообразие различных видов сочинений. В содержании своей работы раскроем специфику тех из них, которые получили широкое распространение на первой ступени обучения. Это сочинения по картинам,

личным наблюдениям и прочитанным произведениям.

Одним из самых непростых видов сочинений для младших школьников является сочинение по картине, которое может быть трех видов: повествовательное сочинение по серии картин или по картинному плану; повествовательное сочинение по одной картине, где отражается лишь один эпизод сюжета; описание картины [2].

Работа носит рассредоточенный характер и длится на протяжении всего периода обучения в начальной школе, имея нарастающую степень сложности. На первоначальном этапе обучения проводятся сочинения по серии сюжетных картин. Дети, ориентируясь на вопросы, предлагаемые учителем по содержанию текста, составляют несколько предложений с ответами, придерживаясь логики изложения, и озаглавливают части своих рассказов. Для более качественного осмысления учениками той особенности, что действия и события развертываются чередой, одно за другим, целесообразно разместить изображения с нарушением последовательности. После этого предложить младшим школьникам выстроить их в нужном порядке и определить, что на них изображено и каков их сюжет [4].

Написание сочинения по одной картине вызывает больше трудностей у младшего школьника, чем работа предыдущего вида. Ребенок, используя собственные знания и жизненный опыт, должен представить в своем воображении разворачивающиеся события, определить действующих лиц, смоделировать себе обстановку, на фоне которой протекает та или иная ситуация, до и после того эпизода, который запечатлен на картине. Первые сочинения по одной картине проводятся в

Чередниченко Л. А. Особенности обучения сочинениям отдельных видов в содержании работы учителя.

устной форме и предваряются вступительной беседой.

Описание пейзажной картины - самая трудная для младших школьников форма сочинения. В начальной школе обучающиеся характеризуют картину по следующим основаниям, выявляя тему картины (что на ней изображено); композицию картины (передний план, дальний план, расположение предметов на картине); действующих лиц и их действия (если они есть); идейный смысл и настроение картины. Постепенно требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы ее анализа и оценки [4].

В целом, организуя на уроке беседу по картине, учителю целесообразно ориентироваться на следующие вопросы: «Что вы видите на картине?», «На каком фоне изображены предметы?», «Какое время года изображено на картине?», «Какой день изобразил художник на картине?», «Почему художник дал такое название картине?», «Нравится ли вам картина? Почему?» и т. д. Такие беседы способствуют тому, что обучающиеся могут сосредоточиться на основных линиях анализа картины, помогают определить последовательность и логичность речевого высказывания, повысить силу его художественности и объем.

Картины имеют большое значение для развития младшего школьника.

Они воздействуют на эмоциональную сферу ребенка, раскрывают перед ним те факты окружающей действительности, с которыми он мог бы и не познакомиться в своем личном опыте, способствуют выработке более осознанного отношения к известным явлениям, развивают наблюдательность, творческое воображение обучающихся, учат их понимать язык живописи. Следовательно, системная, последовательная, грамотно организованная работа по обучению младших школьников написанию сочинений, в содержании которой присутствует анализ картины, может рассматриваться как основание развития устной и письменной связной речи, формирования художественного вкуса, расширения кругозора, становления жизненных приоритетов и личностной позиции.

Сочинения по наблюдениям также имеют большое значение для развития речи детей. Начальная школа организует систему наблюдений за изменениями в природе, отдельными предметами и процессами. Ребенок, который только пришел в школу, воспринимает окружающие предметы целостно и односторонне, не охватывая при рассматривании и анализе всех его признаков. Поэтому важно научить его выделять как можно больше признаков, например, не только цвет, но и форму, размер, материал, определять назначение предмета, т. е. учиться воспринимать предмет разносторонне, в

многообразии его особенностей и отличительных признаков.

Устные и письменные работы способствуют обобщению, упорядочиванию результатов наблюдений, которые находят свое отражение в сочинениях-описаниях. Они приучают младших школьников к точности в подборе необходимых по значению слов, к логичности и последовательности изложения мысли, четкости в речевом оформлении [5].

На этапе создания собственного текста-описания по наблюдениям возможно применять различные виды подготовительных упражнений, например: подробное изложение текста описательного характера; творческий диктант по картине с целью насыщения образцового текста определенными языковыми средствами; сочинение-описание изображенного на картине пейзажного характера; сочинение на основе видеоматериалов, тематически связанных с описанием природы; редактирование текстов-описаний с типичными недочетами [6].

Также на этапе подготовки к сочинению по наблюдениям немаловажное значение имеет формирование у обучающихся умений собирать материал к устному и письменному высказыванию, его систематизировать; определять, что в наблюдаемом материале относится к теме будущего высказывания; фиксировать его в соответствии с темой и основной мыслью сочинения; находить нужные языковые средства для выражения мысли; пользоваться собранным материалом [7]. Проводить эту работу важно планомерно, систематично, с постепенным нарастанием трудностей, усложнением материала и повышением степени самостоятельности младших школьников.

Целесообразно провести на уроке беседу о значении умения собирать материал. Чтобы раскрыть тему сочинения, одного личного опыта ученика недостаточно. Необходимо собрать материал, источником которого могут быть окружающая жизнь, прочитанные книги. Полученные детьми рабочие материалы на уроке обсуждаются, вносятся дополнения, важную роль при этом играет проверка и редактирование их учителем. Выявленные недочеты и удачные моменты становятся предметом последующего обсуждения в классе.

Сочинения по наблюдениям в природе являются итогом такого метода, как экскурсия, - эффективного, способствующего организации впечатлений, развитию наблюдательности младших школьников. Важно придерживаться ряда рекомендаций во время ее организации и проведения. Прежде всего учитель изучает то место, где будет проведена экскурсия, выделяет предметы, на которые надо будет обратить внимание детей, составляет план наблюдений, отбирает слова, с которыми познакомит их во время экскурсии, сообщает план и цель

наблюдений. Работа проводится под руководством педагога [8].

Следует отметить, что младшим школьникам интересна работа с элементами описания, а систематическое и целенаправленное ее проведение приучает их к культуре чтения. При правильном построении подобной работы ребенок не останется равнодушным к описанию того или иного предмета в художественном произведении, он обязательно прочтет и сможет оценить ту красоту описываемого писателем предмета, а что-то, возможно, и возьмет для своей последующей творческой работы.

Отзывы о прочитанных книгах имеют весомое значение для обучения и воспитания юных читателей. В отзыве ребенок дает оценку, высказывает и обосновывает свое мнение, делится впечатлением о прочитанном. Цель данной работы заключается в том, чтобы более полно и ясно уяснить идейное содержание и художественные детали того или иного произведения [8].

В первом и во втором классах младшие школьники еще не работают над написанием развернутых отзывов, они лишь указывают названия прочитанных произведений, фамилии их авторов, сжато пересказывают содержание одного эпизода и указывают, понравилось им литературное произведение или нет.

Подобным образом осуществляется подготовительная работа к третьему классу, где начинают появляться уроки по обучению написания отзывов. Сначала ученики пишут коллективный отзыв о книге, которая была прочитана всеми детьми. Далее проводится еще одно занятие, на котором каждый пишет о своем произведении, т. е. сочинения становятся самостоятельными; принимаются и сочинения-отзывы, написанные дома, если была проведена соответствующая подготовительная работа [9].

Обучение написанию отзывов осуществляется преимущественно в третьем классе и протекает в определенной последовательности. Учитель прослеживает, чтобы к этому моменту книга (или отдельная повесть, рассказ) была прочитана всеми учащимися класса. Для отзыва выбирается то произведение, которое действительно понравилось детям, имеющее идейную направленность. Обучающимся предварительно говорится о том, что они будут учиться составлять письменный отзыв (сочинение) о прочитанной книге. На уроке необходимо провести подробную беседу о данной книге: сжато изложить сюжет, описать главных героев, зачитать отдельные отрывки, проанализировать основную идейную направленность произведения. На данном этапе целесообразно обсудить такие вопросы: «Каково ваше эмоционально-оценочное отношение к прочитанному?», «Какова главная

мысль произведения?», «Где и когда происходят изображенные в нем события?», «Что именно в произведении произвело на вас наиболее сильное впечатление?», «Кто из героев вам понравился? Почему?», «Над какими вопросами книга заставила вас задуматься?».

К такому уроку зачастую готовится небольшая выставка: портрет автора произведения, иллюстрации. Детей также рекомендовано познакомить с несколькими имеющимися образцами отзывов о прочитанных книгах и их проанализировать. На следующем уроке разрабатывается коллективный отзыв, который обсуждается, потом записывается на доске, редактируется, а затем переписывается в тетради с возможными дополнениями и изменениями [9].

Отзыв о прочитанной книге - это свободное сочинение. Поэтому была бы неуместна какая-либо общая схема или принятый единый образец выполнения данной работы. Тем не менее возможно определить несколько его видов, которые получили распространение в начальных классах. Одним из несложных является пересказ содержания книги, так как младшим школьникам пока затруднительно давать полноценную оценку прочитанному произведению. Поэтому дети представляют в своих отзывах не весь сюжет, а один фрагмент, который им понравился. Такая работа уже содержит простейшую оценку прочитанного: ученик определяет из целого сюжета лишь ту часть, которая, по его мнению, является более интересной.

В большинстве отзывов представлена простая характеристика одного или нескольких действующих лиц прочитанного произведения, т. е. указывается то, какие поступки, действия героев вызвали наибольшие впечатления у юного читателя. В то же время дети могут высказать свое негативное отношение к отрицательным персонажам. В таких отзывах читательские оценки выражаются достаточно четко и обоснованно. Наиболее подготовленные и начитанные ученики могут написать отзывы, в которых фигурируют сравнение, анализ прочитанного с фактами, известными им из других произведений или из личного жизненного опыта. Также вызывают интерес те отзывы, в которых речь идет не об одном, а о серии произведений писателя, где одно из них раскрывается более подробно. Такие работы характеризуются разнообразием, самостоятельностью изложения, в них отражается начитанность младшего школьника, его умение аргументировать свое мнение, делать выводы, выделять существенное [10]. Поэтому сочинения-отзывы являются одной из самых перспективных работ по развитию речи в начальной школе, которая, постепенно усложняясь, в основном звене школы переходит в сочинения на литературные темы.

Чередниченко Л. А. Особенности обучения сочинениям отдельных видов в содержании работы учителя...

Подводя итог, следует отметить, что сочинение работы учителя начальных классов в данном на-

является одним из высокоэффективных учебных правлении, будет зависеть не только орфографиче-

упражнений, способствующих развитию связной ская и речевая грамотность обучающегося, но и

речи младших школьников и формированию у них его успешность в усвоении родного языка в пись-

коммуникативно-речевых умений. От того, на- менной форме на последующих ступенях обуче-

сколько методически грамотно выстроена система ния в школе.

Список литературы

1. Пудовкина Н. В., Нестерова Л. П. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку // Молодой ученый. Казань. 2016. № 4. С. 809-813.

2. Бакулина Г. А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников // Концепт. 2014. Вып. 32. 1^1.: https://e-koncept.ru/2014/14880.htm (дата обращения: 13.02.2018).

3. Подлеснова Н. Н. Подготовка учителей по развитию речи младших школьников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 99-102.

4. Зиновьева В. И., Тивикова С. К. Сочинения по картинам в начальных классах. М.: АСТ, 2003. 90 с.

5. Измайлова Н. А. Сочинение как основа развития речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. Вып. 1. С. 164-166.

6. Зорина М. Е., Соколова А. В. Методика работы над изложением и сочинением: текстоцентрический подход // Филологический класс.

2014. № 1 (35). С. 105-110.

7. Коростелева Е. Ю. Технология формирования у дошкольников и младших школьников умений и навыков, необходимых для развития речи // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. № 1. 2011. С. 92-97.

8. Страхова Л. Л. Готовые сочинения для младших школьников. СПб.: Литера, 2014. 64 с.

9. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения / Н. Н. Бобкова, Н. Н. Гончарова, Т. А. Иванова и др. 2-е изд. Волгоград: Учитель,

2015. 316 с.

10. Загребельная С. В., Кащаева Г. С., Мамонова Л. А. Обучение написанию сочинений в начальной школе. М.: АРКТИ, 2006. 64 с.

Чередниченко Любовь Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования (ул. Ленина, 15, Симферополь, Республика Крым, Россия, 295000). E-mail: lubov_2907@mail.ru

Материал поступил в редакцию 25.12.2017.

DOI 10.23951/1609-624X-2018-3-50-54

FEATURES OF TEACHING ESSAYS OF CERTAIN TYPES IN THE WORK OF PRIMARY SCHOOL TEACHER

L. A. Cherednichenko

Crimean Institute of Postgraduate Teacher Education, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

Mastering the skills of proper, meaningful, logical, rich and expressive speech is fundamental to the child's personality formation and its development has its own arsenal of methodological means used in elementary school, where the most important is learning to write essays. This type of work is aimed at improving monologue speech of children, enrichment of practical experience of their speech activity and formation on this basis of communicative-speech skills.

The article reveals the peculiarities of work on various types of essays, which are widespread in the practice of primary school teachers. These are the essays on paintings, on personal observations, on the books read. The methodical aspects of working on a narrative composition on a series of paintings and one picture, as well as a description of a landscape picture, are presented. The characteristic is given of the activities of the teachers on the organization of observations of primary school children with the purpose of accumulation and selection of material for the subsequent writing of essays. The types of exercises that you can use when preparing children to write essays based on personal observations are listed. Specificity of learning to write reviews about a book you've read, and the features of work on types of feedback in primary school is given. The sequence of the work on writing the essays in the second and third classes is characterized.

This article is addressed to primary school teachers and can also be useful to teachers of higher educational institutions and educational organizations of additional professional education, students of pedagogical universities, metho-dologists of primary education.

Key words: composition, types of essays, primary school teacher, junior schoolchild.

EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2018. 3 (192)

References

1. Pudovkina N. V., Nesterova L. P. Razvitiye rechi kak sredstvo obucheniya mladshikh shkol'nikov rodnomu yazyku [The development of speech as a means of training younger students native language]. Molodoy uchenyy, 2016, no. 4, pp. 809-813 (in Russian).

2. Bakulina G. A. Sochineniye po demonstratsionnoy kartine kak sredstvo razvitiya svyaznoy rechi mladshikh shkol'nikov [Essay on the demo picture as a means of development of coherent speech of younger students]. Kontsept - Koncept, 2014, vol. 32 (in Russian). URL: http://e-koncept. ru/2014/14880.htm (accessed 13 February 2018).

3. Podlesnova N. N. Podgotovka uchiteley po razvitiyu rechi mladshikh shkol'nikov [Training for speech elementary school]. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psikhologiya - Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2010, no. 2, pp. 99-102 (in Russian).

4. Zinov'eva V. I., Tivikova S. K. Sochineniyapo kartinam vnachal'nykh klassakh [Writings on the paintings in the elementary grades]. Moscow, AST Publ., 2003. 90 p. (in Russian).

5. Izmaylova N. A. Sochineniye kak osnova razvitiya rechi mladshikh shkol'nikov [Composition as a basis for development of speech elementary school]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya - Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2012, vol. 1, pp. 164-166 (in Russian).

6. Zorina M. E., Sokolova A. V. Metodika raboty nad izlozheniyem i sochineniyem: tekstotsentricheskiy podkhod [Methodology of work on the presentation and composition: text-centric approach]. Filologicheskiy klass - Philological Class, 2014, no. 1 (35), pp. 105-110 (in Russian).

7. Korosteleva E. Yu. Tekhnologiya formirovaniya u doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov umeniy i navykov, neobkhodimykh dlya razvitiya rechi [Formation technology preschoolers elementary school and abilities and skills required for the development of speech]. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psikhologiya - Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2011, no. 1, pp. 92-97 (in Russian).

8. Strakhova L. L. Gotovyye sochineniya dlya mladshikh shkol'nikov [Ready-made compositions for junior schoolchildren]. Saint Petersburg, Litera Publ., 2014. 64 p. (in Russian).

9. Bobkova N. N., Goncharova N. N., Ivanova T. A. et al. Russkiy yazyk. 1-4 klassy: sochineniya i izlozheniya. 2-e izd. [Russian language. 1-4 grades: essays and exposition]. Volgograd, Uchitel' Publ., 2015. 316 p. (in Russian).

10. Zagrebel'naya S. V., Kashchaeva G. S., Mamonova L. A. Obucheniye napisaniyu sochineniy v nachal'noy shkole [Teaching essay writing in elementary school]. Moscow, ARKTI Publ., 2006. 64 p. (in Russian).

Cherednichenko L. A., Crimean Institute of Postgraduate Teacher Education (ul. Lenina, 15, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation, 295000). E-mail: lubov_2907@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.