О.Е. Рощенко
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ СТУДЕНТОВ
Рассматриваются пути повышения эффективности обучения математике лиц с нарушением слуха, анализируются особенности преподавания данного предмета глухим и слабослышащим студентам. Описаны применяемые автором приемы работы с данной категорией учащихся.
Перед современной школой поставлены задачи повышения качества образования и воспитания, обеспечения более высокого научного уровня преподавания каждого предмета, прочного овладения основами наук путем усовершенствования методов обучения, а также формирования у учащихся потребности в самостоятельном, творческом подходе к освоению новых знаний. Сказанное в полной мере относится и к специальной школе.
Для успешной конкуренции на рынке труда и последующей профессиональной деятельности студенты-инвалиды должны обладать прочными фундаментальными знаниями. Для этого необходимо научить их учиться, привить навыки самообразования, умения самостоятельно работать со специальной литературой. Совершенствование системы обучения лиц с недостатками слуха предполагает повышение и качества их математического образования как необходимой основы для многих профессий и важного компонента общей культуры члена современного общества.
Глухие и слабослышащие студенты - особый контингент учащихся, при их обучении часто возникают специфические трудности, с которыми обычно не сталкиваются преподаватели традиционных учебных заведений. Для данной категории студентов необходимо искать такие формы подачи учебного материала, которые отличались бы наибольшей визуализацией: специальные программы, выполняющие коррекционную роль, например словарь математических понятий; программы информационной поддержки процесса обучения.
Проблема улучшения качества образования диктует необходимость поиска новых методов активного обучения. В результате анализа работ А.П. Гозовой [1], А.Г. Зикеева [2], Е.А. Жеребятьевой [3], В.Б. Суховой [2] и др., а также собственного педагогического опыта нами выделены следующие пути повышения эффективности обучения математике лиц с нарушениями слуха, сочетающие в себе принципы как общего, так и специального образования:
- формирование навыков учебной деятельности, потребности в самоконтроле и умения его осуществлять;
- индивидуализация учебной деятельности, постоянный учет преподавателем уровня математических знаний, умений, развития математического мышления и речи каждого;
- использование элементов проблемного обучения;
- обеспечение достаточного уровня наглядности, в частности путем привлечения информационных технологий;
- обеспечение коммуникативности учебного материала, развитие активной речи учащихся.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать особенности психофизиоло-
гических, слухоречевых и познавательных возможностей обучаемых.
Это обусловливает особенности преподавания, которые включают в себя коррекционную направленность обучения, использование сурдоперевода и специфических средств общения с глухими и слабослышащими студентами, специфический выбор методических приемов в преподавании лицам с нарушением слуха.
Известно, что математические знания имеют сложную структуру, которая состоит из ряда компонентов: количественных и пространственных представлений, эмпирических и научных понятий, знаков и символов, суждений, практических и интеллектуальных умений и навыков. К практическим умениям и навыкам можно отнести вычислительные, измерительные, изобразительные; к интеллектуальным - умение сравнивать, абстрагировать, обобщать и т.д. При подготовке к занятию и дозировании учебного материала необходимо учитывать характер формируемого понятия или умения, принимать во внимание конкретный уровень знаний, имеющийся у учащихся на каждом этапе, предусматривать контроль усвоения программы.
Обязательными элементами каждого занятия при обучении всех учащихся являются название темы, постановка цели, сообщение и запись плана занятия, выделение основных понятий и методов их изучения, указание видов деятельности студентов и способов проверки усвоения материала. Наряду с этими элементами при обучении студентов с нарушением слуха необходимым компонентом занятий является словарная работа, т. е. работа по обогащению и развитию речи глухих и слабослышащих.
Теоретическое занятие всегда начинается с актуализации знаний предыдущей темы. По указанию преподавателя студенты в течение 5-10 мин восстанавливают в памяти все основные определения, понятия, утверждения изученной темы. Затем проводится экспресс-опрос (форма может быть различной). Для глухих и слабослышащих, у которых слабо развита долговременная память, этот этап необходим.
Знакомство с новой темой необходимо начинать с введения терминов. Термин выписывается на доске и показывается дактильно, затем преподаватель объясняет его смысл и совместно со студентами (а если есть возможность, то и с участием сурдопереводчика) подбирает или придумывает жест, в наибольшей степени соответствующий смыслу данного термина.
Далее преподаватель излагает основное содержание темы у доски или посредством компьютерных презентаций. Применение компьютера позволяет представить краткое изложение материала со схемами, графиками, рисунками и различными спецэффектами для лучшего восприятия. Такое повторение является естественным элементом учебного процесса для инвалидов по слуху,
у которых образное восприятие гораздо эффективнее, чем восприятие однородного текста.
По окончании лекции студентам предлагаются вопросы и теоретические упражнения, дающие возможность сразу закрепить изученный материал.
Практические занятия имеют ту же структуру, только изложение теоретического материала заменяется решением упражнений и задач.
Многие общелогические приемы и действия, составляющие основу познавательной деятельности, большинство студентов осваивают в недостаточной мере. Так, исследования, проведенные А.П. Гозовой [4], показывают, что глухие учащиеся достаточно успешно решают задачи с исходными данными, обладающими высокой степенью наглядности, в тех же случаях, когда задания требуют проведения логических операций, результативность работы заметно снижается. Проведенные нами исследования также подтверждают это.
Продуктивность практического решения задач (геометрических, алгебраических и др.) у глухих и слабослышащих сравнительно высока. Однако они значительно отстают от слышащих сверстников в умении рассматривать задачи в теоретическом плане (проводить анализ зависимостей между различными величинами, выделять отдельные переменные, сопоставлять полученные результаты с исходными, формулировать выводы). Очевидно поэтому студенты редко прибегают к специальным приемам мышления в процессе усвоения учебного материала, как правило, запоминают какой-то его объем без соответствующей логической обработки. Таким образом, возникает необходимость формирования у студентов логических умений, т.е. сознательного использования средств логики в процессе познания.
Деятельность по формированию логических умений (анализировать, сравнивать, давать определения понятиям, систематизировать материал, доказывать и др.) включает следующие компоненты: раскрытие сущности логического приема, выяснение значения приема в каждом конкретном случае, практическое его использование. Получая по ходу лекции задания (назвать существенные и несущественные признаки и дать определение понятия, о содержании которого говорит преподаватель на лекции; выделить признак, по которому следует систематизировать материал; составить по ходу или в конце лекции классификационную таблицу и др.), студенты активно включаются в интеллектуальную деятельность. Это позволяет сохранять устойчивое функциональное состояние.
Особенностью работы по формированию логических умений является то, что она не требует выделения специального времени, а органически сочетается с рассмотрением программных вопросов. Любое логическое средство вводится в лекцию обоснованно. Так, автором статьи успешно используются в учебном процессе логические математические тесты.
Работать над развитием логического мышления студентов с недостатками слуха необходимо систематически, последовательно, учитывая, что логическое мышление формируется по-разному для каждой группы учащихся одного и того же возраста.
Индивидуализация учебной деятельности учащихся с нарушениями слуха, как отмечает А.Г. Зикеев [1], осу-
ществляется на основе учета их индивидуальных особенностей, проявляющихся в познавательной деятельно -сти, психофизических (в том числе и слуховых) способностях, в умении мобилизовать эмоционально-волевые и интеллектуальные силы; а также использования дидактических и организационных средств.
В плане использования дидактических средств это проявляется в правильном сочетании целей обучения и конкретных задач и способов действий, в контроле (самоконтроле) за конечным результатом на каждом этапе формируемых знаний и навыков.
В организационном плане это выражается не только в уменьшенной наполняемости классов, групп, но и в различном, в зависимости от учебных задач, сочетании коллективной, групповой и индивидуальной форм учебной деятельности. Небольшая наполняемость (6-10 чел.) позволяет преподавателю перейти от отдельных приемов, способов, фрагментов индивидуального подхода к системе активной учебной деятельности, интенсивному развитию личности, реализации всех возможностей каждого студента.
Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств. Д.В. Чернилевский отмечает, что компьютерное средство обучения - это «средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности» [5. С. 21].
На занятиях по математике может применяться различное программное обеспечение при изучении нового материала для его графической иллюстрации, при отработке элементарных умений и навыков, для диагностики качества усвоения материала, при самообучении, самосовершенствовании.
Интерактивные лекции являются одной из организационных форм, которые можно использовать в процессе обучения студентов с нарушением слуха. Подготовка таких лекций основана, в частности, на принципе сочетания абстрактности мышления с наглядностью, который отражает закономерную связь между разнообразием чувственных восприятий содержания учебного материала и возможностью его понимания, запоминания, хранения в памяти, воспроизведения и применения. Использование развитых средств графики облегчает эту задачу.
Компьютерные средства обучения позволяют:
а) визуализировать изучаемый объект (например, графики функций, геометрические тела);
б) развить определенный вид мышления (например, наглядно-образный, теоретический);
в) осуществить контроль с обратной связью, диагностикой ошибок (представление на экране соответствующих комментариев) по результатам обучения и оценкой результатов учебной деятельности;
г) формировать культуру учебной деятельности, информационную культуру.
Использование компьютера в учебных целях вносит значительные изменения в деятельность студента с
нарушением слуха. Он освобождается от необходимости рутинных операций, имеет возможность, не обращаясь к преподавателю, получить требуемую информацию, в том числе относящуюся к способу решения поставленной им конкретной учебной задачи; избавляется от страха допустить ошибку, осознавая, что она будет исправлена и не вызовет отрицательной реакции преподавателя; получает возможность приобщения к исследовательской работе.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие не только привлекательным и по-настоящему современным, но и осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения математике позволяет реализовать принцип наглядности, личностно-ориентированный подход, активизировать самостоятельную познавательную деятельность студентов.
Так, например, при изучении темы «Функция. Свойства функции» мы использовали компьютерные учебнометодические презентации, достаточное внимание уделяли решению графических задач, т.к. при обучении студентов с нарушением слуха опора на наглядные представления необходима в большей степени, она должна быть достаточно длительной и систематической. Сочетание наглядности с постановкой проблемных вопросов является эффективным способом активизации познавательной деятельности студентов, развития логикоматематической составляющей мышления. Также мы проводили промежуточный контроль с последующей корректировкой на каждом этапе изучения данной темы: при усвоении понятий функции, области определения,
множества значений, графика функции; при изучении свойств функции, построении графиков функций на основе анализа формулы и выделения элементарных преобразований. Маленькая наполняемость групп позволяет предлагать студентам в каждом случае индивидуальные задания. Такой подход к изучению темы дал хорошие результаты: итоговый контроль по данной теме показал высокий уровень ее усвоения.
Таким образом, комплексное использование средств обучения по каждому разделу курса (компьютерное сопровождение, индивидуальные задания и пр.), система контроля знаний студентов, адаптированная к вузовской (Новосибирский государственный технический университет), позволяют активизировать самостоятельную работу студентов, определять уровень усвоения знаний на различных этапах обучения и корректировать его.
Поиски пути совершенствования образования глухих и слабослышащих взрослых неразрывно связаны с разработкой методов и приемов интенсификации процесса обучения, направленных на повышение коммуникативных возможностей и дальнейшее развитие словесно-логического мышления данной категории учащихся. Особое внимание при разработке системы образования для глухих и слабослышащих необходимо уделять выявлению и использованию их потенциальных возможностей. Вместе с тем следует заметить, что совершенствование общего и специального образования взрослых учащихся с недостатками слуха требует дальнейших исследований по ряду важных вопросов, связанных с более разносторонним и углубленным изучением познавательной деятельности и самой личности неслышащих.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методы повышения эффективности обучения и воспитания взрослых глухих: Сб. ст. / Под ред. А.П. Гозовой. Л., 1977.
2. Повышение эффективности обучения глухих школьников: Сб. науч. тр. / Редкол. А.Г. Зикеев и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1986. 176 с.
3. Жеребятьева Е.А. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучения математике глухих детей: Автореф. дис. ...
канд. пед. наук. М., 2003.
4. Совершенствование системы обучения и воспитания взрослых глухих в свете реформы школы: Сб. ст. / Под. ред. А.П. Гозовой. Л., 1988.
73 с.
5. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 2002.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 27 января 2008 г.