Научная статья на тему 'Особенности обучения имени существительному бурятского языка в средней школе'

Особенности обучения имени существительному бурятского языка в средней школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
534
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ / БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ / ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / METHODS OF TEACHING / STRUCTURAL AND LOGIC CHEMES / THE BURYAT LANGUAGE / LEXICAL AND GRAMMATICAL CATEGORIES / A NOUN / THE SYSTEM OF EXERCISES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дондокова Жаргалма Цыбандоржиевна

Статья посвящена методике обучения имени существительному бурятского языка на основе логически завершенных частей-блоков. Первый блок посвящен лексическому значению имени существительного и словообразованию. По мнению автора, лексикология и словообразование теснейшим образом связаны между собой. Второй блок представляют грамматические категории и синтаксическая функция в предложении имени существительного бурятского языка. Автор предлагает обучение строить на основе разделения тем на логически завершенные блоки с учетом лингвистических особенностей имен существительных бурятского языка и схематизации учебного материала, на применении системы упражнений. В систему упражнений кроме иллюстративных, творческих, повторительно-обобщительных упражнений, учитывая индивидуальные особенности восприятия учебного материала учащимися, рекомендуется включить графические упражнения, такие как составление таблиц, схем, кластеров по теме урока. В завершении автор предлагает тексты упражнений составлять из текстов устного народного творчества, которое в свою очередь несет огромную воспитательную функцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING THE BURYAT NOUN IN SECONDARY SCHOOL

In the article we have presented the methods of teaching Buryat nouns on the basis of logically completed units. Lexicology and word formation are closely related to each other, so the first unit is "Lexical meaning of the noun and word-building", the second unit is "Grammatical categories and syntactic function of the Buryat noun in sentence". To consider the linguistic features of nouns in the Buryat language we have offered to use schematic educational material and the system of exercises. The system of exercises in addition to exemplary, creative, refresher and generalized exercises should include graphic exercises, such as compiling of tables, chemes, and clusters on the studied topics. The exercises need to be relevant to the individual peculiarities of educational material perception by pupils. Finally, we have suggested working-out of exercises on the basis of oral folklore texts, which are of great educational value.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения имени существительному бурятского языка в средней школе»

УДК 37.016:811.512.3

doi: 10.18101/1994-0866-2016-1-130-135

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

© Дондокова Жаргалма Цыбандоржиевна

кандидат педагогических наук, доцент Боханского института профессионального образования, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: dzhc@mail.ru

Статья посвящена методике обучения имени существительному бурятского языка на основе логически завершенных частей-блоков. Первый блок посвящен лексическому значению имени существительного и словообразованию. По мнению автора, лексикология и словообразование теснейшим образом связаны между собой. Второй блок представляют грамматические категории и синтаксическая функция в предложении имени существительного бурятского языка. Автор предлагает обучение строить на основе разделения тем на логически завершенные блоки с учетом лингвистических особенностей имен существительных бурятского языка и схематизации учебного материала, на применении системы упражнений. В систему упражнений кроме иллюстративных, творческих, повторительно-обобщительных упражнений, учитывая индивидуальные особенности восприятия учебного материала учащимися, рекомендуется включить графические упражнения, такие как составление таблиц, схем, кластеров по теме урока. В завершении автор предлагает тексты упражнений составлять из текстов устного народного творчества, которое в свою очередь несет огромную воспитательную функцию.

Ключевые слова: методика обучения, структурно-логические схемы, бурятский язык, лексико-грамматические категории, имя существительное, система упражнений.

На сегодняшний день «современные требования к процессу и технологии процесса обучения в школе обусловливают необходимость реализации наиболее эффективного подхода к организации учебной деятельности обучающихся. Преподавание курса родного языка предполагает своей целью развитие языковых способностей учащегося, заключающееся в формировании языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции» [2, с. 6].

В связи с этим, «проанализировав учебно-методическую литературу по обучению родному языку, мы пришли к выводу, что подача учебного материала на основе логически завершенных частей-блоков является, на наш взгляд, наиболее эффективной» [2, с. 16].

В таблице 1 приведен пример изучения имени существительного бурятского языка по блокам.

Таблица 1

1-й блок 2-й блок

1. Юумэнэй нэрын бии бололго. 2. Хуниие ба хYнhee бэшэ юумэ тэмдэглэИэн юумэнэй нэрэ. 3. Юрын ба тусхайта юумэнэй нэрэнууд. 4. Тодорхой, зайраа ба суглуулhан юумэнэй нэрэнууд. 1. Юумэнэй нэрын тоо. 2. Юумэнэй нэрын падежаар зохилдол. 3. Юумэнэй нэрын хамаадал. 4. Юумэнэй нэрые мэдуулэл соо хэрэгл-элгэ.

В 1-м блоке суффиксы имен существительных изучаются вместе с лексическими значениям данной части речи, так как лексикология и словообразование теснейшим образом связаны между собой. «Словарный запас языка пополняется за счет образования новых слов по моделям слов, уже существующих в языке. Лексическое значение производных слов базируется на вещественном значении производящих основ» [1, с. 39]. Во 2-м блоке нами целесообразно было ввести синтаксическую функцию имени существительного вместе с грамматическими категориями, так как «...слова в структуре целого предложения, изменяя свои грамматические категории, вступают в определенные отношения друг с другом, благодаря этому мысли получают стройную форму выражения» [6, с. 1].

Таким образом, мы реализовали принцип взаимосвязи между уровнями языка, включив в 1-й блок словообразование и лексические признаки, во 2-й блок — синтаксическую функцию и грамматические признаки имени существительного.

Например, при изучении суффиксов имени существительного мы предложили учащимся такое задание.

Разберите данные слова по составу. Что их различает?

Гуйдэл_ юун? юум. нэрэ, тусхайта, хYн бэшэ, н. тоо, нэрын падеж.

Гуйхэ яаха? YЙлэ Yгэ, ерээдуй саг, YЙлэ тэмдэглэнэ, причастна тулэб.

Такое сопоставление дает учащимся увидеть грамматическую форму слова. В данном случае грамматической формой слова гYйдэл является суффикс -дал, при помощи которого образуется отглагольное существительное.

Изучение грамматических признаков существительного бурятского языка вместе с синтаксической функцией на примере прохождения родительного падежа:

Эдэ YгэнYYДтэ юумэнэй нэрэнуудые hанагты, ямар падежда байнаб хэлэгты, мэдуулэл зохёогоод мэдуулэлэй ямар гэшуун болоноб гэжэ хэлэгты.

... дэгэл, ... гадар, ... ШYлэн, ... сэсэрлиг, ... аба эжы, ... унаган нухэр.

Эдэ холбуулалнууд ямар хэлэлгын хубяар гарааб?

В этом случае учащиеся при изучении темы «Родительный падеж имени существительного» одновременно узнают, что существительное в форме родительного падежа в предложении является дополнением.

Учитывая индивидуальные особенности восприятия учебного материала учащимися, мы разработали опорные схемы по темам. Психологи утверждают, что для успешного сохранения нового учебного материала в памяти учащихся большое значение имеет организация его введения, так как в «работе человеческой памяти, в процессах запоминания, припоминания, воспроизведения существенную роль играют смысловые связи» [2, с. 462]. Следовательно, момент введения нового материала должен быть организован таким образом, чтобы сущность, специфика, сложность усвоения нового учебного материала по теме «Имя существительное бурятского языка» были достаточно глубоко осмыслены учащимися. Например, при введении первой темы о понятии имени существительного мы предложили учащимся схему 1.

Схема 1

После схемы дается определение имени существительного, далее — текст, из которого учащиеся выписывают имена существительные и вставляют в эту схему. Например:

Золто hуралсалай жэл соо эрхим шйнаар hуража, хоёрдохи класс дYYргээд, гурбадахи класста оробо. Ном уншаха дуратай, ном соомо ехээр мнирхомн юумэеэ мартахагYйн тула буулгажа бэшэдэг зантай hэн. Нэгэтэ «Борохон XYЗYYтэ» гэhэн ородмо оршуулагдашн ном ханаhаашьеб Золтын гарта олдомн байгаа. Тэрэниие уншажа, ехээр hонирхохоhоо гадна XYндэлэн шугамтай тетрадьта бултыень буулгажа бэшээ hэн. Тэрэнииень нYXэдынь буляалдажа байжа уншадаг байгаа. Энэ бэшэ^гень багшань ха-ража магmаhан юм (Ц. Номтоев).

Перед каждой новой темой предлагаем объяснение учебного материала, приводя таблицы и схемы, после которых даются упражнения на закрепление. Таким образом, организация объяснения нового учебного материала воспроизводится через разные каналы восприятия.

Далее переходим к 1-му блоку тем «Лексические признаки имени существительного».

Даабари. Доро Yгmэhэн схемэ Yзэгmы (схема 2).

Схема 2

При организации обучающего эксперимента 1-го блока мы учитывали закономерную связь между словообразованием имени существительного и лексикой. Так, например, если не усвоить, при помощи каких суффиксов образуются имена существительные, то возникают трудности определения существительных, образованных от других частей речи. В начальных классах обучающиеся уже знакомы с такими лексическими понятиями имени существительного, как личные/неличные, собственные/нарицательные существительные. В этот список мы добавили конкретные, отвлеченные и собирательные существительные [2, с. 17].

По 2-му блоку (грамматические категории имен существительных) предлагаются такие задания.

Даабари. Энэ схемэ анхаралтайгаар Yзэгты (схема 3).

Схема 3

Грамматические категории имен существительных бурятского языка представляют собой наиболее сложный и большой раздел. Поэтому при организации тренировки предлагаем следующие типы упражнений на закрепление нового учебного материала:

1. Пропедевтические (подготовительные) — наблюдение над языком с целью обнаружить то или иное его свойство.

2. Иллюстративные, например: различные виды списывания с заданием подобрать проверочные слова, подчеркнуть изучаемые формы, изменить формы слов, вставить пропущенные буквы и т. д.

3. Повторительно-обобщающие, например: конструирование слов по заданным моделям и без них, составление словосочетаний и предложений, образование грамматических форм.

4. Творческие, например, составление связного текста по заданной теме и без нее, по картине и т. п. [3, с. 122].

К этим четырем типам заданий мы прибавили пятый — графические упражнения:

- составление таблиц, схем, кластеров по теме урока;

- заполнение таблиц разного характера.

Таким образом, «...разделение тем на логически завершенные блоки с учетом лингвистических особенностей имен существительных бурятского языка и схематизация учебного материала, применение системы упражнений способствуют эффективному усвоению грамматики бурятского языка» [2, с. 18].

Тексты для упражнений предлагаются из художественной литературы и устного народного творчества. Такой выбор обусловлен тем, что устное народное творчество - это жемчужина народной мудрости, отражающая традиции, обычаи, нравы и культуру народа. Работа c пословицами и загадками представляет собой благодатный материал воспитания у детей нравственных и этических качеств.

Литература

1. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 2 т. — М., 1982.

2. Дондокова Ж. Ц. Лингвометодические основы обучения имени существительному бурятского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Улан-Удэ, 2009. — 24 с.

3. Ладыженская Т. А., Зельмова Л. М. Практическая методика русского языка в 5 классе. — М., 1995.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.

5. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка. — М., 1990.

6. Микерова Г. Ж. Лингвистический аспект обучения русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.emissia.org/offline/2008/1228.htm

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. — М.: Педагогика,

1989.

FEATURES OF TEACHING THE BURYAT NOUN

IN SECONDARY SCHOOL

Zhargalma Ts. Dondokova

PhD in Pedagogy, A/Professor

Buryat State University

6 Ranzhurova st., Ulan-Ude 670000, Russia

In the article we have presented the methods of teaching Buryat nouns on the basis of logically completed units. Lexicology and word formation are closely related to each other, so the first unit is "Lexical meaning of the noun and word-building", the second unit is "Grammatical categories and syntactic function of the Buryat noun in sentence". To consider the linguistic features of nouns in the Buryat language we have offered to use schematic educational material and the system of exercises.

The system of exercises in addition to exemplary, creative, refresher and generalized exercises should include graphic exercises, such as compiling of tables, chemes, and clusters on the studied topics. The exercises need to be relevant to the individual peculiarities of educational material perception by pupils. Finally, we have suggested working-out of exercises on the basis of oral folklore texts, which are of great educational value.

Keywords: methods of teaching, structural and logic chemes, the Buryat language, lexical and grammatical categories, a noun, the system of exercises.

References

1. Vygotskii L. S. Myshlenie i rech' [Thought and Speech]. Sobranie sochinenii — Collected Works. V. 2. Moscow, 1982.

2. Dondokova Zh. Ts. Lingvometodicheskie osnovy obucheniya imeni sushchestvitel'nomu buryatskogo yazyka. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Linguistic and Methodical Bases of Teaching Buryat Noun: Author's abstract of Cand. pedagogical sci. diss.]. Ulan-Ude, 2009. 24 p.

3. Ladyzhenskaya T. A., Zel'mova L. M. Prakticheskaya metodika russkogo yazyka v 5 klasse [Practical Methods of Russian Language Teaching in Grade 5]. Moscow, 1995.

4. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Politizdat Publ., 1977. 304 p.

5. L'vov M. R. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka [Methods of Russian Language Teaching]. Moscow, 1990.

6. Mikerova G. Zh. Lingvisticheskii aspekt obucheniya russkomu yazyku po tekhnologii ukrupnennykh didakticheskikh edinits (UDE) [The Linguistic Aspect of Teaching Russian According to the Technology of Integrated Didactic Units (IDU)]. St Petersburg: 2008. Available at: http://www.emissia.org/offline/2008/1228.htm

7. Osnovy obshcheipsikhologii [Fundamentals of General Psychology]. In 2 v. Moscow: Pedagogika Publ., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.