Научная статья на тему 'Особенности общения пожилых людей'

Особенности общения пожилых людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8253
728
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности общения пожилых людей»

Л.Г. Смородинова-Щетинина

Особенности общения пожилых людей

Общение в поздней взрослости по сравнению с другими возрастными периодами приобретает особую значимость. Наличие у человека выраженного социального интереса и включенность его в широкие социальные связи взаимосвязана не только с замедленными темпами старения, но и с физическим здоровьем.

Существует точка зрения, что к старости человек частично теряет способность к глубоким контактам и круг его общения обязательно сужается. Общение пожилых людей, с одной стороны, является продолжением основных тенденций общения молодости, с другой — определяется успешностью адаптации к старости, т. е. удовлетворенностью настоящим. Если в течение жизни человек выработал зрелые контакты с окружающими, то и в старости он будет сохранять возможность удовлетворения потребности в эмоциональных контактах. Те, кто не умел достигать близости в общении в молодости или входил с окружающими в частые конфликты, вероятнее всего, будут страдать от недостатка общения и в поздней взрослости.

В общении проявляет себя выраженная потребность сознавать свою значимость. Она может быть удовлетворена ощущениями того, что ты нужен семье, детям, внукам, возможностью служения другим людям своим профессиональным и жизненным опытом, а также сохранившимися способностями. Эта потребность в своем самом благородном варианте приобретает характер творческой потребности, потребности в самореализации.

В поздней взрослости многие люди сообщают о возросшей эмоциональной связи с братьями и сестрами. В тяжелые минуты они часто поселяются вместе, утешают и поддерживают друг друга, ухаживают друг за другом во время болезни. В общении они оживляют общие воспоминания о детстве и юности - это дарит им радость, утешает в периоды потерь. Однако часто эти отношения эмоционально нестабильны, и для них характерны те же проблемы, что и для общения пожилых супругов.

В силу обостренной чувствительности к проявлениям внимания и заботы в поздней взрослости может возрасти роль дружбы. Чувство покинутости, углубленное утратой многих социальных ролей, может быть компенсировано дружеским участием и вниманием. Повышенную болтливость стариков можно объяснить недостатком информационной нагрузки и социального общения. Последнее, однако, во многом удовлетворяется в дружбе. Дружеское общение подкреплено общностью интересов, социального положения, общей

64

обращенностью в прошлое и сходностью уровня общения, что не всегда удается добиться в контактах с членами семьи. Дружба в старости может явиться полноценным эмоциональным отношением, возникшим либо в прошлой совместной деятельности, либо в течение длительного совместного проживания и укрепленным общим стилем совладания с тяготами старости, общностью судеб, сходным культурным уровнем.

Имеются несколько установок по приспособлению к проблемам старости.

1. Конструктивная установка

Человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими, критичен в отношении самого себя, высокая самооценка, самодостаточность, полон юмора и терпимости в общении с другими. Он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, рассматривает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений. Жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.

2. Установка зависимости

Присуща индивидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других. Люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия. Семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов. Характерны нереалистичность, излишний оптимизм, непрактичность.

3. Защитная установка

Характерна для самодостаточных людей, обладающих «психологической броней», поглощенных профессиональной деятельностью. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах. Внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренние переживания. Они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усилением внешней деятельности.

4. Установка враждебности

Присуща «разгневанным старикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению - близким, друзьям, обществу в целом. Они не реалистичны в своем восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее.

5. Установка враждебности, направленная на самого себя

65

Характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях. Они не восстают против своей старости, напротив, пассивно воспринимают удары судьбы. Неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе. Смерть рассматривается ими как освобождение от страданий.

Многие психологические особенности поздней взрослости можно объяснить тем, что утрата активности у пожилых людей, в молодости четко следовавших родительским сценариям, является следствием того, что их родители не предусмотрели сценария для старости. Человек теперь волен сам выбирать себе сценарии, но не умеет этого делать, сохраняя установку на то, что самому выбирать опасно; поэтому прекращаются всякие формы активности, в том числе ведущие к общению.

В силу объективных факторов в период поздней взрослости увеличивается значимость внутрисемейных контактов. Происходят разрыхление связи между человеком и обществом из-за прекращения работы, ухода из жизни друзей и близких, ограничения физической активности. Если предыдущим жизненным рубежам

соответствовало постепенное расширение круга общения, то теперь, наоборот, наблюдается его сужение.

Именно внутрисемейное общение становится важным источником удовлетворения потребностей в безопасности, любви и принятии. Через семью многие удовлетворяют притязание на признание. Семья предоставляет человеку возможность проявления разнообразных чувств, помогает избежать эмоциональной монотонности, т. е. ситуации сенсорной депривации.

Однако распространенными становятся конфликты между поколениями. В тех семьях, в которых родители всегда были только в родительской позиции, никогда не позволяли себе выйти из нее, может произойти смена ролей: дети займут родительскую опекаю-ще-запретительную роль. Многие пожилые люди обращаются с просьбой помочь им избежать диктата выросших детей. А некоторые взрослые дети с удивлением узнают, что их родители вовсе не желают следовать их советам.

Таким образом, конфликтность в общении в поздней взрослости возрастает у тех людей, которые не были способны к зрелой интимности в предыдущие годы. У них же возможны дефицит общения, одиночество. У остальных проявляется тенденция углубления связи с окружающими, возникают чувство близости даже к незнакомым, стремление все больше оказывать помощь и поддержку.

Внуки и правнуки обычно являются одной из самых больших радостей этого возрастного периода. У многих бабушек и дедушек

66

возникают с ними близкие любящие отношения. В. Бенгстон предположил, что у дедушек и бабушек существуют четыре важные, пусть даже иногда чисто символические роли, имеющие различную мотивационную направленность:

• присутствие, которое обусловливает стремление бабушки и дедушки создать спокойную обстановку, особенно при наличии угрозы распада семьи или внешней катастрофы. Они хотят сохранить стабильность в семье, а иногда послужить сдерживающим фактором при разладе внутри нее;

• семейная «Национальная гвардия». Некоторыми бабушками и дедушками движет желание принимать активное участие в жизни семьи и заботе о подрастающем поколении. В этой ситуации пожилые люди выходят далеко за рамки простого присутствия;

• арбитры. Действия бабушек и дедушек направленные на сохранение семейных ценностей, поддержку нерушимости семьи, помощь сохранять связь между поколениями. Хотя у разных поколений бывают различные ценности, некоторые пожилые люди считают, что им легче уладить конфликты между взрослыми детьми и внуками, так как они имеют больше опыта и могут посмотреть на конфликт со стороны;

• сохранение семейной истории побуждает бабушек и дедушек к различным действиям, поддерживающим преемственность между поколениями и передающим внукам семейное наследие и традиции.

Наиболее оптимальным видом семьи в этом возрасте оказывается супружеская пара. При этом важным условием сохранения благоприятной эмоциональной атмосферы в семье является традиционное распределение домашних обязанностей.

В среднем пожилые супружеские пары сообщают о большей удовлетворенности браком и его гармонии после того, как их выросшие дети начинают жить отдельно. Однако первое время во взаимоотношениях между супругами могут возникать некоторые сложности. Это связано с тем, что наступило время, когда не отвлекают уже ни дети, ни работа, и людям необходимо заново учиться жить вдвоем, учитывая интересы друг друга и находя общие занятия.

Брак начинает в большей степени, чем раньше, определять круг общения супругов, направленность их деятельности, служить источником утешения, поддержки и душевной близости. Супруги чаще оказывают помощь друг другу. При этом в выигрыше находятся оба партнера, потому что оба приобретают любовь, поддержку, статус, получают деньги и информацию.

В преклонном возрасте люди не часто расходятся, понимая, насколько они нуждаются друг в друге. Основным мотивом поиска нового партнера в период поздней взрослости является желание

67

совместно, а не в одиночку, решать возникающие социальные и психологические проблемы. Вместе, оказывая друг другу помощь, легче преодолевать бытовые трудности, поддерживать социальные контакты, принимать финансовые решения, обеспечивать себя материально. В то же время многие (особенно женщины) так и предпочитают жить одни до конца жизни.

И.Н. Соколовская

Педагогический потенциал

учебно-исследовательской деятельности студентов вуза

В современной психолого-педагогическои литературе существует ряд исследований, посвящённых изучению проблем потенциала учебно-исследовательской деятельности студентов вуза (Н.С. Амелина, В.С. Безрукова, Е.Н. Воронова, М.А. Молчановская, Е.А. Никодимова, М.В. Таранова). В результате анализа источников, нами было установлено, что наиболее активный период внедрения учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) в практику педагогических институтов приходится на 70-80-е гг. XX века. Именно в это время на уровне Министерства просвещения РСФСР обсуждались вопросы о необходимости включения УИРС в учебные планы, соответственно в расписание занятий, как обязательной академической формы обучения для всех студентов, при условии, что они получают общий объём научных знаний, определённый учебными программами без превышения максимальной недельной нагрузки. В связи с этим, УИРС рассматривалась, с одной стороны, как эффективный метод обучения студентов, ставящий их перед необходимостью учиться творчески работать в школе. С другой -как своеобразная методика и лаборатория обучения будущего учителя азбуке основных творческих приёмов, умений и навыков, помогающая связать теоретические знания студентов с практической работой в школе.

Так, УИРС, представляющая собой неотъемлемую составную часть подготовки высококвалифицированных специалистов в области образования, в то время имела целью «привить им (студентам) навыки творческой, самостоятельной работы», тем самым «подготовить к научно-исследовательской деятельности».

Однако в современных условиях вузовской подготовки будущих педагогов произошло расширение понятия «учебноисследовательская работа» до объёма «учебно-исследовательская

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.