Научная статья на тему 'Особенности назначения специальных наказаний военнослужащим'

Особенности назначения специальных наказаний военнослужащим Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3967
498
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ НАКАЗАНИЙ / SENTENCING / RESTRICTIONS ON MILITARY SERVICE / SPECIAL TYPES OF PUNISHMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степашин Виктор Михайлович

Ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части являются одними из наиболее дискуссионных мер государственного принуждения. Рассматриваются некоторые спорные вопросы назначения и исполнения этих специальных видов наказания для военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the appointment of special military punishments

Restriction on military service and maintenance in disciplinary military unit is one of the most controversial measures of state coercion. The article discusses some of the controversial appointment and performance of these special types of punishment for the military.

Текст научной работы на тему «Особенности назначения специальных наказаний военнослужащим»

УДК 343

ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАКАЗАНИЙ

ВОЕННОСЛУЖАЩИМ

FEATURES OF THE APPOINTMENT OF SPECIAL MILITARY PUNISHMENTS

В.М. СТЕПАШИН (V.M. STEPASHIN)

Ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части являются одними из наиболее дискуссионных мер государственного принуждения. Рассматриваются некоторые спорные вопросы назначения и исполнения этих специальных видов наказания для военнослужащих.

Ключевые слова: назначение наказания, ограничение по военной службе, специальные виды наказаний.

Restriction on military service and maintenance in disciplinary military unit is one of the most controversial measures of state coercion. The article discusses some of the controversial appointment and performance of these special types of punishment for the military.

Key words: sentencing, restrictions on military service, special types of punishments.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (т. е. заключившими в письменной форме контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны России или иным ведомством, в котором предусмотрена военная служба [1]), Уголовным кодексом 1996 г. введено новое наказание □ ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ), которое предусмотрено во многих санкциях составов преступлений против военной службы (в 18 из 21 состава преступлений). На основании контракта о прохождении военной службы Министерство обороны Российской Федерации либо другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и гражданин принимают на себя взаимные обязательства и приобретают права, предусмотренные Федеральными законами СОб обороне С] СО воинской обязанности и военной службе С, СО статусе военнослужащих С, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

В соответствии с подпунктом Сап п. 3 ст. 51 Федерального закона СО воинской обязанности и военной службе С, военнослужа-

щий в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении него условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, имеет право на досрочное увольнение с военной службы [2].

Ограничение по военной службе широко использовалось в отношении офицерского состава в Вооруженных силах Советского Союза, хотя законодательно это не было урегулировано. Рассматриваемый вид наказания впервые был предусмотрен в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 2 июля 1991 г., не вступивших в силу в связи с распадом СССР.

Введение подобного наказания в УК РФ

1996 г. вызвало резкие возражения: Вооружённые силы □ не место исполнения наказания для тех, кто служит в них на профессиональной основе, а потому установление подобной меры государственного принуждения аномально для любой системы комплектования армии, тем более на контрактной основе [3]. Не случайно рассматриваемый вид наказания фактически не применяется на практике [4].

© Степашин В.М., 2011 170

При этом нарушения законов армейскими командирами достигли такого уровня, что впору говорить об эпидемии офицерской преступности в Вооруженных силах. В 2008 г. каждый третий генерал был привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. По сравнению с 2007 г. более чем на треть увеличилось количество преступлений среди командиров рангом ниже. Работников армейской юстиции особенно тревожит рост коррупции в офицерской среде. Из четырех с лишним тысяч преступлений они занимают почти половину [5]. По официальным данным Минобороны, в 2008 г. органы военной юстиции зафиксировали почти трехкратный рост коррупционной преступности. Число злоупотреблений должностными полномочиями только среди комиссаров и их помощников за год увеличилось в пять раз. К примеру, только в двух военных округах □ Приволжско-Уральском и Северо-Кавказском □ было зарегистрировано 423 нарушения закона [6]. За один лишь год коррупционные преступления нанесли ущерб свыше 2 млрд рублей. Осуждено более 400 офицеров, в том числе 300 □ старших, среди них □ 76 командиров воинских частей. К уголовной ответственности привлечено 20 генералов, 10 из них уже осуждены [7].

Всё большую необходимость потому приобретает увольнение судимых военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Даже условное осуждение к лишению свободы не препятствует заключению с осуждённым контракта и прохождению им военной службы. Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство,

помимо того, изобилует пробелами в части регламентации исполнения условного осуждения в отношении осуждённых военнослужащих [8].

Содержание данного вида наказания заключается в ограничении возможности продвижения по службе, а также в сокращении денежного довольствия осужденных военнослужащих. Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20 %. Определенный судом размер удержания из денежного довольствия

осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

Во время отбывания этого наказания (срок ограничения по военной службе составляет от трех месяцев до двух лет) осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а сам срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания, хотя включается в общую выслугу лет. Этот запрет не распространяется на правительственные награды и квалификационные категории, если последние предусмотрены для военнослужащих, проходящих военную

службу по контракту.

Таким образом, по своему карательному содержанию наказание в виде ограничения по военной службе содержит элементы таких наказаний, как исправительные работы и лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью в том смысле, что в течение срока отбывания наказания осуждённый военнослужащий не может быть повышен в должности и воинском звании [9]. Иные ограничения по военной службе (увольнение осуждённого военнослужащего со службы, понижение его в должности или военном звании, лишение тех или иных льгот и надбавок по военной службе и т. п.) не входят в содержание данного наказания и не могут применяться в связи с его исполнением [10].

Ограничение по военной службе не препятствует перемещениям осужденного, осуществляемым командованием в порядке служебной необходимости: служебным командировкам, назначениям на иные воинские должности и переводам к новому месту военной службы, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе установлен Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденными приказом Министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. № 302 [11].

В соответствии с приговором суда, командиром воинской части издается приказ, в котором объявляется, на каком основании и в

течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания, какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Кроме того, указывается, в каком размере должны производиться согласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного довольствия осужденного военнослужащего в период отбывания им ограничения по военной службе. Приказ командира воинской части об исполнении приговора доводится до осужденного, всего личного состава части, кадровых и финансовых органов. Сам по себе факт осуждения не является основанием для увольнения военнослужащего с военной службы либо понижения его в должности или воинском звании.

Осужденный военнослужащий может быть уволен с военной службы до истечения установленного приговором суда срока наказания по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. При этом командир воинской части направляет в вынесший приговор военный суд представление об основании увольнения военнослужащего и о замене оставшейся неотбытой части срока ограничения по военной службе более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания (ст. 148, ч. 2 ст. 174 УИК РФ). Отметим, что в уголовном законе подобное основание освобождения от отбывания наказания не предусмотрено вовсе. Уголовно-исполнительный же закон не упоминает, какими критериями должен руководствоваться суд, делая выбор между полным освобождением осуждённого от отбывания наказания и заменой неотбытой части наказания более мягкой мерой. Отсутствуют в законе и правила, которые бы обеспечивали соразмерность неотбытого и замещающего видов наказаний; нет указания и на то, каков максимальный срок (размер) нового наказания может быть установлен судом.

Нужно отметить, что нередко санкции статей Особенной части в случае применения их к военнослужащим трансформируются: в частности, ограничение по военной службе может быть назначено вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного

кодекса РФ. Равноценность подобной замены вызывает сомнения. Содержание и пределы применения указанных мер государственного принуждения существенно различаются. Пожалуй, единственной их общей чертой является обязательность производства удержаний в доход государства как из заработной платы осужденного к исправительным работам, так и из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20 %. При этом минимальный размер удержаний из денежного довольствия не установлен вовсе. В абсолютном же выражении фактический размер удержаний из денежного довольствия оказывается существенно выше, чем при исполнении исправительных работ. Помимо того, минимальный срок ограничения по военной службе составляет 3 месяца, в то время как исправительных работ □ 2 месяца.

Наконец, рассматриваемое законодательное решение фактически допускает выход за верхние пределы санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ с усилением наказания, поскольку перечень наказаний ст. 44 УК РФ признаёт ограничение по военной службе более суровым видом наказания, чем исправительные работы.

Скажем, военнослужащий, проходящий службу по контракту, осуждается за порчу земли или нарушение режима особо охраняемых природных объектов (ч. 1 ст. 254, ст. 262 УК РФ) к ограничению по военной службе. Такое наказание в санкциях упомянутых статей вообще не значится. К тому же оно более строгое, нежели самый тяжкий вид из предусмотренных в санкциях данных статей [12].

Обращает на себя внимание и другой правовой пробел: в законе не предусмотрены последствия злостного уклонения от отбывания этого наказания. Так, С.Ф. Милюков предлагает дополнить ст. 51 УК частью третьей □ о применении в подобных случаях правил ч. 3 ст. 50 [13]. Однако с таким предложением согласиться нельзя: во-первых, как упоминалось выше, содержание наказаний в виде исправительных работ и ограничения по военной службе не идентично; во-вторых, злостное уклонение от указанных видов наказания могут образовывать существенно отличающиеся друг от друга деяния.

Предусмотренные в УК РФ наказания за совершение воинских преступлений не отражают всего многообразия форм воздействия на военнослужащих, в частности проходящих службу по контракту. В качестве наиболее эффективного способа воздействия на таких лиц целесообразно более широкое использование штрафа. Сохранение же в уголовном законе специальных наказаний для военнослужащих, предполагающих возможность исполнения наказания при сохранении за осуждённым статуса военнослужащего, крайне негативно сказывается на авторитете Вооруженных сил Российской Федерации.

Наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части (штрафной части, военно-исправительной части, направления в дисциплинарный батальон) известно отечественному уголовному законодательству с 1919 г. Данный вид наказания относится к числу основных и назначается в случаях, прямо предусмотренных санкциями статей Особенной части УК РФ, устанавливающих ответственность за преступления против военной службы.

Кроме того, содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено и вместо лишения свободы на срок не свыше двух лет, если характер преступления и личность виновного позволяют это сделать. Замена лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части осуществляется судом с указанием об этом в приговоре.

Данная мера устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет, а в случаях замены им лишения свободы срок наказания определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается двум категориям военнослужащих:

□ проходящим военную службу по призыву,

□ проходящим службу по контракту на должностях рядовых и сержантов, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

По мнению В.В. Букреева и В.М. Хоми-ча, содержание в дисциплинарной воинской части может применяться и к несовершенно-

летним, а именно к курсантам младших курсов военно-учебных заведений, поскольку ст. 35 Федерального закона СО воинской обязанности и воинской службе □ [14] устанавливает, что граждане, не проходившие военную службу, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву [15]. С такой позицией согласиться трудно, поскольку ст. 88 УК РФ устанавливает исчерпывающий перечень наказаний, который исключает возможность назначения несовершеннолетним наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части [16].

Под военной службой, согласно ст. 35 Федерального Закона СО воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., понимается особый вид государственной службы граждан в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности. Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим.

Прохождение военной службы осуществляется по призыву или по контракту. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, является гражданин, призванный на военную службу на основании указа Президента РФ, изданного в соответствии с действующим законодательством РФ. Контракт о прохождении военной службы заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны РФ (министерством, государственным комитетом или ведомством, в которых предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента РФ СВопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 г. № 1237 [17]. Контракт о прохождении военной службы вправе заключить граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане женского пола в возрасте от 20 до

40 лет. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, признается гражданин, заключивший контракт о прохождении военной службы в установленной форме, если срок контракта не истек к моменту вынесения приговора суда.

Содержание осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части состоит в отбывании наказания (ст. 155 УИК РФ) в отдельных дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах. В соответствии с Положением о дисциплинарной воинской части, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 июня

1997 г. № 669 [18], дисциплинарные воинские части создаются и ликвидируются приказами Министерства обороны РФ по представлению командующих войсками военных округов (командующих флотами).

Организационная структура дисциплинарных воинских частей и их численность определяются Министерством обороны РФ. Общее руководство дисциплинарными воинскими частями возлагается на командующих войсками военных округов (командующих флотами).

Осужденные военнослужащие привлекаются только для несения внутренней службы в качестве дневальных по дисциплинарной роте и рабочих в столовой. Время отбывания наказания в дисциплинарной воинской части осужденным военнослужащим в общий срок военной службы не засчитывается. Однако командующему войсками военного округа (флотом) предоставляется право засчитывать время отбывания наказания в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы осужденным военнослужащим, соблюдающим требования воинских уставов и безупречно несущим службу, освобождаемым из дисциплинарной воинской части после истечения срока их призыва.

В период отбывания содержания в дисциплинарной воинской части все осужденные военнослужащие независимо от их воинского звания и ранее занимаемой должности находятся на положении солдат (матросов) и носят единые, установленные для данной дисциплинарной воинской части форму одежды и знаки различия. Отпуска, предусмотренные для военнослужащих, лицам,

осужденным к этому виду наказания, не предоставляются.

Постоянное развитие норм о наказании в виде содержания в дисциплинарной воинской части в течение более чем одного века приводит некоторых учёных к выводу об актуальности и о необходимости дальнейшего развития этого вида наказания [19]. Однако право рассматриваемого вида наказания на существование не раз подвергалось сомнениям.

От лишения свободы это наказание отличается не столько фактически, сколько юридически: осуждённый сохраняет статус военнослужащего, хотя с существенными ограничениями в правах [20]. СУ нас не такая большая армия, чтобы часть ее занималась несвойственными ей задачами □ охранять преступников С, □ заявил в 2006 г. министр обороны С. Иванов. Кроме того, в дисциплинарных батальонах СЛроисходят нарушения прав человека, а офицеры и прапорщики теряют профессиональные качестваС] Глава военного ведомства назвал дисциплинарные воинские части СанахронизмомС, от которого Спора отказаться С, и призвал Сустранить существующее противоречие в системе единой уголовной ответственности граждан стра-ныС [21].

Весной 2007 г. Министерство обороны заявило о намерении передать дисциплинарные части в ведение Федеральной службы исполнения наказаний [22].

Всего в Вооруженных силах действует пять отдельных дисциплинарных батальонов

□ два в Сибирском военном округе, в Чите и Новосибирске, по одному □ в Дальневосточном военном округе (Уссурийск), Московском военном округе (поселок Мулино) и Северо-Кавказском военном округе (поселок Замчалово). Они предназначены для военнослужащих, совершивших как воинские, так и общеуголовные преступления и приговоренных к лишению свободы на срок не более двух лет. Примерно 40 % штрафников находятся в дисбатах за самовольное оставление воинских частей, столько же □ за преступления, связанные с неуставными отношениями, остальные □ за общеуголовные преступления. В июне 2007 г. в Министерстве обороны сообщили, что до конца года дисбаты будут и вовсе расформированы [23].

Вопреки ранее заявленному военными решению, руководство Минобороны России признало преждевременной ликвидацию в российской армии отдельных дисциплинарных батальонов (дисбатов), их ликвидация начнется не раньше 2011 г. [24].

1. См., например: Положение о контракте прохождения военной службы. Утверждено Приказом ФСБ от 18 ноября 1999 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. □ 2000. □ № 1.

2. Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 9 СО некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих С // Бюллетень Верховного Суда РФ. □2000. □ № 4.

3. Хомич В. М. Наказания, не связанные с лишением свободы // Энциклопедия уголовного права. □ Т. 8. Уголовная ответственность и наказание. □ СПб., 2007. □ С. 372.

4. Уголовное право России: общая часть : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунеева, А. В. Наумова. □ М., 2004. □ С. 388.

5. Гаврилов Ю. Равнение на тест // Рос. газета. □ 2009. П10 июля.

6. Его же. Тень призывника // Рос. газета. □ 2009. □ 7 июля.

7. Ямшанов Б. Офицерский состав преступлений // Рос. газета. □2009. П11 февраля.

8. Подробнее см.: Мананников Д. Ю. О некоторых вопросах условного осуждения военнослужащих // Гражданин и право. □ 2009. □ № 10; Нужны ли армии осуждённые контрактники и офицеры? // Гражданин и право. □2009. □ № 9.

9. Хомич В. М. Указ. соч. □ С. 374, 378.

10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный) / отв. ред. Л. Л. Кругликов. □ С. 120; Малинин В. Б. Уголовно-исполнительное право : курс лекций. □ СПб., 2004. □ С. 200.

11. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. С1998. □ № 1.

12. Кругликов Л. Л. Общие начала назначения наказания // Энциклопедия уголовного права.

□ Т. 9. Назначение наказания. □ СПб., 2008. □ С. 206.

13. Милюков С. Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. □ СПб. : СПбИВЭСЭП, 2000. □ С. 188.

14. Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ СО воинской обязанности и воинской службеС, в военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать граждане, не проходившие военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет // Собрание законодательства Российской Федерации. □ 1998. □ № 13. □ Ст. 1475.

15. Хомич В. М., Букреев В. В. Наказания, не связанные с лишением свободы // Энциклопедия уголовного права. □ Т. 8. Уголовная ответственность и наказание. □ СПб., 2007. □ С. 497.

16. Иванов Н. Соучастие со специальным субъектом // Российская юстиция. □ 2001. □ № 3. □

С. 50.

17. Собрание законодательства Российской Федерации. С1999. □ № 38. □ Ст. 4534.

18. Собрание законодательства Российской Федерации. С1997. □ № 23. □ Ст. 2697.

19. Хомич В. М., Букреев В. В. Указ. соч. □ С. 493.

20. Федоров С. Направление в дисциплинарную воинскую часть и лишение свободы // Законность. □2005. □ № 2. □ С. 9С12.

21. Выжутович В. Правосудие без погон // Рос. газета. □2007. □ 16 марта.

22. Черняк И., Гаврилов Ю. Армия: от отбоя до подъема // Рос. газета. □2006. С14 марта.

23. Орлов П. Штрафбат больше не нужен // Рос. газета. □2007. □ 5 июня

24. Гаврилов Ю. Дисбаты предложено сохранить // Рос. газета. □ 2007. □ 23 октября; Куликов В. Гауптвахта европейского типа // Рос. газета. □ 2008. □ 14 марта; Гаврилов Ю. Дисбат-батяня // Рос. газета. □2009. □ 22 сентября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.