Научная статья на тему 'Особенности национального самосознания и русская национальная идея'

Особенности национального самосознания и русская национальная идея Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1289
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / ДУХОВНОСТЬ / РУССКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / РУССКАЯ ИСТОРИЯ / СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / TRADITIONAL FRAMEWORK / SPIRITUALITY / THE RUSSIAN IDENTITY / NATIONAL IDEA / NATIONAL CULTURE / NATIONAL IDENTITY / RUSSIAN HISTORY / A CREATIVE POSITION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соловьёв В. Ю., Васильев А. А.

В статье анализируется значение и роль традиционных духовных и хозяйственно-бытовых основ жизнедеятельности для российского общества. Прослеживается негативная роль денационализации в духовной жизни государства, особенно в отношении государствообразующего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of national identity and the Russian national idea

The article analyzes the importance and role of traditional spiritual and domestic foundations of life in Russian society. Observed a negative role in the spiritual life of the denationalization of the state, particularly with regard to the state-nation.

Текст научной работы на тему «Особенности национального самосознания и русская национальная идея»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 94 (47)

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ И РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

© В. Ю. СОЛОВЬЁВ, А. А. ВАСИЛЬЕВ Саратовский государственный социально-экономический университет, кафедра экономической и политической истории России e-mail:Soloviev66@mail.ru, Andrey-231@mail.ru

Соловьёв В. Ю., Васильев А. А. - Особенности национального самосознания и русская национальная идея // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 994-998. - В статье анализируется значение и роль традиционных духовных и хозяйственно-бытовых основ жизнедеятельности для российского общества. Прослеживается негативная роль денационализации в духовной жизни государства, особенно в отношении государствообразующего народа.

Ключевые слова: традиционные основы, духовность, русское самосознание, национальная идея, национальная культура, национальная индивидуальность, русская история, созидательная позиция.

Soloviev V. U., Vasiliev A. A. - Features of national identity and the Russian national idea // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 994-998. - The article analyzes the importance and role of traditional spiritual and domestic foundations of life in Russian society. Observed a negative role in the spiritual life of the denationalization of the state, particularly with regard to the state-nation.

Keywords: traditional framework, spirituality, the Russian identity, national idea, national culture, national identity, Russian history, a creative position.

На современном этапе истории, неравнодушные и мыслящие люди, придерживаются различных точек зрения на дальнейшие пути развития нашего Отечества. Поэтому выбор темы данного научного интереса исходил из хорошо известного исторического факта, что особенные для русских людей и большинства народов, населявших Российское государство, традиционные духовные и хозяйственно-бытовые основы жизнедеятельности выступали той призмой, через которую можно было разглядеть существенные черты общественного упадка и возможности для общественного возрождения.

В настоящее время происходящие изменения в социально-экономической и политической жизни России, во многом схожи с перестроечными процессами прошлых столетий; исторический опыт доказывает, что попытки заимствования, казалось бы, лучших образцов и методик развития не всегда приносят в России должный результат. И, наоборот, положительные образцы модернизации с учётом национальной специфики и традиционных культурных ценностей, хотя и известны специалистам, к сожалению, предаются забвению, и, в должной мере, практически, не используется современной властной элитой.

Ситуация осложняется тем, что в Российской истории, по-видимому, действуют особо жесткие тех-

нологии социальных перемен, деформирующих органику национальной культуры. Это связано с тем, что «прогресс» у нас всегда выступал делом государства, или другими словами «спускался» сверху. Поэтому при принятии политических решений, касающихся внутренних вопросов деятельности общества, необходимо учитывать особенности менталитета и уклада жизни народов, населяющих нашу страну. В условиях неумеренного усердия цивилизовать Россию, мыслящие люди страны должны помогать сводить к минимуму жесткие технологии социальных перемен. Поэтому тема, выносимая авторами на обсуждение, связана с проблемой, которая для нашей страны первостепенна, ибо ситуация, сложившаяся в нашем российском полиэтническом обществе должна волновать не только правительство, политические партии и конфессиональные институты, но и все братские народы страны.

Сегодня, на стыке эпох, мы отчетливо видим, как чуть ли не возведенная в ранг государственной политики денационализация пронизывает многие сферы духовной жизни государства, способствуя непрекра-щающемуся унижению самого большого по численности населения Российской Федерации - русского народа. В массовое сознание внедряется абсурдный комплекс национальной неполноценности, национальной вины и какой-то «неправильности» титуль-

ного этноса. Между тем еще великий русский историк С. М. Соловьёв писал: «Неприятное восхваление своей национальности... не может увлечь русских...» [20, С. 11]. Отнюдь не зараженный шовинизмом, но глубоко чтящий нетленную память родной истории великий

А. С. Пушкин призывал соотечественников «гордиться славою своих предков», справедливо упрекал тех, кто не желает «гордиться», в «постыдном малодушии» [6, С. 676; 2, С. 164 -165].

Господь сотворил народ русский, удивительный и прекрасный, одарил его многими поразительными качествами, дал возможность расплодиться и занять аж шестую часть мира [1, С. 226].

Однако, кому много дается, с того и спрашивается вдвойне: Господь требует от русских осуществить замысел Божий о себе - возродить неделимую умопостигаемую форму - замечательной красоты и высоты. Заметим, что созидание идеи, есть сотворчество Бога и народа, поскольку, дав людям свободу, Господь, разумеется, помогает, но все же реализации её ждет от свободной воли самого народа [15. С.11-12; 18, С. 14-22;

23, С. 230].

Вот и народу русскому поставлена задача не просто осознать свой мысленный прообраз, выделяющий основные и главные существенные черты этноса но и осуществить идеал, реализовать в истории умопостигаемый и вечный прообраз реальности. Божественный источник русского эйдоса был понят ещё нашими предками. Высший идеал русского Народа

- Святая Русь, исключает всякое национальное самолюбие. Для России всегда необходим акт национального самоотречения, духовного самоотречения, духовного освобождения России. Четко об этом сказал в работе «Русская идея» (1888) Владимир Соловьев: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [17, С. 26; 5, С. 17-18]. Как известно, эйдос Святой Руси является идеей православного царства, а само царское служение Христа является символическим в миссии русского народа. Пророческое служение Христа требует от истории воплощение свободного слова, свободной общественности; при этом В.С. Соловьёв говорил о том, что христианская Россия подражая самому Христу, должна подчинить власть государства, царственную власть сына, - авторитету Вселенской Церкви, священству Отца и отвести подобающее место общественной свободе, - пророческому действию Духа. Русская идея, исторический долг России, требует от нас признания непрерывной связи с вселенским семейством Христа и обращение всех наших национальных дарований, всей мощи нашего Отечества, на окончательное осуществление социальной Троицы. Где каждое из трёх главных органических единств

- Церковь, Государство и Общество - безусловно свободно и державно, но не в отъединении от двух других (поглощая и истребляя их), но в утверждении безусловной внутренней связи с ними. Восстановить на земле этот верный образ Божественной Троицы -вот в чём Русская идея [14, С. 126; 13, С. 19-20; 12, 17-18; 27, 23].

как известно человек входит в этот мир через национальную индивидуальность как национальный человек, а не какой-то отвлеченный; так как культурные ценности никогда не были и никогда не будут отвлеченно-человеческими, они являются конкретночеловеческими, или национальными, индивидуальнонародными и лишь в таком своем качестве восходят до общечеловечности.

Вот почему многих русских мыслителей так остро заботило сохранение национального начала как подлинно научной методологии познания, как надежного ключа к постижению культурно-ценностной, художественной истины и истины вообще. Примечательно, что сегодня мало кого волнует такая проблема как денационализация. Здесь мы имеем ввиду частичную или полную утрата национального самосознания личностью и обществом, будь то Россия или любая другая страна. культура, лишенная национального содержания, становится отвратительным бескультурьем. Духовность без питательного национального источника становится бездуховностью. Этот тезис подтверждают «реформаторские» эксперименты над нашим многострадальным народом и имеющиеся на сегодняшний день неутешительные результаты практически во всех сферах деятельности. Традиционные народные формы жизни, особенные черты русской ментальности и национального менталитета предаются насмешке и забвению, а на их место предлагаются пресловутые либеральные ценности [24, С. 34; 26, С. 121-122].

Русский философ И. А. Ильин предупреждал, что в мире есть народы, государства, правительства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди - враждебные России. Подобно тому, как есть «англофобы», «германофобы», так мир изобилует «русофобами», врагами национальной России, обещающими себе от её крушения, унижения и ослабления всяческий успех [7, С. 308].

Митрополит Иоанн считал, что решающее влияние на становление русоненавистнических убеждений «исторической науки» оказали свидетельства иностранцев, которые с позиций, якобы, либерального «западного мира», осуждали традиции, нравы и обычаи русского общественного устройства и жизнедеятельности. Начиная с Н. М. Карамзина, русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию «заграничные гости»; и «творческое наследие» таких, авантюристов как Штаден и Пассек, долгое время воспринималось в качестве свидетельства о жизни и нравах русского народа [16, С.9, 26, 45-51].

То, что известно историкам о идеологии либерализма вообще, и о западном либерализме, в частности, это только одна сторона правды, так как это течение коварно обманчиво и на самом деле является одним из инструментов, подрывающих государственные устои, национальные традиции, духовность и культурные ценности [4, С. 149; 15 С. 47; 10, С. 25; 19, 19, С. 23; 3, 128-131].

Касаясь европейской, мировой и Отечественной истории, один из выдающихся русских-советских

мыслителей В. Кожинов отмечал, что либерализм как идеология всегда широко использовался мировой «за-кулисой» в агитационно-пропагандистских целях при подготовке самых кровавых мероприятий истории [11, С. 279].

По мнению авторов, данная цепь проблем русского народа у нас в стране и за её рубежами, связанная с русской культурой, русским языком, национальным самоощущением, местом русских в государстве, пренебрежением к русской истории, её фальсификацией, очернением, игнорированием созидательной позиции русской провинции, отчуждением от русского народа политического и чиновничьего аппарата стал приобретать обостренный, жесткий характер.

Санкт-петербургский писатель Д. Каралис (кстати, один из руководителей "либерального" союза писателей) с возмущением требует отдать должное русским (сам он открыто заявляет, что в нём течёт литовская, греческая, польская, молдавская и другие крови). По его мнению,все знают, что русский этнос слили в российский, фактически лишили его национальности, а за этим следует неуверенность в своих жизненных силах [12, С. 17-19, 24]. Кстати, нынешняя Россия занимает 73-е место в мире по ощущению счастья своими жителями. Мы на одном уровне с ЮАР и Ливаном, где постоянно ведутся боевые действия. При этом страдает у нас каждый пятый. Общество, где большинство населения несчастно, - продолжает Д. Каралис, обделено вниманием власти. Последний раз к русскому народу она (власть) обратилась с похвалами в 1945 году. «Действительно, какие беды, несчастья испытал он до войны и во время войны, какие жертвы принёс народ. Но это была его страна, его отчизна, и он был благодарен за доброе слово и снова впрягся в возрождение Отечества» [14, С. 77].

Исходя из выше изложенного, можно прийти к промежуточному выводу, что современному, или, как теперь модно выражаться, на западный манер, гражданскому обществу необходима некая форма постижения в мысли явлений объективной реальности. А для объективного, конкретного и всестороннего знания действительности, включающего в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания мира и практического преобразования необходимо многоуровневое, чётко структурированное, с серьёзно продуманной базой методических разработок и преемственности обучающих программ образование, всегда отличавшее наше Отечество от других стран [22, С. 7-8].

Именно сейчас, как и в самые сложные периоды жизнедеятельности нашего народа, надо вспомнить о великом религиозном смысле русской истории. Применяя исторические законы к современности, истинно образованный человек начинает понимать главный ее урок: история учит предвидеть будущее. Поэтому, возрождение образования и конкретно истории — это путь к спасению нашего многострадального этноса, духовной и соборной личности. Через призму истории можно увидеть в России совершенно особый метафизический смысл и именно через историческое знание стремиться найти законы её дальнейшего развития.

Поэтому историческому сообществу надо стараться восстановить цельную связь Русской идеи с историческим процессом, открыть смысловое значение русской истории.

В поисках ключа к пониманию современных событий русской истории, зачастую приходится заново пересматривать давно минувшие эпохи и искать в них корни не только настоящего, но и будущего. Нужно отметить,что мы, историки, сами повинны в том, что наш интереснейший предмет перестаёт волновать и интересовать молодёжь. Необходимо освежать и даже менять методики преподавания и изучения истории как в средних учебных заведениях, так и в вузах (особенно непрофильных), делать их наиболее приближенными к сегодняшнему изменившемуся миру. И вот именно здесь мы должны помнить о русской идее, о национальном начале и о братстве народов населявших Восточно-Европейскую равнину.

Русская идея не может, конечно, быть воспринята чисто историческим мышлением, где соблюдается причинная связь событий. Только метафизик может оценить правильность этой идеи. Особенно если вести речь о истории национального вопроса в России, где он всегда был вопросом не о существовании, а о достойном существовании. С гордостью отмечаем, что позитивная история такой чисто моральный критерий, как достойное существование, более как в России нигде не встречает.

Россия - уникальная страна, так как народные традиции у нас всегда закрепляли то, что было достигнуто в общественной жизни, они являлись мощными социальными средствами стабилизации общественных отношений. На современном этапе развития общества, воспроизводство этих отношений необходимо для духовно-нравственной и физической жизни новых поколений. Поэтому в деле восстановления традиций и подлинной перестройки русского мира, необходимо постоянное опережающее развитие культурных ценностей, которое создавало бы все более адекватные предпосылки для возможных организационных изменений, для реального прогресса и реальной модернизации. А для этого России необходимы стабильность и порядок, причём, не только как самоценностные начала, но и как условия её успешного эволюционного развития. Необходимо помнить, что новации, привносимые в общество не должны разрушать мировоззренческое ядро народной культуры. Сутью русского мировоззрения всегда были принципиальная космоцен-тричность, стремление любой порядок вещей и любое техническое нововведение приводить в соответствие с моделью идеального равновесия Вселенной.

По мнению авторов, уже сейчас в российском обществе обнаружилась дополнительная необходимость изучить судьбоносные этапы, на пути строительства нашего Отечества и такие институты жизнедеятельности и жизнетворчества, которые полностью определяли мироощущение и бытие наших предков. Особенно важным, в этой связи, становится мониторинг роли крестьянской общины как социально-хозяйственного организма так и, одновременно, культурно-

нравственной хранительницы традиционных ценностей, а так же, государственной идеологии. Общинное крестьянство оставило в наследие грядущим поколениям многовековой и альтернативный опыт органического преобразования сельского уклада: выработки механизма общественной защиты, взаимодействия с окружающей природой, совершенствования форм землепользования и техники землевладения, построения хозяйственно-бытовых, социально-культурных, семейных, церковно-нравственных отношений; традицию бесконфликтного межнационального общения. В пореформенное время, крестьянская община предстала с функциями, далеко выходящими за поземельнохозяйственные отношения, которые, как известно, фиксировались в российском законодательстве, одной из особенностей которого, как свидетельствуют источники, была невозможность полной регламентации жизнедеятельности и жизнеобеспеченности крестьянства. Общие законодательные нормы об общине долгое время не могли вписаться в уклад народного бытия и, соответственно, не работали. Напротив, особые условия существования сельских обществ способствовали как живучести неписаной совокупности правовых норм, так и тому, что крестьянский мир сам выступал саморегулируемым социальным организмом. При этом своеобразным адептором крестьянства в условиях процесса эмансипации русской деревни, и, одновременно, обогатителем гражданского законодательства народным опытом, являлось неписаное обычное право. В общине, а не гражданским законодательством, создавался сложный механизм социальной защиты крестьянства. Можно утверждать, что именно традиционные обычаи поддерживали крестьянскую веру в общину. Веками совершенствуясь, народноправовой кодекс отражал эволюцию крестьянского общественного сознания, являясь транслятором духовных ценностей. Народная правотворческая деятельность традиционного крестьянского мира регулировала не только повседневный уклад в деревне, но и включала крестьянство в общественные связи. Изучая это наследие и принимая во внимание всю остроту и противоречивость дискуссий вокруг общины в прошлом, необходимо руководствоваться объективной выборкой информации, исходящей из особенного подбора и анализа источников. Необходимо соотнести теоретические изыскания о нарративе и исторической традиции, народной памяти с политизированными установками и жизненной действительностью пореформенной России. Подобное широкое установочное определение необходимо для конструирования объективной исторической реальности. Достижение идеала исторического синтеза зависит не только от уровня развития производительных сил и направленности хозяйственно-производственных отношений, продуктивной деятельности в обществе, определенных климатических условий региона, но и от всей совокупности представлений и ценностей (картины мира), свойственной народной культуре, от народно-культурных «кодов». Более того, через призму истории идей можно лучше понять значимые ценности в бессознатель-

ных установках общества. С учётом данной специфики в научном поиске необходимо руководствоваться более разносторонний подход к оценке своеобразия русского народа, российского крестьянства и общины, пересмотреть многие политизированные клише о роли и месте крестьянской общины в истории России. От этого знания, по-новому реконструируется единая историческая взаимосвязь, заново откроется полифо-ничная картина прошлого.

Русская идея в общем виде - это путь движения страны, способ ее существования в настоящем и будущем, это и далекая цель ее развития. Поэтому, для успешного созидательного действия и необходимо постоянное опережающее развитие культуры, ценностей, которое создавало бы все более адекватные предпосылки для возможных организационных изменений, для реального прогресса общества. лишь последовательное изменение социально-экономических условий, достигающие положительных результатов, отражаясь в сознании субъектов общественных отношений, изменяют его, создавая тем самым субъективные предпосылки для последующих изменений. Реорганизация и строительство, модернизация и реформы требуют не только научного экономического и политического, но в не меньшей степени и духовно-нравственного, культурного и социально-психологического обеспечения. Необходимо на государственном уровне разрабатывать концепцию духовного и культурного возрождения и развития нового российского общества с учетом как общечеловеческих фундаментальных ценностей, так и российской исторической специфики и национального менталитета.

А пока русская идея вновь волнует умы россиян. Споры о национальной идее будут злободневными до тех пор, пока наше Отечество не обретет тот путь, который поддержит большинство его граждан и который объединит их. Общенациональная объединительная идея такой страны, как Россия, несомненно, имеет и всемирно-историческое значение. Ее смысл и способы реализации не могут быть безразличными для мирового сообщества.

Благодарности. Статья подготовлена в рамках проекта 2012.1.2-и «Роль и значение этноконфессио-нального фактора в развитии Саратовской области» внутривузовского гранта СГСЭУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 8.

2. Варнеке Б. В. Пушкин и его современники: Материалы и исследования. Л.: Издательство АН СССР, 1930.

В. 38/39.

3. Васильев А. А., Соловьев В.Ю. Традиционные устои жизнедеятельности русского крестьянства: аграрная эволюция и модернизация.

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.

5. Величко В. Л. Владимир Соловьёв. Жизнь и творения. Изд. 2. СПб., 1904.

6. Записи П. И. Бартенева, цит. по: Последний год жизни Пушкина. М., 1988.

7. Ильин И. А. О грядущей России. Избранные статьи // М.: Воениздат, 1993.

8. Каралис Д. В поисках утраченных предков. М., 2011.

9. Каралис Д. Монологи простодушного // Октябрь. 2005. № 6.

10. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

11. Кожинов В. В. Русская правда. Пятый пункт. Межнациональные противоречия в России. М., 2005.

12. Менделеев Д. И. К познанию России. СПб., 1906.

13. Минх А. Н. Народные обычаи, обряды, суеверия и предрассудки крестьян Саратовской губернии // Русское географическое общество. Записки по отделению этнографии. Спб., 1890. Т. 19. Вып. 2.

14. Симонов В. Экономические проблемы в Новом Завете // Вопросы экономики. 1993. № 8.

15. Снычёв И. Самодержавие Духа. Очерки русского самосознания. Труды Митрополита Иоанна. Спб., 1997.

16. Снычёв И. Тайны беззакония // Пастырь добрый. Труды Митрополита Иоанна. Спб., 1996.

17. Соловьев В. С. Оправдание добра. М., 1990;

18. Соловьев В. Ю. Религиозные представления российского крестьянства в общественной и трудовой жизни крестьянской общины // Власть. М., 2003. № 3.

19. Соловьев В. Ю. Традиционные основы и новые формы жизнедеятельности русских крестьян в пореформенный период 1861-1900 гг. (на материалах Поволжья). Саратов, СГСЭУ. 2007.

20. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 2001. Т. 7.

21. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. Спб.,1992. С. 54.

22. Уваров С. С. О преподавании истории относительно к народному просвещению. СПб., 1813.

23. Хомяков А. С. Полн. собр. соч. М., 1861. Т. I.

24. Шаповалов В. О. категориях культурно-исторического процесса в России // Свободная мысль. 1993. № 6.

25. Шарапов С. Ф. Государственная роспись и народное хозяйство. М., 1908.

26. Шевырёв С. П. Взгляд русского... // Москвитянин. М., 1841. № 1.

27. Louis J. Shein, «V.S. Solov’ev’s Epistemology: A Reexamination» // Canadian Slavic Studies. Spring 1970, vol. 4. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.