Научная статья на тему 'Особенности наступления гражданско-правовой ответственности вследствие нарушения договора'

Особенности наступления гражданско-правовой ответственности вследствие нарушения договора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1240
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности наступления гражданско-правовой ответственности вследствие нарушения договора»

11. Расследовать аварии, групповые несчастные случаи, несчастные случаи со смертельным исходом.

12. Готовить предложения по совершенствованию работы в области охраны труда и направлять их для рассмотрения руководству МВД России.

Между тем многие подразделения и учреждения внутренних войск МВД России на сегодняшний день не имеют в своей организационно-штатной структуре должностей специалистов по охране труда, а нормативные правовые акты органов военного управления не содержат конкретных требований по организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведению аттестации рабочих мест, сертификации работ по охране труда в военных организациях. Соответственно, можно сделать вывод о том, что решение вопросов охраны труда гражданского персонала во внутренних войсках пока еще не стало приоритетным направлением деятельности по обеспечению безопасных условий работы своим сотрудникам.

По мнению автора, следует конкретизировать требования трудового законодательства в ведомственных нормативных правовых актах, провести комплекс проверочных мероприятий в учреждениях и структурах внутренних войск МВД России и ввести в них должности специалистов по охране труда с целью обеспечения выполнения требований действующего законодательства Российской Федерации.

Р. Н. Яхонтов, О. С. Яхонтова

Особенности наступления гражданско-правовой ответственности вследствие нарушения договора

Юридическая ответственность устанавливает последствия ненадлежащего (неправомерного) поведения, нарушающего права и интересы других лиц. Следовательно, ее применение становится одним из способов защиты нарушенных прав и интересов. Важнейшая особенность этого способа состоит в возможности применения мер ответственности с помощью государственного, в том числе судебного, принуждения, т. е. с помощью публичной власти (уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц).

Юридическая ответственность представляет собой одну из форм государственно-принудительного воздействия на нарушителей норм права, заключающуюся в применении к ним предусмот-

253

ренных законом санкций - мер ответственности, влекущих для них дополнительные неблагоприятные последствия1.

Таким образом, юридическая ответственность характеризуется двумя моментами. Во-первых, она всегда является следствием правонарушения, функция которого состоит в предотвращении правонарушения в будущем. Ответственность за имущественные правонарушения в Гражданском праве подразделяется на договорную и внедоговорную. Основанием наступления договорной ответственности служит нарушение договора, т. е. соглашения самих сторон (контрагентов). Поэтому такая ответственность может устанавливаться и за правонарушения, прямо не обеспеченные санкциями в действующем законодательстве, а в ряде случаев увеличиваться или уменьшаться по соглашению участников договора в сравнении с размером, предусмотренным законом.

В юридической литературе основанием гражданско-правовой ответственности традиционно признается правонарушение. При этом под гражданским правонарушением принято понимать противоречащие закону действие или бездействие, иногда объединяемые одним термином «противоправное поведение».

Противоправность поведения, т. е. нарушение соответствующими действиями или бездействием норм права, рассматривается как абсолютно необходимый признак всякого нарушения, влекущего гражданско-правовую ответственность.

Применительно к договорной ответственности вряд ли целесообразно сосредотачивать внимание на противоправности поведения нарушителя как обязательном признаке нарушения, влекущего применение гражданско-правовой ответственности. Такой подход ориентирует суды на поиск всякий раз конкретной нормы права, которой не соответствует поведение нарушителя. Достаточно сказать, что любое неисполнение или ненадлежащее исполнение договора является a priori нарушением норм права. Это вытекает из положения, содержащегося в ст. 309 ГК РФ2, согласно которому обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Кроме того, ориентир на обязательное установление противоправности поведения должника, нарушившего договорное обязательство, способен сбить с толку в ситуациях, когда должником

1 Грибанов В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей. М., 1973.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собр. законодательства РФ, 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

254

нарушено условие договора, никак не регулируемое ни диспозитивной нормой, ни обычаем делового оборота, ни обычно предъявляемыми требованиями. Как известно, стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ). Стороны также вправе урегулировать свои отношения исключительно условиями договора (если только они не предопределены императивными нормами), при исполнении которого они не будут руководствоваться никакими нормами права или обычаями делового оборота, а только согласованными условиями договора. При нарушении таких условий договора поиск конкретных правовых норм, которым противоречит поведение должника, не исполнившего соответствующую обязанность по договору, будет выглядеть намеренно искусственным и излишним.

Представляется, однако, что условие противоправности относится не к действиям (бездействию) должника, а к самому нарушению субъективных гражданских прав. На самом деле и кредитору, и суду, рассматривающему его требование о применении к должнику ответственности за нарушение обязательства, совершенно безразлично, какие действия или бездействие должника послужили причиной неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Да и закон, как правило, не связывает наступление ответственности за нарушение обязательства с тем, какие действия или бездействие должника повлекли это нарушение: отсутствие контроля со стороны должника за исполнением договора; нерадивость или некомпетентность его работников, допустивших недостатки при осуществлении строительных работ, недостаточно активная работа должника с его смежниками, недопоставившими необходимое сырье, материалы или комплектующие изделия, и т. п. Закон, по общему правилу, интересует сам факт нарушения обязательства, а не то, результатом каких действий должника явилось это нарушение.

Исключение составляют, пожалуй, лишь случаи нарушения обязательства в силу невозможности его исполнения, а также ситуации, когда законодатель ставит наступление ответственности в зависимость от наличия вины нарушителя. Однако и в этом случае оценка действий (бездействия) должника будет иметь правовое значение лишь при представлении последним доказательств, подтверждающих наличие установленных законом оснований освобождения от ответственности за нарушение обязательства, к примеру форсмажорных обстоятельств. Ведь в соответствии со ст. 416 ГК обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. Если же должник отвечает лишь при наличии вины, он должен доказать, что его действия соответствовали той степени заботливости и

255

осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, и ими были исчерпаны все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 401 ГК РФ).

Если же не брать во внимание отмеченные исключения из общего правила, то следует признать, что должник отвечает за противоправное нарушение субъективных гражданских прав (применительно к обязательствам - за их неисполнение или ненадлежащее исполнение), а не за гипотетические противоправные действия (бездействия), являющиеся причиной такого нарушения. Должник может быть освобожден от ответственности, если докажет, что само нарушение субъективных гражданских прав (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства) не носит противоправного характера в силу невозможности исполнения обязательства, которая возникла по обстоятельствам, за которые должник не отвечает, невиновного причинения вреда и т. д.

Таким образом, противоправность допущенного нарушения субъективного гражданского права (неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательства) относится к числу необходимых условий гражданско-правовой ответственности.

Необходимым либо факультативным условием гражданскоправовой ответственности можно признать также наличие негативных последствий в имущественной сфере лица, чьи права нарушены. Если речь идет о применении такой формы ответственности, как возмещение убытков, указанное условие носит обязательный характер, поскольку сам факт причинения убытков подлежит доказыванию лицом, чьи субъективные права нарушены. Непредставление доказательств, подтверждающих наличие убытков (вреда), вызванных нарушением субъективного гражданского права, является безусловным основанием к отказу в удовлетворении требования о возмещении убытков.

О. С. Яхонтова, Р. Н. Яхонтов

Гражданско-правовая ответственность по договору пожертвования: проблемы и особенности

В широком понимании слово «пожертвование» означает добровольную безвозмездную передачу кому-нибудь чего-нибудь, что не вполне совпадает с точным значением этого термина. То, что в быту часто называют пожертвованием, представляет собой дарение, в то время как пожертвование в юридическом смысле является особой разновидностью дарения (п. 1 ст. 582 ГК). Квалификация пожертво-

256

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.