низовал информационный тур по алтайской части маршрута, для представителей турбизнеса Алтайского края и Новосибирской области, органов краевой и муниципальной власти, казачества Алтайского края, СМИ. Проведенная работа позволила заинтересовать местное, казачье население в создании гостевых домов и программ обслуживания. В настоящее время экскурсионные и туристские предприятия приступили к организации первых туров по маршруту «Казачья подкова Алтая». 14 октября
Библиографический список
2012 г. в рамках популяризации маршрута был проведен «Покровский фестиваль», участники которого ознакомились с традициями сибирского казачества на территории Быстроистокс-кого района Алтайского края.
Туристский маршрут «Казачья подкова Алтая» становится брендовым туром межрегионального и трансграничного значения, а историко-культурный туризм одним из факторов возрождения казачества и сельских поселений Алтая.
1. Исаев, В.В. Казачество Бийской линии в революции и Гражданской войне: монография. - Барнаул, 2004.
2. Потанин, Г.Н. Полгода в Алтае // Русское слово. - СПб. - 1959. - № 9.
3. Липинская, В.А. Русское население Алтайского края. - М., 1987.
4. Бондарева, Н.И. Проснулась да станица: культурно-бытовые традиции чарышского казачества. - Барнаул, 2006.
5. Дунец, А.Н. Туристско-рекреационные комплексы горного региона: монография. - Барнаул, 2011.
Bibliography
1. Isaev, V.V. Kazachestvo Biyjskoyj linii v revolyucii i Grazhdanskoyj voyjne: monografiya. - Barnaul, 2004.
2. Potanin, G.N. Polgoda v Altae // Russkoe slovo. - SPb. - 1959. - № 9.
3. Lipinskaya, V.A. Russkoe naselenie Altayjskogo kraya. - M., 1987.
4. Bondareva, N.I. Prosnulasj da stanica: kuljturno-bihtovihe tradicii charihshskogo kazachestva. - Barnaul, 2006.
5. Dunec, A.N. Turistsko-rekreacionnihe kompleksih gornogo regiona: monografiya. - Barnaul, 2011.
Статья поступила в редакцию 17.06.14
УДК 008:316.34/.35; 316.7
Рodcherednichenko N.A. FEATURES OF THE MUSIC OF FOLK ART OF THE ARKHANGELSK REGION.
Uniqueness is a distinctive feature of the culture of the Arkhangelsk Region. A territorial isolation contributed to the fact that in this region, like nowhere else, ancient domestic and cultural traditions of people remain almost untouched. This article examines the features of musical and performing, vocal, intonation, symbolic and musical traditions of the Arkhangelsk Region.
Key words: Arkhangelsk Region, musical culture, musical arts, traditional folklore genres, song folklore.
Н.А. Подчередниченко, старший методист каф. теории и методики предмета Архангельского областного института открытого образования, аспирант каф. культурологии и религиоведения института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета, г. Архангельск, E-mail: PNA966@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Отличительной особенностью культуры Архангельской областиявляется ее уникальность. Обособленность территории края от центра России способствовала тому, что здесь сохранялись до недавнего времени почти в неизменном виде древние бытовые и культурные традиции народа. В данной статье рассматриваются особенности музыкально-исполнительских, вокально-интонационных, символических музыкальных традиций Архангельской области.
Ключевые слова: Архангельская область, музыкальная культура, музыкальное творчество, традиционные фольклорные жанры, песенный фольклор.
Архангельская область представляет собой уникальный фольклорно-этнографический регион, привлекавший к себе внимание собирателей и исследователей народного музыкального фольклора, начиная с XIX века. В XIX - начале XX веков здесь были сделаны крупнейшие музыкально-фольклорные открытия. Феномен музыкального народного творчества Архангельской области является объектом научного поиска различных исследователей. Целью данной работы является анализ особенностей музыкального народного творчества Архангельской области. Теоретическая и научно-практическая значимость работы определяется комплексным интегративным подходом к анализу проблемы, построенному на обобщении культурологических, этнографических материалов. Автором осуществлена попытка всестороннего рассмотрения особенностей музыкально-исполнительских, вокально-интонационных, символических музыкальных традиций Архангельской области. Практическими материалами исследования выступили этнографические материалы Лешуконского, Шенкурского, Пинежского, Устьянского, Коношского, Верхнетоемского районов, так в этих районах и в наши дни сохраняются и поддерживаются народные песенные традиции, характерные для Архангельской области.
Архангельская область всегда выделялась своими песенными фольклорными традициями на фоне народных певческих
традиций России. Одной из определяющих черт архангельской народной песенной культуры является то, что на территории бывшей Архангельской губернии, бытовала и бытует традиция женского хорового исполнительства, в то время как по всей России мужские и женские голоса в народном хоровом исполнительстве звучат равноправно. В Архангельской области мужчины принимали участие в народных игрищах, праздниках, но во время исполнения песен были лишь участниками хороводов, игр, плясок под песни. До сегодняшнего дня традиционное народное песенное исполнительство в Архангельской области - удел женщин. Во время пения исполнительницы достаточно сдержаны в проявлении эмоций, лаконичны даже в плясках - никогда не поднимают высоко руки, ограничиваясь движением кистей. Самое яркое проявление эмоциональности - внутреннее душевное волнение, игра глазами, полуулыбка. Даже во время исполнения драматических песен скорбь передается не плаксиво сморщенным лицом, а внутренним состоянием души [1]. М.С. Бог-данков отмечает следующие исполнительские особенности женщин Архангельской области: «... они почти всегда настроены поэтически-грустно... Нет нет да и заплачет женщина, часто «сти-хотворничая», то есть выговаривая нараспев импровизированные стихи, которые содержат причину ее грусти» [2, с. 41].
Самобытность песенного фольклора Архангельской области проявляется в своеобразных законах песнопения, в особой эстетике народного хорового многоголосия. Женские голоса делятся на высокие и низкие. В среднем регистре практически поют все. Часто вся хоровая партитура основана на параллельном движении терциями и октавами. Плотный, насыщенный унисон, когда все исполнители поют мелодию песни, тоже является элементом многоголосия. В многоголосии никогда не бывает четко выраженных хоровых партий, например, нет нижнего голоса, определяющего гармоническую основу партитуры. Все голоса в песне движутся плавно, без резких скачков вверх или вниз, часто переплетаются между собою, и в разное время в песне любой голос может быть и самым высоким, и самым низким. Голоса как бы «вьются» друг около друга. Такой прием называется линеарным голосоведением, которое и составляет основу хоровой народной полифонии Архангельской области. Секундо-вые звукосочетания - это характерные, традиционные гармонические созвучия между голосами в местном народном пении.
Обращает на себя внимание следующий факт, что в традиционном фольклорном хоре каждая исполнительница имеет полное право петь свою мелодию. Часто бывает так: сколько участниц в хоре, столько и вариантов песни звучит одновременно. На протяжении всей песни возникают сложные, многоголосные сочетания. Отметим, что подобными приемами пользуются только во время исполнения лирических и протяжных песен. Частые песни, как правило, исполняются либо в унисон, либо в терцию с эпизодическими октавными удвоениями.
Существует ряд вокально-хоровых исполнительных приемов, характерных для территории Архангельской области. Отличительная особенность народного хорового исполнительства - мягкий, некрикливый звук. Это обусловлено тем, что в Архангельской области по климатическим условиям женщины много пели в помещении. Отсюда пение местных женщин так и называют - избяное.
Особую привлекательность песенному фольклору Архангельской области придают музыкальные лады. В лирических и хороводных песнях классические лады звучат вперемежку с народными. На примере песни Лешуконского района «Весной девушки гуляли» можно наблюдать широко распространенный для Архангельской области прием, когда одна песня звучит в одноименном мажоре-миноре. В песне Пинежского района «Ой, хожу я по травке» наблюдаем звучание в натуральном ладу с эпизодическими вкраплениями повышенной IV ступени в натуральном миноре или низкой II ступени в натуральном мажо-рена примере песни Виноградовского района «Из-за лесу темного», низкой VI ступени и даже низких VI и VII ступеней в натуральном мажоре - «Не спрошёл бы то я» (Виноградовский район). В народных песнях Архангельской области не используется гармонический и мелодический минор - только натуральный.
Характерными исполнительскими приемами можно назвать хоровое восходящее глиссандирование внутри песни (Шенкурский район) и ниспадающее - в окончании музыкальных фраз (Пинежский, Устьянский районы).
Сложился народный стереотип музыкальных окончаний куплетов в песнях: в игровых и хороводных песнях - это плавное поступенное движение к тонике, в торжественных величальных песнях - ниспадающий квартовый с четвертой ступени к пер-войили восходящий квартовый скачок пятая - первая ступень, например, в песнях «Полно милой сокрушаться» Шенкурского района, «Соколы, соколы» Лешуконского района, «По мёду, мёду» Пинежского района; характерные интервалы VII натуральной ступени с разрешением в тонику - «Не последний-то годочек я у батюшки живу» Коношского района.
В Архангельской области до наших дней сохранен огромный пласт разножанрового северного фольклора - лирические, игровые, хороводные песни, исторические и рекрутские песни, былины, старины, новины. Востребован и любим среди местных жителей жанр частушки.
В данной работе на примере частушек Верхнетоемкого района Архангельской области представляется возможным рассмотреть значение фольклорных образов, встречающихся в северных частушках.
В фольклорном частушечном репертуаре Архангельской области изображения русской природы, пейзажные зарисовки занимают важное место и являются одним из самых распространенных приемов отображения внутреннего мира жителей Архангельской области. Мир растений, по мнению Н.В. Осколко-
вой, в архангельских частушках представлен богаче, чем мир животных. Это, как мы полагаем, связано с природно-климатическими особенностями региона. В группе растительных образов наиболее часто встречаются лес, сосна, ель, верес, черемуха, береза, рябина, калина, ива, сирень; ягоды (смородина, серебрянка - ягодка, малина и т.п.), цветы (маки, васильки т.п.), и травы: Пойду выйду на угор, / Буду с лесом говорить: «Скажите, елочки зеленые, / Кого любить?»; Скоро ягоды поспеют, / Черная смородина, / Скоро здесь меня не будет, / До свидания, родина // [3, с. 25].
Архангельская область знаменита своими хвойными лесами, оттого и в частушках образ леса занимает первое место по частоте употребления. Образ сосны в частушках употребляется крайне редко, а ель - один из часто встречаемых образов. По мнению А.В. Кулагина, ель в фольклорных текстах служит в основном для сопоставления с грустящей девушкой [3, с. 25]. В вер-хнетоемских частушках, в которых упоминается ель, как правило, поется о несчастной любви, неверности и клевете, так же ель в частушках может символизировать образ подружки, советницы в любовных делах: Я иду, - они стоят, / Сорок восемь елочек. / Тебе врут, а ты поверил, / Дорогой миленочек // [3, с 30].
Куст вереса (можжевельника) в верхнетоемских частушках, как правило, символизирует мужской и женский образы и связан с образом сироты: Не одна посушена / В поле вересиночка. / Не одна горюю я / На свете сиротиночка. // [3, с 26].
В частушках Верхнетоемского района часто встречается образ березы. Известно, что традиционно береза в народной культуре считалась символом счастья. Девочки и девушки украшают березы лентами, завивают кольцами, плетут венки из гибких березовых веточек и водят вокруг березки хороводы. Функционирование образа березы в частушках сближает их с песнями троицко-семицкого цикла и лирическими песнями: Стало некому во полюшке / Березку заломить. / Стало некому за девушку / Словечко замолвить // [3, с. 27]. В текстах частушек, как и песнях летнего обрядового цикла, встречаетсяустойчивое фольклорное сочетание «заломить березу». «Заломить» - это значит сплести древесную макушку с травой-муравой. Из березовых веток сплетали венок-окошечко, вставали друг против друга и обменивались крестиками, либо платочками, либо другими вещицами, затем менялись местами и клялись в дружбе и верности, что называлось «покумиться». Нерушимой была эта клятва в дружбе и верности [4].
Образы калины, малины, черемухи и липы символизируют в верхнетоемской частушке девушку, измену: Говорят калина горька -/ Все равно калину ем. / Подруга, сделаем изменуш-ку / Товарищам обем // [3, с. 26]. Склонность сирени к быстрому увяданию обусловила сравнение с увядшей женской красотой: Ой, сирень - сиренюшка / Завяла безо времюшки. / Завяли розы и цветы, / Завяла я, завяла ты // [3, с. 30]. С одинокой девушкой ассоциируется в песенной традиции Архангельской области образ рябины.
К менее употребительным растительным образам в верхне-тоемских частушках можно отнести образ тополя, вербы, дуба, не часто встречается образ сада, редко упоминаются кусты, грибы.
Значительную часть занимают частушки с изображением водного пространства моря, реки, ручьев, ключей. Это отражает особенности жизни и быта местных жителей, которые связаны были с рекой, морем, морскими промыслами: Пойдет Северна Двина, / Стану я на льдиночку. / Потону, пойду ко дну, / Забуду ягодиночку // [3, с. 31].
Н.В. Калачникова, Н.А. Нехлебаева подчеркивают, что образы фольклора, в том числе и частушек, характеризуют особенности культуры и быта жителей Верхнетоеского района Архангельской области.
Таким образом, к фольклорным музыкально-исполнительским традициям Архангельской области следует отнести преобладание традиции женского хорового пения, в то время как для общерусской традиции характерно одновременное равнозначное сочетаниев хоре мужских и женских голосов.
Характерным вокально-исполнительским приемом женского пения в Архангельской области является мягкий, некрикливый звук - избяное пение, которое определяется особенностями климатических условий Архангельской области.
Вокально-интонационные особенности фольклорного пения Архангельской области определяются тем, что дляхорового пения характерен плотный насыщенный унисон, в многоголосном пении преобладает прием линарного голосоведения. Особен-
ность многоголосного пения проявляется одновременнов том, что фольклорном хоре каждый исполнитель имеет полное право петь свою мелодию. Своеобразие фольклорному пению придают музыкальные лады. В лирических и хороводных песнях классические лады звучат вперемежку с народными. Широко распространенным приемом является исполнение песни в одноименном мажоре-миноре. В народных песнях Архангельской области не используется гармонический и мелодический минор - только натуральный.
В Архангельской области до наших дней сохранен огромный пласт разножанрового северного фольклора. Востребован в Архангельской области также жанр частушки, на основе которого представляется возможным рассмотреть символическое значение фольклорных образов, которые находят отражение в картине мира местных жителей. Мир растений в архангельс-
Библиографический список
ких частушках представлен богаче, чем мир животных. В группе растительных символов наиболее употребительны: лес, сосна, ель, верес, черемуха, береза, рябина, калина, ива, сирень. К менее употребительным растительным образам в архангельских частушках можно отнести образ тополя, вербы, дуба, не часто встречается образ сада, редко упоминаются кусты, грибы. Значительную часть занимают частушки с изображением водного пространства моря, реки, ручьев, ключей, что отражает особенности жизни и быта местных жителей, которые связаны были с рекой, морем, морскими промыслами.
Следовательно, проведенный анализ музыкально-исполнительских, вокально-интонационных, символических музыкальных традиций Архангельской области свидетельствует окультурной самобытности фольклорной песенной традиции Архангельской области.
1. Музыкальный фольклор. Музыкальный фольклор и народная танцевальная культура. Особенности музыкально - поэтической традиции // Портал «Культурное наследие Архангельского Севера» [Э/р]. - Р/д: http://www.cultnord.ru/Muzykalnyj_folklor.html
2. Ануфриев, В.В. Русские Поморы. Культурно-историческая идентичность / Рос. Ин-т культурологи. - Архангельск, 2008.
3. Калачникова, Н.В. Северная природа в верхнетоемских частушках / Н.В. Калачникова, Н.А. Нехлебаева // Живое слово Севера: сб. научных трудов; сост.. отв. ред. Н.В. Хохлова, Н.В. Осколкова. - Архангельск, 2009.
4. Петров, В.М. Летние праздники, игры и забавы для детей / В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. - М., 2000.
Bibliography
1. Muzihkaljnihyj foljklor. Muzihkaljnihyj foljklor i narodnaya tancevaljnaya kuljtura. Osobennosti muzihkaljno - poehticheskoyj tradicii // Portal «Kuljturnoe nasledie Arkhangeljskogo Severa» [Eh/r]. - R/d: http://www.cultnord.ru/Muzykalnyj_folklor.html
2. Anufriev, V.V. Russkie Pomorih. Kuljturno-istoricheskaya identichnostj / Ros. In-t kuljturologi. - Arkhangelsk, 2008.
3. Kalachnikova, N.V. Severnaya priroda v verkhnetoemskikh chastushkakh / N.V. Kalachnikova, N.A. Nekhlebaeva // Zhivoe slovo Severa: sb. nauchnihkh trudov; sost.. otv. red. N.V. Khokhlova, N.V. Oskolkova. - Arkhangeljsk, 2009.
4. Petrov, V.M. Letnie prazdniki, igrih i zabavih dlya deteyj / V.M. Petrov, G.N. Grishina, L.D. Korotkova. - M., 2000.
Статья поступила в редакцию 10.05.14
УДК 393
Khadzhieva M.H. "FEEDING" OF DEAD PEOPLE THROUGH "DZHARLA" AND "HALIP" BOUNDARY GROUP.
A funeral ritual is one of the most intimate realizations of spiritual and material culture of the mankind, which caused much interest of people. The transformation of funeral rituals is connected with ethnic, ideological and social processes that happen in the society. The article is devoted to the analysis of the practice of feasts to remember a person who died. The research allows outlining a number of key elements of both gastronomic, and social character of the ritual in funerals.
Key words: burial ceremonialism, ritual food, "feeding", funeral food, ceremonial actions, sacrifices.
М.Х. Хаджиева, зав. учебно-методическим отделом КЧГУ, доц. каф. истории России ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский гос. университет им. У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: b.madina@yandex.ru
«КОРМЛЕНИЕ» ПОКОЙНЫХ ЧЕРЕЗ ПОГРАНИЧНУЮ ГРУППУ «ДЖАРЛЫ» И «ХАЛИП»
Погребально-поминальная обрядность является одним из самых интимных проявлений духовной и материальной культуры человечества, который всегда представлял интерес, а его трансформация, обусловленная этническими, идеологическими и социальными процессами, происходящими внутри общества. Статья посвящена анализу практик поминальных трапез, что позволит очертить ряд ключевых элементов, как гастрономического, так и социально-ритуального характера.
Ключевые слова: погребально-поминальная обрядность, ритуальная пища, «кормление», поминальная пища, обрядовые действия, жертвоприношения.
К числу регионов, в которых «обряды перехода», включая и погребальные, исторически отличаются большим разнообразием, относится Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария. К X веку на основе многовекового и перманентного смешения автохтонного горно-кавказского субстрата и степного пришлого суперстрата сложилась основа карачаево-балкарского народа. В результате народ оказался разделен административно и территориально, что не разделило народ фактически, объединяет общее происхождение, один язык, уклад жизни, национальная ментальность. Это обстоятельство позволяет нам рассматривать традиционную погребально-поминальную пищу карачаевцев и балкарцев в рамках единой карачаево-балкарской системы питания. Погребально-поминальная обрядность является одним из самых интимных проявлений духовной и материаль-
ной культуры человечества, который всегда представлял интерес, а его трансформация, обусловленная этническими, идеологическими и социальными процессами, происходящими внутри общества, актуальна и сегодня. Следует отметить, что сама погребальная обрядность, как наиболее устойчивая из всех «обрядов перехода», и сегодня сохраняется с большой степенью целостности, чего нельзя сказать о поминальных трапезах, практика которых после возвращения народа из депортации в Среднюю Азию и Казахстан 1956 году в значительной степени утратила былые позиции.
«Идти по кругу, значит возвращаться назад», говорили предки карачаево-балкарского народа, подразумевая под этим, не столько тип хозяйствования, сколько круговорот жизни и смерти и роли пищи, в этом движении, как своеобразного медиатора