Научная статья на тему 'Особенности мотивации сотрудников при организации работы редакции региональных конвергентных СМИ (по итогам социально-психологического исследования)'

Особенности мотивации сотрудников при организации работы редакции региональных конвергентных СМИ (по итогам социально-психологического исследования) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
625
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РЕДАКЦИИ СМИ / РЕДАКЦИОННЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТИП ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ / ORGANIZATION OF WORK OF MASS MEDIA'S EDITORIAL OFFICE / EDITORIAL COLLECTIVE / LABOR MOTIVATION / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE CONTROL / TYPE OF LABOR MOTIVATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Николаева Ю.Е., Андронникова О.В.

В статье приводится анализ типов трудовой мотивации, характерный для сотрудников региональных конвергентных редакций. Сегодня журналист может одновременно удаленно сотрудничать с несколькими редакциями и при этом не осознавать себя частью ни одной из них, следовательно, претерпевают изменения и принципы мотивации сотрудника. В работе анализируются результаты социолого-психологического исследования сотрудников двух региональных конвергентных редакций по методу диагностики коммуникативного контроля, предложенного М. Шнайдером и определены типы трудовой мотивации работника по В.И. Герчикову. В результате исследования сделан вывод, что внутриорганизационная коммуникация не является более для сотрудников региональных конвергентных СМИ основополагающим типом трудовой мотивации, на первое место выходит инструментальный тип мотивации, т.е. денежное вознаграждение за выполненную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Николаева Ю.Е., Андронникова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MOTIVATION OF EMPLOYEES AT THE ORGANIZATION OF WORK OF EDITORIAL OFFICE OF REGIONAL CONVERGENT MEDIA (FOLLOWING THE RESULTS OF THE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL RESEARCH)

The analysis of types of labor motivation characteristic of the staff of the regional convergent editorial offices is provided in article. Today the journalist can cooperate at the same time far off with several editions, and at the same time not realize himself a part of any of them, so undergo changes and the principles of motivation of the employee. In work results of a sotsiologo-psychological research of staff of two regional convergent editorial offices on a method of diagnostics of the communicative control offered by M. Schneider are analyzed and types of labor motivation of the worker are determined by V.I. Gerchikov. As a result of a research the conclusion is drawn that intra organizational communication is not more for the staff of regional convergent media fundamental type of labor motivation, the tool type of motivation, i.e. a reward for the performed work comes out on top.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации сотрудников при организации работы редакции региональных конвергентных СМИ (по итогам социально-психологического исследования)»

УДК: 80; 070.421

ББК: 80; 60.84

Николаева Ю.Е., Андронникова О. В.

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ РЕДАКЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОНВЕРГЕНТНЫХ СМИ

(ПО ИТОГАМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Nikolaeva J.E., Andronnikova O. V.

FEATURES OF MOTIVATION OF EMPLOYEES AT THE ORGANIZATION OF WORK OF EDITORIAL OFFICE OF REGIONAL CONVERGENT MEDIA (FOLLOWING THE RESULTS OF THE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL RESEARCH)

Ключевые слова: организация работы редакции СМИ, редакционный коллектив, трудовая мотивация, коммуникация, коммуникативный контроль, тип трудовой мотивации.

Keywords: organization of work of mass media's editorial office, editorial collective, labor motivation, communication, communicative control, type of labor motivation.

Аннотация: в статье приводится анализ типов трудовой мотивации, характерный для сотрудников региональных конвергентных редакций. Сегодня журналист может одновременно удаленно сотрудничать с несколькими редакциями и при этом не осознавать себя частью ни одной из них, следовательно, претерпевают изменения и принципы мотивации сотрудника. В работе анализируются результаты социолого-психологического исследования сотрудников двух региональных конвергентных редакций по методу диагностики коммуникативного контроля, предложенного М. Шнайдером и определены типы трудовой мотивации работника по В.И. Герчикову. В результате исследования сделан вывод, что внут-риорганизационная коммуникация не является более для сотрудников региональных конвергентных СМИ основополагающим типом трудовой мотивации, на первое место выходит инструментальный тип мотивации, т.е. денежное вознаграждение за выполненную работу.

Abstract: the analysis of types of labor motivation characteristic of the staff of the regional convergent editorial offices is provided in article. Today the journalist can cooperate at the same time far off with several editions, and at the same time not realize himself a part of any of them, so undergo changes and the principles of motivation of the employee. In work results of a sotsiologo-psychological research of staff of two regional convergent editorial offices on a method of diagnostics of the communicative control offered by M. Schneider are analyzed and types of labor motivation of the worker are determined by V.I. Gerchikov. As a result of a research the conclusion is drawn that intra organizational communication is not more for the staff of regional convergent media fundamental type of labor motivation, the tool type of motivation, i. e. a rewardfor the performed work comes out on top.

В последние годы мы можем наблюдать новые тенденции в изменении структуры редакции средств массовой информации. Развитие информационных технологий и процессы конвергенции в журналистике привели к тому, что сегодня у многих сотрудников СМИ появляется возможность выполнять часть редакционной работы, не присутствуя в офисе. Все больше работников медиаиндустрии предпочитают работу free-lance, а значит процесс коммуникации с коллегами происходит в основном посредством мобильных гаджетов и приложений (Scype, WhatsUpp, Viber). Процент «живого» контакта сводится к минимуму.

Как отмечают исследователи О.В. Андронникова и Л.И. Демина: «Информационное пространство современного мира стремительно расширяется за счет технической модификации каналов массовой коммуникации (печать, телевидение, радио, Интернет)»1.

Андронникова О.В., Демина Л.И. Особенности развития сетевых журналов для детей в контексте массовой коммуникации // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2018. №2. [Электронный ресурс] - Режим доступа https: //cyberleninka.rUartide/n/osobenшsti-razvitiya-setevyh-zhurnalov-dlya-detey-v-kontekste-massovoy-kommunikatsii (дата обращения: 18.03.2019)

Предпосылки этой тенденции находятся и в изменении самих принципов новых медиа. Как отмечает исследователь 1.У. РауНе: «Во-первых, меняется то, как журналисты делают свою работу. Во-вторых, новые медиа становятся причиной реструктуризации журналистских организаций и институций. В-третьих, растет количество новых форм медийного контента. В-четвертых, происходит перестройка отношений между журналистами, журналистскими организациями и связанными с ними социальными группами, особенно следующими пятью: читательская аудитория, источники, регулирующие государственные органы, инвесторы и конкуренты»1.

Все эти новации, безусловно, сказались не только на специфике контента, но и на основных принципах редакционной деятельности. Если под принципами понимаются общие правила осуществления какой-либо деятельности, то «принципы организации производства представляют собой исходные положения построения, функционирования и развития производственных процессов»2.

Сегодня журналист может одновременно удаленно сотрудничать с несколькими редакциями и при этом не осознавать себя частью ни одной из них, а значит претерпевают изменения и принципы мотивации сотрудника.

Вопросами мотивации сотрудников в организационной структуре занимались различные ученые, основные концепции содержательной теории мотивации представлены такими учеными как А. Маслоу , Д. Маккеланд4, Ф. Герцберг5 - все они

1 Pavlic J. V. New Media Journalism // 21st Century Communication. A Reference Handbook. Vol. 1-2. / ed. by William F. Eadie. Los Angeles, 2009. p.23.

2 Евменов А.Д., Данилов П.В., Какосьян Э.К. Организация производства на предприятиях социально-культурной сферы (в кинематографии и на телевидении): учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2009. С. 50.

3 Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003. 352 с.

4 Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер. с англ. ООО «Питер Пресс»; научн. ред. проф. Е.П. Ильина // СПб.: Питер. 2007. С. 66-67.

5 Герцберг Ф., Майнер М. У. Побуждение к труду

и производственная мотивация // Социологические

исследования. - 1990. - Т. 1. - С. 122-131.

определяют мотивацию пропорционально степени удовлетворенности основными потребностями человека. Мотивацию к труду как результат внутренних установок и стремления в удовлетворении ожиданий рассматривали такие исследователи, как Д. Адамс6, Л. Портер и Э. Лоулер7. Широкое распространение получили и теории

о

<^» Дугласа Макгрегора и «2» Уильяма Оучи9.

Каждая из этих теорий привносит свой вклад в развитие научной мысли. Однако базисные предположения любой из теорий предполагают выстраивание коммуникативного процесса внутри организации. По мнению исследователя Ю.В. Терентьевой, в основе всех теорий мотивации лежит теория коммуникации: «Возможно, именно коммуникация является основным мотивирующим фактором для сотрудников. От того, как в организации будет построена коммуникативная система, будет зависеть лояльность сотрудников и их стремление к работе»10.

Однако в структуре редакции конвергентных СМИ при условии удаленной работы большей части сотрудников коммуникация ограничена. Как правило, сотрудник общается с редактором и администратором сайта, при этом иногда может быть даже не знаком со своими коллегами. Именно поэтому возникает вопрос, является ли сегодня внутриорганизационная коммуникация одним из мотивирующих факторов в структуре редакции конвергентных СМИ.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть нашу теорию, мы провели экспериментальное исследование социально-психо-

6 Adams J. Toward an undestanding of Equity // Journal of Abnormal and Social Pfychology. - 1963, November. P.245-259.

7 Пантелеев С.Л. Адаптация теории мотивации Портера-Лоулера к современным условиям // Научнотехнический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2004. № 17. С. 60-61.

8 Douglas McGregor Human Side Of Enterprise // Management Review. № 11. 1957. 41-49 pp.

9 Оучи У. теория Z [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dps. smrtlc. ru/Sheldrake/19_Ouchi. htm. (дата обращения 19.03.2019)

10 Терентьева Юлия Васильевна Роль коммуникации в системе мотивации персонала // Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. №316. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kommunikatsii-v-sisteme-motivatsii-personala (дата обращения: 14.04.2019)

логического климата сотрудников региональных конвергентных редакций изданий Краснодарского края: «Нива Кубани»1 и «Агропромышленная газета юга России». Названные средства массовой информации специализируются на публикации материалов по аграрной тематике, каждая из них представлена как традиционной печатной формой, так и интернет-версией. Временные рамки исследования ноябрь-декабрь 2018 года.

ОАО «Нива Кубани» издает две региональные газеты: «Нива Кубани» и «Нивушка». Совокупный среднемесячный тираж составляет 16 тыс. экземпляров. Такой тираж считается неплохим показателем для средств массовой информации, не получающих дотаций из государственного бюджета. Интернет-версия представлена на сайте http://nivushka.ru/, где можно увидеть электронные версии издания.

«Агропромышленная газета юга Рос-сии»2 издается с 2005 года. Она выходит два раза в месяц тиражом около 8 тыс. экземпляров и также не является проектом государственных структур. Однако издается при информационной поддержке Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, ФГБУ «Национальный центр зерна им. П.П. Лукья-ненко», КубГАУ, ВНИИ риса и других научно - исследовательских учреждений Кубани. Интернет-версия представлена на сайте http:// agropromyug. com/.

Газета «Нива Кубани» ориентирована на владельцев приусадебных участков и владельцев личных подсобных хозяйств, тогда как «Агропромышленная газета юга России» нацелена на аудиторию, включающую руководителей и специалистов агропредприятий, включая фермерские хозяйства. В дальнейшем коллектив газеты «Нива Кубани» мы будем именовать, как «Коллектив 1», а представителей «Агропромышленная газета юга России» -«Коллектив 2».

В исследовании принимали участие 52 специалиста с высшим образованием, занятые в подготовке контента. Среди них 20 че-

ловек составили «Коллектив 1», из них 12 сотрудников работают удаленно и 32 человека -«Коллектив 2», из которых 26 работают удаленно. Возрастной состав колебался от 22 до 72 лет, среди них мужчины составили 31 человек, женщины — 21 человек. Средний возраст мужчин составил 43,7 года, женщин 37 лет. При этом мужчины в возрасте до 40 лет составили 48,4 % этой гендерной группы, тогда как женщин в возрасте до 40 лет было 65 % от общего количества женщин.

В целом для исследованных коллективов характерна совместно-последовательная деятельность, при которой общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива, например, подготовка и написание материала, корректорская и редакторская правка, верстка и сдача в печать либо размещение на сайте.

В процессе изучения мы определяли характеристику коммуникативного контроля сотрудников редакций. Для этой цели использовали анкету диагностики коммуникативного контроля, предложенную М. Шнайдером . Согласно этой методике, лица, набравшие 0-3 балла, имеют низкий коммуникативный контроль; 4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; 7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль.

Для определения типа трудовой мотивации работника опрашиваемым было предложено ответить на вопросы анкеты типологической модели мотивации, предложенной В.И. Герчиковым4. Эта модель хорошо адаптирована к реалиям современной российской экономики. Она позволяет:

- аргументированно определить и производить целевой наем, расстановку и внутрифирменные перемещения сотрудников;

- осуществлять адекватную оценку карьерных ориентаций различных групп персонала, разрабатывать и организовывать выполнение индивидуальных и групповых планов карьерного развития адекватно лич-

Сайт издания «Нива Кубани» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nivushka.ru/ (дата обращения 14.04.2019)

2 Сайт издания «Агропромышленная газета Юга России» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://agropromyug.com/ (дата обращения 14.04.2019)

3 Анкета диагностики коммуникативного контроля [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psylist.net/praktikum/dkkhnay.htm (дата обращения: 13.03.18)

4 Тест В.И. Герчикова. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://hrm.ru/db/hrm/D334CFC74 7B64079C32576BF004D0EA6/forum_card.html (дата обращения: 23.03.18).

ным намерениям работников и целям компании;

- дает возможность более качественно выявлять проблемы отношений, возникающих в коллективе, а также обнаружить лидерские данные работников, еще не проявивших себя в этом отношении.

Прежде, чем перейти к изложению результатов исследований, посвященных непосредственно анализу мотивации респондентов, следует остановиться на исследовании уровней коммуникативного контроля членов изученных коллективов, определить, является ли выбор удаленной работы или работы в офисе результатом особенностей личности. С этой целью нами было проведено анкетирование сотрудников редакций Коллектива 1 и Коллектива 2. Каждому анкетируемому было предложено ответить на вопросы анкеты диагностики коммуникативного контроля, предложенной М. Шнайдером. При этом были исследованы различные половозрастные группы сотрудников.

Результаты анкетирования показали, что сотрудники редакций характеризуются средним уровнем коммуникативного контроля. Такие люди непосредственны в общении и искренне относятся к другим. Однако они сдержаны в эмоциональных проявлениях и соотносят свои реакции с поведением окружающих людей. Все это, несомненно, положительно сказывается на морально психологическом климате и благоприятно влияет на межличностные отношения. В целом не было отмечено существенных различий в уровне коммуникативного контроля у различных возрастных и гендерных групп (таблица 1).

Таблица 1 - Уровень коммуникативного контроля у сотрудников анализируемых редакций кубанских газет

Что касается членов отдельных коллективов исследованных редакций, то здесь выявлена сходная картина (таблица 2).

Таблица 2 - Уровень коммуникативного контроля членов Коллектива 1 и Коллектива 2

Название коллектива Средний балл

Коллектив 1 5,75

Коллектив 2 6,39

У членов Коллектива 1 отмечены более высокие показатели уровня коммуникативного контроля по сравнению с членами Коллектива 2, однако эти различия находятся в пределах ошибки средней.

Таким образом, в коллективах редакций Коллектив 1 и Коллектив 2 преобладает средний уровень коммуникативного контроля, однако большая часть сотрудников не вступает в коммуникацию с другими сотрудниками редакций ввиду удаленной работы. Сотрудники исследованных редакций готовы выстраивать межличностные отношения, и удаленная работа не является для них единственным вариантом в силу психологических особенностей личности, данные сотрудники вполне эффективно работали бы в коллективе при создании соответствующих условий.

Чтобы определить основные параметры мотивации сотрудников анализируемых конвергентных редакций, респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты для определения типа трудовой мотивации работника (по В.И. Герчикову).

Исследователь выделил основные четыре базовых типа мотивации достижения: Инструментальный, при котором работа не является значимой ценностью и рассматривается только как источник заработка и других благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд. Профессиональный тип, при котором работник стремится проявить себя и доказать, что он может справиться с трудным заданием, которое не каждому посильно. Патриотический тип. Работников этого типа интересует участие в реализации общего, очень важного для организации дела. Для них важно общественное признание участия в общих достижениях. Хозяйский тип. Выражается в добровольном принятии работником на себя полной ответственности за выполняемую работу1.

Результаты проведенного исследования показали, что преобладающим типом в

1 Типологическая модель мотивации Герчикова [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. wikigrain.Org//req (дата обращения: 23.03.18).

Пол Средний балл

Мужчины до 40 лет 5,07

Мужчины свыше 40 лет 6,24

Женщины до 40 лет 5,08

Женщины свыше 40 лет 5,63

структуре трудовой мотивации среди исследованной совокупности респондентов является инструментальный тип (рисунок 1). Второе и третье места в рейтинге занимают

профессиональный и патриотический типы, тогда как такой типы мотивации как «хозяйский» не представлен в структуре трудовой мотивации респондентов.

Рисунок 1 - Место типа мотивации в мотивационной структуре: ИН - инструментальный. ПР - профессиональный. ПА - патриотический

Результаты анкетирования показывают, что в возрасте до 40 лет в мотивационной структуре первое и второе места занимают соответственно инструментальный и профессиональный типы мотивации. В структуре мотивации у лиц в возрасте после 40 лет названные типы меняются местами и на первое место выходит профессиональный типы мотивации. То есть после 40 лет при наличии достаточного уровня материального комфорта работник готов зарабатывать меньше, но с возможностью доказать свои профессиональные качества в коллективе, однако реализовать эту потребность в условиях удаленной работы доста-

точно проблематично.

Среди представителей молодого поколения обеих гендерных групп преобладающим типом трудовой мотивации является инструментальный тип. Это нашло яркое отражение среди женской части коллектива в возрасте до 40 лет. С возрастом в этой группе названный тип мотивации заметно снижается в пользу патриотического и профессионального типов.

Это обстоятельство объясняется тем, что с годами совершенствуются знания и накапливается опыт, а также растет приверженность индивида своей профессии.

Таблица 3 - Типы мотивационных профилей, характерные для исследованных гендерных групп

Половозрастная группа Тип мотивации, в %

ИН ПА ПР

Женщины до 40 лет 100,00 - -

после 40 лет 25,00 37,50 37,50

Мужчины до 40 лет 80,00 6,67 14,29

после 40 лет 11,76 17,65 70,59

С позиций теории мотивации А. Мас-лоу заметная доля инструментального типа мотивации свидетельствует о том, что в нынешних социально-экономических условиях

России большинство людей еще не перешагнули первые две ступеньки известной пирамиды потребностей. Труд для них - это не только удовлетворение первичных фи-

зиологических потребностей, но и удовлетворения потребности в безопасности и уверенности в завтрашнем дне.

Таким образом, полученные данные позволили выявить, что основным типом мотивации к труду в исследуемых коллективах является инструментальный тип.

Второе и третье место в рейтинге занимают профессиональный и патриотический типы, тогда как тип мотивации «хозяйский» не представлены в структуре трудовой мотивации у исследованных личностей. Среди представителей сотрудников в возрасте до 40 лет преобладающим типом трудовой мотивации является инструментальный тип. Особенно яркое отражение это нашло в женской части исследованных коллективов. С возрастом (более 40 лет) как у мужчин, так и у женщин доля этого типа мотивации снижается, уступая место профессиональному и патриотическому типам.

Полученные данные указывают на то, что базовой формой мотивации для сотрудников анализируемых редакций конвергентных изданий «Нива Кубани» и «Агропромышленная газета Юга России» является денежная, включающая заработную плату, различные виды премий и надбавок. Коммуникационная мотивация, в том числе признание результатов труда среди руко-

водства и членов редакции, возможность творческого роста и ответственность занимают вторую позицию в расстановке приоритетов. Вследствие чего все больше сотрудников предпочитают удаленную работу с возможностью сотрудничать сразу с несколькими редакционными коллективами, если это обеспечивает более высокий уровень дохода. Данная тенденция особенно явно прослеживается в возрастной группе до 40 лет. Учитывая особенность работы в редакции, в частности, то, что СМИ несет несколько функций одновременно, в том числе и образовательную, и функцию формирования общественного мнения, незаинтересованность сотрудников редакции в результатах труда и снижение мотивации в творческом росте и ответственности безусловно сказывается на качестве публикуемых материалов. В качестве решения возникающей проблемы могут быть рассмотрены дополнительные инструменты повышения мотивации, такие как привлечение редакционного коллектива к совладению и соучастию в управлении, организация внут-рисетевой формы общения между сотрудниками посредством информационных технологий (общие группы в мессенджерах и социальных сетях), а также проведение корпоративных мероприятий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андронникова, О.В., Демина, Л.И. Особенности развития сетевых журналов для детей в контексте массовой коммуникации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. - 2018. - №2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа https: //cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-razvitiya-setevyh-zhurnalov-dlya-detey-v-kontekste-massovoy-kommunikatsii (дата обращения: 18.03.2019).

2. Анкета диагностики коммуникативного контроля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psylist.net/praktikum/dkkhnay.htm (дата обращения: 13.03.18).

3. Герцберг, Ф., Майнер, М.У. Побуждение к труду и производственная мотивация // Социологические исследования. - 1990. - Т. 1. - С. 122-131.

4. Евменов, А.Д., Данилов, П.В., Какосьян, Э.К. Организация производства на предприятиях социально-культурной сферы (в кинематографии и на телевидении): учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2009. - 97 с.

5. Макклелланд, Д. Мотивация человека / пер с англ.; научн. ред. проф. Е.П. Ильина. -СПб.: Питер. 2007. - С. 66-67.

6. Маслоу, А. Мотивация и личность. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 352 с.

7. Оучи, У. Теория Z [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dps. smrtlc. ru/Sheldrake/19_Ouchi. htm. (дата обращения 19.03.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Пантелеев, С.Л. Адаптация теории мотивации Портера-Лоулера к современным условиям // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. -2004. - № 17. - С. 60-61.

9. Сайт издания «Агропромышленная газета Юга России» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://agropromyug.com/ (дата обращения 14.04.2019).

10. Сайт издания «Нива Кубани» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nivushka.ru/ (дата обращения 14.04.2019).

11. Терентьева, Ю.В. Роль коммуникации в системе мотивации персонала // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2008. - № 316 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //cyberleninka.ru/article/n/rol-kommunikatsii-v-sisteme-motivatsii-personala (дата обращения: 14.04.2019).

12. Тест В.И. Герчикова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hrm.ru/db/ hrm/D334CFC74 7B64079C32576BF004D0EA6fomm_card.html (дата обращения: 23.03.18).

13. Типологическая модель мотивации Герчикова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. wikigrain.org/?req (дата обращения: 23.03.18).

14. Adams, J. Toward an undestanding of Equity // Journal of Abnormal and Social Pfychol-ogy. - 1963, November. 300 p.

15. Douglas, McGregor Human Side Of Enterprise // Management Review. № 11. 1957. 41-49 pp.

16. Pavlic, J.V. New Media Journalism // 21st Century Communication. A Reference Handbook. Vol. 1-2. / ed. by William F. Eadie. Los Angeles, 2009. 233 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.