Научная статья на тему 'Особенности мотивации получения дополнительного профессионального образования'

Особенности мотивации получения дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3337
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюрин Эдуард Иванович

В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы слушателей, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования. На основании результатов социологических исследований анализируются мотивы выбора первоначальной профессии, мотивация повышения квалификации и основные гарантии, которые дает обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации получения дополнительного профессионального образования»

УДК 159.922

Э. И. Тюрин

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы слушателей, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования. На основании результатов социологических исследований анализируются мотивы выбора первоначальной профессии, мотивация повышения квалификации и основные гарантии, которые дает обучение.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, мотивация, профессия, повышение квалификации.

Abstract. The article considers the features of the motivational sphere for listeners who are taking programs of additional professional education. On the basis of results of sociological researches the author analyzes the motives of selecting the initial profession, motivation of professional development and the main guarantees provided by a training program.

Key words: additional professional education, motivation, profession, professional development.

Образовательная политика в современных условиях развития современного российского общества претерпевает существенные изменения, которые связаны с фундаментальными социально-экономическими трансформациями. В сущности, сфера дополнительного профессионального образования постепенно институционально оформляется, трансформируется в системный компонент российского образования, выполняющий важнейшие социальные функции. Деятельность института дополнительного профессионального образования направлена на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, способствуя «развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня» [1, с. 15]. В рамках этой сферы решаются важные проблемы, связанные с повышением производительности труда за счет приращения новых знаний, а также социальной адаптации к новым потребностям развития рынка труда.

Социокультурное значение дополнительного образования на современном этапе обусловливается тем, что именно эта сфера дает возможность индивиду самоопределяться в ситуации неопределенности, вырабатывать способность к экономическим преобразованиям и социальным переменам. Система дополнительного образования дает социальный ресурс в процессе вхождения работников в меняющиеся условия. Все возрастающая роль дополнительного профессионального образования связана с конкуренцией и требованиями рынка, что диктует необходимость постоянного повышения квалификации, профессиональной компетентности, непрерывного развития и совершенствования.

Мотивация к учебе в рамках получения дополнительного профессионального образования высокая. Исследования социологов подтверждают, что у взрослого человека совершенно иная мотивация к учебе, в отличие от ре-

бенка или подростка [2]. «Кроме четко сознаваемой установки на приобретение знаний и навыков, которые востребованы в реальной жизни, как правило, здесь и сейчас, взрослые испытывают потребность в поиске новых смыслов уже накопленного опыта [3, с. 141-142]. В этой связи возникает необходимость исследования мотивов получения дополнительного профессионального образования.

С целью исследования мотивации получения дополнительного профессионального образования в 2011 г. было проведено исследование среди слушателей, получающих второе высшее образование и повышающих квалификацию (п = 372, г. Пенза).

Социологи, занимающиеся изучением проблемы первоначального выбора профессии, отмечают, что ранний выбор профессии может быть неосознанным, случайным, и это может привести к желанию изменить профессию в более зрелом возрасте. Результаты исследования показали, что 46,8 % получили именно ту профессию (по первому образованию), о которой мечтали. С целью выявления того, действительно ли причиной смены профессии является неправильный первоначальный выбор или же существуют и другие причины, выявлялись обстоятельства, которые повлияли на первоначальный выбор профессии. Среди них респонденты назвали следующие: рекомендации родителей - 29,8 %, случайно сложившиеся обстоятельства - 27,5 %, интерес к техническим или гуманитарным наукам - 26,6 %. Также примечательно, что 8,2 % опрошенных указали свой вариант ответа: любовь к профессии, интерес к профессиональной деятельности и рекомендации учителей, преподавателей (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Какие обстоятельства повлияли на первоначальный выбор профессии?», в процентах от числа отпрошенных (п = 372)

Варианты ответов %

1. Рекомендации родителей 29,8

2. Случайно сложившиеся обстоятельства 27,5

3. Интерес к техническим или гуманитарным наукам 26,6

4. Популярность профессий данного профиля 24,3

5. Традиции семьи 14,6

6. Советы друзей, знакомых 10,2

7. Другое 8,2

Примечание. Ответы на вопрос предполагали многовариантность, поэтому сумма ответов больше 100 %.

Полученные данные в целом согласуются с результатами других исследований. Так, по результатам исследований, проведенных в Е. Н. Шабашовой среди слушателей, обучающихся на курсах повышения квалификации и переподготовки Республиканского гуманитарного института (г. Санкт-Петербург, п = 140, 2010 г.), было выявлено, что ведущим мотивом первоначального выбора профессии являлся интерес к техническим или гуманитарным наукам. Это свидетельствует о том, что большинство слушателей выбрало свою

первую профессию на основе познавательного интереса. Однако, несмотря на интерес к науке, некоторые слушатели приняли решение изменить профессию, что может говорить о том, что в процессе профессионального и личностного развития у индивида могут появляться новые интересы, раскрываться новые способности и возможности. Второе место среди причин выбора первой профессии занимали мотив «случайно сложившиеся обстоятельства» и «традиции семьи», «советы друзей, знакомых» [4, с. 73].

Следует отметить, что низкая удовлетворенность различными сторонами деятельности может выступать причиной негативного отношения к ней, а затем и решения о перемене профессии. По данным авторского исследования, среди причин неудовлетворенности первоначальной профессией основными, по мнению респондентов, являются: материальная сторона избранной профессии - 64 % опрошенных, содержание работы - 15,8 %, отсутствие востребованности на рынке труда - 14,9 %, а также существующее должностное положение опрошенных - 14,4 % (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «В чем состоят основные причины неудовлетворенности первоначальной профессией?», в процентах от числа отпрошенных (п = 372)

Варианты ответов %

1. Содержание своей работы 15,8

2. Настоящее должностное положение 14,3

3. Невостребованность на рынке труда 14,9

4. Отсутствие возможности профессионального роста 8,5

5. Отсутствие возможности проявить инициативу, творческие способности в работе 8,5

6. Материальная сторона избранной профессии 64

7. Другое (удовлетворены своей профессией) 6,4

Примечание. Ответы на вопрос предполагали многовариантность, поэтому сумма ответов больше 100 %.

По результатам авторского исследования большинство опрошенных считают, что после окончания учебного заведения (при овладении первоначальной специальностью) они стали специалистами, овладели определенной профессией - 77,2 %. При оценке удовлетворенности своей профессией 57 % респондентов сказали, что профессия им скорее нравится, чем нет; 21,6 % отметили, что профессия очень нравится. Большинство респондентов скорее бы не хотели менять свою профессию (48,3 %); около трети респондентов затруднились ответить.

В рамках проекта «Мониторинг экономики образования» (ФОМ, 2006 г., п = 9000 российских семей) было выявлено, что каждый второй из всех обучающихся взрослых совершенствовался в своей нынешней профессиональной деятельности (48 % повышали квалификацию по месту своей основной работы, а 2 % - за ее пределами). С учетом всех форм переподготовки 57 % обучавшихся взрослых повышали свою квалификацию, 17 % овладевали своей первой профессией, а 9 % переучивались с одной специальности на другую.

Главными стимулами для дополнительного образования взрослых служат потребности в новых знаниях на работе (63 % обучавшихся взрослых), собственный интерес (14 %), стремление найти более высокооплачиваемую работу (10 %), желание найти более интересную работу (7 %). Отвечая на вопрос «Каких знаний, умений, навыков Вам более всего сегодня не хватает?», 27 % обучавшихся взрослых указали на отсутствие «правовых знаний», 33 % -«владения компьютером», 19 % - «владения иностранными языками» [5].

По результатам авторского исследования, слушатели, получающие дополнительное профессиональное образование, в большей степени ощущают недостаток знаний в следующих областях: правовая сфера - 24,6 %; работа на компьютере - 26 %, иностранный язык - 21,1 %. Примечательно, что только 10 % опрошенных говорят о недостаточных знаниях в области профессиональной сферы деятельности. Большинство респондентов (88,3 %) считают, что их работа требует постоянного повышения квалификации. При этом самообразованием в своей профессиональной области занимаются 69,5 % респондентов.

Согласно опросу Левада-Центра, работодатели считают, что из вновь принятых (вне зависимости от того, имеют они опыт предыдущей работы или нет) примерно треть квалифицированных рабочих и приблизительно каждый четвертый специалист с высшим образованием нуждаются в дополнительном обучении. Имеющиеся исследования позволяют заключить, что на сегодняшний день масштаб обучения персонала совершенно недостаточен [6, с. 264].

По результатам авторского исследования, в постоянном повышении квалификации заинтересованы как работники, так и руководство организаций (46,5 % респондентов). 89,2 % опрошенных считают, что дополнительное образование для них лично необходимо, в то время как эту необходимость для организации видят только 40 % опрошенных. 96 % респондентов стремятся к повышению квалификации. Наиболее приемлемым типом повышения квалификации, по мнению респондентов, является обучение с отрывом от своей основной профессиональной деятельности (60 %). 28,3 % опрошенных считают наиболее эффективным типом обучения без отрыва от основной деятельности. 10 % респондентов указали на эффективность самообразования по сравнению с другими формами обучения. Дополнительное профессиональное образование большинство респондентов получают по своим личным мотивам, соображениям (98,2 %). По результатам исследования было выявлено, что руководители организаций поощряют стремление сотрудников к повышению квалификации.

Наиболее важным аспектом в получении дополнительного профессионального образования для респондентов является возможность получить новые знания (73,1 % опрошенных). Вторым по значимости мотивом стала возможность углубления уже имеющихся знаний в профессиональной области (52,9 %). Только около трети опрошенных отметили, что наиболее ценным в получении дополнительного профессионального образования является необходимость повышения своей конкурентоспособности на рынке труда (табл. 3).

Среди мотивов поступления в организации дополнительного профессионального образования были выделены следующие: необходимость получения новых знаний в избранной профессии - 48,8 %; расширение кругозора -

46,5 % респондентов; получение высокой профессиональной квалификации -46,2 %. Около трети опрошенных считают, что обучение по дополнительной программе является необходимостью для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда (табл. 4). Вопрос о необходимости дополнительного профессионального образования в целом согласуется с ответами респондентов о мотивации получения дополнительного образования. Так, основным, по мнению 39,3 % респондентов, является возможность освоить новые технологии. Для 34 % опрошенных обучение по программам ДПО - это осмысление собственного профессионального опыта.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Что для Вас лично является наиболее ценным в получении дополнительного профессионального

образования?», в процентах от числа отпрошенных (п = 372)

Варианты ответов %

1. Возможность получить новые знания 73,1

2. Возможность углубления уже имеющихся знаний в данной области 52,9

3. Возможность получения диплома, сертификата 40,6

4. Необходимость повышения своей конкурентоспособности на рынке труда 31,3

5. Возможность расширения круга общения и приобретения новых друзей 21,1

6. Другое 0,3

Таблица 4 Распределение ответов на вопрос «Каковы основные мотивы получения дополнительного профессионального образования?», в процентах от числа отпрошенных (п = 372)

Варианты ответов %

1. Получение высокой профессиональной квалификации 46,2

2. Получение возможности карьерного роста 22,8

3. Расширение кругозора 46,5

4. Повышение социального статуса после получения образования 9,1

5. Интерес к данной области 30,7

6. Необходимость получения новых знаний в избранной профессии 48,8

7. Желание в дальнейшем заниматься исследовательской работой по определенной проблематике 6,1

8. В связи с возможностью сокращения 2,3

9. Из-за несоответствия полученных в вузе (техникуме) знаний выполняемой работе 2,6

10. Необходимость повышения своей конкурентоспособности на рынке труда 27,7

11. Советы слушателей, обучавшихся в данном учреждении 0,4

12. Рекомендации руководителя 9,4

Примечание. Ответы на вопрос предполагали многовариантность, поэтому сумма ответов больше 100 %.

При этом у респондентов до 25 лет главными мотивами получения дополнительного профессионального образования являются: возможности ка-

рьерного роста (56,5 %), повышение социального статуса (44,8 %), интерес к данной области (45,9 %), желание заниматься исследовательской деятельностью (36,4 %) и необходимость повышения конкурентоспособности на рынке труда (45,1 %). Получение высокой профессиональной квалификации наиболее значимо для респондентов в возрасте от 36 до 55 лет (30,9 и 30,3 % соответственно в каждой группе). Для респондентов в возрасте от 36 до 45 лет основными мотивами выступают: расширение кругозора (33,8 %), необходимость получать новые знания (37,7 %), возможности сокращения (62,5 %) и несоответствие полученных в вузе знаний выполняемой работе (37,5 %).

В группе респондентов со средним образованием обучение по программе дополнительного профессионального образования способствует углублению знаний по специальности (57,1 %); это также является наиболее ценным для 32,8 % опрошенных со средним профессиональным образованием, 21,9 % - с высшим образованием и 23,8 % опрошенных с двумя и более образованиями. Для респондентов с неполным высшим образованием обучение по программе дополнительного профессионального образования - это прежде всего укрепление имеющегося социального статуса (25,4 %). Такие гарантии, как повышение оплаты труда (78,5 %), укрепление настоящего социального статуса (69 %), карьерный рост (59,2 %), профессиональный рост (64,5 %), углубление знаний по специальности (70,9 %) и получение дополнительных знаний по своей специальности (81,5 %), сохранение занимаемой должности (71 %), наиболее важны для респондентов с высшим образованием.

Необходимо отметить, что мотивы получения дополнительного профессионального образования, преломляясь сквозь призму собственных притязаний, приобретают различные оттенки. Так, для одних респондентов получение дополнительного профессионального образования важно с точки зрения повышения оплаты труда, для других - для сохранения желаемой должности, для третьих - для должностного и карьерного роста. Результаты авторского исследования выявили основные гарантии, которые дает обучение по программам дополнительного профессионального образования для слушателей. Для 22,2 % опрошенных получение дополнительного профессионального образования гарантирует укрепление своего настоящего статуса; для

28,6 % респондентов - это получение дополнительных систематических знаний по своей специальности. По мнению 30 % респондентов, повышать свою профессиональную квалификацию побуждает сотрудников ожидание того, что с повышением квалификации быстрее будет осуществляться их профессиональный рост.

Таким образом, основными мотивами получения дополнительного профессионального образования являются возможность приобретения новых знаний в избранной профессии, расширение кругозора и получение высокой профессиональной квалификации. Результаты анализа позволяют говорить, что ведущим мотивом является именно интерес к той области знаний, в рамках которой слушатели проходят обучение.

Список литературы

1. Мосичева, И. А. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения / И. А. Мосичева, В. П. Шестак, В. Н. Гуров. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2007. - 322 с.

2. Луобикене, И. Мотивы обучения взрослых / И. Луобикене, Э. Буткявичуне // Социологические исследования. - 2006. - № 5. - С. 140-143.

3. Горшков, М. К. Непрерывное образование в контексте модернизации / М. К. Горшков, Г. А. Ключарев. - М. : ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. - 232 с.

4. Шабашова, Е. Н. Особенности мотивационной сферы слушателей, получающих послевузовское дополнительное профессиональное образование / Е. Н. Ша-башова // Вестник Новгородского государственного университета. - 2010. -№ 58. - С. 79-82.

5. Развитие и состояние дел в области образования взрослых : Национальный доклад Российской Федерации : [подготовлен Министерством образования и науки Российской Федерации]. - иКЬ: http://www.unesco.org/fileadmin/MULTIMEDIA/ 1№Т1ТиТЕ§/и1Ь/соп11п1еа/р^,№йопа1_Керо115/А51а%20-%20Pacific/Russian_Federation.pdf

6. Красильникова, М. Оценка качества профессиональной подготовки работников / М. Красильникова, Н. Бондаренко // Вопросы образования. - 2005. -№ 1. - С. 264-275.

Тюрин Эдуард Иванович Tyurin Eduard Ivanovich

аспирант, Пензенский Postgraduate student,

государственный университет Penza State University

E-mail: [email protected]

УДК 159.922 Тюрин, Э. И.

Особенности мотивации получения дополнительного профессионального образования / Э. И. Тюрин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 3 (23). -С.77-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.