Научная статья на тему 'Особенности модернизации старопромышленных регионов'

Особенности модернизации старопромышленных регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
418
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СТАРОПРОМЫШЛЕННЫЕ РЕГИОНЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Павлов К.В.

В статье определены социально-экономические особенности модернизации некоторых старопромышленных регионов Российской Федерации, дана краткая характеристика возникновения и развития традиционных производств в Архангельской и Мурманской областях, а также Удмуртской Республике. Обоснована целесообразность выделения экономики и экологии старопромышленных регионов в качестве отдельного направления регионалистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности модернизации старопромышленных регионов»

28 (265) - 2014 УДК 332.336

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

особенности модернизации старопромышленных регионов

К. В. ПАВЛОВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики E-mail: kvp_ruk@mail.ru Камский институт гуманитарных и инженерных технологий, Ижевск

В статье определены социально-экономические особенности модернизации некоторых старопромышленных регионов Российской Федерации, дана краткая характеристика возникновения и развития традиционных производств в Архангельской и Мурманской областях, а также Удмуртской Республике. Обоснована целесообразность выделения экономики и экологии старопромышленных регионов в качестве отдельного направления регионалистики.

Ключевые слова: модернизация, социально-экономические особенности, старопромышленные регионы

Российская Федерация по занимаемой площади является самой большой страной мира - ее территория составляет одну восьмую часть земной суши. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что в состав нашей страны в настоящее время входят 85 субъектов Российской Федерации. Ни у какой другой страны в мире нет такого количества входящих в нее крупных регионов (для сравнения: США, также являющиеся одной из наиболее крупных по территории стран мира, состоят из 50 штатов и одного федерального округа Колумбия). Российские регионы к тому же отличаются большим разнообразием природно-климатических, экологических и хозяйственных условий их функционирования и развития.

Определенную часть субъектов Российской Федерации можно отнести к группе старопромышленных регионов. Так, в нашей стране к этой группе прежде всего относят уральские регионы, в которых начиная с XVII в. династия Демидовых

сумела организовать крупномасштабное промышленное производство в машиностроительной и металлургической областях. Европейский север России также можно отнести к группе старопромышленных регионов.

Архангельская область. Генезис формирования хозяйственной системы в регионах зоны севера Европейской части России несколько иной, чем в регионах Урала и Предуралья, что в значительной мере объясняется близостью первых к Северному Ледовитому океану и северным морям: Белому, Баренцеву и Карскому. Так, например, становление и развитие системы экономических отношений на территории современной Архангельской области в значительной мере обусловлено функционированием Архангельского морского торгового порта, который, по существу, является «воротами» для освоения богатств Арктики. Это крайне актуально в обозримой перспективе в связи с открытием огромных природных ресурсов, содержащихся в недрах этого стратегически важного региона.

В настоящее время Архангельский порт ежегодно пропускает около 4,5 млн т грузов при круглогодичной навигации, включает три грузовых района, контейнерный терминал, портовый флот, морской вокзал. Кроме того, большое значение использование транспортной составляющей имеет и в развитии экономики Мурманской области.

Уже в 1583 г. Иван Грозный повелел построить на берегу Северной Двины «город для корабельной пристани». Исполнение указа царя заняло ровно год. Архангельск развивался быстро. Через десять лет после постройки в Архангельске «дворов и

амбаров каменных» в город прибыл Петр I. Именно из Архангельского порта царь впервые в жизни вышел в открытое море на 12-пушечной яхте «Святой Петр», построенной специально к визиту молодого государя. И уже через год после первого визита Петр Великий собственноручно подрубил опоры первого русского корабля, построенного в Архангельске. Со «Святым Павлом» Россия отправилась в свое долгое торговое плавание. За четыреста лет истории порта из него отправились в путь более 200 полярных экспедиций. Из Архангельска на северо-восток уходили легендарные первопроходцы. Именно русские мореплаватели впервые снарядили высокоширотную северную экспедицию, проект которой был разработан самим М.В.Ломоносовым [1].

Архангельск - морской порт, расположенный в устье реки Северная Двина, в 50 км от Двинской губы Белого моря. Он является важным пунктом каботажных связей с районами Русского Севера, при этом порт - крупнейшее транспортное предприятие города. Архангельский морской порт принимает и отправляет пиломатериалы, целлюлозу, уголь, оборудование, металлы, промышленные и продовольственные товары. Кроме того, Архангельский морской порт - основная база Северного пароходства, выполняющего морские перевозки по Белому, Баренцеву, Карскому морям, Северному морскому пути и на заграничных линиях. Из Архангельска берут начало регулярные пассажирские линии до Мурманска, Диксона, Онеги, Мезени, Кандалакши и пунктов Новой Земли.

До начала XVIII в. Архангельский морской порт был единственным выходом русских товаров за границу. С возникновением в 1707 г. Петербургского порта роль Архангельского порта сильно снизилась. Вместе с тем в 1887 г. здесь были начаты дноуглубительные работы, что дало свободный проход паровым морским судам. Огромное значение имело и сооружение в конце XIX в. железной дороги, связавшей порт с центром России и открывшей морской путь сибирскому хлебу за границу.

В настоящее время ОАО «Архангельский морской торговый порт» - это многопрофильный торговый порт для перегрузки генеральных грузов, целлюлозы, картона, контейнеров, лесоматериалов, металла, удобрений, тяжеловесного оборудования, насыпных и навалочных грузов. Мощности порта позволяют перерабатывать до 4,5 млн т грузов в год.

Развитие глубоководного района Архангельского морского порта тесно связано с реализацией

проекта «Белкомур». Данный проект включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта России до 2030 г., утвержденную Правительством РФ 17 июня 2008 г., и будет реализован на основе государственно-частного партнерства с привлечением государственной поддержки. Проект предполагает строительство железнодорожной магистрали по направлению Соликамск - Гайны - Сыктывкар -Архангельск протяженностью 1 155 км.

Однако проект «Белкомур» приобретает значимость для грузоотправителей только в случае синхронной реализации этого проекта и строительства нового глубоководного района Архангельского порта. Тем самым будет обеспечена оптимальная (с кратчайшим железнодорожным плечом, недорогим и высокоэффективным современным портом, обеспечивающим удобный доступ в Северную Атлантику) транспортно-логистическая схема, направленная на развитие связей Российской Федерации с торговыми партнерами на товарных рынках стран Европейского союза, Северной и Южной Америки, Центральной и Юго-Восточной Азии.

В соответствии с разрабатываемой Стратегией социально-экономического развития Архангельской области на период до 2030 г. проект строительства нового глубоководного района «Северный» Архангельского морского торгового порта является ключевым и приоритетным проектом региона. Реализация инвестиционного проекта позволит:

- построить современный глубоководный грузовой район морского торгового порта Архангельск для обработки порядка 28 млн т/год (в том числе 17,5 млн т/год контейнерных грузов);

- обеспечить прием судов дедвейтом (грузоподъемностью) до 75 тыс. т;

- создать условия для развития в припортовой зоне объектов производственно-технического, инновационного, жилищного, культурно-развлекательного и сервисного назначения;

- создать в Архангельской области порядка 9 000 новых рабочих мест, из них 1 500 мест в новом порту и 7 500 - в припортовых инфраструктурных объектах;

- увеличить доходы бюджетов всех уровней за счет дополнительных налоговых поступлений на этапах строительства и эксплуатации нового портового комплекса [4].

Общий объем капитальных вложений в строительство портового комплекса определен в размере 25 250 млн руб. Финансирование строительства

предполагается осуществить за счет собственных средств в размере 30% и привлеченных средств в размере 70% от общего объема финансирования с последующей компенсацией его затрат по строительству объектов федеральной собственности. В целом выручка от реализации проекта определена в размере 7 632,6 млн руб. Согласно технико-экономическим расчетам, срок окупаемости инвестиций составит 8,3 года с начала финансирования проекта.

Строительство глубоководного района порта в северо-восточной части губы Белого моря позволит осуществить:

1) независимый выход из порта крупнотоннажных судов;

2) активизацию деятельности северо-восточных регионов Европейской части России, что окажет значительное влияние на экономическое развитие Архангельской, Вологодской и Пермской областей, Республики Коми, Ненецкого автономного округа;

3) решение вопросов, связанных с освоением Арктического шельфа, обслуживанием добывающих комплексов, развитием каботажного плавания;

4) создание на севере России производственных мощностей по переработке углеводородного сырья;

5) значительное повышение инвестиционной привлекательности Архангельской области;

6) создание в Архангельской области около 9 000 новых рабочих мест, из них 1 500 - в новом порту и 7 500 - в припортовых инфраструктурных объектах (строительство новых предприятий, переработка грузов, сборочные цеха крупных компаний и т.д.);

7) ежегодные налоговые отчисления (только от деятельности нового порта), которые составят: в федеральный бюджет - порядка 400 млн руб., в областной бюджет - около 800 млн руб. [2]. Мурманская область. В соседней с Архангельской Мурманской области для эффективного развития региональной экономики также крайне важно функционирование морского порта. Кроме того, здесь исключительное значение имеет и использование природных ресурсов региона. Освоение Хибинской группы месторождений апа-тито-нефелиновых руд на Кольском полуострове (т.е. в Мурманской области) началось в 1920-е гг. Геологические исследования Хибинского массива

привели к открытию богатых апатито-нефелино-вых руд, ставших качественно новым видом сырья для производства фосфорных удобрений. В это же время одновременно с геологоразведочными работами проводились технологические исследования, которые доказали, что из хибинского апатитового концентрата можно получить легко усваиваемый растениями суперфосфат.

Кроме того, результаты геологоразведки показали, что Хибинский горный массив по своим масштабам и концентрации ряда ценных пород (апатит, нефелин, сфен, титаномагнетит и эгирин) не имеет аналогов в мире. Так, апатит является основным по значению минералом в апатито-нефелиновых рудах, на его долю приходится подавляющая часть всего фосфора, содержащегося в земной коре.

Вторым по значению после апатита является нефелин, представляющий собой сырье для производства глинозема, цемента и различных видов соды. Нефелиновый концентрат является сырьевой базой действующих Пикалевского глиноземного комбината и глиноземно-содо-поташно-цементного производства Волховского алюминиевого завода.

Следующими по значению и ценности полезными ископаемыми Кольского полуострова являются сфен и титаномагнетит, которые в современных условиях служат перспективными источниками для производства пигментной двуокиси титана (ТЮ2). Надо сказать, что двуокись титана в Хибинской группе месторождений не учтена балансом запасов Российской Федерации. В целом запасы ТЮ2 в апатито-нефелиновых рудах составляют 35-50 млн т, что создает предпосылки для превращения Хибинской группы месторождений в потенциально перспективную базу титаносодержащего сырья. В настоящее время в структуре подтвержденных мировых запасов апатитовых руд доля хибинских месторождений составляет около 30%. В целом запасы апатито-нефелиновых руд в Мурманской области на начало 2012 г. представлены в табл. 1.

Государственным балансом учтены запасы девяти апатито-нефелиновых месторождений Хибинской группы, из которых шесть находятся в эксплуатации (Кукисвумчорр, Юкспор, плато Ра-свумчорр, Апатитовый цирк, Коашва и Ньоркпахк). Лицензиями на право пользования недрами обладает ОАО «Апатит», причем лицензии выданы с правом разработки в пределах всего контура подсчитанных и утвержденных запасов апатито-нефелиновых руд. Три месторождения - Олений ручей, Куэльпор и

Таблица 1

Запасы апатито-нефелиновых руд в Мурманской области на начало 2012 г., млн т

Запасы Месторождение Всего

Кировский рудник Расвумчоррский рудник Центральный рудник Восточный рудник

Балансовые 999,6 381 63,6 809,9 2 254,1

Промышленные, всего Из них: - вскрытые - готовые к выемке В том числе: - на действующих подземных горизонтах - на строящихся подземных горизонтах - в пределах существующих проектных контуров карьеров 827,8 251.5 2,9 250.6 78,3 4,0 314,3 34,5 1,8 42,9 47,4 0,1 58.6 18.7 2,0 58,6 692,8 22,5 1,2 183,0 1 893,5 327,2 7,9 293,5 125,7 245,7

Перспективные 494,9 223,9 - 509,8 1 228,6

Партомчорр - детально разведаны и находятся в государственном резерве. Также осуществляется программа поисково-оценочных и геологоразведочных работ на новых рудных участках: Снежный цирк, Вуоннемиок и др. Минимальное промышленное содержание полезного компонента по действующим кондициям составляет по разным месторождениям 7-8% фосфорного ангидрида (Р2О5). Расчеты по оценке минимального промышленного содержания полезного компонента в современных экономических условиях, проведенные специалистами ОАО «Гипроруда», показали, что этот показатель должен находиться в диапазоне 13,5-14,9% при вариантах бортового содержания Р2О5 равных 4-8,6%.

Хибинская группа месторождений по разведанным запасам руд и содержанию полезных компонентов уникальна и не имеет аналогов в мире. Эксплуатируемые месторождения апатито-нефелиновых руд являются надежной сырьевой базой горно-химической промышленности. Таким образом, эксплуатируемые месторождения апати-то-нефелиновых руд Хибинской группы наряду с фосфорным и алюминиевым сырьем могут стать богатой сырьевой базой для металлургической, химической и иных видов промышленности при условии их комплексного использования и применения эффективных технологий переработки получаемых концентратов.

В настоящее время рост производства апатитового концентрата направлен на расширение его поставок на российские предприятия. Это послужило базой для восстановления работы многих российских заводов по производству минеральных удобрений (в частности, в Балакове, Уварово, Мелеузе) и увеличения производства на заводах минеральных

удобрений в Воскресенске, Череповце, Новгороде. Однако пока доля поставок на российский рынок не превышает 50-60% выпускаемой продукции.

При емкости российского рынка в 13,8 млн т в год и производственных возможностях выпуска апатитового концентрата до 9,5 млн т на ОАО «Апатит» остро стоит вопрос о консолидации с предприятиями агропромышленного комплекса, а также строительстве завода по производству тройного суперфосфата. Потребление нефелинового концентрата в настоящее время ограничено мощностью ОАО «Пикалевское объединение «Глинозем» -1 млн т, в то время как возможности ОАО «Апатит» составляют 4 млн т при выполнении реконструкции нефелинового отделения фабрики. В настоящее время в соответствии с соглашением о намерениях ОАО «Апатит» и ОАО «Пикалевское объединение «Глинозем» разрабатывается ТЭО строительства второго завода по производству глинозема.

Таким образом, при комплексной переработке апатито-нефелиновой руды емкость внутреннего рынка была бы удовлетворена полностью в титановых пигментах, содопродуктах, редких землях и др. Имеющиеся прогнозы емкости внутреннего рынка по многим видам продукции показывают, что альтернативы удовлетворения потребности в них за счет апатито-нефелиновых руд не имеется.

Экологическая ситуация в Кировско-Апатитс-ком районе Мурманской области весьма сложная. Под хранилища хвостов1 ОАО «Апатит» отводятся большие земельные площади, которые становятся источниками загрязнения атмосферного воздуха

1 Хвосты (в горном деле) - отходы обогащения полезных ископаемых, в которых содержание ценного компонента ниже, чем в исходном материале.

Таблица 2

Минеральный состав хвостов апатитового производства

Минерал Содержание, %

Апатит 4,0-8,0

Нефелин 55,0-65,0

Эгирин 7,0-10,0

Сфен 1,5-3,0

Титаномагнетит 2,0-3,0

Полевые шпаты 8,0-12,0

и водных ресурсов, при том, что хвосты апатито-нефелинового производства состоят из ценнейших компонентов. В табл. 2 приведен минералогический состав хвостов апатитового производства.

Такая ситуация не только негативно сказывается на экологической обстановке в Кировско-Апатитском районе, нанося значительный ущерб окружающей среде, но и является существенным препятствием для дальнейшего развития ОАО «Апатит».

Подобное неэффективное использование апа-тито-нефелиновых руд приводит к недополучению важной продукции и противоречит принципам рационального недропользования: ограниченность и невозобновляемость запасов полезных ископаемых обусловливают необходимость их комплексного использования. Известно, что апатито-нефелиновые руды являются комплексным сырьем, характеризуются сложным минералогическим составом, в них содержится около 20 химических элементов: фосфор, алюминий, железо, титан, ванадий, редкие земли и др. При этом емкость рынка в большинстве этих элементов удовлетворяется не полностью.

Учитывая значительные запасы нефелина в Хибинах, а также переход алюминиевой промышленности на отечественное сырье, проблема производства нефелинового концентрата является первоочередной. Решение этой проблемы откроет перспективу непосредственной переработки хвостов обогатительных фабрик ОАО «Апатит». Эффективность комплексной переработки нефелина во многом определяется возможностью получения на его основе вяжущих и строительных материалов. Фактический коэффициент комплексности2 использования апатито-нефелиновых руд составляет около 0,5. Этот же коэффициент, рассчитанный для

2 Коэффициент комплексности представляет собой отношение суммарной стоимости извлеченных в товарную продукцию полезных компонентов к суммарной стоимости компонентов в сырье.

полного извлечении нефелина и комплексной его переработки по существующей технологии, - 0,8. В случае получения из апатито-нефелиновых руд наряду с апатитовым и нефелиновыми концентратами также сфенового, титаномагнетитового и эгирино-вого концентратов и комплексной переработки их по разработанным к настоящему времени технологиям с извлечением всех полезных компонентов коэффициент комплексности повысился бы до 0,9.

Экологическая безопасность района, таким образом, тесно связана с проблемой комплексного использования апатито-нефелиновых руд, решение которой во многом зависит от применения современных ресурсосберегающих технологий и перехода ОАО «Апатит» от монопродуктового характера производства к полипродуктовому.

Формирование оптимальной по экономическим критериям структуры рудно-сырьевой базы объединения осуществлялось с учетом современного состояния горных работ, с использованием сравнительной оценки путей развития рудников, обогатительного передела, схем транспорта, масштабов производства и состояния промышленных запасов. Для детальной проработки в ТЭО были приняты разные варианты развития производства апатитового концентрата в объемах от 8 до 11 млн т в год и периоды стабильной работы в каждом из вариантов. На основе выводов по каждому варианту был принят к реализации вариант производства апатитового концентрата на уровне 8,5-9 млн т до 2015 г. с возможным кратковременным увеличением до 9,3-9,5 млн т в год. Основные предпосылки для реализации принятой программы сводятся к следующему.

1. Основу рудно-сырьевой базы региона в указанный период составляют шесть месторождений (Кукисвумчоррское, Юкспорское, Апатитовый цирк, плато Расвумчорр, Коашвинское и Ньюр-пахкское), отработка которых ведется четырьмя рудниками.

2. Корректировка ранее принятых по всем рудникам проектных решений и уточнение их возможностей по добыче руды на период до 2015 г. с учетом фактического состояния горных работ и намечаемых объемов капитальных вложений за счет собственных средств.

3. Полное техническое перевооружение подземных горных работ с переходом на систему поэтажной выемки с применением высокопроизводительного импортного самоходного оборудования.

4. Определение приоритетности в планировании капитальных вложений на поддержание и развитие рудников в целях более рационального распределения средств и повышения эффективности действующего производства. Технологическая стратегия вывода и поддержания мощности добычи на уровне 9 млн т апатитового концентрата в год (29-31 млн т руды) основывается на интенсивном развитии Кировского и Восточного рудников в целях достижения их максимальной производительности для компенсации выбывающих объемов Центрального рудника после 2015 г. Планируется строительство завода по производству фосфорной кислоты, который будет размещаться в уже существующих корпусах с проектной мощностью по фосфорной кислоте -300 тыс. т Р2О5, серной кислоте - 750 тыс. т и фтористому алюминию - 912 тыс. т. Капитальные вложения составят 193 млн долл. Без остановки производства планируется реконструкция второй апатито-нефелиновой обогатительной фабрики (АНОФ-2) и модернизация ее оборудования. Всего до 2015 г. капитальные вложения по обогатительному переделу составят 60 млн долл., в том числе на реконструкцию АНОФ-2 - 25 млн долл.

Правильно выбранная стратегия использования минерально-сырьевой базы в составе действующих рудников, которая позволяет наиболее рационально вкладывать имеющиеся у предприятия средства в целях более эффективного развития производства и, следовательно, более эффективной отдачи от вложенных средств, позволит ОАО «Апатит» решить эту задачу и обеспечить требуемый уровень производства апатитового концентрата. Вместе с тем очевидно, что при более интенсивном развитии, чем это предусмотрено в ТЭО, срок стабильной работы предприятия уменьшится, поэтому специалисты ОАО «Апатит» рассматривают возможность поддержания производительности предприятия на достигнутом уровне за счет вовлечения в отработку запасов руды на глубинных горизонтах подземных рудников и резервных месторождениях Хибинского массива, находящихся непосредственно в зоне промышленной деятельности ОАО «Апатит». Потенциальные объемы выпуска продукции и производства работ приведены в табл. 3.

Однако вследствие повышения комплексности использования сырья развитие предприятия связано не только с традиционными, но и с новыми видами продукции. Разработана эффективная технология

Таблица 3

Основные показатели производственного плана ОАО «Апатит» до 2015 г.

Показатель Год

2005 2010 2015

Выработка апатитового концентрата, тыс. т 8 700 8 900 8 000

Добыча руды, тыс. т 27 100 26 900 25 000

Вскрышные работы, тыс. м3 23 660 19 930 16 520

Проходческие работы, км 31,2 37,0 43,9

получения пяти концентратов в условиях оборотного водоснабжения. Кроме того, имеется возможность дополнительно к традиционным видам продукции добавить еще три концентрата, но для ее реализации необходимо расширить рынок сбыта нефелинового концентрата и найти применение новым для нашей промышленности продуктам - эгириновому, сфено-вому и титаномагнетитовому концентратам.

В настоящее время компания «ФосАгро» является крупной вертикально интегрированной структурой с полным циклом производства фосфорсодержащих минеральных удобрений (ФМУ) - от добычи фосфатного сырья до конечных продуктов (удобрения, кормовые фосфаты, фосфорная кислота). Группа «ФосАгро» объединяет крупнейшие предприятия российской химии: ОАО «Аммофос» (Вологодская область), ОАО «Балаковские мину-добрения» (Саратовская область), транспортно-экспедиторскую компанию «ФосАгро-Транс» и Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам (НИИУИФ, Москва) с общей численностью около 36 тыс. чел. ОАО «Апатит» (Мурманская область) является поставщиком фосфатного сырья для всех предприятий корпорации. Поставки минеральных удобрений российским потребителям и в страны СНГ осуществляет ООО «ФосАгро-Регион», а руководство производственно-хозяйственной деятельностью всех предприятий корпорации осуществляет управляющая компания ЗАО «ФосАгро АГ». Таким образом, «ФосАгро» сегодня является крупнейшей компанией в Европе и третьей в мире по объемам добычи и производства фосфоросодержащих удобрений [11]. Суммарный годовой объем производства ФМУ превышает 3,5 млн т, что составляет около 50% их общего производства в России.

Производство минеральных удобрений во многом зависит от качества сырья. Россия обладает одним из самых крупных резервов экологически чистых фосфатных руд в мире. Они сосредоточены на

Кольском полуострове в Хибинском горном массиве и представлены крупнейшими в мире апатит-нефелиновыми месторождениями, разработкой которых занимается базовое предприятие компании - ОАО «Апатит». К крупнейшим в России предприятиям по производству фосфорных удобрений в настоящее время относятся следующие. ОАО «Аммофос» (г. Череповец, Вологодская область) в последнее время в среднем за год в пересчете на стопроцентное содержание питательных веществ производило около 35% всего объема фосфорных удобрений в России. ООО «Балаковские минеральные удобрения» (Саратовская область) производит свыше 15% ФМУ, холдинговая группа «Акрон» - свыше 12% и компания «Еврохим» - около 10%.

Важным стратегическим мероприятием выступает централизация управления с организацией инновационного и учебно-методологического отраслевого центра. Основными задачами созданного центра являются:

• управление инновационным циклом - от маркетинга и проработки идеи до внедрения в производство в непрерывной взаимоувязанной и согласованной последовательности;

• концентрация поисковых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в едином комплексе с необходимыми элементами: банками данных, базами знаний, действующим производством, кадрами и т.д.;

• создание портфеля инновационных проектов, готовых к реализации на отраслевых предприятиях и отвечающих мировому уровню;

• проведение встреч, конференций и других мероприятий по обмену информацией, нацеленных на интеграцию в научное отраслевое сообщество;

• предоставление потребителю комплексной и научно обоснованной информации об оптимальных нормах внесения удобрений на основе химического анализа почв;

• использование инновационного центра в качестве базы для повышения квалификации специалистов отраслевых предприятий, прохождения практики студентами, подготовки научных кадров.

Стратегическая цель создания инновационного центра - это целенаправленное и управляемое обновление технологической базы отраслевых предприятий как основы роста их конкурентоспособности, ее соответствие мировому уровню технологий

и увеличение добавленной стоимости продукции. Создание такого инновационного центра потребует в течение 3-5 лет значительных финансовых затрат, нести которые могут только крупные отраслевые структуры. При этом создание инновационного центра является одной из стратегических целей вертикально интегрированной компании «ФосАгро», объединяющей крупнейшего в России производителя апатитового концентрата (ОАО «Апатит») и отраслевых производителей фосфорсодержащих удобрений [5].

Долгосрочная политика технического перевооружения, реализуемая «ФосАгро», требует адекватного научно-технического, проектного и управленческого сопровождения. Актуальность создания базового отраслевого инновационного центра характерна и для других отраслевых компаний и определяется усиливающимся разрывом между технико-экономическими показателями действующих физически изношенных и морально устаревших производств, с одной стороны, и вводимых современных мощностей с заложенными ресурсосберегающими и экологически безопасными технологиями -с другой. Ликвидировать этот угрожающий конкурентоспособности сектора разрыв можно только путем целенаправленного и управляемого внедрения лучших решений, прикладных разработок и технологий в действующее производство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удмуртская Республика. Еще одним крупным регионом России, где уже несколько столетий интенсивно развиваются различные отрасли промышленности, являются территории Урала и Предура-лья. Так, в XVIII в. был дан старт промышленному развитию на территории современной Удмуртской Республики [8]. К концу XVIII в. территорию современной Удмуртии составляли Глазовский, Елабуж-ский, Сарапульский и Малмыжский уезды Вятской губернии. В 1804 г. вышел указ об объединении Вятской и Пермской губерний в единое генерал-губернаторство, что привело к существенному изменению в системе управления заводами. В 1807 г. была окончательно упразднена Берг-коллегия3, которой подчинялись Воткинский и Ижевский казенные заводы. Вместо коллегии был учрежден горный департамент при министерстве финансов, в ведение которого и перешел Воткинский завод. На-

3 Берг-коллегия (от нем. Berg - гора) - орган по руководству горнорудной промышленностью в России. Была учреждена в 1719 г. по инициативе Петра I, действовала с перерывами до 1807 г

чиная с 1828 г. он стал составлять самостоятельный горный округ, вследствие чего заводские конторы были подчинены окружным начальникам.

Летом 1807 г. под руководством горного инженера А.Ф. Дерябина на Ижевском заводе было начато строительство оружейного производства, в результате чего в 1808 г. этот завод был передан в военное министерство [3]. Производство оружия нарастало медленно: в 1807 г. было собрано всего 7 пехотных ружей, 5 пистолетов, 6 солдатских тесаков, в 1808 г. - 25 ружей, 14 пистолей и 14 тесаков. В 1811 г. было уже заварено 2 412 стволов, однако из-за большого брака до конечной продукции довели только половину. В 1855 г. здесь был внедрен новый способ получения железа, вследствие чего брак при изготовлении стволов сократился более чем втрое. В итоге за период 1809-1866 гг. на заводе изготовили более одного миллиона ружей и винтовок.

Таким образом, несмотря на то, что в первой половине XIX в. в Удмуртском крае продолжало преобладать мануфактурное производство, и использовался преимущественно принудительный труд, в этот период регион стал одним из центров тяжелой промышленности Урала, возросла его роль в развитии металлургии и металлообработки, оружейной промышленности. Это произошло за счет расширения и совершенствования крупной казенной мануфактуры, причем строились не только казенные, но и частные предприятия вышеперечисленных направлений, а также предприятия химической и легкой промышленности. Иначе говоря, уже в первой половине XIX в. Удмуртия постепенно превратилась из аграрного в аграрно-промышленный район России. Кроме того, развивались торговля и транспорт, налаживались связи со Средней Азией, Сибирью, Китаем, а также со странами Западной Европы.

Удмуртская Республика в настоящее время является одной из 22 республик в составе Российской Федерации. Как отдельная административно-территориальная единица она впервые была образована 4 ноября 1920 г. в виде Вотской автономной области, 1 января 1932 г. была переименована в Удмуртскую автономную область, 28 декабря 1934 г. преобразована в Удмуртскую АССР, а с 11 октября 1991г. - в Удмуртскую Республику в составе Российской Федерации. Столицей региона является город Ижевск с численностью населения около 611тыс. чел.

Удмуртская Республика расположена в западной части Среднего Урала в междуречье Камы и Вятки и занимает площадь 42,1 тыс. км2 (0,25% общей

площади Российской Федерации). На западе и севере граничит с Кировской областью, на востоке - с Пермской областью, на юго-востоке - с Республикой Башкортостан, на юге и юго-западе - с Республикой Татарстан. Протяженность территории с севера на юг - 297,5 км, с запада на восток - 200 км. Общая протяженность границ - 1 800 км. Расстояние от Ижевска до Перми - 376 км, до Казани - 395, до Екатеринбурга - 800, до Москвы - 1 129 км.

Удмуртская Республика имеет все виды транспортного сообщения с другими регионами России. Транспортная сеть включает в себя 777 км железных дорог, 6 302 км автомобильных дорог общего пользования (в том числе 6 028 км дорог с твердым покрытием), 180 км судоходных речных путей с выходом на Каспийское, Черное и Балтийское моря. Судоходство по реке Кама - в пределах республики (важнейшие пристани - Камбарка и Сарапул). Республику пересекают 12 магистральных газопроводов и 4 магистральных нефтепровода.

Природа Удмуртии по растительному покрову относится к таежной зоне: почти половина ее территории покрыта лесами, в основном хвойными. Республика богата нефтью, торфом, строительными материалами, открыты запасы каменного угля. Отмечены рудопроявления меди, железа, марганца, минеральных красок, распространены известняки, глины, пески, гравий. Основные секторы промышленности - нефтедобыча, производство машин и оборудования, пищевых продуктов, металлургия и производство готовых металлических изделий, электрооборудования, электронного и оптического оборудования. В сельском хозяйстве преобладают зерноводство, льноводство, овощеводство, производство мяса, молока и яиц.

Удмуртия находится на востоке Русской равнины, в европейском Приуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Положение республики в средних северных широтах и отсутствие поблизости морей обусловливают умеренно континентальный климат с холодной снежной зимой и теплым летом. Самый холодный месяц - январь (среднемесячная температура воздуха -9,9 градусов по Цельсию), самый теплый - июль, средняя температура месяца 20,9 градусов выше нуля. На территории Удмуртии расположено пять городов республиканского значения, в том числе Ижевск, Воткинск, Глазов, Сарапул и Можга и один город районного подчинения (Камбарка), 25 сельских районов, 5 поселков городского типа, 317 сельских администраций,

1 961 сельских населенных пунктов. Численность населения республики на 1 января 2012 г. - 1 526,3 тыс. чел. Городское население составляет 67,8%, плотность населения - 36 чел./км2. Основные показатели развития социально-экономической сферы Удмуртской Республики приведены в табл. 4.

Важнейшим итогом первого десятилетия XXI в. стало стабильное поступательное развитие Уд-

муртии в составе России, когда республика продемонстрировала устойчивый рост своих основных экономических показателей. Так, с 2001 по 2012 г. валовой региональный продукт увеличился в 5,4 раза, налоговые поступления - в 7,8 раза, доходы консолидированного бюджета региона выросли в 5,7 раза, инвестиции в основной капитал - 4,9 раза. С 2003 г. Удмуртия стала самодостаточной

Таблица 4

Основные показатели социально-экономического развития Удмуртской Республики в 2005-2012 гг.

Показатель Год

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2012

Валовой региональный продукт в основных ценах, млн руб. Темп развития в сопоставимых ценах, % 139 995 104,4 164 848 104,2 205 647 104,0 243 136 102,7 229 369 94,0 254 700 108,0 289 884 104,3

Объем продукции, работ, услуг в промышленности по полному кругу предприятий, млн руб. 128 460 159 950 200 245 226 941 201 934 230 640 270 800

Индекс промышленного производства, % 100,5 101,5 102,7 99,9 95,1 108,2 105,0

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, млн руб. Темп развития в сопоставимых ценах, % 26 875 154,3 34 312 114,9 44 463 112,0 49 878 90,8 40 450 72,9 42 346 101,0 46 000 100,4

Объем добычи нефти, тыс. т 10 160 10 226 10 359 10 402 10 290 10 509 10 500

Объем валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах, млн руб. Темп развития в сопоставимых ценах, % 18 656 103 21 845 106,3 25 254 98,4 32 205 103,9 33 247 102,1 34 876 87,1 39 640 104,0

Розничный товарооборот (по всем каналам реализации), млн руб. 41 570 53 547 70 424 98 293 104 422 117 361 140 850

Прибыль (сальдированная) по полному кругу организаций, млн руб. Темп роста в фактических ценах, % 11 558 171,3 25 370 219,5 36 519 143,9 33 246 91,0 26 815 80,7 32 587 121,5 39 000 119,7

Фонд оплаты труда, млн руб. Темп роста в фактических ценах, % 45 737 122,7 53 800 117,6 66 637 123,8 87 957 132,0 88 196 100,3 93 520 106,0 99 965 106,9

Номинальная начисленная средняя заработная плата одного работника (в среднем за период), руб. Темп роста в фактических ценах, % 6 373 124,2 7 798 122,4 9 839 126,2 12 154 123,5 13 099 107,8 14 291 109,1 15 600 109,2

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума (к общей численности населения), % 22,4 19,0 17,3 16,1 15,0 14,8 15,5

Реальные располагаемые денежные доходы населения, % 113,0 122,3 111,0 104,2 104,0 104,1 101,5

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн руб. Темп роста в сопоставимых ценах, % 9 068,6 103 10 699,3 103 17 279,2 132 25 180,6 112 15 765,3 61 17 809,8 110 16 060,0 100

Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 общей площади 371,7 423,9 483,0 486,4 464,8 482,0 500,0

Ввод газовых сетей, км 517,5 580,0 805,5 870,0 781,7 361,0 400,0

Жилищное кредитование, млн руб. 872,3 4 854 6 766,1 6 201,4 2 735,9 4 859,5 5 500,0

Уровень регистрируемой безработицы (на конец периода), % от числа экономически активного населения 2,80 2,20 1,56 1,64 3,34 2,10 1,80

Уровень безработицы по методологии МОТ, % 7,8 8,4 7,9 7,9 8,7 9,3 8,8

Среднегодовой сводный индекс потребительских цен, % 112,0 109,7 109,7 115,3 112,3 108,3 109,8

300

250 -

200 -

150

100 -

50 -

► 270,8

226,9

200,2

230,6

202,0

"159,9

f129,1

■54,8

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2012

Динамика объема выпуска промышленной продукции в Удмуртии в 2000-2012 гг., млрд руб.

ржке построить и реконструировать в республике 222 объекта животноводства, приобрести 12 600 голов высокопродуктивного крупного рогатого скота. За указанный период времени парк сельскохозяйственной техники пополнился 3 825 тракторами и комбайнами.

По программе строительства жилья для сельских жителей построены или приобретены 2 034 дома, в том числе 737 -для молодых семей или специалистов. Комплекс-

территорией, отчисляющей в бюджет Российский Федерации более половины поступающих налогов. Кроме того, объем продукции и услуг в промышленности за указанный период в действующих ценах вырос в 4,9 раза, а среднегодовой прирост составил 15,6% (см. рисунок). На промышленных предприятиях были освоены новые изделия, реализованы инвестиционные проекты, направленные на повышение качества, технологичности и конкурентоспособности продукции, энергосбережение и охрану природы. Ежегодно наращивая добычу, нефтяники Удмуртии извлекли из недр республики 106,3 млн т углеводородного сырья.

Несмотря на промышленное освоение ее территории и определенные достижения в сфере развития промышленного производства, Удмуртия была и остается аграрным регионом. Его природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, а также производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности. По климатическим условиям, обеспеченности растений теплом и влагой территория Удмуртской Республики разделена на три агроклиматических района: северный, центральный и южный [6]. На развитие аграрного сектора региональной экономики с 2000 г. привлечено свыше 60 млрд руб., при этом объем финансовой помощи сельским товаропроизводителям из консолидированного бюджета Удмуртии вырос более чем в 6 раз. Национальный проект «Развитие АПК» и Государственная программа развития сельского хозяйства позволили с 2005 г. при бюджетной подде-

но развиваются и сельские поселения. Так, с 2001 г. введено в эксплуатацию 260 объектов, из них: 142 объекта народного образования, 29 - здравоохранения, 24 - культуры, 32 - социального обслуживания, 30 крупных спортивных сооружений.

Благодаря постоянным мерам государственной поддержки среднегодовой темп роста валовой продукции в 2001-2012 гг. в аграрных хозяйствах всех категорий составил около 15% (в действующих ценах). Относительно уровня 2000 г. более чем на 28% выросло производство мяса, на 23% - молока, на 60 % - яиц, для сельскохозяйственных организаций эти показатели составляют 83, 48 и 67 % соответственно (табл. 5). Средний годовой удой молока от 1 коровы в общественном секторе к 2012 г. составил 4 680 кг (против 2 617 кг в 2000 г.). В итоге республика вошла в первую десятку субъектов РФ по производству мяса крупного рогатого скота, свиней, молока, продуктивности скота и птицы в промышленном животноводстве, численности крупного рогатого скота и свиней в сельскохозяйственных организациях.

Лесопромышленниками республики продолжена работа по внедрению современных технологий глубокой переработки древесины, что позволяет более эффективно использовать лесные богатства Удмуртии (табл. 6). В рамках республиканской целевой программы «Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2015 гг.» предусмотрены инвестиции на сумму более чем 2,5 млрд руб.

Начиная с 2001 г. в экономику и социальную сферу Удмуртии инвестировано почти 350 млрд руб.

Таблица 5

Производство основных видов продукции животноводства в хозяйствах всех категорий Удмуртской Республики в 2000-2012 гг.

Вид продукции Год

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2012

Мясо (реализация в живом весе), тыс. т 127,8 138,2 142,9 149,0 152,8 161,5 162,4 164,0

Молоко, тыс. т 549,9 629,8 666,6 671,4 666,5 667,2 671,2 680,0

Надой молока на одну корову в с/х организациях, кг 2 617 3 611 4 018 4 173 4 261 4 431 4 581 4 680

Яйцо домашней птицы, млн шт. 556,4 767,8 836,8 837,1 914,5 946,4 952,1 892,0

Таблица 6

Лесовосстановление в лесном фонде Удмуртской Республики в 2006-2012 гг., га

Лесовосстановление Год

2006 2007 2008 2009 2010 2012

В лесном фонде, всего 4 664 4 528 4 351 5 144 5 258 5 283

В том числе:

- посадка и посев леса 2 344 2 598 2 503 2 508 2 602 2 614

- содействие естественному возобновлению леса 2 320 1 930 1 848 2 636 2 666 2 669

Одной из приоритетных задач является обеспечение населения, в том числе молодых семей, благоустроенным жильем. В итоге за указанный период в республике было построено более 4,5 млн м2 жилья (табл. 7). Выдано льготных и ипотечных жилищных кредитов и займов на сумму около 32,2 млрд руб. При максимально льготных условиях кредитования государственную поддержку получили свыше 3 700 молодых семей, в том числе по программе «Жилье для молодых семей» - свыше 3 400 семей. Построено, реконструировано и капитально отремонтировано 505 объектов социальной сферы. На реализацию федеральной и региональной программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с 2005 г. направлено около 2,7 млрд руб., в результате в благоустроенные жилые помещения переселено свыше 2 000 семей. На капитальный ремонт многоквартирных домов выделено почти 2,4 млрд руб., что позволило за последние годы отремонтировать 1 650 домов.

В первое десятилетие XXI в. в республике проложено 5,9 тыс. км газовых сетей, газифицировано 91,3 тыс. квартир и домовладений. Уровень газификации увеличился с 52,2 до 63,8%, в том

Строительство жилья в Удмур

числе на селе - с 16,8 до 39,0%. В республике последовательно повышаются уровень и качество жизни граждан: денежные доходы населения за 2000-2012 гг. выросли в 9,3 раза. Средняя заработная плата достигла 15,6 тыс. руб. и увеличилась в 9 раз, средний размер пенсии вырос в 10 раз и составил 8 тыс. руб. Это позволило сократить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума с 35,1% в 2000 г. до 14,5% в 2012 г.

Модернизация, техническое перевооружение и прогрессивная структурная перестройка российской экономики на основе использования новейших инновационных технологий (в том числе нанотехно-логий, биотехнологий и т.п.) являются важнейшими условиями эффективного инновационного развития страны и роста конкурентоспособности отечественной продукции. Все это позволит уменьшить зависимость уровня и темпов социально-экономического развития страны от экспорта сырьевых ресурсов и действительно осуществить структурную перестройку отечественной экономики, о необходимости которой говорится уже очень давно [9]. Важно также и то, что в результате этого улучшится имидж России, которую пока еще нередко

Таблица 7

кой Республике в 2000-2012 гг.

Показатель Год

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2012

Введено жилья, тыс. м2 257,0 371,7 423,9 483,0 486,4 464,8 482,0 502,1

Выдано жилищных кредитов, млн руб. В том числе молодым семьям 54,0 7,8 872,0 78,0 4 854,0 380,9 6 766,1 484,0 6 201,4 779,3 2 735,9 1 389,7 4 859,5 2 236,4 7 002,0 1 700,0

- 21

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

отождествляют с сырьевым придатком развитых стран. В целом мировой опыт свидетельствует о том, что рост инвестиций в инновационные сферы экономики способствует ускоренному развитию народнохозяйственного комплекса государств и повышению среднего уровня жизни населения.

При осуществлении модернизации важное значение имеет учет региональных и отраслевых особенностей национальной экономики. Так, например, практически во всех республиках - субъектах РФ одной из важнейших форм модернизации будет являться возрождение народных промыслов, некогда развиваемых титульными нациями этих территорий. В Удмуртии к таким промыслам относится льноводство, которое интенсивно развивалось здесь в XVШ-XIX вв. и на первых этапах существования советской власти. Тогда Удмуртия входила в тройку регионов, являющихся крупнейшими в стране производителями льна и изделий из него.

Лен в Удмуртии является традиционной технической культурой, и возделывание его на территории края началось еще в глубокой древности. В первой половине XIX в. широкое развитие приобрело производство домашнего текстиля: женщины пряли, ткали шерстяные ткани и холсты, шили одежду, вязали, вышивали, причем крестьянские домотканые изделия вывозились за пределы края. В 1837 г. вятский губернатор отмечал, что из льна в местных уездах выделывалось 2,5 млн аршин холста, который отправлялся в Архангельск, где его охотно покупали иностранные торговцы. В середине XIX в. из губернии уже вывозилось около 15 млн аршин холста, в том числе в Казань для мешков - около 800 тыс. аршин. В это же время принимались меры по усовершенствованию крестьянского ткачества, в связи с чем централизованно были выписаны самопрялки и усиленно внедрялись среди крестьянок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После социалистической революции выращивание льна-долгунца в Удмуртии продолжилось - в отдельные годы площади под посевами льна достигали 60 тыс. га. В послевоенный период посевные площади под лен в республике резко сократились. В настоящее время руководством Удмуртской Республики ставится задача возрождения льноводства и постепенное доведение его производства до прежних объемов. Для этих целей выделяются определенные финансовые ресурсы, в связи с чем достаточно быстрыми темпами идет возрождение этого производства.

Сегодня лен выращивается в 15 районах Удмуртии, в основном в северной ее части, и площади, занятые посевом льна, составляют около 15 тыс. га. С 2007 г. реализуется республиканская программа «Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики», мероприятия которой направлены на увеличение производства льняной продукции и повышение эффективности производства предприятий льняного комплекса. Значительную роль здесь могут сыграть районные общества потребительской кооперации, которые в свое время оказали существенное влияние на процесс культивирования и обработки льна.

Кроме того, можно было бы увеличить объемы производства и в таких традиционных для удмуртов народных промыслах, как пчеловодство, лесные промыслы, отхожие промыслы (выделка рогож, циновок, кулей, крашение шерстяных, бумажных, холщевых тканей и пряжи). В других республиках России сложилась похожая ситуация - в них можно развивать другие виды полузабытых народных промыслов, нередко называемых этноэкономикой. У башкир, например, традиционными народными промыслами были коневодство и кумысоделие, которые в последнее время также интенсивно возрождаются. В Республике Башкортостан можно было бы существенно разнообразить региональную хозяйственную деятельность, участвуя в развитии этих традиционных промыслов. Таким образом, процесс модернизации экономики кроме собственно технологической составляющей включает также этнический, социальный, экологический, этический, эстетический и иные аспекты.

Учитывая важное значение, которое имеет группа старопромышленных регионов в развитии экономики как России, так и ряда других государств на постсоветском пространстве (например, Донецкая, Днепропетровская и Харьковская области Украины), автором обосновывается идея о целесообразности выделения экономики и экологии старопромышленных регионов в качестве отдельного научного направления в регионалистике. Важнейшей теоретической задачей этой новой области регионалистики, имеющей в то же время огромное практическое значение, является осуществление полноценной классификации старопромышленных регионов. От того, к какому типу будет отнесен тот или иной старопромышленный регион, зависит определение особенностей, выбор методов и форм осуществления его модернизации, что является

крайне актуальным для современного развития российской экономики.

Таким образом, экономическая система старопромышленных регионов России является важной составной частью экономики страны. Генезис и развитие хозяйственных систем в различных старопромышленных регионах, как правило, существенно отличаются друг от друга, что в значительной мере объясняется особенностями природно-климатических условий развития территориальной экономики, спецификой ресурсного потенциала каждого региона, его географическим расположением и рядом других факторов. Например, регионы Урала в последнее время характеризуются истощением ресурсной базы по некоторым видам полезных ископаемых. В этой связи актуальность и необходимость осуществления модернизации и структурной перестройки экономики уральских старопромышленных регионов (т.е. создание условий и формирование хозяйственно-управленческих механизмов перехода в этих регионах от экономики сырьевого типа к высокотехнологичной экономике) существенно выше, чем в малоосвоенных регионах (например, на севере Сибири).

С другой стороны, в Белгородской области -другом старопромышленном регионе России -наоборот, по-прежнему в значительных объемах продолжаются добыча и переработка некоторых полезных ископаемых [7]. Серьезным резервом для модернизации экономики и в Белгородской области, и в Удмуртской Республике наряду с отраслями промышленности является также развитие интенсивного сельского хозяйства. В Мурманской и Архангельской областях в связи с эффективным функционированием морских портов, как и раньше, важное место занимает торгово-транспортная составляющая процесса модернизации территориальной экономики.

Таким образом, как в теоретическом, так и в практическом аспектах большое значение имеет не только необходимость классификации старопромышленных регионов России, но и определение направлений, форм и методов осуществления модернизации и структурной перестройки в этих регионах на основе учета социально-экономических особенностей их функционирования и развития [10]. По мнению автора, актуальность модернизации и структурной перестройки экономики в старопромышленных регионах существенно выше, чем в сравнительно малоосвоенных регионах,

поскольку природно-ресурсная база последних значительно менее истощена. В заключение следует добавить, что выделение экономики и экологии старопромышленных регионов в качестве отдельного направления регионалистики позволит интенсифицировать процесс комплексного изучения этой группы регионов и тем самым повысить эффективность экономики страны в целом.

Список литературы

1. Архангельский порт - персональное евроокно «Норильского никеля». URL: http://nn.mediaplatforma. ru/Doc.aspx?lang=1&DocsID=547.

2. Глубоководный район «Северный» Архангельского морского порта. URL: http://belkomur. com/apxport.

3. Гришкина М.В. История Удмуртии. Первая половина XIX века: учебник. Ижевск: Удмуртия, 2010, 80 с.

4. Зерщикова Н.И. Развитие Архангельского морского порта - предпосылка освоения Севера и Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. Научно-информационный журнал.

2013. № 4. С. 56-61.

5. Истомин А.В. Региональные эколого-эконо-мические системы: проблемы, методы исследования, тенденции развития: монография. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2009, 188 с.

6. Капитонова О.А. Экология Удмуртской Республики: учебное пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010, 381 с.

7. Павлов К.В. Модернизация и инновационное развитие экономики на разных уровнях управленческой иерархии: монография. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013, 344 с.

8. Павлов К.В. Патоинституты, патоинституци-онализм и модернизация российской экономики // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 7. С. 126-134.

9. Павлов К.В. Региональные эколого-экономи-ческие системы: монография. М.: Магистр, 2009, 382 с.

10. Павлов К.В. Старопромышленные регионы: социально-экономические и экологические особенности функционирования и развития: монография. Ижевск: Институт компьютерных исследований,

2014, 276 с.

11. Развитие экономического потенциала северных регионов России. Апатиты: Изд-во Кольского научного цента РАН, 2011, 201 с.

National interests: priorities and security Strategy of economic advancement

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

FEATURES OF MODERNIZATION OF OLD INDUSTRIAL REGIONS

Konstantin V. PAVLOV

Abstract

The article deals with the traditional manufacturing in the Arkhangelsk and Murmansk regions and the Udmurt Republic. The article determines the socio-economic features of modernization of some old industrial regions of the Russian Federation, as well as the expediency to single out the economy and ecology of the old industry backward areas as a separate direction of regions studies.

Keywords: modernization, socio-economic features, old industry regions

References

1. Arkhangel'skii port - personal'noe evrookno "Noril 'skogo nikelya " [Arkhangelsk port - a personalized window of the Norilsk Nickel to Europe]. Available at: http://nn.mediaplatforma.ru/Doc. aspx?lang=1&DocsID=547. (In Russ.)

2. Glubokovodnyi raion "Severnyi" Arkhangel'skogo morskogo porta [The deep water area of "Northern" of the Arkhangelsk sea port]. Available at: http://belkomur. com/apxport. (In Russ.)

3. Grishkina M.V. Istoriya Udmurtii. Pervaya polovina XIX veka: uchebnik [History of Udmurtia. The first half of XIX century: a textbook]. Izhevsk, Udmurtia Publ., 2010, 80 p.

4. Zershchikova N.I. Razvitie Arkhangel'skogo morskogo porta - predposylka osvoeniya Severa i Arktiki [The development of the Arkhangelsk sea port is a prerequisite for the development of the North and Arctic]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. Nauchno-informatsionnyi zhurnal - North and market: formation of economic order. Scientific and information journal, 2013, no. 4, pp. 56-61.

5. Istomin A.V. Regional'nye ekologo-ekonom-icheskie sistemy: problemy, metody issledovaniya, tendentsii razvitiya: monografiya [Regional ecological-economic systems: problems, methods of research, development trends: a monograph]. Apatity, Kola Science Centre of RAS Publ., 2009, 188 p.

6. Kapitonova O.A. Ekologiya Udmurtskoi Re-spubliki: uchebnoe posobie [Ecology of the Udmurt Republic: a manual]. Izhevsk, Udmurtia University Publ., 2010, 381 p.

7. Pavlov K.V. Modernizatsiya i innovatsionnoe razvitie ekonomiki na raznykh urovnyakh uprav-lencheskoi ierarkhii: monografiya [Modernization and innovative development of the economy at different levels of the administrative hierarchy: a monograph]. Izhevsk, Institute of Computer Studies Publ., 2013, 344 p.

8. Pavlov K.V. Patoinstituty, patoinstitutsionalizm i modernizatsiya rossiiskoi ekonomiki [Pato-institutions, pato-institutionalism and modernization of the Russian economy]. Problemy teorii i praktiki upravleniya -Problems of theory and practice ofmanagement, 2013, no. 7, pp. 126-134.

9. Pavlov K.V. Regional'nye ekologo-ekonom-icheskie sistemy: monografiya [Regional ecological-economic systems: a monograph]. Moscow, Magistr Publ., 2009, 382 p.

10. Pavlov K.V. Staropromyshlennye regiony: sotsial'no-ekonomicheskie i ekologicheskie osoben-nosti funktsionirovaniya i razvitiya: monografiya [Old industrial regions: socio-economic and ecological peculiarities of functioning and development: a monograph]. Izhevsk, Institute of Computer Studies Publ., 2014, 276 p.

11. Razvitie ekonomicheskogo potentsiala sev-ernykh regionov Rossii [The development of the economic potential of the Northern regions of Russia]. Apatity, Kola Science Centre of RAS Publ., 2011, 201 p.

Konstantin V. PAVLOV

Kama Institute of Humanities and Engineering Technology, Izhevsk, Udmurt Republic, Russian Federation kvp_ruk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.