Научная статья на тему 'Особенности модели смешанного обучения и её возможные перспективы внедрения в ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения»'

Особенности модели смешанного обучения и её возможные перспективы внедрения в ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / ТЕНДЕНЦИИ / МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / HIGH PROFESSIONAL EDUCATION / LEARNING PROCESS / TENDENCIES / EDUCATION MODELS / BLENDED LEARNING / ENGLISH LANGUAGE / LMS MOODLE / E-LEARNING PACKAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкадорова Е. С.

В статье представлены основные тенденции в области современного электронного обучения в России и за рубежом; представлены средства информатизации в вузах, где особое внимание уделено моделям обучения. Вводится понятие модели смешанного обучения (blended-learning); выделены преимущества и особенности данной модели. При переходе СГУПС к модели смешанного обучения прогнозируются возможные результаты её внедрения в реальный образовательный процесс вуза. Представлены апробированные и внедрённые в LMS Moodle электронные учебно-методические комплексы (Новосибирск). Теоретической основой для их разработки является комплексный подход. По окончании обучения проведено анкетирование бакалавров и магистрантов о плюсах возможного использования электронного комплекса при изучении английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкадорова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLENDED-LEARNING AND ITS POSSIBLE IMPLEMENTATION INTO SIBERIAN STATE TRANSPORT UNIVERSITY

The paper outlines the main tendencies in the sphere of modern e-learning in Russia and abroad. The means of informatization are shown, where the focus is given to learning models. The author introduces a term of "blended-learning" and explains the advantages of its use. The paper describes features of blended-learning. Under the university transition to blended-learning the implementation results are predicted in the teaching process. The authors' opinion of how learning packages implemented into LMS Moodle in the work of students of Siberian State Transport University (Novosibirsk) are described. The theoretical base of their development is considered to be a complex approach. At the end of the studying the students' questionnaire is carried out on the feedback of their use.

Текст научной работы на тему «Особенности модели смешанного обучения и её возможные перспективы внедрения в ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения»»

тированными на достижение «Я-идеальное» бакалавра архитектурно-художественного профиля (психолого-педагогической поддержки студента);

- программно-учебно-деятельностный, включающий психолого-педагогическое сопровождение студента по освоению основной образовательной программы; основу компонента составляют программы дисциплин, соотнесённые с ФГОС по архитектурно-художественным направлениям; организованный учебный процесс, связанный с подбором графических и живописных заданий и упражнений, творческих тем, ориентированный на личностное развитие и профессиональную подготовку бакалавра архитектурно-художественного профиля;

- природный (первичная природа), состоящий из ландшафтов, климата, погодных и природных явлений, форм флоры и

Библиографический список

фауны, которые в творческой деятельности являются основой в поиске образца для «подражания», создания художественных образцов, т.е. основой проектирования искусственной природы (антропогенной среды);

- антропогенный (искусственная природа), представляющий собой созданные сознательной волей человека (коллективно и индивидуально) объекты, формы, произведения, не имеющие аналогов в первичной среде;

- творчески-конкурсный, обусловливающий вовлечённость студентов в художественно-творческую деятельность (в том числе, участие в художественных выставках, конкурсах), ориентированную на раскрытие творческого потенциала студентов и становления их индивидуального художественного стиля работы.

1. Bинограй Э.Г. Философия. Систематический курс: в 2 ч. Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2003; Ч. 1.

2. ^лженицын A.M. Собрание сочинений. Т. 9: 8.

3. Неменский Б.М. Искусство - Культура - Образование. Москва: Центр ХКО, 1993.

4. Андреев B^. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.

5. Андреев B.K Методики прочтения и создания художественного образа в архитектуре, изобразительном искусстве и декоративно-прикладном. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2013.

6. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: ^НТЕГ, 2007.

7. Изотова Е.И., Никифорова E.B. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М.: Академия, 2004.

8. Андреев B.K Проблема соотношения понятий креативности и творчества в художественной деятельности. Современное искусство: проблемы, тенденции, перспективы. Материалы международного фестиваля современного искусства «Увидеть невидимое». Хабаровск: ДBГГУ, 2011.

9. Бердяев Н.А. Cмысл творчества: Опыт оправдания человека. Москва: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2004.

10. Хрестоматия по психологии художественного творчества. Москва: Магистр, 1998.

11. Bbirora^ Л^. Психология искусства. Москва: Искусство, 1965.

12. Громов E.C. Природа художественного творчества. Москва: Просвещение, 1986.

13. Кузин B.C. Психология живописи. Москва: ОНИ^ 21 век, 2005.

14. Лапшин И.И. Художественное творчество. Пг.: Мысль, 1922.

References

1. Vinograj 'E.G. Filosofiya. Sistematicheskij kurs: v 2 ch. Kemerovo: Kemerovskij tehnologicheskij institut pischevoj promyshlennosti, 2003; Ch. 1.

2. Solzhenicyn A.M. Sobranie sochinenij. T. 9: 8.

3. Nemenskij B.M. Iskusstvo - Kul'tura - Obrazovanie. Moskva: Centr HKO, 1993.

4. Andreev V.I. 'Evristika dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan', 1994.

5. Andreev V.N. Metodikiprochteniya isozdaniya hudozhestvennogo obraza v arhitekture, izobrazitel'nom iskusstve i dekorativno-prikladnom. Habarovsk: Tihookeanskij gosudarstvennyj universitet, 2013.

6. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya. M.: SINTEG, 2007.

7. Izotova E.I., Nikiforova E.V. 'Emocional'naya sfera rebenka: Teoriya ipraktika. M.: Akademiya, 2004.

8. Andreev V.N. Problema sootnosheniya ponyatij kreativnosti i tvorchestva v hudozhestvennoj deyatel'nosti. Sovremennoe iskusstvo: problemy, tendencii, perspektivy. Materialy mezhdunarodnogo festivalya sovremennogo iskusstva «Uvidet'nevidimoe». Habarovsk: DVGGU, 2011.

9. Berdyaev N.A. Smysl tvorchestva: Opyt opravdaniya cheloveka. Moskva: OOO «Izdatel'stvo AST»; Har'kov: Folio, 2004.

10. Hrestomatiya po psihologiihudozhestvennogo tvorchestva. Moskva: Magistr, 1998.

11. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Moskva: Iskusstvo, 1965.

12. Gromov E.S. Priroda hudozhestvennogo tvorchestva. Moskva: Prosveschenie, 1986.

13. Kuzin V.S. Psihologiya zhivopisi. Moskva: ONIKS 21 vek, 2005.

14. Lapshin I.I. Hudozhestvennoe tvorchestvo. Pg.: Mysl', 1922.

Статья поступила в редакцию 28.01.15

УДК 372.881.111.1

Bykadorova Ye.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Foreign Languages Department, Siberian State University of Communication Lines (Novosibirsk, Russia), E-mail: bykadorova_es@mail.ru

BLENDED-LEARNING AND ITS POSSIBLE IMPLEMENTATION INTO SIBERIAN STATE TRANSPORT UNIVERSITY. The paper outlines the main tendencies in the sphere of modern e-learning in Russia and abroad. The means of informatization are shown, where the focus is given to learning models. The author introduces a term of "blended-learning" and explains the advantages of its use. The paper describes features of blended-learning. Under the university transition to blended-learning the implementation results are predicted in the teaching process. The authors' opinion of how learning packages implemented into LMS Moodle in the work of students of Siberian State Transport University (Novosibirsk) are described. The theoretical base of their development is considered to be a complex approach. At the end of the studying the students' questionnaire is carried out on the feedback of their use.

Key words: high professional education, learning process, tendencies, education models, blended learning, English language, LMS Moodle, e-learning packages.

Е.С. Быкадорова, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков Сибирского государственного университета путей сообщения, г. Новосибирск, E-mail: bykadorova_es@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ЕЁ ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

В статье представлены основные тенденции в области современного электронного обучения в России и за рубежом; представлены средства информатизации в вузах, где особое внимание уделено моделям обучения. Вводится понятие модели смешанного обучения (Ыended-leaming); выделены преимущества и особенности данной модели. При переходе СГУПС к модели смешанного обучения прогнозируются возможные результаты её внедрения в реальный образовательный процесс вуза. Представлены апробированные и внедрённые в LMS Moodle электронные учебно-методические комплексы (Новосибирск). Теоретической основой для их разработки является комплексный подход. По окончании обучения проведено анкетирование бакалавров и магистрантов о плюсах возможного использования электронного комплекса при изучении английского языка.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательный процесс вуза, тенденции, модели обучения, смешанное обучение, английский язык, LMS Moodle, электронные учебно-методические комплексы.

В развитии высшего профессионального образования в мире и в России наблюдается устойчивая тенденция стирания границ между очным и дистанционным обучением. Это происходит за счёт введения и активного использования современных электронных (в том числе онлайн) технологий организации учебного процесса. В ведущих зарубежных и ряде российских вузов акцент делается на развитие электронного онлайн-обучения, позволяющего совмещать работу и учёбу. Например, в рамках очного обучения полностью дистанционные программы предлагаются Пермским техническим университетом, Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики, начинают использоваться Уральским федеральным университетом, Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса и др.

В вузах РФ в соответствии с ФЗ-11 и с ФЗ-273, новый «Закон об образовании», от 3 февраля и 29 сентября 2012 г соответственно на уровне законодательных инициатив поддерживается активное применение дистанционных образовательных технологий электронного обучения. Кроме того, министерство образования и науки РФ планирует включить требования по использованию вузами дистанционных образовательных технологий в аккредитационные и лицензионные показатели, а также отразить их в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Как видим, в связи с поставленными перед вузами требованиями возникает необходимость в разработке, внедрении, развитии и совершенствовании электронного он-лайн обучения в реальный образовательный процесс вуза.

Изучение литературных источников и обращение к данным различных наук (педагогика, психология, информатика и эргономика) показало, что средства информатизации в вузах представлены и используются в виде трёх взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях: управление образовательным процессом; научно-исследовательская деятельность в вузе; развитие участников процесса обучения [1, С. 86]. Их содержание представлено на рис. 1.

Наибольший эффект от реализации средств информатизации в системе высшего профессионального образования, как показывают результаты проведённых исследований, достигается при интегрированном взаимодействии названных компонентов.

В зависимости от степени насыщенности образовательного процесса он-лайн технологиями доставка контента и характера взаимодействия участников в данном процессе эксперты различают следующие модели обучения [2, С. 7]:

- традиционное обучение, которое подразумевает взаимодействие участников процесса обучения без реализации электронных (он-лайн) технологий;

- традиционное обучение с веб-поддержкой, где 1-29% курса реализуется в сети. Здесь при выполнении самостоятельной работы доставка контента осуществляется через минимальное взаимодействие с системой управления учебным процессом = Learning Management System (LMS);

- смешанное обучение = blended-learning, где 30-79% курса используется он-лайн. Такое обучение комбинирует обучение в аудитории с занятиями в сети;

- полное он-лайн обучение осуществляется без очного взаимодействия (более 80% курса в сети).

Сегодня в СГУПС привычным явлением стало традиционное обучение с веб-поддержкой, построена и развивается Электронная Информационно-образовательная среда вуза.

Следующим этапом в развитии электронного образования СГУПС на основе массового внедрения электронных технологий в саму организацию учебного процесса нам видится построение модели смешанного обучения (Ыended-leammg). Определения понятия «смешанное обучение» рассматриваются у ряда авторов разнопланово и носят описательный характер. При этом в условиях изменения парадигмы современного высшего профессионального образования, базируясь на самой природе смешанного обучения, можно предполагать, что внедрение в педагогическую практику данной модели обучения способно повысить эффективность образовательного процесса. Таким образом, можно утверждать, что в различных пропорциях и в зависимости от характера преподавания дисциплины, смешанное обучение основывается на гибком комбинировании обучения в аудитории с занятиями в сети.

Это предположение исходит из анализа работ отечественных и зарубежных учёных по проблемам смешанного обучения [3], которое позволяет выделить следующие системные преимущества модели смешанного обучения в образовательном процессе СГУПСа.

Первое преимущество предполагает повышение качества обучения. Данный процесс происходит, во-первых, за счёт переноса центра тяжести с традиционных форм организации учебного процесса на управляемую преподавателем самостоятельную работу. Во-вторых, за счёт контролируемости и прозрачности процесса обучения, т.к. все параметры фиксируются системой и доступны для постоянного мониторинга со стороны организаторов и руководителей. В-третьих, за счёт мгновенной обратной связи, позволяющей оценить качество всех участников учебного процесса.

Второе преимущество связано с повышением ресурсоэф-фективности вуза за счёт значительной экономии как аудиторного, так и лабораторного фонда и затрат на его обслуживание, за счёт оптимизации процесса подготовки научно-методического обеспечения и учебно-методического материала (отказ от печатных форм, формирование курсов на основе открытых источников и т.д.). По оценкам экспертов в мире экономия ресурсов при организации модели смешанного обучения составляет в целом до 35% по отношению к традиционной.

Третье преимущество позволяет повысить эффективность работы преподавателя с учётом потребностей исследовательского университета. Оно даёт возможность частично отказаться от аудиторных занятий. При этом повышается мобильность преподавателя, появляется дополнительный временной ресурс на организацию методической и научной работы.

Четвёртое преимущество ориентировано на привлекательность вуза для абитуриентов. Оно направлено на потребности нового поколения студентов, воспитанного на новых технологиях, за счёт обеспечения повышенной мобильности обучаемых (нет необходимости каждый день ездить на занятия, есть возможность работать и др.).

Пятое преимущество предполагает обеспечение конкурентоспособной позиции СГУПС в международном образова-

Рис.1. Направленияиспользования средствинформатизации образования

тельном пространстве, активно использующем и развивающем технологии электронного обучения.

Шестое преимущество связано с тем, что отработанная модель смешанного обучения может стать платформой для привлечения дополнительного контингента работающих на производстве в магистерскиепрограммы.

Таким образом, задача внедрения дистанционных (электронных) технологий в учебный процесс по очной форме обучения ставит перед вузом дополнительные задачи по организации и обеспечению этой принципиально новой формы организации учебного процесса. В связи с этим меняется характер эмоционально-интеллектуального взаимодействия преподавателя и студента. В новой модели преподаватель-эксперт становится соавтором, на место авторитарности приходят прозрачность и совместное ученичество.

С этой точки зрения уместно говорить не о воспитательной работе со студентами, а своего рода коучинге (англ. coaching) как инструменте личностного развития и профессионального становления студентов. Роль преподавателя-коучера предполагает организацию пассионарного обучения и ухода от внешней мотивациистудентакучению [3, с.10].

Ниже в табл. 1 представлены возможные первые шаги реализации модели смешанного обучения в условиях СГУПС.

В LMS Moodle уже получены определённые результаты на кафедре «Иностранные языки» в СГУПСе.

Разработаны и внедрены в LMS Moodle следующие электронные учебно-методические комплексы: «Английский язык для строителей и архитекторов», «Применение воды в науке и технике», предназначенные студентам направления «Строительство»; «Английский язык для инжене-

Таблица 1

Шаги реализации модели смешанного обучения в условиях СГУПС

п/п Шаг Характеристика

1. Лекционные занятия он-лайн Возможно выведение ряда лекционных курсов в он-лайн обучение с использованием онлайн трансляции, он-лайнвебинаров, либо качественных записей лекций в комбинации с технологиями самотестирования. На первом этапе речь может идти о сквозных курсах, присутствующих во всех ООП (социально-гуманитарные дисциплины). Массовость данных дисциплин благоприятна для создания качественного электронного контента - видеолекций, а также может дать весомый эффект экономии аудиторного фонда и времени преподавателя.

2. Выведение части практических занятий в режим вебинаров Такие возможности вебинаров, как возможность для участников пользоваться общим рабочим столом, возможность услышать ответ любого участника, задать вопрос, показать свои работы всем участникам, провести опрос и тестирование, выводит данную форму на полноценную замену традиционного практического занятия. Представляется возможным практиковать занятия-вебинары для дисциплин, не предполагающих использование лабораторного оборудования. Несколько ограничены возможности системы и при использовании формул и расчётов. Однако, данная технология, на наш взгляд, может найти применение в магистерских программах, позволяя проводить занятия в вечернее время для работающих магистрантов.

3. Смешанная модель проведения лабораторных работ Использование виртуальных лабораторных работ как этап подготовки к реальной ЛР с тестированием на получение допуска в электронной среде позволит сократить время пребывания студента в лаборатории и более эффективно использовать лабораторный фонд.

4. Часть рейтинговых баллов переводится на взаимодействие с электронной средой Электронная среда становится платформой для перевода части рейтинговых баллов студентов (тесты, автоматические индивидуальные задания, подготовка к лабораторной работе, автоматическое проведение через «антиплагиат» всех студенческих работ до их предъявления преподавателю), что приближает технологию смешанного обучения к распространённой западной технологии массовых он-лайн курсов (MOOC - Massive Open Online Course).

5. Консультации в режиме веби-наров (и форумов) по специальному расписанию Консультации в режиме вебинаров (и форумов) по специальному расписанию -полноценная замена аудиторных консультаций по ряду дисциплин. В качестве закономерного развития системы смешанного обучения можно прогнозировать введение полного дистанционного обучения по отдельным дисциплинам (по модели МООС), проведение дистанционных семестров (например, для очной магистратуры).

6. Комплексы самотестирования на достижение результатов обучения Использование комплексов самотестирования на достижение результатов обучения по ряду дисциплин позволит организовать систему допуска к промежуточной аттестации по дисциплине с минимальным участием преподавателя.

7. Проектная и групповая работа в электронной среде на основе использования сервисов LMS Moodle, либо открытых инструментов и сервисов Подготовка и проведение групповой и проектной работы в электронной среде на основе LMS Moodle, открытых инструментов, сервисов и др. (блоги, вики, интернет-закладки, сервисы размещения фото, видео и др.). Преимущества сетевой организации данного вида учебного взаимодействия очевидны: прозрачность участия каждого студента в процессе обучения, на любом этапе выполнения работ можно отследить результаты, есть возможность сохранения результата и использования его в дальнейшей организации учебного процесса, удобство организации LMS Moodle (нет необходимости встречаться, независимость от времени консультации).

ров-механиков» для студентов направления «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» [4, 5, 6, 7, 8]. Они способствуют информатизации и оптимизации процесса обучения английскому языку будущих инженеров и позволяют:

1) организовать преемственное обучение английскому языку в многоуровневой системе образования с использованием модели смешанного обучения;

2) снизить затраты на приобретение учебных пособий и тиражирование раздаточных и контролирующих материалов;

3) создать базу для дистанционного обучения.

Разработка электронного учебно-методического комплекса по английскому языку для бакалавров и магистров включает онлайн компонент для самостоятельной работы, внедренный в LMS Moodle; руководство для пользователей. Данный комплекс позволяет оптимизировать процесс обучения и эффективно формировать аспекты профессиональной компетентности будущих инженеров, связанные с билингвальным владением терминологическим аппаратом и широким профессиональным кругозором.

Теоретической основой для разработки является комплексный подход. Электронный комплекс поможет повысить качество обучения, основываясь на индивидуально-дифференцированном подходе к организации процесса интеллектуально-личностного взаимодействия между преподавателем и студентами (бакалаврами и магистрами).

По окончании обучения проведено анкетирование бакалавров и магистрантов о плюсах возможного использования электронного комплекса при изучении английского языка. Анкетирование проводилось в октябре 2014 г на кафедре «Иностранные языки» СГУПСа, в опросе принимали участие бакалавры 1-3 курсов и магистры факультетов «Промышленное и гражданское строительство» и «Управление транспортно-технологическими комплексами». Всего приняли участие 150 человек. Опрос показал, что обучение с помощью электронного комплекса даёт целый ряд преимуществ: 1) экономию времени на подготовку к занятиям, т.к. все учебные материалы находятся в одном месте (33,9 % опрошенных); 2) мобильность и удобство извлечения информации: она находится в ноутбуке, и нет необходимости

носить учебники и рабочие тетради (27,9%); 3) банк заданий составлен с учётом уровня владения английским языком (13,1%);

4) есть возможность тренировочного тестирования (7,9%);

5) упрощается процесс планирования самостоятельной работы (7,3%); 6) есть дополнительная аудио и видеоинформация (5,2%); 7) доступен мониторинг и контроль индивидуальной работы со стороны преподавателя с внесением корректив в деятельность студента (4,7%).

Библиографический список

В итоге мы установили, что электронный комплекс пригоден и востребован для реализации в практике профессионально-ориентированного обучения английскому языку с целью повышения эффективности деятельности (преподавание и учение) участников процесса обучения.

Перспективными направлениями исследования является разработка и внедрение практических материалов по другим направлениям и специальностям [9; 10].

1. Быкадорова Е.С., Скибицкий Э.Г. Средства информатизации как педагогический инструмент подготовки компетентных выпускников транспортного вуза. Сибирский педагогический журнал. 2009; 3: 85-95.

2. Elaine Allen and Jeff Seaman. Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States. Babson Survey Research Group and Quahog Research Group, LLC, 2013, р.7.

3. Волегжанина И.С., Быкадорова Е.С., Чусовлянова С.В. Информационно-коммуникационная платформа развития профессиональной иноязычной компетентности обучающихся инженерных направлений и специальностей в многоуровневой системе образования. Мир науки, культуры, образования. 2014.

4. Быкадорова Е.С., Володина Д.В. Water in Science and Engineering = Применение воды в науке и технике. Новосибирск: СГУПСа, 2014.

5. Быкадорова Е.С., Веселова С.А. English for Builders and Architects = Английский язык для строителей и архитекторов. Новосибирск СГУПСа, 2013.

6. Быкадорова Е.С., Веселова С.А. English for Builders and Architects = Английский язык для строителей и архитекторов. Новосибирск: СГУПСа, 2013.

7. Быкадорова Е.С. Английский язык для инженеров-механиков (English for Mechanical Engineers). Новосибирск: СГУПСа, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Быкадорова Е.С. Английский язык. Новосибирск: СГУПСа, 2011.

9. Быкадорова Е.С., Мануйлова С.О. The Basics of Management = Основы менеджмента. Новосибирск: СГУПСа, 2013.

10. Быкадорова Е.С., Волегжанина И.С., Чусовлянова С.В. English for the 1st year students = Английский язык. Новосибирск: СГУПСа, 2014.

References

1. Bykadorova E.S., Skibickij 'E.G. Sredstva informatizacii kak pedagogicheskij instrument podgotovki kompetentnyh vypusknikov transport-nogo vuza. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2009; 3: 85-95.

2. Elaine Allen and Jeff Seaman. Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States. Babson Survey Research Group and Quahog Research Group, LLC, 2013, r.7.

3. Volegzhanina I.S., Bykadorova E.S., Chusovlyanova S.V. Informacionno-kommunikacionnaya platforma razvitiya professional'noj inoyazych-noj kompetentnosti obuchayuschihsya inzhenernyh napravlenij i special'nostej v mnogourovnevoj sisteme obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014.

4. Bykadorova E.S., Volodina D.V. Water in Science and Engineering = Primenenie vody v nauke i tehnike. Novosibirsk: SGUPSa, 2014.

5. Bykadorova E.S., Veselova S.A. English for Builders and Architects = Anglijskij yazyk dlya stroitelej i arhitektorov. Novosibirsk SGUPSa, 2013.

6. Bykadorova E.S., Veselova S.A. English for Builders and Architects = Anglijskij yazyk dlya stroitelej i arhitektorov. Novosibirsk: SGUPSa,

2013.

7. Bykadorova E.S. Anglijskij yazyk dlya inzhenerov-mehanikov (English for Mechanical Engineers). Novosibirsk: SGUPSa, 2011.

8. Bykadorova E.S. Anglijskij yazyk. Novosibirsk: SGUPSa, 2011.

9. Bykadorova E.S., Manujlova S.O. The Basics of Management = Osnovy menedzhmenta. Novosibirsk: SGUPSa, 2013.

10. Bykadorova E.S., Volegzhanina I.S., Chusovlyanova S.V. English for the 1st year students = Anglijskij yazyk. Novosibirsk: SGUPSa,

2014.

Статья поступила в редакцию 19.01.15

УДК 378.02:37.016

Bashmakova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Department, Saint-Petersburg Humanities University of Trade Unions (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: nataly1603@mail.ru

MEDIATION AS A PHENOMENON AND AN IMPORTANT COMPONENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE MODERN SPECIALIST IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION OF SOCIETY. The author describes the specificity of the concept of "mediation" in the paper. Generalizing the existing results, the main paradigms of its studying in various areas of scientific knowledge have been allocated. The perspective directions for the research concerning the problems of mediation as a special type of making professional activity of a specialist in conditions of globalization of the society have been defined. It is the linguocultural mediation that is considered as a key direction, for it is aimed at realization of the social demand of the Russian society for training of the modern specialists of a humanitarian profile and the specialists, who are capable to act as intermediaries between their own and other professional spheres and cultures, to carry out the communicative activity related with linguocultural mediation.

Key words: mediation, phenomenon, paradigm of research, research direction, linguocultural mediation, based communicative activity, professional spheres and cultures, conditions of globalization of society.

Н.И. Башмакова, канд. пед. наук, доц. каф. английской языка Санкт-Петербургского Гуманитарного университета

профсоюзов, г. Санкт-Петербург, E-mail: nataly1603@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.